Переход из протестантизма в православие

Ответ священника:

Прежде, чем ответить на вопрос о последствиях перехода человека из Православия в Протестантизм, выясним, что из себя представляет Протестантское движение и какова его история.

Протестантизм зародился в лоне Римо – Католической Церкви в начале 16 века. Причины его появления были, как политические, так и духовные. Политические заключались в разногласиях между отдельными европейскими государствами и оппозиции германских народов Риму и власти папства. Духовные причины крылись в упадке религиозной жизни самой Католической Церкви, что вызывало справедливый протест части верующих против её многочисленных злоупотреблений и новшеств, таких как, например, торговля индульгенциями, запрет мирянам читать Священное Писание, светская власть папства, симония. Назревала необходимость реформировать вероучение и церковную жизнь. Вскоре, для этого представился и повод. Немецкий католический священник Мартин Лютер, возмущённый продажей разрешительных грамот в германских государствах (индульгенции, кстати, сохранились в Католичестве до сего дня), открыто выступил против этого и в 1517 году прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов, осуждавших торговлю отпущением грехов. Лютер был поддержан светскими властями Германии, желавшими освободиться от власти папы. Параллельно с Лютером, в Швейцарии реформаторское движение возглавили Цвингли и Кальвин, а в 1534 году в Англии, в результате разрыва канонических отношений с Римом, появилась Англиканская Церковь. Так началось протестантское движение в Европе, вследствие чего, от Католической Церкви откололась половина её паствы.

Первоначально, существовало 3 крупных протестантских течения: Лютеране, Реформаты, или Кальвинисты, и Англиканская Церковь. Но мир Протестантизма не сохранил своей монолитности и в самое короткое время рассыпался на десятки и сотни направлений. Фундаментом Протестантского богословия стали 3 принципа:

1. Единственным источником вероучения была признана только Библия.

2. Спасение, по мнению Протестантов, совершается лишь через веру в Иисуса Христа.

3. Всеобщность священства.

Пытаясь бороться против заблуждений Католичества, Протестанты хотели возвратиться к состоянию чистоты Церкви первых веков Христианства, но, не имея представлений о Восточном Православии, сохранившем неповреждённым учение Христа и Апостолов, будучи не знакомы с творениями его великих Отцев, Протестанты исполнили печальную пословицу: выплеснули вместе с водой ребёнка. Справедливо выступая против ложных преданий Католичества, они отвергли и истинное Предание Церкви, признав единственным вероучительных источником Писание (Библию). Возмутившись юридическим представлением о добрых делах, как о заслугах перед Богом, совершенно отвергли их необходимость и утвердили возможность спасения лишь верой в Иисуса Христа. Соблазняясь роскошной и распущенной жизнью высшего духовенства Рима, Протестанты отказались от священства, как особого харизматического служения в Церкви, утвердив за каждым мирянином право, быть «священником».

Все эти предпосылки и привели к тому, что мир Протестантизма ещё дальше удалился от Апостольской Церкви, чем Католичество. Среди всех вероучительных заблуждений, наиболее важным здесь стало учение о спасении лишь верой и отрицание возможности освящения Богом материи. Отсюда – превращение Таинств лишь в наше, человеческое воспоминание о том, что совершил Христос. Отвержение почитания Креста, мощей, икон и других материальных святынь. Отказ от молитвенного призывания и почитания Святых и Богоматери, молитв за усопших и аскетики, как систематической борьбы с грехом. Одним словом, Протестантизм повредил самые глубинные основы Христианства и оказался за границами Церкви.

Теперь поговорим о том, не является – ли грехом переход из Православия в Протестантизм.

Наше время можно охарактеризовать, как период религиозного охлаждения, когда единственным настоящим «богом» для многих стало сребролюбие (любовь к деньгам), любостяжание (любовь к материальным благам и их приобретению), и сластолюбие (любовь к удовольствиям). А потому и духовная жизнь некоторых православных (по крещению) христиан ограничивается поиском более «лёгких» и «удобных» путей спасения, чем предлагает Церковь. Вопрос этот решается каждым по – разному: кто считает, что достаточно верить в Бога в душе, а остальное – необязательно, кто бывает в храме лишь два раза в жизни: на крестинах и отпевании, а кто думает, что «для спасения души, все святые – хороши!» и, к сожалению, отступает от Православия в Католичество, Протестантизм или секты.
Ведь там всё «достижимо» без особого труда: за богослужением сидят, нет дисциплины постов и аскетики, уверуй во Христа, и ты – спасён, а самое главное, там всё — «бесплатно», да ещё и помощь оказывают! (хотя хорошо известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке).

Вот и отпадают многие крещёные, но не воцерковлённые люди, от единства с Церковью.
Грех – ли это? – Безусловно. Сам Спаситель заповедал: «Если кто и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18,17). А святитель Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». И принцип: «всё равно, как верить, ведь Бог – один, лишь – бы быть хорошим человеком», здесь не срабатывает потому, что Христианство не нравственность ставит главной целью жизни. Главная цель: обретение спасительных отношений человека с Богом и вхождение в вечное, блаженное общение с Ним. А для этого мало быть приличным человеком. Необходимо воспользоваться спасительными средствами усвоения плодов Искупительной Жертвы Христа. А они — есть не во всякой общине, именующей себя Церковью. И здесь оказывается вовсе не всё равно, куда ходить и во что верить, ведь не всякая Церковь сохранила в полноте неповреждёнными эти средства.

Поэтому, чтобы выразить понятным нам языком состояние человека, отпавшего от Православия, скажем, что существует каноническая практика лишения умершего в этом грехе, отпевания и других видов церковного поминовения. А для лиц, осознавших свой грех, и желающих вернуться из инославия, или иноверия в общение с Церковью, есть специальные чины приёма. Всё это говорит о серьёзности последствий отпадения от Православия.

1.ИСПОВЕДЬ
Об этом поучает Василий Великий: «Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старце пред пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления».
Прообразом Новозаветного таинства покаяния был козёл отпущения в Ветхом Завете (Лев. 16,21), а также и сам образ тогдашнего прощения от Господа. Если он (согрешивший) виновен в чём-нибудь из сих и исповедается, в чём он согрешил… лишь тогда жертвою через священника прощался Господом (Лев. 5,5; 16,21; Числ. 5,7).
В Новом Завете апостолам, а чрез них и их преемникам, дано служение Святого Духа крестить, возлагать руки и т.д., а также и вязать и решить: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20,23)
Кающийся видит себя как бы выбитым волнами греховного житейского моря за борт ковчега спасения – Церкви (1Пет. 3,20-21), заблудившим сыном Отца Небесного и т.п. Приходя же с покаянием, являет своё искреннее желание вернуться в «дом отчий» (см. притчу о блудном сыне Лк. 15,11-32). Тогда пресвитер молится над главою кающегося
Поэтому так часто в Православной Церкви сравнивается таинство исповеди с таинством святого крещения. «Покаяние есть возобновление крещения»
наставлением апостола Иакова: признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга (Иак. 5,16).
Некоторые протестанты выражают твёрдую уверенность в том, что «устная исповедь никогда не являлась следствием духовной необходимости, способствовавшей спасению души».
С этим мнением нельзя согласиться. Ибо библейское повествование о том, что многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19,18), говорит как раз об этой духовной необходимости кающихся и о естественности такой потребности как исповедь.
Тертуллиан в своё время пасторски увещевал тех, которые из ложного стыда не хотели исповедывать грехов своих. Он говорил, что это неестественно для христианской души, ибо можно укрыться от людей, но не от Бога. Лучше быть разрешённым открыто, нежели осуждённым втайне. Он замечает также, что не исповедующие грехов своих погибнут подобно тому, как погибает больной, из стыда не открывающий болезни своей врачу, могущему исцелить его.
Говорит Ориген. — Как имеющие не сваренную пищу или обремененный мокротами желудок, когда сблюют получают облегчение. Так и согрешившие, когда скрывают и удерживают в себе грех, чувствуют внутреннюю тягость и почти задыхаются от флегмы или мокроты греховной. Но когда он сам себя обвиняет и исповедуется, то вместе извергает грех и уничтожает причину немощи. Только будь осмотрительнее, кому ты должен исповедать свой грех. Отыщи прежде врача, кому бы открыть причину недуга и который бы умел быть со слабым – слабым, плакать с плачущим, который умел бы сострадать и сочувствовать. И если он скажет что-либо и посоветует, то так делай и исполняй».
протестанты не делают различия между евангелизацией, призывающей заблудших стать христианами, и внутрицерковной жизнью уже ставших христианами, и первым измеряют необходимость последнего.
«Свидетели Иеговы», спрашивая: «А почему это, если христиане и апостолы верили в Троицу, этого слова даже нет в Библии!
Православной Церкви о покаянии и исповеди неприложима. В отличие от католичества, православное исповедание не возлагает на священника роли праведного судьи, оставляя этот суд Единому Судии всех Богу (Евр. 12,23). «Я являюсь только свидетелем твоего раскаяния», — говорит священник перед исповедью.
Росток покаяния должен произрасти из сердца кающегося, он не может быть насаждён извне священником
Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин. 1,8). Вопрос об исповеди – это не вопрос о наличии или отсутствии греха, а лишь о средствах борьбы с ним.
Никаким учением о грехе грех не устранить.
можно учредить некую плату за грехи и умереть со словами Франциска Ассизского: «я не сознаю за собою никакого прегрешения, которого я не искупил бы исповедью и покаянием».
Некоторые протестанты рассматривает покаяние как разовый акт, как явление важное, но всё же временное.
В Православии покаяние понимается как всегдашнее состояние.
В Православии слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9,12) понимаются как важнейшее условие постоянного богообщения,
«Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5,8.), – говорит Господь. Для всякого грешника путь к этому состоянию пролегает также чрез смирение. «Надо сперва усмотреть свой грех, – наставляет святитель Игнатий, – потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне».
Да, христиане заблуждаются и в покаянии не реже, чем во всём остальном. Вспомним хотя бы евангельских мытаря и фарисея (Лк. 18,10-14). Один, взглянув в себя, обрел видение чужих грехов, другой — видение своих.
Православная Церковь требует от кающегося не просто «перечисления» грехов, а их глубокого осознания, сердечного раскаяния и твердого намерения исправить свою греховную жизнь.
Надо заметить, что и у некоторых протестантов греховность не исчезает после публичной исповеди. Как бы им этого ни хотелось, но автоматически они не становятся безгрешными даже после крещения. Баптистам хочется помнить лишь одно: «Я покаялся. Это — факт! Факт совершившийся, факт, которого я никогда не забуду!
Но православные не забывают и иной факт — все мы много согрешаем (Иак. 3,2), а если продолжаем грешить, то значит, надо опять каяться, опять умирать для дней прошлых, чтобы жить со Христом в будущем и не терять Его более.
Итак, протестанты обвиняют православную исповедь в том, что иногда грешник кается лишь формально, оставаясь тем же, и таким образом исповедь потворствует греху. Но не гораздо ли более потворствует греху учение о ненужности исповеди
св. Киприана Карфагенского: «Лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нём, исповедуют однако ж это с сокрушением и в простоте пред иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают пред ними бремя души своей, ищут спасительного врачества, даже малым и неопасным ранам… Прошу вас, возлюбленнейшие братья, да исповедуем каждый свой грех, доколе согрешивший, находится ещё в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом».
Фирмиллиан епископ Кесарии Каппадокийской (233г): «Власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, которые основали они, будучи посланы от Христа, и епископам, которые наследовали им по преемству».
Ориген: «Есть и ещё способ (седьмой в его перечислении) прощения грехов чрез покаяние. Способ трудный и тяжкий. Когда грешник омывает своё ложе слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь. И когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства, следуя сказанному: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс. 31,5)».
Афанасий Великий: «Как человек крещаемый от человека т.е. священника, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в покаянии грехи свои, приемлет оставление их чрез священника благодатью Иисуса Христа».
Святитель Василий Великий: «Исповедывать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство тайн Божиих».
Иоанн Златоуст: «(священники) допущены распоряжать небесным, получили такую власть, какой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам. Ибо не ангелам сказано: Что вы свяжете на земле…». «Ты стыдишься открыть раны человеку, а не стыдишься пред всевидящим Богом. Не хочешь исповедать их и покаяться: но в страшный день не перед одним, не перед двумя, а перед всею вселенною представятся».
На фоне вышеприведённых ясных свидетельств наиболее знаменитых христиан древней Церкви, совсем нелепо выглядит категоричное утверждение П.И. Рогозина: «христианская Церковь не испытывала никакой нужды в устной исповеди в течение 1200 лет
Опыт ощущения духовных ран влечёт нас во врачебницу. Они (раны) есть и у протестантов, но беда в том, что они их не чувствуют или, точнее говоря, стараются не чувствовать. В Православии это называется духовной слепотой. Оно (православие) научает чувствовать боль раскола между душой человека и Богом в те моменты, когда мы согрешаем, но нам опытно известна и радость разрешения от Господа.
Поэтому в минуту разлучения с Ним мы не ищем позволительной цитаты в Библии, чтобы пав, со слезами покаяться пред Богом (пусть даже такие цитаты и есть). Нам не нужны доказательства теории. Пока человек не ощутит это на практике, никакие доводы его не убедят.
Баптист кается однажды, и радость этого покаяния проносит через всю жизнь — это хорошо. Плохо то, что этой исповедью он пытается заменить необходимость всех последующих.
«Исповедание – это не просто рассказ о грехах; — говорит Ч.Райри, — исповедать грехи значит — увидеть их так, как их видит Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *