Переславль залесский никольский монастырь

загрузка карты…

Действующий женский монастырь. Основан около 1350 г.
Сохранившиеся постройки монастыря ХVIII-ХХI вв., из них объектами культурного наследия являются постройки XVIII – нач. XX вв.

Состояние: Полностью восстановлена устаревшая Благовещенская церковь, заново построена монастырская ограда с въездными воротами. На месте полностью взорванного в 30-е года прошлого века храма возведен собор в честь святителя Николая, Колокольня. Монастырь имеет подворье в с. Годеново Ростовского района.
Состав: Собор святого Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Димитрия Прилуцкого и святого мученика Виктора, Благовещенский храм с приделом Всех Святых, Надвратный храм апостолов Петра и Павла, Храм в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи (под звонницей)

Особо чтимые святыни:

  • Животворящий Крест Господень (Храм Иоанна Златоуста. с. Годеново Ростовского района, подворье обители)

В соборе Святителя Николая:

  • Корсунский крест-мощевик с частицами мощей 19 святых
    Происхождение корсунских крестов относят к Х веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название. Как известно, «корсунскими» принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из них ныне находится в Никольском соборе монастыря. Торжественная передача Корсунского креста из музея в монастырь состоялась 12 июня 2010 года)
  • Мощи святых (князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника)
  • Рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых

Чтимые образы

  • Святителя Николая с частицей мощей;
  • Святителя Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей;
  • Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей;
  • Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей;
  • Святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей;
  • Святого мученика Виктора с частицей мощей;
  • Святого праведного Иоанна Русского с частицей мощей;
  • Священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей

Дни памяти святых

  • 22 мая, 19 декабря – День памяти Святого Николая Чудотворца
  • 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 12 июля – День памяти свв. апп. Петра и Павла
  • 24 февраля – День памяти преп. Дмитрия Прилуцкого
  • 24 ноября – День памяти муч. Виктора
  • 18 июля и 8 октября – Дни памяти преп. Сергия Радонежского
  • 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 9 ноября – День памяти св. кн. Андрей Смоленски
  • 4 августа – День памяти преп. Корнилия Молчальника
  • 29 октября – День памяти священномученика Евгения
  • 19 ноября – День памяти св. муч. Никиты, епископа Орехово-Зуевского

На подворье (с. Годеново Ростовского района, подворье обители):

  • 11 июня – День явления Животворящего Креста Господня
  • 9 февраля, 27 сентября, 26 ноября – Дни памяти св. Иоанна Златоуста
  • 1 июня – День памяти Боголюбской иконы Божьей Матери

Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме

Описание:
По преданию, обитель во имя святителя Николая основал на болоте неподалеку от древних стен Переславля в ХIV веке сын переславского купца, теперь общеизвестный русский святой, Димитрий Прилуцкий, ученик и друг преподобного Сергия Радонежского.
Первые каменные постройки на территории монастыря появились лишь в конце ХVII — начале ХVIII столетия, возведенные на средства московских купцов и граждан Щелягиных, братьев Холщевниковых и Герасима Обухова.
В конце ХIХ века Никольский монастырь был обращен в женский. До революции 1917 года были отреставрированы почти все церковные здания, имеющиеся в тот момент на его территории. Однако в советские годы эта обитель лишилась монастырских стен, колокольни и своего главного храма – Никольского собора.
Жизнь в полуразрушенный монастырь заново вдохнули две насельницы, прибывшие в Переславль в 1994 году. С тех пор количество монахинь значительно выросло. Были отреставрированы старинные церкви и, благодаря вкладам нынешнего ктитора Никольского монастыря Виктора Тырышкина, на территории обители на месте разрушенных храмов выросли новые. Первый из них, высокий и красивый Никольский собор с золотыми куполами, сегодня является одной из архитектурных доминант города.

Святые источники

Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека.

Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь — во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался — «Николаевский, что на болоте». Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая «всякому торговому люду». Ведь основатель этой обители был купеческим сыном… Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя «подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей…». Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере «общежительный» монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий «отошёл в мир иной». Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с ХV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни.

Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в ХV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий — благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.

Приблизительно в конце ХVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма — Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети ХVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца ХVII — первой половины ХVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни.

10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу ХIХ века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек.

В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители «проживали люди». Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в «общество верующих». Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и «…1 — монашка, в б. покойницкой монастыря». Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был «по плану ликвидирован… ввиду низости грунта и частого насаждения», плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда «по программе улучшения жилищных условий».

Монастырь во имя Святителя Николая был возвращён Русской Православной Церкви в 1993 году. Многое с тех пор изменилось. Прошли реставрацию старые здания, выросли новые стены, на месте утраченных вновь появились храмы. В 1997 году обитель получила в качестве подворья Златоустовский храм в селе Годеново, где находится явленный Животворящий крест Господень. Значительно увеличилось и количество сестёр обители, приехавших сюда со всей России. Они ведут своё хозяйство, принимают участие в строительных работах, трудятся в иконописной и швейной мастерских, принимают паломнические группы… Пришло время несколько слов сказать о достопримечательностях монастыря.

При въезде в обитель справа располагаются Святые ворота, увенчанные отреставрированной в конце 1990-х годов надвратной церковью Петра и Павла в стиле барокко. Этот храм был устроен в 1748 году «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», захороненнных здесь же, под вратами. Напротив, в противоположной части обители, ещё одна старинная тёплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена она была так же в 1748 году на месте, где за три года до её постройки сгорела церковь во имя Казанской Божьей Матери. После пожара новый храм, уже каменный, помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол старой части храма, согласно надписи, выполнен в конце ХIХ века на средства служащих Переславской мануфактуры Филиппа Угрюмова. На внутренних стенах и сводах церкви — помогающие создать особый настрой прекрасно сохранившиеся росписи. Не так давно они были обнаружены под слоем извести. Их расчистили и укрепили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Согласно канонам Русской Православной Церкви, здесь взамен утраченного теперь устроен новый вызолоченный иконостас. В резном ковчеге покоятся частицы мощей святых Киево-Печёрской лавры, полученные от наместника Китаевой пустыни архиманрита Прохора. Несмотря на то, что большая часть церковного убранства появилась здесь недавно, в храме витает дух старины, чувствуется какая-то особенная благодать.

Особое место в Свято-Никольском женском монастыре занимает главный храм — величественный Никольский собор с сияющими золотом куполами. Он украшает монастырский ансамбль и благодаря своим размерам является одной из архитектурных доминант города. Сегодня это самый высокий и вместительный храм в Переславле: его высота — 40 м, расчитан он на тысячу молящихся. Удивительный собор возник здесь совсем недавно. Это произошло благодаря горячему усердию сестёр этой обители во главе с настоятельницей — игуменьей Евстолией. Возведён по мотивам Киево-Печёрской лавры и древнейших соборов Московского Кремля (архитектор В.Н. Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора ХVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол — во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители — Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского — святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора — святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной «Компании ВИТ», кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены.

Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых — князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором — несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, «ликвидированного» в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами.

Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

15 октября 2020 года отошла ко Господу насельница Никольского женского монастыря схимонахиня Ревекка (Галина Дмитриевна Доброгорская).

Схимонахиня Ревекка родилась 6 сентября 1944 году в семье учителей в Горьковской области. Получила музыкальное образование и работала скрипачкой в симфоническом оркестре.

В 1996 году пришла в Никольский монастырь. 18 декабря 2000 года была пострижена в мантию с именем Корнилия, 8 апреля 2016 года — в великую схиму.

— В Никольский монастырь Господь её привел в 1996 году — на второй год после открытия обители, — делится настоятельница Никольского женского монастыря игумения Евстолия (Афонина). — Все труды и нестроения первых лет существования монастыря мать Ревекка вынесла на своих плечах — послушания певчей, коровницы, старшей подворья и другие.

Особенную любовь и дерзновение матушка всегда проявляла к чтению Псалтири. Не было в монастыре более дерзновенной молитвенницы, всегда готовой на любое послушание. Вновь приходящим сестрам мать Ревекка показывала пример самоотречения и особенную любовь к молитвенному служению обители. Раньше других в ней проснулась дерзновенная любовь к ночному бдению.

Бог одарил её недюжинным физическим здоровьем, к которому она относилась весьма пренебрежительно, и скорбела, что Господь не посылает ей болезни. И на это её прошение откликнулся Господь, послав ей изнурительную онкологическую болезнь, от которой она и скончалась на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Верим, что её страждущая душа обрела покой в Небесных обителях и в её лице Никольская обитель приобрела дерзновенную молитвенницу за её родной монастырь.

В фондах Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится редкий памятник русского декоративно-прикладного искусства – запрестольный крест из собора Николая Угодника Никольского монастыря1. Он поступил в музей в 1923 г. и в каталожный карточке значится как «крест корсунский четырехконечный, дубовый, византийской формы XVI-XVII вв.». В то же время, среди служителей церкви до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростово-Ярославской епархии, связанной своим происхождением с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». И в обстоятельствах, когда возобновленный Никольский монастырь и епархиальные власти пытаются настаивать на возвращении креста в обитель, вопрос о его датировке приобретает принципиальное значение.

Переславский «корсунский» крест имеет весьма внушительные размеры. Его высота – 208 см (с рукоятью – 239 см), ширина – 135 см. Его ветви неодинаковой длины, нижняя – заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа креста обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и полудрагоценными камнями-кабошенами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней-яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из речного жемчуга и стеклянных бусин.

На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии – Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; на концах – Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях – Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и Чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии – Вознесение Христово; на концах – Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях – Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц серьезно повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения)2.

Сохранившиеся до нашего времени документы Никольского монастыря не дают никаких сведений о происхождении «корсунского» креста и обстоятельствах его появления в обители3. Сторонники древности этого памятника апеллируют к мнению известного историка церкви и исследователя переславской старины А.И.Свирелина, посвятившего кресту отдельную работу4.

Отнесение креста к «корсунским» древностям Свирелин аргументирует его схожестью со знаменитым запрестольным крестом из Успенского собора Московского Кремля: «Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу (выделено нами – Л.С. ) Корсунских крестов»5. Из этого сравнения и ряда отвлеченных рассуждений исследователь сделал неожиданные, ничем более не аргументированные выводы: 1) крест, находящийся в переславском Никольском монастыре, есть корсунский, принесенный из Киева в Ростово–Суздальскую землю в конце X или в начале XI в.; 2) московский корсунский крест принесен в Москву из Ростова во второй половине XV в.; 3) украшения на переславском корсунском кресте выполнены в северной Руси попечением князя Дмитрия Донского и царя Ивана Грозного с супругами; 4) корсунский крест принесен в Никольский монастырь из Суздаля во второй половине XVII в. некими почитателями старины6.

Что касается формы переславского креста, то он действительно принадлежит к древнему типу процессуальных и запрестольных крестов, восходящих к кресту императора Константина, явившемуся ему перед Мильвийской битвой. Неизвестный византийский автор конца VIII – начала IX в. описывает один из таких крестов, украшавших площадь Константинополя: «В северной части форума стоит крест , каким увидел его на небе великий Константин, позолоченный и с круглыми шарами на концах»7. Эволюция этой формы креста изучена и подробно описана А.П. Смирновым в статье, посвященной греческому выносному кресту XI-XII вв.8 Кресты, подобные константинову, в период раннего средневековья встречались в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, на Афоне9. Вполне возможно, что на Русь такие кресты впервые попали из Византии через Корсунь, и здесь за ними закрепилась традиция именования «корсунскими»10.

Ветви креста из Никольского монастыря, как и его византийских прототипов, заканчиваются дисками, связанными с концами перемычками, выходящими из середины выемок концов. Из глубокой древности идет и традиция обнизывать крест по периметру бусинами и жемчугом (в некоторых случаях обнизь заменялась чеканным узором из выпуклых бляшек), украшать кастами с драгоценными и полудрагоценными камнями и снабжать его крючками и кольцами для удобства ношения во время крестных ходов. В средокрестии изображены «Распятие» (с лицевой стороны) и «Воскресение» (с оборотной) как ведущие сюжеты литургического действа. Но на этом сходство заканчивается.

В XI-XII вв. концы византийских запрестольных крестов обычно украшали чеканные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Святых Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата и Николая Мирликийского. В случае с переславским крестом мы имеем дело с более сложной декорацией, включающей в себя дробницы с мощами святых Ростовской митрополии, большинство из которых удостоились канонизации только на Макарьевских соборах середины XVI в.11 На почетных местах на верхней ветви с двух сторон расположены мощевики святых Василия Амасийского и Василия Анкирского, получивших известность как ревнители чистоты христианства и борцы с ересью. Такая программа декорации, несомненно, была обусловлена какими-то особыми обстоятельствами.

В древности победные выносные кресты должны были убеждать новообращенных язычников и еретиков в торжестве истинного христианства и играли важную роль в религиозных процессиях и действах, как на православном Востоке, так и на Католическом Западе. Не случайно, такой тип креста был распространен на Руси в первые века ее христианизации12.

Интерес к форме большого запрестольного креста возродился на русской почве в середине XVII в. Н.Ф. Каптерев связывал его с деятельностью патриарха Никона. В 1656 г. для только что построенного Кийского Крестного монастыря Никон заказал точную копию креста Господня, для чего даже посылал в Иерусалим иеромонаха. На кресте были устроены мощевики с тремя сотнями частиц различных святынь. По мысли Никона, поклонение новому кресту должно было заменить путешествие в Святую землю: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою того святого Животворящего Креста благодать дается, якоже путешествующим в святые палестинские места»13.

Деяние патриарха, надо полагать, вызвало подражание в среде ревнителей древнего благочестия. Известно, что подобные кресты появились в это время не только в Московском Кремле, но и в Ярославле, Дмитрове и других городах14. Вероятно, эти новые святыни использовались в борьбе с расколом и влиянием идей протестантизма.

Когда же такой крест мог появиться в Переславле? В решении этого вопроса, пожалуй, можно согласиться с А.И. Свирелиным, который связывает его перемещение в Никольский монастырь с деятельностью в обители раскаявшегося расколоучителя Питирима, который с 1704 г. был здесь строителем, а с 1713 г. игуменом. В начале XVIII в. Питирим выступает уже в роли яростного борца с расколом, за что заслуживает поставления в 1719 г. в епископы Нижегородские15. Напомним, что среди мощевиков переславского креста есть ковчежец с мощами Апостола Павла, также пережившего обращение в истинную веру.

При Питириме на средства «московского гражданина» Герасима Яковлева Обухова строился новый каменный Никольский собор, для которого и предназначалась святыня. Храм был завершен в 1721 г.16

В монастырской описи конца XVIII в. среди существенного соборного имущества указан «на горнем месте крест большой серебряной обложен медью…»17. О его древности не упоминается. Возможно, в самом монастыре и не питали никаких иллюзий по поводу времени создания святыни. Так, назначенный в 1898 г. настоятелем Никольского собора священник Ф.П. Делекторский в своем описании обители высказался весьма определенно: «…в Николаевском монастыре находится замечательный археологический памятник XVII века-так называемый Корсунский Крест». И только ниже, будто спохватившись, излагает версию А.И. Свирелина о его корсунско-киевском происхождении18.

Анализ стилистических особенностей декора креста подтверждает версию Делекторского. Изображения на дробницах выполнены в характерной для конца XVII в. «гравюрной» манере. А обрамляющие их картуши с европейскими «императорскими» коронами в верхней части не оставляют сомнений в своей принадлежности к стилю русского барокко19. Учитывая время строительства храма, для алтаря которого предназначался крест, думается, можно ограничить датировку его создания рубежом XVII-XVIII вв.

Жесткая, несколько грубоватая техника исполнения гравировок и чеканки, а также отсутствие пробирных и авторских клейм на деталях декорировки, выполненных из серебра, могут свидетельствовать о провинциальном происхождении памятника. Фигуры людей гравированы контурно, без теней, что было особенно характерно для ярославских ювелиров второй половины XVII столетия20. Выбор из числа русских святых, чьи мощи были вмонтированы в крест, исключительно тех, кто почитался в Ростове и Ярославле, также позволяет предположительно связать его изготовление с местными серебряниками, выполнявшими церковные и частные заказы на территории Ростовской митрополии.

В 90-е гг. XIX в. Никольский собор был отремонтирован на средства переславского купца А.А. Варенцова. После ремонта «корсунский» крест переместился из алтаря и оказался «на завороте к левому клиросу»21. Вероятно, его также «реставрировали» в конце XIX или в начале XX в. На месте некоторых дробниц, которые А.И. Свирелин считал утраченными, появились новые – «Благовещение», «Успение», а также был заменен поврежденный мощевик Федора Стратилата (все они заметно отличаются небрежностью исполнения и примитивностью рисунка от более древних).

Таким образом, «корсунский» крест из переславского Никольского монастыря если и может считаться таковым, то не по происхождению, а исключительно по своей типологической принадлежности. Датировать этот памятник можно концом XVII – началом XVIII в., и ничто не указывает на его более древнее происхождение. Приблизительно в это же время крест оказался в Переславле, но привезен он был сюда, вероятнее всего, не из Суздаля, а из Ростова или Ярославля. А первый серьезный исследователь креста А.И. Свирелин, видимо, оказался жертвой искушения обрести среди столь высоко ценимых им переславских древностей «настоящую корсунскую вещь», что было свойственно многим «археологам» его времени22.

  1. ПЗИАХМЗ. Инв.1711. Автор благодарит главного хранителя Переславского музея Герасимову Н.Р. за предоставленную возможность исследовать этот памятник.
  2. Благодарю за указание на эту находку Герасимову Н.Р. и Петровнину Г.М.
  3. Переславский Никольский монастырь был основан около 1350 г. Преподобным Дмитрием Прилуцким. Разорен в Смуту и восстановлен в середине XVII в. старцем Дионисием. Расцвет монастыря падает на вторую половину XVII – первую половину XVIII в. и связан с деятельностью бывшего расколоучителя игумена Питирима (в будущем Нижегородского архиепископа) и царского духовника Варлаама Высоцкого. В это время весь ансамбль монастыря был отстроен в камне, в том числе главный храм – Никольский собор. В 1898 г. монастырь из мужского был преобразован в женский. В 1923 г. упразднен. с 1993 г. – вновь действующий женский монастырь Русской Православной Церкви. До нашего времени сохранились монастырские описи и синодики XVII-XIX вв.
  4. Свирелин А.И. Древний запрестольный крест в городе Переславле-Залесском // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1900. Кн. II. С. 1-20.
  5. Там же. С. 6-7.
  6. Там же. С. 19-20.
  7. Цит. по: Смирнов А.П. Выносной чеканный крест греческой работы XI-XII веков // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 36.
  8. Там же. С. 27-40.
  9. Baumstark A. Altarkreuze in nestorianischen Klostern des VI. Jahrhunderts // Romische Quartalschrift. XIV. Rom, 1900. S.70-71; Чубинашвили Г.Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 174-176; Grabar A. La precieuse craix de la Lavra Saint Athanase au Mont Athos // Cahiers archeologiques. XIX. 1969. P.99-125.
  10. См. размышления о «корсунском» деле А.П.Смирнова: Смирнов А.П. Ук.соч. С. 40.
  11. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М.,1903. С. 92-108.
  12. Смирнов А.П. Ук.соч.
  13. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 62.
  14. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. М., 1881; Касаткин Д.В. Сказание о древнем чудотворном кресте господнем, находящемся в Успенском соборе г. Дмитрова Московской губернии. Дмитров, 1895; Саликова Э.П. Запрестольный крест XVII века из собрания Государственных музеев Московского Кремля // Гос. Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып.VIII. М., 1991. С. 32-47.
  15. Свирелин А.И. Ук.соч. С. 18.
  16. Опись зданий Переславского Никольского монастыря за 1748 г.(?) // РФ ГАЯО. Ф. 331. Оп.1. Ед.хр.8. Л.13 (об). В архиве ошибочно названа описью Сольбинской Николаевской пустыни.
  17. Николаевский мужской монастырь. Опись монастырского и церковного имущества за 1798 г. // РФ ГАЯО. Ф.327. Оп.1. Ед.хр.143. Л.3.
  18. Делекторский Ф.П. Николаевский женский монастырь в городе Переславле, Владимирской губернии. М., 1904. С. 25.
  19. Похожий орнамент встречается на изделиях первой половины – середины XVIII в. Например, на серебряной стопке новгородской работы из собрания ГИМ. См.: Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1995. С. 95.
  20. Постникова-Лосева М.М. и др. Ук.соч. С. 115. Отметим, что элементы барочного орнамента в виде короны появляются в русском декоративно-прикладном искусстве только в последней трети XVII столетия как символ «единого Христа, Пророка, Царя и Архиерея» и обозначают тенденции к абсолютизму в государственном устройстве России предпетровского и раннего петровского времени (См.: Шитова Л.А. Жемчужное шитье второй половины XVII века. Проблемы атрибуции // Филевские чтения: Тезисы конференции 16-19 мая 1995 года. М., 1995. С. 131).
  21. Опись церковного имущества Никольского монастыря. 1894 г. // ПЗИАХМЗ. Инв. 5387; Делекторский Ф.П. Ук.соч. С. 30.
  22. См., например, статью Г.Ф. Корзухиной, специально посвященную этой проблеме: Корзухина Г.Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси (По материалам литья) // Византийский временник. Т.XIV. М., 1958. С. 129-137.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *