Персонализм в философии

ПЕРСОНАЛИЗМ — в широком смысле — характеристика разнообразных философских учений, исходящих в своём миропонимании из приоритета личности.

Тер­мин «персонализм» вве­дён в 1799 году Ф. Шлей­ер­махе­ром («Ре­чи о ре­ли­гии к об­ра­зо­ван­ным лю­дям, её пре­зи­раю­щим»), в английском языке по­лу­чил хо­ж­де­ние бла­го­да­ря У. Уит­ме­ну (эс­се «Пер­со­на­лизм», 1868 год), а во французском языке — Ш. Ре­ну­вье («Пер­со­на­лизм», 1903 год).

По сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию персонализм тес­но свя­зан с теи­стическими ре­ли­гия­ми (смотри Те­изм), с лич­но­ст­ным по­ни­ма­ни­ем Бо­га и взаи­мо­от­но­ше­ний Бо­га и че­ло­ве­ка (по сло­вам Х.У. фон Баль­та­за­ра, персонализм «не­мыс­лим без биб­лей­ской ос­но­вы»). Это по­ни­ма­ние по­лу­чи­ло кон­цеп­ту­аль­ное оформ­ле­ние в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии в про­цес­се три­ни­тар­ных и хри­сто­ло­гических спо­ров IV-VIII веков, за­тем — в средневековой схо­ла­стической фи­ло­со­фии. Ак­туа­ли­за­ция он­то­ло­гического ста­ту­са лич­но­сти в фи­ло­со­фии XVIII-XX веков, ак­цен­ти­ро­ва­ние её уни­каль­но­сти как са­мо­оп­ре­де­ляю­ще­го­ся су­ще­ст­ва и не­сво­ди­мо­сти к каким-либо «объ­ек­тив­ным» ду­хов­ным или ма­те­ри­аль­ным фак­то­рам раз­вёр­ты­ва­лись в про­ти­во­стоя­нии различным ти­пам «без­лич­ной» но­во­ев­ро­пей­ской мыс­ли — ме­ха­ни­циз­му, идеа­ли­стическому мо­низ­му и пан­теиз­му, ма­те­риа­лиз­му и по­зи­ти­виз­му. Оп­по­нен­та­ми этих на­прав­ле­ний в конце XVIII — 1-й половине XIX веков и пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми позд­ней­ше­го персонализма бы­ли Ф.Г. Яко­би, ини­ции­ро­вав­ший в 1780-х годах «спор о пан­те­из­ме», пред­ста­ви­те­ли «спе­ку­ля­тив­но­го те­из­ма» (И.Г. Фих­те Млад­ший, 1796-1879 годы; Х.Г. Вай­се, 1801-1866 годы), Ф.В. Шел­линг и Мен де Би­ран в позд­ний пе­ри­од их твор­че­ст­ва, С. Кьер­ке­гор, К.Я. Бо­ст­рём и др.

Од­ним из не­по­средственных ис­то­ков персонализма 2-й половины XIX — начала XX веков (осо­бен­но в Рос­сии и США) яви­лось уче­ние Г.В. Лейб­ни­ца о мо­на­дах — ин­ди­ви­ду­аль­ных ду­хов­ных суб­стан­ци­ях, вос­при­ня­тое Р.Г. Лот­це и Г. Тейх­мюл­ле­ром. Фи­лософские уче­ния русских не­олейб­ни­ци­ан­цев А.А. Коз­ло­ва, Л.М. Ло­па­ти­на, Е.А. Боб­ро­ва (1867-1933 годы), С.А. Ас­коль­до­ва и др. Н.О. Лос­ский, на­ря­ду с собственной кон­цеп­ци­ей, счи­тал «пер­со­на­ли­сти­че­ски­ми». В русской ре­лигиозной фи­ло­со­фии идеи персонализма раз­ви­ва­ли Л. Шес­тов и осо­бен­но Н.А. Бер­дя­ев («Я оп­ре­де­ляю свою фи­ло­со­фию как фи­ло­со­фию субъ­ек­та, фи­ло­со­фию ду­ха, фи­ло­со­фию сво­бо­ды, фи­ло­со­фию дуа­ли­сти­че­ски-плю­ра­ли­сти­че­скую, фи­ло­со­фию твор­че­ски ди­на­ми­че­скую, фи­ло­со­фию пер­со­на­ли­сти­че­скую и фи­ло­со­фию эс­ха­то­ло­ги­че­скую» — «Опыт эс­ха­то­ло­ги­че­ской ме­та­фи­зи­ки. Твор­че­ст­во и объ­ек­ти­ва­ция». Па­риж, 1947. С. 53), от­час­ти С.Л. Франк и Л.П. Кар­са­вин.

Персонализм как осо­бое на­прав­ле­ние офор­мил­ся в конце XIX века в ря­де университетов США. Б.П. Бо­ун (1847-1910 годы), профессор Бос­тон­ско­го университета, уче­ник Р.Г. Лот­це, ис­пы­тав­ший так­же влия­ние Дж. Берк­ли и И. Кан­та, в по­ле­ми­ке как с объ­ек­тив­ным идеа­лиз­мом ге­ге­лев­ско­го ти­па, так и с по­зи­ти­виз­мом XIX века от­стаи­вал прин­ци­пы теи­сти­че­ско­го персонализма («Personalism», 1908 год), вы­сту­пал за соз­да­ние дос­той­ной сре­ды раз­ви­тия лич­но­сти (в пер­спек­ти­ве — «се­мьи че­ло­ве­че­ст­ва»). Бо­ун соз­дал шко­лу «бос­тон­ско­го» персонализма, сре­ди его уче­ни­ков — Э.Ш. Брайт­ман (1884-1953 годы), А.К. Кнуд­сон (1873-1953 годы), Р.Т. Флю­эл­линг (1871-1960 годы); уче­ни­ком Брайт­ма­на был М.Л. Кинг. Флю­эл­линг ос­но­вал в 1920 году журнал «The Personalist» и при­нёс идеи персонализма в Университет Южной Ка­ли­фор­нии, став­ший вто­рым по­сле Бос­то­на важ­ным цен­тром персонализма в США. Ра­ди­каль­ную вер­сию «пер­со­наль­но­го идеа­лиз­ма» раз­ра­бо­тал Дж.Х. Хау­и­сон (1834-1916 годы), от­вер­гав­ший не толь­ко пан­те­изм, но и креа­цио­низм и по­ло­жив­ший на­ча­ло тра­ди­ции персонализма в Ка­ли­фор­ний­ском университете в Берк­ли. Идеи персонализма по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние так­же в Гар­вард­ском университете в ра­бо­тах У. Джейм­са, Дж. Рой­са (уче­ни­ка Лот­це), его уче­ни­ков М.У. Кал­кинс (1863-1930 годы) и У.Э. Хо­кин­га (1873-1966 годы), Г.У. Ол­пор­та и др.

Французский персонализм, сло­жив­ший­ся в 1930-х годах, пред­став­лен груп­пой мыс­ли­те­лей во гла­ве с Э. Му­нье, объ­е­ди­нив­ших­ся во­круг ос­но­ван­но­го в 1932 году журнала»Esprit»: Ж. Ла­к­руа, М. Не­дон­сель (1905-1976 годы), П.Л. Ланд­сберг (1901-1944 годы) и др. Французский персонализм раз­ви­вал­ся в кри­тическом пе­ре­ос­мыс­ле­нии про­бле­ма­ти­ки, вы­дви­ну­той мар­ксиз­мом и эк­зи­стен­циа­лиз­мом, а так­же пси­хо­ана­ли­зом З. Фрей­да. персонализм соз­давал­ся Му­нье не как за­вер­шён­ная фи­лософская док­три­на, а как от­кры­тый по­иск, как не имею­щее кон­ца «стран­ст­вие в бу­ду­щее» (Лак­руа на­зы­вал персонализм «ан­ти­идео­ло­ги­ей»). В ус­ло­ви­ях кри­зи­са ев­ропейской ци­ви­ли­за­ции и уси­ле­ния то­та­ли­тар­ных тен­ден­ций Му­нье стре­мил­ся к соз­да­нию нравственной и со­ци­аль­ной пер­спек­ти­вы из­ме­не­ния об­ще­ст­ва пу­тём «пер­со­на­ли­сти­че­ской и ком­му­ни­тар­ной ре­во­лю­ции», об­ре­те­ния «третье­го пу­ти» ме­ж­ду ка­пи­та­лиз­мом и со­циа­лиз­мом. По­пыт­ка соз­да­ния по­ли­тической идео­ло­гии «третье­го пу­ти» на ос­но­ве идей Му­нье бы­ла пред­при­ня­та во Вьет­на­ме Нго Динь Зье­мом.

Пер­со­на­ли­стическая про­бле­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лась в рус­ле та­ких фи­лософских на­прав­ле­ний XX века, как фе­но­ме­но­ло­гия , эк­зи­стен­циа­лизм (Н.А. Бер­дя­ев, М. де Уна­му­но, К. Яс­перс, Г. Мар­сель, Ж.П. Сартр и др.), фи­ло­со­фия диа­ло­га , не­ото­мизм (Ж. Ма­ри­тен, Э. Жиль­сон, Р. Шпе­ман), французская «фи­ло­со­фия ду­ха» . В про­ти­во­стоя­нии то­миз­му сло­жи­лась пер­со­на­ли­стичекскя кон­цеп­ция хри­сти­ан­ской ре­ли­гии французского ка­то­лического бо­го­сло­ва Л. Ла­бер­тонь­е­ра (1860-1932 годы). В Ита­лии идеи «он­то­ло­ги­че­ско­го» персонализма раз­ви­вал Л. Па­рей­сон (1918-1991 годы; лич­ность как «ок­но» в бы­тие — «Эк­зи­стен­ция и лич­ность», 1950 год). Силь­ное влия­ние персонализма ска­за­лось в ра­бо­тах уче­ни­ка Р. Ин­гар­де­на — К. Вой­ты­лы (бу­ду­ще­го па­пы Ио­ан­на Пав­ла II — «Лич­ность и по­сту­пок», 1969 год, русский перевод 2003 года), греческих пра­во­слав­ных бо­го­сло­вов Х. Ян­на­ра­са («Он­то­ло­ги­че­ское со­дер­жа­ние бо­го­слов­ско­го по­ня­тия о лич­но­сти», 1970 год) и И. Зи­зиу­ла­са («Бы­тие как об­ще­ние: очер­ки о лич­но­сти и Церк­ви», 1985 год, русский перевод 2006 года).

По­дав­ляю­щая часть пер­со­на­ли­стических кон­цеп­ций так или ина­че име­ет ре­лигиозно-фи­лософский ха­рак­тер, од­на­ко на­ря­ду с этим су­ще­ст­ву­ют и се­ку­ляр­но ори­ен­ти­ро­ван­ные вер­сии персонализма (атеи­стический пер­со­на­лизм Дж.Э. Мак-Таг­гар­та, «кри­ти­че­ский пер­со­на­лизм» В. Штер­на и др.).

Боль­шое влия­ние на контр­куль­ту­ру 2-й половины XX века ока­зал Т. Роз­зак (1933-2011 годы), свя­зы­вав­ший воз­мож­ную реа­ли­за­цию лич­но­сти с со­хра­не­ни­ем при­ро­ды и Зем­ли в це­лом («Лич­ность / Пла­не­та. Твор­че­ская де­зин­те­гра­ция ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва» — «Person/Planet. The crea­tive disintegration of industrial society», 1978 год). Пер­со­на­ли­стический под­ход в фи­ло­со­фии об­ра­зо­ва­ния пред­став­лен ра­бо­та­ми Т.О. Ба­фор­да (родился в 1932 году), ко­то­рый в про­ти­во­вес спе­циа­ли­зированному тех­но­ло­гическому об­ра­зо­ва­нию при­зы­вал к соз­да­нию об­ра­зо­ва­ния, опи­раю­ще­го­ся на раз­ви­тие во­об­ра­же­ния и по­зво­ляю­ще­го че­ло­ве­ку осо­знать своё при­зва­ние. В 1985 году Ба­форд ос­но­вал журнал «Пер­со­на­ли­сти­че­ский фо­рум» («The Persona­list Forum», с 1999 года «The Pluralist»), а в 1988 году — «Ин­тер­на­цио­наль­ный фо­рум по про­бле­мам лич­но­сти» («Internatio­nal Forum on Persons»), про­во­ди­мый один раз в два го­да.

ПЕРСОНАЛИЗМ – теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). К персонализму относятся учения Ф.Якоби, А.Олкотта, Ш.Ренувье, Л.Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал М.Шелер в книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921). Этический персонализм Шелера, «критический персонализм» Штерна и «теологическая этика» Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в немецкой философии. На первом плане здесь – проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека; «личностный метод» объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальности.

В России персонализм ведет начало от Достоевского, который в своих глубоко философских художественных произведениях поставил ряд нравственно-психологических и религиозно-философских проблем: свобода и ответственность человека, власть и насилие, смирение, страдание и др. Идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.Шестов и отчасти Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков. Учение о человеке Бердяева получило название эсхатологического персонализма. Он различал в человеке личность и индивида: индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям; личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности, противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти, постоянное ожидание смерти.

Последовательные персоналистские учения в современной западной мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг. Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии. Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник – Э.Мунье; печатный орган – журнал «Эспри» («Esprit», основан в октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг, М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому, Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация – внутренняя сосредоточенность личности, ее духовный мир; и экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт – коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем». Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику: в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется смысл понятий «личность», «творчество», «коммуникация», «сообщество», «культура». Социальная концепция «личностной философии» строится на основе критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются недостатки этих систем и основой общественной организации является примат личности и ее духовных ценностей. Идеи французского персонализма получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг «Эспри», в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак, бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг. во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации и объединения («За новую жизнь», «Продолжение», «Актуальность персонализма»), ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все сферы общественной и индивидуальной жизни людей.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947;

2. Он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939;

3. Мунье Э. Персонализм. M., 1992;

4. Он же. Что такое персонализм. М., 1994;

5. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981;

6. Она же. Французский персонализм. М., 1990.

И.С.Вдовина

Персонализм — философское течение ХIХ века

Персонализм (от лат. persona — личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.

Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме противопоставляется идеалистический плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале — боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.

Распространение Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой культуры» и «массового общества». Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П. в России явилась попытка найти «третью линию» в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я».

Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём — биологическом или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения Персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций Персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. «… Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства…» (Бердяев Н.).

Принцип деятельного волевого индивида в конце 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение американских персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космическому порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о «мире личности» во всей его полноте, который «больше» мира природы и является подлинной ареной бытия.

Главный представитель французского католического Персонализма- Э. Мунье объявляет христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество личностей», подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно Персонализму, находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Внутренние свойства личности, «призвание», «интимность» должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование.

В понимании социальных проблем имеется определённое различие между американским и французским Персонализмом. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса современного общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность западной культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же Персонализм, акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал средневековой общины как антипода урбанистической цивилизации. Для французского Персонализма, окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистическая направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, который приведёт его к гибели; призывал к социальному обновлению, к «персоналистской и общинной революции», отличаемой им от социалистической революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей.

Персонализм является попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы. История Персонализма свидетельствует, что провозглашенная им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В настоящее время Персонализм в значительной мере утратил своё влияние, его основная проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.infhist.H2.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *