ПЕРСОНАЛИЗМ — в широком смысле — характеристика разнообразных философских учений, исходящих в своём миропонимании из приоритета личности.
Термин «персонализм» введён в 1799 году Ф. Шлейермахером («Речи о религии к образованным людям, её презирающим»), в английском языке получил хождение благодаря У. Уитмену (эссе «Персонализм», 1868 год), а во французском языке — Ш. Ренувье («Персонализм», 1903 год).
По своему происхождению персонализм тесно связан с теистическими религиями (смотри Теизм), с личностным пониманием Бога и взаимоотношений Бога и человека (по словам Х.У. фон Бальтазара, персонализм «немыслим без библейской основы»). Это понимание получило концептуальное оформление в христианском богословии в процессе тринитарных и христологических споров IV-VIII веков, затем — в средневековой схоластической философии. Актуализация онтологического статуса личности в философии XVIII-XX веков, акцентирование её уникальности как самоопределяющегося существа и несводимости к каким-либо «объективным» духовным или материальным факторам развёртывались в противостоянии различным типам «безличной» новоевропейской мысли — механицизму, идеалистическому монизму и пантеизму, материализму и позитивизму. Оппонентами этих направлений в конце XVIII — 1-й половине XIX веков и предшественниками позднейшего персонализма были Ф.Г. Якоби, инициировавший в 1780-х годах «спор о пантеизме», представители «спекулятивного теизма» (И.Г. Фихте Младший, 1796-1879 годы; Х.Г. Вайсе, 1801-1866 годы), Ф.В. Шеллинг и Мен де Биран в поздний период их творчества, С. Кьеркегор, К.Я. Бострём и др.
Одним из непосредственных истоков персонализма 2-й половины XIX — начала XX веков (особенно в России и США) явилось учение Г.В. Лейбница о монадах — индивидуальных духовных субстанциях, воспринятое Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллером. Философские учения русских неолейбницианцев А.А. Козлова, Л.М. Лопатина, Е.А. Боброва (1867-1933 годы), С.А. Аскольдова и др. Н.О. Лосский, наряду с собственной концепцией, считал «персоналистическими». В русской религиозной философии идеи персонализма развивали Л. Шестов и особенно Н.А. Бердяев («Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую» — «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация». Париж, 1947. С. 53), отчасти С.Л. Франк и Л.П. Карсавин.
Персонализм как особое направление оформился в конце XIX века в ряде университетов США. Б.П. Боун (1847-1910 годы), профессор Бостонского университета, ученик Р.Г. Лотце, испытавший также влияние Дж. Беркли и И. Канта, в полемике как с объективным идеализмом гегелевского типа, так и с позитивизмом XIX века отстаивал принципы теистического персонализма («Personalism», 1908 год), выступал за создание достойной среды развития личности (в перспективе — «семьи человечества»). Боун создал школу «бостонского» персонализма, среди его учеников — Э.Ш. Брайтман (1884-1953 годы), А.К. Кнудсон (1873-1953 годы), Р.Т. Флюэллинг (1871-1960 годы); учеником Брайтмана был М.Л. Кинг. Флюэллинг основал в 1920 году журнал «The Personalist» и принёс идеи персонализма в Университет Южной Калифорнии, ставший вторым после Бостона важным центром персонализма в США. Радикальную версию «персонального идеализма» разработал Дж.Х. Хауисон (1834-1916 годы), отвергавший не только пантеизм, но и креационизм и положивший начало традиции персонализма в Калифорнийском университете в Беркли. Идеи персонализма получили распространение также в Гарвардском университете в работах У. Джеймса, Дж. Ройса (ученика Лотце), его учеников М.У. Калкинс (1863-1930 годы) и У.Э. Хокинга (1873-1966 годы), Г.У. Олпорта и др.
Французский персонализм, сложившийся в 1930-х годах, представлен группой мыслителей во главе с Э. Мунье, объединившихся вокруг основанного в 1932 году журнала»Esprit»: Ж. Лакруа, М. Недонсель (1905-1976 годы), П.Л. Ландсберг (1901-1944 годы) и др. Французский персонализм развивался в критическом переосмыслении проблематики, выдвинутой марксизмом и экзистенциализмом, а также психоанализом З. Фрейда. персонализм создавался Мунье не как завершённая философская доктрина, а как открытый поиск, как не имеющее конца «странствие в будущее» (Лакруа называл персонализм «антиидеологией»). В условиях кризиса европейской цивилизации и усиления тоталитарных тенденций Мунье стремился к созданию нравственной и социальной перспективы изменения общества путём «персоналистической и коммунитарной революции», обретения «третьего пути» между капитализмом и социализмом. Попытка создания политической идеологии «третьего пути» на основе идей Мунье была предпринята во Вьетнаме Нго Динь Зьемом.
Персоналистическая проблематика разрабатывалась в русле таких философских направлений XX века, как феноменология , экзистенциализм (Н.А. Бердяев, М. де Унамуно, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.П. Сартр и др.), философия диалога , неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Шпеман), французская «философия духа» . В противостоянии томизму сложилась персоналистичекскя концепция христианской религии французского католического богослова Л. Лабертоньера (1860-1932 годы). В Италии идеи «онтологического» персонализма развивал Л. Парейсон (1918-1991 годы; личность как «окно» в бытие — «Экзистенция и личность», 1950 год). Сильное влияние персонализма сказалось в работах ученика Р. Ингардена — К. Войтылы (будущего папы Иоанна Павла II — «Личность и поступок», 1969 год, русский перевод 2003 года), греческих православных богословов Х. Яннараса («Онтологическое содержание богословского понятия о личности», 1970 год) и И. Зизиуласа («Бытие как общение: очерки о личности и Церкви», 1985 год, русский перевод 2006 года).
Подавляющая часть персоналистических концепций так или иначе имеет религиозно-философский характер, однако наряду с этим существуют и секулярно ориентированные версии персонализма (атеистический персонализм Дж.Э. Мак-Таггарта, «критический персонализм» В. Штерна и др.).
Большое влияние на контркультуру 2-й половины XX века оказал Т. Роззак (1933-2011 годы), связывавший возможную реализацию личности с сохранением природы и Земли в целом («Личность / Планета. Творческая дезинтеграция индустриального общества» — «Person/Planet. The creative disintegration of industrial society», 1978 год). Персоналистический подход в философии образования представлен работами Т.О. Бафорда (родился в 1932 году), который в противовес специализированному технологическому образованию призывал к созданию образования, опирающегося на развитие воображения и позволяющего человеку осознать своё призвание. В 1985 году Бафорд основал журнал «Персоналистический форум» («The Personalist Forum», с 1999 года «The Pluralist»), а в 1988 году — «Интернациональный форум по проблемам личности» («International Forum on Persons»), проводимый один раз в два года.
ПЕРСОНАЛИЗМ – теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). К персонализму относятся учения Ф.Якоби, А.Олкотта, Ш.Ренувье, Л.Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал М.Шелер в книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921). Этический персонализм Шелера, «критический персонализм» Штерна и «теологическая этика» Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в немецкой философии. На первом плане здесь – проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека; «личностный метод» объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальности.
В России персонализм ведет начало от Достоевского, который в своих глубоко философских художественных произведениях поставил ряд нравственно-психологических и религиозно-философских проблем: свобода и ответственность человека, власть и насилие, смирение, страдание и др. Идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.Шестов и отчасти Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков. Учение о человеке Бердяева получило название эсхатологического персонализма. Он различал в человеке личность и индивида: индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям; личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности, противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти, постоянное ожидание смерти.
Последовательные персоналистские учения в современной западной мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг. Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии. Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник – Э.Мунье; печатный орган – журнал «Эспри» («Esprit», основан в октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг, М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому, Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация – внутренняя сосредоточенность личности, ее духовный мир; и экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт – коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем». Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику: в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется смысл понятий «личность», «творчество», «коммуникация», «сообщество», «культура». Социальная концепция «личностной философии» строится на основе критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются недостатки этих систем и основой общественной организации является примат личности и ее духовных ценностей. Идеи французского персонализма получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг «Эспри», в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак, бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг. во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации и объединения («За новую жизнь», «Продолжение», «Актуальность персонализма»), ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все сферы общественной и индивидуальной жизни людей.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947;
2. Он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939;
3. Мунье Э. Персонализм. M., 1992;
4. Он же. Что такое персонализм. М., 1994;
5. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981;
6. Она же. Французский персонализм. М., 1990.
И.С.Вдовина
Персонализм — философское течение ХIХ века
Персонализм (от лат. persona — личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.
Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме противопоставляется идеалистический плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале — боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.
Распространение Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой культуры» и «массового общества». Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П. в России явилась попытка найти «третью линию» в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я».
Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём — биологическом или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения Персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций Персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. «… Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства…» (Бердяев Н.).
Принцип деятельного волевого индивида в конце 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение американских персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космическому порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о «мире личности» во всей его полноте, который «больше» мира природы и является подлинной ареной бытия.
Главный представитель французского католического Персонализма- Э. Мунье объявляет христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество личностей», подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно Персонализму, находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы «сосредоточиться». Внутренние свойства личности, «призвание», «интимность» должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование.
В понимании социальных проблем имеется определённое различие между американским и французским Персонализмом. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса современного общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность западной культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же Персонализм, акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал средневековой общины как антипода урбанистической цивилизации. Для французского Персонализма, окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистическая направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, который приведёт его к гибели; призывал к социальному обновлению, к «персоналистской и общинной революции», отличаемой им от социалистической революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей.
Персонализм является попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы. История Персонализма свидетельствует, что провозглашенная им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В настоящее время Персонализм в значительной мере утратил своё влияние, его основная проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.infhist.H2.ru/