Первобытная эпоха человечества

Примерно в IV тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытного общества к цивилизации. Этот процесс шел чрезвычайно долго и, разумеется, неравномерно. В некоторых труднодоступных местностях Африки и Латинской Америки, на островах Океании и сегодня еще живут племена, сохраняющие первобытный уклад жизни.
Чем же вызвана такая неравномерность развития? Прежде всего она диктовалась различными природно-климатическими условиями, в которых формировались те или иные цивилизации. Самые древние из них появились в зонах с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, где среднегодовая температура, как правило, не опускается ниже +20 °С. Древние цивилизации обычно зарождались в долинах больших рек (Нила, Тигра и Евфрата, Ин-да, Янцзы и др.), где чрезвычайно плодородная почва способствовала быстрому развитию земледелия. Реки также являлись путями сообщения, они способствовали укреплению торговли и постепенному расширению зоны цивилизации.
Но теплый климат создавал и определенные трудности. Низовья рек обычно были заболочены, а чуть поодаль зной нередко превращал земли в пустыню. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы в засушливых районах, научиться противостоять наводнениям. Постепенный переход к ирригационному земледелию, при котором недостаток влаги в почве компенсируется за счет искусственного орошения, настолько резко повысил урожайность, что многие ученые называют этот процесс аграрной революцией.
В III тыс. до н. э. в Египте, в долине Нила, и в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, сформировались основы египетской и вавилонской цивилизаций. Ближе к концу тысячелетия в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а уже во II тыс. до н. э. — и китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно тогда же в Западной Азии возникают хеттская, финикийская и древнееврейская цивилизации. А на юге Балканского полуострова на рубеже III-II тыс. до н. э. появляется крито-микенская цивилизация — основа будущей древнегреческой.
В I тыс. до н. э. семья древних (первичных) цивилизаций пополняется: на территории нынешнего Ирана возникает могущественная персидская цивилизация, в Италии — римская, а в Закавказье формируется цивилизация Урарту. В центральной части Америки зарождаются цивилизации майя, ацтеков и инков, но их подлинное развитие начинается, по-видимому, только в самом конце I тыс. до н. э.
Постепенно ремесло отделяется от сельского хозяйства, начинается расслоение общества (по правовому и материальному положению), возникают государственные структуры — вначале примитивные, а затем все более сложные и прочные. Появляется и письменность, позволяющая фиксировать законы, основы религиозных и прочих учений и передавать их потомкам. Так в развитии цивилизаций возникли традиция и преемственность — накопление и усовершенствование опыта от поколения к поколению. Появляются первые города — центры ремесел и торговли, возводятся монументальные храмы, пирамиды и памятники.
Английский историк А. Тойнби (1889-1975) считал, что первые цивилизации формировались по принципу вызова и ответа: естественная среда как бы бросала вызов людям, а те в ответ создавали искусственную среду, позволявшую противостоять силам природы и даже использовать их для своих нужд. Например, у представителей финикийской, греческой и римской цивилизаций не было необходимости в искусственном орошении: близость к морю и без того делала почву достаточно влажной. Но то же море, огибавшее названные страны с трех сторон, лишало их соседей, бросая этим новый вызов. И люди приняли его, создав в ответ навигацию, которая позволила их цивилизации шагнуть за моря, к другим землям.

25.11.2016

Один из экспонатов выставки — видео «Standard Time», Марк Форманек, 2007

Почему шимпанзе не строят храмов? И что общего у топора и атомной бомбы? Выставка в Бонне, подготовленная по мотивам бестселлера, представляет универсальную историю человечества.

В начале была книга. Переведенный на 30 языков бестселлер «Sapiens: Краткая история человечества». Его автор, израильский историк и публицист, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари, предпринимает попытку объять необъятное и рассказывает о том, что происходило на Земле с момента Большого взрыва 13,5 миллиона лет назад и по наши дни.

В аннотации к русскоязычному изданию книги говорится, что еще 100 тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на планете, — «ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы». Но около 70 тысяч лет назад он превратился в «хозяина планеты» и «кошмар экосистемы». «Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает?», — ответы на такие вопросы искал автор.

Остатки древнейшего очага Евразии. 780 тысяч лет

В Израиле по мотивам книги Харари была подготовлена выставка «Краткая история человечества. 100 тысяч лет истории культуры». Приуроченная к 50-летию Израильского музея в Иерусалиме, одного из ведущих художественных и археологических музеев мира, она реконструирует историю человечества с помощью подлинных артефактов, от первых каменных орудий, изготовленных человеком, до Библии изобретателя печатного станка Иоганна Гутенберга (Johannes Gutenberg). По своей композиции выставка напоминает положенную в ее основу книгу — посетитель проходит через пролог, 13 глав-залов и эпилог. В Европу экспозиция приехала впервые и разместилась в выставочном зале Bundeskunsthalle в Бонне, где она будет работать до 26 марта 2017 года.

Редкие артефакты

Посетители выставки увидят старейшие из известных археологических реликтов, свидетельствующих об использовании древним человеком огня, древнейшие орудия труда, редкие доказательства одновременного существования неандертальца и человека разумного, первые из известных примеров использования письменной речи и цифр, копии 10 заповедей и лампочки Эдисона, а также подлинные рукописные изложения теории относительности Альберта Эйнштейна.

«Современные ископаемые», Кристофер Локе, 2010

Особую группу экспонатов образуют 36 скульптурных изображений богов и богинь со всего света — от неолитических каменных фигурок и античных изваяний до латиноамериканских статуй и скульптур из Африки и Азии. Череду археологических объектов продолжают избранные артефакты современного искусства, демонстрирующие связь времен.

При всей своей наглядности выставка однако, как подчеркивают ее организаторы, не является иллюстрацией к тексту популярной книги. Экспонаты скорее должны стимулировать мысленный процесс и активировать фантазию посетителя. Ведь именно когнитивные способности, умение изобретать и выдумывать, как подчеркивает Юваль Ной Харари, и отличает человека разумного от всех других живых существ.

Почему шимпанзе не строят храмов

Божественная история сотворения мира, варьируемая на разные лады с древнейших времен, является примером такого мыслительного творчества человека. «Шимпанзе никогда не поверили бы в такую историю. Поэтому они и не строят храмов», — сказал автор книги в своем видеопослании на открытии выставки.

Экскурс в историю человечества в Бонне ведет от древних пепелищ и первых орудий труда до кадров с испытаниями атомной бомбы и скульптуры «Ecce Homo» в золотой короне из колючей проволоки.

Эпилог выставки является одновременно и попыткой заглянуть в будущее. В витрине лежат окаменелые останки навечно умолкшего телефона с круглым циферблатом и музыкальной аудиокассеты.

Можно ли вместить 100 тысяч лет в выставочный зал? Директор боннского музея Bundeskunsthalle Рейн Вольфс (Rein Wolfs), уверен, что да: «Универсальную историю можно и нужно показывать!».

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Путешествие на Луну

С первых лет своего существования кинематограф полюбил жанр научной фантастики. Первым научно-фантастическим фильмом в истории кино считается немая короткометражная фарсовая комедия «Путешествие на Луну», пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Поставлена в 1902 году французским режиссёром Жоржем Мельесом.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Космические одиссеи

Шедевр Стэнли Кубрика 1968 года «Космическая одиссея 2001» стал эпохальным событием в истории кинофантастики. Фильм прослеживает историю человеческой эволюции от каменного века до звездной эры и ставит философские вопросы о гуманизме и технологическом прогрессе. Знаменит реалистичными сценами высадки на Луну и экранизацией невесомости, а также психоделическими интерьерами космических кораблей.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Звездные войны

Мощный импульс жанру дал в 1977 году приключенческий фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны». На волне огромного успеха этой саги о межгалактическом противостоянии Добра и Зла появилась культовая франшиза, включающая в себя 7 кинофильмов, а также мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры, конструкторы LEGO.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Злобные пришельцы

Кровожадные внеземные цивилизации угрожают человечеству в разных фильмах — от «Войны миров» до «Марс атакует!» Инопланетные интервенции принимают форму драмы и комедии, политической сатиры и фильма ужасов. Эпохальной стала серия фантастических триллеров «Чужой», первый из которых в 1979 году снял Ридли Скотт. Примером «добрых» пришельцев служит «Инопланетянин» Спилберга.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Апокалипсические сценарии

Катастрофические разрушения на Земле вызывают в особой разновидности жанра кинофантастики природа и технологический прогресс, выходящие из-под контроля вследствие безответственной деятельности человека. В анимационном фильме студии Pixar «ВАЛЛ-И» 2008 года человечество покинуло ставшую непригодной для жизни планету, единственным обитателем которой в 2805 году оказался робот.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Искусственный интеллект

Искусственный интеллект – излюбленная тема кинофантастики. Он принимает форму умных компьютерных программ, роботов, почти способных на эмоции, гуманоидов, которых уже невозможно отличить от человека. Один из лучших фильмов научно-фантастического жанра снял в 1981 году именно на эту тему Ридли Скотт — «Бегущий по лезвию», в котором человечество делится на людей и репликантов.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Тоталитарные режимы

Фильмы-антиутопии исследуют фиктивные общественные уклады, напоминающие диктатуру из романа Джорджа Оруэлла «1984». Антиутопическая фантастическая трагикомедия Терри Гиллиама «Бразилия» считается одним из лучших фильмов в истории кино вообще. Также как и шедевр Фрица Ланга «Метрополис». Мрачное будущее показывает и «451 градус по Фаренгейту» (фото) — единственный англоязычный фильм Франсуа Трюффо.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Киберпанк

Тему упадка человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху варьирует целый ряд фильмов. Научно-фантастический боевик «Матрица» братьев Вачовски, вышедший на экраны в 1999 году, вызвал мощную философскую дискуссию, посвященную аллегорическим смыслам картины. Внедрение идей в подсознание – тема научно-фантастического триллера «Начало» Кристофера Нолана.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Утопии

Не только черным видится будущее кинематографу. Культовая франшиза «Звездный путь», действие в которой разворачивается во второй половине XXIII, повествует об исследовательской миссии звездолета «Энтерпрайз», бороздящего просторы Млечного Пути под командованием капитана Кирка. Экипаж встречается с новыми цивилизациями, занимается исследованиями и разрешает дипломатические кризисы.

Сбылись ли предсказания научно-фантастических фильмов? Путешествия во времени

Одним из шедевров в жанре научной фантастики признан и фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее», положивший начало одноименной трилогии. В этой картине, называемой квинтэссенцией 1980-х, уместились помимо фантастического сюжета приключения, романтическая история и комедийные элементы. Продюсером проекта был Стивен Спилберг.

1 | 10 Элла Володина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *