Первородный

Рождение близнецов Исава и Иакова. У Исаака и Ревекки долго не было детей. Наконец, Бог услышал их молитвы: Ревекка родила мальчиков-близнецов. Первый родился красным и косматым, его назвали Исав . Второй вышел, держа брата за пятку, поэтому он получил имя Иаков .

Дети выросли. Исав стал искусным охотником, а Иаков — «человеком кротким, живущим в шатрах”, т.е. пастухом. Отец больше любил Исава — тот был почтительным сыном и всегда делился с Исааком добытой дичью. А матери по сердцу был младший сын, который все время находился при ней.

Исав уступает право первородства. Однажды Исав пришел с неудачной охоты усталый и голодный, а Иаков только что сварил вкусную похлебку из чечевицы. Увидев ее, Исав воскликнул: «Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал”. Но хитрый и сообразительный «маменькин сынок” сказал, что угостит брата только в том случае, если Исав продаст ему свое право первородства. Такое право имел старший сын: к нему переходило после смерти отца имущество и власть главы семьи. Кроме того, завет, который Бог заключил с Авраамом, тоже должен был относиться лишь к первородному сыну как отцовскому наследнику.

Простодушный Исав, который родился чуть раньше Иакова и был потому первородным сыном Исаака и Ревекки, решил, что его брат шутит. К тому же он изнемогал от голода и усталости. Поэтому Исав легко согласился с требованием Иакова, а когда тот сказал: «Поклянись мне теперь же”, Исав поклялся, что уступает право первородства. Только после этого Иаков дал ему чечевичной похлебки и хлеба. Исав наелся, напился и ушел, не придав своей клятве никакого значения. Иаков, напротив, был уверен, что с этой минуты именно он стал наследником всех богатств отца.

«Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы». Исаак состарился и ослеп. Когда он понял, что смерть недалека, позвал к себе Исава и сказал: «Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле и налови мне дичи. И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру”.

Отцовское благословение имело большую силу. Поэтому Ревекка, которая подслушала разговор Исаака с Исавом, решила, что это благословение должен получить ее любимец. Когда Исав ушел на охоту, мать рассказала Иакову о словах отца и предложила: «Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. А ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертию своею”.

Иаков засомневался: «Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение”. Но мать уговорила его, приготовила любимое блюдо Исаака, надела на Иакова одежду Исава, а руки и шею своего любимца обмотала шкурами козлят.

И вот Иаков взял кушанье, хлеб, с замиранием сердца вошел к Исааку и назвался Исавом. Исаак удивился, что старший сын вернулся так скоро и сказал: «Подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?” Иакову пришлось приблизиться к отцу, тот ощупал его и сказал: «Голос — голос Иакова, а руки — руки Исавовы”. Все еще сомневаясь, Исаак наелся, напился и попросил, чтобы сын поцеловал его. Иаков повиновался.

Ощутил Исаак запах одежды Исава, сомнения его исчезли, и он благословил сына.

Иаков вышел от отца, и вскоре вернулся Исав, приготовил блюдо из добытой им дичи и понес Исааку. Тут и выяснилось, что отцовское благословение обманом уже получил Иаков. Зарыдал Исав, стал умолять отца благословить и его, но исправить ошибку Исаака было невозможно: благословение давалось только один раз. В страшном гневе Исав решил убить своего обманщика-брата, но побоялся сделать это при жизни отца.

Ревекка узнала, что Исав намерен отомстить Иакову, и уговорила Иакова уйти в Месопотамию к ее брату Лавану, который продолжал жить в Харране. Иаков должен был оставаться там, пока гнев вспыльчивого, но отходчивого и простодушного Исава не остынет.


Гюстав Доре. Видение во сне
Иаковым лестницы

Лестница Иакова. Иаков распрощался с матерью и отцом и пошел в Месопотамию. Ему не раз приходилось ночевать под открытым небом, и однажды, заночевав в мрачной, каменистой пустыне у склона безымянной горы, он увидел странный сон. Иакову приснилась лестница, нижний край которой стоял на земле, а верхний касался неба. По этой лестнице спускались и поднимались ангелы, а на самом верху ее стоял Бог и говорил: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему”. И Бог повторил все обещания, что давал Аврааму и Исааку.

Иаков в ужасе проснулся и воскликнул: «Как страшно это место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные”. Он понял, что место, на котором спал, священно, и назвал его Вефиль . И решил он, вернувшись домой, отдать Богу десятую часть своего имущества.

Иаков женится на Лие и Рахили. Брат Ревекки приветливо встретил своего племянника. Иаков месяц жил у него в доме, помогая по хозяйству. Наконец, Лаван поинтересовался, какую плату за работу хочет Иаков. Надо сказать, что у Лавана была большая семья: несколько сыновей и две дочери. Старшая, Лия, была подслеповата и некрасива, зато младшая, Рахиль, на редкость хороша собой, и Иаков влюбился в нее с первого взгляда. Поэтому он ответил на вопрос Лавана: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою”. Лаван решил, что такая сделка будет выгодна для него, и согласился.

Семь лет пролетели для влюбленного Иакова как несколько дней. И вот Лаван устроил свадебный пир. А когда наутро Иаков проснулся, то он увидел, что вместо Рахили Лаван выдал за него свою старшую дочь Лию. На упреки рассерженного Иакова Лаван невозмутимо отвечал: «В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей”.

Но Лаван не хотел ссориться с таким усердным работником, каким был Иаков, поэтому пообещал выдать за него и Рахиль, если Иаков отработает еще семь лет. Иаков был так влюблен в Рахиль, что согласился. На этот раз Лаван не стал откладывать свадьбу надолго — через неделю после первой сыграли и вторую. Так Рахиль тоже стала женой Иакова .

Рождение Иосифа. Иаков любил Рахиль, а к Лие, на которой его женили обманом, был равнодушен. Богу стало жалко Лию, и он сделал так, что у Рахили не было детей . Лия же родила пять сыновей и дочь. Только тогда Бог вспомнил о Рахили — и появился у нее сын, названный Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков решил вернуться в родные края, но Лаван уговорил его остаться еще на некоторое время и поработать уже за плату. Иаков был заботливым и умелым хозяином, и его богатство стало быстро расти. «И сделался этот человек весьма и весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов”.

Богатству Иакова стали завидовать сыновья Лавана, а потом и сам Лаван. Тогда Иаков решил тайком уйти к себе на родину. Он опасался, что жены не одобрят его замысел, и начал разговор с ними издалека. Иаков указал, что их отец стал плохо к нему относиться за то, что Бог, отняв стада у Лавана, отдал ему. Минувшей же ночью ангел Божий явился их мужу и повелел уйти в ту страну, где родился. Лия и Рахиль одобрили его замысел, у них тоже были свои обиды на отца. Оставалось выждать, пока Лаван не отправился на стрижку овец, и уйти со всем своим добром. Предусмотрительная Рахиль тайком от мужа прихватила с собой и изваяния домашних богов отца, т.к. обладание ими закрепляло право на иму.

Лаван бросается в погоню. Лаван узнал об уходе Иакова только через несколько дней и бросился в погоню. Через семь дней Иаков был настигнут, и тесть набросился на него с упреками в краже дочерей, имущества и даже богов. Возмущенный Иаков, ничего не знавший о краже домашних божков, предложил Лавану обыскать все его имущество, пообещав , что Лаван может убить вора, если такой найдется. Лаван обыскал все палатки и ничего не нашел, так как Рахиль устроилась на верблюде, подложив божков под седло, и заявила, что она больна и поэтому слезть не может. Тогда Иаков, в свою очередь, стал возмущаться поведением тестя. Лаван упрямо твердил: «Эти дочери — мои дочери, эти сыновья — мои сыновья, и этот скот — мой скот, и все, что ты видишь, — мое это!” Но Бог запретил ему причинять зло Иакову. Они заключили союз и дружески расстались. Лаван расцеловал на прощание дочерей и внуков и отправился домой.

Иаков шлет Исаву вестников. Иаков решил прежде всего помириться с братом, которого не видел много лет, и послал к Исаву вестников сообщить о своем возвращении. Выполнили они поручение и, вернувшись, сказали Иакову, что Исав идет к нему навстречу и ведет с собой четыреста человек. Перепугавшийся Иаков взмолился, обращаясь к Богу: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня…” Затем он задумал задобрить брата подарками и выслал вперед три больших стада. При встрече с Исавом рабы, которые пасли стада, должны были сказать: «Вот скот раба твоего Иакова: это подарок, посланный от него господину нашему Исаву; а вот и он сам за нами”.

«Отныне имя тебе будет Израиль”. Ночь перед встречей прошла тревожно. Вечером Иаков переправил через реку всю свою большую семью и остался один. Вдруг в темноте появился Некто и вступил с ним в борьбу. Они боролись до появления зари. Таинственный незнакомец не с мог одолеть Иакова и даже не сумел вырваться из его рук. В конце концов он запросил у Иакова пощады: «Отпусти Меня, ибо взошла заря”. Но Иаков сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. Тот спросил: «Как имя твое?” Он ответил: «Иаков”. Тогда незнакомец сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль , ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь”. Затем он благословил Иакова и исчез.

Борьба Иакова с Богом, описанная в библии, — это скорее ярчайший пример душевной, внутренней борьбы, которую в большей или меньшей степени перживает каждый человек хоть раз в жизни.

Иаков в своих душевных переживаниях понял, что всю жизнь он боролся с Богом. Те методы, которыми пользовался Иаков — ложь, луквство, коварство по отношению к брату в юности, обман отца, хитрость по отношения к Лавану и т.п. — не мог одобрить Бог. Но Иаков стремился к Богу. И только там, на берегу бурного потока, в момент схватки Иаков понял, что вся его надежда, его защита — только Бог. За одну ночь Иаков пероценил свою жизнь и тал другим человекм.

Встреча братьев. Наутро Иаков увидел вдали большую толпу: это шел Исав со своими людьми. Перетрусивший Иаков начал готовиться к встрече: поставил служанок с детьми, потом Лию с дочерью и сыновьями, позади всех — Рахиль с Иосифом, а сам собрал все свое мужество и пошел впереди.

Увидев Исава, Иаков низко поклонился ему семь раз. Но оказалось, что опасался он напрасно: Исав побежал к нему навстречу, обнял, поцеловал его, и оба заплакали. Наконец, Исав выпустил брата из объятий, обратил внимание на скромно стоявших в стороне женщин и детей и спросил: «Кто это у тебя?” Иаков ответил: «Дети, которых Бог даровал рабу твоему”. Тогда к Исаву подошли служанки с детьми и поклонились. За ними Исаву поклонились Лия с детьми и Рахиль с Иосифом. Исав поинтересовался, кому предназначаются стада скота, которые он встретил. Иаков сказал, что все это — подарок ему. Исав попытался отказаться: «У меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя”. Но Иаков умел уговаривать, и в конце концов Исав согласился принять подарок.

Растроганный встречей Исав предложил брату вместе идти в родные места. Иаков для виду согласился, но сказал, беззастенчиво льстя Исаву и называя его господином, а себя рабом: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот. Пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему…”

Ничего не заподозривший Исав отправился к себе домой. Иаков выждал, пока он отойдет подальше, и пошел совсем в другом направлении. Братья оказались в разных местах: Исав — к югу от Мертвого моря, Иаков — в Ханаане. Вскоре после поселения на новом месте Иакову явился Бог, благословил его, подтвердил, что теперь имя ему будет Израиль, и добавил: «Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе и потомству твоему…” Таким образом, Бог вновь подтвердил, что законным наследником Исаака является именно Иаков, несмотря на то, что он обманул своего отца.

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, равно и то, как старшинство можно продать или купить.

Первородство в Древнем Израиле имело огромное значение и преимущества.

И вот этим преимуществом Исав с легкостью жертвует ради тарелки похлебки. Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковым и Исавом, но и между народами, произошедшими от них — израильтянами и едомлянами.

Иаков (Израиль) еще успел увидеться со своим дряхлым отцом. Вскоре Исаак, которому было уже 180 лет, умер, Иаков и Исав похоронили его.

Первенец или первородный сын — в древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. По закону Моисея все П. израильские и все первородное мужеского пола из скота должны быть посвящены Богу, т. е. предназначены для целей служения Ему. Если у кого-либо были две жены, то П. от обеих должны быть посвящены Богу. Это посвящение первородных должно было напоминать израильтянам о чудесном их спасении из Египта истреблением всех П. египетских (Исх., XIII, 14—15). Само посвящение П. состояло в том, что отец каждого первородного должен был в 30-й день заплатить за него жрецу выкуп в 5 сиклей (Числа, XVIII, 16), служивший знаком освобождения П. от повинности служения при скинии и во храме. В этом отношении первенцев заменяли Левиты, от их лица исполнявшие свои обязанности (Числа, VIII, 16—18). Такая замена нужна была потому, что первородных из всех колен израильских было бы гораздо больше, чем сколько потребовалось бы для исправления служб при скинии, и содержание их было бы обременительно для народа. Все первородное из домашних животных было также посвящено Богу; при этом животные чистые — агнцы, козлы, тельцы — приносились в жертву, а нечистые — ослы, кони, верблюды — заменялись для жертвы агнцами или выкупались, если недоставало агнца (см. Исх., XIII, 13; ib. XXXIV, 19—20). На П. лежала обязанность заботиться об оставшихся вдовах. Если П. умер прежде отца и имел детей, то двойная наследственная часть его должна была принадлежать им, а не следующему за ним брату. Во времена царей первородный сын царя считался законным, естественным наследником престола (2 Парал., XXI, 3). Посвящение Богу П. мужеского пола в память избавления от рабства египетского имело и таинственно-прообразовательное значение: оно указывало на «перворожденное Слово» и на П. Девы Марии, посвященного Богу своей матерью (Луки, 11, 22—23). Ср. Д. Афанасьев, «Руководство по предмету Священ. Писания» (Ставрополь, 1888); прот. В. Нечаев (епископ Виссарион), «Толкование на паремии из книг Моисеевых» (М., 1876).

Обычай искупления первородного сына (Pidion ha-ben) сохранился у современных евреев. По истечении тридцати дней со дня рождения ребенка отец приглашает когена, т. е. священника, потомка Аарона (обыкновенно — бедного или знакомого), у которого он должен выкупить своего ребенка. Последнего приносят и показывают когену, причем отец удостоверяет, что ребенок рожден от израильтянки (но не от дочери левита или когена, потомство которых не подлежит выкупу). На вопрос когена, что он предпочитает оставить за собой, сына или пять сиклей, отец отвечает, что сына, и дает когену выкуп, долженствующий соответствовать определенным в Библии 5 сиклям (в России — обыкновенно 5 или 6 серебряных рублей, так как рубль предполагается менее сикля). При этом отец благословляет Бога, «заповедавшего об искуплении сына», и молит о ниспослании благ ребенку. Коген, приняв выкуп, возлагает руки на голову мальчика и произносит над ним благословение ааронидов (Числа, VI, 22—27). Обряд искупления сопровождается обыкновенно трапезой. Если отца нет в живых, то П., достигнув зрелого возраста, сам себя выкупает у когена. Существует обычай, по которому П. постятся накануне праздника Пасхи в воспоминание казни П. в Египте, когда лишь израильские П. были пощажены. О первородстве в области имущественных прав см. Майорат, при переходе верховной власти — см. Престолонаследие.

откупивший первородство

Альтернативные описания

• библейский брат Исава

• библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака

• библейский персонаж, от которого пошли все евреи

• в библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки

• единственный еврей, который боролся с Богом

• мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов

• отец всех евреев

• внук Авраама

• один из апостолов

• картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа»

• в Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах

• двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племен

• этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба

• библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлебку

• патриарх, сын Исаака (Библия)

• герой Пятикнижия

• от него пошли все евреи

• сын Исаака, внук Авраама

• сын Исаака (библ.)

• младший сын Исаака

• библейский патриарх

• брат Исава (библ.)

• библейский родоначальник евреев

• первый епископ Иерусалима

• «брат» Иисуса Христа

• один из двенадцати апостолов

• хитрый сын Исаака и Ревекки

• «брат Господень»

• патриарх, сын Исаака

• ветхозаветный праотец

• третий из библейских патриархов

• ему приснилась лестница

• святой апостол

• апостол Христа

• апостол

• апостол Иисуса Христа

• один из учеников Христа

• герой Торы с 12 сыновьями

• сын Исаака

• В Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *