Первосвященник 5 букв

Первосвяще́нник (2 Пар 19:11) — глава и начальник священников в Иудейской церкви, старший великий и первый священник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства.

Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника была более величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание сего обряда и первосвященнических одежд содержится в Исх 28 и Исх 29 и в Лев 8.

Одежда первосвященника в день умилостивления была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг, посему-то она и называлась евреями белою одеждою, тогда как первая называлась золотою.

Первосвященники обыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно многими первосвященниками, людьми дурной нравственности и порочными, каков был например первосвященник Каиафа.

Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить в оном жертвы за грехи народа в день умилостивления. В Лев 16 мы находим описание этого торжественнейшего священнослужения.

Поистине, звание первосвященника было самым высоким званием на земле и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых. Он стоял пред Лицом Божиим ближе всех к Нему и молился за всех израильтян. Он был так сказать посредником между землею и небом и прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса… куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником по чину Мельхиседека (Евр 5:5, Евр. 4:14, Евр. 6:20).

Использованные материалы

  • Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия

К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет машиах (`помазанник`, см. Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.). Согласно Библии, первым первосвященником был Аарон, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть жрецами вообще). Жрец царей Давида и Соломона Цадок был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавшей этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев.

Влияние первосвященника значительно усилилось в период персидской власти. Иерусалим занимал в Персидской империи положение храмового города, и первосвященник естественно превратился в руководителя народа провинции Иехуд (Иудея), получившей религиозную и административную автономию. Возможно, чеканились монеты с именем первосвященников (см. Нумизматика). В эллинистический период (согласно еврейской традиции, первосвященник встретил Александра Македонского в воротах Иерусалима) положение первосвященника оставалось примерно таким же.

Престиж и власть первосвященника достигли апогея при Хасмонеях, которые, даже приняв титул царей, сохраняли за собой титул и прерогативы первосвященника. Против такого совмещения функций выступали фарисеи, однако как Иоханан Гиркан I, так и Александр Яннай отказались уступить их требованиям. После завоевания Иудеи римлянами должность первосвященника утратила свое прежнее значение. Ирод I превратил первосвященника в орудие своей политической игры, и эта должность перешла к семьям выходцев из диаспоры Фьяби и Боэтуса. Хотя первосвященники продолжали оставаться главами Синедриона, их реальная власть и престиж резко упали; в частности, в раввинистических источниках конца эпохи Второго храма нередки насмешки над ними. Первосвященники были преимущественно приверженцами саддукеев, и хотя им приходилось вести храмовую службу так, как требовали фарисеи, идеологическая и политическая напряженность между теми и другими не ослабевала. В конце периода Второго храма первосвященник рассматривался просто как служитель культа, подчиненный римской администрации; даже одежда первосвященника сдавалась на хранение римскому прокуратору и выдавалась первосвященнику, как правило, перед праздничной службой. Одним из первых актов зелотов, овладевших Иерусалимом в 66 г. (см. Иудейская война I), было назначение нового первосвященника, что символизировало вновь обретенную независимость. С разрушением Второго храма должность первосвященника исчезла.

О жреческих функциях первосвященника и его одежде см. кохен. У самаритян должность первосвященника сохраняется поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *