Первосвященник по чину мелхиседека

«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»

(Псалтирь 109:4)

Множество людей, читающих Библию, рано или поздно встречают в ней личность по имени Мелхиседек, что означает «Царь Праведности». Эта личность довольно загадочная, потому что, о ней очень мало сказано в Библии, и не совсем понятно, что она собой представляет. Из-за этого, появилось множество догадок, от Библейских до сказочных. Так одни люди утверждают, что Мелхиседек правил Содомом, а другие вообще считают его могущественным существом одним из многих подобных ему. Однако, давайте посмотрим на эту личность с Библейской точки зрения.

Первое упоминанием в Библии Мелхиседека видим, когда Авраам вернулся с победой над четырьмя царями, которые разграбили имущество Содома и Гомморы. Когда Авраам возвращался, тогда его встретили, как царь Содома, так и Мелхиседек царь Салима, о чем написано: «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего»(Бытие 14:17-20). В этом тексте видим, что Мелхиседек является царем Салимским, и одновременно священником Бога Всевышнего. Салим, это местность в Ханаане, где в будущем был основан город Иерусалим. Здесь Мелхиседек является царем и священником. Этот момент интересен тем, что видим священника Бога, еще до появления Закона, в котором было постановление, о священстве и священниках.

Отсюда, возникает вопрос, кто и по какому закону поставил Мелхиседека священником? Ответ на этот важный вопрос, открывается в Псалме 109 (110), часть которого детально разберем. Первый важный текст: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»(Псалтирь 109:1). Здесь видим, что согласно еврейскому тексту, Бог Яхве (Иегова) обращается к Адонаю (Господу), и говорит «сиди одесную Меня». Большая часть этого Псалма является речью, которую Яхве говорит Адонаю. И здесь Яхве говорит: «… Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Псалтирь 109:4). Этот текст показывает нам священство Мелхиседека, которым наделен Адонай, сидящий по правую руку Бога Яхве. Возникает вопрос, неужели Мелхиседек выше Того, Кто сидит по правую руку Бога, что Сидящий одесную Бога имеет чин Мелхиседека? Этот текст не унижает Адоная, который назван священником по чину Мелхиседека, но наоборот показывает преимущество этого чина. Значит, Мелхиседек должен был быть личностью не ниже Адоная, Который сидит по правую руку Бога. Но в Библии мы не находим еще кого-то, кто был бы равен или выше Адоная, Сидящего по правую руку Бога. Библия вообще говорит только об одной Личности сидящей по правую руку Бога, а не нескольких таких личностей. Итак, получаем, с одной стороны, Мелхиседек должен быть, как минимум равным Тому, Кто сидит по правую руку Бога, а с другой стороны, подобная Адонаю личность в Библии не упоминается.

Суть священства и чина Мелхиседека более детально описывает Апостол Павел в Послании к Евреям. Он сразу показывает, что священство Мелхиседека отличалось от священства Аарона, которое было определено в Законе данном Моисею, о чем Павел говорит: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?»(Послание к Евреям 7:11). Павел говорит, что священство Мелхиседека более совершенное, чем священство Аарона и левитов. Такое совершенное священство имеет очень важную характеристику — его принял Иисус Христос, о чем Апостол Павел говорит: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Послание к Евреям 5:5-6). Интересная ситуация, когда Спаситель мира принимает чин священства Мелхиседека. Неужели Иисус Христос принимает чин того, кто ниже Него? Об этом чине говорится, как о лучшем и совершенном священстве, о чем Павел пишет: «ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — то лучшего завета поручителем соделался Иисус»(Послание к Евреям 7:21-22). Священство Мелхиседека, чин которого принял Иисус Христос, имеет еще одну важную характеристику, о которой написано: «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее»(Послание к Евреям 7:24). То есть вечный Иисус Христос, Он же имеет вечное священство по чину Мелхиседека, то есть это священство никогда не переставало быть, как во дни Авраама, так и во дни Апостолов. Это важно, потому что, для сохранения левитского священства, оно передавалось от одного священника другому. Но в Библии нет указаний, чтобы Мелхиседек передавал свое священство кому-то другому, чтобы сохранить его, и при этом говорится, что это не перестающее священство. Как может не прекращаться священство, если его не передают другим священникам?

Существует два варианта ответа на поставленный вопрос: либо священство все-таки передавалось, либо Мелхиседек был всегда живой, и не имел нужды передавать священство. Здесь мы подходим к Новозаветному объяснению личности Мелхиседека, которое Апостол Павел детально описывает так: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»(Послание к Евреям 7:1-3). Данный текст позывает природу Малхиседека, что он из себя представлял. Первое, что видим, это то, что у него не было ни отца, ни матери. Некоторые богословы говорят, что не было отца и матери, потому что неизвестна его родословная, то есть она не сохранилась, и потому так написано. Но возникает вопрос, неужели Апостолы, с которыми имел общение Иисус Христос, и которые имели мудрость от Святого Духа, не знали кто такой Мелхиседек? Данный текст говорит прямо, о том, что у Мелхиседека не было отца и матери, и как следствие, не было родословной. Более того, говорится, что он не имеет ни начала дней, ни конца жизни. Если бы мысль была в том, что неизвестно, когда Мелхиседек родился и умер, то так было бы написано. Утверждения о неизвестности рода, и времени рождения и смерти Мелхиседека беспочвенны, потому что от сотворения мира известно, сколько прожил даже Адам, и его потомки, и потому возникает вопрос: почему, Моисей смог узнать период жизни Адама, а период жизни Мелхиседека, который жил намного позже Адама, не смог узнать? Потому, можем с уверенностью сказать, что Апостол Павел, если и говорит, что у Мелхиседека нет начала и конца жизни, значит так оно и есть. Более того, здесь Павел говорит, что Мелхиседек пребывает священником навсегда. Если бы Мелхиседек умер, то нельзя было бы так сказать, что он пребывает священником навсегда. Это, в свою очередь, подтверждает, что слова «не имеющий начала дней, ни конца жизни» означают вечность Мелхиседека. И здесь не говорится о вечном священстве Мелхиседека, но о нем самом, что он вечный. Это наталкивает на вопрос, а кто же такой Мелхиседек, что он является вечным священником Бога, и неужели есть какой-то вечный священник, по чину которого Иисус Христос получил священство? Апостол Павел дает ответ на этот вопрос, когда говорит «уподобляясь Сыну Божию», то есть Павел говорит, что Мелхиседек уподобился Сыну Божьему. Но мы знаем только одного Сына Божьего — Иисуса Христа. Интересно, что Апостол говорит, что он уподобился не «сыновьям Божьим», как в Библии называются ангелы, но именно Сыну Божьему, указывая на Христа.

Какой же вывод можно сделать о личности Мелхиседка, неужели он и есть Иисус Христос, Который явился в древности Аврааму? Некоторые богословы утверждают, что не может быть такого, чтобы Христос был царем земного царства. Ответом на это является текст Псалма: «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе»(Псалтирь 75(76):2-3). Видим, что Библия говорит, что у Бога было жилище в Салиме. Это и дает ответ на вопрос, почему Мелхиседек не имеет начала дней, ни конца жизни. Чтобы лучше понять, был ли Иисус Христос — Мелхиседеком во времена Авраама, посмотрим на сравнительную таблицу качеств:

Мелхиседек Иисус Христос
Описание Текст Библии Описание Текст Библии
Сидящий по правую руку Бога назван священником по чину Мелхиседека.
Значит Мелхиседек не ниже Того, Кто сидит по правую руку Бога.
«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»(Псалтирь 109:1).
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Псалтирь 109:4)
Иисус Христос является Сидящим по правую руку Бога, и назван священником по чину Мелхиседека. «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.»(Деяния апостолов 2:34-36).
«Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Послание к Евреям 5:5-6)
Мелхиседек является вечным священником «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»(Послание к Евреям 7:3) Иисус Христос имеет вечное священство «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,»(Послание к Евреям 7:24)
Не имеет ни начала, ни конца жизни Иисус Христос — вечный, и всегда живой «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»(Послание к Евреям 7:25)
Мелхиседек уподобился Сыну Божьему Иисус Христос является Сыном Божьим «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»(От Иоанна 20:31)
В Салиме — месте царства Мелхиседека жил Бог «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе»(Псалтирь 75(76):2-3) Иисус Христос — Бог «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(От Иоанна 1:1)
«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь»(Послание к Римлянам 9:5)

Среди ряда богословов существует мнение, что Мелхиседек был прообразом Иисуса Христа. Но у этого мнения есть проблемы, и первая проблема в том, что прообраз — временный образ будущего, и когда это будущее наступает, прообраз теряет свой смысл. Так прообразом будущей жертвы Христа были жертвоприношения животных, но когда Христос принес в жертву Себя, то жертвоприношение животных потеряло свой смысл, чем Апостол Павел говорит: «Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе»(Послание к Евреям 10:8-9). Если Мелхиседек был прообразом Христа, то после Его прихода на землю, Мелхиседек, как образ, должен был потерять свой смысл. Но Апостол Павел подчеркивает, что Мелхиседек «пребывает священником навсегда», то есть Мелхиседек, как прообраз, не никуда не исчез, но пребывает вечно, а значит Мелхиседек не является прообразом. Вторая проблема Мелхиседека, как прообраза, в том, что он уподобился Сыну Божьему. Ведь прообраз будущего не может стать самим будущим, но будущее имеет свой прообраз, а не наоборот. Если Мелхиседек был прообразом Христа, то должно было быть, чтобы Сын Божий уподобился Мелхиседеку, но сказано наоборот, что Мелхиседек уподобился Сыну Божьему. Здесь смысл в том, что Мелхиседек стал Тем, Кого называют Сыном Божьим, то есть одна и та же Личность принимает новое подобие. Поэтому, Мелхиседек никак не может быть прообразом Иисуса Христа, потому что он пребывает вовек и никуда не делся, и уподобился Сыну Божьему. Некоторые задаются вопросом, если Мелхиседек — Иисус Христос, получается, что в момент встречи с Авраамом Христос был в человеческом теле? Нет, потому что о человеческом теле Христа говорится всего один раз, когда Он пришел в мир для спасения людей, о чем сказано так: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне»(Послание к Евреям 10:5). Бог приготовил Христу тело, когда Он пришел в мир. Других случаев в Библии нет. И здесь возникает вопрос, как же тогда Христос говорил с Авраамом и принес ему пищу? Здесь нет ничего удивительного, потому что в Библии множество примеров, когда Ангелы принимали вид людей, и окружающие люди не знали, что это Ангелы. Эти Ангелы свободно разговаривали с людьми, приносили им пищу, и даже сами употребляли пищу. Если так могли делать Ангелы, то что удивительного в том, что так мог делать Христос?

Подводя итоги, нужно сказать, что мы не знаем в Библии никого другого Сидящего по правую руку от Бога, кроме Иисуса Христа. Также, Иисус Христос назван священником по чину Мелхиседека, а значит Мелхиседек не ниже Иисуса Христа, потому что для Него является достоинством быть священником по чину Мелхиседека. Но другой личности, кроме Бога Отца и Святого Духа, которая была бы выше или равна Христу, мы не находим, что и подтверждает Иоанн Креститель, когда говорит о Христе: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех»(От Иоанна 3:31). Неужели Иисус Христос являясь выше всех, принимает чин священства того, кто ниже Него, и при этом еще и подчеркивает этот статус? Вряд ли Небесный будет считать достоинством иметь земной статус. Судя по одинаковым качествам, можно смело сказать, что Мелхиседек, это и есть Иисус Христос, Который явился Аврааму. Здесь возникает вопрос: получается, что Христос является священником по чину Самого Себя? Да, именно так и есть, по той причине, что Он выше всех, и нет никого другого, по чину которого Он мог бы называться. Это нормальная ситуация у Бога, которую мы можем наблюдать в Библии, когда Он давал клятву, и не имея никого выше Себя, клялся Самим Собой, о чем написано: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою»(Послание к Евреям 6:13). Так и Христос, не имея никакого другого священника выше Себя, становится священником по Своему же чину — Мелхиседека.

Главная => Анталогия (Ветхий Завет)

Дирк Веллерт. Авраам у фараона

После разрушения Вавилонской башни человечество рассеялось по земле и превратилось в совокупность наций, каким и остается по сей день. За рассказом о Вавилонской башне в Библии следует длинный перечень всяких потомков Сима, сына Ноя, лишенный каких-либо характеристик. Вдруг, без каких бы то ни было причин, Господь, а вместе с ним и библейское повествование, останавливает свое внимание на Аврааме, сыне Фарры.

Двенадцатая глава Бытия начинается словами: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». «Указания» Господа Авраму совпадают со словами Иисуса, сказанными апостолам: «Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку домашние его.

Избранность Авраама, забывшего отца ради Господа, обеспечила избранность всего народа, произошедшего от него. Иоанн Креститель взовет в своей проповеди: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму…», — пытаясь убедить евреев не кичиться делами отцов. Дела первого еврея были вписаны в Священную историю, и поэтому изображения жизни Авраама занимали свои места в храмах рядом со сценами из жизни Спасителя. Знание и почитание истории еврейского народа мирно уживалось с ненавистью к тем, «кто нашего Христа распял».

Рафаэль. Авраам и Мелхиседек

Аврам (а не Авраам — так как это имя ему дал Господь позже, во время заключения Завета с ним) честно отправился в указанную Богом землю, Ханаан, но нашел ее неплодной и сразу же отправился в Египет. Зная любвеобилие фараона, Аврам еще по пути в Египет подумал, что его жена Сара хороша собой и что фараон обязательно ее заберет, а его, Аврама, убьет. Поэтому муж и жена договорились называть друг друга братом и сестрой. Все произошло так, как Аврам и предвидел, и благодаря его мудрости «И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды».

Все бы и было так хорошо, «но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову». После этого фараон дружески попенял Авраму за его обман, вернул ему жену и отправил восвояси. Момент, когда фараон выговаривает Авраму, изобразил на своем рисунке для витража нидерландский художник XVI века Дирк Веллерт. С наивным прямодушием нидерландец переносит эту историю божественного сутенерства на церковные окна, нимало не смущаясь неблаговидной ролью праведника.

Ян ван Скорел. Авраам и Мелхиседек

Не дела Аврама, а его вера была главным его достоинством, и апостол Павел в «Послании к римлянам» говорит: «…поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Благочестие Аврама было образцом для подражания, и его история переживалась как образец истории вообще, так что каждый нидерландец воспринимал родоначальника еврейского народа как своего близкого предка.

Самым важным событием жизни Авраама для церкви стала встреча Авраама и Мелхиседека. После возвращения Авраама из Египта он оказался втянутым в различные междуусобицы. Во время царских войн племянник Аврама Лот попал в плен к царю Кедорлаомеру. Аврам, узнав об этом, вооружил своих рабов, победил царя и вернул Лота и все его имущество. Когда он возвращался с победой, «…Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего.

И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли;

И благословен Бог все-вышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Нетрудно заметить, что в этих словах Библии рисуется образ взаимоотношений церкви и светской власти.

Рубенс. Встреча Авраама и Мелхиседека

Мелхиседек, священник Бога всевышнего, приносит Аврааму вино и хлеб — прообраз Святого Причастия. Авраам отдает «десятую часть всего» — добровольная жертва послужила поводом для установления церковной десятины. Столь прозрачные соответствия сделали встречу Авраама и Мелхиседека необычайно популярной в католической живописи. На рисунке Яна ван Скорела Мелхиседек изображен в одеянии епископа, и хлебец, который он протягивает коленопреклоненному Авраму, является прямым намеком на причастие.

Во фреске Рафаэля события трактуются более близко к библейским текстам, но любой современник читал в ней намек на величие римской церкви.

В картине Рубенса встреча Авраама и Мелхиседека перегружена парчовыми одеждами, дорогой утварью, благородными старцами и пышным орнаментом. Скромному событию в библейской долине придан размах величественной мессы иезуитского барокко.

Веласкес. Сдача Бреды

«Сдача Бреды» Веласкеса считается первым историческим полотном, изображающим современное событие в современных костюмах. У Веласкеса нет крылатых Гениев, попранных Пороков, Слав с трубами, Добродетелей с венками — непременных участников подобных сцен. Отсутствие аллегорий давало повод писать о чуть ли не будничном реализме Веласкеса. Но при сопоставлении «Сдачи Бреды» с картиной Рубенса становится заметным, что Веласкес, изображая эпизод войны голландцев и испанцев, заимствует хорошо ему известную схему «Встречи Авраама и Мелхиседека» для того, чтобы подчеркнуть «благородство» момента, когда уважающие друг друга противники по-рыцарски воспринимают и победу и поражение. Функции Мелхиседека выполняет испанский военачальник маркиз Спинола, что соответствует идее битвы испанцев за подлинную веру. Как в Библии указывались намеки на современные события, так и восприятие современности зависело от библейской истории.

(Аркадий Ипполитов)

Клятся Господь, и не раскается.

Как ярость, приписываемая Богу, не означает страсти, но движение наказывающей грешников силы; так и клятва Божия означает утверждение, или, по Златоусту, то, что имеет быть что-либо исполнено непременно, а не означает такой клятвы, какая бывает у людей. Глагол: не раскается, означает то, что Бог не изменит и не переиначит того, в чем уверяет, как делает сие часто в рассуждении многих вещей, переменяет свои постановления по другим видам для пользы, как заметил Феодорит. В чем же Он клянется и что постановляет твердо, о том говорит далее.

Афанасия: Клятва Божия есть слово Его, удостоверяющее слушателей и уверяющее каждого, что обещанное и сказанное Им исполнится. Феодорита: В точности изъяснил сие божественный Апостол в послании к Евреям, показав бесконечность сего священства тем, что левитское священство приняло постановления без клятвы, a сие утверждено клятвою. А сказал сие по человечески: ибо божество не причастно страсти, какова и страсть раскаяние.

Ты Иеpей во век, по чину Мелхиседекову.

Господь был Иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал Апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою, одержанною над царем ходоллогоморским, как видно из 14 гл. Бытия. Христос есть Иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала ни конца.

Слова Божественного Кирилла: По еврейскому наречию мелхи есть царь, седек— правда, а салим—мир; и можно видеть, что Мелхиседек был богат, как бы по самому наименованию своему, а по силе значения слов назван царем правды и мира. Григория Богослова: Итак, Христос называется Мелхиседеком, как безматерний по существу, которое выше нашего, не имеющий отца по нашему естеству и как не подлежащий родословию, по горнему происхождению (ибо род Его, говорит, кто может изъяснить)? и как царь Салима, что значит мир, и как получивший десятину от патриархов, превосходных в брани со злыми силами. Прочитай и 7-ю главу послания к Евреям, где чудный Павел прилагает иносказательно историю о Мелхиседеке ко Христу. Довольно замечаний сделано и мною (говорит Никод.) на сию главу при переводе изъяснения на послание к Евреям. Феодорита: Мелхиседек же был священник не из иудеев, а из язычников; так и Христос—Владыка принес Самого Себя Богу не за иудеев только, но и за всех людей. Мы находим также, что Мелхиседек был и священник и царь. Итак, если Христос по плоти от Давида, а Давид от Иуды, и священство получил по чину Мелхиседека: то левитское священство уже кончилось и благословение высшего священства перешло в Иудово поколение. Произшедший же от Иуды по плоти Христос имеет ныне священство, не Сам принося что либо, но пребывая главою над приносящими. Ибо телом своим называет церковь и чрез нее священнодействует, как человек, а принимает приносимое ею, как Бог.

Толковая Псалтирь.

Имя Мелхиседек всречается в двух вариантах написания: Мелхиседек или Мельхиседек.

На протяжении столетий множество легенд окружило личность Мелхиседека. Большинство текстов, в которых упоминается Мелхиседек, были созданы незадолго до возникновения Христианства, однако есть и более ранние, и более поздние упоминания. Так, фигура Мелхиседека была весьма популярна в конце Средневековья. Однако средневековые тексты во многом цитируют более ранние, а потому, не являются объектом подлинного интереса.

Святой Царь Мелхиседек почитается Православной Церковью в неделю святых праотец. Мелхиседек – одна из наиболее загадочных личностей Библии. Мелхиседек – единственный, о ком рассказывается как в начале библии (в книге Бытия), так и в конце Библии (в Послании к Евреям). Согласно христианскому богословию, Мелхиседек предваряет пришествие Христа и объясняет Его миссию.

Согласно Библии, Мелхиседек — царь Салимский (Иерусалимский). Мелхиседек упоминается дважды в Ветхом Завете:

… Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;… (Бытие, глава 14)

… Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Псалтырь, псалом 109)

В Новом Завете мы находим упоминания о Мелхиседеке в Послании к Евреям:

… Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во‑первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. (Послание к Евреям, глава 7)

Имя Мелхиседека свято и для иудеев, и для христиан, однако имя его, в отличие от имен других библейских персонажей, не настолько известно. Вероятная причина этого в том, что Мелхиседек не был евреем. Из текста Библии явно видно, что Мелхиседек правил Салимом до прихода евреев. Вероятно, Мелхиседек был ханаанеем.

Имя Мелхиседек (Малки-Цедек) происходит от слов малки – мой царь и цедек – правда, праведность. Мелхиседек упоминается в Книге Бытия как священник Бога Всевышнего, который благословил Авраама. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино. Вероятно, это первое описание таинства святого причастия.

Так кто же такой Мельхиседек? Вероятные версии:

  • Мелхиседек — проявление Божества, Богоявление, а не конкретная историческая личность. Этой точки зрения придерживались ранние отцы Церкви и апологеты.
  • Мелхиседек – историческая личность, священник, встречающий и благословляющий Авраама. Если данная версия верна, то, вероятно, что Мелхиседек находился за пределами иудейской традиции, что свидетельствует о первоначальном монотеизме народов Земли. Возможно, Мелхиседек был последним представителем некого первобытного священства, намеки на которое мы находим в Бытии:

У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа .

Вероятно, религия первобытного откровения продолжала сохраняться среди языческого суеверия.

  • Мелхиседек – вымышленная личность, которая служила для оправдания назначения первосвященников не из колена Левина во времена Давида. Если это правда, то строки Бытия, повествующие о Мелхиседеке, были включены в Писание позже.

Отсутствие каких-либо сведений о Мелхиседеке породило множество взглядов как на личность Мелхиседека, так и на достоинство его служения. Некоторые отождествляют Мелхиседека с патриархом Симом.

Описание Мелхиседека как «царя и священника» свидетельствует о том, что предание о нем характерно для патриархального быта, где старший в роде одновременно являлся и царем, и жрецом, и судьей. Однако такой статус позволил апостолу Павлу провести параллель между Мелхиседеком и Христом.

Чрезвычайно интересными являются раннехристианские размышления об образе Мелхиседека. Раннехристианские теологи задавались вопросом: если Мелхиседек действительно являлся служителем единого Бога, то именно он, а не Авраам – настоящий основоположник монотеизма.

Что же касается мнения, из которой следует, что Мелхиседек — прототипом Мессии, то подобная точка зрения выражена в ных текстах кумранской общины.

В рукописях Мертвого моря часто упоминается фигура Мелхиседека. Так, в сильно фрагментированном экземпляре кумранского произведения Песни субботнего всесожжения Мелхиседек, возможно, выступает в роли Первосвященника небесного Храма.

В обнаруженном в той же кумранской пещере Завещании Амрама Мелхиседек фигурирует в качестве правителя всего светлого и антагониста Мелхиреши — царь нечестия. Мелхиреши правит над всей тьмой и, вероятно, тождествен с Велиалом.

В тексте Завещания Амрама Мелхиседек сообщает Амраму, что имеет три имени. Однако, мы не знаем какие, так как далее часть рукописи утеряна.

Основную информацию о Мелхиседеке можно извлечь из фрагментированного кумранского текста, условно называемого Мидраш Мелхиседека. В этом произведении Мелхиседек выступает как глава ангелов и ангелоподобных существ. Он обитает на небе, но в конце десятого юбилея должен будет явиться на землю, «дабы искупить грехи всех сынов света и учинить суд над нечестивцами. Мелхиседек также отождествляется с утешителем всех сетующих.

Особое внимание при анализе кумранского Мидраша Мелхиседека обращает на себя следующий момент. Судя по контексту, ряд цитируемых в данном произведении библейских пассажей, в которых субъектом действия является Бог, истолковываются как относящиеся к Мелхиседеку и коррелируют с его функциями.

Отметим, к примеру, выражение «время года благоволения Мел- хиседека», возникшее, по всей вероятности, под влиянием текста «Возвестить год благоволения ГОСПОДА…». Наряду с присутствующим в кумранских рукописях выражением «жребий Бога» в Мидраше Мелхиседека появляется понятие жребий Мелхиседека». В этом же кумранском произведении засвидетельствовано и выражение наследие Мелхиседека, возможно, каким-то образом соотносящееся кумранскими общинниками со встречающимися в Библии понятиями наследие ГОСПОДА И наследие Бога.

Таким образом, Мелхиседек, по всей вероятности, рассматривается в кумранском Мидраше как личность, реализующая некоторые функции Бога. В связи с вероятной корреляцией образа Бога с мессианской фигурой Мелхиседека укажем на Псалтырь как на возможный библейский источник.

Согласно кумранским рукописям, Мелхиседек «предаст мечу» нечестивцев из Израиля и внешних врагов иудеев. Параллель к карательной функции Мелхиседека обнаруживается также в кумранском Комментарии на Аввакума, где упоминается эсхатологичекий «Избранник» Бога, который осуществит Суд Божий над всеми нечестивцами.

Кумранские летописи пытаются воссоздать фантасмагорическую биографию Мелхиседека, считая, что печать высшего священства была предопределена ему еще в детском возрасте, а Всемирный Потоп он переждал в Эдеме.

Священство Мелхиседека

Давайте поговорим о том, чем отличается священство по чину Мелхиседека от священства по чину Аарона. Святой Августин считал, что Мелхиседек – прообраз будущего и отличает священство Христово от левитского. Родословная Мелхиседека не ясна: из Библии следует, что у него не было родителей, что противоречит построению родословной в Библии, когда родословная описывается по отцовской линии. Мелхиседек же словно появляется ниоткуда, а его священство определялось исключительно личными качествами.

Важно понимать то, что левитское священство всецело основывалось на наследственном праве. Священниками могли быть лишь те, у кого было подтверждение его происхождение от Аарона. Личные качества и желание не играло никакой роли.

Некоторые Иудейские цари из колена Иудина иногда также выполняли священнические функции, то есть реализовывали священство по чину Мелхиседека.

Священство Мелхиседека не имеет ни начала, ни конца. Священство Мелхиседека – данность, равно как и священство Иисуса. Священство Мелхиседека – вечное, священство левитов – временное.

Священство по чину Мелхиседека выше левитского. В Книге Бытия говорится, что Авраам уплатил десятину Мелхиседеку и принял его благословение. Таким образом Авраам признал старшинство Мелхиседека над собой. Левий, будучи правнуком Авраама, соответственно также признал старшинство Мелхиседека.

Вопрос о священстве Мелхиседека нашел отражение в Послании Апостола Павла евреям. Священство Иисуса сродни священству Мельхиседека, а следовательно:

  • Иисус – первосвященник, священство которого основано не на родословии, а на Нем Самом.
  • Первосвященство Иисуса вечно.
  • Иисус Христос – безгрешен
  • Иисус Христос – Первосвященник, Который принес совершенную жертву, тем самым открыв всем людям путь к Богу. Необходимости в дальнейших жертвах нет

Личность Мельхиседека, окруженная ореолом таинственности, породила целый пласт апокрифической литературы.

Во второй половине ХХ века образ Мелхиседека стал объектом неоязыческих и оккультных спекуляций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *