Strateg, 25 Сен 2017
В отличие от Крестового похода бедноты, бесславно закончившегося в самом начале пути, 1 Крестовый поход рыцарей протекал успешно. В 1097 году руководители крестоносцев дали формальную присягу императору Византии, переправились в Азию и осадили Никею. До поражения в битве при Манцикерте от сельджуков Рума эти земли в Вифинии принадлежали византийцам и Алексей Комнин старался вернуть их руками крестоносцев. Султан сельджуков Сулейман 2 Кылыч (или Килидж) Арслан, что означает «Львинный Меч”, пробовал деблокировать Никею и потерпел поражение. Никея была вынуждена сдаться. Но сдалась не крестоносцам, а византийцам, что усугубило разногласия между союзниками. Крестоносцы вместе с небольшим отрядом византийцев разделились на две колонны и продолжили свой путь к Иерусалиму. В дороге они были внезапно атакованы сельджуками и чуть было не потерпели поражение в битве при Дорилее 1 июля 1097 года.
Битва при Дорилее совсем кратко описывается в Алексиаде Анны Комнин и более подробно в европейских хрониках. Наиболее достоверным источником принято считать Gesta Francorum – анонимную хронику «Деяния франков и прочих иерусалимцев”, автор которой принимал непосредственное участие в событиях 1 Крестового похода. Остальные хроники имеют компилятивный характер с разной степенью достоверности, но они более подробны и могут включать в себя устные рассказы других очевидцев, помимо автора Gesta Francorum. Тексты приводятся с сокращениями. Размеры обоих армий явно преувеличены в несколько раз. Мы увидим, что тяжелая конница крестоносцев и ярость отчаяния их вождей способны противостоять внезапному нападению превосходящих сил противника.
Художник Игорь Дзысь
Битва при Дорилее
Из анонимной итало-норманской хроники «Деяния франков и прочих иерусалимцев», 3.9
«…В одном отряде был муж Боэмунд и Роберт Норманнский, рассудительный Танкред и многие другие. В другом – граф Сен-Жилльский, герцог Готфрид, епископ Пюи, Гуго Великий, граф Фландрский и многие другие.
На третий день турки со всей силой набросились на Боэмунда и тех, кто был с ним. Муж мудрый Боэмунд, увидев вдали бесчисленных турков, гудящих и вопящих демонским голосом, немедленно приказал всем воинам спешиться и быстро раскинуть шатры. Прежде чем раскинуть шатры, он снова обратился ко всем воинам: «Сеньоры и сильнейшие воины Христа, вскоре тяжелая битва обступит нас со всех сторон. Итак, пусть все воины мужественно выступят навстречу туркам, а пешие же пускай благоразумно и скоро разбивают лагерь».
После этого турки уже отовсюду окружили нас, размахивая мечами, метая копья и разя и также удивительным образом стреляя из луков во все стороны. Мы же, хотя не могли им ни противостоять, ни выдержать напора такой массы врагов, но однако же единодушно выступили туда. Женщины наши в тот день нам очень помогали, ибо они подносили воду нашим бойцам и всегда горячо ободряли тех, кто сражался и держал оборону. Муж мудрый Боэмунд тотчас наказал остальным, а именно графу Сен-Жилльскому, герцогу Готфриду и Гуго Великому, а также епископу Пюи и всем прочим христовым воинам поспешить и поскорее явиться на поле боя. Он говорил: «Если они хотят сегодня вступить в схватку, пусть явятся с мужеством». Герцог Готфрид, отважный и храбрый, и также Гуго Великий явились вместе со своими войсками раньше других. За ними последовал и епископ Пюи со своим войском. И рядом с теми граф Сен-Жилльский с большим полком.
Сразу же наши выстроились в боевом порядке. На левом фланге был муж разумный Боэмунд, Роберт Норманнский, и рассудительный Танкред, а также Роберт из Ансы и Ричард Принципат. Епископ Пюи пришел по соседнему холму, со всех сторон окружая неверных турок. Также на левом фланге гарцевал храбрейший воин граф Раймунд Сен-Жилльский. На правом же фланге был герцог Готфруа, пламенный воин и граф Фландрии, а также Гуго Великий и многие другие, чьих имен я не знаю.
Сразу же, как только прибыли наши воины, турки, арабы, сарацины и агуланы (Agulani?) и все варварские нации быстро обратились в бегство кратчайшим путем через горы и равнины. Турок, персов, сарацин, агулан и других язычников было триста шестьдесят тысяч, без арабов, числа которых никто не знает, кроме одного Бога. Они стремительно бежали в свои шатры, но долго оставаться там им было нельзя. И они снова ударились в бегство, и мы их преследовали, убивая, весь этот день. Но если бы в сражении Бог не был с нами и не послал бы нам тогда другое войско, никто из наших не вернулся бы, ведь эта битва длилась с 3 часов до 9. Однако погибли два славных наших воина, а именно Готфрид из Чесоточной горы и Гийом, сын Маркиза и брат Танкреда, а также другие воины и пехотинцы, чьих имен я не знаю. Это сражение было в первый день июля.”
Художник Игорь Дзысь
Гийом (Вильгельм) Тирский, «История деяний в заморских землях”, 64-66
«По приказу баронов отряд пилигримов двинулся от Никеи через три дня в начале Июля . Они путешествовали очень мирно двух дней вместе и после этого они расположились лагерем около моста удобно расположенного над водой. Как это было обычно, на утро лишь только забрезжил рассвет, они пересекли мост. Или может быть, они сознательно разделились: Боэмонд, Герцог Нормандский, Стефан Граф Шартра, Танкред и Граф Сен-Поль повернулись назад по направлению к левому берегу и спустились к крепости под названием Гургом и незадолго до полудня они стали лагерем около реки изобилующей водой.
Здесь они мирно отдохнули всю ночь, но, однако решили изменить намерения отряда, видя его прилежность. Все остальные двинулись к правому берегу весь день, и двигались через прекрасную страну и прекрасно отдохнули, на больших лугах у берега. Итак часть отряда была более чем в двух милях другой. Сулейман размышлял, и чувствовал злобу и гнев за то, что он оставил свою жену и детей и свой благородный город (Никею). Он приказал следовать за нашей группой, что осталась на левом берегу и причинить им боль, увидев, что они смогут навредить им. Он дал ему очень большое число хорошо вооружённых рыцарей. Шпионы Сулеймана следили за пилигримами и докладывали обо всех их перемещениях. Они дали ему знать о том, что отряд разделился на две части, и что недавно одна группа последовала на левый берег, закрыв для них другую группу. Он был очень рад и счастлив, когда он услышал эту новость, он видел в этом прекрасный случай отомстить за себя. Он сказал своим людям подготовить и организовать войска на закате и отправиться, с целью атаковать наших людей.
Таким образом, когда развеялась предрассветная дымка и начало рассветать, ночной дозорный, который удалился недалеко от отряда, увидел турок и прокричал: «К оружию!» и задули в горны, и очень прекрасно заиграли трубы. Отряд внезапно пробудился и наши люди немедленно вооружились и организовали своих воинов, они планировали. Женщины, больные мужчины и дети были оставлены в стороне , чтобы движение вражеской армии не достигло их. Они огородились вокруг, при помощи повозок и колесниц, – которых у них имелось превеликое множество – и тогда они послали посланца к более части армии, от которой они отделились по своей глупости, с целью попросить отряд постараться прейти им на помощь, так как они находились в огромной опасности. Когда же их люди были приведены в порядок, 1 Июля на рассвете Сулейман – по настоящему прибыл с многочисленными тяжеловооружёнными воинами, насчитывающими примерно 200 000 хороших воинов для атаки – здесь были не только враги, которые были не только конными. Наших людей было намного меньше и в основном пехотинцы, и это не удивительно, что они боялись прихода врагов.
Художник Christa Hook
Когда турецкая армия атаковала наших людей, шум боя, труб, людей и лошадей был так велик, что ни один никогда не слышал шума . И было просто ужасно слышать первый натиск турок. Они стреляли в наших людей так густо, что ни один видимый ранее дождь или град не походил на и так многочисленно, что многие наши люди были серьёзно ранены. Когда же первая линия окончила стрельбу, тогда на передовые позиции вышла вторая линия с большим количеством арбалетов, чем прежде, и начала стрелять так быстро, что это невозможно было описать. Наши рыцари увидели, что они потеряли множество лошадей, и воинов от стрел, и очень энергично напали на турков, однако толпа турок была так огромна, что значительное число наших людей имело большие повреждения. Те же, кто имел щит или, по крайней мере, маленький щит могли до некоторой степени защитить себя, однако те, кто был безоружен убегали, чтобы не быть убитыми среди наступающей конницы.
И многие были убиты или попали в плен. Из наших людей были убиты, пешимы или конными, примерно 2 000 человек. Это были в основном храбрые, благородные и смелые молодые люди, которые были убиты, хотя они имели превосходство все эти дни, особенно же следует выделить рыцаря Вильям сыном Марка братом Танкреда. Он был пронзён стрелой и умер без промедления. Другой же храбрый муж, по имени Роберт Парижский, также умер очень достойно. Танкред, который был очень смел, показывал чудеса в бою, и так небрежно распоряжался своей жизнью; Боэмонд увидел его и разгромил свалку, в которой был Танкред, и взял под узды его коня, и привёл обратно. Турки видели, что наши люди понесли огромный ущерб и очень устали, и тогда атаковали с помощью мечей и булав, так что они обрушились на головы пилигримов и заставили их отойти назад к обозному каравану. Там они захватили его. И скрывались среди тростника и энергично защищали себя, и выдерживали волну за волной атаки турок против них.
Один барон – благородный герцог Готфрид, и остальные принцы – услышали о том, как Боэмонд и его отряд быстро убегали от опасности. Герцог и два его брата: Болдуин и Евстафий, Граф Раймонд, Гиом Лиманский, и огромное количество других баронов вместе отправились туда. Пехотинцы слишком долго находились в движении и имели очень мало обозных лошадей, которых они оставили в охраняемом лагере. Они шли вперёд в общей сложности 40 000 хорошо вооружённых храбрых конников. Когда же они приблизились к полю боя и увидели, что пилигримы были силой отброшены назад и услышали шум труб и коней – они поняли затруднительное положение людей Боэмонда, и немедленно снова ими завладело мужество и оживление, и снова напали на врагов в полной уверенности и сделали это очень хорошо. Добрый Епископ Пюи также был среди них, и много раз сопровождал баронов и рыцарей, мстящих за пролитую кровь Христиан, которую пролили враги нашей веры.
Бароны, которые пришли, одной массой так энергично атаковали турок, что казалось, каждый сам мог выстоять в битве на берегу. Они убили и сбросили с лошадей так много врагов во время этой бешеной атаки, что турки не смогли сопротивляться, но отступили, потерпев поражение. Пилигримы преследовали и гнали их на протяжении четырёх миль, убивая всех турок, которых они смогли достать…
Наши люди вернулись в свои шатры с огромной радостью и честью. Во время сражения в общей сложности 4 000 наших людей были убиты, и конников и простых пехотинцев. Из турецкой армии 3 000 были найдены мёртвыми, и среди них множество великих людей. Долгая битва началась на рассвете и закончилась в течение Девяти часов. И очень часто нашим людям приходилось очень туго, так как, как я уже говорил, Сулейман имел 200 000 конницы. Наши же люди насчитывали примерно только 50 000 коней только при объединении обоих отрядов.
…Оружие и богатства, которые они захватили у врагов, было разделено между ними, в итоге плохо вооружены до этого вооружились и защищали себя очень хорошо. Они выделились в этой битве, и захватили себе огромные богатства, и приобрели великую славу, особенно те имена которых: Болдуин де Бург; Томас де ля Фер; Рейнальд де Беавей; Галон де Шамон; Гастон де Безейр; и Жерар Кьюирзи . Когда же было приведено в порядок и после совещания баронов, в отряде было оглашено о том, что впредь ни один муж не должен уезжать так далеко без особо разрешения на то капитана.”
Альберт Ахенский, «Иерусалимская хроника о священной войне», 38-43
«На следующий день (27 июня 1097 г.) весь народ пришел в движение и, взяв с собой все необходимое, продолжал свой путь по середине Романии (то есть Малой Азии), не опасаясь в будущем никаких бедствий. Пилигримы, идя два дня соединенной армией по ущельям гор и узким проходам, решились потому подразделить свое многочисленное войско с тем, чтобы иметь более простора для расположения лагеря и чтобы легче добывать съестные припасы для самих себя и корм для лошадей. Соединившись снова между двух высоких гор, они перешли по мосту какую-то реку, и Боэмунд со своей дружиной отделился вторично от герцога Готфрида. Боэмунда сопровождали самые именитые вожди, Роберт, граф Нормандии, Стефан, князь Блуа, и все они вместе, взяв направо (у Гийома Тирского налево), держались так, чтобы не отдаляться от прочих товарищей более как на одну милю. Сам же герцог и сопровождавшие его, епископ Пюи (Адемар) и граф Раймунд подвигались вперед, идя налево. После такого разделения Боэмунд и вся армия прибыли в девятом часу в долину Догоргана (ныне Горгона), которая в новейшее время называется Озелли; пилигримы немедленно разошлись по лугам и берегу ручейков, чтобы раскинуть свой лагерь, отдохнуть и подкрепиться пищей и прочим необходимым.
Но едва Боэмунд и другие отважные мужи сошли с лошадей, как Солиман, собравший после своего бегства от стен Никеи союзные силы в Антиохии, Тарсе, Алеппо и других городах Романии между турками, рассеянными по стране, быстро появился перед ними с огромной армией. Немедленно и без малейшего отдыха он напал на войско христиан, и его люди, распространившись по всему лагерю, умерщвляли всех встречавшихся им на пути; одни погибали от стрел, другие от меча; многих же жестокий неприятель забирал в плен.
Художник Игорь Дзысь
Народ был объят ужасом и поднял крики; замужние и незамужние женщины погибали вместе с мужчинами и детьми. Роберт Парижский, стремясь на помощь несчастным, был поражен стрелой и немедленно умер. Боэмунд и другие вожди, озадаченные этим неожиданным поражением, вскочили на лошадей, поспешно надели панцири и, соединив остаток армии в одно целое, защищались мужественно, несмотря на неожиданность нападения, и долгое время выдерживали борьбу с неприятелем. Вильгельм, брат Танкреда, молодой человек необыкновенной красоты, полный отваги и только еще начинавший военное поприще, храбро сопротивлялся и часто наносил туркам удары копьем, но стрела опрокинула его на глазах Боэмунда. Танкред также отважно защищался и с трудом спас жизнь, оставив за собой значок, который был привязан к копью, и тело убитого брата. Турки, предводительствуемые своим князем Солиманом, взяв верх, устремились в лагерь, поражая своими роговыми луками и стрелами и избивая пеших людей, пилигримов, девиц, женщин, старцев и детей, не щадя никакого возраста…
Пока стадо верующих оставалось в отчаянии, а сам Боэмунд, атакованный врасплох, вместе со своими людьми, начал сопротивляться с меньшим жаром, уже около 4 тысяч человек христианской армии пали под ударами неприятеля, вестник, оседлав быстрого коня, летел над пропастями гор и прибыл печальный, задыхаясь, к герцогу. Готфрид, выйдя в ту минуту из палатки, шел навестить своих товарищей по оружию. Заметив издалека вестника, летевшего изо всех сил с лицом бледным и искаженным, он спросил его о причине такой поспешности, чтобы передать о всем случившемся другим вождям.
Неся важную и печальную новость, гонец отвечал ему: «Наши князья и сам Боэмунд выдерживают в эту минуту всю тяжесть утомительной битвы; над народом, следовавшим за ним,уже произнесен смертный приговор, который скоро обрушится и на голову всех князей, если вы не поспешите к ним на помощь. Турки ворвались в наш лагерь; спустившись с долины, называемой Озелли, то есть Ужасной, в долину Догоргану, они без устали умерщвляют пилигримов; Роберт Парижский убит и ему отрублена голова; статный юноша Вильгельм, сын сестры Боэмунда, пораженный насмерть, заслуживает нашего сожаления. Вот почему все союзники приглашают вас на помощь; не медлите и ускорьте свои шаги».
Узнав о бедствии своих братьев и о дерзости турок, герцог приказал трубить во все стороны, созвать всех своих спутников, схватиться за оружие, поднять знамена и лететь на помощь пилигримам, не давая себе отдыха. Немедленно и как бы идя на веселое пиршество, христиане спешат взяться за оружие, надеть панцири, подпоясаться мечом, взнуздать и оседлать лошадей, захватить свои щиты, и 60 тысяч рыцарей выходят из лагеря, сопровождаемые толпами пехоты. День был уже в полном блеске, солнце сияло великолепно; его лучи отражались на золотых щитах и железных панцирях; знамена и привязанные к пикам пурпуровые значки, разукрашенные драгоценными камнями, сверкали, развеваясь; всякий пришпоривал быстрого коня; никто не поджидал брата или товарища и спешил, как мог, на помощь христианам, чтобы отомстить за них. Видя наших, поспешавшими на помощь своим братьям и пылавшими жаждой битвы, притом в большом числе, покрытых железом и с распущенными по ветру знаменами, блестящими боевыми значками, турки обратились в бегство; пораженные ужасом и оставив убийство, одни спасались по полям, другие бросились по тропинкам, им известным. Но Солиман, предводительствуя сильным отрядом, отступил на вершину горы и, остановившись там, начал готовиться к новой схватке с христианами.
Герцог Готфрид, имея под собой быстрого коня, прибыл первым с 50 своими соратниками, выстроил народ, следовавший по его стопам, и не медля двинулся на вершину горы, чтобы вступить врукопашную с турками; а турки, собравшись на горе, стояли неподвижно и готовились к сопротивлению. Наконец, соединив всех своих, Готфрид бросился на выжидавшего неприятеля, направил на него все копья и громким голосом увещевал соратников нападать неустрашимо. Тогда турки и их предводитель Солиман, видя, что герцог Готфрид и его люди с мужеством настаивают на битве, опустили поводья лошадям и быстро побежали прочь с горы. Готфрид преследовал их на расстоянии 6 миль, поражая одних мечом, других забирая в плен, захватывая богатую добычу и вырывая из их рук девиц, юношей и все, что они старались унести и увести с собой…
Художник Игорь Дзысь
Балдуин, граф Геннегау, муж славный щедрой милостыней, и Роберт Фландрский обратили турок в бегство и, разъезжая во все стороны, ободряли беспрестанно своих с тем, чтобы они били без устали и чтобы никто из них не останавливался в преследовании и не отказывался от резни. Балдуин Буржский, Фома из замка Ферия, Райнольд Бовезский, Вала Кальмонтский, Готард, сын Готфрида, Гаст из Беарна (Berdeiz) и Рудольф – все они трудились с одинаковым рвением и, как храбрые рыцари, беспрестанно преследовали турок и истребляли их под своими ударами. Бока лошадей поднимались от ускоренного дыхания, и пар от них выходил облаком из рядов. Время от времени турки, в надежде на свою многочисленность, собрав силы, давали мужественный отпор и бросали в воздух стрелы, ниспадавшие частым градом. Но едва только эта туча стрел рассеивалась, как верные, сохраняя постоянно в руках копья, которыми они поражали неприятеля, бросались на него снова и, разнося смерть по его рядам, принудили, наконец, турок, побежденных и поставленных вне возможности защищаться, бежать над пропастями гор и спасаться по тропинкам, им одним известным…
Торжествуя счастливый успех битвы, Боэмунд и все другие князья, поименованные мной и бывшие вождями и опорой войска, соединились в величайшем согласии и держали совет, на котором постановили, начиная с этого дня, единодушно собирать съестные припасы и сложить их в одно место; и это было сделано сообразно с тем постановлением.
Во время схватки и пока турки бежали, несколько рыцарей христианских погибло от стрел; турки, как рассказывают, потеряли три тысячи человек. После такой жестокой битвы витязи Христа отдыхали три дня на берегу реки, чтобы подкрепить свои утомленные члены, и питались добычей, которую им оставили в изобилии убитые турки. Солиман, побежденный и с трудом спасшийся, перешел горы Романии; он не мог более рассчитывать на город Никею и горько оплакивал свою жену, детей и всех, кого он прежде потерял на никейских полях от меча галлов, а равно и тех, которых он недавно лишился в долине Горгоны и которые или попались в плен, или пали во время битвы.”
Следующей крупной битвой 1 Крестового похода была Битва под Антиохией.
Рубрики: Великие битвы истории
Этого хочет Бог!
Урбан II пообещал всем отправляющимся освобождать Иерусалим от владычества мусульман отпущение грехов, освобождение от долгов и прочие материальные и духовные блага. «Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев — христиан… Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат», — гремел призыв.
Речь папы прерывалась возгласами слушателей: Dieu le veut! (Этого хочет Бог!). Интересно, что производная от высказывания фраза — Deus lo vult (Так хочет Бог) — является девизом Иерусалимского ордена Святого Гроба Господня, организованного в 1099 году и существующего по сей день. Членами католического Ордена по всему миру являются представители королевских семей, преуспевающие бизнесмены, политики и научная элита. Так, в Орден входили испанские и бельгийские короли, венгерский композитор Ференц Лист, бывший одним из величайших пианистов XIX века, американский кинорежиссер и сценарист Джон Фэрроу, получивший в 1957 году Оскар за сценарий к фильму «Вокруг света за 80 дней». По данным на 2010 год численность Ордена превысила 28000 членов.
Экономическое чудо
Гвиберт Ножанский — историограф первого крестового похода — рассказывал о забавном с его точки зрения факте, сопровождавшем сборы пилигримов в дорогу. «Так как многие торопились окончить свои дела, то произошло удивительное явление, которое послужит образчиком внезапного и неожиданного падения всех цен: за денарий можно было купить семь овец. Недостаток хлеба превратился в изобилие…. Таким образом, в то время произошло изумительное явление: все покупали дорого и продавали дешево; при всеобщем стремлении, дорого покупалось все, что было необходимо для дороги, а то, чем следовало покрыть издержки, продавалось весьма дешево. В прежнее время темницы и пытки не могли бы вырвать силою того, что теперь отдавалось за безделицу», — писал современник крестоносцев.
Фальстарт «Похода нищих»
Официальная дата начала Крестовых походов была назначена на 15 августа 1096 года — праздник Вознесения Богородицы. Жизнь внесла в планы коррективы. Бесспорно, папа был вдохновителем движения, но по преданиям во главе крестового похода стоял не он, а Петр Пустынник: бывший военный, удалившийся от света и ставший монахом, талантливым оратором, своим воодушевлением увлекший даже папу.
Ободренные речами папы и амьенского аскета обнищавшие многотысячные толпы не стали дожидаться установленного срока и устремились в земли, где, как они думали, им будет даровано изобилие.
Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. К Иерусалиму самостоятельно выдвинулась многотысячная толпа безоружных крестьян и мелкого рыцарства, по разным оценкам — 50-60 тысяч человек. Шли семьями, взяв с собой стариков и детей.
Первую волну крестоносцев ожидали суровые испытания. Покидая родные края, люди не успели (а многие и не смогли из-за нищеты) запастись провиантом. Христианские страны, через которые пролегал путь пилигримов, не спешили обеспечить своих собратьев по вере всем необходимым для жизни. Между местными жителями и паломниками вспыхивали конфликты.
До владений византийцев удалось добраться всего нескольким десяткам человек, примерно 25-27 тысяч были убиты, а 3-4 тысячи, в основном юноши и девушки, были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Подошедший вскоре византийский корпус сложил из тел погибших христиан холм высотой почти 30 метров и совершил обряд отпевания павших.
Предтеча геноцида
Хотя антисемитские настроения царили в Европе на протяжении многих веков, именно во время первого Крестового похода произошли первые массовые преследования евреев.
В мае 1096 года германская армия численностью около 10 тысяч человек отправилась на север через долину Рейна — в противоположном Иерусалиму направлении — и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии.
Крестоносцы оправдывали свои действия словами папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, исповедовавших отличную от католической религию. Тысячи евреев были убиты, несмотря на то, что официальная церковь советовала не уничтожать иноверцев, а обращать их в христианство.
Крестовый поход детей
В мае 1212 года в рядах немецкого народного войска насчитывалось около 25 тысяч детей и подростков. Тогда же, по легенде, во Франции пастушку Стефану из Клуа «явился» Иисус, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем божьим на устах освободить Иерусалим. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. В июле более 30 тысяч малолетних крестоносцев с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю.
Дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебностью местных жителей, которые еще помнили разграбление страны предыдущими ордами крестоносцев.
В Марселе два местных купца предоставили в распоряжение детей 7 кораблей для путешествия в Святую Землю. Суда отплыли, и след юных воителей был утерян. Лишь 18 лет спустя, в 1230 году, в Европе объявился монах, якобы сопровождавший немецких и французских детей. Он рассказал, что когда корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, их уже поджидали: купцы сговорились с мусульманскими работорговцами.
Кстати, принятое в историографии название народного движения 1212 года — Крестовый поход детей — согласно некоторым современным источникам не совсем верно. Исследователи полагают, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а подростки и юноши, так как латинское pueri («мальчики») в средневековых источниках означало всех простолюдинов.
Брат на брата
Помимо восьми Крестовых походов против иноверцев на Востоке, крестоносцы не оставляли попыток обратить в свою веру и жителей соседних — европейских — государств. Делалось это, как водится, огнем и мечом.
Так, Крестовый поход против славян в 1147 году, организованный главным образом германскими феодалами, должен был привести в лоно католической церкви полабско-прибалтийских язычников-славян. Ряд актов агрессии, известных как Балтийские крестовые походы (войны 1198-1411 годов), ставил своей целью распространение католичества среди финских племен, славян, балтийских народов. Подчас это подразумевало искоренение самих язычников как таковых. Ряд историков относит к Северным крестовым походам и военные кампании шведских и германских рыцарей против православных русских княжеств. Так или иначе, но в Европе попытки нести людям свет «правильной» религии особым успехом не увенчались.
1. Предыстория конфликта
Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I. Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в поражении при Манцикерте. Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 года, когда на престол взошел Алексей Комнин. К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато. В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта — против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.
В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наемников из Западной европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Генералы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наемников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях. В 1093-94 году Алексей, по-видимому направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.
Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые якобы творились в Палестине. В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территорию современных Ирана и Сирии) и государством Фатимидов Египта. Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, Фатимидов — в основном мусульмане-шииты. Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам и разорениям. Это и могло породить слухи о якобы страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине.
Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных фанатиков вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались вперед, грабя, убивая евреев и сея хаос на своем пути.
На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки, Египет, Палестину, Сирию, Испанию и множество других территорий.
Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние враги — христианские государства на Западе и монголы на Востоке.
Так, Реконкиста в Испании, Норманнское завоевание Сицилии и атаки норманнов на североафриканское побережье, завоевания Пизы, Генуи и Арагона на Мальорке и Сардинии и боевые действия христианских правителей против мусульман на море ясно демонстрировали вектор направленности западноевропейской внешней политики конца XI века.
1.1. Западная Европа
Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. Однако за предыдущие несколько веков в Европе сформировался целый класс воинов, которым теперь, когда границам государств более не угрожала серьёзная опасность извне, приходилось применять свои силы в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов. Благословляя крестовый поход папа Урбан II сказал: «Кто тут обездоленный и бедный, там будет радостный и богатый!»
Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама. Когда мусульмане заняли Иерусалим — сердце христианской религии, — папа Григорий VII в 1074 году призвал воинов Христовых (лат. milites Christi) отправиться на Восток и помочь Византии, которая тремя годами ранее потерпела серьёзное поражение в битве при Манцикерте, отвоевать священные земли. Воззвание папы было проигнорировано рыцарством, но тем не менее привлекло внимание к событиям на Востоке и спровоцировало волну паломничества на Святую землю. Вскоре начали поступать сообщения об издевательствах и гонениях, которым подвергались паломники со стороны мусульман на пути в Иерусалим и другие священные города. Известия о притеснении пилигримов вызвали волну негодования среди христиан.
В начале марта 1095 года на собор в Пьяченце прибыло посольство императора Алексея Комнина с прошением оказать Византии помощь в борьбе с сельджуками.
26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор, на котором перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.
1.2. Византия
Византийская империя имела множество врагов на своих границах. Так, в 1090—1091 ей угрожали печенеги, однако их натиск был отбит при помощи половцев и славян. В это же время турецкий пират Чака, господствуя в Мраморном море и Босфоре, беспокоил своими налётами побережье вблизи Константинополя. Если учесть, что к этому времени большая часть Анатолии была захвачена турками-сельджуками, а византийская армия потерпела от них серьёзное поражение в 1071-м году в битве при Манцикерте, то Византийская империя находилась в кризисном состоянии, и существовала угроза её полного уничтожения. Пик кризиса пришёлся на зиму 1090/1091, когда напор печенегов с одной стороны и родственных им сельджуков с другой угрожал отрезать Константинополь от окружающего мира.
В этой ситуации император Алексей Комнин вёл дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092-го года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.
1.3. Мусульманский мир
Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён турок-сельджуков и сельджукского султана Рум, придерживавшихся суннитского течения в исламе. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией. К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию после победы над византийцами в решающей битве при Манцикерте в 1071 году. Однако, турки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.
На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.
Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков, и потому Алексей Комнин советовал крестоносцам заключить с Фатимидами союз против общего врага. В 1076 году при халифе ал-Мустали сельджуки захватили Иерусалим, однако в 1098 году, когда крестоносцы уже выдвинулись на Восток, Фатимиды отвоевали город. Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.
В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. В 1092 г. умерли сельджукский вазир Низам ал-Мулк и султан Малик-шах, затем в 1094 аббасидский халиф ал-Муктади и фатимидский халиф ал-Мустансир. И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств. В Фатимидской империи также существовали внутренние проблемы.
Христиане ВостокаКарта 1-го крестового походаХронология событий похода Крестьянский крестовый поход
Основная статья: Крестьянский крестовый поход
Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа (праздник Вознесения Богородицы) 1096 года. Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником, талантливым оратором и проповедником. Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. В то время, как Папа (Римский патриарх) рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей, Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу — состоявшую, правда, по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми.
Это огромное (по объективным оценкам всего в Поход выступило несколько десятков тысяч (~ 50—60 тыс.) бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.) неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе. Покидая родные края, люди не успели (а многие просто не смогли из-за своей нищеты) запастись провиантом, так как отправились в путь слишком рано и не застали богатый урожай 1096 года, который уродился в Западной Европе впервые после нескольких лет засухи и голода. Поэтому они рассчитывали, что христианские города Восточной Европы станут бесплатно обеспечивать их едой и всем необходимым (как это было всегда в Средние века для паломников, шедших в Святую землю), либо же будут отпускать провиант по разумной цене. Однако Болгария, Венгрия и другие страны, через которые пролегал маршрут бедноты, не всегда соглашались на такие условия, и потому между местными жителями и бесчинствующими ополченцами, силой отнимавшими у них продовольствие, вспыхивали конфликты.
Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что неподалеку от Ниша их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев. Около четверти ополченцев было перебито, но остальные практически без потерь добрались к августу до Константинополя. Там к последователям Петра Пустынника присоединились армии, выдвинувшиеся из Италии и Франции. Вскоре наводнившая город крестоносная беднота начала устраивать в Константинополе беспорядки и погромы, и императору Алексею не оставалось ничего другого, как переправить их через Босфор.
Оказавшись в Малой Азии, участники похода перессорились и разделились на две отдельные армии. На стороне напавших на них сельджуков было значительное преимущество — они были более опытными и организованными воинами и к тому же, в отличие от христиан, отлично знали местность, поэтому вскоре практически все ополченцы, многие из которых ни разу в жизни не держали в руках оружия и не имели серьёзного вооружения, были перебиты. Эту 1-ю битву на северо-западе Малой Азии при Дорилеуме, «в долине Дракона», сложно назвать битвой : сельджукская кавалерия атаковала и уничтожила первую меньшую группу крестоносцев-бедняков, а потом обрушилась на их главные силы. Почти все паломники погибли от стрел или сабель тюрок-сельджуков, мусульмане не пощадили никого — ни женщин, ни детей, ни стариков, которых было много среди «горе-крестоносцев» и за которых нельзя было получить хороших денег при продаже на рынке как рабов.
Из примерно 30 тысяч участников «Похода нищих» удалось добраться до владений византийцев всего нескольким десяткам человек, примерно 25-27 тыс. были убиты, а 3-4 тыс., в основном молодые девушки и юноши, попали в плен и были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Военный предводитель «Похода бедняков» рыцарь Вальтер Голяк погиб в бою при Дорилеуме. Духовный лидер «горе-крестоносцев» Петр Пустынник, которому удалось спастись, позже примкнул к главной армии 1-го крестового похода. Вскоре подошедший византийский корпус смог только сложить из тел павших христиан холм вышиной до 30 метров и совершить обряд отпевания павших.
2.2. Германский крестовый поход
Основная статья: Германский крестовый поход
Хотя антисемитские настроения царили в Европе на протяжении многих веков, именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев. В мае 1096 года германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна — в противоположном Иерусалиму направлении — и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии.
Проповедники крестового похода только разжигали антисемитские настроения. Призывы бороться с евреями и мусульманами — главными, по мнению церковников, врагами христианства — люди воспринимали как прямое руководство к насилию и погромам. Во Франции и Германии евреи считались главными виновниками распятия Христа, и, так как они находились несравненно ближе, чем далекие мусульмане, люди задавались вопросом — зачем отправляться в опасное путешествие на Восток, если можно покарать врага дома?
Зачастую крестоносцы предоставляли евреям выбор — принять христианство или умереть. Большинство предпочитало смерти ложное отречение, кроме того в еврейских общинах, до которых доходили известия о произволе крестоносцев, были нередки случаи массовых отречений и самоубийств. Согласно хронике Соломона бар Симеона, «один убивал брата, другой — родителей, жену и детей, женихи убивали своих невест, матери — детей». Несмотря на попытки местного духовенства и светских властей предотвратить насилие, тысячи евреев были убиты. В оправдание своих действий крестоносцы приводили слова папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства. Вспышки агрессии против евреев наблюдались на протяжении всей истории крестовых походов, несмотря на то, что церковь официально осуждала массовые убийства мирных жителей и советовала не уничтожать иноверцев, а обращать их в христианство. Иудеи Европы со своей стороны также пытались противостоять крестоносцам — они организовывали отряды самообороны, или же нанимали наёмников для защиты своих кварталов, пытались договариваться о защите с местными иерархами Католической Церкви. Также евреи предупреждали о выдвижении очередных отрядов крестоносцев своих собратьев и даже мусульман в Малой Азии и Сев. Африке и даже собирали средства, которые пересылались через еврейские общины для увеличения экономической мощи мусульманских эмиров, активно боровшихся против вторжений европейцев-христиан и терпимо относящихся к еврееям.
2.3. Крестовый поход дворянства
После разгрома армии бедняков и массовой резни евреев в августе 1096 года в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы. Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Бульонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).
Дорога в Иерусалим
Пересекая Азию в разгар лета, воины страдали от жары, недостатка воды и провианта. Некоторые, не выдержав тягот похода, погибали, пало много лошадей. Время от времени крестоносцы получали помощь деньгами и пищей от братьев по вере — как от местных христиан, так и от оставшихся в Европе, — но по большей части им приходилось добывать пропитание самостоятельно, разоряя земли, через которые пролегал их путь. Военачальники крестового похода продолжали оспаривать друг у друга главенство, однако ни один из них не обладал достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль полноценного лидера. Духовным вождём похода был, безусловно, Адемар Монтейльский, епископ Ле-Пюи.
Когда крестоносцы миновали Киликийские врата, армию покинул Балдуин Булонский. С небольшим отрядом воинов он отправился собственным маршрутом через Киликию и в начале 1098 года прибыл в Эдессу, где завоевал доверие местного правителя Тороса и был назначен его преемником. В том же году Торос был убит горожанами, а Балдуин стал правителем первого государства крестоносцев на Востоке — графства Эдесского…
Осада Никеи
Основная статья: Осада Никеи (1097)
Осада Антиохии
Основная статья: Осада Антиохии
Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии, которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 года осадила город.
Осада Иерусалима
Основная статья: Осада Иерусалима
3. Последствия
Государства, основанные крестоносцами после Первого Крестового похода
Основная статья: Государства крестоносцев
3.1. Государства крестоносцев на Востоке в 1140 году
По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.
Графство Эдесса — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским. После завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
Княжество Антиохия — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:
-
Княжество Галилеи
-
Графство Яффы и Аскалона
-
Трансиордания — сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама
-
Сеньория Сидона
Графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.
Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой, и например, Китаем, таких как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику и волго-донской путь. В этом можно усматривать причины смещения политического центра Руси как раз после первого крестового похода в район, где происходила перевалка международных грузов из бассейна Волги в бассейн Западной Двины, а также причины экономического и политического подъема Волжской Булгарии. Последовавший захват крестоносцами устья Западной Двины и Немана, захват ими Константинополя, через который проходили грузы волго-донского пути и пути по реке Куре, а также попытку шведов захватить устье Невы, можно также расценивать как стремление установить контроль над торговыми путями данного вида торговли. Экономический подъем в то время северо-западной части Западной Европы против южной, стал причиной того, что для европейцев международная торговля с Востоком через Балтику и далее через Северо-Восточную Русь становилась более экономически выгодной. Возможно, именно в этой связи крестовые походы в Святую Землю утратили популярность среди европейцев, и дольше всего крестоносные государства просуществовали именно в Прибалтике, исчезнув лишь тогда, когда европейцы открыли прямые морские пути в Китай и Индию.
4. Военные преступления
4.1. Военные преступления противоборствующих сторон
До нас дошли источники сообщающие о жестокой резне, учиняемой победителями, мусульманами равно как и христианами, в захваченных городах. Многие исследователи считают, что термин «военные преступления» не корректен для Средневековья, когда не существовало такого понятия. Многие письменные источники не всегда достоверно представляют объективное положение, и судя по всему сама жестокость крестоносцев была порождением того времени, и мало чем отличалась от жестокости их врагов, да и любого средневекового войска.
Список литературы:
-
D. Nicolle, The First Crusade 1096-99: Conquest of the Holy Land, 21
-
D. Nicolle, The First Crusade 1096-99: Conquest of the Holy Land, 32
-
К. Хилленбранд. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. СПб.: Издательство «Диля», 2008, стр. 36
-
Цитата приводится по книге Леона Полякова. История антисемитизма
-
История России. Всемирная, мировая история — Исторические карты и схемы проекта «Всемирная история» — государства, основанные крестоносцами после первого крестового похода
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_крестовый_поход