Перынский скит

Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Урочище Перынь — песчаный остров окруженный заливными лугами. Находится на левом берегу реки Волхов в непосредственной близости от истока.

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 — началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.

  • Панорама: Перынский скит и исток реки Волхов

Перынский скит — церковь Рождества Богородицы

В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Перынский скит ранней весной.

Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от «креста процветшего» или «креста виноградной лозы». Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 году архимандрит Фотий построил для них каменные кельи — сохранились три кирпичных одноэтажных здания. Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки.

В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.

Перынский скит располагается в урочище под названием Перынь, названном так из-за находившегося там когда-то языческого святилища, посвященного Перуну. Эти сведения подтверждают раскопки, проводившиеся в 1951-1952 годах. На месте святилища в 995 году возник деревянный православный храм и, вероятно, монастырь.

Два века судьба храма была почти никому не известна, только в летописи под записью, датированной 1386 годом, храм упоминается как сожженный. Главная достопримечательность Перынского Скита, каменная церковь Рождества Богородицы, возникла в первой четверти XIII века и была построена из известняка и тонкого кирпича. В начале XVI века, в 1528 году в монастыре появилась церковь Троицы, но уже в XVII веке монастырь разорили шведы, и перестали появляться записи об этой церкви.

Монастырь вскоре приписали к Свято-Юрьеву монастырю, чтобы его возродить. Помог в возрождении архимандрит Фотий, который в XIX веке приказал расписать стены церкви Рождества Богородицы, сделать к ней пристройку и новый пол. В 1828 году церковь освятили и основали при ней скит, а в 3-40-х годах у монастыря появились новые пристройки и ограда.

После революции монастырь закрыли, звонницу вместе с оградой разобрали на кирпичи, а церковь использовалась складом, рыбокомбинатом, турбазой.

Теперь монастырь возрождается, а церковь Рождества Богородицы знаменита как редкий памятник XIII века, один из немногих в России.

У истока реки Волхов из озера Ильмень в очень живописном месте расположен Перынский Рождества Богородицы скит. Здесь в дохристианское время находилось капище бога Перуна – первоначально западно-славянского бога грома и молнии Перкунаса, упоминаемого с VI века (в русских летописях — с 907 года). Тот же святой равноапостольный князь Владимир, который крестил Русь в 988 году в Киеве, за 8 лет до этого (когда сам еще был язычником) провел реформу иерархии русских языческих богов, сделал Перуна главным богом и повелел построить капище около озера Ильмень.

В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная статуя Перуна сброшена в Волхов. Им же была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается. Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12 444 до 5 105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия. Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал против распространившегося в образованных слоях русского общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит.

В скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году – в день храмового праздника Рождества Богородицы 21 сентября. В наше время слово «скит» означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Первоначально же «Скит» было именем собственным – это была пустыня в Египте около Александрии, где с IV по VII век спасали свои души тысячи монахов.

В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был разорен и закрыт. Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев испанцы размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны, посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.

После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. На остров была проложена дамба, между сосен расположились домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и даже для туристской экзотики была «украшена» деревянной статуей Перуна…

Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные годы (например, раскопки новгородского музея в 1933 году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952 годах проводились археологические раскопки под руководством А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого капища. Исследование Перынской церкви проведено в 1947-1948 годах Р.А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок ХIII века), а в 1961 году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).

В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.

Екатерина Виснап

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *