Пещера где родился Христос

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.

Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Неф храма времен императора Юстиана Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Пеще́ра Рождества́, Гро́т Рождества́, Свято́й Верте́п — величайшая христианская святыня, пещера в скале где родился Иисус Христос от Девы Марии. Находится под амвоном Базилики Рождества Христова в Вифлееме. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики. В то время когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Сunambulum или Praesepe. Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей что осталась в Вифлееме была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 метра и 3 метра в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее. Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы а люнеты над дверями украшены резьбой по камню. Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53 и это число неизменно с давних пор. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 году «вопрос о Святых местах» (см. Крымская война). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Легкий морозец, искрящийся снег и «малиновый звон» колоколов: Русская Православная Церковь отмечает Рождество 7 января. Этот волшебный праздник — один из любимых для православных христиан, в этот день верующие отмечают рождение Иисуса Христа. Накануне на территории томских храмов открылись вертепы — небольшие снежные пещеры, призванные погрузить прихожан в атмосферу Вифлеема времен Рождества Христова. Журналист Tomsk.ru — о том, как и для чего строятся вертепы у храмов Томска, а также о том, за что их так любят дети и взрослые.

Слово «вертеп» в речи современных людей обычно имеет отрицательную коннотацию: услышав его, представляют притон разбойников и место для разврата, такие же определения дают словари. Однако православные христиане называют вертепом место, где родился Иисус Христос: пещеру, хлев для скота. Священники поясняют: разбойники тоже в те времена собирались в пещерах, потому и слово «вертеп» сейчас имеет такую разную смысловую окраску.

Согласно евангельскому рассказу, во время переписи каждый житель Римской империи должен был явиться в свой город, поэтому Иосиф, взяв с собой Марию, с которой был обручен, отправился из Назарета в Вифлеем. Ни в одной гостинице они не смогли найти себе места для ночлега, поэтому им пришлось ночевать в хлеву для скота. Именно там Мария родила Иисуса и положила его в ясли — кормушку для животных.

В наши дни на территории храмов в декабре начинают строить вертепы — небольшие снежные пещеры, имитирующие тот самый хлев, где родился Христос. Снаружи вертеп обычно украшает большая светящаяся звезда, а внутри — сено, которое и видом, и запахом напоминает прихожанам, что это все-таки хлев. Также в рождественском вертепе обязательно поставлен подсвечник. Верующие приходят сюда помолиться и погрузиться в атмосферу Рождества.

«Вертеп — это образ той пещеры, где родился Христос, это то место, где пастухи держали скот, — рассказывает священник Олег Огнев. — Человек заходит в вертеп и понимает, что Христос, творец всего, царь и Бог родился в обычной пещере, здесь на полу сено — сразу понятно, что здесь содержатся животные. Вообще, рождественский вертеп — это западная традиция, в восточном Православии, в русской церкви вертепы появились позже. С храмом, конечно, ничто не сравнится, храм — это особое место Божьей благодати. Но если человек в вертепе поставит свечку и помолится, конечно, Господь примет его дар. Открываются вертепы 6 января. Важно помолиться в храме, но в вертеп стоит зайти для атмосферы, понять, где родился Христос, окунуться в ту эпоху. Вертепы не обязательно должны быть на территории всех храмов, но это приветствуется. Пещеры никак не освящаются, все-таки это не каноническое творение».

Богоявленский собор (площадь Ленина, 7)

Рождественский вертеп на территории Богоявленского собора строят всего седьмой год подряд. Это пещера, полностью построенная из снега. Расширить площадь вертепа не позволяет территория, но за счет небольшого размера и «снежности» здесь образуется та самая волшебная атмосфера рождественского Вифлеема.

«Во многих храмах при строительстве вертепов используют каркас, но мы строим по старинке, полностью из снега. Поэтому заходишь в наш вертеп и понимаешь, что в нем очень тихо, попадаешь словно в другой мир. Там стоят иконы, горят свечи, сразу складывается особая атмосфера. Люди очень любят вертеп за эту атмосферу, душевность, даже если днем в рождественские праздники прийти в храм, можно увидеть, что очередь к вертепу даже больше, чем людей в храме. Особенно вертеп любят дети, они с интересом смотрят на иконы, нюхают сено. На Святки приходят дети из школ, в вертепе очень удобно детям рассказать о празднике Рождества Христова, получается такой наглядный пример. Многие люди, которые родились в деревне и переехали жить в город, попадая в вертеп, отмечают, что здесь пахнет сеном, как в детстве, дома», — рассказывает священник Олег Огнев.

Снежный вертеп здесь строят священники, дьяконы, студенты Томской духовной семинарии, члены молодежного православного клуба, родители детей, учащихся в воскресной школе. «Совместный труд объединяет людей, у нас каждый вносит свою лепту», — отмечает священник.

Снега на территории Богоявленского собора всегда хватает, его свозят в кучу, придают форму копны и в самый холодный день декабря заливают водой. Потом в получившейся «горе» роют пещеру, выгребая лишний снег и оставляя довольно толстые стены — около полутора метров. Обычный церковный подсвечник в снежный вертеп не поставишь, так как он высокий, и снежный потолок начнет таять от жара свечей. Подсвечник строится из снега, он пониже, чем обычный, внутрь вставляется железная емкость с песком, и позже прихожане ставят свечи прямо в песок.

Внутри водоэмульсионной краской красят снежные стены, устанавливают рождественскую икону, сделанную из оргалита. Здесь она составная: отдельно ясли, отдельно — Богородица, Иосиф. Пол покрывают сеном. В этом году девушка-дизайнер из молодежного клуба предложила украсить вертеп снежными фигурами ангелов и полностью сделала их сама.

«Вертеп — очень крепкая конструкция, она никогда не упадет. В марте, когда снег вывозят, трактор с трудом «берет» вертеп. Зима в Томске стала непредсказуемая, с каждым годом теплее, и в этом году мы сделали деревянный потолок из досок, он не свалится, я уже там прыгал, проверял. В ближайшем будущем мы, наверно, перейдем к каркасному типу, когда просто строится каркас и обкладывается снегом. Такие вертепы более надежны, но здесь свои трудности: нужно делать каркас, потом летом где-то его хранить… У нас территория небольшая, помещений для хранения нет», — рассказывает священник Олег Огнев.

Он помнит первый вертеп, построенный на территории Богоявленского собора. Тогда пришло множество томичей, внутри пещеры было очень душно, и с потолка начало капать. Со следующего года в вертепе уже делали отдушины: просверливали отверстия с четырех сторон, чтобы воздух выходил и было прохладнее.

Вертеп открывается 6 января, и люди могут приходить туда ежедневно до 15 февраля. Потом вход закрывают, и либо он сам тает весной, либо снег вывозят с помощью техники. В рождественские праздники дьяконы и семинаристы по очереди дежурят у вертепа, следя за порядком: убирают свечи, добавляют сено, выметают снег.

«Народ очень полюбил вертепы: еще только пост рождественский начинается, кучку снега складываем, прихожане говорят, мол, о, вертеп готовите, здорово!», — рассказывает священник. — Люди уже к этому привыкли и очень ждут. В Рождество приходится контролировать количество людей, всех вертеп разом вместить не может, а люди всегда боятся, что не успеют. Стараемся следить за потоком людей и в храме, и в вертепе, чтобы все ушли с добрыми чувствами».

Петропавловский собор (улица Алтайская, 47)

Вертеп в Петропавловском соборе строят как раз на основе железного каркаса: на него укладывают сетку, чтобы снег держался и не было угрозы обрушения. Здесь вертеп строят члены молодежного православного клуба, взрослой воскресной школы и прихожане.

«В этом году долго не было снега, мы переживали, — рассказывает помощник настоятеля по молодежной работе Светлана Назарова. — Со своей территории мы насобирали большую кучу снега, подождали, пока он слежится, и из него делали кирпичи — вырезали лопатой, а затем укладывали их по контуру каркаса. Потом сверху накидали снег на крышу, довели стены до уровня крыши, и постепенно снегом вертеп естественным образом засыпало. Стены мы еще изнутри потолще сделали с помощью снега. Вход потом сужали, чтобы создать тайную атмосферу, углубили нишу для икон, обычной гуашью из краскопульта красили потолок, здесь нам очень активно помогали прихожане. Стены помог закрасить настоящий граффитист, неожиданно появившийся в храме».

Под потолком вертепа в Петропавловском соборе висят настоящие звезды, их делали женщины из взрослой воскресной школы: вырезали из картона и оборачивали фольгой, а затем крепили к потолку. Самую большую звезду вырезала из снега прихожанка храма. Еще одна большая звезда из тонкого металла украшает вход пещеры, здесь же, у входа, стоят украшенные ели.

Внутри здесь уложено сено, рождественские иконы изображают ясли с Младенцем, Марию, Иосифа, пастухов и ангелов. Иконы поставлены на расстоянии друг от друга, создается своего рода эффект 3D. По контуру икон — подсветка, светящаяся проволока, в потолке — отверстие, чтобы горячий дым от свечей выходил наружу.

«Практически в каждом храме вертепы ставятся в Рождество, пока мы строили, люди, которые приходили в храм, активно интересовались, спрашивали, когда откроют. Вертеп безопасен: у него надежный железный остов, летом он остается на территории, просто сдвигается в сторону. Вертеп будет стоять, пока на улице морозы. Как только начнется потепление, вход перекроют из соображений безопасности, а потом мы будем разбирать его», — говорит Светлана Назарова.

Казанский храм Богородице-Алексиевского мужского монастыря (улица Крылова, 12/1)

Вертеп здесь один из самых больших и обильно украшенных в Томске. Снежную пещеру изнутри и снаружи украшают еловые лапы, вокруг вертепа — снежные фигуры животных и библейских персонажей, а у входа указатель «Вифлеем». Внутри — настоящий хлев: много сена и снежный скот, а также снежные фигуры Марии и Иосифа. В колыбели — кукла, символизирующая новорожденного Христа.

По словам местного священника, отца Моисея, в основе вертепа — металлический каркас, который летом хранится в ангаре. Снег разводится с водой, и полученной смесью каркас «обмуровывается» изнутри, снаружи его просто заваливают снегом и украшают еловыми и пихтовыми лапами.

«Раньше мы вертеп делали просто из снега, а потом были теплые зимы, и он чуть не обвалился, поэтому теперь мы используем каркас, и пещера полностью безопасна. Строительством занимаются наши прихожане. Внутри у нас иллюминация — «сосульки», создается впечатление падающего снега, в вертепе и по периметру — снежные фигуры: Иосиф, Мария, телята, овечки, ослики, разные сюжетные элементы, теленочек сено жует. Люди очень любят вертеп, особенно дети, они садятся на животных, чаще всего на ишака», — рассказывает отец Моисей.

Пещера открыта до весеннего потепления, как только фигуры начинают терять свой вид, пещеру закрывают.

Воскресенская церковь (Октябрьский взвоз, 10)

Вертеп здесь тоже строится по каркасному типу, но летом этот «каркас» — обычная беседка на территории церкви, она зарастает цветами и служит местом отдыха для томичей. Беседка построена из дерева и покрашена лаком, крыша обшита фанерой. Зимой на беседку натягивают пластиковую садовую сетку и плотно привязывают по кругу еловые и пихтовые ветки, создавая из них стены будущего вертепа. Изнутри натягивают черную ткань, которую тоже украшают ветками. Снег ложится и закрывают крышу вертепа.

Внутри здесь, конечно, сено и снежные фигуры Марии и Иосифа, скот и ясли с Младенцем. Подсвечник традиционно снежный — облепленный снегом металлический каркас, в который насыпается песок. Также внутри вертеп украшен светящейся иллюминацией и новогодними шарами.

«Строить вертеп помогали прихожане, несколько воскресений подряд после служб они идут и помогают, чем могут, и дети, и взрослые, также приходили члены молодежного православного клуба, — рассказывает помощник настоятеля по делам молодежи Юрий. — Они лепили подсвечник, украшали вертеп игрушками. Основное — каркас и части иллюминации, проводку делают нанятые мастера, которые в этом разбираются. Вертеп будет стоять, пока потепление не начнется. Когда снежные фигуры начинают таять, вертеп закрывается, мы откручиваем ветки и готовим беседку к теплому времени года: здесь появляются лавочки, а летом она снова зарастет цветами».

Екатерина Руденко

Комитет Всемирного наследия, заседание которого проходит в Баку с 30 июня, принял решение исключить объект «Место рождения Иисуса Христа: Базилика Рождества Христова и тропы паломников» (Вифлеем, Палестина) из Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Решение Комитета было обусловлено высоким качеством работ, выполненных над Базиликой Рождества Христова, включая реставрацию ее кровли, наружных фасадов, мозаик и дверей. Комитет также приветствовал остановку проекта строительства туннеля под площадью Мангер и принятие плана управления в целях сохранения этого объекта.

Объект «Место рождения Иисуса Христа: Базилика Рождества Христова и тропы паломников» (Вифлеем, Палестина), расположен в 10 км к югу от Иерусалима. Начиная со 2-го века н.э., это место почитается христианами как место рождения Иисуса Христа. Базилика Рождества была первоначально воздвигнута здесь в 339 г. н. э. Она была обновлена после пожара в 6-м веке н.э., при этом удалось сохранить оригинальные мозаичные полы. Объект включает католические и православные, включая францисканские и армянские, монастыри и церкви, а также колокольни, террасные сады и тропы паломников.

Внесенный в Список Всемирного наследия в 2012 году, объект был одновременно добавлен в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой из-за неудовлетворительного состояния Базилики Рождества Христова.

Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, призван информировать международное сообщество об опасностях (включая вооруженные конфликты, стихийные бедствия, стихийную урбанизацию, браконьерство, загрязнение и др.), грозящих тем признакам, которые позволили включить тот или иной объект в Список Всемирного наследия, а также содействовать принятию коррективных мер.

43-я сессия Комитета Всемирного наследия продлится до 10 июля.

****

Следите за работой Комитета в Твиттере: #ВсемирноеНаследие

Следите за нашей деятельностью в социальных сетях:

Я сразу извиняюсь перед теми, кому это испортит радостные хлопоты подготовки к Рождеству, но лучше об этом поговорить загодя, пока мы еще только развешиваем гирлянды и расставляем фигурки в вертепе. Иисус родился не в хлеву! Более того, в Новом завете нигде даже намека нет на то, что божественный младенец появился на свет в жилище для скота.

Откуда же люди взяли эту идею? Мне представляется, что причины тут три: проблемы с пониманием грамматики и лексики, незнание палестинской культуры того времени и традиционное толкование.

Пожалуй, традиционное токование происходит от «мессианского» прочтения книги Исайи 1:3 :

«Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает , народ Мой не разумеет».

Упоминание яслей в истории Луки, подразумевающее животных, заставило средневековых иллюстраторов изобразить вола и осла, в почтении стоящих рядом с новорожденным Господом, ну а для натуральности картинки пришлось изобразить эту сцену в хлеву. А где еще следует находиться животным? (А вот и не обязательно в хлеву, знаете ли!)

Вторая причина, которую можно считать основной – это значение греческого слова «каталума» в ев. от Луки 2:7. В ранних переводах это слово значится как «гостиница»:

«И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Причина для такого перевода была веской. Это слово в греческом переводе Ветхого завета (Септуагинте) обозначает общественное место для гостеприимства (Исх. 4:24 и 1 Царств 9:22). Этимология этого слова довольно широка. Происходит это слово от слова «каталуо» (отвязывать или развязывать), т.е. распрягать лошадей или отвязывать тюки. Но есть и довольно весомые свидетельства для использования этого слова в совсем другом значении. Этим словом обозначалась отдельная комната, в которой Иисус с учениками разделил последнюю трапезу (Мк. 14:14, Лк. 22:11, у Матфея о комнате ничего не сказано). Т.е. это такая гостиная комната в частном доме. А вот когда Лука говорит о «гостинице» (Лк. 10:34) в притче о добром самарянине, там использовано слово «пандохеон», обозначающее место, где принимают путешественников, караван-сарай.

И разница в определениях здесь вполне понятна:

Каталума (гр.) – свободная комната или горница в частном доме или деревне, где принимали странников и где не взималась никакая плата. Не то же самое, что гостиница или караван-сарай.

Пандохеон, пандокеон, пандокиан (гр.) – в 5 веке до Р.Х. в Греции гостиница для приема странников (пандокиан == «всех принимающий»). Пандохеон состоял обычно из общих трапезной и спальни, отдельных комнат для путешественников не предполагалось.

И третья причина кроется в нашем понимании (да, да, вы догадались) исторического и социального контекста рождественской истории. Во-первых, сложно представить, что Иосиф, возвратившись в землю своих предков, не был бы принят своими родственниками, даже если они были не очень близкими родственниками. Кен Бэйли, известный своими исследованиями палестинской культуры первого века, так комментирует эту ситуацию:

Даже если он никогда там не был, он мог появиться на пороге дальнего родственника, перечислить свой генеалогический список, и все – он среди друзей. Иосифу лишь стоило сказать: «Я Иосиф, сын Иакова, сын Матфана, сын Елеазара, сын Елиуда». И немедленной реакцией было бы: «Добро пожаловать, что мы можем сделать для тебя?» Более того, если в деревне был хотя бы один член его семьи, Иосиф был обязан найти его и предстать пред ним. А уж как один из членов всем известного дома Давида, он имел право воспользоваться гостеприимством большинства людей, которые «ради Давида» были бы рады распахнуть двери своего дома.

Еще в копилку доводов: дизайн палестинских домов того (да и даже настоящего) времени помогает понять всю эту историю. Как утверждает Бэйли, большинство семей жили в однокомнатных домах с небольшим закутком для загона животных на ночь, а также с комнатой-пристройкой или пространством на крыше для гостей. Комната, в которой жила семья, обычно имела несколько ямок на полу, заполненных соломой, чтоб животным было чем питаться, когда их запускали в дом.

Такое однокомнатное проживание вместе с животными, запущенными на ночь, можно прочитать в нескольких отрывках Евангелия. В Мф. 5:15 Иисус говорит:

«И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

И это бессмыслица, если только не все живут в одной комнате. А в Евангелии от Луки Иисус говорит об исцелении женщины в субботу (Лк. 13:1-17):

«Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?»

Интересно, что никто из оппонентов Иисуса не говорит: «Нет, я не трогаю своих животных в субботу», потому что им всем приходилось выводить животных из дома утром. Кстати, о «ведет ли попить» говорит один из поздних манускриптов. В более ранних фразы о «попить» нет.

Итак, что же тогда значит не было места в «каталуме»? А значит это то, что многие, как и Иосиф с Марией, приехали в Вифлеем, и комната для гостей уже была занята родственниками, пришедшими ранее. И родители Господа остались ночевать вместе с семьей, в главной комнате дома, и именно там Мария родила Иисуса. Самым естественным местом в доме для рождения ребенка и были эти заполненные сеном углубления в полу. Там, где кормили животных. А идея о том, что они были в хлеву, отверженные и одинокие, не выдерживает критики ни с точки зрения грамматики, ни с точки зрения культурной ситуации того времени. Бэйли с восхищением цитирует одного раннего исследователя:

«Тот, кто хотя бы раз был в палестинской деревне, знает, что гостеприимство их настолько велико, что вам до боли будет не хватать возможности побыть одному. Там вообще невозможно избавиться от постоянного присутствия кого-нибудь рядом. Мне приходилось сбегать в поля, чтобы хоть чуток побыть наедине с собой и подумать».

В рождественской истории Иисусу не грустно и одиноко вдали от всех в хлеву, поэтому не надо ему выказывать сочувствие. Иисус родился посреди своих родственников, со всеми вытекающими из этого последствиями и вниманием. Зная это, мы должны в корне изменить свой подход в проповеди истории Рождества.

Остается лишь один вопрос. Точной интерпретации истории прихода Спасителя в мир не слышно уже очень давно. Бэйли цитирует Уильяма Томсона, пресвитерианского миссионера в Ливан, Сирию и Палестину, который в 1857 году пишет:

«Мне кажется, что рождение Христа случилось в обычном доме обычного крестьянина, и ребенок лежал в хлеву, который по сей день можно встретить в домах фермеров этого региона».

Бэйли также приводит слова Альфреда Пламмера, сказанные еще в 19 веке, которые подтверждают идею Томсона. Так почему же это ошибочное мнение так долго просуществовало?

На мой взгляд, причин две. Во-первых, мы совсем не привыкли читать истории в их оригинальном культурном контексте, постоянно привязывая текст к нашему понимаю реальности и жизни. Где держат животных? Ну, если вы живете в 21 веке, то ответ ясен: «Подальше от семьи!» Значит, и Иисус был рожден в хлеву. Во-вторых, трудно недооценить, как сильно традиции влияют на наше прочтение Писания. Дик Франс размышляет на эту тему в своей книге, подкрепляя свои мысли собственным опытом:

«Поддержка нетрадиционного прочтения истории рождения Христа не только лишает основы многие рождественские гимны, но и отнимает у христианских проповедников одну из любимых тем для проповеди: остракизм Сына Божьего из человеческого общества, Иисус – беженец. Это же динамит какой-то! Когда я начал защищать точку зрения Бэйли, об этом написали газеты и рассказали радиоведущие, ставя меня в пример богословского вредительства наравне с опровержением воскрешения Христа епископом Даремским!»

Итак, стоит ли ставить под сомнения людские предположения? Да, если вы верите в то, что люди должны услышать настоящую историю из Писания, а не традицию из сказок для детей. Франс продолжает:

«Проблема хлева в том, что он отдаляет Иисуса от всех нас. Этот хлев даже рождение Христа облекает в уникальную оболочку, с таким же успехом Иисус мог родиться во дворце кесаря. Но приход Господа в человеческой плоти как раз говорит нам о том, что Иисус был одним из нас. Он пришел прожить настоящую человеческую жизнь, поэтому богословски оправдано, что он родился в шумном, теплом, гостеприимном палестинском доме, как любой другой иудейский мальчик того времени».

И кто знает? Возможно, после этого люди начнут задавать вопросы о том, как мы читаем Библию и понимаем ее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *