Песнь о щелкане дудентьевиче

«ПЕСНЬ О ЩЕЛКАНЕ ДУДЕНТЬЕВИЧЕ», одна из древнейших рус. ист. песен, первое фольклорное произведение о восстании против иноземного ига. Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327). «Песнь» получила широкое распространение, бытовала на Урале (запись 18 в.), в Заонежье (запись 1870=х гг.) и др. местах, известна в 2-х редакциях: в ранней (14 в.) говорится о Щелкане, что он в Твери судьей сидел, вдов бесчестил, девиц позорил, над всеми насмехался; в более поздней (16 в.) кровожадность и алчность Щелкана доведены до фантастич. размеров. Сочувствие создателей «Песни» к восставшим и ненависть к ордынскому игу были настолько сильны, что оказалась скрытой печальная правда: за гибель Шевкала и его телохранителей ордынцы в 1327 разорили и предали огню Тверь. В ранней же редакции «Песни» сказано, что уничтожение Щелкана «ни на коем не сыскалося». Лит.: Шамбинаго С.К., Литература Тверского княжества 12-14 вв., в кн.: История русской литературы, т.2, ч.2, М.-Л.,1945.

В Повести (здесь рассматривается редакция Рогожского летописца и Тверского сборника, что приходится уточнять, так как Повесть, как и многие произведения древнерусской литературы, существовала в нескольких редакциях, значительно отличающихся по содержанию) рассказывается о событиях 1326–1327 гг.

Тверской князь Александр Михайлович получает в Орде ярлык на великое княжение. По «наущению диавола» татары решают, что нужно подчинить своей власти русских князей, а для этого погубить в первую очередь князя Александра. «Наученный диаволом», татарский посол Шевкал вызывается исполнить разорение. Он приходит в Тверь, творит там «поругание», которое начинается сразу с силового утверждения собственной значимости и власти: Шевкал выгоняет великого князя с его двора и воцаряется там «со многою гордостью и яростью». Достаётся и тверичам. Оскорблённые горожане обращаются за защитой к князю, но тот уговаривает их потерпеть.

Продолжение после рекламы:

15 августа, в большой праздник Успения Пресвятой Богородицы, чаша терпения тверичей переполняется: польстившись на «тучную» кобылу некоего диакона Дудко, татары отнимают её, на крик ограбленного диакона сбегаются люди. Начинается драка, которая затем перерастает в вооружённое столкновение. В случившейся «замятне» разгневанные тверичи убивают не только множество татар, но и самого Шевкала. Спасаются лишь татарские пастухи, пасшие скот за городом, они бегут через Москву в Орду, куда приносят весть о восстании.

За смерть Шевкала хан жестоко мстит: Тверь и «все города» он сжигает огнём. Александр Михайлович оставляет великокняжеский престол и уходит с семьёй во Псков.

Щелкан Дудентьевич, главный персонаж одной из старинных русских исторических песен – любимый шурин татарского царя Азвяка. Щелкан ездит по покоренной татарами русской земле и берет с русских людей жестокую дань:

С князей брал по сту рублев,
С бояр – по пятидесяти,
С крестьян – по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того – дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены нет,
Того самого с головой возьмет.

В песне рисуется тяжелая картина сбора дани. Пока Щелкан таким образом собирает дань, в «Большой Орде» (Золотой Орде) царь Азвяк делит между татарскими вельможами русские города: одному дарит Вологду, другому – Кострому, и только любимому шурину, Щелкану Дудентьевичу, он ничего не подарил.

Щелкан тогда возвращается в Орду и просит Азвяка подарить ему «Тверь старую, Тверь богатую». Получивши Тверь, Щелкан едет в свое новое владенье и начинает так круто расправляться с тверичами, что они, доведенные до отчаяния, идут жаловаться на него своим русским князьям-Борисовичам.

Князья хотят заступиться за своих мужиков и отправляются к Щелкану с подарками. Щелкан подарки принимает, но князьям «чести не воздает». Тогда, потерявши терпенье, они расправляются со злым татарином: один берет его за волосы, другой – за ноги и разрывают его пополам. «И ни на ком не сыскалося»…

В этих словах, которыми заканчивается песня, народ выражает свою заветную мечту – жажду освобождения от тяжкого ига татар. В основе песни о Щелкане лежат события в Твери 1327 года, когда местные жители восстали против приехавшего за данью ордынца Чолхана. То восстание окончилось гораздо трагичнее: в следующем году тверичи были кроваво усмирены. Лишь через полвека Дмитрий Донской одержал свою великую победу над татарскими захватчиками в Куликовской битве.

4. Повесть о Шевкале

«Повесть о Шевкале» рассказывает о вспыхнувшем в 1327 г. в Твери восстании против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана). Во время восстания Чол-хан был убит и перебиты все ордынцы, находившиеся в это время в Твери. Повесть дошла до нас в составе летописей и представлена тремя видами. Кроме повести этому же событию посвящена народная историческая песня о Щелкане Дудентьевиче.

Один вид повести читается в Рогожской летописи и в так называемом Тверском сборнике, т. е. в летописях, отразивших тверские летописные своды. Повесть здесь носит вставной характер: перебивается другими летописными записями, в соседствующих с повестью летописных статьях встречается дублирование ее. Этот вид Повести наиболее подробно освещает ход событий: инициатива борьбы с ордынскими насильниками здесь всецело принадлежит народу. Второй вид летописной повести, в кратком варианте, находится в Ермолинской и Львовской летописях, в пространном — в Новгородских четвертой и пятой, Софийской первой летописи и в летописи Авраамки. Во втором виде Повести инициатива выступления против Шевкала приписывается тверскому князю. В первом виде Повести не раскрывается, как был убит Шевкал, во втором об этом рассказано: Шевкал с приближенными людьми укрывается в княжеском дворе, тверичи поджигают княжеский двор, и все татары там гибнут. Третий вид летописной Повести находится в том же Тверском сборнике, в «Предисловии летописца княжения Тферскаго…». Это, по существу, риторическая похвала тверскому князю и событию. Из текста видно, что автор его был знаком с первым видом Повести и знал, что татары были сожжены в княжеском дворе. Наиболее ранняя и наиболее интересная в литературном отношении повесть — первого вида.

Начинается рассказ о Шевкале в Повести первого вида с сообщения о том, что князь Александр Михайлович Тверской получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Подстрекаемые дьяволом татары стали говорить своему царю, что если он не убьет «князя Александра и всех князий русских», то не будет иметь «власти над ними». Тогда «всему злу началник, разоритель христианский» Шевкал просит царя послать его на Русь. Он похваляется, что погубит христианство, перебьет русских князей и приведет в Орду много пленников. «И повеле ему царь сътворити тако» (стб. 43). Придя со своими людьми в Тверь, Шевкал прогнал князя «съ двора его, а сам ста на князя великаго дворе съ многою гръдостию и яростию, и въздвиже гонение велико на христианы насилством и граблением и битием и поруганием» (стб. 43). Тверичи просят князя оборонить их от татарских насильников, однако князь не решается бороться с Шевкалом и «трьпети им веляше». Но тверичи, не желая мириться с насилием, ждут «подобна времени» — подходящего случая, чтобы выступить против врага. И вот «в день 15 аугуста месяца, в полутра, как торг сънимается» (т. е. когда на ярмарку стали собираться люди из окрестных селений), у «тверитина», дьякона, «прозвище ему Дудко», татары отняли «кобылицу младу и зело тучну», которую он вел на водопой к Волге. Дудко «зело начат въпити»: «О мужи тферстии, не выдавайте!» (стб. 43). Этот вопль обиженного тверянина послужил сигналом к восстанию. Стычка в защиту Дудко переросла в общенародное выступление против татар: «…и удариша въ вся колоколы, и сташа вечем, и поворотися град весь» (стб. 43). Весть об избиении ордынцев в Твери (сначала в Москву, а потом в Орду) принесли ордынские пастухи, пасшие в поле коней: только они, «похватавше лучшии жребци», успели спастись от разгневанных тверичей. В отместку ордынский царь послал на Тверь рать во главе с воеводой Федорчуком. Тверь была разорена и разграблена, князь Александр Михайлович бежал в Псков.

Начальная часть рассмотренной Повести (рассказ о том, как и почему Шевкал пошел на Тверь) по стилю и общему характеру отличается от второй части. Это дает основание предполагать, что основная часть Повести (рассказ о насилиях Шевкала и восстании) была написана раньше и представляла самостоятельный текст, к которому позже было присоединено вступление. В. П. Адрианова-Перетц отмечает, что в начальной части Повести по отношению к Шевкалу и ордынцам вообще употребляются эпитеты, типичные для повестей о монголо-татарах XV в., и считает, что эта часть возникла не ранее XV в. Л. В. Черепнин, также стоящий на точке зрения разновременного возникновения двух частей Повести, датирует и первую часть и всю Повесть как единое целое более ранним периодом. По его мнению, Повесть возникла «при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома». Судя по тем подробностям, которые сообщаются в основной части Повести, можно говорить, что в этой части Повесть восходит к устному преданию, записанному в самое ближайшее к дате восстания время, возможно, очевидцем и участником этих событий.

В летописной «Повести о Шевкале» с книжным, дидактическим по характеру вступлением объединен живой, непосредственный рассказ о народном выступлении против ордынского насилия. Возможно, что устным, народным происхождением объясняется и трактовка в Повести позиции князя. Рассказ, легший в основу «Повести о Шевкале», носил характер документального предания. Эпическое же осмысление восстание в Твери против Шевкала получило в исторической песне «О Щелкане Дудентьевиче», как и Повесть, представленной несколькими версиями.

Сопоставление между собой различных версий песни «О Щелкане» дает возможность составить представление о характере песни в ее первоначальном виде, о ее отношении к летописной Повести. В песне, как и в различных видах Повести, сохранились такие исторические припоминания, которые свидетельствуют о возникновении ее по свежим следам события. Но песня немного в ином плане, чем Повесть, освещает их, в ней действуют другие персонажи. Защитниками города тут выступают удалые братья Борисовичи — тверской тысяцкий с братом, а князь не упоминается вообще. Песня, как и Повесть, питается устными рассказами о Шевкале, но рассказы имеют разные источники. Поэтому ни непосредственной, ни опосредованной связи между повестью и песней нет. Совпадения между ними объясняются тем, что в основе их лежит одно и то же историческое событие. Общее, что объединяет летописную «Повесть о Шевкале» первого вида с исторической песней «О Щелкане Дудентьевиче», — отношение к восстанию против ордынцев: героем, восстающим против ордынцев и сокрушающим врагов, в обоих произведениях выступает народ. И песня в этом отношении более последовательно и сильно выражает народную оценку события: ордынские насильники изображены в ней с оттенком сатиричности, гибель Щелкана унизительна и позорна («Один ухватил за волосы, А другой за ноги, И тут ево разорвали»), а конец песни, вопреки исторической действительности, оптимистичен — никто за убийство Щелкана не пострадал: «Тут смерть ему случилася, Ни на ком не сыскалося».

«Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане» выражали народный протест против монголо-татарского гнета, свидетельствовали о нежелании трудового народа примириться с золотоордынским господством. Само возникновение в годы монголо-татарского ига такого рода литературных памятников и песен имело большое патриотическое значение.

Следующая глава >>

Повесть о его начале

Повесть о его начале До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем; но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в

«Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» начинает излагать события с 852 г. Под 859 г. в Повести сообщается, что с отдельных союзов славян востока Европы брали дань варяги и хазары.Под 862 г. сообщается об изгнании варягов за море и об отказе им в дани. И под тем же 862 г.

«Повесть о Шевклле»

«Повесть о Шевклле» Эта история запечатлена в русском летописании:»В лето 6834 , сентября 15, убиша в Орде князя великого Дмитреа Михаиловича Тверского да князя Александра Новосилского, единого дни, на едином (месте), на реце нарицаемыи Кондракли. Того же лета заложиша на

Повесть временных лет

Повесть временных лет Так начнем повесть сию.Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а

2. История и вымысел. «Сказочная» повесть об Азове, повести о начале Москвы, повесть о Тверском Отроче монастыре

2. История и вымысел. «Сказочная» повесть об Азове, повести о начале Москвы, повесть о Тверском Отроче монастыре Один из самых существенных аспектов истории литературы — история художественного вымысла. Дело здесь заключается не столько в достоверности или

2. Миф, легенда и повесть

2. Миф, легенда и повесть Число текстов, относящихся к этим категориям, невелико, и они с точки зрения формы не обладают особыми художественными достоинствами. Рассказ ведется простейшей и довольно убогой прозой; попытки использовать стих или размер отсутствуют (песнь

Повесть временных лет Основным источником для написания истории древней России является летопись, а точнее летописный свод, носящий название «Повесть временных лет, черноризца Федосиева монастыря Печерского, откуда есть пошла Русская земля, и кто в ней почал первое

ДЕТСКИЙ САД Повесть

ДЕТСКИЙ САД Повесть Основные персонажи повести.МАРИНА КУТАЙСОВА. Двадцати пяти лет. Волосы светло-желтые, заметно темнеющие у основания. Глаза зеленоватые, Марина их чуть-чуть подводит. На правой щеке, ближе к уху, едва приметный рубец. Фигура стройная. Обожает брюки и

Повести о Шевкале Повести о Шевкале – летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная П. читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285–1375 гг. тверской летописный текст; судя по дате окончания этого сходного текста, он восходил, очевидно, к тверскому своду посл. четв. XIV в. П. помещена здесь под 6834 (1326) г.; под следующим годом рассказывается о карательном татарском походе на Тверь и бегстве тверского князя Александра в Псков. Первая часть П. повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю (хану Узбеку) «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть П. не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть П. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, – о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар (спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом – они-то и принесли в Орду весть о восстании). Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Однако соединение этих двух частей П. было уже, очевидно, присуще тверскому своду посл. четв. XIV в., поскольку оно обнаруживается в обеих летописях, отражающих этот свод, – Рогожском летописце и Тверском сборнике. Тесно связан с этим рассказом, но, очевидно, составлен уже позже краткий рассказ о восстании против Шевкала внутри «Предисловия летописца княжения Тверскаго…», обращенного к тверскому князю Борису Александровичу (1425–1461 гг.) и помещенного в Тверской летописи после 6910 (1402) г. (в Рогожском летописце его нет). В новгородском и московском летописании XIV – нач. XV в. (см. Летопись Троицкая) содержится лишь краткое упоминание о восстании против Шевкала. В своде 1448 г. (протографе Летописей Софийской I и Новгородской IV) П. близка к Летописям Псковским I и III и основана, очевидно, на псковском рассказе (в Псков после 1327 г. бежал Александр Тверской). Московское летописание последующего времени основано на рассказе свода 1448 г. Известная из устной традиции не ранее XVIII в. (Кирша Данилов) историческая песня о Щелкане Дудентьевиче включает ряд неисторических и часто, фольклорных мотивов (убийство Щелканом своего сына в доказательство верности царю Азбяку (Узбеку), счастливый исход восстания), но сохранила очень яркую картину татарских насилий в Твери (см.: Исторические песни XIII–XVI вв. / Изд. подгот. Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1960. С. 76–89). Далее в разделе Изд. отмечаем издания трех основных повестей о Шевкале: тверской (I), псковской (II), свода 1448 г. (III), а также исторической песни о нем (IV). Изд.: I. ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб. 415–416; 2-е изд. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 42–47 (фототип. переизд. обоих памятников: М., 1965); Насонов А. Н. О тверском летописном материале в рукописях XVII в. // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 37–38; ПЛДР. XIV–середина XV в. М., 1981, С. 62–65; II. ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 217–218; Пг., 1915. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 261; III. Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 16; М., 1955. Вып. 2. С. 90; IV. Исторические песни XIII–XVI вв. / Изд. подгот. Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1960. С. 76–89. Лит.: Тихомиров И. О сборнике, именуемом Тверской летописью // ЖМНП. 1876. Ч. 188, № 12. Отд. 2. С. 281; Лурье Я. С. 1) Роль Твери в создании Русского национального государства // Учен. зап. ЛГУ. 1939. Сер. истор. Вып. 3, № 36. С. 102–109; 2) Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976. С. 103; Воронин Н. Н. Песня о Щелкане и Тверское восстание 1327 г. // Исторический журнал. 1944. № 9. С. 78–79; Ильин М. А. Тверская литература XV в. как исторический источник // Тр. Истор.-архивн. ин-та. М., 1948. Т. 3. С. 41–42; Будовниц И. У. Отражение политической борьбы Москвы и Твери в тверском и московском летописании XIV в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 88–89; Черепнин Л. В. Источники по истории антимонгольского восстания в Твери в 1327 г. // АЕ за 1958 г. М., 1960. С. 37–53; Конявская Е. Л. Литература Твери XIV–XV вв.: (Текстология, проблематика, жанровая структура): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1984. С. 6–8. Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *