Петух и жемчужное зерно басня

Навозну кучу разрывая, / Петух нашел жемчужное зерно

Из басни «Петух и Жемчужное зерно» (1809) И. А. Крылова (1769—1844):

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному, оно не столь хоть видно. Да сытно».

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».

Сюжет этой басни восходит ко временам античности, и уже тогда фраза о «найденном в навозе жемчуге» стала употребляться в качестве крылатого выражения.

Например, когда римский поэт Вергилий (70—19 до н. э.), попавший под влияние своего предшественника — поэта Квинта Энния (239—169 до н. э.), включил отдельные строки его стихов в свою поэму «Энеида», то один из комментаторов творчества Вергилия сказал, что тот нашел «жемчужины в навозе Энния».

По другим источникам, это выражение принадлежит самому Вергилию.

Иносказательно: усердие, трудолюбие, настойчивость всегда вознаграждаются.

Басня «Петух и Жемчужное Зерно» очень популярна. Интересно, что басня с таким названием существует в интерпретации многих известных баснописцев, начиная с древнегреческого Эзопа, у которого басня написана в прозе и заканчивая известным русским баснописцем И.А. Крыловым. Именно он перевел на русский язык эту басню Лафонтена.

Басня «Петух и Жемчужное Зерно»

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно,
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежды судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

Мораль басни «Петух и Жемчужное Зерно»

Мораль басни «Петух и Жемчужное Зерно» в соответствии с правилами басенного жанра выведена автором в конце басни. Состоит она из двух коротких строчек: «Невежды судят точно так, в чем толку не поймут, то все у них пустяк». Невежда – малообразованный человек с поверхностными суждениями. Лафонтен высмеивает недалеких и ограниченных людей, которые на все в жизни смотрят через призму полезности, не стремятся развивать свой ум, считая знания бесполезными.

Анализ басни «Петух и Жемчужное Зерно»

Басня «Петух и Жемчужное Зерно» имеет классическую структуру. Небольшой аллегорический рассказ заканчивается поучительным выводом. В басне один персонаж – Петух, который олицетворяет невежд. Необычная находка Петуха – драгоценная жемчужина. Истинные знатоки оценили бы ее по достоинству. Но Петуху жемчужина без надобности, для него она пустяк. Он не понимает, за что можно ценить жемчужное зерно. Он отдает предпочтение ячменному зерну, видя в нем больше пользы. Ведь оно сгодится для обеда.

Вот так и невежды, люди далекие от знаний, науки, считают чтение книг, изучение наук бессмысленной тратой времени. Автор осуждает невежд, которые не стремятся к знаниям, а свою глупость и невежество прикрывают высокопарными рассуждениями. Также нравоучение басни может относиться и к обывателям, которые живут в своем тесном мире, в кругу узких, удобных для них, понятий и отношений. Такие люди понимают только подобных себе, а все, что выходит за рамки их понятий и представлений, – «то все у них пустяк».

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Петух и Жемчужное Зерно»

В настоящее время ни одна из фраз басни не используется вне авторского текста Жана де Лафонтена.

Читать все басни Лафонтена

Басня «Петух и Жемчужное Зерно» очень популярна. Интересно, что басня с таким названием существует в интерпретации многих известных баснописцев, начиная с древнегреческого Эзопа, у которого басня написана в прозе и заканчивая известным русским баснописцем И.А. Крыловым. Именно он перевел на русский язык эту басню Лафонтена.

В настоящее время ни одна из фраз басни не используется вне авторского текста Жана де Лафонтена.

Петух и Жемчужное зерно рисунок

Басня Петух и Жемчужное зерно читать текст

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит:
«Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежи судят точно так:

Мораль басни Петух и Жемчужное зерно

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Петух и Жемчужное зерно

Бывает, что у людей в рукахсокровище, а они не понимают этого.

Анализ басни Петух и Жемчужное зерно

В этой басне хорошо показана категорийность мышления и система ценностей разных слоев населения. Что для одного человека является признаком элитарность и привилегии, то для другого сор, который не будет полезен в простой жизни. Петух в этом произведении олицетворяет бедный класс или крестьян, которым нужно только пропитание и решение насущных сиюминутных проблем. Для него никакой ценности не имеет жемчужина, ее нельзя съесть, она не несет быстрой выгоды и не может насытить нашедшего. А вот ячменное зерно смогло бы хоть немного утолить голод и имело бы большую ценность для петуха.

Вот и категорийность мышления, он не видит быстрой выгоды от жемчужины, для него она имеет не большую ценность, чем камушек. Для него мир разделяется на две категории «съедобное» и «несъедобное». Даже если принять то, что петух является антропоморфным и живет в социуме, то его социальное положение очень низко, и скорей всего у него бы не вышло получить выгоду с продажи жемчужины. Далее он не видит в ней и эстетической ценности, она ему не нравится даже с виду и не является функциональной. Ее невозможно применить в быту, она не является ни инструментом, ни столовой принадлежностью. Нельзя в этом винить петуха, носить он ее не будет, продавать тоже. Что еще остается ему делать с жемчужиной? Если взять военное и пост военное время, то кусок хлеба ценился намного больше чем любое украшение. Петух показан не только как недалекий, но и как более приспособленный к жизни практичный субъект.

Автор поднимает более философскую проблему, что, даже найдя, что-то ценное в реальной жизни, будь то жемчужина или же великолепный философский трактат. Простой обыватель не сможет понять всей ценности вещи, на которую наткнулся случайно. Для него имела бы ценность, то, что его окружает в простой жизни.

Копаясь в куче навоза, петух находит зерно жемчуга. Но так как оно ему без надобности, говорит, что лучше бы нашел зерно ячменное.

Герои басни (персонажи)

  • Петух
  • Зерно жемчуга
  • Навозная куча

Слушать Басню Крылова Петух и Жемчужное зерно

текст читает И. Козлов

Обычно не вызывает затруднений толкование такого небольшого произведения, как басня Крылова. «Петух и жемчужное зерно» здесь не исключение, но если у кого-то вдруг в процессе интерпретации возникли проблемы, то мы предлагаем ознакомиться с нашим пониманием этого текста.

Сюжет

Петух копался в навозной куче и обнаружил жемчужное зерно. Герой не понял, что в руки (или в крылья) ему попало сокровище, и стал жаловаться на судьбу и говорить, что он был бы больше рад съедобной находке, и вообще, жемчуг — предмет пустой и бесполезный.

Иван Андреевич бережно относился к нервам читателя, поэтому в последних двух строчках произведения (имеется в виду басня) Крылова «Петух и жемчужное зерно» помещена мораль.

Мораль

Когда человек не разбирается в чем-либо, то даже если этот предмет нравится большинству, он не найдет в нем ничего важного, красивого и полезного. Скорее уж, он объявит вещь (или явление) хламом, причем сделает это непременно громко и во всеуслышание, чтобы показать свою «осведомленность».

Нетрудно понять, на кого направлены критические стрелы автора. Басня Крылова «Петух и жемчужное зерно» изобличает невежд. Они не желают знать ничего нового, не обладают любопытством изучить неведомое и при этом стремятся выдать свое невежество за «особое мнение».

И.А. Крылов и Сократ

Аналогия напрашивается, не так ли? Только мудрец может открыто признать свою невежественность в каком-то вопросе. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Почему грек относился к себе без должного почтения? Все очень просто: чем больше человек знает, тем больше он понимает, как мало на самом деле он знает. Сфера незнания расширяется вместе со сферой знания, причем первая значительно больше, чем вторая, и процесс расширения этих пространств в потенциале бесконечен. Но то, что очевидно для мудреца, является тайной, покрытой мраком, для невежды. А басня Крылова «Петух и жемчужное зерно» рассказывает не о мудреце.

Почему люди упорствуют в своем заблуждении?

Конечно, ясно, что человеком должны управлять благородные мотивы (стремление к истине, например), но на самом деле он безраздельно отдан во власть страха, человек его раб. Если мы вспомним, то на протяжении большей части своей жизни мы боимся: сначала «бабаек» в темном углу, потом того, что провалим экзамен (в школе, институте), затем — что не найдем работу, потом — что не выплатим кредит. И наконец, кто-то просто боится смерти, внезапной гибели.

Люди настолько привыкают к страху, что он отравляет даже такое чудесное занятие, как познание. Человек даже здесь не может отрастить крылья и оторваться от земли, забыв печали земной юдоли, вместо этого он все время беспокоится даже о том, что ему неподвластно. Таков уж человек.

Но у большинства не такой рафинированный страх. Обычно люди очень боятся оказаться неправыми, ведь каждый мнит, что его жизнь самая лучшая, а его опыт бесценен, и только мудрецам наплевать и на свою жизнь, и на опыт, и на свою правоту в глазах большинства, ибо их душа отдана познанию.

И все эти рассуждения только на первый взгляд кажутся далекими от того, что написал Крылов. «Петух и жемчужное зерно» (как и любая басня) — глубоко философское произведение, которое затрагивает сразу несколько пластов бытия.

Басня Крылова — Петух и жемчужное зерно — одна из самых маленьких басен Крылова, ироничная и по-настоящему детская. Петух, нашедший зернышко, показывает своё полное невежество, хотя сам считает себя очень важным.

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Басня Петух и Жемчужное зерно — анализ

Анализ басни Крылова Петух и жемчужное зерно без труда может провести любой школьник. Структура басни — классическая, мораль четко выражена в последних двух строках. Следует отметить, что басня Петух и жемчужное зерно — это не собственное произведение Крылова, он всего лишь изложил на русском языке известнейшую басню Эзопа, однако это не меняет сути.

Основная мысль такова: невежи или попросту говоря не очень умные люди, не зная смысла или не понимая его по отношению к каким-либо вещам, считают те бесполезными. При всём при том, преувеличивая важность обыденных предметов. Так и Петух, олицетворяющий в басне крикливость и глупость не восхищается красотой Жемчужины, а способен думать только про собственный обед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *