Пимен Угрешский

Преподобный Пимен Угрешский

Преподобный Пимен Угрешский… Наверное, для большинства христиан это всего лишь «очередной» преподобный. Сколько имен с такой приставкой мы найдем в святцах Церкви Христовой! А сколько еще там не записано, сколько нам неизвестно. Да разве всех запомнишь?..

«Обычный» преподобный… Не всероссийский чудотворец, не вселенский учитель, не поражающий своими подвигами аскет. Просто для кого-то известный, кем-то почитаемый святой. Наверное, тем, кто познакомится с жизнью этого преподобного ХІX века, придется немало потрудиться, чтобы преодолеть некое недоумение: «А почему святой?». Да, уважаемый архимандрит большого подмосковного монастыря, да, хороший хозяйственник, да, администратор, да, по-своему опытный и мудрый наставник… Но ведь так хочется увидеть нечто чудесное, совсем высокое и недостижимое для обычного человека!

Кажется, все духовные подвиги этого святого можно вместить в несколько кратких отрицательных формулировок: «… не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими». А вместо ожидаемых сверхъестественных аскетических упражнений мы слышим столь же «обычное» повествование: «В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой Четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: «Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять”»…

Вот и письма преподобного Пимена, написанные неискусным и неразборчивым простым почерком, для многих из нас могут стать очередным разочарованием. В них все слишком спокойно, слишком обычно и «по-земному». Даже поздравления с праздниками — и те не содержат столь ожидаемых «глубин» и «высот» мысли: «Желаю и молю, да утешит Вас спокойствием душевным и да утвердит ко благу все желания Ваши Господь наш Иисус Христос. Он любящих Его любит»; «Имею честь поздравить Ваше Преосвященство с днем Вашего Ангела. От души желаю и молю Бога, да продлит Господь Вашу жизнь на многия лета во славу Святыя Церкви и во спасение Вашей души».

Наверное, приоткрыть для себя тайну святости этого преподобного можно, применив к его жизни его же слова о чтении в храме: «Читай просто и внятно, а голосом не виляй; Слово Божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение…». Может, вот это удивительное и для нас столь соблазнительное «молчание» его святости является тем самым чудом, которого мы с таким нетерпением ожидаем от подвижника? Может, в этом и есть главный подвиг жизни — «не вилять своим голосом», а дать возможность в нашей жизни совершиться Божиему замыслу, пускай и столь «обычному» с виду, столь неприметному?

Заботы о монастырском благополучии, соблюдение Заповедей и устава, труды и болезни — вот поприще, на котором взращивалась святость преподобного Пимена. К тому, что определяла ему сама жизнь, он, кажется, ничего своего не добавлял. Имея возможность, даже не удосужился украсить свою биографию достаточным образованием, хорошей начитанностью, но всегда с улыбкой вспоминал о своем начальном и единственном домашнем образовании в «академии Пелагеи Егоровны». Поэтому не боялся промолчать даже в ответ на просьбу о совете близких друзей: «Не смею рассуждать об ответе Вашем на письмо господина прокурора, а прошу Бога, чтобы Он Сам устроил, что Ему угодно и для Вас полезно».

Имея перед собой такой пример святости — без особых чудес и подвигов — мы, кажется, испытываем некоторые неудобства, сомневаемся, ищем хотя бы малейших намеков на нечто недостигаемое. Мы все равно стремимся отбросить святость куда-то далеко, чтобы со спокойной душой оправдывать свое бездействие, свою лень и невнимание к духовной жизни. «Какая у нас духовная жизнь, какая святость? Это все не наш удел. Нет, мы не можем, для нас это недостижимо». И в этом лукавом самоуспокоении скрывается величайший самообман человека — нерадение, неверие в слово Христа! Но ведь призыв Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Мф. 5:48), — сказан не для жителей горних миров и не из небесных высот. Он звучит с решительной определенностью как призыв к реальному человеку, призыв от Бога, Сошедшего к Своему созданию и прекрасно Понимающему, что «невозможно не придти соблазнам» (Лк. 17:1).

Жизнь преподобного Пимена Угрешского — это пример тихой, ровной святости, которая в своем молчании даже не требует канонизации. Она словно желает остаться в сторонке, безгласной. Это вполне в духе святого, который говорил: «Не спрашивают — не навязывай своих убеждений, не лезь с непрошенными советами». Вся его жизнь — совершенно естественная, «обычная», лишь украшенная решимостью видеть Божие в том, что само приходит к тебе, в обыденности. Но именно этим и поражает святость преподобного Пимена Угрешского — своей доступностью, близостью к реальному человеку. В этом и ее сила — призыв к решимости, вдохновению реальностью, а не требованием подвигов, ожиданием героизма. Все просто: вот Христос, вот Его Слово, вот Его Церковь, вот Его Промысл о тебе — ты возьми и большего не требуй, спокойно исполняй, что дано, вдохновляйся обыденным и верь в горнее!

30 августа (17 августа по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Неделя 13-я по Пятидесятнице (тринадцатый воскресный день после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восемнадцати известных по именам святых, а также одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Преподобный Пимен Угрешский. Русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители.

Преподобный Пимен (в миру – Пётр Мясников) родился в 1810 году в Вологде. С детских лет Пётр каждую свободную минуту проводил в церкви, а двадцатилетним познакомился с Дмитрием Брянчаниновым, будущим святителем Игнатием, духовная беседа с которым окончательно утвердила юношу в желании удалиться в монастырь. В Лазареву Субботу 1838 года в стенах Николо-Угрешской обители Пётр Мясников принял монашеский постриг с именем Пимен. А 14 лет спустя, 16 ноября 1852 года, митрополит Филарет (Дроздов) поручил отцу Пимену управление монастырём.

Отец Пимен превратил практически разорённый в XVIII столетии Николо-Угрешский монастырь в один из крупнейших духовных центров Подмосковья. В условиях, когда образованное сословие Российской империи уже достаточно далеко удалилось от Церкви, отцу Пимену удавалось не только возводить церковные стены, но и духовно наставлять окружающих его людей. И в первую очередь – личным примером истинного молитвенника и нестяжателя.

И сейчас, когда после десятилетий советского запустения Николо-Угрешский монастырь вновь возродился, здесь особенно заметны плоды трудов преподобного Пимена Угрешского. Память этого святого здесь хранится особенно благоговейно, а его честные мощи являются одной из главных святынь обители. На месте же изначального погребения отца Пимена относительно недавно был возведён храм в его честь.

* * *

Мученик Мирон Кизический, пресвитер. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, принявший мученическую кончину в 250 году от Рождества Христова во времена антихристианских гонений императора-язычника Декия. Святой Мирон был священником в греческой Ахаии, очень кротким с людьми, но твёрдым в отстаивании христианской веры. Однажды нечестивый правитель Антипатр ворвался с воинами в храм, где отец Мирон совершал богослужение. Священник жёстко обличил язычников, за что был схвачен и предан страшным мучениям. Отца Мирона бросили в огненную печь, но чудесным образом это не повредило ему, а когда из его кожи начали строгать ремни, святой бросил один из них в лицо мучителям. После этого страдальца бросили на съедение диким зверям, но они даже не притронулись к истерзанному мученику Мирону. В бессильной ярости правитель Антипатр покончил жизнь самоубийством. Святого же страдальца Мирона отвели в город Кизик, где отсекли ему голову мечом.

Мученики Фирс, Левкий и Каллиник Кесарийские. Эти святые III века от Рождества Христова пострадали за Христа и Его Церковь в Кесарии Вифинской при императоре-язычнике Декии, царствовавшем в Римской империи в 249-251 годах. Святой Левкий, римский воин, укорил местного правителя Кумврикия за гонения против христиан, после чего был подвергнут жесточайшим истязаниям, а затем был усечён мечом. Его сподвижника, святого Фирса, также приговорили к пыткам, но чудесным образом он перенёс их невредимо, после чего мирно отошел ко Господу. По некоторым житийным данным, вместе со святыми Левкием и Фирсом мучения приняла и их дружина. Известно ещё одно имя из этих страдальцев – мученика Короната (Корнута). Видя это, языческий жрец Каллиник уверовал во Христа и публично исповедал себя христианином. За это бывший жрец был усечён мечом.

* * *

Мученик Патрокл Трикассинский (Труасский). Этот святой жил и пострадал за Христа и Его Церковь в III веке при императоре-язычнике Аврелиане, царствовавшем в Римской империи в 270-275 годах от Рождества Христова. За кроткую и молитвенную жизнь святой Патрокл ещё при жизни получил от Бога дар чудотворений. Сам император Аврелиан призвал чудотворца и потребовал от него поклониться идолам, от чего святой Патрокл решительно отказался. Император сулил страдальцу чудовищные богатства, называя нищим, на что святой мужественно ответил:

Ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища Небесного, потому что не веруешь во Христа и в будущей жизни не получишь райского блаженства, – поэтому ты нищ.

В итоге мученика Патрокла усекли мечом, но и казнь сопровождалась чудом. Когда воины вели его на смерть, то внезапно ослепли, а святой смог по воде «яко по суху» перейти реку. И только после того как одна язычница указала место нахождения святого, его вновь схватили и казнили. Согласно Житию, тело мученика Патрокла «было погребено ночью священником Евсевием и диаконом Ливерием». Это произошло в 275 году от Рождества Христова.

* * *

Мученики Павел, его сестра Иулиания и иже с ними. Как и святой Патрокл, эти страдальцы приняли мученическую смерть при императоре-язычнике Аврелиане, царствовавшем в Римской империи в 270-275 годах от Рождества Христова в Финикийском городе Птолемаиде. Когда император прибыл в этот город, святой Павел был среди встречавших его людей и публично перекрестился. Это заметил Аврелиан, после чего Павла схватили и предали мучениям. Увидев страдания брата, нечестивого императора стала обличать святая Иулиания. Её также подвергли страшным истязаниям.

Трое воинов-мучителей, святые Квадрат, Акакий и Стратоник, увидев мужество святых, провозгласили себя христианами, за что были тут же казнены. Иулианию бросили в блудилище, но все, кто пытался к ней прикоснуться, тут же ослепли. В итоге святых страдальцев обезглавили. Из Жития известно, что когда они шли на казнь, то пели слова одного из псалмов: «Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43, 8). Это произошло около 273 года от Рождества Христова.

Мученики Павел и Иулиания. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан Никомидийские. Эти святые пострадали за Христа и Его Церковь в 303 году в городе Никомидии (Никомедии). Они посещали зрелищные мероприятия, где обращали народ ко Христу, призывая оставить идолопоклонничество. Об этом узнал местный правитель, приказавший бросить святых проповедников на растерзание диким зверям. Однако звери не притронулись к святым страдальцам, и тогда их после долгих истязаний бросили в огонь.

Преподобный Алипий Печерский, иконописец. Один из первых русских иконописцев и насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Обучившись художественному мастерству у греков, он расписал Печерскую церковь, после чего начал безвозмездно писать святые иконы для храмов Киева и других русских городов. Многие из образов, написанных преподобным Алипием, были признаны чудотворными. Известно чудо, когда святой был уже стар и болен, и за него икону написал Ангел. Скончался преподобный Алипий в 1114 году от Рождества Христова и был погребён в лаврских Ближних пещерах.

Священномученики Алексий Великосельский и Димитрий Остроумов, пресвитеры. Эти русские святые, православные священники, приняли мученическую кончину за Христа и Его Церковь в годы советских богоборческих гонений. Отец Алексий в их начале – в 1918 году, а отец Димитрий – во времена так называемого «Большого террора» в 1937 году. Оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Свенская-Печерская икона Божией Матери. Эта чудотворная икона была написана преподобным Алипием Печерском, чья святая память также совершается сегодня и о котором было рассказано выше. На иконе изображена Пресвятая Богородица на престоле, держащая на коленях Богомладенца. Справа от престола расположен преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские, основатели первого русского монастыря – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Свенская-Печерская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем всех православных христиан с днём этой святыни и сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих – сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

30 августа – память преподобного Пимена Угрешского

В Ближнем Подмосковье, городке, все еще сохраняющем свое советское прозвище «Дзержинский», за последнюю четверть века удалось возродить уникальную святыню – Николо-Угрешский монастырь. Эта древняя обитель, основанная в конце XIV столетия на месте явления благоверному князю Димитрию Донскому образа святителя Николы Чудотворца, прославилась целым сонмом святых. В их числе – преподобный Пимен Угрешский, многолетний настоятель этого монастыря во второй половине XIX века.

Из Жития преподобного Пимена Угрешского

«Преподобный Пимен (в миру – Петр Мясников) родился в 1810 году в Вологде. С детских лет Петр каждую свободную минуту проводил в церкви, а двадцатилетним познакомился с Дмитрием Брянчаниновым, будущим святителем Игнатием, духовная беседа с которым окончательно утвердила юношу в желании удалиться в монастырь. В Лазареву Субботу 1838 года в стенах Николо-Угрешской обители Петр Мясников принял монашеский постриг с именем Пимен. А 14 лет спустя, 16 ноября 1852 года, митрополит Филарет (Дроздов) поручил отцу Пимену управление монастырём…»

Отец Пимен превратил практически разоренный в XVIII столетии Николо-Угрешский монастырь в один из крупнейших духовных центров Подмосковья. За духовным окормлением сюда стекались многие жители Москвы и окрестностей, а самый яркий мыслитель-консерватор XIX века Константин Леонтьев одно время был здесь простым послушником, оставив ради этого блестящую дипломатическую карьеру.

Из письма К.Н. Леонтьева графу Н.П. Игнатьеву, ноябрь 1874 года

«На этой неделе Господь, вняв, наконец, моим молитвам сподобил меня быть принятым в число братии Николо-Угрешского монастыря под Москвой. Отец Архимандрит Пимен – настоятель наш – милостив и снисходителен ко мне вовсе не по заслугам моим, ибо в мои года, как Вы знаете, уже и трудно стать хорошим иноком; слишком сучьев много наросло, которые обрубать надо!..»

В условиях, когда образованное сословие Российской империи уже достаточно далеко удалилось от Церкви, отцу Пимену удавалось не только возводить церковные стены, но и духовно наставлять окружающих его людей. И в первую очередь – личным примером истинного молитвенника и нестяжателя. Так, иеромонах Филарет (Иглицкий), благочинный Николо-Угрешского монастыря в беседе с Царьград.TV особо отметил:

«Главное, что он оставил – это пример своей жизни. Мы иногда говорим, что преподобный не показал каких-то особенных подвигов, не совершал каких-то особенных чудес. Но достаточно просто посмотреть на обыденную жизнь этого человека, обыденную жизнь честного добросовестного монаха того времени. Одно то, чтобы посещать церковные службы, которые начинаются в 3 часа ночи и выполнять все монастырские послушания и выполнять все монашеские обеты (а мы знаем, что он был большим нестяжателем, после его смерти у него не осталось ни копейки личных сбережений). И если попробовать все это применить к себе, то мы увидим, что для нашего времени и для современного человека эти подвиги – практически немыслимые…»

И сейчас, когда после десятилетий советского запустения Николо-Угрешский монастырь вновь возродился, здесь особенно заметны плоды трудов преподобного Пимена Угрешского. Память этого святого здесь хранится особенно благоговейно, а его честные мощи являются одной из главных святынь обители. На месте же изначального погребения отца Пимена относительно недавно был возведен храм в его честь.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Царьград.ТВПервый Русский Смотреть запрещенный
Канал Царьграда можно тут:
На сайте, Яндекс.Эфир, ВКонтакте Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *