Письменный источник

ЛЕ́ТОПИСИ, ис­то­рич. со­чи­не­ния 10–18 вв., в ко­то­рых по­ве­ст­во­ва­ние ве­лось по го­дам (по «ле­там»; от­сю­да назв.) и со­про­во­ж­да­лось хро­но­гра­фи­че­ски­ми, час­то ка­лен­дар­ны­ми да­та­ми, а ино­гда и ука­за­ни­ем на ча­сы, ко­гда про­ис­хо­ди­ло со­бы­тие. Л. су­ще­ст­во­ва­ли в ря­де ев­роп. стран, од­на­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли гл. обр. в Др.-рус. гос-ве, рус. зем­лях и кня­же­ст­вах, Рус. гос-ве, а так­же Вел. кн-ве Ли­тов­ском. По ви­до­вым при­зна­кам они близ­ки зап.-ев­роп. ан­на­лам и хро­ни­кам. В Др.-рус. гос-ве Л. мог­ли на­зы­вать не толь­ко точ­но да­ти­ро­ван­ные за­пи­си о про­ис­хо­див­шем, но и рас­по­ло­жен­ные в хро­но­ло­гич. по­ряд­ке опи­са­ния дея­ний без раз­бив­ки на го­до­вые ста­тьи. Боль­шин­ст­во Л., пред­став­ляю­щих со­бой сво­ды пред­ше­ст­вую­щих тек­стов, по­ми­мо по­год­ных за­пи­сей, вклю­ча­ют до­ку­мен­ты (ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры, ча­ст­ные и пуб­лич­ные ак­ты), са­мо­сто­ят. лит. про­из­ве­де­ния («по­вес­ти», «сло­ва», жи­тия и др. агио­гра­фич. ма­те­риа­лы, ска­за­ния) или их фраг­мен­ты, а так­же за­пи­си текс­тов фольк­лор­но­го про­ис­хож­де­ния. Ка­ж­дую Л. или ле­то­пис­ный свод при­ня­то рас­смат­ри­вать как са­мо­сто­ят. цель­ное лит. про­из­ве­де­ние, имею­щее свой за­мы­сел, а так­же струк­ту­ру и идей­ную на­прав­лен­ность. Гл. вни­ма­ние в Л. обыч­но уде­ля­ет­ся пра­ви­те­лям, т. к. от них, по ср.-век. пред­став­ле­ни­ям, за­ви­се­ли из­ме­не­ния в ис­то­рич. раз­ви­тии, ок­ру­же­нию пра­ви­те­лей, цер­ков­ным ие­рар­хам, вой­нам и конф­лик­там; в Л. со­дер­жит­ся не­мно­го све­де­ний о ши­ро­ких сло­ях на­се­ле­ния, раз­ви­тии куль­ту­ры, со­всем нет не­по­сред­ст­вен­ных све­де­ний об эко­но­мич. от­но­ше­ни­ях. Со­став­ля­лись Л. обыч­но при дво­рах кня­зей, церков­ных ие­рар­хов, в монастырях. Со­хра­ни­лось св. 1000 спи­сков Л., от­но­ся­щих­ся к 13–18 вв., древ­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся пер­га­мен­ные «Ле­то­пи­сец вско­ре пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра» с рос­тов­ски­ми из­вес­тия­ми (по­след­няя четв. 13 в.), Нов­го­род­ская пер­вая ле­то­пись стар­ше­го из­во­да (ре­дак­ции) (Си­но­даль­ный спи­сок, 2-я пол. 13 в., 2-я четв. 14 в.), Лав­рен­ть­ев­ская ле­то­пись (1377), а так­же на­пи­сан­ная на бу­ма­ге Ипать­ев­ская ле­то­пись (1420-е гг.). Бо­лее ран­ние ле­то­пис­ные сво­ды ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся ис­сле­до­ва­те­ля­ми на ос­но­ве ана­ли­за со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков. Ле­то­пис­ные тек­сты клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по ви­дам, ре­дак­ци­ям, из­во­дам; по­лу­чи­ли ус­лов­ные на­зва­ния (в за­ви­си­мо­сти от про­ис­хо­ж­де­ния, при­над­леж­но­сти тем или иным ли­цам; по мес­там хра­не­ния) – Лав­рен­ть­ев­ская, Ипать­ев­ская, Ни­ко­нов­ская, Ер­мо­лин­ская, Львов­ская, Ти­по­граф­ская и др. Ес­ли неск. Л. но­сят оди­на­ко­вые на­зва­ния, к ним до­бав­ля­ет­ся ус­лов­ный но­мер (Нов­го­род­ские 1–5-я, Со­фий­ские 1-я и 2-я, Псков­ские 1–3-я), при­чём ну­ме­ра­ция свя­за­на не со вре­ме­нем их соз­да­ния, а ли­бо с по­сле­до­ва­тель­но­стью пуб­ли­ка­ции, ли­бо с др. об­стоя­тель­ст­ва­ми.

УДК 72.032/033

Зейферт М.Г. — кандидат архитектуры, доцент

E-mail: zeyfertm@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Особенности образования и развития архитектуры раннехристианских церквей

Аннотация

Постановка задачи. Цель исследования — выявить особенности формирования и развития архитектуры раннехристианских церквей. Основные результаты исследования состоят в следующем:

Результаты. 1. С зарождением христианства радикально меняется функциональное назначение культовых сооружений. Во времена гонений проведение религиозных обрядов происходило в сооружениях, предназначенных для других целей. Особенности объемно-планировочного решения данных сооружений: синагог, жилых домов, крипт и капелл катакомб, базилик в большей или меньшей степени повлияли на формирование архитектуры нового типа культового здания.

2. Несмотря на отказ от используемых ранее конструкций: распорных сводов, массивных стен, многие элементы античности нашли свое продолжение в структуре церковных зданий: апсиды, перекрытые конхой, двор, окруженный портиками и др.

3. Практически во всех рассмотренных церквях используются сполии — части разрушенных античных зданий, а форма зданий зависит от сохранившихся фундаментов, расположенной под ними ранней застройки.

4. Кроме основных типов церковных зданий — продольного и центрического, выделяется третий тип — комбинированный, более сложный, основанный на сочетании линейных и центрических объемно-планировочных элементов, этот прием характерен для крупных античных ансамблей — терм, дворцов.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в подтверждение преемственности при появлении зданий нового типа и формировании архитектурных стилей.

Ключевые слова: история архитектуры, античная архитектура, раннехристианские церкви, преемственность, архитектурные элементы.

Появление и развитие новых типов зданий является одним из важнейших разделов теории архитектуры. Тем более если этот тип здания со временем становится объектом мирового значения и получает, в различных интерпретациях, распространение в большинстве стран.

Целью данного исследования являются особенности образования и развития архитектуры раннехристианских церквей.

На появление и распространение христианства, а со временем христианской церкви, оказали влияние социально-политические, религиозные, территориальные факторы.

В эпоху римской империи происходят изменения в религиозной жизни. Расширяется пантеон общепризнанных римских богов. Рим прирастает провинциями, народами, а, следовательно, и культами греческого и восточного происхождения. Возводятся величественные храмы, посвященные не только почитаемым богам, но и обожествленным даже при жизни римским императорам. Несмотря на обширный пантеон богов и посвященных им храмов, значительная часть населения Рима и римских провинций — рабы были вне какой-либо религии, не имели домашнего алтаря , а обожествление императоров не признавали многие жители Рима. Древняя VIII-VII вв. до н. э. монотеистическая религия — иудаизм была религией одной нации — иудеев, отличалась сложными ритуальными обрядами и системой догматов, поэтому не могла стать заменой язычеству.

Жители римской империи утрачивали веру в своих богов, а множество появившихся монотеистических религиозных направлений и сект провинций:

поклонение Кибеле пришедшее из Фригии, Исиде из Египта, митраизм из Персии в силу своих особенностей не получили значительного распространения.

Христианская религия, зарождалась в иудаистских сектах Палестины, Кумранской общине, а развитие получила на обширных территориях римской империи. С 6 г. н. э. Иудея и Галилея, где родился и жил Христос, являлись римской провинцией, находились под управлением тетрарха Ирода Антипы. До этого с 332 по 63 гг. до н. э. данные территории были в подчинении Греции, происходила эллинизация иудаизма, а впоследствии, христианства. Греция дала зарождающейся религии духовную культуру, философию отрицающую политеизм и язык «койне» понятный многим народам римских провинций. На этом языке христиане написали Новый завет.

Обширные территории римской империи, объединенные единым законом, армией и развитой системой бетонных дорог стали благодатной средой для распространения христианских идей.

С зарождением христианства изменилось функциональное назначение культовых сооружений. Ранние христиане не думали о церкви как о здании, доме для почитаемого божества доступного только для священнослужителей. Церковь была символом общности людей объединенных верой в спасение, а место собрания общины в первое время было не так важно. «Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с «обожженной», лишенной греха человеческой природой Христа» .

До признания христианства в 313 г. равноправной со всеми другими вероисповеданиями религией, во времена гонений, ритуалы проводились в жилых домах и катакомбах, одним из мест проповедей стали синагоги. Именно в это время формировались функциональные, объемно-планировочные требования к новому типу здания — церкви.

Десятилетия совершения обрядов в сооружениях изначально предназначенных для других целей не могли не повлиять на формирование архитектурной среды церкви. «Иудаизм стал предтечей христианства и на некоторое время предоставил убежище этой нарождающейся религии» . Сходство церкви с синагогой заключается в наличии большого светлого и вместительного пространства с сидячими местами для верующих вдоль продольных стен, расположения алтаря или платформы со священными предметами в обоих случаях с восточной стороны, а главного входа в здание со стороны запада. Тем ни менее требование ориентации алтаря на восток, при возведении церквей, во многих случаях не выполнялось. Часто при строительстве использовались античные сооружения, либо частично сохранившиеся конструкции зданий — фундаменты, стены и др. Например, церковь Сан Лоренцо ин Миранда включает конструкции храма Антонина и Фаустины, а при строительстве церкви Санти Козма э Дамиано использованы два здания имперской эпохи: храм божественного Ромула и библиотека мира.

Также для собрания общин использовались жилые дома, так называемые йШП -«дома собраний». К концу IV в. только в Риме было 25 подобных зданий. Один из таких домов для собраний находился под церковью Сан Клементе. «Церковь св. Клемента — это палимпсест, несколько разновременных пластов, которые накладываются друг на друга так, что ни один полностью не уничтожает предыдущего» . Архитектурный комплекс состоит из наземной церкви, подземной базилики, под которой, в свою очередь, располагался целый лабиринт древнеримских жилищ, одно из которых — дом Тита Флавия Клемента предназначался для собрания первых христиан. Планировочное решение раннехристианской церкви во многом идентично структуре патрицианского жилого дома, сложившегося в IV в. до н. э. Очевидно это связано с десятилетиями использования, и соответственно приспособления, домуса для проведения тайных ритуалов. Атрий или перистиль с крытой галереей по периметру, расширенное пространство с двумя симметрично расположенными — алами, схожими с трансептом церкви, приподнятый на несколько ступеней таблинум — подобно санктуарию в церкви, использовался для совершения культовых обрядов и трапез. В структуре дома выделялись помещения для обучения детей и место для крещения — баптистерий. Античные росписи, украшавшие жилой дом, превращенный в церковь, заменялись фресками и мозаиками христианского содержания.

Самым мрачным местом проведения христианских обрядов были многокилометровые катакомбы, подземные кладбища с погребальными нишами -кубикулами и местом тайных литургий — криптами и капеллами. В многочисленных катакомбах вдоль Аппиевой дороги похоронены первые христиане, пострадавшие за веру. После отмены гонений и официального признания христианства государственной религией в 313 г. обычай проведение ритуалов на местах связанных с мученической смертью за веру сохранился. Церковь Санта Прасседе, как и многие другие, воздвигнута на месте, где сестры Пракседа и Пуденциана погребли останки двух тысяч мучеников христиан, сброшенных в колодец, за что и сами были замучены. Над колодцем в V в. был воздвигнут мартириум, а затем в IX в. базилика.

Существует также предположение связи архитектуры христианской церкви с императорскими форумами, прежде всего, Трояна, данная гипотеза основана на необычном сходстве их планировочного решения. Вход на форум Трояна и святилище находятся напротив друг друга, продольные колоннады окружающие симметричную площадь разделяют ее на главное центральное и боковые пространства, а базилика Ульпиа своими очертаниями и расположением напоминает поперечный неф — трансепт. «Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры» .

Одним из основных светских зданий императорского Рима были базилики или базиликальные залы дворцов. Объемно-планировочное решение этих зданий наилучшим образом отвечало требованиям христианского церковного обряда. Подобно античным базиликам христианская церковь имела вытянутое от входа до санктуария помещение, разделенное рядами колонн или пилонов на три, или пять, нефов. Более широкий средний неф возвышался над боковыми нефами и освещался через окна, прорезанные в верхней части стены, санктуарий, расположенный в глубине, заменил место судьи или смотрителя рынка.

На создание античных зданий, городов часто оказывали влияние правители, облик церквей также связан с именем первого императора христианина Константина. По указу Константина крупные церкви должны были иметь трансепт, двухскатную стропильную крышу, опирающуюся на кирпичные стены и подвесной деревянный кессонированный потолок. Упрощение конструкций, отказ от распорных сводов, а, следовательно, массивных стен, был вынужденной мерой, связанной с ухудшением экономического положением империи, ростом христианских общин и необходимостью возведения большого количества церковных зданий. Потребность качественных строительных материалов стало одной из причин вторичного использования архитектурных элементов разрушающихся античных зданий — сполий. Например, при строительстве церкви Санта Мария ин Трастевере, использованы 22 колонны терм Каракаллы . Планировка, сохранившиеся конструкции древних сооружений определяли размеры и конфигурацию церковных зданий построенных на их основе. Например, церковь Сан Джорджо ин Велабро имеет неправильную трапециевидную форму, так как опирается на части строений II-III вв., а к левой стене здания примыкает сохранившаяся часть сооружения известного как Арка серебряников. Все колонны церкви представляют собой сполии утраченных античных зданий. С левой стороны трехнефной церкви колонны коринфские с гладкими стволами, справа две колонны коринфские с каннелюрами, остальные ионические. Все колонны, отличающиеся по цвету, материалу и длине стволов. На дощатом потолке нарисованы кессоны и звезды, стропила боковых нефов открыты. Оконные проемы закрыты трансеннами.

Меньшее распространение получил центрический тип церковных зданий. Аналогом в античной архитектуре служили круглые помещения терм и в большей степени мавзолеи. Примером таких зданий в Риме являются церкви Санто Стефано Ротондо и Санта Констанца. Последнее здание было построено в IV в. как усыпальница для дочерей императора Константина — Констанции и Елены, в последствии мавзолей был преобразован в баптистерий, а затем в церковь. Сдвоенные колонны отделяют центральную повышенную, увенчанную куполом часть здания от амбулакра покрытого бочарным сводом. Наряду с круглыми и квадратными культовыми зданиями встречаются здания восьмиугольные, например баптистерий Сан Джованни ин Фонте. Сооружения аналогичной формы также часто использовались античными архитекторами. Марцеллум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лептис Магна, относящийся к 9-8 гг. до н.э., состоял из окруженного портиками прямоугольного двора, в центре которого располагались два круглых бассейна без покрытия, окруженных стеной с прорезанными арками. Снаружи бассейны были обрамлены крытыми восьмиугольными галереями.

С изменением религии, а, следовательно, и функционального назначения церкви, меняются принципы размещения новых культовых зданий в структуре города. Места для возведения языческих храмов выбирали с учетом статуса, значимости богов, способов жертвоприношений, культовые здания занимали лучшие городские территории, центры форумов. Большое количество богов, плотная городская застройка, часто вынуждало строить храмы вплотную друг к другу, например, четыре храмы священного района Ларго Арджентина. В отличие от храмов церкви строились для общины определенного населенного пункта или городского района, располагались рассредоточено на лучших местах. Размеры зданий зависели от значимости церкви, соизмерялись с количеством верующих. Новая религия повлияла на образ жизни горожан, христианские принципы препятствовали светским развлечениям, посещению зрелищных сооружений. Арены античных стадионов и амфитеатров, долгое время служившие местами казни единомышленников, приходили в запустение и разрушались.

В исследовании проведен анализ объемно-планировочных решений и структурных элементов раннехристианских церквей построенных на территории Рима и римских провинций. В таблице приведены наиболее характерные типы рассмотренных зданий.

Таблица

Особенности раннехристианских церквей на территории Рима и римской империи

Страна, город Наименование церкви Время возведения, реконструкции Особенности планировочного и конструктивного решения

1 2 3 4

Продольный (линейный) тип сооружений

Рим Базилика Апостола Петра 324-349 гг. Сохранилась подземная часть базилики с захоронениями

Рим Церковь Сан Клементе XII в. IV в II-III вв. I в. Многоуровневый архитектурный комплекс Наземная церковь Базилика на 4 м ниже уровня земли Митреум на 10 м ниже уровня земли Инсулы

Рим Базилика Санта Прасседе V в Первоначально мартирий на месте захоронения мучеников христиан

Византий, Константинополь, Стамбул Базилика Санта София Начало строительства в 326 г., освящена в 360 г. Сохранилась: часть стены атриума, раскоп портика, скефофилакий (диаметр 11 м) используется как сосудохранилище, сполии

Византий, Константинополь, Стамбул Базилика Санта Ирина 330 г. 42,2 на 36,7 м, уникальный синтрон (поднимающиеся амфитеатром места для епископов)

Северная Эфиопия Церковь монастыря Дэбре-Дамо Основана в VI в. в эпоху Аксумского царства Прямоугольное в плане здание. Стены состоят из чередующихся слоев камня и дерева

Греция, Салоники Церковь Св. Дмитрия Солунского Мартириум, 412 г. реконструкция 634 г. 43,58 на 33 м, 4-х скатная крыша, церковь трехнефная, после реконструкции пятинефная, сполии

Германия, Трир (с I в до н. э. Августа Треверорум, с III в. Треверис) Кафедральный собор и Либфрауэнкирхе ранее двойная базилика На месте дворца Елены, 324-326 гг. Двойная базилика с двумя атриями, 105 на 135 м.

Территория Болгарии, Месемврия Церковь «Старая митрополия» Основана в VI в. 25,5 на 20,2 м, три нефа, ширина среднего 9,3 м, пилоны 1,55 на 0,4 м, арки, деревянное покрытие

Продолжение таблицы

Центрический тип сооружений

Рим Церковь, ранее мавзолей Санта Констанца IV в Круглый план, купол в центре, амбулакр перекрыт бочарным сводом

Рим Церковь Санто Стефано Ротондо 468-483 гг. До реконструкции план в виде греческого равноконечного креста, три концентрических нефа

Рим Баптистерий Сан Джованни ин Фонте 310-е гг. Восьмиугольный в плане зал, двухъярусная колоннада в центре

Милан Церковь Сан Лоренцо Маджоре 355-372 гг. Квадратная в плане форма с 4 угловыми башнями, между ними двухъярусные экседры

Равенна Церковь Сан Витале 522-547 гг. Ортогональный в плане зал, купол в центре, 7 экседр между центральной частью и двухъярусным амбулакром.

Комбинированный тип сооружений, архитектурных комплексов

Иерусалим Церковь Гроба Господня Начало строительства в 326 г. Сочетание ротонды с обходной 2-х этажной галереей и пятинефной базилики

Сирия, Алеппо (Халеб) Монастырь Калат Семан, церковь Св. Симеона-Столпника 460-490 гг. Сочетание восьмиугольной формы диаметром 30 м и 4-х продольных базилик

Вифлеем Церковь Рождества вв. До реконструкции октогон и пятинефная базилика

Для раннехристианских церквей характерно ясное распределение пространства, четкое планировочное решение. Кроме основных типов зданий продольного, получившего наибольшее распространение, и центрического, можно выделить третий тип — комбинированный, более сложный, основанный на сочетании линейных и центрических планировочных элементов зданий. Примером такого типа зданий является церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Архитектурный комплекс, вытянутый с запада на восток, состоит из ротонды с повышенной центральной частью и двухъярусной обходной галереей, пятинефной базилики, двора расположенного между этими зданиями и атрия с восточной стороны. Другим примером сложной композиции является церковь Св. Симеона Столпника в Сирии. Полуразрушенный в настоящее время комплекс состоял из четырех продольных базилик, сгруппированных вокруг центрального объема ортогональной формы, шириной 30 и высотой 40 м. Подобное сочетание объемов с переменной высотой и различной конфигурацией в плане, свойственен многим светским зданиям античности. Аналогичный прием архитектурной композиции мы видим в Золотом доме Нерона, построенного на четыре века раньше церкви Св. Симеона (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г +

4- ♦

> —

А'»‘

б)

Один из многочисленных залов дворца — октогон со стороной 13,5 м, образованный У-образными в плане столбами. Зал перекрыт восьмичастным сводом, переходящим в купол с опайоном. Распор купола погашался примыкающими к октогону прямоугольными, крестообразными и треугольными в плане помещениями перекрытыми сводам .

Приемы сложного композиционного построения архитектурных ансамблей античности — терм, дворцов, использовались в дальнейшем при создании многих зданий, в том числе и культовых.

Излюбленным элементом древнеримских архитекторов были экседры, апсиды, эдикулы и ниши. Ниши украшали, как фасады, так и интерьеры зданий различного назначения, в том числе и храмы, в частности Пантеон. Ниши и эдикулы античных зданий, украшенные пилястрами и скульптурой, помимо эстетической функции, имели и конструктивное назначение, позволяя облегчить стены, сосредоточить нагрузки в пилонах. Полукруглые, прямоугольные, многоугольные в плане ниши имели плоское, цилиндрическое или полусферическое покрытие. Две соприкасающиеся, кессонированные апсиды разделяли линейное пространство языческого храма Венеры и Ромы. В апсидах размещали самые ценные предметы, в данном случае — статуи богов. Ниши использовали в кубикулах и криптах катакомб, мартириумах. Апсиды стали одним из важнейших элементов христианских культовых зданий. Апсидами, чаще всего перекрытыми конхой, заканчивался главный неф церкви, а иногда и боковые. В некоторых случаях, например в церкви Св. Дмитрия в Салониках, центральный неф заканчивался полукруглой апсидой, а боковые прямоугольными. В римской церкви Санти Кватро Коронати все три нефа завершает единая большая апсида . Часто форма апсиды в интерьере и снаружи не совпадала (рис. 2,б). До реконструкции, в церкви Санта Мария ин Космедин три апсиды в толще стены не выходили на фасад. Есть примеры, когда апсидами завершался трансепт.

а) б)

Рис. 2. Амфитеатр в апсидах античного здания и раннехристианской церкви: а) зал-аудитория виллы Мецената, конец эпохи Республики; б) церковь Св. Ирины в Константинополе, 330 г.

Интересно, что не все элементы, заимствованные из античности, прижились в архитектуре церквей. В апсиде прямоугольного зала-аудитории, построенной в конце эпохи Республики, виллы Мецената, амфитеатром поднимались семь полукруглых ступеней для зрителей . Из-за небольшого радиуса амфитеатра наблюдать представления видимо было неудобно. Подобный архитектурный элемент использован три с лишнем века спустя в церкви Св. Ирины в Константинополе. В апсиде церкви, где в 381 г. происходил второй Вселенский собор, расположен синтрон — поднимающиеся амфитеатром сидения для епископов. Подобный ярусный синтрон присутствует в иконографии Вселенских соборов . Однако в дальнейшем, для совершения литургий, этот элемент оказался не нужен.

В эпоху античного Рима существовал закон о погребениях исключительно за городской чертой. Вдоль Консульских дорог стали появляться мавзолеи, колумбарии и саркофаги в катакомбах, а позднее христианские церкви. В церковь Сан Себастьяно, ранее называвшейся базиликой Апостолорум, в 258 г. временно поместили мощи апостолов Петра и Павла. Позднее мощи были перезахоронены в главных христианских базиликах. Казни пострадавших за веру христиан происходили в черте города и хоронить

погибших стали в местах гибели. В структуре церковных зданий, возведенных в память о христианах мучениках, появились места для захоронений — крипты и конфессио. Нижний придел церкви — конфессио размещался под главным алтарем. А конфессио базилики Санта Мария Маджоре создано для хранения священного предмета — яслей младенца Христа. Обычай совершать захоронения значимых для религии людей в церковных зданиях стал одной из особенностей христианской архитектуры.

«Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность» . Каждая, сохранившая свой первоначальный облик, раннехристианская церковь поражает своей трогательной простотой и индивидуальностью. Интерьеры, не перегруженные декоративными украшениями, включают фрагменты античных зданий, древние, в некоторых случаях частично сохранившиеся, фрески и мозаики. Несмотря на новое функциональное назначение, использование новых конструкций в основе христианского церковного строительства заложена античная архитектура.

Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в подтверждение преемственности при появлении зданий нового типа и формировании архитектурных стилей.

Список библиографических ссылок

1. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М. : Наука, 1975. 183 с.

2. Радугин А. А. Культурология. М. : Центр, 2003. 304 с.

4. Сонькин В. В. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу /Виктор Сонькин. М. : Изд-во АСТ: Corpus, 2016. 608 с.

5. Кох Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности. М. : ЗАО БММ, 2008. 528 с.

7. Маркузон В. Ф., Михайлов Б. П. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Т. 2. Архитектура Античного мира. М. : Стройиздат, 1973. 711 с.

8. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma: Viella s.r.l., 2009. 96 p.

9. Софья Пескарин. Рим. М. : БММ АО, 2001. 168 с.

10. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. М. : АСТ: Corpus, 2016. 688 с.

11. Надырова Х. Г. Хартии ИКОМОС и охранно-реставрационная деятельность в республике Татарстан: сб. ст. V Международной научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация» / КГАСУ, Казань, 2017. С. 198-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zeyfert M.G. — candidate of the architecture, associate professor E-mail: zeyfertm@mail.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Peculiarities of formation and development of the early Christian churches’ architecture Abstract

1. Sterman E. M. The crisis of ancient culture. M. : Nauka, 1975. 183 p.

2. Radugin A. A. Cultorology M. : Center, 2003. 304 p.

4. Sonkin V. V. Here was Rome. Modern walks around the ancient city/Victor Sonkin. M. : Publishing House AST: Corpus, 2016. 608 p.

8. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma: Viella s.r.l., 2009. 96 p.

9. Pescarin Sophia. Rome. M. : BMM AO, 2001. 168 p.

10. Ivanov S. Walking around Istanbul in search of Constantinople / Sergei Ivanov. M. : Publishing House AST: Corpus, 2016. 688 p.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого-эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито-микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому-то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII—VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно-мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона, Солона из Афин, Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзии Архилоха и особенно в творчестве эолийских поэтов Алкея и Сапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлению истории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485—425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Геродот

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460—396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из-за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445—355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил (525—456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко-персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496—406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида (480—406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Софокл

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом был Платон (427—347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена, судебные речи Лисия, торжественное красноречие Исократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Исторические источники XVII века:

XVII век.

Сказание о Мамаевом побоище.

XVII век.

Нижегородский летописец — летописный памятник, составленный в XVII веке в Нижнем Новгороде, видимо в местном соборе. В нем говорится о событиях, происходивших в городе от его основания до 1688 года. Начальная часть — компиляция с использованием различных летописей, церковных записей и преданий. Хронология в этой части весьма запутана.

XVII век.

Густынская летопись — украинский летописный свод, названный по списку Густынского монастыря на Полтавщине. Наиболее известны списки XVII в.: Густынский, Мгарский и Архивский. Первая часть летописи близка по содержанию к Ипатьевской летописи, 2-я (самостоятельная) часть, охватывающая события 1300 -1597, отличается краткостью. Помимо Ипатьевской летописи, автор Густынской летописи использовал Воскресенскую летопись, визант., польск, и др. европ. хроники и некоторые рус. временники, дав на полях ссылки на источники. Густынская летопись содержит ценные сведения по истории Украины, Литвы и Польши. Автор летописи защищает укр. народ и православ. церковь, осуждает польск.-католич. агрессию.

XVII век.

Двинский летописец — летопись истории Поморья. Сохранилась в списках XVII-XVIII вв. В зависимости от списков, содержит записи с 1342 по 1750. Сведения за XIV в. очень кратки. Наиболее полными являются данные за XVI — XVII вв.

XVII век.

Пискаревский летописец — русская летопись начала XVII в. Содержит сведения от нач. Руси до 1615. Хранится в собрании Д. В. Пискарёва в Российской государственной библиотеке, откуда и название. Начал составляться, вероятно, в царствование Василия Шуйского и был закончен вскоре после 1615 в Нижнем Новгороде. Его автор старается в благоприятном свете показать роль кн. Шуйских в гос. делах в XVI — нач. XVII вв. и очернить Ивана Грозного, его наследников и возможных претендентов на рус. престол. По своему составу Пискаревский летописец является компиляцией, основанной на различных источниках, летописях, повестях, официальных документах, личных воспоминаниях автора, рассказах его старших современников, слухах, легендах. Наиболее ценны сведения Пискаревского летописеца об опричнине. Ливонской войне, борьбе с татар, набегами, интервенции польск.-лит. и швед. феодалов, гражданск, войне нач. XVII в.

Прощальная Золотая речь Елизаветы. 30 ноября 1601 г.

Из дневника Марины Мнишек.

Норчёпингский рецесс 1604 года.

Последние дни царствования Лжедмитрия I (из дневника Марины Мнишек).

Заговор и убийство Лжедмитрия I (из дневника Марины Мнишек).

Допрос боярами Юрия Мнишека после убийства Лжедмитрия I (из дневника Марины Мнишек)

Изложение речи польского посла пана Малогощского по поводу обвинения Речи Посполитой в помощи Лжедмитрию I (из дневника Марины Мнишек)

Конрад Буссов о Болотникове.

Грамота патриарха Гермогена.

Венский мир 1606 года, 23 июня

Житваторокский мир 1606 года, 11 ноября.

Боярский список 1606-1607 гг. с указаниями об участии в боевых действиях против восставших

Уложение 1607 года, 9 марта.

Из грамоты Лжедмитрия II в Смоленск.

Из отчета кн. Г.К.Волконского и дьяка А.Иванова о посольстве в Польшу 29 мая 1606 — 13 февраля 1607

Изложение письма каплана Николая де Мело о восстании Ивана Болотникова (из дневника Марины Мнишек).

«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки…», один из первых рукописных воинских уставов рус. армии, составленный в 1607 г.

(1607 год) Из Баркулабовской летописи

Протестантская уния 1608 года, 14 мая.

Из грамоты смоленского воеводы М.Б.Шеина царю Василию Шуйскому.

Жалованная грамота Лжедмитрия II Юрию Мнишеку, Сандомирскому воеводе

Челобитная гетману Сапеге жителей Юрьева Польского о притеснениях от панов, собирающих кормы, и от загонных людей

Письмо Марины Мнишек папскому нунцию в Польше Сермонту. 1609 г., января 15

Письмо Марины Мнишек отцу, Юрию Мнишку. 1609 г., январь.

Письмо Марины Мнишек отцу Юрию Мнишку. 1609 г., января 26

Листы смоленских лазутчиков о вестях из Литвы и Тушина

Письмо Марины Мнишек отцу Юрию Мнишку. 1609 г., марта 23.

Двенадцатилетнее перемирие 1609 года, 9 апреля.

Распросные речи, отобранные от московских выходцев в Тушинском стане

Письмо А. Заборовского Я. Делагарди

Письмо Марины Мнишек к отцу Юрию Мнишку. 1609 г., августа 10

Исаак Масса Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей

Письмо Марины Мнишек польскому королю Сигизмунду III. 1610 г., января 15.

Из письма Марины Мнишек тушинскому «воинству”. 1610 г., февраль.

Письмо князя Р.Рожинского королю Сигизмунду III

Письмо Марины Мнишек из Калуги гетману Жолкевскому. 1610 г., июня 28.

Письмо Лжедмитрия II к Яну Петру Сапеге из стана под Москвой

Дневник похода Сигизмунда III в Россию

Договор между «семибоярщиной» и гетманом С.Желтковским

Распросные речи двух Романовских татар в Московском стане об убиении в Калуге Лжедмитрия II

Инструкция Сигизмунда III Благородному Самуилу Грушецкому

Организация второго ополчения (по Новому летописцу).

Венский мир 1615 года.

Речь шведского короля Густава II Адольфа на риксдаге в Гельсингфорсе

Письмо, принятое на заседании риксдага по поводу продолжения сбора налогов для продолжения войны с Россией.

«Временник», произведение о событиях Смутного времени. 1616-1619 гг.

Столбовский мирный договор 1617 года, 9 марта.

Курляндские статуты 1617 года.

Деулинское перемирие 1618 года, 1 декабря.

Запись на чем был договор и целовал крест гетман Станислав Жолкевской в Цареве Займище воеводе князю Федору Елетцкому да Григорью Волуеву и всем ратным людем.

Англо-голландское соглашение об Индонезии 1619 года.

Микуловский мир (Никольсбургский) 1622 года, 31 декабря.

Справка Разрядного приказа, составленная в 1622 г., о службе помещика сына боярского Михаила Ордынцова в городах Курмыше и Нижнем Новгороде в 1606-1609 гг. (документ по восстанию в Среднем Поволжье и г. Осколе в 1606—1609 гг.)

Куруковское соглашение 1625 года.

Дьярматский мир 1625 года.

Реституционный эдикт 1629 года, 6 марта

Альтмаркское перемирие 1629 года.

Любекский мир 1629 года.

Переяславское соглашение 1630 года.

Поляновский мир 1634 года (справочная статья)

Пражский мир 1635 года, 30 мая

Расспросные речи и справка, составленная Разрядным приказом в 1636 г. о службе и обстоятельствах смерти сына боярского – помещика Ивана Игнатьевича Безобразова (документ по восстанию в Среднем Поволжье и г. Осколе в 1606—1609 гг.)

1637.09.17(07)

Справка, составленная Разрядным приказом (документ по восстанию в Среднем Поволжье и г. Осколе в 1606—1609 гг.).

Уложение Василия Лупу 1646 года — первый свод законов Молдавии.

«Ординация» 1638 года.

Великая ремонстрация, 22 ноября 1641 года.

Брёмсеброский мир 1645 года, 13 июля.

Линцский мир, 16 декабря 1645 года

Московское восстание (по летописному рассказу)

Краткое правдивое описание опасного мятежа, произошедшего среди простого народа в городе Москве 2 июня 1648 года

Письмо Богдана Хмельницкого с просьбой о воссоединении Украины с Россией. 8 июня 1648 г.

Московский бунт 23 июня 1648 года (рассказ очевидца).

Вестфальский мирный договор 1648 года — заключён 24. X, закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов.

Соборное Уложение. 1649 г.

Белоцерковский договор между украинским гетманом Б.Хмельницким и комиссарами польского правительства.

Акт об устроении Ирландии 1652 года (Act for the settlement of Ireland) — закон от 12 августа 1652 года.

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией. 1 октября 1653 г.

Воссоединение Украины с Россией (фрагмент решения Земского собора). 1 октября 1653 г.

Лист Богдана Хмельницкого, посланный из Переяслава Царю Алексею Михайловичу, с благодарностью за воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г.

Жалованная грамота 1654 г. гетману Богдану Хмельницкому

Песня о взятии Смоленска

Универсал польского короля Яна Казимира

Жалованная грамота Царя Алексея Михайловича Молдавскому Господарю Георгию Стефану о согласии принять условия перехода Молдавии в русское подданство, предложенные послами митрополитом Гедеоном и боярином логофетом Григорием Нянулом. 29 июня 1656 г.

Война между Россией и Швецией 1656 года глазами Патрика Гордона.

Велявско-Быдгощский договор 1657 года между Бранденбургом и Польшей.

Гадячский договор, заключённый 6 сентября 1658 в г. Гадяч между малоросс. гетманом И. Выговским и Речью Посполитой

Валиесарский договор 1658 года — о перемирии — был заключён 20. XII между Россией и Швецией в деревне Валиесар (близ Нарвы).

Описание реалий войны середины XVII века (1656 — 1659 гг.), Из дневника Патрика Гордона .

Оливский мирный договор 1660 года — между Швецией с одной стороны и Польшей, Австрией и Бранденбургом.

О России в царствование Алексея Михайловича.

Кардисский мир (01.07.1661 г., Кардис, ныне Кярде, Эстония), завершил русско-шведскую войну 1656-58. За обязательство Швеции не помогать Польше в русско-польской войне 1654-67 Россия отказывалась от территориальных приобретений по Валиесарскому перемирию 1658. Восстанавливалась граница, установленная Столбовским миром 1617 г.

Патрик Гордон Описание медного бунта

Грамота царя Алексея Михайловича к королю Великобритании Чарлзу II (Карлу II), посланная с П. Гордоном

Патрик Гордон Описание дуэли иностранных военных, служивших в России

Договор о перемирии на 13 лет и 6 месяцев между Государством Российским и Польским — Андрусовское перемирие.

Аахенский мир 1668 года — мирный договор между Францией и Испанией, завершивший Деволюционную войну. 4 мая 1668 г.

«Прелестные грамоты» Степана Разина

Бучацкий мир — договор между Турцией и Речью Посполитой.

Уложение Бека и Агбуга (в списке 1672 года) — грузинский судебник, действовавший в княжестве Самцхе-Саатабаго.

Варшавский договор 1677 года, 27 мая

Опись городов.

Нимвегенские мирные договоры 1678-1679 годов.

Лундский мир 1679 года — мирный договор между Данией и Швецией, завершивший датско-шведскую войну 1675-1679 годов из-за Сконе. Был подписан 26 сентября в городе Лунде. По Лундскому миру Дания отказывалась от завоеваний в Сконе и эта провинция окончательно переходила к Швеции (чем подтверждались условия Копенгагенского мира 1660). Литература: Björlin G., Kriget mot Danmark 1675-1679, Stockh., 1885. (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Хабеас корпус акт 1679 года.

Бахчисарайский мирный договор — договор, завершивший войны 70-х гг. 17 в. между Русским государством, Турцией и Крымским ханством.

Регенсбургский договор 1684 года, 15 августа

«Вечный мир» 1686 года, 6 мая

Нерчинский договор 1689 года, первый договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей.

Билль о правах (англ. Bill of Right) 1689 года — в Великобритании конституционный акт, результат Славной революции 1688—1689 годов.

Лимерикский договор, 3 октября 1691 года.

Венский союзный договор 1697 года — между Россией, Австрией и Венецией был подписан 29.I. (8. II).

Рисвикский мирный договор 1697 года договор между Францией и Аугсбургской лигой.

Вопрос 1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Ответ. Согласно учению церкви того времени, справедливым было деление общества на тех, кто молится, тех, кто сражается и, наконец, тех, кто работает. Образцовым поведением считалось следование заповедям Нового Завета. В частности святыми считались те, кто отрёкся от земных благ. В пример людям ставили, например, отшельников, которые уходили в пустыни и годами жили там в одиночестве, скудно питаясь и постоянно молясь Господу. Но сама церковь не стремилась к бедности. Она сосредоточила в своих руках значительные богатства, иногда самые значительные в стране.

Вопрос 2. Что было главной причиной разделения церквей?

Ответ. Причиной был спор про то, кто должен быть главным в христианском мире: папа римский или патриарх Константинополя. А поводов нашли много, в основном это были расхождения в обрядах, обвинения со стороны католиков, будто православный патриарх заставляет священников не брить бороды и т. д.

Вопрос 3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Ответ. Факты об Иннокентии III:

1) расширил границы Папской области до наибольшего в её истории объёма;

2) в противостоянии с королём Англии Иоанном Безземельным одержал полную победу, заставил короля принять все свои условия;

3) организовал первый в истории крестовый поход на территории Западной Европы – в Лангедок (сегодня южная часть Франции);

4) не только организовал IV крестовый поход, но и первым из римских пап организовал сбор денег на нужды похода;

5) организовал Латеранский IV Вселенский Собор, который принял много важных решений;

6) вассалами его были Англия, Польша и некоторые государства на Пиренейском полуострове.

Вопрос 4. Что проповедовали еретики?

Ответ. Еретический учений было много, они проповедовали разное. Но часто встречалась критика пышности обрядов церкви, их дороговизны, богатства церкви и власти папы римского. Также многие (и не только среди еретиков, но и в самой церкви) утверждали, что человек, который грешит, не может быть священником.

Вопрос 5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Ответ. С еретиками боролись жестоко. Раскаявшихся заключали в тюрьму, вынуждали совершать долгие и опасные путешествия к святым местам. Тех, кто не раскаялся отлучали от церкви. Римский папа мог отлучить целую область, или страну. Это было инструментом политической борьбы. Тогда обычно вассала восставали против сеньора этой области или короля этой страны. А отдельные люди, отлучённые от церкви за ересь, попадали в руки к светским властям, которые приговаривали их к сожжению на костре.

Вопрос 6. Что такое нищенствующие ордены?

Ответ. Некоторые люди отказывались от земных благ для того, чтобы жить по заповедям Христа. Они объединялись в монашеские ордены, чтобы жить по единым правилам и иметь свою организацию. Члены таких орденов приносили обеты (то есть давали клятвы) обычные для монахов, но правила их жизни отличались от обычных монашеских.

Вопрос 7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?

Ответ. Помогал папе римскому орден доминиканцев. Монахи именно этого ордена проводили следствия папской инквизиции (кроме ней были и другие виды инквизиции, где следствие вели другие люди). Но при этом они старались уберечь от ересей и проповедями.

Вопрос 8. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Ответ. Источники богатства церкви:

1) десятина со всех верующих;

2) плата за все церковные обряды;

3) продажа индульгенций;

4) подарки королей и феодалов (в виде крупных сумм денег и земель с крестьянами).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *