Содержание
Питаться мёдом и акридами
Акрида
Акри́ды – это род съедобной саранчи. Она и сейчас употребляется в пищу. Выражение «питаться медом и акридами» пришло к нам из Библии.
«Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» — сообщает Евангелие об Иоанне Крестителе.
Святитель Кирилл Иерусалимский поэтически поясняет: «Употребляя в пищу акриды, он окрылялся душою; насыщая себя медом, делался способным вести речи более сладостные и полезные, нежели мед; облекая свое тело в одежду из верблюжьей шерсти, он показывал собой образец подвижничества».
Иоанн Креститель был сыном священника Заха́рии и праведной Елизаветы.
Повинуясь призванию, Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов и крестил множество людей в Иордане. Он готовил людей к приходу Месси́и – Иисуса Христа.
Пророк Иоанн Креститель жил в пустыне аскетом, носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом и скудно питался медом и акридами. Саранчу в те времена отваривали в просоленной воде, высушивали на солнце и смешивали с медом диких пчел.
Акриды и мед легли в основу образа скудного питания. И вошли в наш речевой обиход.
В 1890-ом году Антон Павлович Чехов писал семье: «Кофе у меня еще полторы банки; питаюсь медом и акридами; буду обедать сегодня в Иркутске. Чем ближе к востоку, тем дороже всё становится».
«Питаться медом и акридами» и в наши дни означает недоедать, питаться очень скромно.
Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.
В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)
Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.
В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.
Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».
Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)
Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.
По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.
Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»
Андрей Григорьев, доктор филологических наук
Все лекции цикла можно посмотреть .
Проблема питания всегда чрезвычайно остро стояла перед человечеством, и она была решена более, или менее, только к XX веку. И особенно сейчас, когда мы пользуемся достижениями не только сельского хозяйства, но и химии, конечно же мы не испытываем по большей части нужду в продуктах. А проблема эта конечно стояла остро и в известном библейском выражении: «Питаться акридами и диким медом», мы и наблюдаем как раз указание, отсылку на те виды питания, которые использовали в древности.
Слово «акрида», иногда даже остается без перевода в наших русских текстах, потому что есть и существуют определенные традиции интерпретации, объяснения, что же такое акриды, но большинство ученых сходятся во мнении, что перед нами обычное насекомое – саранча. Акриды от соответствующего греческого слова «акрис», соответственно речь идет о том, что на Ближнем Востоке в то время, да и позже активно использовали в пищу насекомых. Собственно, традиция Дальнего Востока, Китая и других стран, где как раз насекомых активно употребляют в пищу, собственно нас уже не удивляет, но в эпоху средневековья, когда для европейца употребление насекомых было чем-то экстравагантным – этот момент как раз весьма удивлял и были попытки по-иному истолковать это выражение. Хотя, конечно же, как описывают источники, саранча определенным образом приготовленная, даже считалась в древности лакомством, а иногда просто для большей калорийности, потому что насекомые в принципе не настолько калорийны, чтобы есть их в чистом виде и насыщаться, все-таки это была, пища бедняков и просто саранчу высушивали, растирали и добавляли в таком виде к муке, и вроде больше повышалась калорийность пищи.
Ну и собственно саранча, кстати, в иудейских представлениях о чистых и не чистых животных и еде, то есть тех, которых можно употреблять в пищу и которых нельзя употреблять в пищу, она как раз считалась наоборот чистым насекомым. То есть по религиозным представлениям иудеев ее можно было употреблять в пищу. А вот, например, кстати, в том же выражении «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко», верблюд – это наоборот нечистое животное и мог восприниматься, как символ греха и как раз сопоставляется во второй части: «нежели богатому войти в Царство Божие», то есть верблюд – нечистое животное, богатый – тоже нехороший человек, который эгоистически эксплуатирует чужой труд и пользуется этим богатством, тоже значит такой не очень достойный для подражания человек. А саранча наоборот, как раз вполне можно было употреблять ее в пищу. Но тем не менее была традиция использования ее в виде лепешек и в некоторых рукописях ранних греческих слово «акрис» заменяется на «энкрис», считали авторы, что вдруг просто плохо услышали, плохо записали, чем же действительно Иоанн Креститель питался, может быть это была «энкрис», то есть лепешки и соответственно и дикий мед, лепешки с медом, то есть действительно в некоторых случаях это даже отсылается к ветхозаветным эпизодам с манной небесной. То есть тоже на самом деле, какой реальный предмет действительности понимается под манной, тоже неизвестно. То ли это действительно что-то чудесное, посланное Богом, либо это верхушки определенных растений. То есть, тоже здесь различные интерпретации, но в первые века существования христианства думали, что Иоанну Крестителю могла быть послана такая манна и определенным образом приготовленная в тесте, с тестом, как раз-таки все это можно было есть вместе с медом. То есть некие сладкие лепешки.
Настолько было неожиданно для тех, кто читал библейский текст, что речь идет о банальной саранче, но в принципе – это вполне возможно для того времени, поскольку действительно Иоанн Креститель был в высшей степени аскетом и проводил время в пустыне в посте и молитве, ну и соответственно конечно же ел то, что ему попадалось под руки, под ноги, эту самую саранчу, которая в славянской традиции иногда именовалась словом «саранча», или кузнечик словом «прузик», потому что в основе лежал корень «пруг»-«прыг», такой же, как в слове «прыгать». То есть видели основное свойство этих насекомых – умение прыгать и соответственно и такие «прузики», которые прыгают вокруг и были пищей Иоанна Крестителя.
В Библии есть несколько мест, которые вызывают споры у толкователей. И одно из них касается Иоанна Крестителя и его скитаний в пустыне. Слова в современном переводе евангелиста Матфея звучат так:
«пищей ему служили акриды и дикий мед»
(Мат.3:4)
Так Матфей подчеркивал аскетический образ жизни Иоанна Предтечи.
Что такое акриды
Нет единого ответа на вопрос, что это. Толкователи предлагают разные версии — от саранчи до плодов рожкового дерева
В прошлых столетиях сложился устойчивый стереотип, который актуален и по сей день, что акриды являются образом скудной и бедной пищи. Чехов придерживался именно такого мнения: «сам ты едва концы с концами сводишь и акридами питаешься».
Версия первая: саранча
Не обошел вниманием акрид профессор Лопухин в известной «Толковой Библии». Он утверждает, что акриды — это разновидность саранчи, пригодная к употреблению в пищу. Но питаются ей только самые бедные слои населения, которые не могут себе позволить купить более достойную пищу. Даже на фото это выглядит ужасно.
Готовая к употреблению жареная саранча. Самая распространенная версия акридов Иоанна Крестителя
В некоторых изданиях Библии переводчики даже заменяли слово «акрида» на слово «саранча», чтобы не вводить читателя в недоумение непонятным словом. Но так ли это на самом деле? Действительно ли пищей Иоанна Крестителя были именно саранча и дикий мед?
Версия вторая: робиния
Первым кандидатом на «замену» саранче выступает робиния, которую еще называют псевдоакацией. Монахи-иезуиты в Средние века утверждали, что именно это дерево было источником сил Предтечи при его скитаниях в пустыне. Но есть одно значительное но: это дерево не является европейским или азиатским представителем флоры. Его завезли из Северной Америки после ее открытия, и во времена жизни Иисуса в Палестине и прилегающих районах его просто не было.
Робиния — декоративный кустарник. По версии монахов-иезуитов, именно это и есть акриды, которыми питался Иоанн Креститель
Версия третья: рожковое дерево цератония
Более правдоподобной является версия, что «саранчой» Крестителя была цератония, вернее ее стручкоподобные плоды. Рожковое дерево (цератония) известно человечеству очень давно. Его плоды употребляли в пищу еще строители египетских пирамид. Во времена Иоанна Крестителя рожковое дерево широко культивировалось не только в Палестине, но и во всем Средиземноморье.
Сегодня из его плодов делают муку, которая служит неплохой заменой какао и кофе. Необработанные стручки («рожки») идут на корм скоту. Исторически сложилось так, что семена цератонии служили эталоном веса в ювелирном деле. Вес всех семян практически одинаковый и составляет 0,2 грамма. Именно этот вес и является ювелирной единицей веса карат.
Плоды рожкового дерева. Более правдоподобная, чем робиния, версия пищи Иоанна Крестителя
Второе обиходное название цератонии — Иоанново дерево. А ее плоды в народе называли хлебом Иоанна. Упоминание об этом можно встретить в журнале «Нева» за 1903 год. А также официальный журнал Франклинского института упоминал об этом в середине XIX столетия. Возможно есть и более ранние источники, на основании которых можно предположить, что акриды — это стручки рожкового дерева.
Многим теологам и простым приверженцам христианской религии хочется считать, что Предтеча питался не саранчой, а более «культурной» пищей в виде плодов дерева. Такое мнение сложилось еще в Средние века, но массового распространения не получило.
Версия четвертая: рожки спорыньи
Северные народы Европы под хлебом Иоанна подразумевали нечто иное. Рожковое дерево у них не было известно, саранча в их климате не водится. А вот рожки спорыньи с давних времен употреблялись в пищу самыми бедными слоями населения. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно эти рожки у «северян» Европы считались акридами — пищей Иоанна Крестителя при его странствиях по пустыне.
Об этом писал Майлз Джозеф Беркли, английский священник и ботаник.
Но эта версия совсем неправдоподобна.
Рожки спорыньи — версия акридов в северной Европе. Одна из самых неправдоподобных
Можно сделать вывод, что под понятием «акриды» как в библейские времена, так и сейчас подразумевается самая простая и неприхотливая пища. Вполне возможно, что слово «акриды» издревле имеет несколько значений. Как и современные слова «ключ», «замок», «коса» и некоторые другие, в библейскую эпоху «акридами» называли и саранчу, и плоды цератонии. Постепенно само слово стало еще и нарицательным, означающим нечто дешевое и неприхотливое, доступное в пищу.
Что такое «дикий мед», который ел Иоанн Креститель
Не имеет однозначной трактовки и дикий мед. Его, упоминает евангелист Матфей как пищу Предтечи.
Рой диких пчел. Именно они дают тот мед, который мог бы есть Иоанн Креститель
Историки прошлых столетий Плиний и Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают дикий мед как сладкий сок пальм, смоковниц и других деревьев. Его переваривали, смешивали с обычной водой и использовали как ежедневное питье. Но маловероятно, что Иоанн мог это делать в пустыне. Возможно, что тут закралась обычная ошибка перевода.
Есть еще одно мнение, которое высказал Феофилакт Болгарский: и акриды, и дикий мед — это иносказательные понятия. Матфей в своем Евангелии пытался показать, что народ его времени «не помышлял о птицах небесных» (не думал только о духовном и высоком), а «питался» саранчой, которая после воспарения падает вниз.
Так характеризовалось население Палестины: люди в жизни как саранча — после «воспарения» в духовном порыве падают вниз в повседневных трудах и заботах. А «дикий мед», по мнению Феофилакта Болгарского, это результат труда многих «пчел» — библейских пророков. Питание таким «медом» — постижение истин, открытых пророками.
Иоанн Креститель питался тем, что попадалось на глаза и годилось в пищу
Не так уж и важно, что именно употреблял в пищу Иоанн Креститель — стручки рожкового дерева или саранчу. Важнее понимать другое: он отошел от мирских забот о пропитании чтобы посвятить себя духовному развитию и общению с божественным.
Питался он тем, что попадалось на глаза, и годилось в пищу. Это могла быть и саранча, и рожки цератонии одновременно. Матфей своими словами показывал аскетический образ жизни Предтечи во время его странствий. Постепенно при нескольких переводах Библии это стерлось, а переводчики старались уточнить что такое акриды. Оказали влияние на него и то, как жили люди в том или ином регионе.
В итоге получилось, что в наше время акридами называют нечто дешевое, повседневное и общедоступное, годное для пищи.