Питирим тамбовский

День памяти: 28 июля
Святитель Питирим Тамбовский

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.

С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).

Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).

Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6). Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель.

В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу.

Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7).

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9). Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Многочисленны душеполезные уроки, которые можно извлечь из жизни святителя Питирима. Она свидетельствует о премудрости устроения Промыслом Божиим всего потребного для спасения души и прославления верного Богу человека (кондак 8) и о том, сколь полезно человеку постоянное горячее молитвенное обращение к святому своему Небесному покровителю. Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии (икос 8). Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, ко всей твари, соработать Господу во всяком своем деле, исполняя таким образом слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — вот чему учит вся жизнь святителя Питирима (икос 11).

Питирим Тамбовский, святитель. Мощи Святого

Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет. Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ — воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

В ходе начавшейся в 1917 году войны советского государства против Церкви, вскрытие ковчегов с мощами святых было одним из самых варварских и кощунственных мероприятий новой власти. 22 февраля 1919 года собралась специальная комиссия в составе 43 человек из различных губернских и городских организаций, в комиссию вошли 5 врачей и 12 человек от приходов Тамбова и Епархиального Совета. В тот же день рака с мощами была вскрыта, о чем был составлен акт, подробно рассказывающий о содержимом ковчега. Удивительно, что мощам святителя Питирима, в отличие от многих других святынь, уничтоженных или вывезенных в музей атеизма в Ленинград, суждено было остаться в Кафедральном соборе, преобразованном в краеведческий музей. Надежды на возвращение ковчега с мощами свт. Питирима оправдались только в год 1000-летия Крещения Руси (1988), когда честные мощи святителя были возвращены верующим.

Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский (Васнев Сергей Иванович)

Дата рождения: 26 января 1961 г.

Дата хиротонии: 21 апреля 2002 г. Дата пострига: 22 августа 1987 г. День ангела: 16 мая

Страна: Россия Биография:

Родился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника. По окончании средней школы и службы в армии в 1981 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 г. В том же году стал студентом Московской духовной академии.

В январе 1985 г. Священноначалием Русской Православной Церкви направлен в Чехословакию на Православный богословский факультет университета в Прешове, где получил высшее богословское образование, окончив факультет в 1988 г. со степенью магистра богословия за сочинение на кафедре церковной истории на тему «Крещение Руси».

Летом 1985 г. в составе группы, представлявшей духовные школы Русской Православной Церкви, участвовал в работе Международного молодежного лагеря «Агапе-5», проходившего в Чехословакии и организованного в рамках Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос».

По благословению Святейшего Патриарха Пимена 22 августа 1987 г. в Троицком соборе московского Данилова монастыря митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, председателем Отдела внешних церковных сношений, пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.

28 августа 1987 г. в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове в Москве епископом Каширским Феофаном, заместителем председателя ОВЦС, рукоположен во иеродиакона.

6 сентября 1987 г. Блаженнейшим Митрополитом Пражским и всей Чехословакии Дорофеем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст.

1 января 1988 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен диаконом на подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия).

Весной 1988 г. на Православном богословском факультете в Прешове принимал участие в работе международной конференции, проведенной «Синдесмосом» совместно со Всемирной федерацией христианских студентов (ВФХС).

В марте 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден Патриаршей грамотой. В июне 1988 г. был участником торжеств, проводившихся Русской Православной Церковью по случаю исторического юбилея — 1000-летия Крещения Руси.

12 июля 1988 г. в храме свв. апп. Петра и Павла подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах настоятелем подворья епископом Подольским Владимиром рукоположен во иеромонаха и назначен клириком этого храма.

10 января 1989 г. к празднику Рождества Христова указом Святейшего Патриарха Пимена награжден наперсным крестом.

С декабря 1989 г. по август 1990 г. находился в ФРГ, где в Институте по связям с Восточными Церквами в г. Регенсбурге изучал немецкий язык. В рамках программы обучения посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Италию.

В середине мая 1990 г. в Тутцинге (ФРГ) в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в международном симпозиуме «Церкви в контексте многообразия культур. На пути в третье тысячелетие».

В августе 1990 г. назначен на должность референта в сектор зарубежных учреждений ОВЦС и в это же время стал насельником московского Данилова монастыря.

В 1991 г. назначен заведующим сектором зарубежных учреждений ОВЦС.

В марте 1991 г. в составе паломнической делегации во главе со Святейшим Патриархом Алексием II посетил Святую Землю; в августе 1991 г. в составе паломнической группы, представлявшей монастыри Русской Православной Церкви, посетил Румынию, Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон.

В 1992 г. по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви посетил Тунис с целью изучения возможности открытия в этой стране прихода Московского Патриархата.

В 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена. Возведен в сан игумена в Даниловом монастыре председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

26 апреля 1993 г. определением Священного Синода назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

22 мая 1993 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В феврале 1996 г. Блаженнейшим Патриархом Диодором I удостоен награды Иерусалимской Православной Церкви — ордена Святого Креста.

В мае 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. В июне 1997 г. к 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом св. равноап. кн. Владимира III ст. К юбилею 2000-летия Рождества Христова Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения второго креста с украшениями.

Указом Президента РФ В.В. Путина от 11 августа 2000 г. награжден орденом Дружбы.

В декабре 2001 г. Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Николаем удостоен награды Православной Церкви Чешских земель и Словакии — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст.

Определением Священного Синода от 12 марта 2002 г. избран епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии.

21 апреля 2002 г. в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх, Брянский и Севский Феофилакт.

11 октября 2002 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен временным управляющим Нижегородской и Тамбовской епархиями.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. назначен управляющим Тамбовской епархией.

Определением Священного Синода от 20 апреля 2005 г. назначен ректором Тамбовской духовной семинарии.

В 2006 г. в составе делегации Русской Православной Церкви сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II во время визита в Латвию.

В 2006 г. предстоятелем Латвийской Православной Церкви митрополитом Рижским и всея Латвии Александром награжден орденом сщмч. Иоанна, архиепископа Рижского, III ст.

С 2006 г. — член Общественной палаты Тамбовской области.

25 января 2008 г. указом президента РФ В.В. Путина награжден орденом Почета.

27 июня 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятной медалью «1020-летие Крещения Руси»; 28 июля Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром — памятной медалью УПЦ «1020-летие Крещения Руси».

8 октября 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского II ст.

24 марта 2010 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на тему «Тамбовская духовная семинария в период реформ духовно-учебных заведений в 1860-1870 гг.»; 7 июня решением Ученого совета МДА присуждена степень кандидата богословия.

Летом 2010 г. президентом РФ Д.А. Медведевым награжден памятной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», памятным знаком и благодарственным письмом за активное участие в проведении юбилейных торжественных мероприятий, в сооружении и освящении в городах и районах области памятников, увековечивших имена воинов-тамбовчан, погибших в годы войны.

В январе 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения Святейшим Патриархом Кириллом награжден орденом прп. Серафима Саровского II ст.

В апреле 2011 г. президентом РФ Д.А. Медведевым объявлена благодарность. 16 мая 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин вручил епископу Феодосию высшую награду Тамбовского региона — медаль «За заслуги перед Тамбовской областью».

Неоднократно участвовал в конференциях Международного форума «Диалог цивилизаций», проходивших в Греции, Чехии, на Кубе. Исполняя различные послушания Священноначалия Русской Православной Церкви, посетил Египет, Турцию, Иорданию, Италию, Польшу, Словакию.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря г. Тамбова.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 127) в связи с образованием Мичуринской епархии присвоен титул «Тамбовский и Рассказовский». Назначен главой Тамбовской митрополии.

3 января 2013 г. на малом входе Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

С декабря 2012 г. по сентябрь 2013 г. — временный управляющий Мичуринской епархией.

8 марта 2019 г. на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Преобразования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 1884 по 1918 год (на примере Тамбовской духовной семинарии)».

Образование:

1984 г. — Московская духовная семинария.

Московская духовная академия (кандидат богословия).

1988 г. — Богословский факультет университета в Прешове (Чехословакия) (магистр богословия).

1990 г. — Институт по связям с Восточными Церквами в Регенсбурге (ФРГ).

2019 г. — Богословский факультет университета в Прешове (Словакия) (доктор теологии).

Место работы: Тамбовская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Тамбовская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

  • Речь архимандрита Феодосия при наречении во епископа Ветлужского. ЖМП, № 5, 2002. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 3, 2002.
  • Рождественское послание 2003 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 3-4, 2003. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2003.
  • Приветствие съезду православной молодежи Центрального федерального округа. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2003.
  • Приветственное слово на открытии VIII Питиримовских духовно-образовательных чтений. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 9, 2003.
  • Пасхальное послание 2003 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 86, 2003. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2003.
  • Рождественское послание 2004 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 4-5, 2004. Газета «Наедине», № 1, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2004.
  • Христианин и современный мир. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 6, 2004.
  • Мы должны быть активней. Журнал «Регион — 68», № 1, 2004.
  • Слово к читателям журнала «Православный паломник». Журнал «Православный паломник», № 2, 2005.
  • Паломничество в Тамбовской епархии. Журнал «Православный паломник», № 2, 2005.
  • Пасхальное послание 2004 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 70, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2004. Газета «Тамбовский курьер», № 15, 2004.
  • Православной веры добрый свет. Газета «Тамбовская жизнь», № 177-178, 2004.
  • Послание в связи с прибытием в Тамбов святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Газета «Тамбовский курьер», № 50, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 12, 2004.
  • Рождественское послание 2005 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 3-4, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2005. Газета «Тамбовский курьер», № 54, 2005.
  • Пасхальное послание 2005 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 82, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2005. Газета «Тамбовский курьер», № 18, 2005. Газета «Наш город Тамбов», № 19, 2005.
  • Мы должны обрести веру и единение. Газета «Тамбовская жизнь», № 83, 2005.
  • Послание в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Газета «Тамбовская жизнь», № 89-90, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2005.
  • Возрождение Тамбовской духовной школы. Газета «Тамбовская жизнь», № 141-142, 2005.
  • Болезнь эту нужно лечить путем укрепления нравственности. Журнал «Глинские чтения», №1-2, 2005.
  • Социальная программа Тамбовской епархии, способствующая нормализации демографической ситуации в Тамбовской области. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 3, 2005.
  • Продолжая созидательный подвиг наших предков. Газета «Маяк», № 12, 2005.
  • Создавая здоровую среду вокруг прихода. Газета «Сельская новь», № 80, 2005.
  • Церковная пресса и информационно-издательская деятельность Тамбовской епархии в контексте регионального развития на рубеже эпох. Фестиваль православных СМИ. Сборник материалов. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2005.
  • Монашество Тамбовского края и его служение обществу. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 8, 2005.
  • Возрождая духовно-нравственные ценности. Журнал «Вестник администрации Тамбовской области», № 4, 2005.
  • Наркомания в России: истоки проблемы и поиски путей ее решения. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2006. Газета «Тамбовский курьер», № 5, 2006.
  • Церковное краеведение и духовное возрождение России. Опыт Тамбовской епархии. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 2, 2006.
  • «Преобразования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 1884 по 1918 год (на примере Тамбовской духовной семинарии)» (диссертация на соискание ученой степени доктора теологии). 2019.

Награды:

Церковные:

  • 1987 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1988 г. — Патриаршая грамота;
  • 1996 г. — орден Святого Креста (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1996 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1997 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2001 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2006 г. — орден свщмч. Иоанна Рижского III ст. (Латвийская Православная Церковь);
  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси»;
  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси» (УПЦ);
  • 2008 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2011 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. — орден Дружбы;
  • 2008 г. — орден Почета;
  • 2010 г. — памятная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • 2011 г. — медаль «За заслуги перед Тамбовской областью»;
  • 2018 г. — нагрудный знак «За содействие развитию Тамбовской области»

Удостоен наград многих региональных и федеральных общественных организаций и благотворительных фондов. E-mail: info@eparhia-tmb.ru Web-сайт: www.eparhia-tmb.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Святитель Лука Крымский: тамбовское наследие и наследники

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий: «Монашество — это трудный, но благодатный путь любящих Бога»

Единый учебно-методический комплект для воскресных школ. Интервью с митрополитом Екатеринбургским Кириллом и митрополитом Тамбовским Феодосием

Аб — Ам Ан — Аф Б, В Г, Д Е, Ж, З И, Й К, Л М, Н О, П Р, С Т, У, Ф Х, Ц, Э, Ю, Я

Олег
Крёстное православное имя: Олег
Значение, происхождение имени: Славянское имя скандинавского происхождения
(Helgi, Helge), пришло вместе с варягами, означает «святой», «священный» (от heilagr) .
Женское имя Ольга имеет то же самое происхождение
Образование отчества: Олегович, Олеговна
Разговорные варианты: Олежка, Олежек, Олежик, Олеженька, Олежечка, Олега,
Олегушка, Лега, Олик, Олеша, Олешка, Ольчик, Олесь, Олеська, Олесик, Лесь, Лесик,
Алинька, Аленька, Алечка, Алька, Алик, Аля, Лёка, Лёша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Олег Брянский (он же известен как благоверный князь Олег Романович), сентябрь 20 / октябрь 3
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Oleg
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Имя Олег находится на 48 месте в рейтинге популярности мужских имен (51 на 10 000
новорожденных мальчиков)

Оливер
Крёстное православное имя: отсутствует
Значение, происхождение имени: Имя Oliver (Оливер) в Англию принесли норманны,
оно происходит от древнего скандинавского имени Oleifr (Aleifr, Anleifr), означающего
«наследник, продолжатель + дед, предок, род». То есть имя Oliver (Оливер) можно
трактовать следующим образом: «продолжатель своего рода», «наследник своих
предков». Имя получило распространение по всей Европе. В Германии, Чехии,
Словакии, Сербии, Венгрии – Oliver, во Франции – Olivier, в Италии – Oliviero, в Польше
– Oliwier, в скандинавских странах – Olaf, Oluf, Olav
Образование отчества: Оливерович, Оливеровна
Разговорные варианты: Оливерка, Оливерчик, Оливка, Оли, Олли, Алик, Оле, Ольчик,
Верчик, Олав, Олаф (созвучные русские имена Валера, Олег)
Современные английские аналоги: Oliver // Ollie, Olli, Olly, Oli, Olaf, Iver, Ive, Ivy, Vero,
Liv, Levi, Levy
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Оливер – заимствованное европейское имя, в России является очень редким, менее 1
на 10 000 новорожденных мальчиков

Олимп, Олимпий
Крёстное православное имя: Олимп, Олимпий
Значение, происхождение имени: «Олимпийский», «находящийся на Олимпе» (греч.) –
эпитет греческих богов, обитавших на священной горе Олимп
Образование отчества: Олимпович, Олимповна; Олимпиевич, Олимпиевна
Разговорные варианты: Олимп, Олим, Олик, Ольчик, Олька, Оленька, Алим, Алип,
Алипий, Аля, Аленька, Алька, Алюша, Алик, Липа, Липочка, Липаня, Липка, Лима,
Лимка, Паня
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой апостол Олимп, ноябрь 10 / 23
— мученик Олимпий Перс, июль 30 / август 12
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Olimpas (Олимп), Olympius
(Олимпий)
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Олимп и Олимпий – очень редкие имена

Онисим, Анисим
Крёстное православное имя: Онисим, Онисий
Значение, происхождение имени: «Полезный», «польза» (от греческих onesimos,
onesis). От канонических имен Онисим и Онисий в русском языке образованы два
равнозначных литературных (паспортных) варианта – Онисим и Анисим, возможным
также является вариант Анисий
Образование отчества: Онисимович, Онисимовна; Анисимович, Анисимовна
Разговорные варианты: Анис, Аниса, Анися, Анисик, Аниска, Анисий, Онися, Оня,
Онька, Ося, Сим, Сима, Симка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой апостол Онисим, февраль 15 / 28
— преподобный Онисим Магнезийский, июль 14 / 27
— мученик Онисий Усуровский (Исаврийский), март 5 / 18
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Onesimus
Современные английские аналоги: Onesimus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Онисим и Анисим – очень редкие имена

Онуфрий, Ануфрий
Крёстное православное имя: Онуфрий
Значение, происхождение имени: Это одно из имен древнеегипетского бога Осириса,
означающее «тот, кто всегда счастлив». С коптского языка оно пришло в виде Unnufer,
Unnefer
Образование отчества: Онуфриевич, Онуфриевна; Ануфриевич, Ануфриевна
Разговорные варианты: Оня, Онька, Ануша, Аноша, Аношка, Аноха, Анурей, Ануря,
Нурька, Нурик, Аношенька, Онечка, Онюшка, Оноша, Оношка, Оноха, Онуша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Онуфрий Великий, июнь 12 / 25
— преподобный Онуфрий Перцовский, Вологодский, июнь 12 / 25
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Onuphrius, Onuphry
Современные английские аналоги: Humphry, Humphrey, Onuphrius, Onuphry // Humph
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Онуфрий и Ануфрий – очень редкие имена

Осип (см. Иосиф)

Осия (см. Асей)

Оскар
Крёстное православное имя: отсутствует
Значение, происхождение имени: В русском языке ударение падает на второй слог, а
в большинстве европейских стран на первый – Оскар. Имя означает «божье копьё»,
«божественное копьё», оно происходит от древнескандинавского имени Asgeirr,
которое постепенно видоизменялось по цепочке: Asgeirr – Ansgar – Anskar – Osgar –
Oskar – Oscar. В основе имени две составляющих: as, os, ans – «бог» и gar, geirr – «копьё»
(у скандинавов as, у германцев ans, у англо-саксов os; асы – высшие боги древних
скандинавов и германцев, их вождём был Один). В католическом мире это имя
приобрело большую популярность благодаря епископу Гамбурга и Бремена, святому
Оскару (Ансгару), жившему в 801-865 гг. Он удостоился звания Апостол Севера,
благодаря своей миссионерской деятельности в Северной Германии, Дании и Швеции
Образование отчества: Оскарович, Оскаровна
Разговорные варианты: Оскарик, Оскарчик, Ося, Осик, Оська, Осечка, Осенька,
Оскаренька, Оскаречка, Оскарушка, Осюха, Оскарище, Оскарёнок, Осси, Ос, Каруся,
Карусь, Аскарик, Асик
Современные европейские аналоги: Oscar, Oskar // Os, Ossie, Ossy, Ocky
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Оскар – заимствованное европейское имя, в России является редким, примерно 2-5 на
10 000 новорожденных мальчиков

Остап (см. Евстафий, Астафий, Астах)

Отто
Крёстное православное имя: отсутствует
Значение, происхождение имени: От древнегерманского корня aud (odo), означающего
«счастье, удача», «процветание», ему соответствует англо-саксонский корень ead
(встречающийся в именах Эдуард, Эдгар, Эдмунд). В Германии это было имя королей,
герцогов, императоров, в частности, первым императором Священной Римской
империи был Отто I (912-973 гг), известный также как Отто Великий (Otto I der Grosse)
Образование отчества: Оттович, Оттовна
Разговорные варианты: Отик, Отичек, Отек, Отка, Отушка, Оти, От, Отан
Современные европейские аналоги: Otto // Oto, Ot, Otti, Ottie, Otek, Odo, Oddie
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Отто – заимствованное европейское имя, в России является очень редким; среди
известных носителей имени Отто Юльевич Шмидт (1891-1956), советский географ,
астроном, математик, исследователь Севера; Отто Васильевич Струве (1819-1905),
русский астроном, член Петербургской Академии наук; Николай Оттович Эссен
(1860-1915), российский адмирал, участник обороны Порт-Артура, командующий
Балтийским флотом
Павел
Крёстное православное имя: Павел
Значение, происхождение имени: Павел – это римское родовое имя, в основе которого
лежит слово paulus – «малый», «маленький» (лат.). Широкое распространение во всем
христианском мире это имя получило благодаря огромному авторитету апостола Павла
среди верующих
Образование отчества: Павлович, Павловна
Разговорные варианты: Павлуша, Павлушка, Павлушка, Павлуха, Павша, Паша,
Пашенька, Пашечка, Пашута, Пашутка, Пашка, Пашик, Пашко, Пашаня, Пашуня,
Пава, Павка, Павлонька, Павлуня, Павлуся, Павлуха, Павля, Павлик, Павлишка, Паля,
Паленька, Палюня, Палька, Паня, Панюша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой первоверховный апостол Павел, июнь 29 / июль 12
— преподобный Павел Ксиропотамский, июль 28 / август 10
— преподобный Павел Латрийский, декабрь 15 / 28
— святитель Павел, епископ Никейский, сентябрь 10 / 23
— святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский, август 30 / сентябрь 12
— святитель Павел, епископ Прусиадский, март 7 / 20
— мученик Павел Птолемаидский, март 4 / 17; август 17 / 30
— преподобный Павел Фивейский, январь 15 / 28
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Paul
Современные английские аналоги: Paul (Пауль, Поль, Пол) // Paulie, Pauly, Po, Polo, Pablo,
Paulo
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Имя Павел находится на 23 месте в рейтинге популярности мужских имен (примерно 130
на 10 000 новорожденных мальчиков)

Палладий
Крёстное православное имя: Палладий
Значение, происхождение имени: «Наследник Афины Паллады». Паллада – одно из имен
Афины (древнегреческой богини войны и победы, мудрости, искусств и ремесел)
Образование отчества: Палладиевич, Палладиевна или Палладьевич, Палладьевна
Разговорные варианты: Паладя, Паладька, Паладик, Ладя, Лада, Ладенька, Ладечка,
Ладка, Ладька, Паля, Паленька, Палечка, Палька, Палюшка, Палаша, Паша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Палладий Александрийский, ноябрь 27 / декабрь 10
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Palladius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Палладий – очень редкое имя (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков)

Памфил (см. Панфил)

Панкрат
Крёстное православное имя: Панкратий
Значение, происхождение имени: От греческого панкратиос – «всевластный»,
«всесильный», «всех сильнейший» (др.-греч. pan «всё» + kratos «власть»)
Образование отчества: Панкратович, Панкратовна
Разговорные варианты: Панкраша, Паня, Панкрашенька, Панкрашка, Панкраха,
Панкруша, Панкруш, Панкратий, Панкратка, Панкраха, Панечка, Паничка, Панюша,
Панюшка, Панчиша, Паньша, Паша, Панька, Панько, Панкей, Кратя, Кратушка,
Кратенька, Кратька
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Панкратий Печерский, иеромонах, февраль 9 / 22
— священномученик Панкратий Тавроменийский, епископ, июль 9 / 22
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pancratius, Pankratii
Современные английские аналоги: Pancras, Pancratius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Панкрат – редкое имя, примерно 1-2 на 10 000 новорожденных мальчиков

Пантелей, Пантелеймон
Крёстное православное имя: Пантелеимон
Значение, происхождение имени: «Отзывчивый», «милосердный», «милостивый» (pantes –
«все, со всеми», eleemon – «жалеть, сочувствовать, быть отзывчивым», греч.)
Образование отчества: Пантелеевич, Пантелеевна; Пантелеймонович, Пантелеймоновна
Разговорные варианты: Пантелейка, Пантюша, Пантёша, Пантоша, Пантюшка, Пантя,
Паня, Паняша, Панюша, Паньша, Панша, Паша, Панечка, Паничка, Панька, Панай,
Палей, Паля, Понтя, Понтечка, Понька, Лёва, Моня, Пантелеша, Пантелюша, Пантелюха,
Пантюха
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— великомученик Пантелеимон Целитель, июль 27 / август 9 (обратите внимание:
четвертая гласная в имени – «и», а не «й»)
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Panteleimon
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пантелей – редкое имя, примерно 1-2 на 10 000 новорожденных мальчиков. Имя
Пантелеймон в наши дни встретить очень трудно

Панфёр (см. Парфён)

Панфил, Памфил
Крёстное православное имя: Памфил
Значение, происхождение имени: «Общий друг», «всеми любимый» (пан – «все», филос
– «друг», греч.). В ряде стран третья буква в имени – «н»: Panfilo (Италия, Испания,
Португалия), а в ряде других – «м»: Pamphilos (Греция, Германия), Pamphile (Франция),
Pamfilos (Польша). В России оба варианта равнозначны: Панфил и Памфил
Образование отчества: Панфилович, Панфиловна; Памфилович, Памфиловна
Разговорные варианты: Панфилка, Паня, Паняша, Панюша, Панюшка, Панечка, Паничка,
Панчишка, Панька, Панько, Паньша, Панай, Пама, Памка, Паша, Филя, Фил, Филечка,
Филюша, Филенька, Памфилка, Панфуша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Памфил Кесарийский, пресвитер, февраль 16 / март 1
— мученик Памфил Оливрийский, август 12 / 25
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pamphilius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Старые русские имена Панфил и Памфил в наши дни не встречаются

Парамон
Крёстное православное имя: Парамон
Значение, происхождение имени: От парамонос, парменос – «верный, надежный,
прочный» (греч.). Иногда переводят как «стойко держащийся», «твердо стоящий»
Образование отчества: Парамонович, Парамоновна
Разговорные варианты: Парамоша, Парамошка, Парамошенька, Парамоха, Парамоня,
Парамонка, Парамонечка, Паря, Пармен, Пармён, Паня, Парша, Паршутка, Моша,
Мошенька, Мошка, Мошко, Моня, Монечка, Парменя, Парменька, Пармеша,
Пармёнушка, Пармёша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Парамон Вифинский, ноябрь 29 / декабрь 12
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Paramon
Современные английские аналоги: Paramonos
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Парамон – очень редкое имя (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков)

Пармен, Пармён
Крёстное православное имя: Пармен, а также Пармений
Значение, происхождение имени: Имя означает то же, что Парамон – «верный, надежный,
прочный» (греч.), или же «стойко держащийся», «твердо стоящий»
Образование отчества: Парменович, Парменовна; Пармёнович, Пармёновна
Разговорные варианты: Парменя, Парменька, Пармеша, Пармешка, Пармешенька,
Пармён, Пармёнушка, Пармёша, Пармёшка, Меня, Менечка, Менюшка, Парамон,
Парамоша, Паршутка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой апостол Пармен, июль 28 / август 10
— мученик Пармений Вавилонский, пресвитер, июль 30 / август 12
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Parmenas (Пармен), Parmenius
(Пармений)
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пармен, Пармён – очень редкие имена (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков)

Парфён, Панфёр
Крёстное православное имя: Парфений
Значение, происхождение имени: «Целомудренный, чистый, девственный», от
parthenos (греч.), эпитет греческих богов Зевса, Артемиды, Афины. Отсюда и название
храма Парфенон. Имена Парфён и Панфёр являются равноправными русскими
орфографическими (паспортными) вариантами церковного канонического имени
Парфений. Возможными литературными (паспортными) вариантами имени также
являются Парфений и Парфентий
Образование отчества: Парфёнович, Парфёновна; Панфёрович, Панфёровна
Разговорные варианты: Панфёрка, Панфёронька, Панфёрочка, Панфуша, Парфёша,
Парфёнушка, Парфеня, Парфуша, Пархом, Паня, Панюшка, Панечка, Панька, Паньша,
Панша, Паша, Парша, Паршутка, Феня
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Парфений Гортинский, июль 10 / 23
— преподобный Парфений Лампсакийский, февраль 7 / 20
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Parthenius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Парфён, Панфёр, Парфений и Парфентий – очень редкие сегодня имена. Раньше они были
достаточно распространенными, о чем говорит множество русских фамилий – Панфёров,
Парфёнов, Парфентьев, Парфутин, Пархоменко, Паньшин, Паршин, Панин и т.п.

Патрик, Патрикей
Крёстное православное имя: Патрикий
Значение, происхождение имени: Имя Patricius (Патрициус) появилось в Древнем Риме,
оно означает «патриций», «благородный», «сын благородного отца» (на латинском языке),
т.е. отражает принадлежность к высшему классу, к римской аристократии – в отличие
от плебеев. Корнем этого слова является pater («отец»). Еще при Ромуле 100 человек
были назначены сенаторами Рима, их назвали patres («отцы»). Потомки этих «отцов»
и составили класс римских патрициев. Это имя на разных языках выглядит так – на
греческом Πατρίκιος (Патрикиос), на итальянском Patrizio (Патрицио), на испанском и
португальском Patricio (Патрицио), на французском Patrice (Патрис), на большинстве
европейских языков Patrik, Patrick, Patryk (Патрик, Патрик). В России до революции 1917
года крещеных этим именем звали Патрикей
Образование отчества: Патрикович, Патриковна; Патрикеевич, Патрикеевна
Разговорные варианты: Пат, Патрикей, Патричек, Патренька, Патричка, Патря, Патрюша,
Патя, Патек, Патик, Патька, Патечка, Патрис, Патрис, Патер, Патрикуша, Патрикеша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— священномученик Патрикий Прусский, епископ (жил в I веке нашей эры), май 19 / июнь 1
— преподобный Патрикий Савваит (жил в VIII веке нашей эры), март 20 / апрель 2
Примечание: Святой Патрик, покровитель Ирландии (Saint Patrick, Apostle of Ireland, на
ирландском и шотландском языках его имя пишется Padraig) – это католический святой,
живший в 385-461 годах нашей эры. День его памяти (17 марта по новому стилю) широко
отмечается в Ирландии и ирландской диаспорой по всему миру
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Patrick
Современные европейские аналоги: Patrick // Pat, Paddy, Patsy, Patty, Patch, Padds, Rick,
Trick
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
В России это очень редкие имена. Что касается зарубежных стран, то в 2013 году имя
Патрик занимало в Польше 25 место, в Австралии – 42 место, в США – 154 место

Пахом
Крёстное православное имя: Пахомий
Значение, происхождение имени: «Широкоплечий, широкий» – от греческого пахомиос
(pachys – «крепкий, толстый», omos – «плечо»)
Образование отчества: Пахомович, Пахомовна
Разговорные варианты: Пахомушка, Пахомочка, Пахомка, Паха, Паша, Пашенька,
Пашеня, Пашечка, Пашка, Пашута, Пашутка, Пашуха, Пама, Памонька, Памочка,
Памка, Паня, Хома, Хомка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Пахомий Великий, май 15 / 28
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pachomius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пахом – очень редкое имя (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков)

Перфил (см. Порфирий)

Пётр
Крёстное православное имя: Пётр
Значение, происхождение имени: Имя означает «камень», «скала» (греч.)
Образование отчества: Петрович, Петровна
Разговорные варианты: Петя, Петенька, Петечка, Петюша, Петюшка, Петюшка, Петюня,
Петуня, Петяша, Петяня, Петька, Петря, Петряй, Петренька, Петречка, Петряня,
Петрянька, Петряша, Петрик, Петруша, Петрушка, Петруня, Петрунька, Петруся,
Петрусь, Петрусик, Петруська, Петруха, Петёша, Петёха, Петраш, Петряш, Пека, Пеха
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— священномученик Петр, архиепископ Александрийский, ноябрь 25 / декабрь 8
— преподобный Петр, епископ Аргосский, май 3 / 16
— праведный Петр Африканский, бывший мытарь, сентябрь 22 / октябрь 5
— благоверный Петр, царь Болгарский, январь 30 / февраль 12
— преподобный Петр Патрикий, Константинопольский, июль 1 / 14
— святитель Петр Московский, митрополит, август 24 / сентябрь 6; декабрь 21 / январь 3
— святитель Петр Никейский, епископ, сентябрь 10 / 23
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Peter
Современные английские аналоги: Peter, Pierce, Piers // Pete, Petey, Pita, Perrin, Perry,
Perrot, Pero, Perkin
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Имя Пётр находится на 51 месте в рейтинге популярности мужских имен (46 на 10 000
новорожденных мальчиков). В свидетельствах о рождении обычно записывают Пётр, но
приблизительно в одном случае из семи-восьми пишется Петр

Пимен
Крёстное православное имя: Пимен
Значение, происхождение имени: Имя происходит от греческого поймэн – «пастух». В
переносном смысле – «пастырь, наставник, руководитель»
Образование отчества: Пименович, Пименовна
Разговорные варианты: Пима, Пим, Пимонька, Пимочка, Пимка, Пимаша, Пимушка,
Пимша, Пиша, Пишка, Пимаха, Пиманя, Пиманька, Пименка, Меня, Менечка, Менька
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Пимен Великий, август 27 / сентябрь 9
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pimen, Poemen
Современные английские аналоги: Poemen
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пимен – очень редкое сегодня имя (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков). Но
раньше оно было достаточно широко распространенным, о чем говорит немалое число
таких фамилий как Пименов, Пиманов, Пимшин, Пимушкин и т.п.

Питирим
Крёстное православное имя: Питирим
Значение, происхождение имени: Происхождение имени не ясно, впервые оно
упоминается в документах в XV веке
Образование отчества: Питиримович, Питиримовна
Разговорные варианты: Питириша, Питиримка, Питима, Питимка, Пит, Пита, Питя,
Питечка, Питка, Питька, Петя
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святитель Питирим Великопермский (1455 г.), январь 29 / февраль 11; август 19 /
сентябрь 1
— святитель Питирим Тамбовский (1698 г.), июль 28 / август 10
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pitirim
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Питирим – имя очень редкое, преимущественно используется как монашеское

Платон
Крёстное православное имя: Платон
Значение, происхождение имени: От греческого platys – «широкоплечий», «плечистый»
(смысл такой же, как у имени Пахом). Известным носителем имени был древнегреческий
философ Платон
Образование отчества: Платонович, Платоновна
Разговорные варианты: Платоша, Тоша, Платошенька, Платошка, Платоня, Платоник,
Платонка, Платонька, Платончик, Платоха, Тоха, Тошенька, Тошик, Тоня, Тонька
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Платон Анкирский, ноябрь 18 / декабрь 1
— преподобный Платон Студийский, апрель 5 / 18
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Plato
Современные английские аналоги: Plato, Platon
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Имя Платон находится на 61 месте в рейтинге популярности мужских имен (24 на 10 000
новорожденных мальчиков)

Поливан, Полуян
Крёстное православное имя: Полиен
Значение, происхождение имени: Оба имени происходят от церковного имени Полиен,
имеющего греческое происхождение: Polyaenus, Polyainos, Polyenus (poly – «много» и aine –
«хвала, слава»). Общий смысл имени – «многохвальный, многославный, достохвальный»
Образование отчества: Поливанович, Поливановна; Полуянович, Полуяновна
Разговорные варианты: Поливаша, Поля, Поленька, Полечка, Полюшка, Полик, Ян,
Янечка, Яночка, Янка, Полиен, Полиенка, Ена, Еня, Енечка, Еник, Енка, Енька
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Полиен Римский, август 18 / 31
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Polyenus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Очень редкие и почти забытые имена. В качестве напоминания о них до нас дошли такие
русские фамилии, как Полуянов, Поливанов

Поликарп
Крёстное православное имя: Поликарп
Значение, происхождение имени: «Плодородный», «обильный плодами» (поли – «много»,
карпос – «плоды», греч.)
Образование отчества: Поликарпович, Поликарповна
Разговорные варианты: Поля, Поль, Полик, Поликар, Поликаня, Поликан, Поликаш,
Поликаша, Поликуша, Поликаха, Ликаша, Ликаня, Полечка, Поленька, Карик, Карька,
Карп, Карпа, Карпик
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Поликарп Александрийский, апрель 2 / 15
— преподобный Поликарп Печерский, июль 24 / август 6
— священномученик Поликарп Смирнский, февраль 23 / март 8
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Polycarp
Современные английские аналоги: Polycarp
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Поликарп – очень редкое имя

Полуэкт
Крёстное православное имя: Полиевкт
Значение, происхождение имени: «Долгожданный», «многожданный», «желанный»
(polyeuktos, греч.). Третьей гласной буквой в орфографическом (паспортном) варианте
имени однозначно является «э»: все фамилии, образованные от него – Полуэктов, буква
«е» никогда не встречается
Образование отчества: Полуэктович, Полуэктовна
Разговорные варианты: Поля, Полик, Полуня, Поленька, Полечка, Поличка, Полюшка,
Полюшка, Полька, Поль, Полюха, Полуешка, Полушка, Полуша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Полиевкт Мелитинский, январь 9 / 22
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Polyeuctus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Полуэкт – очень редкое, почти забытое имя

Полуян (см. Поливан)

Порфирий, Перфил
Крёстное православное имя: Порфирий
Значение, происхождение имени: «Багряный, пурпурный, темно-красный», «одетый в
пурпур» (порфюрэос, греч.). Имеется в виду пурпурная мантия, т.е. признак власти и
одновременно признак особого торжества
Образование отчества: Порфирьевич, Порфирьевна; Перфилович, Перфиловна
Разговорные варианты: Порфиша, Порфир, Порфишенька, Порфирка, Фир, Фиря, Фира,
Фирка, Фироня, Фирон, Фиронька, Фирушка, Перфиша, Перфишка, Перфил, Перфиля,
Перфилька, Фил, Филя, Перхур, Перхуша, Перхушка, Перша, Першаня, Першутка, Пеша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святитель Порфирий Газский, архиепископ, февраль 26 / март 11
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Porphyrius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Порфирий, Перфил – очень редкие имена

Потап
Крёстное православное имя: Патапий
Значение, происхождение имени: Достоверных сведений о происхождении имени нет, но
полагают, что имя происходит от греческого потапиос – странник, или патао – топтать,
топать
Образование отчества: Потапович, Потаповна
Разговорные варианты: Потапка, Поташа, Поташ, Потапочка, Потапушка, Потапчик,
Потаня, Патаня, Потанька, Потя, Потенька, Потька, Потик, Патя, Потаха
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Патапий Фивский, декабрь 8 / 21
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Patapius
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Потап – редкое имя, примерно 2-6 на 10 000 новорожденных мальчиков. В старину было
достаточно популярным, от него образовано большое число фамилий типа Потапов,
Потапьев, Потанин, Поташов, Потапенко и т.д.

Пров, Провий
Крёстное православное имя: Пров, Провий
Значение, происхождение имени: «Честный» (от латинского пробус, проб – «честный»). В
Древнем Риме существовал знатный род (Пробы), выходцы из которого носили имя Проб
Образование отчества: Прович, Провна; Провьевич, Провиевна
Разговорные варианты: Прова, Провка, Провик, Проша, Прошка, Проня, Провушка,
Провонька, Провочка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Пров Египтянин, декабрь 19 / январь 1
— мученик Провий Садонский, июнь 23 / июль 6
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Probus
Современные английские аналоги: Probus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пров, Провий – очень редкие имена

Прокл
Крёстное православное имя: Прокл, Прокул
Значение, происхождение имени: «Раньше славы», «предвестник славы» или «прежняя,
минувшая слава» (pro – «раньше», kleos – «слава», греч.)
Образование отчества: Проклович, Прокловна
Разговорные варианты: Прокша, Прокуша, Прока, Прокул, Проклушка, Проша, Проня, Проконя
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Прокл Калиптский, июль 12 / 25
— святитель Прокл Константинопольский, патриарх, ноябрь 20 / декабрь 3
— мученик Прокул Путеольский, апрель 21 / май 4
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Proclus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Прокл – очень редкое сегодня имя, но в старину было достаточно популярным, от
него образовано большое число русских фамилий типа Проклов, Прокулов, Прокшин,
Прокушев и т.д.

Прокофий, Прокопий, Прокоп
Крёстное православное имя: Прокопий
Значение, происхождение имени: Греческое имя Прокопиос означает «успешный,
преуспевающий», от прокопе (προκοπη – «успех, преуспеяние», греч.)
Образование отчества: Прокофьевич, Прокофьевна; Прокопьевич, Прокопьевна;
Прокопович, Прокоповна
Разговорные варианты: Прокоп, Прокоша, Проня, Проша, Прокопка, Прокопонька,
Прокопчик, Проконя, Прокон, Прока, Прокошка, Прокошенька, Прокош, Прокша,
Прокуша, Прошенька, Прошка, Проха, Проща, Проньша, Проничка, Роня, Коня, Прокоф,
Прокофенька, Прокофка, Профка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— преподобный Прокопий Декаполит, февраль 27 / март 12
— великомученик Прокопий Кесарийский, июль 8 / 21
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Procopius, Prokopy
Современные английские аналоги: Prokopios
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Прокофий, Прокопий, Прокоп – очень редкие имена (менее 1 на 10 000 новорожденных
мальчиков)

Протас
Крёстное православное имя: Протасий
Значение, происхождение имени: «Стоящий в первом строю», «передовой, передний», от
протассо (προτασσω, греч.)
Образование отчества: Протасович, Протасовна
Разговорные варианты: Протася, Тася, Протаська, Протаска, Протасик, Проташа,
Прот, Протя, Протенька, Протушка, Протька, Протка, Тасик, Тасечка, Тасютка, Таша,
Ташенька, Проня
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— мученик Протасий Медиоланский, октябрь 14 / 27
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Protase
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Протас – очень редкое сегодня имя (менее 1 на 10 000 новорожденных мальчиков), но
в старину было достаточно популярным, что подтверждается большим числом таких
фамилий как Протасов, Протасьев, Протченко и т.д.

Прохор
Крёстное православное имя: Прохор
Значение, происхождение имени: Имя Прохор образовано от греческого имени Прохорос
(Προχορος) – «руководитель хора», «тот, кто руководит поющими и танцующими»
Образование отчества: Прохорович, Прохоровна
Разговорные варианты: Проша, Прошка, Прошик, Проха, Прох, Проня, Прохорка,
Прохоша, Прошенька, Прошуня, Прон, Пронька, Роня, Роник, Прокоша
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой апостол Прохор, епископ Никомидийский, июль 28 / август 10
— преподобный Прохор Пшинский, январь 15 / 28
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Prochorus, Prokhor
Современные английские аналоги: Prochorus
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Имя Прохор находится на 76-79 месте в рейтинге популярности мужских имен (9 на
10 000 новорожденных мальчиков)

Пуд
Крёстное православное имя: Пуд
Значение, происхождение имени: «Стеснительный, сдержанный, стыдливый» (от
латинских пудео, пуденс), по смыслу близко к имени Модест
Образование отчества: Пудович, Пудовна
Разговорные варианты: Пудя, Пудечка, Пуданя, Пудаша, Пудашка, Пудок, Пудик, Пудька,
Пудейка
Святые покровители и именинные дни (по старому / новому стилю):
— святой апостол Пуд, апрель 15 / 28
Крёстное имя в зарубежных православных церквях: Pudens
Популярность имени (частотность) в 2010-2015 гг.:
Пуд – очень редкое сегодня имя, но в старину оно было достаточно распространенным,
что подтверждается большим числом «патронимических» фамилий Пудовкин, Пудов,
Пудашин, Пудиков и т.д.

Аб — Ам Ан — Аф Б, В Г, Д Е, Ж, З И, Й К, Л М, Н О, П Р, С Т, У, Ф Х, Ц, Э, Ю, Я

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *