Плод добрых трудов славен

Конспект 5 класс однкнр

Тема «Плод добрых трудов славен».

Планируемые результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель:

— создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;

— способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;

— развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны И во всём старательны! Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

Работа в группах по 2 чел

II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

— Вы слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете? (яблоко, груша, орех).

— А слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.

— А как вы объясните значение слова «добрый», например, добрый человек (дарит добро), добрый поступок? (несет людям добро)

— Вспомните и назовите пословицы о добре.

Доброму бог помогает.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму добрая память.

Не ищи красоты, ищи доброты.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

— Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)

— Вспомните пословицы о труде.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Делу — время, потехе — час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд кормит, а лень портит.

— Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).

— Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)

— Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.

— Наш урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках и восстановим его!

Слайд №1(слайд дан без названия стихотворения и без слова, которые учащиеся должны восстановить).

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

— Какое слово вы вставили в стихотворение? Прочитайте, пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.(С каждой группы один ученик читает свое четверостишие).

Ответы учащихся.

— Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?

Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Ответы учащихся.

— Предлагаю обратиться к нашему помощнику — Толковому словарю и найти смысловое значение данного слова. Работа со словарем. Объяснение значения слов «труд». Учитель поясняет значение слова «целеустремленный» Направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного. , обращает внимание на слова «общественно полезный», разъясняет их. Слайд №2

— Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению.Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду? Слайд №3

Ответы учащихся.

— А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.

Ответы учащихся.

— Давайте снова обратимся к Толковому словарю и найдем смысловое значение этого слова.Работа со словарем. Объяснение значения слова «труженик». Слайд №4

— Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, значит,о ком мы будем говорить на нашем уроке? И тема нашего урока? «Плод добрых трудов славен», т.е. мы будем говорить о том, что результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).

Ответы учащихся.

— Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника и проверим, правильно ли мы думаем. Слайд №5

— Ребята, посмотрите, по мнению поэта только «труженикам — слава, только

им — венок в веках». Как вы думаете, почему поэт так думает?

Ответы учащихся.

— Я вижу, что вы затрудняетесь ответить и предлагаю этот вопрос мой оставить открытым и вернуться к нему в конце урока.

— В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чья жизнь и труд могут служить нравственным примером для каждого человека.

— Например, посадили поле пшеницы, вырастили хлеб, собрали хороший урожай, тем самым прославили свое село, район, область. Слайд №6

III Работа по теме урока.

— Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.

Ответы учащихся.

— Работать в группе вы будете по следующему плану:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.

3. Обсудите ответы на вопросы между собой.

— Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы . Слайд №8

Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.

Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

IVФизкультминутка
Потрудились отдохнем встанем глубоко вздохнем руки встороны вперед влево в права поворот 3 наклона прямо встать руки вниз и вверх поднять руки планвно опустили всем улыбки подарили.

V Продолжение работы по теме урока.

Отчет групп.

— Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» Слайд №10

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

Оценивание группы другими группами.

2 группа.Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

Слайд №12

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Как зовут и кем был герой текста?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

Оценивание группы другими группами.

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №13

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

Оценивание группы другими группами.

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №14

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

Оценивание группы другими группами.

VI Подведение итогов урока.

— Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.

Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.

Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?

Ответы учащихся.

Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»? Слайд№17

Ответы учащихся.

— Ребята, подведем итогтому, о чем мы говорили на уроке. Прошу открыть учебник на стр.48 и прочитать его (хоровое чтение).

Слайд № 18

Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.

VII Рефлексия.

Слайд №19

— А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?

(сажаем деревья, разбиваем клумбы, убираем улицы села, территорию школы и памятника от мусора; готовим концерты – поздравления ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и др.)

— Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)

— Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?

(усердием, добросовестностью, ответственностью, усидчивостью, силой воли, трудолюбием, любознательностью…)

— Обладаете ли вы этими качествами? Почему «да», почему «нет»?

— Итак, ребята, в заключение нашего урока мне хочется вам пожелать: «Славьте нашу школу, наше село добрыми делами и поступками, чтобы вами гордились и мы, учителя, и ваши родители, и ваши друзья и знакомые.

Помните и гордитесь героями нашей страны, героями-односельчанами, которые своим трудом и мужеством подарили мирное небо, счастливое детство, подарили нам жизнь и свободу. Всего всем доброго!»

Домашнее задание (по выбору): Слайд №20

Подготовить сообщение (на выбор) на тему: «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».

Слайд№21

— Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Карточка №1

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «__________!»

Карточка №2
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано __________:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Карточка №3
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ____________! ….

Карточка №4

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные _________!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

Карточка №5
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в _________:
Только _____________ — слава,
Только им — венок в веках!

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Кем был герой текста и как его зовут?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: » «

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в :
Только — слава,
Только им — венок в веках!

Мартен дю Гар:

Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается.

Бенджамин Франклин:

Труд — отец счастья.

Сервантес:

Лучшее лекарство от безделья — постоянный и честный труд.

Эпихарм:

Боги продают все блага нам лишь только за труды.

Бауржан Тойшибеков:

Лишь адский труд заслуживает райского отдыха.

Адам Смит:

Каждый человек богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить.
Труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров.

Жан де Лабрюйер:

Тот, кто любит труд, не нуждается в развлечениях.

Луцилий:

Если труд, то труд такой, чтоб и польза была, и честь.

Джубран:

Жизнь на самом деле есть тьма, когда нет стремления. Всякое стремление слепо, когда нет знания. Всякое знание тщетно, когда нет труда. Всякий труд бесплоден, когда нет любви.
Труд — это любовь, ставшая зримой.

Д.И. Менделеев:

Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.

М.В. Ломоносов:

Неусыпный труд препятствия преодолевает.

Соломон:

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

Н.А. Добролюбов:

Только труд дает право на наслаждение жизнью.

Жорж Санд:

Труд — это не наказание; это награда и сила, слава и наслаждение.

Вольтер:

Труд избавляет человека от трех главных зол скуки, порока и нужды.
Труд устраняет скуку, порок и нищету.

Виктор Шендерович:

Что такое человек, с точки зрения обезьяны? Это пример того, до чего может довести труд!

Томас Джефферсон:

Я твердо верю в удачу. И я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее.

Игнатий Лойола:

Если труд действительно полезный, он всегда тихий и незаметный.

Авраам Линкольн:

Если бы бог создал людей, назначением которых было бы только есть и не работать, он не дал бы им рук, а дал только рты; а если бы он создал другой класс, который бы должен был только работать и не есть, он не дал бы им ртов, а дал только руки.

Виссарион Белинский:

Труд облагораживает человека.

Фёдор Бондарчук:

Если у тебя есть хотя бы капля таланта, остальное сделает труд. Терпение, самодисциплина усидчивость. Но есть много примеров, когда люди трудом достигали больших высот, не имея таланта, и были люди с талантом, которые ушли в небытие. Трудиться надо, работать.

Эзоп:

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Томас Эдисон:

Все приходит к тому, кто работает и умеет ждать.

Цельс:

Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.

Николай Некрасов:

Воля и труд человека дивные дивы творят.

Николай Островский:

Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда.

Публилий Сир:

Дорога к славе прокладывается трудом.
1 | 2 | 3 | Следующая | Последняя

Александр ПРОСВЕТОВ из Стамбула

Вчера в стамбульском отеле Ciragan Palace Kempinski состоялась презентация четырехлетнего плана развития футбола Турции. Среди участников церемонии был и Гус Хиддинк. Стоило будущему тренеру турецкой сборной появиться в зале, как его тут же окружили местные репортеры, и показалось, что шансов на интервью у корреспондента «СЭ» никаких. Но неожиданно помогла фраза: «Гус, вы же еще пока наш, российский!..»

Хиддинк улыбнулся и ответил на несколько моих вопросов.

— В последний раз вы прилетали в Россию более месяца назад — перед товарищеским матчем с Венгрией. Когда теперь вас ожидать в нашей стране?

— Возможно, в ближайшем будущем, если потребуется мое присутствие. А пока нет. В настоящее время идут переговоры с РФС о прекращении действия моего контракта.

— Их ведет ваш советник Кис ван Ньювенхейзен?

— Он и еще один мой представитель.

— Позвольте задать деликатный вопрос: с начала года вам хоть раз выплатили зарплату?

— Полагаю, что любой труд должен быть оплачен. По крайней мере я должен получить жалованье за те месяцы, которые отработал. Об этом и идет разговор. Вместе с тем здравомыслящие люди всегда могут договориться о том, как расстаться, и находят взаимоприемлемое решение.

— Как предполагаете: в отборе на Euro-2012 вам — уже во главе сборной Турции — доведется бороться в группе с Диком Адвокатом, возглавляющим бельгийцев? Или же он станет вашим преемником на посту главного тренера сборной России?

— Это вопрос не ко мне.

— А с Адвокатом вы эту тему обсуждали?

— Нет.

— В отборочном турнире cоперником вашей будущей команды станет и Германия. Что думаете о новом противоборстве с бундестим?

— Гари Линекер в свое время хорошо сказал: «В футбол играют все, а побеждают в конце концов немцы». Чтобы обойти эту команду в турнире, у нее так или иначе надо выигрывать. Я попробовал с Россией — не получилось. Посмотрим, что выйдет теперь. В то же время нельзя недооценивать обновляющуюся команду Бельгии, да и Австрию тоже.

— Встречались ли вы в последнее время с Романом Абрамовичем?

— Нет. Разве что коротко пересеклись на матче «Интер» — «Челси».

— Раз уж вы упомянули о Лиге чемпионов, что думаете о выступлении в ней ЦСКА?

— Я был приятно удивлен качеством игры армейцев против «Интера». Им сильно не повезло с ранним голом в Лужниках, когда мяч проскочил под «стенкой».

— У ЦСКА были, на ваш взгляд, какие-то шансы пройти дальше?

— «Интер» — очень сильная команда. Вместе с тем играть надо с любым соперником.

— Вы согласны с мнением, что «Барселона» — очевидный фаворит нынешней Лиги?

— Конечно. Это, однако, не значит, что она обязательно победит. Помешать может и нелепый гол, и, допустим, чье-то удаление. Но в любом случае в памяти останется команда, которая показывала красивый футбол.

Я разделяю ту философию игры, которой придерживается этот клуб, хотя сейчас многие зациклены на защите. Сборную Голландии, когда я работал с ней в середине 90-х годов, часто критиковали за нехватку рационализма. Мы действительно рисковали, но большей частью это себя оправдывало. В прошлом году я, признаться, ужасно расстроился вылету «Челси» из Лиги чемпионов, но потом подумал и успокоился, ведь команда хорошо выглядела и в матчах с «Барселоной», и ранее во встречах с «Ливерпулем». «Ладно, — сказал я себе. — таков уж футбол».

— Разделяете ли вы всеобщий восторг по поводу игры Месси, блеснувшего в матче на «Ноу Камп» с «Арсеналом»?

— Месси играет, как мальчишка, который сказал матери: «Пойду погоняю мяч. Вернусь, когда стемнеет». Его не волнуют ни полные трибуны, ни прочие привходящие обстоятельства. Это природный талант, который, играя, получает удовольствие.

Меня, кстати сказать, в Турции привлекает в первую очередь именно страсть, с которой люди здесь относятся к футболу. Мальчишки гоняют мяч от зари до зари, в чем я убедился еще 20 лет назад, когда недолго работал с «Фенербахче». С тех пор в стране многое изменилось. Здесь научились думать не только о сегодняшнем дне. Национальная сборная важна, но нельзя забывать и о корнях. Появились новые стадионы, в связи с заявкой Турции на проведение Euro-2016 планируется построить еще несколько современных спортивных арен. За словами следуют дела.

— Как вам удается поднимать наверх команды-золушки?

— Никакого особого секрета у меня нет. Надо просто стараться добиться от каждого игрока максимальной отдачи, видеть в нем личность, использовать все лучшее, на что он способен. Раскрыв потенциал футболиста, можно повысить уровень его мастерства процентов на пятьдесят. Важно, чтобы люди забыли про высокомерие и рознь, если они существовали, отбросили все, что мешает игре, и почувствовали, что несут ответственность перед командой за ту работу, которую выполняют. Да и помощники должны в случае необходимости подсказать: «Босс, здесь ты не прав».

— Вам теперь придется учить еще и турецкий?

— Какие-то слова до сих пор помню. Но все-таки, что русский, что турецкий — очень специфичные для западноевропейца языки. Когда постоянно слышишь речь, кое-что в голове остается, но в моем случае надо быть осторожным. Общаешься-то с игроками и другими футбольными людьми, а они иногда используют в речи грязные словечки, которые потом можно употребить ненароком и невпопад.

— В России вам переводчик на тренировках не требовался, поскольку Александр Бородюк говорит по-немецки, а Игорь Корнеев — по-голландски.

— А в Турции моим ассистентом будет Огюз Четин, мой капитан в «Фенербахче» двадцатилетней давности. Он владеет и английским, и немецким. Вообще всегда лучше, когда твои мысли до игроков доносит специалист. Переводчики, бывало, по пять минут излагали то, что я произносил за тридцать секунд.

К счастью, футбол интернационализировался, и сегодняшние игроки подходят к освоению иностранных языков серьезнее предшественников. В России многие специально изучают английский. Через несколько месяцев после моего приезда они уже изъяснялись, пусть и не длинными фразами, а короткими предложениями или отдельными словами.

— Недавно вы побывали в Южной Африке. Какие впечатления вынесли оттуда в преддверии чемпионата мира?

— Из-за занятости я мало что видел. Слышал, что в стране есть незначительные проблемы с транспортом и размещением гостей, но со стадионами все точно будет в порядке. В Южную Африку я ездил по линии фирмы Nike, которая там не только создает футбольные центры и укладывает искусственные поля, но и проводит в жизнь принцип «educate and medicate» («обучай и лечи»). Несколько дней общался в Соуэто с юношами и девушками, которые любят футбол и занимаются им. При этом есть основания полагать, что кто-то из этих молодых людей заражен вирусом СПИДа. И я проводил не только мастер-классы, но и разъяснительные беседы о том, что надо сдать тесты, чтобы знать, как обстоят дела со здоровьем.

Вообще с годами я все больше убеждаюсь, что при посредстве футбола можно решать многие серьезные проблемы, которые напрямую к нему отношения не имеют. К примеру, Дидье Дрогба в Кот-д’Ивуаре не только популярен, но и очень влиятелен — к нему прислушивается молодежь. Или другой пример: при мне в Корее состоялся товарищеский матч между сборными Севера и Юга. Он завершился дипломатичной нулевой ничьей, но людям, которые не могут ни переписываться с родственниками по другую сторону границы, ни звонить им, эта игра дала надежду, что однажды объединение произойдет.

Помню я и то, как много лет назад, когда в Нигерии шла гражданская война, туда приехала сборная Бразилии во главе с Пеле — и воюющие стороны на день матча прекратили боевые действия. Потом, правда, опять принялись убивать друг друга. Футбол — большая сила в современном мире, но всех проблем человечества он все же решить не может.

В Беларуси в ближайшее время может быть отменен перечень запрещенных для женщин профессий. Сейчас в него входят 182 позиции. Об этом министр труда и соцзащиты Ирина Костевич рассказала в эфире телеканала СТВ. Но и сейчас, по словам главы ведомства, на «запрещенную» должность могут взять женщину, если рабочее место не будет опасным и вредным для ее здоровья.


По словам Ирины Костевич, «этот перечень сокращается, но к этому тоже надо подойти с осмыслением», пишет TUT.BY.

— Женщину не возьмут в эту профессию, только если на этом предприятии эта профессия действительно с вредными условиями труда. Если аттестация рабочих мест подтверждает сегодня, что это рабочее место не вредное и не опасное для здоровья женщины, то, бесспорно, женщину возьмут в эту профессию, — сказала министр. — Например, сегодня по списку женщина не может работать водителем большегрузных автомобилей, но у нас есть факты, когда женщина работает, но работает на современном автомобиле. Мы прежде всего работаем с сокращением вредных и опасных условий труда. Скорее всего, мы в ближайшее время придем к тому, что этот перечень будет отменен.

  • В августе забрали все, что можно, не оставив на сентябрь. Сколько BYN-рублей осталось теперь у белорусов?

В качестве еще одного примера профессии, где женщины редкость, Ирина Костевич привела профессию пилота. Так, в авиакомпании «Белавиа» есть две женщины, работающие вторыми пилотами.

В последний раз в Беларуси пересматривали список тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, в 2014 году. До этого в перечне было 252 позиции. Ранее в Минтруда комментировали, что это было связано с «изменившимися условиями труда по отдельным производствам (видам работ, профессиям), связанными в первую очередь с совершенствованием технологических процессов, внедрением новой техники».

  • Минтруда предложило ввести семичасовой рабочий день для многодетных семей

В прошлом году в ведомстве уже говорили о том, что список запрещенных для женщин профессий планируется пересмотреть. Но эта работа будет вестись совместно с Минздравом, подчеркивали в Минтруда.

Сейчас белоруски не могут работать в том числе водолазами, каменщиками, плотниками, стеклодувами, кузнецами-штамповщиками, водителями — испытателями боевых и специальных машин, водителями автомобиля на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалов 2,5 тонны). Для женщин запрещены также верхолазные работы, работы по тушению пожаров и ликвидации аварий, работы по разрубке туш, съемке шкур трупов крупного рогатого скота, лошадей, подземные работы в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений (есть исключения), работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную (в случае превышения предельных норм).

У Вас есть интересная новость или желание рассказать о достойном человеке и его делах? Тогда пишите на нашу почту news@015.by или в Viber/Telegram +375 (29) 210-5500. Также присылайте сюда — @grodno015_bot

Хочешь получать свежие новости еще быстрее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *