Плоды святого духа

Апрель 1999 г.

Дорогой Друг!

Мы говорили о дарах Духа. Теперь же давайте рассмотрим плод Святого Духа.

Между дарами и плодом существует отличие, которое можно показать на примере рождественской елки и яблони. Елка украшена дарами. Каждый дар прикреплен к ней одним движением и снимается с нее одним движением. От человека, принимающего дар, не требуется не времени, ни усилий.

Но для того, чтобы вырастить яблоню и получить плод, требуется и время, и старания. До того, как появится плод, должно пройти несколько стадий созревания, на которые уходит несколько лет. Сначала вы сажаете в землю яблочное семечко. Затем оно пускает корень и побеги. Далее на протяжении нескольких лет побег вырастает в полноценное дерево, способное плодоносить. После этого в определенное время на дереве появляется цвет, который потом опадает, а затем начинает развиваться плод.

Но если вы хотите, чтобы дерево выросло по-настоящему крепким, тогда вы должны будете сначала обрезать саженец во время цветения и обрывать самые ранние его плоды до их созревания. Это делается для того, чтобы дерево смогло развить мощную корневую систему, способную питать и поддерживать большое дерево (по закону Моисея это делалось не менее четырех лет – см. Левит 19:23-25). На некоторых стадиях своего развития яблоня особенно хрупка и чувствительна. Например, сильный ветер может с корнем вырвать молодой саженец или внезапные морозы способны погубить цвет или плоды.

В этом процессе семена и плоды взаимосвязаны. Плод вырастает из семени, но, с другой стороны, для того, чтобы получить семя, нужен плод. В самом начале Бог сотворил «дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт. 1:12). Здесь сокрыт важный духовный принцип: христиане, не приносящие в своей жизни духовный плод, не имеют семени, которое они могли бы посеять в жизнь других людей.

Новый Завет говорит о духовных дарах во множественном числе. В 1-ом послании к Коринфянам 12:8-10 перечислены девять даров Духа. Тогда как о плоде Духа всегда говорится в единственном числе. В Послании к Галатам 5:22-23 перечислены девять видов плода Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание.

Первой в этом списке стоит любовь, которая является первейшим проявлением духовного плода. Все следующее можно расценивать как разные проявления любви:

радость – радостная любовь;

мир – безмятежная любовь;

долготерпение – переносящая любовь;

благость – любовь служащая другим;

милосердие – любовь, ищущая лучшего для других;

вера (верность) – любовь, сдерживающая свои обещания;

кротость – любовь в служении ранам других людей;

воздержание – любовь, контролирующая.

Плод Духа может быть описан еще и как разные черты характера Иисуса, проявляющиеся через тех, в ком Он живет. Когда все формы плода достигают полной зрелости, это подобно тому, как будто Сам Иисус через Святой Дух воплотился в Своем ученике.

Семь стадий духовного развития

Во 2 Петра 1:5-7 перечислены семь последовательных ступеней формирования зрелого христианского характера: «То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Но вначале Петр предупреждает нас, что для нашего успешного развития необходимо прилагать старание.

Павел выражает эту же мысль другими словами: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2 Тим. 2:6). Без усердия и труда мы не сможем достичь настоящего успеха в развитии христианского характ

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя – это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. Оно производит веру, которая является обязательной стартовой площадкой. А уже от веры развиваются семь последовательных стадий духовного развития.

Первой ступенью является ‒ «добродетель», или «моральное превосходство». Это греческое слово из обычной повседневной жизни, которое описывает превосходство в любой сфере деятельности: будь то изготовление глиняных горшков, управление кораблем или игра на флейте. Полагаю, что и в Новом Завете мы не должны ограничивать свое понимание этого слова лишь моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни.

Учитель, ставший христианином, должен стать превосходным учителем. Медсестра должна стать лучшей медсестрой. Бизнесмен должен отличаться в сфере своей деятельности. В любой сфере христианской жизни нет места для неряшливости или лени. Очень редко бывает так (если вообще бывает), что человек, терпящий провал в светской деятельности, достигает успеха в духовном призвании. Неверный в малом (мирском), будет неверен и в большом (духовном) (см. Лук. 16:10).

Второй ступенью духовного развития является «рассудительность» или «знание». Конечно же, существует много разных видов знания. Знание, о котором говорит Писание, это не просто теоретическое знание. Это знание, которое действует. Именно этим Библия поразила меня больше всего, когда я пришел ко Христу, будучи в то время философом-теоретиком. Как оказалось, учение Библии в высшей степени практично!

Лучшей иллюстрацией тому является учение самого Иисуса. То, чему Он учил, с большим трудом можно назвать «теологией». Он не выдвигал никаких запутанных, абстрактных теорий. Его учение было основано на таких понятных и практических вещах, как: сеяние семян, ловля рыбы, забота об овцах.

Ключевым знанием для христианской жизни является знание воли Божьей, открываемой через Писание. И это тоже крайне практично. Для этого требуется постоянное и систематическое изучения всей Библии: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Я был шокирован, узнав, как много людей, считающих себя серьезными христианами, ни разу не прочли всю Библию. Такие люди сами ограничивают свой духовный рост.

За рассудительностью следует «воздержание» («самоконтроль» и «самодисциплина»), которое еще можно назвать «целомудрием» (2 Тим. 1:7). На этой стадии христианин должен показать себя истинным учеником, то есть человеком, находящимся на воспитании и обучении у Господа, а не просто членом церкви. Подобного рода дисциплина должна охватить все основные сферы нашей личности: наши эмоции, отношения, желания, мышление. Она должна управлять не только нашими поступками, но и нашими реакциями.

До тех пор, пока мы не разовьем такого рода воздержание, мы не сможем подняться на следующую ступень – «терпение» («выносливость»), которая дает нам способность преодолевать разные злоключения и испытания, которые обязательно обнажат наши слабости, непреобразованные, недисциплинированные сферы нашей личности. Одна из основных причин того, почему некоторые христиане остановились в своем духовном развитии, – они так и не развили в себе необходимое воздержание и терпение. Или возвращаясь к примеру с яблоней, их цвет был сорван ветром испытаний, а молодые незрелые плоды погибли от неожиданных заморозков.

Три последних стадии

На трех заключительных стадиях развития открывается красота настоящего христианского характера. «Благочестие» – отличительная черта тех, в чьей жизни Бог занимает главное место. Такие люди стали сосудами Божьего присутствия. И куда бы они ни шли, атмосфера вокруг них всегда пронизана каким-то едва ощутимым, но особенным и различимым благоуханием. Когда странным образом – даже без проповеди или какой-либо иной религиозной активности – окружающим людям передается осознание вечных ценностей.

С известным британским евангелистом Смитом Вигглсвортом однажды произошел случай, который наглядно иллюстрирует то, какое влияние может иметь благочестивое присутствие в нерелигиозной обстановке. Однажды он должен был ехать на поезде. Коротко тихо помолившись, Смит занял свое место в вагоне. Он не сказал ни слова, но совершенно незнакомый человек, сидевший напротив него, сказал: «Ваше присутствие обличает меня в грехе». После этого Смит привел этого человека к Господу.

Две последние стадии развития указывают на два вида любви. Первая – «братолюбие» ‒ описывает то, как верующие в Иисуса Христа должны относиться к своим братьям и сестрам по вере.

Когда я впервые начал размышлять над этими семью стадиями духовного роста, меня удивило то, что «братолюбие» (любовь, которую верующие должны иметь друг к другу) стоит в этом списке на предпоследнем месте. И тогда я понял, что Библия очень реалистична. Она не преподносит нам сентиментальную религиозную картину того, как мы, христиане, относимся друг к другу.

Позвольте сказать нечто, что может шокировать вас, но что основано опыте более чем пятидесяти лет близкого общения с христианами самых разнообразных направлений: христианам нелегко любить друг друга. Мы находим обильное подтверждение этому в двухтысячелетней историей христианства. Едва ли хотя бы одно столетие не было отмечено ожесточенной борьбой и горькими взаимными обвинениями, или даже открытой ненавистью между соперничающими ветвями христианства, каждое из которых провозглашало себя «истинной Церковью».

То, что человек покаялся в грехах, получил спасение, не означает, что его характер при этом сразу же изменился. Безусловно, процессу перемен было положено надежное начало, но для преображения всех сфер человеческого характера могут потребоваться многие годы.

Готовясь к битве с Голиафом, Давид, чтобы найти гладкие камни для своей пращи, должен был спуститься в долину – место смирения. Именно там, в ручье он нашел нужные камни (1 Цар. 17:40). Что сделало эти камни гладкими? Два вида воздействия: во-первых, непрерывное течение воды и, во-вторых, постоянное трение друг о друга.

Это ‒ иллюстрация того, как формируется христианский характер: во-первых, с помощью «очищения банею водной, посредством слова» (Ефес. 5:26); во-вторых, благодаря трению камней друг о друга в личных взаимоотношениях, при которых постепенно стачиваются все их острые углы, пока они не станут «гладкими».

Образно говоря, когда Иисус ищет «живые камни» для Своей пращи, Он также спускается в долину – место смирения. Там Он выбирает камни, ставшие «гладкими» под действием Слова Божьего и давлением постоянных взаимоотношений.

Искренняя любовь к своим братьям и сестрам во Христе не просто за то, кто они, а за то, что они значат для Иисуса, пролившего за каждого из них Свою Кровь, – это признак настоящей духовной зрелости.

Последняя стадия развития – любовь агапе – являющая собой зрелый плод христианского характера. Это ‒ уже не просто наше отношение к нашим братьям и сестрам по вере. Это ‒ любовь самого Бога, которой Он любит неблагодарных и грешных. Это ‒ любовь, дающая нам силы благословлять тех, кто проклинает нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас (Матф. 5:44).

Это ‒ любовь, которую Христос явил на кресте, когда Он молился о распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Эта же любовь побуждала Стефана молиться за побивавших его камнями: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Это ‒ любовь, которая превратила гонителя Савла в слугу Христова Павла, который «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Лично меня размышления над Библейским образом зрелого плода Духа Святого приводят к смирению и дают вдохновение. Это смиряет меня ‒ потому что мне так многого еще нужно достичь. Дает вдохновение ‒ потому что я уловил что-то неизмеримо превосходящее все то, что может предложить этот мир.

В моем сердце эхом звучат слова Павла: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14).

Ваш, в служении Господу,

Дерек Принс.

Поделиться ссылкой:

Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера

Отказавшись однажды навсегда, в принятии веры и в крещении, и потом постоянно отказываясь, в жизни, от внушений и влечений самости со страстями, христианин ревностный, всегда верный своему призванию, под действием благодати Святаго Духа развивает в себе и возращает в противоположность страстям и похотям добрые и богоугодные расположения и стремления, которые, став строем его сердца, составляют в нем того потаенного в сердце человека, которому предопределено быть человеком блаженной вечности.

Похоти и страсти, дела плотские, пришли в нас и расплодились из самости, сего злого семени, всеянного искусителем; а добрые расположения сродны нам: они неотъемлемые качества богоугодного духа. Когда благодать, нисшедши внутрь нас, оживляет дух наш, приходят в движение и все, сродные ему, расположения и стремления. Не вдруг, однако ж, приходят они в силу. Их возращают труды действования по влечению духа. Ибо отверженная самость с полчищем страстей своих стоит тут против, лицом к лицу, и мешает им свободно развиваться. Против каждого доброго расположения своя страсть. По мере убития страсти возникает доброе расположение. Тут то же происходит, что когда человек высвобождается из трясины или из облепивших его цепких трав, то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую высвобождает он. Так, у христианина со страстями. Чрез борьбу с собою, трудами подвижничества, отчищает он от страстей одно доброе расположение за другим, пока все отчистит, и они явятся в свойственной им полноте, силе и красоте.

Без труда и подвига этого не достигнешь. Но и труд, и пот свой ничего не дает твердого и прочного. Желание, искание и труд – наш, а – плод Дух Божий сокровенно, под прикрытием бесплодного по себе труда нашего, производит в сердце. Борется, например, с собою гневливый и ищет кротости; но самую кротость возращает и укрепляет в сердце благодать Святаго Духа. Вот почему святой Павел озаглавливает этот список добрых расположений так: плод духовный есть. Духовный – по-гречески: πνευματος, – Духа, то есть плод Духа. Святой Златоуст и говорит: «злые дела от нас одних происходят, потому Апостол и называет их делами плоти; а добрые (расположения) требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия (то есть благодати Духа)». «Ибо при содействии Духа преуспевает душа в каждом из сих дел» (блаженный Феодорит). Так и все наши толковники.

Перечисляя самые добротности, какими Дух украшает сердце верного христианина, Апостол не ставит их в прямое соответствие с перечисленными выше страстьми и похотьми. Но и здесь два их рода, как и там. Против раздражения с порождениями его ставит Апостол несколько доброхотных расположений; а против всех дел похоти – одно воздержание.

В подробное рассмотрение сих добродетелей не входят наши толковники. Только блаженный Иероним делает несколько замечаний на каждую из них.

Любы. Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего; так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе. «И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями и от которой рождаются все блага? И в законе и в Евангелии ей предоставлено главенство: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею силою твоею: и ближияго твоего, якоже самаго себе (ср.: Втор. 6:5; Мф. 22:37, 39)» (блаженный Иероним). Святой Павел в Послании к Коринфянам, сказавши, что без любви всё ни во что, описывает потом дела любви так: любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (ср.: 1 Кор. 13:4-8). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви.

Радость. Радость, конечно, о Дусе Святе, в порядке духовной жизни: ибо нечестивому несть радоватися (ср.: Ис. 57:21). Обычная радость – от получения земных благ. Радость духовная — от ощущения благобытия в духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового; так радость духовная – от живущего духом и похотей плотских не совершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама рождается и стоит. Заповедь Апостола: всегда радуйтеся (1 Сол. 5:16), – может быть, еще более признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братии до 500, и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь, на земле, не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик. 47).

Мир. Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние духа, стоящего в сердце сознанием пред Богом, все неправое отревающего и в одном правом ходящего. Это внутреннее мирное устроение является и вовне мирностию со всеми и распространением мира вокруг. Есть такие благодатные личности, которые, как только явятся в каком круге, тотчас водворяют мир и согласие. «Это блаженные миротворцы, коих отличил Господь чрез наименование сынами Божиими. Они и с ненавидящими мира бывают мирны (см.: Пс. 119:6). За то и Бог в них обитает: ибо в мире место Его (ср.: Пс. 75:2)» (блаженный Иероним не слово в слово).

Долготерпение. Оно, как несокрушимая стена, ограждает мир, радость и любовь, само от них получая и закаленную крепость, и нерасторжимый цемент. Мир во зле лежит. Живя в нем, нельзя избавиться от уязвлений зла. Скорби и лишения не столько разят, сколько напраслины и нападки злых людей. У врага они суть самые сильные оружия к возмущению живущих в духе. К ним он приступает обычно с этим оружием, когда увидит, что они не поддаются уже ни в чем пожеланиям похоти. Видя, что этим путем нельзя их взять, он направляет против них злых людей, чтоб, если ушел кто от похоти, задержать его гневом и ненавистию к обидчикам и чрез то отнять у него содеваемое им спасение: ибо гневаяйся на брата повинен геенне (см.: Мф. 5:22). Против этих козней благодать Божия воздвигает в сердце необоримую стену – долготерпение, которым отражаются все стрелы лукавого. Долготерпение все стоит на том убеждении, что напраслины и нападки от других суть не их дело, а дело врага; потому оно не на людей восстает гневом, а на врага вооружается неприязнию, храня к людям доброе расположение. Этим долготерпение перехитряет врага. Почему о нем говорит Премудрый: долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен (ср.: Притч. 14:29).

Благость, χρηστοτης, – «приятность, располагающее к содружеству обращение, сладкая речь, привлекательные приемы» (блаженный Иероним). Особую печать носят на себе те, кои живут в духе. Как у них все стройно, всё ко времени, к месту и лицам, и в слове, и в поступках! И это не умом определяется, а идет прямо из сердца. Всем они по душе, для всех как елей на раны. И это всегда почти без всяких внешних преимуществ: ни знатность рода, ни образование, ни достатки не имеют части в этом качестве. Оно от богатства духа, покрываемого глубоким смирением.

Милосердие, αγαθωσυνη,– сердоболие и сострадательность, с готовностию все сделать в благо другого. Как мать болит о детях, так милосердие о всех христианах. Их благо – его благо себя не помнить. Оно готово себя раздеть, чтоб одеть другого, себя оставить голодным, чтоб накормить другого, свое тело здоровое отдать больному, а его, больное, взять себе. Оно паче всех добродетелей восхвалено будет на суде.

Вера – не догматов содержание, а уверенность в Боге, что Он никогда ни в чем не оставит, что держит и ведет самым лучшим путем и приведет к благому концу, что всё от Него и всё во благо, хотя бы неприятно было, что никто ничего ни сказать, ни сделать не может, на что не соизволил бы Бог, что во всем воля Его святая, почему живет покойно в преданности в волю Божию. Эта вера породила мучеников, а после них произвольных страдальцев, пустынных подвижников. Она и всюду воодушевляет благочестие и жизнь в духе.

Кротость – «противоположна гневу и всякой раздражительности. За нее раб Божий Моисей удостоен такого свидетельства: Моисей, кроток зело паче всех человек, сущих на земли (ср.: Числ. 12:3). И о Давиде сказано: помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1), которая особенно проявилась в нем в отношениях к Саулу, Авессалому и Семею» (блаженный Иероним). Это не бесчувствие сердца, а Духом, деяния плотские умерщвляющим, в сердце образуемое расположение, за которое Господь обетовал наследие земли благих: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (ср.: Мф. 5:4). И в Себе Господь указал для подражания наипаче кротость смиренную: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29).

Воздержание – не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пищи, пития и всякого другого похотствования (см.: блаженный Иероним). Есть воздержание первоначальное, когда, возлюбив сию добродетель, ищут ее. Тут помыслы и пожелания возбуждаются и нередко порождают сочувствие и влечение, но отвергаются силою воли, духом укрепляемой. Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою. Предмет воздержания – обучение тела и приспособление его к жизни духовной, чрез навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшим коштом. Подвижники говорят: обучи тело, и оно будет тебе самым добрым помощником в жизни по духу. Всякая сласть – от удовлетворения тела сном, пищею, одеждою и жилищем – только тогда теряет свою привлекательность, когда возрождаются и возрастают утешения духовные.

На таковых несть закона. Κατα τοιουτων – против таковых, то есть против сих добродетелей или против тех, кои имеют сии добродетели. Мысль остается одна и та же. Закон представляется гонителям всякого греха и сберегателем от него людей. Кто же обладает показанными плодами Духа, у того не только из круга дел изгнан всякий грех, но и из сердца всякая страсть. Следовательно, у такого нечего гнать закону, нечего и его самого сторожить. Он – не для таких лиц. Святой Златоуст говорит: «кто может научить того, кто сам в себе имеет все, и совершеннейшим учителем мудрости – любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, делающая добро действием Духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, Апостол и здесь с удивительною мудростию отвергает закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже мудрости, подаемой Духом».

И здесь – как впереди, где сказал: аще ли Духом водими есте, несте под законом. Сказал, что водимые Духом не суть под законом; теперь, исчисливши плоды Духа, то есть показавши, кто суть водимые Духом или в чем открывается это водительство, ему приходилось сказать: вот какие не под законом. Но он говорит другими словами, в той же, однако ж, мысли: на таковых несть закона. Закон таких не касается, не имеет в виду. Вообще, где речь идет о законах добродетелей, там, хотя говорится о ненужности таких законов, но совсем не потому, чтобы добродетели не были обязательны для христиан, а потому, что они носят их уже в сердце своем; законы сии новым образом написаны у них в сердцах, как обетовано и чрез Пророков.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Согласно Библии, все христиане должны быть отмечены плодом Духа. Это то, чего ждет от наc Бог. Но наше сознание переполняют всевозможные эгоистические желания, и все они противоположны Божьей воле, которая должна проявиться в нас и через нас. Как Святой Дух действует в нашей жизни, чтобы произвести духовный плод? В Евангелии есть текст, который особенно полезен в нашем поиске ответа на этот вопрос.Иисус так говорит о наших с Ним взаимоотношениях: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4–5). Тайна этого пребывания — в послушании. Когда мы поступаем так, жизнь Христова Духом Святым, подобно жизнетворному соку в лозе, входит в нас, порождая плод во славу Отца. Без лозы, сама по себе, ветвь ничего не может, так и наша жизнь. Пока я стараюсь и тружусь, чтобы произвести плод Духа в самом себе, ограничиваясь своим эго, я остаюсь бесплодным и разочарованным. Когда же установил с Христом тесные взаимоотношения, то Бог действует в моей жизни, созидая во мне духовный плод. Но чтобы стать духовно зрелыми и принести плод, необходимо определенное время…

Что же представляет собой духовный плод? Апостол Павел называет девять качеств, его составляющих: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22–23). Мы разделим эти качества на три группы. В первую будут входить любовь, радость и мир — качества, особенно красноречиво свидетельствующие о наших взаимоотношениях с Богом. Качества второй группы — долготерпение, благость и милосердие — ярко проявляются в отношениях с людьми. Качества третьей группы — вера, кротость и воздержание — с особенной силой проявляются в нашей внутренней жизни, в нраственных и ценностных установках, а также в действиях и побуждениях нашего внутреннего «я».Когда Библия говорит о любви Бога к нам и о той любви, которой хочет от нас Бог, чаще всего употребляется слово agape. Новый библейский словарь определяет эту любовь как «высшую и наиболее благородную форму любви, которая находит в своем предмете нечто бесконечно драгоценное»1.

В наши дни в любви слишком часто видят чувство. Безусловно, любовь включает в себя чувство, будь то любовь к Богу или к людям. Но любовь agape — нечто большее. Для Бога Отца величайшим проявлением agape было распятие Его Сына, Иисуса Христа, посланного Им умереть за наши грехи. Подлинная любовь — действует.Любовь Божья охватывает — а значит, должна охватывать и наша любовь — и тех, кого любить легко, и тех, кого любить трудно, и даже тех, кто причинил нам зло или огорчил нас. Следовательно, любовь еще и акт воли. Поэтому, прежде чем мы начнем приносить плод любви Богу и своим ближним, мы должны полностью уступить нашу волю Христу.

Нынешний мир безрадостен, он полон мрака, разочарования и страха. Но это не должно нас тревожить. Писание учит, что духовная радость не зависит от обстоятельств. Радость гораздо глубже счастья. Счастье обманчиво и неуловимо, и мы не находим его, даже когда упорно ищем. Радость отличается и от удовольствий. Они мгновенны и преходящи, радость же глубока и пребывает с нами вопреки наихудшим обстоятельствам нашей жизни.Понятие «мир» складывается из представлений человека о единстве, завершенности, отдохновении и безопасности. Но для христианина мир — это глубокое и устойчивое пребывание в покое, который вносит в наше сердце Господь Иисус. Он говорит об этом так: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27). Но миру Божьему, который может воцариться в наших сердцах, всегда предшествует мир с Богом, который служит отправной точкой. Если это есть, то придет и мир Божий.

Долготерпение, благость и милосердие характеризуют христиан в их отношениях с ближними. Если мы несдержанны, грубы и недружелюбны, значит, мы лишены этой группы качеств, составляющих плод Духа. Но когда нами руководит Дух, Он преображает нас.Терпение — трансцендентное сияние любящего и нежного сердца, когда человек милосердно, сострадательно, с пониманием и без резкой критики относится к чужим ошибкам и заблуждениям. Терпение включает в себя упорство и стойкость, оно также тесно связано с испытаниями и скорбями. Нам легко быть терпеливыми в нормальных жизненных условиях, но как мы поведем себя, когда настанет час испытаний? Постоянное упражнение в терпении, а также сдержанность в будничных ситуациях, когда мы испытываем мелочную раздражительность, постыдную разочарованность и неуместный гнев, подготавливает нас к тому, чтобы вынести напряжение будущих грозных сражений. Внутреннее разрушение сердца делает нас уязвимыми для коварных нападений сатаны. Но у сердца, которое приучено постоянно призывать в молитве Святого Духа, нет причин бояться такого разрушения. В короткое время молитва станет спонтанной, и в трудную минуту мы заметим, что уже произносим ее, хотя еще не успели осознать ее необходимость.

Благость, произрастая в нашем сердце, проявляется во внешнем мире. Она очищает все грубое и суровое. Поистине это стойкая и терпеливая любовь. «Презрение к греху нередко сопровождается грубостью и пренебрежением по отношению к грешнику… Некоторые люди с такой страстью отстаивают праведность, что в их душе не остается места для сострадания к тем, кто оступился и согрешил»2. Многие грешники, близкие к раскаянию, бывают разочарованы фарисейским, холодным и косным христианством, которое непреклонно придерживается буквы закона, забывая о сострадании. Иисус был не таким: Он относился к людям с нежностью, кротостью и милосердием.На языке Писания слово «добро» буквально означает «подобное Богу», ибо совершенное добро присуще только Ему. Одно дело — иметь высокие этические нормы, и совсем другое — источать Святым Духом доброту, укорененную в Божестве. Смысл здесь в том, чтобы не просто делать добро. Доброта — гораздо глубже. Это любовь в действии. Такую доброту ничем не заменить, ей невозможно подражать.

Третья группа качеств, составляющих духовный плод, формирует нашего внутреннего человека. В нее входят верность, кротость и обладание собой.Верность вносит в жизнь христианина Святой Дух. Это качество высоко оценивает Писание. Верность в малом — одно из надежных испытаний характера. На это указывал и Господь наш Иисус в притче о талантах: «…в малом ты был верен, над многим тебя поставлю…» (Мф 25:21). Ибо нравственность — дело не количества, а качества. Правое — право, а неправое — неправо, как в малом, так и в великом. Апостол Павел (см.: 1 Кор 3:9–16) подчеркивает, что основным критерием нашей оценки на Божьем суде будет наша верность.

Кротость противоположна заносчивому и сибаритствующему духу. Кротость и смирение — это любовь, подчиненная дисциплине. Она проявляет чуткую заботу о людях и старается никогда не быть бесчувственной к правам ближнего.Божья кротость, или мягкосердечие, заключенное в нас, позволяет благотворным лучам Святого Духа отогревать наши замороженные сердца, преображая их в орудия, служащие добру и Богу. Быть может, мы с вами никогда не приобретем авторитета и восхищения мира сего, никогда не станем обладать властью, но когда-нибудь кроткие унаследуют землю (см.: Мф 5:5).

Когда Джон Уэсли еще учился в Оксфорде, его мать как-то написала ему: «Все, что увеличивает власть тела над разумом, следует считать злом». Эти слова в свое время помогли мне понять, что такое воздержание или самообладание. Необходимость проявления умеренности в каждом аспекте жизни никогда не была столь настоятельной, как в наше время, когда насилие, эгоизм, равнодушие и безалаберный образ жизни грозят уничтожить нашу планету.Чтобы стать причастником Духа Святого, человеку нужно прежде всего обратиться к Богу в покаянии, сказав Ему: «Господи, прости мне мои грехи, войди в мое сердце и живи в нем!» А потом следовать Христу, постоянно взращивая в себе драгоценный и многообразный плод Духа Святого. Обретая в Боге Отца, человек постигает духовный смысл вещей и полноту жизни.

Воздержание.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам, 5:22-23.) Если Дух Святой в нас, то Он оставит след, и результатом Его присутствия будут Его плоды. Какому-то плоду мы не будем сопротивляться, и он будет развиваться в нас с большей скоростью, а какому-то мы не покоримся. Но если мы позволяем Богу пребывать в нашем сердце, и если мы ищем того, чтобы Он наполнял нас, то наше сердце неизменно будет трансформироваться в этом ключе.

Когда мы говорим о спасении, рождении свыше, то могут ли проявляться эти плоды без рождения свыше? Вера без дел мертва. Мы не можем говорить о номинальном рождении свыше. Бог не обязан нас зачислить на небеса, в Царство Божье и поставить галочку в графе «спасен» только лишь на основании формального произношения каких-то слов. Но когда наше сердце ищет Бога, это затрагивает Его, и Дух Святой не может оставаться равнодушным. Происходит соединение между Духом Святым и духом человека. Происходит рождение свыше, как результат прикосновения Духа Божьего.

Почему Бог ищет этих плодов? Чем больше плодов Духа проявится в твоем характере, тем больше Бог может использовать тебя для служения на этой Земле. Конечный результат того, что Бог производит в нас, это способность служить, способность отобразить в нашей жизни Христа. Людям, которые нуждаются в Евангелии, нужно видеть Евангелие, а видеть его они способны через людей, в которых отображается Христос. Отображение Христа – следствие работы Бога в нас.

Никто не рекламирует воздержание. Этот мир работает по-другому. Наоборот, все говорят о том, что не нужно сдерживать себя, бери всё и сразу.

Божий взгляд на вопрос о воздержании:
«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Послание к Титу, 3:3). То, над чем трудится дьявол и то, от чего страдает человек – это рабство и зависимость. Зависимость бывает не только от греха. Библия говорит, что люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Поиск удовольствий будет стоять прежде, чем что-либо другое в жизни человека. Божья воля отличается от той, что когда мы были во грехе, то «были рабы похотей и различных удовольствий». Это страстное желание, которое не учитывает никаких последствий и не считается ни с чьим желанием. Лишь бы только это желание было исполнено! В противовес отсутствию любого воздержания Дух Святой производит в нас плод, который в Послании к Галатам назван «воздержание».
Воздержание на греческом языке означает «умеренность». Есть мера всего. Есть мера, которою меряет Бог.

«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Послание к Римлянам, 7:22-23) Если мы с вами не будем отделять желания плоти от желания духа; что угодно Богу, а что Богу противно, то мы с вами, как говорит Павел, «окажемся рабами этих желаний».

«Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Послание к Римлянам, 8:13). Весь животный мир умирает. Если мы себя ставим в один ряд с животным миром – поесть, попить, поспать, то мы с вами умрем. Иисус говорит, что нам не нужно искать, во что одеться, что есть и пить. Он говорит, что это не должно быть перечнем ваших забот. Ваши мысли должны быть выше этого. Это не главное и не на первом месте. Не загружайте ваши мысли размышлением об этом. «О горнем помышляйте, а не о земном». Апостол Павел говорит: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Некоторые желания внутри себя нужно лишить силы, и если не отложить, то остановить. Некоторым желаниям нужно прямо противостоять!
Воздержание – это правильное отношение преображенного Богом духа к плоти и ее желаниям. Воздержание – это, когда дух правильно реагирует на то, что ему предлагает плоть. Воздержание – иметь полный контроль над своими желаниями и действиями. Иисус никогда не проповедовал бесконтрольность. Воздержание, умеренность – это то, что взращивает в нас Святой Дух.
Примеры невоздержания из Библии:
• Адам и Ева не воздержались, что выразилось в непослушании.
• Каин и Авель. Господь говорил Каину, что грех лежит у порога, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним! Не всё, что постучалось к вам дверь, нужно впускать. Не всякой мысли, идеи нужно позволять жить в нас. Если бы плод Духа (воздержание) был в Каине! Если бы он воздержался!
• Исав. Исав продал за обед своё первородство! Исав был зверолов, сильный воин. Когда он приехал встречать своего брата, то Писание говорит, что с ним было «400 человек вооруженных». Что нужно было, чтобы содержать такую армию? Я думаю, Исав не только охотился на животных. От него произошел воинственный народ, который нападал и грабил. Иаков ожидал, что Исав нападет на него, потому и боролся с «неизвестным человеком», как он думал. Он ожидал нападения в свою жизнь. Поэтому он боролся с Богом. Жалел ли Исав о своём поступке? Он не мог переменить мысли отца. Сам Бог осудил поступок Исава. И когда он за тарелку продал свой статус, то тем самым он определил цену Божьему благословению. Иаков также не пример, как нужно принимать благословение от Бога. Всё, что он натворил, он пожал в своей жизни. Он обманул своих брата и отца, и воздаяние пришло.
• Аврам и Сара – не смогли дождаться обещанного от Бога. По совету Сары Аврам вошел к служанке Агари и она родила Измаила. В последствии, Агарь и Измаил были изгнаны Авраамом. Это случилось следствием невоздержания.
• Моисей убил египтянина, и это не было от Бога. Он не привык, что ему отказывают. Он привык, чтобы ему повиновались.
• Давид. Библия говорит, что царь Давид – это человек по сердцу Бога. И даже такой человек может делать глупость. Давид согрешил. Самое отвратительное, что Давид, когда начал заметать следы, то его статус затмил ему глаза. Для него убить человека было легче, чем раскаяться в своем поступке.
Во всех этих поступках не было воздержания. Бог желает, чтобы мы были воздержаны в поступках, в пище, в словах и мыслях. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 послание к Коринфянам, 10:1-6). Почему так получилось? Все были избранными. Все прошли через великие чудеса. Что-то их все же отличало: «Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 послание к Коринфянам, 6:12). «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 послание к Коринфянам, 10:23).
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Евангелие от Матфея, 16:26) Иисус спрашивает, какой смысл в том, что вы так много делаете и не воздерживаетесь? Какой смысл приносить Богу большой плод и потом навредить своей душе? Какая польза? Мудрость — это знать ответ на вопрос «что дальше?». «Я хочу сейчас!» – это хорошо, но что дальше?
Воздержание состоит из двух слов «воз» и «держание». Ты должен удерживать себя от каких-то слов, мыслей, поступков. Это напрямую связано с дисциплиной. Мы не любим, когда нас пытаются дисциплинировать. Дух Святой производит в нас плод – воздержание, который относится к САМОдисциплине. Не кто-то заставляет нас, не кто-то давлеет над нами, но мы сами проявляем Божью власть.
Есть ли в благодати дисциплина? «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Послание к Титу, 2:11-12). В дисциплине (воздержании) есть два элемента: от чего-то нужно отказываться, а в чем-то нужно быть усердным. Благодать учит нас воздержанию! Если ты покоришься этой благодати, то она спасительная для тебя. Воздержание имеет прямое отношение к благодати!
«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 послание к Коринфянам, 10:4-5). Писание говорит, что нам нужно проявлять дисциплину в мыслях. Мы должны работать со своими бунтарскими мыслями, своими сомнениями. Всякое помышление, которое начинает восставать против познания Христа, мы пленяем.

Должны ли мы дисциплинировать наши чувства? «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Послание к Евреям, 5:13-14). Нам нельзя идти на поводу у своих чувств. Страх, недоверие, обиды никого не сделали счастливым. Обида может парализовать так, что человек не будет способен рассуждать. Это чувства! Когда Господь говорит: «Пусть слабый скажет: я силен, пусть бедный скажет: я богат», — то Господь работает с нашими негативными мыслями и чувствами. Потому что бедный ведет себя по-другому, нежели богатый. Он не способен планировать и действовать так, как ожидает от него Бог. Он скован своим видением.

Дисциплина желаний. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Послание Иакова, 1:13-15). Нельзя обвинять кого-то в собственной похоти. Безусловно, кто-то дал повод, но «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью».

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Послание Иакова, 1:19). Не всегда нужно говорить то, что ты думаешь. Будь медленен на слова.

Нужно воздерживаться в количестве потребляемой информации. Ты не услышишь Бога, если ты постоянно в потоке новостной информации.

Мы должны воздерживаться в удовольствиях. Не удовольствие должно стоять на первом месте, но Бог.

В приобретении вещей нам нужно также проявлять воздержание. Мы должны иметь мудрость. Мы не должны становится рабами вещей.

Библия призывает нам воздерживаться в пище. «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Книга Притчей, 25:16). Когда мы говорим, что у нас божественное здоровье, то мы должны находиться в божественной воле, которая содержит в себе божественную дисциплину. Плод Духа – это воздержание. Поэтому умей воздерживаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *