Плоть что такое

В античную эпоху люди всматривались в небо, чтобы среди созвездий узреть образ своих героев. С тех пор изменилось немногое — разве что нашими героями стали люди во плоти и крови. Огонёк, 2001.Это, несомненно, был лев. Хотя львов во плоти и крови я не видал никогда. (Реч.)

Совпадение настолько полное, так часто это лицо стояло у меня перед глазами в плоти и крови, что я обязан был узнать его тут же, без промедления. А встретил — и растерялся… В. Распутин, Наташа.

Вот уже более полувека звание чемпиона мира среди тяжеловесов считается одним из самых значимых в мире спорта. <…> Их боготворили на всех континентах, как богов в плоти и крови. ЭкспрессВидео, 2002.

Да, мне с возлюбленным повезло больше, чем бедной Наине. Что он злодей, преступник, дьявол во плоти — это всё она ему простила. Б. Акунин, Пелагия.

Я ещё совсем молодым — голова одним футболом была заполнена — любил просто слушать их беседы с отцом. Запомнилось, как он у папы спрашивает: «А в рай мы во плоти попадём?» Огонёк, 2001.

культурологический комментарий: Плоть (устар.) — «тело человека в его противопоставлении духу, душе». (Русский семантический словарь. Т. 1. М., 2000. С. 467.) Непосредственным источником фразеол. является одно из библейских сказаний о сотворении человека Богом: «И создал Бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 39, 40.) Согласно этому сказанию, создание человека из праха земного и «дыхания жизни» свидетельствует о его двоякой природе — плоть из праха (материальное начало), душа из дыхания Божьего (духовное начало). Разделение духа (души) и плоти (тела), т. е. противопоставление «духовное (нематериальное) — телесное (материальное)», свойственное архаической форме осознания мира, лежит в основе такого древнейшего архетипического противопоставления, как «сакральное (т. е. священное) — профанное (т. е. обиходно-бытовое)», и имеет глубокие культурные корни. Представления о душе как о бессмертной нематериальной части и о теле как о смертной и материальной части человеческого существа, «сложившиеся у европейских народов под влиянием христианского вероучения, являются плодом длительной и сложной дистилляции более смутных и элементарных мифологических представлений». (Там же. С. 414.) Поэтому истоки образа фразеол. уходят к древнейшим формам мифологического восприятия мира — к анимизму, т. е. олицетворению неживого, а также к фетишизму, т. е. поклонению материальным вещам, предметам. В мировоззрении архаического человека, «если тот или иной предмет оказался удостоен материального воплощения, телесной оформленности в земном бытии, следовательно, он призван обнаружить стоящие за ним высшие значимые смыслы, в существовании объекта открывалась возможность постижения смысла стоящей за ним высшей реальности». (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002. С. 73.) В средневековом христианстве широко использовались уже сложившиеся акты сакрализации «вещного» мира; напр., в главнейшем из христианских таинств — причащении — хлеб, преломлённый пресвитерами, и вино вкушались верующими как «плоть и кровь Господни». (см. об этом в кн.: Словарь Средневековой культуры. М., 2003. С. 448.) Компонент фразеол. «во (в)», указывая на место пребывания, соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь — с соматическим, т. е. телесным, кодом. Смысловая основа образа фразеол. содержит метафору — уподобление материального воплощения кого-л. плоти и крови (главным составляющим организма человека). см. также выражения с компонентами плоть и кровь, имеющими устойчивое обобщающее переносное значение «человек», в Евангелии; напр.: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1: 15-17). Пространственный предлог «во (в)» в образе фразеол. служит для определения локализации, т. е. для установления местонахождения, одной из двух форм бытия — «бытия в теле», т. е. существования во времени — в действительности, в данном, реальном мире, в конкретной, вещественной оболочке (в противоположность существованию вне времени — в воображаемом, нереальном, ментальном мире). фразеол. содержит также синекдоху — древнейшее метонимическое отождествление части и целого: плоть и кровь как неотъемлемые части целостного материалистического существования заменяют самого человека, любое живое существо. Компонент кровь в образе фразеол. несёт особый смысл, символизируя основную движущую силу жизни, поскольку именно наличие крови в организме свидетельствует о его жизнеспособности (ср. с выражениями проливать кровь, пускать кровь, портить кровь, до последней капли крови, связанными с потерей жизни). Употребление во фразеол. этого компонента, метафорически переосмысленного, подчёркивает степень материализации кого-л., чего-л. — наиболее полное проявление физического воплощения, а также в ряде случаев выводит на первый план идею сходства, тождества, одинаковости с себе подобными. см. также фразеол. ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ, и В КРОВИ. фразеол. в целом выступает в роли эталона реального существования, существования в доступном для восприятия виде. Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности данного образа; ср. англ. in flesh and blood, франц. en chair et en os. И. В. Зыкова See: СТАТЬ ПЛОТЬЮ И КРОВЬЮ 1), ОБРЕТАТЬ ПЛОТЬ И КРОВЬ 1), 2. быть; появляться В реальном, конкретном виде. Имеется в виду, что формирующие поведение, отношения между людьми умозрительные представления, мысли, идеи, определённое понимание действительности (p), а также такие объекты окружающей действительности (Z), как страны, города и т. п., предстают в осязаемой, доступной восприятию форме, получают материальное воплощение. Говорится с одобрением, если говорящий считает материальное воплощение желательным, с неодобрением — если оно является, по мнению говорящего, неблагоприятным. книжн. ✦ P <Z> — во плоти . В роли несогл. опред. или обст. Порядок слов-компонентов фиксир.

Перед ними, во плоти и крови, предстало последнее на континенте независимое и процветающее индейское государство — последний осколок великих цивилизаций древности — со своими мудрыми жрецами и воинственными правителями, со своими изощрёнными верованиями, неповторимыми памятниками материальной культуры. В. Гуляев, Древние майя.То, что Горби называл приоритетом общечеловеческих ценностей, на языке Барби зовётся политкорректностью. Барби, в общем, и есть политкорректность во плоти. Огонёк, 2000.

Теперь, в 70 лет, по его утверждению, смысл жизни найден: он в том, чтобы каждое мгновение проживать осмысленно, чтобы жизнь, даже бытовая и интимная, стала мыслью во плоти. Огонёк, 2000.

культурологический комментарий: Основной комментарий см. в ВО ПЛОТИ И КРОВИ 1.. Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира — анимистической, т. е. олицетворяющей неживое: в основе создания образа лежит аналогия «абстрактная сущность, объект — человек». Истоки фразеол. уходят также к свойственному первобытным народам поклонению вещам, материальным предметам, к их культу, т. е. к фетишизму. В мировоззрении человека архаической эпохи каждый природный объект, каждый предмет материального мира являлся не предметом как таковым, а символом, через посредство которого человек приобщался к иному миру — к нетленному миру идей, чистых форм и божественной вечности. (Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.) фразеол. основан также на древнейшем архетипическом противопоставлении «реальность — нереальность» и на связанных с ним оппозициях «сакральное — профанное», «небесное — земное», а также «жизнь — смерть». Компонент фразеол. «во (в)» соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь принадлежат к совокупности двух кодов — антропного, т. е. собственно человеческого, и соматического, т. е. телесного. В создании образа фразеол. участвует метафора — уподобление конкретной вещественной формы чего-л. материальному живому телу — плоти и крови человека. фразеол. в целом выступает в роли эталона воплощения чего-л. в телесной, физической форме. И. В. Зыкова See: ОБРЕТАТЬ ПЛОТЬ И КРОВЬ 2),

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.

Примеры употребления слова телеса в литературе.

Эта проклятая мантия жжет, как угли, как огнь пылающий, и язвительный сей огнь пылает на телесах моих, это кара на меня наложена за богомерзкий плотский грех, в коем я повинен, и этот огнь безотлучно терзает и жжет меня!

Слуги попятились, а булочница попыталась спрятаться за спиной поварихи, но тщетно: пышные телеса женщин друг другу не уступали.

Убо буде подобен трудолюбивей пчеле, не токмо благоуханные цветы и древеса, но и мертвая телеса облетающей, и от всех дивный пчелник, и сладкий мед сочиняющей.

Освободившись от решетки, Нинка потеряла равновесие и, задрав в лицо кавалеру ноги, продемонстрировав молочную белизну подъюбочных телес, бесхитростное бельишко, сделала сальто-мортале в сторону описанной выше и находящейся ниже красоты.

Завхозы почему-то любят облекать свои гражданские телеса в полувоенные одежды, как будто бы деятельность их заключается не в мирном пересчитывании электрических лампочек и прибивании медных инвентарных номерков к шкафам и стульям, а в беспрерывной джигитовке и рубке лозы.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *