Почаевская лавра

В Почаеве, в небольшом городе в западной части Украины, находится Свято-Успенская Почаевская Лавра – одно из самых живописных мест в стране, овеянное множеством легенд. Тысячи туристов и паломников приезжают в этот уникальный архитектурный ансамбль, чтобы познакомиться с его богатой историей, а также поклониться местным святыням и отдохнуть от шумной городской суеты.

На территории Лавры функционируют несколько церквей и соборов, а также здания, выполняющие административные и общественные функции. С территории Лавры открывается живописный вид на Почаев, так как этот грандиозный по размерам комплекс сооружений расположен на горе, из-за чего церкви и монастыри возвышаются над городом примерно на 70 метров.

Предание гласит, что в 13 веке Пресвятая Дева предстала перед взором местных крестьян на горе, на которой сейчас находится Лавра, оставив отпечаток своей стопы на камне. Над этим следом и была впоследствии возведена главная жемчужина этого архитектурного комплекса – Успенский собор. Колокольня, расположенная рядом с Успенским собором является одной из самых высоких в православном мире и достигает около 65 метров в высоту. Помимо Успенского собора, туристов также заинтересует и Троицкий собор, являющийся относительно новым. Он был построен в 20 веке, однако, своим внешним видом он напоминает шедевры древнерусского храмового зодчества домонгольского периода.

Экскурсионные туры в Почаевская Лавра

Внутри Успенского собора над царскими вратами хранится чудотворная икона Почаевской Божьей Матери – главная святыня Лавры, известная во всём мире. People Travel советует внимательно ознакомиться со всеми внутренними росписями храма, ведь в них запечатлена его история с момента основания. Сюжет изображения, нарисованного на стене перед алтарём, рассказывает о явлении Божьей Матери.

По легенде, во время штурма монастыря турками в конце 17 века, жители близлежащих деревень, прятавшиеся в храме вместе с монахами, молились о спасении своих жизней перед иконой Почаевской Божьей Матери. Их молитвы были услышаны, и Богородица появилась над собором, окруженная ярким сиянием, тем самым обратив захватчиков в бегство.

На территории Лавры находится небольшая, но очень уютная гостиница с раздельными номерами для мужчин и женщин. Гости могут восстановить силы после длительного осмотра достопримечательностей Лавры в одной из двух столовых, расположенных на её территории, где посетителям предлагается большой выбор постных блюд.

Братия и сестры! Предупреждаем вас, что Почаевская Лавра никому не поручала собирать пожертвования и принимать записки. Вся информация которая подается кроме нашего официального сайта — неправда. Сбор на сорокоусты, годовые и другие службы- это обман!

Онлайн аудио-трансляция Богослужений

Смотреть карту проезда…

Свідчення про чудеса

Свидетельство о чудесах

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о выходе из Всемирного Совета «церквей»

Сказание Зиновия Мниха о прелести антихристовой

Звернення братії Почаївської Лаври до кожного з народних депутатів Верховної Ради України проти легалізації на законодавчому рівні содомських гріхів

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к главе Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ

Предвестие апокалипсиса

Письмо Бога к человеку

Божий призыв

Звернення братії до православних християн про збір підписів на захист Лаври

Грамота Патриарха Алексия II

Древо Христианской Церкви

Відкрий очі, Україно!

Звернення братії Почаївської Лаври в звязку з тим, що людей примушують давати письмову згоду на користування своїми персональними даними

Звернення братії з приводу публікацій в ЗМІ

Обращение братии Лавры к Президенту против введения новых биометрических паспортов и универсальных социальных карт

Греческая Православная Церковь против электронных карточек и символики антихриста

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к главе Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ …

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу …

Экспертизы ИНН…

Церковь об ИНН …

Современное лжеучительство…

Как людей, с помощью новых психотехнологий, загоняют в электронный концлагерь…

В связи с обсуждением Верховной Радой Украины проекта Налогового кодекса Украины, Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к руководству государства с изложением позиции Украинской Православной Церкви относительно данного законопроекта в части идентификационных номеров…

Правнуки Ленина – живут и действуют

Ответ Духовного Собора Почаевской Лавры на провокационную статью о.Андрея Дудченко о Почаевской Лавре

Звернення братії Свято-Успенської Почаївської Лаври з приводу прийняття нового податкового кодексу України

Повноважний представник Української Православної Церкви у Верховній Раді України архієпископ Львівський і Галицький Августин звернувся до народних обранців

Звернення православних християн з приводу прийняття податкового кодексу до керівників держави

Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и не праведных

(Деян. 24, 15)

Надежда на воскресение из мертвых должна наполнить нас радостью во время нашей земной жизни. Могила — не конец. Мы восстанем вновь к новой, вечной жизни.

Христос не только проповедывал о воскресении мертвых, но Сам сошел в могилу и через три дня вернулся на землю живой. Этим Он доказал возможность воскресения. Он, Богочеловек, умер и воскрес, и это стало возможным для всех. Он Своею смертью победил смерть раз и навсегда. Теперь смерть уже побежденный враг. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет!» (Ин. 11, 25) — говорит Христос.

Жизнь наша не прекращается, не прерывается смертью. Дух не умирает, а живет после смерти более полною, более чудною жизнью. Тело одно опускается в могилу, где праведные спят во Христе до воскресения. Их ожидает окончательное пробуждение. Восстанут уж не прежние, бренные, греховные, смертные останки человека, а тело обновленное, бесстрастное, которое будет жить во веки со Христом.

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2018 года министерство юстиции Украины отменило решение о государственной регистрации передачи комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование Украинской православной церкви (УПЦ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата). Об этом сообщила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова. Председатель юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов заявил, что решение минюста об отмене госрегистрации (изъятии из реестра записи) о праве пользования на сооружения Почаевской лавры не отменяет договор о пользовании с 2003 года. По его словам, право пользования, приобретенное до 2013 года, не подлежит обязательной государственной регистрации.

На официальном сайте Почаевской лавры 23 ноября 2018 года было опубликовано заявление братии монастыря. В нем говорится, что насельники обители расценивают действия властей как попытку «уничтожить монашество на территории западной Украины». По мнению братии, целью госорганов является передача имущества Почаевской лавры новообразуемой церковной организации, подконтрольной Константинопольскому патриархату.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и современном положении Почаевского монастыря.

Свято-Успенская Почаевская лавра — один из крупнейших исторических православных монастырей. Расположен в Почаеве Тернопольской области Украины. Является крупным центром православного паломничества.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Архитектурный ансамбль

Почаевская лавра расположена на одноименной горе, которая возвышается над окрестностями на высоту 70 м. На ее вершине расположены главные сооружения монастыря, на склонах холма — еще несколько зданий, формирующих ядро архитектурного ансамбля обители. Главный храм Почаевской лавры — Успенский собор, построенный в стиле позднего барокко над стопой Богородицы в 1771-1791 годах по проекту архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полиевского. При его строительстве в здание собора была полностью включена церковь Святой Троицы (1649), в настоящее время сохранился ее восточный фасад. С собором связаны прямоугольные келейные корпуса, построенные в конце XVIII века. Они образуют замкнутую композицию с внутренним двором. В ансамбль лавры также входят архиерейский дом (1825), надвратный корпус с церковью Рождества Богородицы в стиле классицизма (1834-1835), четырехъярусная колокольня, высотой 65 м (1861-1869). В 1906-1911 годах в Почаевской лавре по проекту архитектора Алексея Щусева был воздвигнут масштабный Троицкий собор в новгородско-псковском стиле. Мозаичное панно его южного портала выполнено по рисунку художника Николая Рериха.

Современное состояние

В настоящее время братию Почаевской лавры составляют около 200 монахов и 50 послушников. Наместником обители с 1996 года является митрополит Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской епархии.

В монастыре с 1994 года функционирует духовная семинария. На территории обители работают паломническая гостиница, издательство. При лавре с 1990 года действует Свято-Духов скит (первые сведения о нем относятся к XIII веку, закрыт в 1960 году).

Ежегодно 19 августа из села Довжок близ города Каменец-Подольского в Почаевскую лавру проходит крестный ход (в 2018 году в нем участвовали 20 тыс. человек).

Вопрос об имущественном статусе лавры

После распада СССР и провозглашения независимости Украины братия лавры арендовала здания монастыря у местных властей на платной основе. С 2000 года аренда стала бесплатной.

29 мая 2001 года постановлением Кабинета министров Украины в Почаеве был создан Кременецко-Почаевский государственный историко-архитектурный заповедник. В его состав были включены исторические постройки лавры — Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольня, надвратный корпус. В 2002 году все памятники были переданы из общей собственности территориальных общин Кременецкого района в государственную собственность с отнесением в сферу управления Госстроя Украины.

17 июля 2003 года распоряжением Кабинета министров Украины постройки лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского заповедника и переданы в бесплатное пользование Украинской православной церкви на 49 лет — до 1 января 2052 года.

В 2003 году Почаевскую лавру пытались захватить члены украинской националистической организации Украинская национальная ассамблея — Украинская национальная самооборона (УНА-УНСО, запрещена в РФ). Однако они были остановлены представителями православного казачества.

Начиная с 2003 года Тернопольский областной совет неоднократно выступал с требованиями об отмене решения правительства о передаче лавры в пользование УПЦ. В частности, в апреле 2015 года его депутаты потребовали от президента Украины Петра Порошенко передать сооружения лавры в госсобственность с целью предоставить возможность совершать там службы представителям самопровозглашенного «Киевского патриархата». С аналогичными требованиями выступали организации украинских националистов УНА-УНСО, «Правый сектор» (запрещена в РФ), партия «Свобода» и др.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет) в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания Константинопольской патриархией автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

В ноябре 2018 года министерство культуры Украины обжаловало в минюсте решение о госрегистрации права УПЦ на пользование имуществом Почаевской лавры. Тогда же полиция Тернопольской области открыла уголовное производство по факту передачи сооружений монастыря в пользование Украинской православной церкви.

На западе Украины живет своей обычной жизнью древний город Почаев, который мог бы так и остаться неприметным для туристов и не оставил бы такого значительного следа в истории если бы не его главная духовная ценность – Свято-Успенская Почаевская Лавра, золотые купола которой видны еще на подъезде к городу.

Почаевская Лавра – древний оплот православной веры, располагается на высоком холме, возвышающемся над городом Почаев более чем на 75 метров, и поражает всех гостей города своим живописным величием. Возвышаясь от горы к небу, монастырь во все времена стоял на страже Святого Православия в землях Галичины и Волыни.

Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из пяти православных монастырей на территории исторической Руси, удостоенных титула Лавры, одна из трёх украинских Лавр, четвертая по времени получения титула, после Свято-Успенской Киево-Печерской Лары (Киев), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Подмосковье, Сергиев Посад) и Свято Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург).

История Почаевской обители – неопровержимое подтверждение Покрова Пресвятой Богородицы, ее особого покровительства над обителью. Монашеская жизнь в этих местах началась с середины XIII века, когда православные иноки с разгромленного монголо-татарами Киева бежали на запад. Поселились монахи на горе, а первыми монашескими кельями были каменные пещеры. Они же и нарекли местность по названию притока Днепра — Почайна. Так и обрел город Почаев своё современное название.

В 1240 году пастухи пригнали к подножию горы свои отары овец на водопой. Сюда же пришли и монахи-отшельники для сугубой молитвы. Вершина горы залилась необычным светом, точно Неопалимая купина на горе Синай. Пресвятая Богородица явилась пастухам и монахам в огненном столпе. Когда видение исчезло, на горе, в известковом туфе, остался след Пресвятой Богородицы – отпечаток ее правой стопы, где забил Святой источник. След Пресвятой Богородицы стал первым чудом и главной святыней Почаевской Лавры, прославившей ее на весь православный мир. Исцеления от Стопы Пресвятой Богородицы и Святой воды происходят до сих пор.

Вскоре у подножия Почаевской горы монахи возвели монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. А через четыре столетия на вершине холма была построена церковь. Таким образом стопа и источник оказались под сводами Храма Божьего. Сейчас на этом месте стоит величественный Успенский собор.

В 1559 году местная помещица Анна Гойская гостеприимно принимала у себя греческого Митрополита Неофита который проезжал Волынскими землями. Благодарный иерарх благословил Анну Гойскую древней иконой Пресвятой Богородицы, византийского письма. Чудодейственная сила образа исцелила брата Анны Гойской от врожденной слепоты. В 1577 благочестивая Анна передала икону в монастырь для всеобщего почитания. Так в монастыре появилась вторая святыня — чудотворный образ Почаевской Пресвятой Богородицы.

В 1604 году в обитель пришел Прп.Иов Зализо. Все дни проводил он в непрерывной молитве. От постоянного пребывания в коленопреклонной молитве на его ногах появились раны, которые остались видны и на его нетленных мощах. Став игуменом монастыря, много трудов приложил он для процветания обители. Почил он в возрасте более ста лет.8 лет пролежали его мощи в земле и от могилы его исходил свет. Святые мощи были перенесены в церковь после того как Прп. Иов Почаевский во сне явился митрополиту Киевскому. Так Почаевский монастырь обрел третью святыню.

Навеки запечатлено в памяти событие 1675 года. Монастырь в то время практически полностью состоял из деревянных построек. Казалось, что обитель уже ничто спасти не может от сожжения и уничтожения. Но во время молитвы перед Чудотворным образом Почаевской Божьей Матери над монастырем произошло явление самой Царицы Небесной в окружении Небесного воинства и Прп. Иова Почаевского, склоненного в колено преклонной молитве перед Пресвятой Богородицей. Турки в ужасе бежали, побежденные своими же стрелами, которые отлетали обратно на них. Враг был отогнан от обители и города Почаев его же оружием. Монастырь был спасен и в память об этом событии был установлен праздник Почаевской иконы Божьей матери, который празднуется 5-го августа.

Монастырь продолжал расти и развиваться, переживая разные этапы в своей истории. В 1833 году обители был присвоен статус Лавры. Обитель пережила оккупацию австро-немецкими войсками во время Первой мировой войны, немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны и «хрущевскую» волну гонений на Церковь начала 1960-х годов. В советские годы Почаевский монастырь оставался открытым и монашеская молитва не переставала возноситься к Господу и Пресвятой Богородице.

В XX веке в обители воссиял новый светильник веры и благочестия – Прп. Амфилохий Почаевский. 12 мая 2002 года произошло его прославление и Свято-Успенская Почаевская Лавра обрела еще одного небесного заступника, свою четвертую святыню. Он вместе с Прп. Иовом Почаевским и Пресвятой Богородицей являются неизменными заступниками Почаевкой Лавры.

Эти величайшие святыни православного мира непрерывно влекут к себе паломников и туристов со всех уголков православного мира. Тур в Почаев с каждым годом становится все более и более популярным среди большого количества туристов. Гостей и паломников в древний город и древний монастырь влечет великолепная Лаврская архитектура, многочисленные истории об удивительных исцелениях и чудесах.

Наибольшее количество богомольцев Лавра принимает в день прославления Прп. Амфилохия Почаевского – 12 мая, на праздник Почаевской иконы Божьей Матери — 5 августа, на Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа и в день памяти Прп. Иова Почаевского – 10 сентября.

Посещение Почаевского монастыря и его святынь для многих людей, приезжающих в эту Святую обитель, становится важным благотворным фактором в жизни. Многим, именно во время поездки в Почаев, у Почаевских святынь открываются ответы на наболевшие вопросы – как жить дальше, как изменить жизнь, чтоб обрести мир в душе, семьях и в стране. Многие, свидетельствуют о том, что поездка в Почаев стала для них неким рубежом, переступив который, они стали воспринимать христианские таинства как неотъемлемую часть своей жизни, а также лучше стали понимать себя и своих близких.

Паломническая поездка в Почаев – это незаменимая поездка для тех, кто хочет отдохнуть душой, насладится живописными пейзажами и величием архитектурного ансамбля Почаевской Лавры, а также очистить душу и вынести в своей душе тепло и благословение ее святынь и духовенства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *