Вопрос: К какому полу принадлежит Бог – мужскому или женскому?
Ответ: При изучении Писания становятся очевидными два факта: во-первых, Бог есть дух, и на Него не распространяются человеческие характеристики и ограничения; во-вторых, все доказательства, содержащиеся в Писании, подтверждают то, что Бог открывался человечеству в мужском образе. Прежде всего, необходимо понять истинную природу Бога. Бог является личностью, следовательно, Ему присущи все характеристики личности: разум, воля, интеллект и эмоции. Бог общается, имеет отношения; свидетельства о Его личных действиях мы находим во многих частях Священного Писания.
В Евангелии от Иоанна 4:24 написано: «Бог – это дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины» (современный перевод Российского Библейского Общества). Поскольку Бог является духом, то Он не обладает физическими характеристиками человека. Тем не менее, иногда образный язык, используемый в Библии, наделяет Бога человеческими характеристиками, чтобы дать людям возможность понять Его. Такое использование человеческих качеств для описания Бога называется «антропоморфизмом». Антропоморфизм просто является средством для Бога (духовного существа) сообщить истину о Своей природе всему человечеству, физическим существам. Являясь таковыми, мы ограничены в своем понимании вещей, находящихся вне физической сферы, поэтому антропоморфизм в Писании помогает человеку понять, кем является Бог.
Определенные трудности возникают при рассмотрении того факта, что человек был создан по подобию Божьему. Книга Бытие 1:26–27 говорит: «И сказал Бог: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие – чтобы он господствовал над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всею живностью, которая снует по земле». Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил».
Это значит, что как мужчина, так и женщина были созданы по образу Божьему. В этом они выше всех других творений – они, как и Бог, имеют ум, волю, интеллект, эмоции и моральные качества. Животные не имеют моральных качеств, как и не владеют нематериальным компонентом, присущим человеческим существам. Именно образ Божий является духовным компонентом, которым обладает лишь человек. Бог сотворил нас для отношений с Ним; мы – единственные из всего творения – предназначены для этой цели.
Это значит, что мужчина и женщина были созданы по «образцу» Божьему, но они не являются «маленькими копиями» Бога. Факт существования разных полов человечества не значит, что Бог обязательно должен иметь мужские или женские черты. Помните, что создание по образу Божьему не относится к физическим характеристикам.
Мы знаем, что Бог является духовной личностью и не обладает физическими характеристиками. Но это не ограничивает то, как Бог может раскрывать Себя человечеству. Священное Писание содержит все откровения, данные Богом человеку о Себе, и поэтому лишь оно является объективным источником информации о Боге. Исследуя Писание, мы можем найти несколько сообщений о том, в какой форме Бог открывал Себя человечеству.
Библия содержит почти 170 упоминаний о Боге как об Отце. Невозможно быть отцом, если ты – не мужчина. Если бы Бог желал открыться в женской форме, то в этих местах стояло бы слово «мать». В Ветхом и Новом Завете местоимения мужского пола в отношении Бога используются повсеместно.
Иисус Христос также несколько раз упоминал о Боге как об Отце, а в остальных случаях использовал мужские местоимения. Лишь в одних Евангелиях Христос использует слово «Отец», непосредственно имея в виду Бога, почти 160 раз. Особый интерес вызывает заявление Христа в Евангелии от Иоанна 10:30: «Я и Отец – одно». Иисус Христос пришел в человеческом облике, чтоб умереть на кресте за грехи мира. Как и Бог Отец, Он предстал перед человечеством в виде мужчины. Писание содержит много других мест, где Христос использовал существительные мужского рода по отношению к Богу.
Послания Нового Завета (от Деяний до Откровения) содержат почти 900 стихов, где слово «теос» – греческое существительное мужского рода – используется непосредственно в отношении Бога. В бесчисленных упоминаниях о Боге в Библии очевидно постоянное использование мужского рода для описания Бога. Хотя Бог и не является человеком, Он выбрал мужской облик, чтоб явить Себя человечеству. Кроме того, Иисус Христос, находясь на земле, также принял мужскую форму. Пророки Ветхого Завета и апостолы Нового Завета упоминают о Боге и Иисусе Христе, используя лишь мужские имена и названия.
Бог открылся в этой форме для того, чтобы человеку было легче понять, кем Он является. Утверждение, что Бог избрал женскую форму, чтоб открыться человеку, не соответствует Писанию. Доказательств этому в Библии просто не существует. Тем не менее, хотя Бог помогает человечеству понять Его, важно не пытаться ограничивать Его тем, что не присуще Его природе.
Х РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2002 г. 30 января 2002 года.
МАКСИМОВ Ю. В.
преподаватель Московской
Духовной Семинарии
и Православного
Свято-Тихоновского
Богословского Института
В Ветхом Завете для обозначения «Духа» употребляется слово «ruah»; в то время как на арамейском это слово исключительно женского рода, на древнееврейском оно иногда может быть мужского рода. Однако из 84 случаев использования в Ветхом Завете слова «дух», в контекстах, традиционно понимаемых как указания на Святого Духа, 75 раз оно является или явно женским или неопределённым (из-за недостатка глагола или прилагательного). Только девять раз это слово употребляется как существительное мужского рода.
Это предпочтение формы женского рода в контексте, где речь идёт о Духе Божием, независимо от того, что именно под этим выражением понималось читателями Священного текста в то или иное время, указывает, что идея женственности, какой-то её оттенок считался более уместным и более верным для отображения представления о едином непостижимом Боге.
В некоторых кругах раннего христианства это получило своё продолжение и развитие.
В «евангелии от Евреев» (кон. I в.) вполне определённо утверждается, что Дух есть Мать Сына: «И произошло так, когда Господь выходил из воды, Дух Святой сошёл и наполнил Его, и покоился в Нём, и сказал Ему: Мой Сын, из всех пророков я ждал Тебя… ибо Ты Мой покой, Мой Сын первородный, и Ты будешь править вечно (Иероним, Нов. 11.2)»; «Так сделала Мать Моя, Дух Святой, взяла Меня за волос и перенесла на гору Фавор (Ориген. Ио 11.12)». Возникновение этой идеи было обусловлено во-первых тем, что, как уже говорилось, слово «Дух» было женского рода, а во-вторых тем, что в каноническом евангельском описании Богоявления слова: Ты Сын Мой Возлюбленный… (Мф 3:17) можно было вполне понять как принадлежащие сходящему Святому Духу. К тому же, вероятно, сказывалось желание усимметрить Троицу с точки зрения соответствия человеческим семейным отношениям: Бог-Отец, Бог-Мать, Бог-Сын. Мы видим здесь определённое выражение женского образа в Божестве, понимаемое как основа внутрибожественной жизни, внутрибожественной любви, ипостасных отношений.
Три века спустя эту же мысль можно встретить у латинского автора IV в. Мария Викторина, который пишет дословно следующее: «Нет ошибки в том, чтобы Святого Духа считать Матерью Сына (Аdv. Arium. I.57)». На латыни «Дух» будет «spiritus» — слово мужского рода, и высказывание Викторина указывает на то, что подобные представления о женском образе Духа Святого не обусловлены языковыми особенностями, но вытекают из самого теоретизирования древних христианских писателей о Боге.
Греческое «pneuma» — среднего рода, однако и у грекоязычных Отцов Церкви встречаются указания на некоторую, довольно определённую связь Духа Святого с женским началом.
Св. Мефодий Патарский (кон. III в.) первым определил образ Божий в человеке как образ Триединства Божественных Личностей, отображённый в отношениях человеческих личностей разного пола: нерождённый Адам есть образ Отца, рождённый его сын есть образ Сына и Слова Божия, а происшедшая из него Ева означала исходящее лицо Духа Святого (Фр. Х). То же утверждает прп. Анастасий Синаит (VIII в.): «Потому Бог и не вдунул в Еву дыхание жизни, поскольку она есть образ Святого Духа — дыхания и жизни, и поскольку ей надлежало, посредством Святого Духа, воспринять Бога»1.
Эти высказывания Отцов о Еве как образе Духа Святого очень близки по смыслу к триадологии «Евангелия от Евреев» — Мария Викторина. Половое разделение единой человеческой природы, подразумевающее межличностное единение (см. Быт 2:23), понимается как образ отношения Божественных Ипостасей Триединого Бога. И образом Духа оказывается именно женщина.
Женский образ Духа Святого нашёл отражение не только в представлении о внутрибожественных отношениях, но и в понимании отношения Духа к верующим: так, в апокрифических сирийских «деяниях Фомы» (нач. III в.) Дух называется «Матерью сострадательной» (Acts of Thomas 2:27).
Это обзорная работа, и она не преследует цели дать догматическую оценку описанным выше мнениям. Однако со своей стороны хотелось бы сопоставить с ними высказывания современных православных богословов о соотношении образа Божия в человеке и половом разделении. «Мужчина и женщина, как учит Библия, созданы по образу Божию…, и это становится ясным только в свете догмата о Троице… в Божественном замысле мужчина и женщина отображают и представляет тайну Святой Троицы»2, «тринитарная модель жизни — это отнюдь не единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга ипостасей. Таким образом, различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного»3.
Согласно православному вероучению, Божественные Ипостаси едины во всём, а отличаются иным образом бытия4. В некотором роде вполне корректно рассмотрение мужественности или женственности как иного образа бытия одной и той же человеческой природы.
kristina-schroeder1.jpg
Кристина Шрёдер, министр по делам семьи и женщин Германии, полагает, что Бог это не обязательно Он… Кристина Шрёдер, министр по делам семьи и женщин Германии, полагает, что Бог это не обязательно Он… Кристина Шрёдер, министр по делам семьи и женщин Германии, в своем интервью немецкому еженедельнику Die Zeit рассказала, как она объяснила своей дочери использование артикля со словом Бог. Дочь ее спросила, почему у Бога артикль мужского рода der. Министр ей ответила: какой артикль использовать — не имеет большого значения, вместо традиционного der можно использовать и артикль среднего рода das. Другими словами, она сказала в интервью, что на самом деле Бог не имеет пола.
Поднялся скандал, и прежде всего ее осудили представители ее собственной партии Христианско-демократический союз (ХДС) и баварской партии Христианско-социальный союз (ХСС). Они обратили внимание на тот факт, что в Библии к Богу обращаются как к Отцу, и, следовательно, род Бога — мужской.
За Шрёдер заступился Стеффен Зайберт, представитель правительства Ангелы Меркель: » Если мы верим в Бога, артикль не имеет значения. Если вы обращаетесь к Богу по-другому, молитва все равно будет услышана», — сказал он.
То, что Бог не имеет рода, признано в эзотерической литературе, где мужское и женское начало Бога находятся на абсолютно равных правах. Разве плюс имеет преимущества над минусом, а электрон над протоном? Вы можете обращаться к Высшей сущности Он, или Она, или Оно, это не имеет никакого значения, считают мистики. Важно, что именно Вы вкладываете в свое обращение, и как верно заявил представитель Ангелы Меркель, ваша молитва будет услышана.