В кемеровском интернете есть традиция – ругать всё, что связано с церковью. Фотографии храмов, новости из мира религии, да и вообще, даже то, что не имеет к вере никакого отношения, рискует скатиться в холивар «верунов» и атеистов. При этом последние стараются всячески примазываться к науке, не имея на то никаких оснований. Поэтому, хотелось бы немного поговорить о том, как атеизм относится к науке (никак).
Когда мы говорим о науке или научности, то используем наработки теории или философии науки. Последняя выделяет несколько критериев научности, среди которых главным является критерий фальсификации, выдвинутый Поппером. По нему научным является только то, что может быть опровергнуто в ходе эксперимента.
Говоря проще, научной будет речь о том, что каждый кемеровчанин на 100% состоит из баклажанов. Тогда как утверждение, что Кемерово существует только в моем сознании, ненаучно, ведь мы не можем себе представить эксперимент, в ходе которого оно будет опровергнуто. К чему я это?
К тому, что вы все плод моего воображения.
К тому, что вопрос существования Бога не относится к области науки, если мы говорим о трансцендентном Боге, то есть непричастном этой реальности. Такое существование не может быть ни доказано, ни опровергнуто эмпирическим путем. Иными словами, существование Бога или Его небытие не является научным вопросом, но является лишь верой.
Поэтому нет, в широком смысле наука не противоречит религии, но в узком смысле мы можем говорить лишь о противоречии тех или иных религиозных догматов науке. Если, например, кто-то утверждает, что наша планета стоит на трех китах, то такое утверждение будет и научным и ложным.
Но если кто-то утверждает, что Бог есть или он есть любовь, то не нужно писать «тупые веруны, наука доказала, Докинз». Потому что нет, наука не занимается духовностью и не делает заявлений о том, что не может быть измерено и фальсифицируемо.
Однако день 14 февраля радует не всех.
— А есть люди, которым в принципе не дано любить? — спрашиваю у знаменитого врача-психотерапевта, сексолога, кандидата медицинских наук, профессор Института психоанализа Александра Полеева.
Александр Полеев| Четвертая часть людей, согласно научным исследованиям, не испытывает чувства любви, — отвечает он. — Речь идет о тех, кто живет в цивилизованных странах, в так называемом золотом миллиарде, потому что на мировом уровне подобные исследования не проводились. Но это не значит, что эти люди не испытывают чувства привязанности, желания о ком-то заботиться, однако пережить романтическую любовь им не дано.
Российская газета| А что такое романтическая любовь?
Полеев| Это — очень важный и сложный феномен. Я писал статьи на эту тему, их можно посмотреть на моем сайте www.prosex.ru, и в книгах моих об этом есть. Большая настоящая романтическая любовь обычно бывает у нормального человека в жизни один, два, максимум три раза. Чаще она случаться не может, потому что это чувство — очень радостное, светлое и яркое, НО — истощающее. И психологически и физиологически. В ее основе лежат вовсе не эмоции, как может показаться, и вовсе не страсть (хотя они присутствуют), а так называемая двойная ошибка мышления. Прежде всего это — идеализация, когда обычный человек представляется нам необыкновенно умным, привлекательным и неординарным. Очень часто идеализация происходит, несмотря на то, что мы знаем реальные достоинства человека. Вторая ошибка мышления — это представление о единственности. Когда кажется, что только с этим человеком вы будете счастливы.
У мужчин бывает только часть этих расстройств, потому что представление о единственности партнерши у нас не выражено. А идеализация — да. Какая-то девочка может нам казаться самой обаятельной и привлекательной.
РГ| А вот те, кто любить не умеют, у них отсутствует романтическая любовь как таковая?
Полеев| Для того чтобы понять, что они не умеют любить, необходимо разъяснить: а что именно им не дано. Для чего природа придумала романтическую любовь? Можно же было бы так тихо создавать семью, как делают рациональные немцы. Воспитывать детей. Дело в том, что именно романтическая любовь пробуждает желание жить вдвоем — это во-первых. Второе — она пробуждает сексуальность. Романтическая любовь нужна прежде всего женщинам. Если бы ее не было, большинство из них остались бы фригидными. Романтическая любовь — очень важный процесс. Длится он не очень долго — от четырех до девяти месяцев. Больше длиться не может, потому что идет психологическая подстройка к другому человеку. Люди уже привязались друг к другу, появляется иной вид любви — менее острый.
Те, кто не умеет любить, — у них нет идеализации. Не потому, что они такие умные, а оттого, что они боятся кого-либо идеализировать и таким образом стать зависимыми от определенного человека, уязвимыми. Они, как правило, слишком хрупки. Но часть из них не может идеализировать и потому, что они слишком критичны. Иногда не только к другим, но и к себе. А без идеализации любовь не происходит. Еще один важный момент — пары, которые сошлись без романтической любви, гораздо чаще распадаются. Представьте, поженились люди по расчету. Это может быть психологический расчет, не обязательно материальный. Прожили они пять лет, стали взрослее, умнее, обеспеченнее. Стали смотреть на других. Думать — не перебраться ли к другому партнеру? Задают себе вопросы — и что я в ней (в нем) нашел? Но при этом вспоминают те шесть или восемь месяцев, когда безумно любили друг друга. И возникает мысль, мол, если у меня с ней (с ним) такое было, а с новым партнером такого эмоционального всплеска нет, стоит ли уходить?
РГ| Те, кто не способен испытать любовь, они сами это осознают?
Полеев| Как правило, да.
РГ| И страдают от этого?
Полеев| Они книжки читают, фильмы смотрят, у них есть друзья и подруги, которые им рассказывают о своих чувствах. Мужчины к этому относятся более спокойно. Они говорят: «Я тоже так хочу — быть увлеченным, чтобы гореть, чтобы спешить к ней на свидания. У меня такого никогда не было. Когда-то я это не уважал, а теперь понимаю, что это — здорово! Помогите». А женщины переживают тяжелее. Более того, они не могут состояться как женщины! Без любовного чувства они тяжело втягиваются в интимную жизнь. Чтобы войти в сексуальные отношения, необходима любовь, эмоциональный подъем. Поэтому женщины, неспособные любить, как правило, несостоявшиеся сексуально. Они видят влюбленных подружек и смеются над ними, мол, что ты в нем нашла, и маленького роста, и некрасивый, и получает всего 250 долларов. А потом — и другая подружка влюбилась, и третья, и четвертая. А у нее все никак! Она занимается сексом с мужчинами, но эмоционального-то подъема нет.
РГ| Отчего это бывает? Может, неспособные любить — это эгоистичные люди, зацикленные на себе?
Полеев| К эгоизму это не имеет прямого отношения. Эгоистичные люди тоже любят, правда, эгоистично.
РГ| Отсутствие любви — оно излечимо или нет?
Полеев| Излечимо, но это в большинстве случаев сложный психотерапевтический процесс. Дело ведь в особом складе личности. То, что эта личность не умеет любить, — это только вершина айсберга. За этим кроется другое. Неспособность к романтической любви, строго говоря, это болезнь. Потому что за ней тянется хвост проблем, например, неспособность преодолеть невротические комплексы, недостаток сексуальности. Строго говоря, это тяжелое невротическое расстройство, с которым женщины обращаются к специалистам часто. А мужчины так и ходят. Очень часто бывает так, что неспособность идеализировать, критичность и уязвимость с возрастом проходят. Особенно у мужчин. И человек по-настоящему влюбляется в 35 лет. И весь секс, все увлечения, которые были до этого, кажутся пошлым идиотизмом на фоне этого чувства.
РГ| Но хорошо, если это происходит в 35 лет, а не в 55.
Полеев| Бывает и в 55, но это — реже, потому что любовь требует большой энергетики, а в этом возрасте у человека ее уже просто нет.
РГ| А как же фраза «любви все возрасты покорны?» Мне кажется, что и в 55
лет у человека вдруг может появиться такая энергетика…
Полеев| Абсолютно не все возрасты покорны, если говорить о большой романтической любви. Такая любовь требует длительного горения, страсти. И сильно в 55 лет развернешься? Кто-то, конечно, сохраняет энергию. Но любовь требует не только психологических сил, но и подкрепления их физической энергией.
РГ| Бывает ли такое, что человек способен любить, но не себе подобного, а, скажем, деньги?
Полеев| Это случается достаточно редко. Можно воспылать страстью к какому-то предмету увлечения. Такое отношение встречается, например, у коллекционеров. Да, я видел в своей практике человека, который покончил с собой из-за невозможности купить понравившуюся картину Айвазовского (ему не хватило 10 тысяч долларов). Но это — люди неспособные на большую любовь к женщине, потому что их внутренние силы направлены на другое.
РГ| У меня возник такой вопрос, потому что некоторые в наше время ради заработка готовы пожертвовать любым светлым чувством ради кругленькой суммы.
Полеев| Это не значит, что светлое чувство в них не возникает. Но для того, чтобы любовь в них расцвела, она должна поддерживаться партнером. Романтическая любовь без взаимности быстро угасает.
валентинки
Валентин Распутин:
Писатель живет в Сибири. В Москву он прилетел на премьеру в МХТе им. Чехова спектакля «Живи и помни» по одноименной его повести. Главный герой повести Андрей Гуськов дезертирует с войны в конце войны и скрывается в окрестности родной деревни. Почувствовав присутствие мужа, Настена находит его и трепетно хранит эту тайну. Где-то вдалеке идет война, а в душах героев проснулось и заново расцвело «запретное чувство». Бездетная до войны Настена забеременела. В момент облавы на Андрея Настена кончает жизнь самоубийством…
Поступки распутинских героев созвучны сегодняшнему зрителю?
— Валентин Григорьевич, понравился ли вам спектакль?
— Да.
— Что больше движет вашими героями — любовь или супружеский долг?
— У моих героев долг замешан на любви. У них чистые замечательные отношения.
— А что такое, по-вашему, любовь?
— Это — очищающее чувство.
— А то, что называют сегодня любовью в телефильмах и передачах, посвященных взаимоотношениям мужчины и женщины?
— Это не любовь, а растление. Но зло не везде победило. Приезжайте к нам в Сибирь, посмотрите, как люди живут — и любят вопреки всему…
Валентин Юдашкин:
— Кто вам дал имя Валентин?
— Мама.
— Она знала, что оно означает?
— Думаю, что да.
— Чем сейчас вы заняты?
— Подготовкой к Неделе моды в Милане, в которой мы принимали участие, и нашему традиционному праздничному шоу, посвященному женскому дню. Моя новая коллекция называется «Кабаре».
— Что бы вы хотели пожелать в День святого Валентина?
— Любите и будьте любимы.
Валентин Черных:
— Валентин Константинович, вы автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Любовь земная» Евгения Матвеева. А все-таки чем отличается наша русская любовь?
— Ничем. Любовь она и в Париже любовь, и в Москве, и в Риме. Просто любить у нас, наверное, труднее.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Над поправками к десятисерийному фильму Мурата Ибрагимбекова. Названия еще нет, но я хочу предложить свое:»Москва бьет с носка».
— И о чем фильм?
— Да все о том же. Москва — город жесткий, может не только полюбить, но и обломить.
— А что у вас такой голос грустный?
— Собака умерла. Это как будто родного человека потерял.
Валентин Гафт:
— Что такое любовь?
— Я когда-то написал в своей книге «Любовь — короткая статья, но все зависит от чтеца».
— И что вы сейчас читаете?
— Моя последняя любовь — Ольга Михайловна Остроумова. Это судьба.
Валентин Смирнитский:
— Валентин Георгиевич, в «Трех мушкетерах» вы сыграли Портоса. Мушкетеры отличались рыцарским отношением к женщине. А сегодня они встречаются в жизни?
— Редко.
— Что бы вы пожелали людям, жаждущих любви?
— Найти свою половинку.
«Вступая на пост, я сказал, что буду президентом всего народа. Это не значит, что я буду угождать каждому их двух миллионов жителей Латвии», — заявил президент Латвии Эгилс Левитс в интервью Latvijas Avīze. Он также прокомментировал обвинения, которые содержатся в книге Лато Лапсы и Кристине Бормане «Самозванец» («Viltvārdis»).
Продолжение статьи находится под рекламой Реклама
«Я не считаю, что президенту страны нужны громкие популистские PR-шаги. Намного важнее быть в постоянном диалоге с Сеймом, правительством и обществом, добиваться улучшений государственного масштаба», — заявил он.
Левитс отметил, что принципиально отказывался комментировать содержание книги Лапсы и Бормане: «Есть манипуляции, дезинформация и есть нормальная журналистская работа. На вопросы журналистов я отвечаю. Но никто не обязан отвечать на вопросы таких людей, которые постоянно занимаются черным пиаром и дезинформацией. Такого человека, в отношении которого есть судебное решение, что он пытается получить информацию в недобросовестных целях».
Содержание
Кем были родители Левитса?
В книге «Самозванец» содержится утверждение, что дед и бабушка Левитса вопреки его заявлениям не были высланы в Сибирь, и вообще он выдает других людей за своих родителей.
«Моя мама Ингеборга Барга родилась в 1926 году, в браке получила фамилию Левите, — заявил Левитс газете. — Ее матерью была Аугусте Барга, которой был 21 год, когда родилась моя мама. Аугусте выросла в Германии, откуда незадолго до этого перебралась в Латвию. Сегодня вне брака рождается примерно половина детей, но тогда считалось — нехорошо, когда у незамужней женщины рождался ребенок. Поэтому родители Аугусты, Карлина и Янис Баргсы, удочерили мою маму Ингеборгу. Решение об адопции в конце 1926 года принял Елгавский окружной суд, это записано в регистре о рождении моей матери».
«Поэтому по документам моя мать официально считается дочерью не своей настоящей матери Аугусты Баргс (в браке — Аугусты Эрмансоне), а своих бабушки и дедушки, Карлины и Яниса Баргсов. Иными словами, они адоптировали свою внучку. Курьезный нюанс: по документам получается, что моя мама родилась, когда ее матери было 55 лет. Такая небольшая физиологическая редкость, которую мои клеветники упустили. Сам факт адопции я узнал сравнительно поздно, но в семье я всегда знал, что на самом деле моя бабушка — это Аугусте Эрмансоне, а прабабушка — Карлине Баргс», — утверждает президент.
«Позже Аугусте вышла замуж за моего деда Яниса Эрмансонса. Они были высланы вместе с моей прапрабабушкой. Прадеда Яниса Баргса к тому времени уже не было в живых, он умер в 1928 году. В нескольких интервью я упоминал Яниса Баргса, всегда отмечая, что он мой прадед. Делать вид, что этого не было — осознанная манипуляция и клевета», — сказал Левитс.
Был ли отец Левитса диссидентом?
В книге ставится под сомнение информация, согласно которой отец Левитса в советские годы был диссидентом. «Он всегда хотел уехать из СССР, поскольку считал, что мы живем как в тюрьме, — заявил по этому поводу Левитс. — Если бы он был сторонником и представителем советского режима, у него были бы совсем другие взгляды. Правда, про себя он ничего не рассказывал. Я допускаю, потому, что его род был уничтожен во время Холокоста. Когда человек замыкается в себе после таких тяжелых переживаний — это нормально. Когда я спросил у него об этом трагическом периоде времени, он ответил: «Этот мир исчез». Поэтому об истории рода отца у меня мало информации».
Левитс также заявил, что в семье существовал ритуал прослушивания западных радиостанций — BBC, Deutsche Welle, «Голоса Америки».
Негражданин Германии
Гражданство Левитса — еще одна тема, которая ставится авторами книги под сомнение. Они отмечают, что Левитс эмигрировал в 1972 году, но гражданство получил только 13 лет спустя.
По словам президента, все эти годы у него был паспорт негражданина Германии. Кроме того, у него был латвийский паспорт, выданный посольством Латвии в Лондоне. Однако этот документ в Германии не принимали, поскольку Латвия в то время существовала только де-юре, но не де-факто (входила в состав СССР».
«После восстановления независимости Латвийского государства в 1992 году я зарегистрировался как гражданин, — заявил Левитс. — Немецкое законодательство на тот момент не предусматривало двойного гражданства. (..) С того времени я гражданин только Латвии. Иначе и быть не могло, поскольку я стал послом Латвии в Германии. Разумеется, что гражданин Германии не мог стать послом иностранного государства в Германии».
Есть ли у Левитса юридическое образование?
Президент отметил, что, по слухам, у него вообще нет юридического образования, поскольку нет степени бакалавра — несмотря на то, что Левитс работал судьей в Суде Европейского союза. Причина, по словам президента, заключается в особенностях системы юридического образования в Германии. Страна использует двухступенчатую систему, которая отличается от более известной Болонской, когда диплом юриста можно получить после магистратуры в университете.
В Германии, по словам Левитса, будущие юристы сначала сдают теоретический экзамен по итогам обучения в университете. Он сдал этот экзамен в специальном экзаменационном управлении в 1983 году. Для того, чтобы занять высокие посты (стать судьей или адвокатом), нужно 2,5 года проработать юристом в верховном суде. Только после этого юрист получает право сдать Большой юридический государственный экзамен. Левитс сдал его в 1989 году в экзаменационном управлении Бремена, Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна. Параллельно с изучением юриспруденции Левитс получил степень политолога в Гамбургском университете в 1986 году. Тема его дипломной работы — «Политической конфликт между советскими претензиями на господство и стремлением к национальной самостоятельности в Латвии».