Почему этику называют практической философией?

Аннотация:
УСЛОВИЯАБСОЛЮТНОГОДОБРАМоскваИздательствополитическойлитературы1991ББК 87.7 Л79Вступительная статья доктора философских наук,профессора А. И. ТитаренкоРЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:А. А. Гусейнов (председатель), Р. Г. Апресян, Ю. Н. Давыдов,В. Г. Иванов, Л. В. Коновалова, В. В. Соколов,Э. Ю. Соловьев, М. Т. Степанянц Л79 Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа.-М.: Политиздат, 1991.-368 с.-(Б-ка этич. мысли).ISBN 5-250-01492-5Книга включает оригинальные этические сочинения русского философа Н. О. Лосского (1870-1965), написанные им в эмиграции. В них он с позиций религиозного персонализма («мистического эмпиризма»), исходя из положения о личности как центральном онтологическом элементе мира, рассматривает основные проблемы этики: нравственность и ее категории, действие нравственного закона жизни, характер нравственного прогресса и др. («Условия абсолютного добра»), размышляет о нравственно-психологических особенностях русского народа и его исторических судьбах («Характер русского народа»).Рассчитана на читателей, интересующихся философско-этической проблемати-кой

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный технический университет Н. П. Махова Этика Учебное пособие Омск – 2004 УДК 17 (075) ББК 87.7я73 М 12 Рецензенты: И. А. Огородникова, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой социологии ОмГУ Н. Г. Красноярова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ОмГПУ Махова Н. П. М 12 Этика. Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – 60 с. Предназначено для студентов специальности 350400 – «Связи с обществен- ностью» дистанционной формы обучения. Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского госу- дарственного технического университета. УДК 17 (075) ББК 87.7я73 М 12 © Махова Н. П., 2004 © Омский государственный технический университет, 2004 2 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ЭТИКА И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ .……………………………….. 4 1.1. Понятия «этика» и «мораль». Предмет этики ……………………………. 4 1.2. Структура морали …………………………………………………………… 6 Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЕЕ ФУНКЦИИ .….……….. 9 2.1. Профессиональная мораль …………………………………………………. 9 2.2. Профессиональная этика как наука о профессиональной морали …… 11 Раздел 3. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОРАЛИ …………………………… 14 3.1. Понятие ценности… ………………………………………………….……… 14 3.2. Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона ……….……… 14 3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля ……………………….. 16 3.4. Ценности гедонистической этики Эпикура ………………………….…… 19 3.5. Учение киников ……………………………………………………………… 20 3.6. Этика стоиков …………………………………………………………..……. 22 3.7. Этика Спинозы ………………………………………………………………. 23 3.8. Ценности этики утилитаризма ………………………………………..…… 25 3.9. Моральная мотивация как ценность в этике Канта …………………… 26 Раздел 4. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ ………………………………………………… 29 4.1. Добро и зло …………………………………………………………………… 29 4.2. Моральный долг …………………………………………………………….. 32 4.3. Стыд …………………………………………………………………………… 34 4.4. Совесть ………………………………………………………………………… 34 4.5. Справедливость ……………………………………………………………… 35 4.6. Моральная свобода и ответственность ……………………………….….. 37 4.7. Правда и ложь ………………………………………………………………… 39 4.8. Честность …………………………………………………………………….. 40 4.9. Достоинство …………………………………………………………………. 41 4.10. Честь ………………………………………………………………………… 43 Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА» … 45 5. 1. Рекомендации к изучению дисциплины ………………………………… 45 5.2. Рабочая программа ………………………………………………………….. 45 5.2.1. Цель и задачи изучения дисциплины …………………………………… 45 5.2.2. Содержание дисциплины …………………………………………………. 46 5.2.3. Темы индивидуальных заданий ………………………………………… 48 5.2.4. Основные понятия ………………………………………………………… 53 5.2.5. Библиографический список ……………………………………………… 58 3 Раздел 1. ЭТИКА И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 1.1. Понятия «этика» и «мораль». Предмет этики Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христи- анской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с та- кими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является дос- тойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретиче- ской дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначаль- но означающего совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появлять- ся новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мыс- ли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и прояв- ляют себя в нём. Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прила- гательное – этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокуп- ность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умерен- ность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изу- чающая этические добродетели, а также добродетельные поступки, была на- звана Аристотелем этикой. Итак, в IV в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней. Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Ла- тинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), ко- торое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Ари- стотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержа- нию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию гре- ческое понятие «этика» и латинское «мораль» являются эквивалентными. Позд- нее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпа- дает с греческим «этика» и с латинским «мораль». Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке использу- ются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления – набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосо- четаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки и т. п. Однако отождествле- ние понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» не- 4 сут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мо- раль» – то, что данной наукой изучается. Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философ- ского знания, исследующую мораль (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы.) Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности). Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не являет- ся достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика, – это значит и дать толкова- ние самой морали. Что такое мораль (нравственность)? Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систе- му высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль – это система высших ценностей), а вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действи- тельно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеа- ла в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль стано- вится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактиче- ским положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным. Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, ха- рактеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В. С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной нау- ки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с по- мощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим зако- нам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на ува- жении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном. Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» посту- пать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убеди- тельными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нрав- ственного совершенствования. Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами фило- софии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только 5 в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нрав- ственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в опреде- лённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, об- щей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспи- тательной, психологической и т. д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление. 1.2. Структура морали Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмече- но, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы. Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкла- дывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности. Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью про- никать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фикси- ровало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена. Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции. Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и мо- ральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали. Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет со- бой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения. Моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально- чувственном и рациональном. На эмоционально-чувственном уровне морального сознания проявляют себя отношения человека к другим людям, к самому себе, к об- ществу. Моральные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипа- тия и т. д.), к самому себе (достоинство, самолюбие и т. д.), к обществу (патриотизм, чувство общественного долга и т. д.) характеризуют моральный облик человека и культуру его нравственных чувств. Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему эти- ческих принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обос- нованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального 6 уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали. Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявля- ются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений. Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Пла- тон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необхо- дима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.). Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить. Мораль существует не только на уровне сознания. Нравственные чувства, понятия и убеждения проявляют себя в разнообразных действиях, то есть в ре- альных поступках людей, в том числе в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (производственной, политической, бытовой и др.). Моральное сознание и моральный поступок взаимосвязаны. Моральная дея- тельность (поступок) является реализацией ценностей морального сознания (доб- ра, справедливости, долга и т. д.). Однако в реальной действительности не всегда легко оценить то или иное действие как моральное или аморальное. Анализ того или иного действия и отнесение его к разряду поступка (действия, имеющего по- ложительную нравственную значимость) или проступка (действия, имеющего от- рицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следую- щих факторов. Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговид- ным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия дейст- вия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т. е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной. Контрольные вопросы 1. «Наукой люди называют либо ту самую важную на свете науку, по которой человек узнаёт, как ему надо жить на свете, либо всё то, что лестно знать человеку и что может или иногда и не может пригодиться ему. Первое знание – великое де- ло, второе – большей частью пустое занятие» (Л. Н. Толстой). Какую науку 7 Л. Н. Толстой называл самой важной? Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения. 2. Почему этику называют практической философией? 3. Аристотель писал, что юноши – самые неподходящие слушатели лекций по этике. (При этом он отмечал, что основной признак юноши – не возраст, а незре- лость характера.) Семена же этики упадут только на благодатную почву, коей яв- ляются умение владеть страстями, желание направить их на прекрасные цели. Как вы считаете, какие требования должен предъявить к себе всякий человек, присту- пивший к изучению этики? 4. Существуют ли в обществе отношения, которые были бы нейтральными по отношению к нравственности? 5. Почему необходимо соблюдать нормы морали? 6. Какие нормы морали необходимо соблюдать всем? 7. Каким нормам морали трудно следовать? Как вы считаете, можно ли их отменить? 8. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова мораль- ны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»? 9. Какие из приведённых ниже утверждений выражают обычаи, а какие – нравственные нормы? По каким критериям вы их разделяете? − Не кради. − Женить надо вначале старшего сына. − Не лги. − Око за око, зуб за зуб. − Родителей мужа надо называть отцом и матерью. − Старших надо уважать. − Не убивай. − Не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему. 10. Сравните высказывания: − «Надо жить в мире – таков первый естественный закон человека» (Монтескьё). − «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать» (Спиноза). − «Не делай другому того, чего не желаешь себе сам» (золотое правило нрав- ственности). − «И так во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту- пайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (золотое правило нравственности. Матфей. Святое Благовествование). − «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Матфея. Святое Благовест- вование). 11. Какое обобщающее определение можно дать морали? 8 Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЕЕ ФУНКЦИИ 2.1. Профессиональная мораль Мораль (нравственность), как было отмечено, является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Одной из областей об- щественной жизни, в которой предъявляются особые моральные требования к че- ловеку, является труд. Наряду с общечеловеческими моральными принципами к трудовой деятель- ности человека формируются особые моральные требования, так называемая тру- довая мораль. Под понятием «трудовая мораль» понимают совокупность общих моральных требований (норм), выработанных в процессе жизненного опыта лю- дей, позволяющих трудовую деятельность делать общественно значимой. Трудо- вая мораль получает реальное воплощение в профессиональной деятельности. Поэтому длительное время происходило отождествление трудовой и профессио- нальной морали не только в массовом сознании, но и в этической литературе. В самом общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде. Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудо- вой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют спе- цифические проблемы морального порядка, которые хотя и могут быть отнесены к числу проблем трудовой морали, но несут на себе «печать» той или иной про- фессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали (для некоторых профессий) имеет длительную историю. Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали ме- дицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков – бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчи- вающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древ- ней Греции, мало изменились по сравнению с Женевской клятвой, принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные мо- ральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, де- лать всё необходимое для пользы больного и др. Красной нитью через все эти нормы проходит требование «не навреди». Также ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учите- лю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний». Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Гре- ции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые про- 9 фессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху Средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа. Итак, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональ- ные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные: − регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность; − регулировать отношения внутри профессиональной группы. Зададимся вопросом, почему к отдельным профессиям, в частности врача, учи- теля, предъявлялись всегда особые требования? Объяснить этот факт важностью или сложностью данных профессий вряд ли покажется убедительным. Хотя вполне правомерно вести речь об особой сложности и важности этих профессий, но этот признак характерен и для многих других профессий. Например, труд инженера, программиста, рабочего-станочника и подпадает под категорию сложного и важно- го труда. Если рабочий по своей халатности, из-за несоблюдения инструкции выве- дет из строя станок, то на нём будет лежать моральная вина, которую можно опи- сать через понятие «трудовая мораль». Но всё это не будет иметь отношения к профессиональной морали. Требования, предъявляемые к этим профессиям, не яв- ляются специфическими. Они не несут в себе черты профессий, так как работники всех профессий должны добросовестно выполнять свой профессиональный долг, осознавать свою моральную ответственность за выполняемую работу. Какими особенностями должны обладать профессии, функционирование ко- торых нуждается в профессиональной морали? Возьмём, к примеру, деятельность врача, учителя. Объектом их труда является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера). В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель – учитель, врач – врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель – ученик, врач – пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно услож- няют нравственную жизнь представителей этих профессий, повышают их мораль- ную ответственность перед обществом. Поэтому к этим профессиям предъявля- ются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профес- сиональной морали. Профессий, где объектом труда выступают живые люди, дос- таточно много. По содержанию труда эти профессии различаются между собой. Итак, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек. Есть смысл подразделить их по характеру воздействия на человека как объект труда. Целесообразно выделить, во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец), во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов), в-третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредст- 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6

Этика возникает вместе с философией и является ее разделом. Философия же начинается с критического анализа имеющихся достижений культуры, прежде всего различных мифов, с попыток путем рассуждений удостовериться в их истинности.

Чем может помочь этика современному человеку? Ответ на вопрос: привносит ли мышление больше этики в мир, – скорее отрицательный, чем положительный. С другой стороны, разве все, что можно сказать об этике, не сказано Конфуцием, Буддой, Сократом, Платоном, Аристотелем, Иисусом, мыслителями Ренессанса и Просвещения, Кантом, Гегелем, Шопенгауэром, Ницше и другими? Да, это так. Но, как разумный, человек никогда не сможет отказаться от размышлений о себе и о смысле жизни. Поэтому каждый человек становится в какой‑то мере творцом собственной этической системы. В этике кристаллизируются различные мироощущения, поэтому она несет в себе элемент предчувствия будущего, развития культуры и человека и т. п. Человечество стоит на распутье, и этика может сигнализировать о многом.

Видимая функция культуры заключается в регуляции борьбы за существование, борьбы как со стихийными силами природы, так и с человеческими существами. Собственно говоря, любой вид живых организмов ведет борьбу за существование в двух этих направлениях, но человек отличается от прочих видов тем, что он может господствовать с помощью разума и над силами природы, и над собственными поступками. Культура – это и есть оптимальный для данного времени способ регуляции человеческой натуры и группового эгоизма, иными словами, в ней заключается потенция эволюции людей к более высокой организации и более высокой ответственности. Характерно, что человечество почти одновременно в «осевое время» (по К. Ясперсу) осознало присутствие закономерностей в жизни природы (натурфилософия), законы человеческого мышления (логика) и нравственный закон, составляющий базис общественного поведения человека (этика). На всех исторических этапах развития культуры этические нормы выражали основное ее содержание, а отрыв культуры от этики всегда сопровождался ее упадком.

Великая задача духовной культуры – создание мировоззрения. Каждая эпоха – сознательно или подсознательно – живет тем, что родилось в головах мыслителей, влияние которых она на себе испытывает. По образному определению А. Швейцера, мыслители не должны быть кормчими государства, как считал Платон, но офицерами генерального штаба, которые в уединении глубоко и всесторонне обдумывают предстоящие сражения. Мировоззрение создается немногими провидцами, чьи идеи станут духовной «пищей», поддерживающей на протяжении длительных исторических периодов. «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю жизнь не прочли ни одной строчки их сочинений и даже не подозревали, что повинуются им». Высшее же призвание каждого человеческого существа состоит в том, чтобы, выработав собственное мировоззрение, стать подлинной личностью.

Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Этика – область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Она, по сути, отражает нравственные максимы, достижимые в данную эпоху. Сама по себе этика не зависит от того, пессимистично или оптимистично мироощущение данной эпохи. Пессимистическая этика, отрицающая возможность влияния человека на окружающий мир, сужает ее собственную сферу деятельности до только внутренней работы по самосовершенствованию индивида и эгоистически замыкает человека на самого себя, тогда как оптимистический взгляд на нравственные возможности человечества способствует его проявлению как более одухотворенной и чистой силы в отношениях с людьми и природой. Оптимизм заложен в самой природе, которая не останавливается в своем эволюционном движении вперед, а нравственность в природе проявляется как ограничитель эгоистических притязаний отдельных особей и видов и как закон воли к жизни и права на нее.

Третий базисный элемент культуры – мышление. «Чистая» рациональность характеризуется аналитической нацеленностью на расчленение всего и вся. Отсюда возникает потребность в «со-знании» как совместном знании всех людей, объединяющем волю, мысль и чувство, что А. Швейцер очень удачно назвал «благоговением перед жизнью». Перекос в сторону рациональности был отчасти скорректирован западными – А. Бергсоном и А. Швейцером – и русскими религиозными философами – Вл. Соловьевым, П. А. Флоренским, Н. О. Лосским, Н. А Бердяевым, которые пытались разрушить рационализированное мировоззрение для постижения бытия как творчества, переживания, чувствования и т. п.

Второй особенностью современного понимания культуры является положение о законе эволюции, «заключающемся всегда, как для индивида, так и для рода, в беспрерывном поступательном движении». Эволюция культуры от доисторического состояния к более рациональным формам не подлежит сомнению. Она проявляется в постепенном качественном изменении каких‑либо объектов, будь то отдельные ценности, культура в целом, общественные учреждения или нравственные понятия, путем их перехода от одного состояния к другому. При этом считается, что перемены происходят в направлении усложнения, роста разнообразия и появления новых структур. Прогресс культуры проявляется также в повышении ее значимости и в появлении новых отраслей.

Первым подтверждением возможности именно эволюции, а не случайного, ненаправленного изменения культуры послужили открытые Э. Тайлором закономерности развития различных первобытных культур. Он отмечал, что орудия, применяемые в разные эпохи древними народами, жившими на всех континентах, удивительно схожи. Он указывает на параллели в жизни независимых друг от друга цивилизаций и культур.

Концепция эволюции культуры входит в общее представление об эволюции природы и вообще всей Вселенной. Существует общий генезис природы, в котором человеческая культура возникает в определенный момент, вплетаясь в общую цепь событий и порождая новые основания для последующего развития.

Историческое развитие этики сформировало разные соотношения понятий этики, морали и нравственности. Обычно эти слова используются как синонимы, но это не совсем правильно. Этика – наука о добре и зле, которые она понимает в объективном смысле, не обязательно относя их к данному обществу и даже к человечеству вообще, а применительно к каким‑либо высшим силам. Законы этики, как любой науки, имеют всеобщий характер и не относятся только к какому‑либо одному или нескольким обществам.

Мораль, в отличие от этики, фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому. В широком смысле «мораль – это целостная система регуляторов, иерархизированная по уровням укорененности субъекта в природном, социальном, родовом и космическом универсумах… Мораль и нравственность своими разнообразными формами располагаются на континууме, крайними точками которого выступают процессы субъективирования и объективирования». Иными словами, мораль занимает промежуточное положение между субъективностью нравственного выбора и объективностью этических оценок.

Относительность морали ощущается в разных ситуациях. Например, (1) некто застрелил своего соседа. Общество, идентифицируя себя с жертвой, называет это убийством и требует наказания. (2) Некто застрелил своего противника на войне. Общество идентифицирует себя с солдатом, а жертва на этот раз находится за границами идентификации. Солдат может быть представлен к награде. (3) То же самое, что (1), но судья, узнав, что убийца был глубоко оскорблен соседом, может начать симпатизировать обвиняемому. Вследствие идентификации с убийцей и убитым одновременно судья оказывается в ситуации конфликта, связанного с проблемой вины обвиняемого. (4) То же, что и (2), но солдат придерживается религиозной догмы о том, что убийство – это страшный грех. В результате он также будет находиться в ситуации конфликта между требованиями своей страны и своей совести. Судья говорит: «Я осуждаю вас» и «Я не осуждаю вас». Солдат чувствует: «Я должен убить» и «Я не должен убивать». Такая дилемма соответствует внутреннему, нравственному выбору человека.

Нравственность – это формирующееся внутри данной личности представление о добре и зле, которое может не совпадать ни с этикой, ни с моралью общества, в котором живет человек. Нравственность имеет материальное воплощение в виде поступка, которого нет у этики и морали. Именно в нравственности проявляется дилемма, выраженная Медеей – героиней «Метаморфоз» Овидия: «Благое вижу, хвалю – но к дурному влекуся».

В соответствии с разделением на мораль и нравственность в этике можно выделить два направления: социальную этику, изучающую основы и развитие морали в обществе, и индивидуальную, которую больше интересуют источники внутреннего нравственного чувства. Различные этические системы делали упор на социальной или индивидуальной этике. Например, утилитаризм, искавший обоснование этики в биологии и экономике, отказывается от индивидуальной этики в пользу социальной. Диалектика индивидуальной и социальной этики такова: индивидуальная этика связана с социальной и без нее несовершенна, хотя может быть очень глубокой и жизненной. Социальная же этика, лишенная поддержки индивидуальной, напоминает изолированный от всего тела орган, не получающий никаких жизненных соков. Она быстро оскудевает и прекращается.

Итак, этика – сфера объективных представлений науки; мораль – сфера общественных предписаний, обычаев; нравственность – сфера внутренних установок, прошедших через внутренний регулятор – совесть человека. Человек поднимается от субъективных представлений до обычаев общества и затем до объективных законов. Чтобы объективные законы стали побуждением воли, необходимо, чтобы они прошли через совесть, т. е. необходима обратная связь между нравственностью, моралью и этикой. Из-за того, что личные установки человека могут не совпадать с обычаями общества, происходит изменение обычаев, которое ведет и к прогрессу науки. Так осуществляется эволюция этики, морали и нравственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *