Почему евреи избранный богом народ?

18-07-2013, 02:13 • Опубл.: Apolitikus • Просм.: 5110 • Комм.: 11 • Статьи / Политика +41
Жиды любят постоянно причитать о том, что их дескать «бедных и несчастных» преследовали и гнали во всех странах мира и во все времена. Отчасти такие случаи имели место, но только не в таких масштабах, в каких их описывают жиды. На примере киевского «погрома» я покажу как создаются жидами мифы по типу того же пресловутого лохокоста™.
Краткое содержание мифа
Осенью 1945-го года киевский еврей, защищая себя, убил двух русских, за что жители Киева устроили еврейский погром, повлекший массовые жертвы среди евреев.
Примеры использования
«После окончания войны в городе часто происходили антиеврейские инциденты. Так, 4 сентября 1945 г. лейтенант НКВД И. Розенштейн подвергся нападению двух военнослужащих-антисемитов и, защищаясь, застрелил их. Состоявшиеся 7 сентября похороны убитых переросли в массовые антиеврейские беспорядки, во время которых пять евреев были убиты».
«Среди наиболее впечатляющих архивных находок, которые обнародует Вайнер, – история об антиеврейском погроме в Киеве 7 сентября 1945 г. Предыстория погрома была такова: 4 сентября 1945 г. офицер киевского НКВД, некий Розенштейн, был избит двумя военнослужащими, называвшими его «ташкентским партизаном». Розенштейн застрелил обоих из своего табельного оружия. 7-го сентября, в день похорон, толпа свернула к еврейскому рынку и учинила погром. Около 100 евреев были зверски избиты, 37 из них госпитализированы; пятеро скончались».
Действительность
«В сентябре 1945 года в Киеве из-за конфликта на жилищной почве едва не начались массовые выступления против евреев. Семью Грабарь по требованию прежних хозяев выселяли из квартиры, причем без предоставления какого-либо жилья. И мать семейства попросила помощи у сына-красноармейца, который немедленно выехал с другом на помощь семье. Хлопоты бойцов не принесли никакого результата — семью выселяли на улицу. С горя солдаты-гвардейцы зашли в пивную, а выпив, решили выместить накопившуюся злобу».
Около 17:30 вечера им встретился старший лейтенант НКГБ Иосиф Розенштейн, возвращавшийся из хлебного магазина к себе домой. Все участники событий были в гражданской одежде, Грабарь и Мельников были пьяны, и допустили в адрес Розенштейна антисемитские высказывания. Как сообщает милицейский рапорт: «При завязавшейся на почве этого ссоре последний был избит Грабарем и Мельниковым. Проходившие граждане защитили Розенштейна, и он благополучно дошел до своей квартиры». Последнее весьма показательно с точки зрения оценки уровня антисемитских настроений в городе.
Вернувшись домой, Розенштейн переоделся в форму, взял оружие и пошел в дом к матери Грабаря, где жили напавшие на него отпускники. Вслед за ним туда же явилась и его жена. В процессе возобновившейся перебранки Розенштейн застрелил обоих, попытался бежать, но был задержан милицией. На месте происшествия собралась толпа местных жителей, привлеченная выстрелами и криками родственников убитых. Вновь прозвучали антисемитские выкрики и произошло нападение на двух присутствовавших евреев — жену Розенштейна и некоего Спектора, случайно оказавшегося поблизости.
Нападения повторились 7 сентября, в день похорон. Участники похоронной процессии избили трех евреев, попавшихся им на встречу: Томского, Шварцмана и Маркова. Информации о других пострадавших нет.
Число «300» в документах НКВД встречается один раз: во столько милиция оценивала число участников похорон.
Евреи Украины с опаской встретили сообщения об этнических столкновениях в Киеве, что породило самые фантастические слухи о случившемся, примером чего может служить т.н. «Письмо бывших евреев-фронтовиков И. В. Сталину», составленное четырмя активистами в октябре 1945-го. В тексте они эмоционально пересказывали слухи о Киевском погроме. С фактической стороной дела авторы были явно незнакомы: неверно названо звание погибшего, обстоятельства убийства и столкновений во время похорон.
Историю завершил приговор Военного трибунала войск НКВД, вынесенный И. Розенштейну 1 октября 1945 года: за убийство двух человек он был приговорен к высшей мере наказания.
Электронная Еврейская Энциклопедия
Олег Будницкий, «Сотворяя смысл войны»
Журнал «Власть» № 5 (758) от 11.02.2008
ЦГАООУ Ф.1, Оп.23, Д.2366, Л.10-11
ЦГАООУ Ф.1, Оп.23, Д.2366, Л.3-4
Фонд А. Яковлева, Бывшие фронтовики-евреи — И.В. Сталину
А. Красильщиков, «Новости недели», 25 ноября 2005 Источник: https://wiki.istmat.info/миф:киевский_погром Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники Мой мир Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:

10. «Богоизбранный народ»!

Евреи украли у палестинцев их страну, потому что они утверждают, что они – богоизбранный народ, которому Палестину обещал всемогущий Господь.

Согласно Ветхому Завету, священному писанию евреев, евреи – богоизбранный народ, «народ господ». В 19-й главе 2-й книги Моисея (стихи 3-6) говорится: «Моисей взошел к Богу, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что я сделал египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

Бог таким образом заключил союз с детьми Израиля и избрал этот народ изо всех других народов. Это подчеркивается и в 5-й главе 5-й книги Моисея (стихи 1-3): «И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве. Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы».

О том, что из этой избранности, из этого убеждения, что евреи – собственный народ Бога, следует их господствующее положение среди других народов, явствует, в частности, из 26-й главы 5-й книги Моисея (стихи 18-19): «И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил».

Это господство избранного народа над другими народами – рефрен 5-й книги Моисея. Стих 13 главы 28 гласит: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять…»

Для любого верующего, который считает всех людей творениями Божьими, выглядит просто непристойной идея, будто Бог отдал предпочтение одному определенному народу и заключил с ним особый союз. Но об этом совершенно недвусмысленно сказано в еврейской Библии, в еврейских законах, в книгах Моисеевых. В них написано также, что Бог позволяет своему избранному народу грабить земли других народов и даже истреблять их с корнем, т. е. осуществлять Холокост в самом доподлинном смысле этого слова!

В 5-й книге Моисея, 6-я глава, стихи 10, 12 и 13 говорится: «Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться: тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Господа, Бога твоего, бойся и Ему служи и Его именем клянись».

В другом месте (5-я книга Моисея, 7 глава, стихи 16-24) Яхве выражается еще более ясным языком: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе; да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя.

Если скажешь в сердце твоем: «Народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?» Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой! То же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься. И шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего. Не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный. И будет Господь, Бог твой, изгонять перед тобою народы сии мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери. Но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут. И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной. Не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их».

Обещания Бога уничтожить все народы, которые стоят на пути его избранного народа, – лейтмотив Торы. В 5-й книге Моисея, 11 глава, стихи 22-25, говорится: «Ибо, если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к нему, то изгонит Господь все народы сии от лица вашего, и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас. Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки Евфрата даже до моря западного будут пределы ваши. Никто не устоит перед вами: Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую выступите, как Он говорил вам».

Все в той же 5-й книге Моисея (глава 20, стихи 10-17) Бог велит своему избранному народу порабощать те народы, которые запросят мира, и убивать всех, кто окажет сопротивление: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир. Если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его. И когда Господь, Бог твой, предает его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча. Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой. Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих. А во городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: хеттеев и аморреев и хананеев и ферезеев и евеев и иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой».|

Когда современный Израиль называет себя «еврейским государством», прилепляется в своих религиозных принципах к богу Торы и сам считает себя богоизбранным народом с санкционированным богом правом на землю палестинцев, «страну обетованную», израильтяне и сионисты принимают на себя тяжкую ответственность, так как эта ветхозаветная вера несовместима с высшими религиями, такими как христианство и ислам, равно как с демократией и уважением к правам человека.

Высоко чтимая на Западе Голда Меир, премьер 70-х годов, Давид Бен-Гурион и Менахим Бегин открыто заявляли, что сионизм и возникновение государства Израиль восходят к обещаниям, которые Бог в библейские времена дал своему избранному народу.

В этих условиях следует приветствовать, что в Израиле раздаются трезвые и критические голоса. Мирон Бенвенисти, бывший мэр Иерусалима, считал: «Либо мы останемся еврейским государством, которое будет все менее демократическим, либо мы останемся демократическим государством, которое будет все менее еврейским… Демократию можно сохранить лишь в том случае, если мы предоставим израильским арабам все гражданские права» («Ньюсуик», 20 апреля 1970).

С тех пор Израиль стал еще более еврейским и еще менее демократическим по отношению к палестинцам особенно на оккупированном западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, где за счет палестинского населения создаются все новые еврейские поселения.

Израиль Шахак, создатель израильского движения за гражданские права, не раз клеймил Израиль как «расистское государство», где «вернулись к устаревшим религиозным принципам, вроде представления о том, что евреи являются элитой человечества и имеют право обращаться с другими народами как с рабами» (цитируется по израильской газете «Гаарец» от 27 ноября 1971 г.).

В принципе, представление о самих себе как о богоизбранном народе это безбожное превознесение собственного народа за счет других народов. Точно такой же образ мыслей был характерен для «немецких христиан» во времена III Рейха, о чем шведский епископ и известный историк религии Андерс Нюгрен писал: «Бога создавали по образу и подобию немца… Богом, которому молились на самом деле, было отражение собственного народа». То же самое можно сказать и о библейском еврействе.

Следующая глава >>

Народ

Народ В составляющей государство троице Народ—Законодатель—Исполнитель Народ (будем писать и это слово с большой буквы) занимает двойственное положение: он и хозяин, и раб. Кроме того, Народ — это основа власти, называющейся демократической. Уточним, что мы

Народ Основная масса населения России, собственно русские люди, люди, которые несли в себе то, что называют духовной силой народа, это крестьяне. Даже в 1917 году их количество превышало 85 процентов населения страны. Как «технарь», скажу, что 85 процентов — достаточно весомая

Народ В массе населения назрело сильнейшее недовольство политикой ельцинской клики. Но открыто восстали лишь немногие представители народа, одиночки. Они выразили умонастроения масс. Массы же остались пассивными, а значительная часть их проявила даже враждебное

Народ и Интеллигенция

Народ и Интеллигенция На первом собрании религиозно-философского общества (в 1908 году) был прочитан доклад Германа Баронова «О демотеизме» (обожествление народа в «Исповеди» Максима Горького).Баронов говорит: «Когда общественное возбуждение улеглось и река общественной

Народ и интеллигенция

Народ и интеллигенция На обороте последнего листка рукописи имеется следующая карандашная запись — конспект вступительного слова, произнесенного Блоком, по-видимому, при вторичном чтении доклада — 12 декабря 1908 года в Литературном обществе:Мне хотелось бы читать этот

Читающий народ

Читающий народ На неделе между 19 и 25 февраля. – Завершалась подготовка реформы Академии наук, в результате которой академия окончательно потеряет автономию, зато начальство сохранит посты. – В Израиле открылась книжная ярмарка, на которой Россия – главный гость.В

Что вы делаете днем? В одном из недавних социологических опросов, проведенных в Германии, был и такой вопрос: «Какие из слов немецкого языка вызывают у вас резко негативные эмоции?» В первой десятке оказалось слово «Das Volk» — «народ». Немцев понять можно, у них

Народ Отвлечемся на минуту от идеи многонационального состава Канады и скажем правду — основу нации все-таки составляют англосаксы, и их больше всего — 37 % населения. Французы, никто не умаляет ваших заслуг в создании и строительстве Канады, так что, пожалуйста, не надо

Народ Создав «Общероссийский народный фронт», Путин объявил символическую запись в народ. Кто входит в ОНФ — входит и в народ Путина.Решения принимать в ОНФ отдельных людей не было в первоначальном плане — заявляли, что во фронте будет только коллективное членство.

III. С кем народ?

III. С кем народ? Социал-демократическая платформа не нравится правительственной газете «Россия». Что мудреного? «России» нравится столыпинская и коковцевская политика, «России» нравятся думские речи министра внутренних дел Макарова, «России» нравится внедумская

Народ-Победоносец Народ-Победоносец Александр Проханов 09.05.2012

Народ-Победоносец Народ-Победоносец Александр Проханов 09.05.2012 Победа сорок пятого года — священная, религиозная, связанная с присутствующими в мире божественными началами. Война сорок первого–сорок пятого года, увенчанная священной Победой, — это война священная.

Мой род, мой народ… Мой род, мой народ… Василий Коновалов 07.03.2012

«Любить народ, бояться бога! » «Любить народ, бояться бога! » Александр Проханов 29.02.2012

«Не бандформирования, а вооруженный народ», «Волеизъявившийся народ»

6. «Не бандформирования, а вооруженный народ», «Волеизъявившийся народ» Аргументы, весь вес которых сосредоточен в слове народ, на меня не действуют или действуют отрицательно: народ за, значит надо было решать иначе.Народ проголосовал за Гитлера, ну и что – он был

Народ Божий: исторические и богословские перспективы

с

и Юха Пихкала УДК 26

и д. теол. н., доцент, Университет Хельсинки

§ (ул. Университетская, д. 4, Хельсинки, Финляндия, 00100)

^ juha.pihkala@jpihkal.pp.fi Л

н

Рн В статье рассматривается понятие «Народ Божий» и его бого-

словские интерпретации. Этот вопрос важен для теологии религии поскольку это понятие равно объединяет и межует христианскую и иудейскую традиции. «Народ Божий» — центральное понятие, которое использует Ветхий Завет для описания иудейской общины верующих. Однако оно было позаимствовано христианской Церковью, которая постулировала себя его наследницей и правопреемницей.

Ранняя христианская Церковь считала, что Христос исполнил пророчества Ветхого Завета, явив избранному народу Царя из колена Давидова. Однако иудейская община не разделяла такую интерпретацию. Таким образом, христианство, придерживающееся идеи континуитета Народа Божьего, оказалось отделено от иудаизма, но не от Ветхого Завета. Павел, в частности, подчеркивает эти смыслы. Тем не менее появились и другие интерпретации, в которых был выражен принцип замещения новым Народом Божьим старого. Эта традиция привела к многочисленным конфликтам.

Автор подчеркивает, что с богословской точки зрения невозможно принимать подобные концепции замещения. Несмотря на то, что христианство и иудаизм — разные религии, существует лишь один Народ Божий, избравший разные пути исторического развития. В этом контексте также затронут вопрос о статусе так называемых мессианских иудеев.

Ключевые слова: Церковь, экклесиология, образы Церкви, теология замещения, богословие, холокост, континуитет

Volume V

Juha Plhkala .

C a

Doctor in theology, docent of dogmatics, C University of Helsinki (Universitetsgatan, 4, Helsingfors, Finland, 00100) C

juha.pihkala@jpihkal.pp.fi .

People of God: 2

HISTORICAL AND THEOLOGICAL PERSPECTIVES y

Key words: Church, ecclesiology, images of Church, replacement theology, theology, holocaust, continuity

га Систематическое богословие на основании Библии и цер-

о ковной традиции формулирует целостные или отрывочные

tj представления о важнейших областях христианской веры

О и особенного его современного состояния. То есть здесь бого-

-q словы отталкиваются не только от Библии (согласно традици-

о онному и даже введенному в культ принципу «sola Scriptura»), к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g но также учитывают и идеологическое и политико-истори-^ ческое окружение, оказавшее влияние на христианское тол-§ кование веры на протяжении двух тысяч лет. Сегодняшее ^ состояние невозможно понять правильно без знания истории, и но и нельзя жить в современности, лишь слепо повторяя то, 1=4 что было сказано или сделано до нас.

Одной из центральных тем систематического богословия, очевидно, является собственно Церковь. Что это за общность? Откуда она происходиат, куда движется и каковы ее задачи? Как она относится к исторической окружающей действительности? На чем в дейстительности зиждется ее самосознание? Эти вопросы мы вынуждены рассматривать вновь и вновь, сообразно изменениям времени.

1 Здесь и далее в тексте статьи цитаты приводятся по Синодальному переводу, однако автор статьи работал с офицальным переводом Библии на финский язык 1992 г., подготовленным представителями различных конфессий (прим. ред.).

2 Тема «Народа Божьего» близко связана с проблемой избрания и Завета, однако мы намеренно не будем их рассматривать.

3 Поскольку речь идет главным образом об идее Народа Божьего, то приведем те места из Нового Завета, в которых слово «народ» пред-тавлено в обозначенном смысле:

5:23-32; Кол. 1:18) и «Народа Божьего»2. В первом случае под- ^ черкивается главное содержание Евангелия — присуствую- Р щий Христос; во втором говорится, в свою очередь, о группе о людей, «собрании святых», в которых Св. Дух зародил веру б в присутствующего посреди них Христа. В первом случае ^ Христос, «новый Адам», приходит как Искупитель и Прими- й ритель людей, делая их сопричастниками Спасения, во вто- и ром — ставшая сопричастной Спасению группа людей собирается вокруг Христа и следует за Ним.

Обе эти идеи неотделимы друг от друга, но в позднейшей истории Церкви первая идея получила более широкое рас-

пространение. Это легко понять. Без главы Церкви, присут- и

и и

ствующего в Слове и таинствах и соприкасающегося с человеком — без Христа — не было бы ни рожденной Св. Духом и веры, ни «собрания святых». С другой стороны, это собрание о верующих, или Народ Божий, проповедует Слово и разделяет л таинства, в которых присутствует Христос. в

Второй образ — «Народ Божий», или «собрание свя- К тых» — касается членов Церкви. Народ состоит из граждан, е отдельных людей, которые имеют общий язык и относительно п единую культуру. Историческим контекстом этой метафоры, с очевидно, является Ветхий Завет, центральной идеей которого е был Израиль, «Народ Божий». В особенности, на формирова- т ние этой идеи повлиял исход Израиля из египетского рабства в в Обетованную землю, а также завет на Синайской горе и более поздние события, из которых Вавилонское пленение и возвращение на родину имели почти такое же значение, как и Исход. В целом же избранный народ был странствующим народом.

При исследованиях Нового Завета кажется на первый взгляд удивительным, как мало эта главенствующая для Ветхого Завета тема Народа Божьего непосредственно проявляется в Новом Завете3. Однако объяснения здесь достаточно очевидны: для первых христиан Ветхий Завет был настоящей

Н —

О Матф. 1:21: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он

^ спасет людей Своих от грехов их»;

я Матф. 2:6: «…и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше вое-

водств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ

О

Л Мой, Израиля»;

О Лук. 1:68: «…благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ

^ Свой и сотворил избавление ему»;

И Лук. 1:77: «…дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов

. их»;

^ Лук. 2:32: «…свет к просвещению язычников и славу народа Твоего

Рч Израиля»;

® Деян. 7:34: «Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу сте-

Н нание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет»;

Деян. 18:10: «…ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Римл. 9:25: «Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною»;

Римл. 9:26: «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго»;

Римл. 15:10: «И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его»;

2 Кор. 6:16: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»;

Тит 2:14: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам»;

Евр. 2:17: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»;

Евр. 4:9: «Посему для народа Божия еще остается субботство»;

Евр. 8:10: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом»;

Евр. 10:30: «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой»;

Евр. 11:25: «…и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение»;

Евр. 13:12: «…то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат»;

1 Петр. 2:9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы»;

священной книгой, и ранняя христианская Церковь во многом отождествляла себя с богословскими перспективами, которые открывал текст.

В христианском богословии истоки суперсессионизма (теологии замещения), сформулированного уже в ранней Церкви и впоследствие оказавшего влияние на систематическое богословие, лежат глубоко в Новом Завете. Христианская Церковь — это абсолютно иной Народ Божий Нового Завета. Единственный отрывок из Нового Завета, в котором вопрос рассматривается рефлексивно и отчасти прооблематично, содержится в одном из ранних текстов — речь идет о размышлении апостола Павла в 9-11 главах «Послания к Римлянам».

Аналогичную ситуацию мы видим и в писаниях апостольских отцов, среди которых более точным и подробным развитием этой идеи является послание Варнавы, которое многие исследователи относят примерно к 130-132 гг. (в любом случае, перед Второй иудейской войной или народным восстанием Бар-Кохбы)4. В послании последовательно и однозначно представлена идея суперсессионизма: Церковь — это Народ Божий. Только Новый Завет действителен, поскольку Закон Ветхого Завета потерял силу уже тогда, когда Моисей, увидев поклонение золотому тельцу, разбил полученные от Бога скрижали. На самом деле эта ситуация была явлена еще до Моисея в сыновьях Исаака: один из близнецов, младший Иаков, представлял христианскую Церковь, а Исав — иудейский народ5.

Откр. 18:4: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее»;

Откр. 21:3: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».

5 Варн. 3:6: «В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего,

К А

О й Б О

ж

: и

о

о

s л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о «

H и

и о

о

о t=l о и

о «

я

о я

H «

s и tr

га Первое послание Клемента Римского (ок. 90 г.) и произ-

о ведение «Пастырь Гермы» (130-е гг.) используют более уме-

tj ренные термины, однако также придерживаются концепции

О замещения6. Несмотря на то, что наши сведения об этом

л _

m я

О определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обра-

^ щаться, подобно прозелитам, к закону Иудейскому»;

И Исх. 32:7: «Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо

, Господь говорить Моисею; «Моисей, сойди поскорее, потому что пре-

^ ступил закон народ твой, который вывел ты из земли египетской»»;

Рч Варн. 4:8: «И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих:

® так завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечаталась

Н в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в него»;

Варн. 5:7: «Ему надлежало явиться во плоти; то Он подвергся этому для того, чтобы исполнить обещание, данное отцам и, приготовляя для Себя новый народ, в продолжение земной Своей жизни показать, что Он, воскресив мертвых, будет судить их»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варн. 7:5: «Почему?: «Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом»»;

Быт. 25:21-23: «Но посмотрим, этот ли народ или первый есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним? Послушайте, что Писание говорить о народе. «Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после того зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему»» (Ср.: Варн. 13:1-3. См. также: 13:5-7, 14:1-6).

6 По расположению во времени см., например: Vielhauer Ph. Geschichte der urchristlichen Literatur. S. 540, 523. Народ или народ Божий во всех этих отрывках совершенно определенно — это Церковь Христова.

1. Клемент. 64:1: «Всевидящий Бог и Владыка духов и Господь всякой плоти, избравши Господа Иисуса Христа и чрез Него нас в народ избранный»;

Ерм. III, 5:5 (Herm., 58, 2-3): «Виноградник означает народ, который насадил Господь. Подпорки суть ангелы, приставленные Господом для сохранения Его народа. Травы, уничтоженные в винограднике, суть преступления рабов Божиих. Яства, которые с пира посылал господин рабу, суть заповеди, которые через Сына своего дал Господь своему народу Друзья, призванные на совет, суть святые ангелы первозданные. Отсутствие же господина означает время, остающееся до Его Пришествия»;

Ерм. III, 5:6 (Herm., 59, 2-4): «Бог насадил виноградник, то есть создал народ и поручил Сыну своему; Сын же приставил ангелов

и раввинистической традиции иудаизма7. Судьба иудейско-христианской ветви ранней Иерусалимской Церкви на восточном берегу Иордана после Первой иудейской войны и разрушения Иерусалима, разумеется, не была обусловлена тем,

времени достаточно скудны, очевидно, что такое мышление ^

созревало и развивалось по мере того, как христианская цер- Р

ковь отделялась от синагоги. И все же трудно сказать, разви- о

валась ли такая теология столь явно в среде христиан из чис- w

ла язычников, поскольку хотя и основная линия послания ^

Варнавы была направлена резко против иудейства, с бого- й

словской точки зрения он придерживался эллинистической И

с

что там была более развита концепция континуитета, неже- и ли идея суперсессионизма, и поэтому она оказалась за преде- И лами основного направления развития христианской мысли. и Вряд ли это объяснение справедливо даже в отношении эбио- о

нитов. с

В первые века христианства мысль о Церкви как о новом, g собранном со всего мира народе Божьем8, как о «третьем пле- К мени» была лишь одним из многих, хотя и важным мотивом9. и __я

~ H

для сохранения каждого из людей и сам усердно трудился и изряд- р

но пострадал, чтобы искупить грехи их. Ибо никакой виноградник я

не может быть очищен без труда и подвига. Итак, очистив грехи наро- и

да своего, Он показал им путь жизни и дал им закон, принятый Им от т

Отца. Видишь, что Он есть Господь народа со всею властью, получен- S

ною от Отца. А вот почему Господь держал совет о наследстве с Сыном ы

своим и славными ангелами? Дух Святой, прежде сущий, создавший

всю тварь, Бог поселил в плоть, какую Он пожелал»;

Ерм. III, 9:18 (Herrn., 95, 4): «такою будет и Церковь Божия, когда она очистится и будут изринуты из нее злые, лицемеры, богохульники, двоедушные и все виновные в различной неправде; она будет единое тело, единый дух, единый разум, единая вера и единая любовь, и тогда Сын Божий будет торжествовать между ними и радоваться, приняв Свой народ чистым».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Vielhauer Ph. Geschichte der urchristlichen Literatur. S. 601-607. Также и А. Грильмайер считает послание Варнавы одним из важных иудейско-христианских источников: Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Bd 1. Freiburg im Breisgau, 1979. S. 140-141.

8 Дидахе 9:4: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церквоь Твоя от концев земли да соберется в царствии Твоем».

га После обращения императора Константина Церковь стала о копировать Империю и ее институциональная природа стала tj более выражена. Из «странствующего Народа Божьего» Цер-О ковь превратилась в иерархически организованное «Царство

л Божие» на земле10. Одновременно с этим образ Церкви стал

га

о статичен и зрим. Члены Церкви уже не находились на пути g к Обетованной земле, а пребывали там; причем эта земля ^ была защищена стенамииукреплениями: extra ecclesiam nulla 2 salus. На Западе император и папа сражались друг с другом за ^ право первенства на протяжении всего периода Средневеко-^ вья, тогда как на Востоке главенство в Церкви и в мирской ^ империи соединились в одном лишь василевсе11. Мысль же о Церкви как об Империи была присуща обеим богословским школам.

Такой образ мышления не претерпел существенных изменений до начала Нового времени. В ходе церковных расколов из единой империи выделялись своего рода церковные «национальные государства» (конфессии), отношение которых друг к другу было — по традиции национальных государств — часто полемическим и эксклюзивным. Пиетизм, Просвещение и, главным образом, Романтизм постепенно стали снова использовать более динамичные образы. С одной стороны, видимый институт Церкви и духовная событийная жизнь могли быть полностью отделены друг от друга (видимая церковь — невидимая церковь), а с другой стороны, Церковь стали понимать согласно христологической модели как божественно-человеческий организм (Церковь как мистическое Тело Христово)12.

Zürich; Köln, 1972. S. 225-235. См. также: Rahner H. Symbole der Kirche. Die Ekklesiologie der Väter. Salzburg, 1964.

10 Очень значимым для такого развития богословия в особености на Западе было произведение Августина «О граде Божьем».

11 Fries H. Wandel… S. 235-249.

12 Fries H. Wandel… S. 249-272. Церковь как мистическое Тело Христа само по себе было известно уже в Средние века (в том числе, это сформулировано у Фомы Аквинского), а также представлено и у отцов лютеранской ортодоксии. См. например: Pihkala J. Kirkon olemus uskon, rakkauden ja eukaristian näkökulmasta // Teologinen Aikakauskirja. 1984. N 3. S. 164-171.

Важный образ для раннего христианства — странствую- ^

щий Народ Божий — возвратился в форме центральной эккле- Р

зиологической темы только лишь после Второй мировой вой- о

ны. Совершенно ясно, что на это частично оказали влияние как м

потрясение, вызванное холокостом, так и возвращение евреев ^

в лоно национального государства — что еще профессор Ант- й

тии Й. Пиетиля в опубликованной в 1930-х гг. догматике счи- и

тал, согласно господствующей теории замещения, совершен- Т

о

во вскормленной конфессиональным периодом имперской к

мысли, в которой христианство отождествлялось с Есск$1а ^

СаЛоНса. Изменения можно было ощутить в 1940-50-е гг.14 о

но невероятной мыслью13. Возрождению богословской мысли о Народе Божьем способствовал постепенный отказ Католической церкви от унаследованной со времен Константина и зано-

В особенности концепция стала предметом широкого экуменического диалога начиная с 1960-х гг., потому что она была одной из главенствующих тем на Втором Ватиканском Соборе15. в В кругу Всемирного Совета Церквей она получила широкое

одобрение в документе BEM организации «Faith and Orderin» ^

,16

менте также кратко проанализирована проблема континуитета

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в разделе, рассматривавшем сан и служение16. В данном доку- я

я

13 Pietilä A. J. Kristillinen dogmatiikka . T. 3. Helsin- и ki, 1932. S. 496-497: «Ни в коем случае нельзя на основании бибейских т предсказаний присоединиться к мечтам многих о возращении Изра- Я иля в Палестину и о его национальном возрождении и объединении, ы прежде чем он исповедует Христа и начнет проповедовать Его народу.

Это все основано на ветхозаветном пророчестве, которое всегда имеет местную окраска и который также и обуславливает наличие других историко-временных условий и другой картины мира, в отлиии о той, какую имеем мы. Христианская Церковь прекратила особое положение Израиля как избранного народа, поскольку сказано: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Земной Иерусалим потерял ценость, поскольку матерь нового избранного, христианского народа , вышний Иерусалим (Гал. 4:26). О каком народе не шла бы речь, другого совета и призыва нельзя дать, кроме слов Иисуса: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лук. 13:24)».

14 См., например: Die Kirche — Volk Gottes / Hrsg. von H. Asmussen, E. Fincke. Stuttgart, 1961.

15 См., например: Fries H. Wandel… S. 272-279.

га (правопреемства) и дисконтинуитета Народа Божьего. Повто-о рим, что экуменической и межрелигиозной темой обсуждения ^ эта тема стала начиная с 1960-х гг.17

О Главным образом в Германии (как в результате травмы,

л вызванной холокостом, так и в результате экуменического о богословско-экзегетического развития) против тезисов прак-^ тически тотальной теории замещения (по сути своей марки-^ онитской), главенствующей в начале столетия, в сознании ^ многих возник антитезис фактически тотальной теории кон-^ тинуитета: преемственность народа Божьего осуществляется ^ на самом деле в иудаизме и именно христианским церквям ^ необходимо заново изучать его с точки зрения собственного самосознания. Речь идет о едином Народе Божьем, который находится на пути к эсхатологическому и мессианскому осуществлению, и внутри которого есть две линии толкования, возникшие и развивавшиеся в ходе истории и находящиеся в сестринских отношениях друг с другом: старая иудейская и новая христианская. Причем последняя не может и не должна претендовать на главенство, а также не должна совершать активной миссионерской деятельности среди Детей своей Сестры18. Иудаизм до сих пор представляет народ Божий т actu.

2nd ed. Geneva, 1991. P. 81-88. «Народ Божий» — тема разделов на стр.: P. 87-88.

17 Своего рода «первым выстрелом» послужила декларация II Ватиканского Собора «Nostra Aetate» («В наше время») 28. 10. 1965 г., которая изначально была предназначена для рассмотрения взаимоотношений между христианской верой и иудаизмом, но которую были вынуждены расширить по многим причинам, чтобы были рассмотрены и проблемы других религий. Текст: Kleines Konzilkompendium / Hrsg. von K. Rahner, H. Vorgrimler. Freiburg; Basel; Wien, 1969. S. 355-359. Об этом см.: Ruokanen M. The Catholic Doctrine of Non-Christian Religions According to the Second Vatican Council. Leiden; New York; Köln, 1992. Беседы велись и позднее как в рамках Всемирной Лютеранской Федерации, так и в рамках Всемирного Совета Церквей.

Систематическое богословие не может одобрить оба этих ^ радикальных варианта, если преследует задачу остаться вер- Р ным христианской традиции. Раннее христианство изначаль- о но использовало в качестве Библии Ветхий Завет и отождест- б вляло себя с его мышлением о образе Божьем и об «Народе ^ Божьем». Оно пережило осуществление мессианских ожи- й даний в Человеке, который жил среди них и влиял на них, И вначале будучи Иисусом Назаритянином и затем восресшим Христом. Это отождествление отражается затем в тех текстах, из которых постепенно сформировался канон Нового Завета. Оно отражается далее в сочинениях апостольских

ТТ Я

отцов и в текстах патристического периода. И хотя отно- и

шения между иудаизмом и новым мессианским движени- и ем, постепенно выделившимся в христианскую Церковь, все и более и более обострялись начиная со II в., Церковь все же о

жестко отвергала линию Маркиона, отрицавшего Ветхий

Завет как Писание низшего божественного существа — Деми- в

с

урга. Ветхий Завет — это настоящая предыстория Церкви. Его Бог — это Отец Иисуса Христа. В Церкви осуществляются е обетования, данные народу Иуды и Израиля. п

С другой стороны, систематическое богословие не может с одобрить также и такой апологетический антитезис, в кото- е ром самосознание Нового Завета и раннего христианства т объяснялось бы как лживое понимание либо как трагическое в лжетолкование. Если христианская Церковь остается верной своим истокам, она не может и не должна опровергать изначальное мнение, что именно Иисус Христос есть исполнение пророчеств Ветхого Завета и что Он — единственный Мессия единого и единственного Народа Божьего. Ранние христиане ощущали (как это видно из множества ветхозаветных цитат в Новом Завете), что в пасхальных событиях и событиях Пятидесятницы сбываются предсказания пророков о Новом Завете, в котором Божий Дух обновляет Свой народ, создает для него новое сердце и дает ему новый дух.

диалогов в старой синагоге в Эссене, организованных в рамках Евангелических дней Германии. Доклад М. Штера «Новое в христианском учении: размышления на полях» был прочитан двумя неделями ранее в Бонне, а затем обработан для публикации.

га Последователи Христа — это обновленный Народ Божий,

о но именно так, как это обещал Ветхий Завет. Он не должен был

% «заменить» древний народ; равно как и большую часть фраз

О Нового Завета нельзя толковать в рамках поздней «теории

л замещения». Ничего не было «замещено», но Церковь была

о тем новым эсхатологическим Народом Божьим, к которому к

^ должны были относиться и иудеи, если бы они следовали за ^ своим Мессией19. И то, что этого не случилось, Церковь пере-§ живала, по крайней мере, вначале, как необъяснимую траге-^ дию. Самой точное указание на это — размышления апостола и Павла в «Послании к Римлянам» в главах 9-11. Тот факт, что наряду с переживаемой ранними христианами драмой также развивалась очень глубоко укоренившяся впоследствии традиция ненависти и провостояния, не опровергает этот богословский и христологический тезис. Его не опровергают и обоюдные ложные и ошибочные истокования. Христианское богословие практически всегда, несмотря на все напряжение, придерживалось в равной мере правомерных теорий континуитета и дисконтинуитета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Континуитет означает то, что Израиль в богословском смысле никогда не переставал быть народом Божьим. Все данные ему наиважнейшие обетования действительны. То есть это потенциально означает все то, во что актуально верует христианская Церковь по отношению к себе. Дисконтинуитет означает, в свою очередь, то, что христианская Церковь — это актуальная реализация того, чем потенциально являлся Израиль. В христианской Церкви люди живут уже под руководством Мессии жизнью Нового Завета. На практике это означает то, что все те, кто исповедует Иисуса Мессией, отождествляются с этим актуальным народом Божьим Нового Завета.

Другими словами, в иудейско-христианской традиции идентичность необходимо искать либо в одном, либо в другом.

19 Исследователи сегодня согласны в том, что именно поэтому верным букве Ветхого Завета иудеям было трудно принять тот факт, что Иисус Назаритянин был Мессией, поскольку в его деятельности, как им казалось, не осуществились те знамения, которых ожидало от Мессии большинство иудеев. По этой причине религиозные иудеи до сих пор ожидают прихода Мессии.

Невозможно одновременно быть иудеем, который не призна- ^

ет Иисуса Мессией, и христианином, который не исповедует Р

Иисуса как Мессию. Даже при самом созидательном поиске °

диалога, характерным для современности, модель «или — w

или» пока остается в силе. Золотой середины, своеобразной ж

нейтральной «серой полосы» здесь не существует. Однако это

означает и то, что представителям каждого из направлений и

необходимо стремиться к общению и диалогу. т

Отстутствие третьего варианта становится видно также р

и на примере трудностей, которые, по крайней мере для тради- ч

ционного иудаизма, представляет та часть мессианского иуда- о

изма, которая сильно подчеркивает этническую и ритуаль- S

ную ортодоксальность, но при этом считает Иисуса Мессией. и

Традиционалисты задаются вопросом: «Почему вы не хотите §

быть христианами?». С другой стороны, такое же неоднознач- §

ное отношение вызывает данная группа у ортодоксальных л

о

христиан, стремяшихся в определенной мере отмежеваться в

от них. Они также задаются вопросом: «Почему вы не хоти- к

те быть христианами?». Несмотря на то, что христианство и

я

можно говорить о том, что существуют христиане, которые не относятся к единому Телу Христову и не хотят ясно ото- и ждествлять себя с народом Нового Завета. и

в

Источники И ЛИТЕРАТУРА Е

2. Die Kirche — Volk Gottes / Hrsg. von H. Asmussen, E. Fink-ke. — Stuttgart: Schwabenverlag, 1961. — 262 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Bd 1. — Freiburg im Breisgau: Herder, 1979. — 853 s.

5. Jesusbekenntnis und Christusnachfolge / Hrsg. von B. Klappert, H.-J. Kraus, F.-W. Marquardt, M. Stöhr. — München: Kaiser, 1992. — 95 s.

раздроблено, о крайней мере, на богословском уровне невоз-

6. Kleines Konzilkompendium / Hrsg. von K. Rahner, H. Vor-grimler. — Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1969. — 775 s.

7. Koskenniemi H. Apostoliset isät. Pain. 2. — Jyväskylä: Gum-merus, 1989. — 344 s.

8. Pietilä A. J. Kristillinen dogmatiikka . T. 3. — Helsinki: Valistus, 1932. — 520 s.

10. Rahner H. Symbole der Kirche. Die Ekklesiologie der Väter. — Salzburg: O. Müller, 1964. — 576 s.

13. Vielhauer Ph. Geschichte der urchristlichen Literatur. — Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1975. — 832 s.

1. Asmussen H., Fincke E. (1961) Die Kirche — Volk Gottes, Stuttgart: Schwabenverlag, 262 p.

3. Grillmeier A. (1979) Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg im Breisgau: Herder, vol. 1, 853 p.

4. Klappert B., Kraus H.-J., Marquardt F.-W., Stöhr M. (1992) Jesusbekenntnis und Christusnachfolge, München: Kaiser, 95 p.

5. Koskenniemi H. (1989) Apostoliset isät , Jyväskylä: Gummerus, 344 p. (in Finnish)

6. Pietilä A. J. (1932) Kristillinen dogmatiikka , Helsinki: Valistus, vol. 3, 520 p. (in Finnish)

8. Rahner H. (1964) Symbole der Kirche. Die Ekklesiologie der Väter, Salzburg: O. Müller, 576 p.

9. Rahner K., Vorgrimler H. (1969) Kleines Konzilkompendium, Freiburg/Basel/Wien: Herder, 775 p.

О rn

с

H ^

и О

л я О

к

л

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я «

S ч н л

World Council of Churches, 139 p.

11. Vielhauer Ph. (1975) Geschichte der urchristlichen Literatur, ^ Berlin/New York: Walter de Gruyter, 832 p. o

12. Wengst K. (1984) Schriften des Urchristentums. P. 2: Dida- U che (Apostellehre), Barnabasbrief, Zweiter Klemensbrief, Schrift

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *