Почему гуманизм?

  1. Предметом философии является:

# естественный (природный, физический) мир;

# сверхъестественный мир;

# внутренний, духовный мир человека;

@ мир как целое;

# мир культуры.

  1. Учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д. называется:

# онтология;

# гносеология;

@ философская антропология;

# аксиология

# этика.

3. Главными принципами джайнизма являются:

# карма и мокша;

@ ахимса и анекантавада;

# дукха и нирвана;

# чжэн и почитание предков;

# жизнь по естественным законам и постижение Дао.

  1. Философской школой, основные проблемы которой — отношения человека и общества, искусство управления государством, является:

@ конфуцианство

# даосизм

# моизм

# легизм

# йога

  1. Разумной душе по Платону соответствовала добродетель:

# умеренность;

@ мудрость;

# мужество;

# смелость;

# трудолюбие.

6. Античный философ, считавший материю пассивным субстратом, на который воздействует активная форма:

# Эпикур;

# Демокрит;

# Фалес;

# Протагор;

@ Аристотель.

  1. Сторонники древнегреческой сократической философской школы:

@A. Киники;

#Б. Стоики;

#B. Скептики;

#Г. Софисты;

#Д. Атомисты.

8. Основоположник принципа: «вера сильнее разума»:

# Авиценна;

# Петр Абеляр;

# Аверроэс;

# Сенека;

@ Августин Блаженный.

9. Христианский философ, предложивший 5 доказательств бытия бога:

# Беркли;

# Боэций;

# И. Дамаскин;

@ Ф. Аквинский;

# Тертуллиан.

10. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

# Нидерландах;

# Германии;

@ Италии;

# Великобритании

# России.

11. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:

# Виклиф;

# Ян Гус;

# Жан Кальвин;

# Э. Роттердамский

@ Мартин Лютер.

12. Философ, утверждавший, что «свобода — это осознанная необходимость»:

@ Спиноза;

# Вольтер;

# Бэкон;

# Локк;

# Декарт.

  1. Согласно Декарту, всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя, носит на­звание:

# монада;

@ субстанция;

# мышление;

# модус

# атрибут.

  1. Автор работы: «Человек — машина»:

# Монтескье;

# Монтень;

@ Ламетри;

# Гольбах;

# Гельвеций.

  1. Основополагающим тезисом философии Просвещения был тезис о том, что:

@ человек есть существо разумное;

# человек есть чувственное существо;

# человек есть микрокосм;

# человек есть творение Бога

# человек есть телесная субстанция.

  1. Понятие «вещь в себе» у Канта это:

# закон;

@ скрытый смысл вещи;

# закрытая для других личность;

# мышление;

# обязательное правило.

  1. Философский метод познания, разработанный Гегелем, называется:

# формальная логика;

# метафизика;

# универсальная математика;

# индуктивная логика;

@ диалектика.

  1. Философ, предложивший, учение о сверхчеловеке:

# Лессинг;

# Гердер;

# Шопенгауэр;

@ Ницше;

# Кьеркегор.

  1. Понятие «социально-экономическая формация» принадлежит:

# Гегель;

# Шопенгауэр;

@ Маркс;

# Гельвеций.

# Фрейд.

  1. Основоположник феноменологии:

# Маркс;

# Энгельс;

@ Гуссерль;

# Дильтей;

# Ленин.

21. Автор произведения «Философия свободы»:

# Флоренский; # Вернадский;

@ Бердяев;

# Булгаков;

# Лосский.

  1. Основными проблемами русской философии были:

@ нравственно-религиозные проблемы; # проблемы познания;

# аксиологические проблемы;

# политические проблемы

# проблемы государственного устройства.

23. Русский философ, ученый, материалист:

# Чаадаев;

# Герцен;

@ Ломоносов;

# Соловьев;

# Булгаков.

  1. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная,

бесконечная субстанция, которая вклю­чает в себя всё сущее:

# сознание;

@ бытие;

# разум;

# чувства;

# материя.

25. Одна из сфер бытия, естественная часть мира и среда обитания человека:

# социум;

# техносфера;

# ноосфера;

# культура @ природа.

  1. Универсальным критерием истины является:

# заблуждение; # теория;

@ практика;

# мнение ученого;

# отсутствие ошибок.

  1. Смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе:

# суждение; @ сущность;

# понятие;

# существование;

# имя.

  1. Цивилизация — это:

# духовные достижения общества; # смерть культуры;

# мировое сообщество народов;

@ совокупность материальных духовных достижений;

# синоним культуры общества.

  1. Совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов называется:

# природой; # сознанием;

@ обществом; # наукой;

# культурой.

30. Глобальные проблемы — это:

@ стоящие перед всем человечеством; # стоящие перед отдельной страной;

# стоящие перед регионом;

# стоящие перед одним человеком;

# стоящие перед группой людей.

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Развитие гуманизма

Гуманизм – это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человек, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования – человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформулированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые XV – XVII веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Философия эпохи возрождения
  • 2. Культура Нового времени
  • 3. Распространение реформации в Европе, контрреформация
  • 4. Путешественники эпохи великих географических открытий

Гуманист

Работа

Эразм Роттердамский

Похвала Глупости

Высмеивание человеческих пороков

Томас Мор

Золотая книжечка (Утопия)

Критика устройства современного общества и описание модели его идеального устройства.

Франсуа Рабле

Гаргантюа и Пантагрюэль

Высмеивание роли папства и богословов в образовательном процессе.

Мишель Монтень

Опыты;

Противны мне и владычество и покорность

Рассуждения автора о философии, морали и труде.

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – «Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    С какой эпохой связано появление гуманизма?

    • Античность
    • Средневековье
    • Возрождение
    • Новое время

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, азатем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее — в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной («фаустовой») цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.

В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие «естественной природы» человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии «ума и сердца» с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. революционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) и народников 1870-х гг.

Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в «одномерное существо», в легко манипулируемого робота, в «винтик» огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений» (human relations), «генома человека», все активнее заявляют о себе движения «зеленых», требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, «театр абсурда» и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для гуманизма это означает, что культурное движение, вдохновленное Франческо Петраккой и отчасти Джованни Боккаччо, нацелено на повторное открытие греческой и латинской классики в их историчности и уже не в их интерпретации аллегорических, а затем добавление даже древних обычаев и убеждений в их повседневной жизни через которые вы можете начать «возрождение» европейской культуры после «темных веков» средневековья.

Гуманизм Петрарки, сильно проникнутый неоплатонизмом и склонный к познанию человеческой души, распространился по всем областям полуострова (за исключением Пьемонтского района Савойи), тем самым определяя акцентуацию аспекта классицизма в соответствии с потребности «защитников» самих гуманистов, то есть разных правителей. В пятнадцатом веке гуманисты разных итальянских государств начали поддерживать тесные связи друг с другом, обновляясь в отношении открытий, сделанных в различных столичных или монастырских библиотеках Европы, что позволяет западной культуре вновь открывать авторов и работать до сих пор неизвестными.

Чтобы подтвердить подлинность и характер найденных рукописей, гуманисты, всегда следуя Петрарху, предпочитали рождение современной филологии, науки, предназначенной для проверки природы кодов, содержащих произведения древних, и определения их природы (то есть возраста в котором был транскрибирован сосновый код, происхождение, ошибки, содержащиеся в том, чтобы делать сравнения с вариантами). С точки зрения областей интереса, в которых некоторые гуманисты концентрировались больше, чем другие, мы можем вспомнить различные «разветвления» гуманизма, переходя от филологического гуманизма к философскому гуманизму.

Гуманизм, который нашел свое отражение в размышлениях греческих философов о человеческом существовании, а также в некоторых работах, также взятых из эллинского театра, также воспользовался вкладом Римской философской литературы, сначала из Цицерона, а затем Сенеки. Хотя гуманизм правильно сказал, что итальянский, а затем европейский, который распространился в пятнадцатом и в большей части шестнадцатого века (до контрреформации), некоторые историки философии использовали этот термин для выражения определенных проявлений мысли в девятнадцатом и двадцатом века.

Историография по гуманизму
Термин «гуманизм» был впервые введен в 1808 году немецким педагогом Фридрихом Иммануэлем Ниметаммером в целях улучшения изучения греческого и латинского языков в рамках учебного плана. Начиная с Niethammer, термин гуманизм стал использоваться в немецких кругах филологических и философских специалистов на протяжении всего девятнадцатого века, в том числе швейцарский немецкий писатель Иаков Буркхардт, автор «Возрождения в Италии» 1860 года, а также Георг Фойгт, автор книги «Die Wiederbelebung des classischen Alterthums, oder das erste Jahrhundert des Humanismus, чье второе расширенное издание (1880-81), переведенное на итальянский язык Диего Вальбуса (The Risorgimento классической древности или первый век гуманизма, 1888-90), сделало термин, знакомый в Италии , Однако вклад в гуманистическую историографию достиг полной зрелости, однако в XX веке благодаря немецким натурализованным американским ученым Хансу Барону (мошеннику флорентийского гражданского гуманизма) и Полю Оскару Кристеллеру, специализирующимся на исследованиях Джованни Пико делла Мирандолы и Марсилио Фичино. На итальянской территории после возрождения, начатого Франческо де Санктисом в 800 году, магистр философов, таких как Эудженио Гаринон, с одной стороны, и исследования, проведенные филологами калибра Джузеппе Бильяновича и Карло Дионисотти, с другой, позволили родить и укоренение в Италии солидной школы исследований.

Самопонимание и цели гуманистов

Образовательная программа и ее литературная основа
Отправной точкой движения была концепция человечества (латинская humanitas «человеческая природа», «человек, награждение людей»), которая была сформулирована в древние времена Цицероном. Цель Цицерона состояла в том, чтобы сформировать гуманиты как студия гуманитариев, обозначающих образовательные устремления. В кругах древних философов, особенно в Цицероне, было подчеркнуто, что люди отличаются от животных языком. Это означает, что он живет своей человечностью в обучении и воспитании лингвистического общения и позволяет человеку, в особенности, появляться. Поэтому идея была очевидна, что культивирование лингвистической выразительности делает человека действительно человеческим, а также морально повышает его и позволяет ему философствовать. Из этого можно сделать вывод, что использование языка на самом высоком достижимом уровне является самой простой и благородной деятельностью человека. Из этого соображения возникла в раннем современном периоде термин studia humaniora («Больше исследований человеческих исследований» или «исследования, ведущие к высшему человечеству»), чтобы обозначить образование в гуманистическом смысле.

Основываясь на таких линиях мышления, гуманисты пришли к выводу, что существует необходимая связь между качеством лингвистической формы и качеством передаваемого контента, в частности, что текст, написанный в плохом стиле, не воспринимает его содержание серьезно и его автор – варвар. Поэтому серьезная критика была сделана в средневековье и средневековой латыни, что позволило принять только классические модели (особенно Цицерон). Особенно схоластика с ее собственной терминологией, которая была особенно далека от классической латыни, была презираема и издевалась над гуманистами. Одной из ее главных проблем было очищение латинского языка от «варварских» фальсификаций и восстановление их первоначальной красоты.

Кульминация культивирования языка исходила с точки зрения гуманистов в поэзии, которые поэтому пользовались высшим уважением среди них. Что касается прозы, то Цицерон был эпилогом для поэзии Вергилия. Очень хорошо искусство литературно-требовательной переписки, в котором оценивалась риторика и литературный диалог. Диалог считался отличным средством для осуществления изобретательности и рассуждения. Риторика была модернизирована до центральной дисциплины. Поскольку многие представители гуманистического движения были учителями риторики или выступали в качестве ораторов, гуманистов часто просто называли «ораторами» (ораторами).

Каждый, кто думал и чувствовал себя таким и умел выразить себя элегантно и без ошибок в устной латыни в классической латыни, считался гуманистами одним из своих. От гуманиста ожидалось, что он овладел латинской грамматикой и риторикой и хорошо знал в древней истории и нравственной философии и в древнеримской литературе и умел писать латынь. Из-за таких знаний и, прежде всего, изящества их представления, ранг гуманиста зависел от его сверстников. Греческое знание было очень желательным, но не необходимым; многие гуманисты читают греческие произведения только в латинском переводе.

Интенсивный гуманистический интерес к языку и литературе также распространился на восточные языки, особенно на иврите. Это стало отправной точкой для участия еврейских интеллектуалов в гуманистическом движении.

Поскольку гуманисты считали, что как можно большему числу людей следует образовывать, женщины были открыты для активного участия в гуманистической культуре. Женщины вышли прежде всего как покровители, поэты и авторы литературных писем. С одной стороны, их достижения нашли бурное признание, с другой стороны, некоторым из них также приходилось иметь дело с критиками, которые жаловались, что их деятельность является беспристрастной и поэтому необоснованной.

Философские и религиозные аспекты

В философии преобладала этика; Логика и метафизика заняли место. Подавляющее большинство гуманитариев были филологами и историками, а не творческими философами. Это было связано с их убежденностью в том, что знание и добродетель возникают из непосредственного контакта читателя с классическими текстами, если они доступны в неподдельной форме. Было убеждение, что ориентация на ролевые модели необходима для приобретения добродетели. Желаемые добродетели, укорененные в (нехристианской) древности, они подавляли христианские средневековые достоинства, такие как смирение. Идеал гуманистической личности состоял в сочетании образования и добродетели.

Кроме того, есть и другие особенности, которые используются, чтобы отличить гуманистический образ мира и человека от средневековья. Эти явления, которые должны быть похожими на слова с такими терминами, как «индивидуализм» или «автономия субъекта», связаны с Ренессансом вообще, а не только с гуманизмом.

Часто говорят, что характеристикой гуманистов было их дистанционное отношение к христианству и церкви. Но это вообще не так. Гуманисты исходили из общего принципа универсальной модели древности, а также включали «языческую» религию. Поэтому они были для древнего «язычества», как правило, объективными, в основном позитивными отношениями. Для них было принято также представлять христианский контент в классической античной одежде, в том числе соответствующие термины из древнегреческой и древнеримской религии и мифологии. Большинство из них могли примирить это со своим христианством. Некоторые из них были, вероятно, христианами только по именам, другие – по церковным стандартам. Их религиозные и философские позиции были очень разными, а в некоторых случаях – по соображениям целесообразности – расплывчатыми, неясными или колеблющимися. Часто они искали баланс между противоположными философскими и религиозными взглядами и имели тенденцию к синкретизму. Среди них были платоники и аристотелисты, стоики и эпикурейцы, министры и антиклерикалы.

Хотя среди гуманистов были монахи, монашество (особенно приказные) обычно было главным врагом гуманизма, поскольку монашеские ордена были прочно укоренены в средневековом духе. С их акцентом на человеческом достоинстве гуманисты дистанцировались от господствующего образа человечества в средние века, в котором греховная развратность человека играла центральную роль.

Что касается оценки состояния человечества, то существует также контраст между гуманизмом и Реформацией. Это было особенно остро в споре о свободной воле к Богу. Согласно гуманистическому пониманию, человек через силу своей свободной воли обращается к Богу или к нему. В противоположность этому, Мартин Лютер протестовал против своего полемического сервомеханизма, в котором он жестоко отрицал существование такой свободной воли.

понимание истории

Акцент на этику, вопрос о правильном (добродетельном) поведении, также утверждался в гуманистической историографии. История была (как в Цицероне и других древних писателях) учителем. Образцовое поведение героев и государственных деятелей, описанных в исторических работах, было призвано стимулировать подражание и мудрость ролевых моделей для решения современных проблем.

Однако в школьной системе основное внимание на этических вопросах привело к ограниченному пониманию истории; Внимание было сосредоточено не только на истории как таковой, но и на ее литературной обработке. Основное внимание уделялось работе отдельных личностей и военных событий, в то время как экономические, социальные и юридические факторы обычно обрабатывались поверхностно. Хотя знание истории было передано в рамках античной науки, история как самостоятельного школьного предмета была установлена ​​очень медленно, позже, чем другие гуманистические предметы. Во-первых, историйское гуманистическое учение представляет собой вспомогательную науку о риторике, позже ее часто приписывают этике. С другой стороны, гуманизм эпохи Возрождения впервые создал важные историко-теоретические работы; В средние века систематического обсуждения исторических вопросов не проводилось.

оккупация
Важными профессиональными областями для гуманистов были библиотечное дело, книжное производство и книжная торговля. Некоторые основали и управляли частными школами, другие реорганизовали существующие школы или работали преподавателями. Помимо образования, гражданская служба и, в частности, дипломатическая служба предлагали карьерные возможности и возможности для продвижения. В княжеских судах или городских советах гуманисты нашли работу в качестве советников и секретарей; они выступали в качестве публицистов, основных докладчиков, придворных поэтов, историков и преподавателей-наставников для своих работодателей. Важным работодателем была церковь; многие гуманисты были священнослужителями и получали доход от бенефициаров или нашли работу на церковном служении.

Первоначально гуманизм отчуждался от университетской жизни, но в 15-м веке итальянцы все чаще были назначены на кафедры грамматики и риторики, или были созданы специальные стулья для гуманистических исследований. Были отдельные профессора для поэтики (теория поэзии). К середине пятнадцатого века в итальянских университетах прочно утвердились гуманистические исследования. За пределами Италии гуманизм во многих местах был способен навсегда утвердиться в университетах в 16 веке.

Корни
Классическое мышление о человеке
Первое гуманистическое утверждение в западной философии можно отнести к философу-софисту Протагоре (5 век до н.э.), который на основании фрагмента 80 B1 DK заявил:

«… из всех вещей человек – это мера, из тех, кто есть, для кого они, тех, кто не для того, кем они не являются».

Это заявление переместило философский интерес от природы к человеку, который с этого момента стал центральным характером философских спекуляций. Человек, начиная с рассвета греческой философии, всегда был в центре философских спекуляций со времен Ионной и Элеатической школы, с той разницей, что до того, как человек был замечен как часть природы; то с появлением софистики сначала и платоновского соцратизма, тогда основное внимание определенно переместило человека как таковое и на его реальность независимо от отношений с силами природы. С Сократом и Протагорой, по сути, мы перешли на сцену, в классификации Никола Абаньяно и Джованни Реала, «гуманистические» или «антропологические», для которых исследование по человеческому происхождению происходит через спекуляции, сосредоточенные на его онтологическом измерении и его отношения с другими людьми. После окончания классической эпохи и начала эллинистического сезона размышление о Зеноне ди Чицио, основоположнике стоицизма; Эпикур, основатель эпикурейства; и скептицизм, нынешний эволюционировал от Пирроне, а затем продолжался до полного римского возраста, стараясь дать человеку практическую этику, с которой можно столкнуться с повседневной жизнью и дилеммами его собственного существования, включая смерть.

Работы комедиантов, таких как Менандро, по сравнению с универсальными дилеммами, предложенными Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, уступают место ежедневным межличностным отношениям, в особенности в отношениях отца и сына: «фателлиты повседневной жизни с сентиментальным фоном и счастливым концом, поставить сцену для цели чистого развлечения «. Это этическое признание продолжается в римской культуре, как литературно-театральной, так и философской, проникнутой идеями, исповедуемыми эллинистическими школами. Начиная со второго века, по сути, драматург Publio Terenzio Afro, ссылаясь на традицию menandrea, далее развивает этическую функцию в театральной драме, достигая растяжения, в «Heautontimorumenos», знаменитой шутке: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto «, в котором:

«Гуманитас, для Теренса, означает прежде всего желание понять причины другого, почувствовать его боль как наказание за всех: человек больше не враг, противник, которого обманывают тысячи хитроумных трюков, но другого человека, которого нужно понять и помощь »

(Понтиггия-Гранди, стр. 308)
Внутри той же этико-антропологической вены лежит римская философская культура, характеризующаяся «эклектизмом», сочетающей в себе различные эллинистические философии. Провозглашение добродетели Цицерона в его трудах, а также элитарное и самодостаточное измерение эссе, провозглашенного стоическим Сенекой, неизбежно относятся к вопросу о человеческих этических принципах, понимаемых не как моральные умозрения, а как практическая жизнь. Все темы, которые будут захватывать и побеждать, более тысячи лет спустя, души Франческо Петрарки.

Истоки гуманизма

Рождение современной филологии

Франческо Петрарка показал, что он был молодой итальянской эмиграцией в Авиньоне, глубоко любил латинскую классику, покупая драгоценные коды на рынке антиквариата и пытаясь восстановить фрагменты эпических стихотворений, которые он так любил, в коллаборациях, которые они может восстановить первоначальную целостность. Поклоняющийся Цицерону, Вирджилио и Тито Ливио, в течение своей жизни Аретино консультировал сверху донизу самые важные главы библиотек христианской Европы, в надежде заново открыть эту книгу и духовное наследие, которое он так любил. Благодаря многочисленным поездкам в качестве представителя семьи Колонна, Петрарх имел важные человеческие и эпистолярные связи с теми учеными, которые приняли его культурное предложение, стремясь расширить свою сеть на европейском уровне: Маттео Лонги, ученый архидиакон собора Льежа; Диониги ди Борго Сан Сеполкро, августинский ученый, работающий сначала в Авиньоне, а затем в Италии; культивированный король Неаполя Роберто д’Анджи; политик Веронезе Гульельмо да Пастренго, ключ к чтению «Епископов» Аттико ди Чичероне в Капитулярной библиотеке Вероны. Затем, во время своих странствий в Италии, Петрарка привлекал к себе других интеллектуалов из разных итальянских регионов, составляющих «прото-гуманистические» ядра: Милан с Паскино Капелли; Падуя с Ломбардо делла Сета; и, наконец, Флоренция.

Повторное открытие классического измерения и антропоцентризма
Франческо Петрарка является одним из основателей гуманизма. Резкий раскол, который он сделал в отношении прошлого в философской и литературной материи, породил рождение этого революционного движения, которое подтолкнет новую интеллектуальную элиту к утверждению достоинства человека в соответствии с его собственными внутренними возможностями, автономией идентичности классической культуры и использование последнего для создания этики в резком контрасте с аристотелевской схоластикой, рассматриваемой как далеко не цель исследования природы человеческой души. Изучение этой идентичности должно привести к возрождению древнего, состоящего из изучения и поклонения слову (то есть филологии), из которого понимается классическая древность со всеми его этическими и моральными ценностями. Уго Дотти резюмирует культурную программу петрархии:

«Хвалите человеческую деятельность, письма как питание души, изучайте как непрестанную и непреодолимую усталость, культуру как инструмент гражданской жизни: это темы, предложенные Петрарком. «
(Дотти, стр.534)

Современность древних и христианский гуманизм
Зная менталитет древних, стало возможным благодаря титаническому поиску манускриптов во всех европейских библиотеках, Петрарки и гуманисты могли заявить, что моральный урок древних был универсальным уроком и действителен для каждой эпохи: humanitas of Cicero ничем не отличается от Святого Августина, поскольку они выражают те же ценности, такие как честность, уважение, верность в дружбе и культ знания. Хотя Петрарки и древние были разделены, к большому огорчению первых, из знания христианского послания и, следовательно, от крещения, Петрарх принял противоречие между «язычеством» и его верой «посредством нравственной медитации», которая показывает непрерывность между древней мыслью и христианская мысль «.

Роль Джованни Боккаччо
Флорентийские корни и переоценка греческого
Петрарх в течение своей жизни имел важные эпистолярные связи с учеными, которые приняли его культурное предложение. Наиболее питательная группа этих учеников Петрарки была во Флоренции: Лапо да Кастильонкио, Заноби да Страда и Франческо Нелли сформировали первоначальную группу, к которой вскоре присоединился Джованни Боккаччо, поклонник славы, которую Петрарк завоевал своей коронацией в Кампидольо, в 1341. Связь между двумя интеллектуалами, начатая в 1350 году и продолжавшаяся до смерти Петрарка в 1374 году, позволила Боккаччо полностью обрести гуманистический менталитет и в то же время также филологические инструменты, необходимые для восстановления и идентификации рукописей ,

Боккаччо, вскоре став главным референтом гуманизма во Флоренции, доказал (в отличие от Петрарка) глубокую заинтересованность в греческом языке и культуре, которые он узнал из зачатков монаха из Калабрии Леонцио Пилато и бросил семена в своих учениках Флорентийцев. Верный гуманистическому посланию, Боккаччо доверил это культурное наследие группе молодых ученых, которые встречались в августинской базилике Санто-Спирито, среди которых нотариус и будущий канцлер Колуччио Салутати выделялся в важности.

Характеристики итальянского гуманизма
Гуманизм первого и второго Quattrocento
Гуманизм пятнадцатого века, подкрепленный присутствием гуманитариев с личными чертами и самыми разнообразными интересами, увидел в предложении Петрарки, а затем Боккаччана общую основу для того, чтобы дать жизнь культурному проекту двух великих мастеров четырнадцатого века. Однако помимо широкого распространения гуманизма в различных формах и целях гуманизм пятнадцатого века видел эволюцию, которая привела ее к развитию интересов и направлений, иногда противоположных в отношении первых десятилетий века, также из-за экзогенных факторов, таких как как создание лордов и укрепление платонизма на философском уровне.

Интеллигент того времени был вынужден противостоять исторической реальности, характеризующейся кризисом средневековой коммуны и, как уже упоминалось, рождением Светлости, в то время как в Европе устанавливались национальные монархии. Интеллектуалы того времени, чтобы посвятить себя свободным интеллектуальным исследованиям, решили связать себя с судом. Этот выбор имел некоторые последствия: были подчеркнуты аристократические элементы их культуры (это было написано ограниченной публике посвященных); связи с городским сообществом были ослаблены (жизнь в сельской местности ощущалась более благоприятной для литературного «безделья»); связь между исследованием и обучением сломалась.

«Первый» гуманизм
Основные черты
Гуманизм первой половины века характеризуется, в общем, энергичной жизненной силой в распространении новой культуры, энергии, выраженной в разных направлениях: от восстановления рукописей в капитулярных библиотеках до распространения новых открытий благодаря интенсивным переводам с греческого на латынь; от пропаганды гуманистического послания в центрах местной власти к созданию частных кругов и академий, где сочувствующие гуманизму встречались и обменивались новостями и информацией. Открытия и прогресс различных гуманитариев не оставались ограниченными в точном географическом районе, но распространялись через плотные обмены письмами на основе латыни Цицерона в национальном масштабе, пропагандируя в этом смысле жанр эпистографии в качестве основного средства информации.

Категоризация
Поэтому для категоризации интересов, в частности, он варьируется от гуманизма, ориентированного на открытие, анализ и кодификацию текстов (филологический гуманизм) на пропагандистский гуманизм, ориентированный на производство текстов, направленных на празднование человеческой свободы и возвышения его природы через влияние неоплатонизма (светский и философский гуманизм); от гуманизма, направленного на выражение политических линий режима принадлежности (венецианский, флорентийский и ломбардный политический гуманизм), вместо того, чтобы больше заботиться о примирении ценностей древности с ценностями христианства (христианский гуманизм). Категоризация не должна, однако, быть фиксированной и статической, но служит для понимания различных интересов, на которых сосредоточены гуманисты начала пятнадцатого: на самом деле, больше «душ» гуманизма можно найти в работе определенного гуманиста, поскольку демонстрирует эклектизм и разнообразие интересов, проявляемых Лоренцо Валла или Леона Баттиста Альберти.

«Второй» гуманизм
Однако, начиная с окончательного утверждения Лордовства о муниципальных и республиканских режимах (таких как подъем Медичи во Флоренции, то, что из Сфорца в Милане, южный гуманизм, родившийся после десятилетий политической анархии), совпадающий с 1950-х и 60-ми годами, гуманистическое движение утратило эту пропульсивную и гетерогенную энергию в пользу, а не придворной и филологической неподвижности. Итак, Гвидо Каппелли описывает изменение между двумя сезонами:

«В целом поэтому физиология итальянского гуманизма хорошо дифференцируется между первой фазой -» длинной «первой половиной века, до шестидесятых, а последующая, которая простирается до конца века … Именно в последней трети века (начиная с семидесятых годов) мы являемся свидетелями процесса специализации и в то же время «нормализации» гуманистической культуры, которая излагает … к эрудированной ссоре и методологическую изысканность, но постепенно отказываясь от инновационного и всеобъемлющего импульса предыдущих поколений «.

(Шляпы, стр. 20-21)
Конец монолингвизма и вульгарного гуманизма

Восстановление древности и кардинальный принцип имитации классики (сицеронианский имитатор) в культуре пятнадцатого века способствовали доминированию латыни как исключительного коммуникативного средства гуманизма. Из этого периода у нас в вульгарном только жизни Данте и Петрарка из Бруни 1436 года, а несчастный исход коронарной аттаны, организованный под покровительством Пьеро ди Козимо Медичи Леона Баттисты Альберти в 1441. Изгнанный из Флоренс за враждебность, с которой он столкнулся как в старой Бруни, так и в Козимо де Медичи, Альберти, по всей вероятности, составлен, по всей вероятности, Grammatichetta vaticana (также называемый «Правила народного») 1442) первой грамматической книги итальянского народного языка, подчеркивая, что в на этом языке они написали великих писателей и, следовательно, имеют такое же литературное достоинство латинского языка.

Однако прежде, чем мы видим систематическое возвращение народного языка как языка культуры и поэзии, мы должны ждать по крайней мере 70-х годов, когда в цитадели итальянского гуманизма, Флоренции, вульгарная поэзия восстановилась благодаря культурной политике Лоренцо Великолепный, который с покровительством Стэнце дель Полициано и Морганте дель Пульчи намеревался экспортировать тосканское лирическое производство в остальную Италию, тем самым санкционируя его превосходство. Наиболее явным признаком этого возрождения народного языка является подарок Фридриху Арагонской, Арагонской коллекции, литературной антологии, подготовленной Полициано по заказу Лоренцо, в которой сравниваются великие тосканские поэты с четырнадцатого века до самого Лоренцо, с классикой , В то же время эта политическая и культурная операция, которая знаменует рождение вульгарного гуманизма, с гордостью вспоминается самим Полизианом в послании, которое послужило основой для сбора:

«Ни один из них не более, чем этот тосканский язык, как немного богато украшенный и обидный презрение. Потому что, если по праву его богатства и украшения будут оценены, не бедный этот язык, но будет изобилие и очень политический».

(Агноло Полициано в Гульельмино-Гроссере, с.280)

Гуманистическая педагогика
Схоластическая программа, принятая ранними педагогическими теоретиками гуманизма, а именно Гуарино Веронезе (ученик Джованни Конверсини в свою очередь) и Витторино да Фельтре, отражала методологическую революцию в отношении средневекового учения. Гуманистическая педагогика, принявшая на платоновской модели диалог как средство познания, призвана вовлечь ученика в процесс обучения через сердечный и сладкий климат, полностью отменяя физическое насилие.

Гуманистическая педагогическая программа предусматривала прямое изучение классики (латынь изучалась непосредственно на тексте и не полагалась на чрезмерную грамматическую средневековую теорию, а грек изучался на «Erotemata of Chrysolora»), а затем проникал в литературу, а затем в науках о студенческой гуманитате: история, нравственная философия (основанная на Никомачевой этике Аристотеля), филология, историография и риторика. Кроме того, физические упражнения были вновь введены в школьные учебные программы, потому что помимо души, тело должно было быть правильно подготовлено во имя человеческой полноты. Этот курс обучения, основанный теоретически на воспитании Плутарха Де либеризма, состоял в том, чтобы сформировать добродетельного человека и христианина, убежденного в его вере, чтобы он мог лучше управлять государством в соответствии с честностью и моральной честностью.

ГУМАНИЗМ (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа) – 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил. В современной научной литературе под гуманизмом понимается, с одной стороны, вся совокупность антропологических и гуманитарных наук (в этом смысле К.Леви-Стросс говорит о «трех видах гуманизма», последовательно включающих в себя изучение греко-римской античности, цивилизаций Востока и дописьменных культур примитивных народов), с другой – явление духовной жизни, выходящее по своим масштабам далеко за рамки одного лишь западноевропейского Возрождения (напр., для Н.И.Конрада гуманизм времен Ренессанса – лишь одна из исторических форм гуманизма, который существовал в древности, в Средние века, в странах Востока).

Но как бы широко данное понятие ни трактовалось в современной исторической науке, своим возникновением оно обязано прежде всего культурной практике Возрождения, положившей начало – в результате обращения к античности – совершенно новой (светской) культуре, во многом противоположной культуре Средневековья с ее господством религии и Церкви в духовных и мирских делах. Именно в эту эпоху культура начинает постепенно отделяться от культа (процесс, получивший название секуляризации разума и культуры), приобретая самостоятельную значимость и ценность.

Если одни западные историки (напр., П.О.Кристеллер) усматривают в гуманизме эпохи Возрождения всего лишь технический термин, обозначающий определенную педагогическую и культурную программу, набор дисциплин гуманитарного профиля (грамматика, риторика, история, поэтика, этика и др.), то другие (Э.Гарэн), полемизируя с этим, придают этому явлению прежде всего философский смысл, видя в нем принципиально новое по сравнению со средневековым понимание природы и назначения человека. По словам Я.Буркхардта, «именно в Италии эпохи Возрождения человек и человечество были впервые познаны в полной мере и в их глубочайшей сущности. Уже одного этого достаточно, чтобы проникнуться вечной благодарностью Ренессансу. Логическое понятие человеческого (Menschheit) существовало с давних пор, но только Возрождение вполне познало суть этого понятия» («Культура Италии в эпоху Возрождения». М., 1996, с. 306).

В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. В ряду многообразных знаний о внешнем мире и Боге знание о природе самого человека гуманизм считал высшим и единственно доступным для людей видом знания, утверждая при своем возникновении приоритет гуманитарного знания перед естественнонаучным, с одной стороны, и средневековой схоластикой – с другой. По словам Петрарки, одного из первых итальянских гуманистов, «к чему знать свойства зверей, птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем» (цит. по: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986, с. 45).

Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма, которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли – гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.).

Тема кризиса гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей в 19–20 вв. на постклассическом этапе развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже Ф.Ницше объявил войну всему «слишком человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). В 20 в. для романтически и консервативно настроенных критиков западной цивилизации гуманизм – одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Противоядием от «омассовления» культуры X.Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. По мнению Н.А.Бердяева, главный изъян гуманизма – в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе), неофрейдизма (Э.Фромм) и др.

Трагическая судьба гуманизма в современном мире – центральная тема экзистенциализма. Согласно М.Хайдеггеру, несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека – не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П.Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

Линия «теоретического антигуманизма», исключающая из анализа общества и культуры установку на человеческую субъективность, растворяющая человека в различного рода структурах, представлена в современной философии структурализмом и постструктурализмом. Хотя основоположник структурной антропологии К.Леви-Стросс отрицал свою причастность к антигуманизму, именно в лоне этого направления было провозглашено безусловное первенство безличных и объективных структур над индивидуальными и коллективными действиями человека. Такая установка привела в постструктурализме к тезису о «смерти человека» в различных «дискурсивных практиках» (М.Фуко), к технике постмодернистской «деконструкции» (Ж.Деррида), исключающей любые ценностно-мировоззренческие ориентиры и цели.

Поиски новых форм гуманизма, соответствующих духу времени, ведутся в современной западной философии как в т.н. неоязычестве «новых правых», так и в христианской – католической и протестантской – мысли (К.Барт, Ричард Нибур, П.Тиллих), неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж.Маритена. Дискуссия вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.

Литература:

1. Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. – Он же. Восток и Запад. М., 1972;

2. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977;

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978;

4. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. М., 1976;

5. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов, ч. 1–2. Саратов, 1988;

6. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991;

7. Kristeller Р.О. Studies in Renaissance. Thoughts and Letters. Roma, 1956;

8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977;

9. Сартр Ж.-Л. Экзистенциализм – это гуманизм. – В кн.: Сумерки богов. М., 1989;

10. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990;

11. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. – Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

12. Леви-Стросс К. Три вида гуманизма. – Он же. Первобытное мышление. М., 1994;

13. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997;

В.М.Межуев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *