Почему Христос?

УВЕЛИЧИТЬ КОНТЕНТ +
Loading…

Происхождение имени

Младенец Иисус.
Кафедральный собор Севильи

От древнееврейского имени יֵשׁוּעַ (Иешуа) — «Иегова спасет» или «Иегова есть спасение».

Кроме Иисуса Христа, имя Иисус носят также несколько ветхозаветных персонажей: Иисус Навин, Иисус сын Сирахов и т.д. Имена ветхозаветных персонажей происходят от יְהוֹשׁ֫וּעַ (Йехошуа) — более ранней формы имени יֵשׁוּעַ (Иешуа).

В Септуагинте и русском синодальном переводе эти имена передаются одинаково: Иисус, Ιησους (Иесус, Иисус). В западной традиции имя Иисуса Христа и ветхозаветных Иисусов передаются по-разному: ср. англ. Jesus (Иисус Христос) и Joshua (Иисус Навин) ().

В качестве крестильного/паспортного имени имя Иисус (в новозаветном варианте: Jesús, Jesus) дается в Испании, Португалии и странах Латинской Америки.

Септуагинта: м. Ἰησοῦς (Иесус, Иисус)
Греч. Новый Завет (Westcott/Hort): м. Ἰησοῦς (Иесус, Иисус)

Английский (English)

м. новозаветн. Jesus (Джи́зез)

м. ветхозаветн. Joshua (Джо́шуа), Josue (Джо́сьюи), уменьшительные — Jo (Джо), Josh (Джош), Jos (Джос)

Немецкий (Deutsch)

м. новозаветн. Jesus (Йе́зус)

м. ветхозаветн. Josua (Йо́зуа)

Французский (Français)

м. новозаветн. Jésus (Жезю́)

м. ветхозаветн. Josué (Жозюэ́), уменьшительные — Jo (Жо), Jojo (Жожо)

Испанский (Español)

ж. Jesusa (Хесу́са), уменьшительные — Jesusita (Хесусита), Susi (Суси), Sus (Сус), Chucha (Чуча), Chuy (Чуй), Chuyita (Чуита), Chita (Чита)

м. ветхозаветн. Josué (Хосуэ́), уменьшительные — Josuito (Хосуито)

Португальский (Português)

м. новозаветн. Jesus (порт. Жезу́ш, браз. Жезу́с)

м. ветхозаветн. Josué (Жозуэ́)

Каталанский (Català)

м. ветхозаветн. Josuè (Жозуэ́, зап.-кат. Джозуэ́, валенс. Джосуэ́)

Итальянский (Italiano)
Написание и транскрипция региональных вариантов даны с учетом орфографических стандартов соответствующих региональных языков

м. новозаветн. Gesù (Джезу́)

Корсиканский (Corsu)

м. новозаветн. Gesù (Джезу́)

Окситанский (провансальский) (occitan, lenga d’òc, provençal)
* — орфография Мистраля
** — староокситанское написание

м. новозаветн. Jèsus (Джезу́с, Жезу́с)

м. ветхозаветн. лангедокск., прованс. Josuè, Jousue* (Джузуэ́), ст.-оксит. Jozue** (Джозуэ́, поздн. Джузуэ́)

Румынский/Молдавский (Română/Moldovenească)

м. новозаветн. Isus (Ису́с)

м. ветхозаветн. Iosua (Ио́суа)

Венгерский (Magyar)

м. новозаветн. Jézus (Йе́зуш)

м. ветхозаветн. Józsué (Йо́жуэ)

Греческий (новогреческий) (Ελληνικά)

м. новозаветн., ветхозаветн. Ιησούς (Иису́с)

Украинский (Українська)
Правила произношения украинских имен

м. новозаветн., ветхозаветн. Ісу́с

Белорусский (Беларуская)
Правила произношения белорусских имен

м. новозаветн., ветхозаветн. Ісу́с

Польский (Polski)

м. новозаветн. Jezus (Йе́зус)

м. ветхозаветн. Jozue (Йо́зуэ)

Чешский (Čeština)

м. новозаветн. Ježíš (Йе́жиш)

м. ветхозаветн. Jozue (Йо́зуэ)

Болгарский (Български)

м. новозаветн., ветхозаветн. Ису́с

Сербский (Српски)

м. новозаветн., ветхозаветн. Ису́с

Нидерландский (Nederlands)

м. новозаветн. Jezus (Йе́зус)

м. ветхозаветн. Jozua (Йо́зуа)

Датский (Dansk)

м. новозаветн. Jesus (Йе́сус)

м. ветхозаветн. Josva (Йо́сва)

Шведский (Svenska)

м. новозаветн. Jesus (Йе́сус)

м. ветхозаветн. Josua (Йосу́а)

Норвежский (Norsk (bokmål)

м. новозаветн. Jesus (Йе́сус)

м. ветхозаветн. Josva (Йо́сва)

Финский (Suomi)

м. новозаветн. Jeesus (Йе́есус, Йе́сус)

м. ветхозаветн. Joosua (Йо́суа, Йо́осуа)

Ирландский (Gaeilge)

м. новозаветн. Íosa (И́са)

Шотландский (Gàidhlig)

м. новозаветн. Íosa (Ио́са)

Бретонский (Brezhoneg)

м. новозаветн. Jezuz (Жезу́з)

Валлийский (Cymraeg)

м. новозаветн. Iesu (Ие́су)

Биография Иисуса Христа

Иисус Христос – центральная фигура в христианском вероучении. Для христиан этот человек – Царь мира, одна из ипостасей Бога, Спаситель, явившийся во плоти и искупивший грехи людей. Образ Иисуса Христа Библия гласит, что он был совершенным, безгрешным, непорочно зачатым Богочеловеком, чудотворцем, целителем, главой созданного им Царства Божия, Церкви, основателем и главным персонажем религиозного культа, умершим, распятым на кресте, а затем воскресшим. В конце времен он вернется для суда над миром, после чего на Земле будут вечно жить и радоваться все спасенные.
Его жизненный путь и предназначение изложены в Евангелиях. В исламе он признается пророком, одним из посланников Аллаха, в иудаизме упоминается как Лжемессия (т.к. в священной книге Торе одним из признаков прихода истинного Мессии названо окончание всех войн, исчезновение зла и преступности).

Детство и юность

Иисус Христос, ставший вторым лицом триединого Бога, появился на свет в промежуток времени с 12 (в момент одного из прохождений кометы Галлея, предположительно послужившей прообразом Вифлеемской звезды) до 4 г. до н.э. (тогда умер царь Иудеи Ирод) в семье обычного ремесленника, плотника Иосифа Обручника и приснодевы Марии, происходивших из Дома царя Давида и проживавших в Назарете (Северная Палестина). Точной даты рождества Христова в Библии нет. Дева Мария и Иосиф Родился он не в результате интимной близости супругов, а благодаря чудесному зачатию посредством Святого Духа. Благую весть о величайшем событии в жизни человечества – будущем рождении сына, ставшем исполнением ветхозаветных предсказаний о пришествии Спасителя, им возвестил архангел Гавриил. На последних месяцах беременности жены супруги отправились в Вифлеем, куда им следовало явиться в рамках проводимой переписи населения. Из-за большого скопления людей, прибывших на перепись, они не могли найти себе места для ночлега и были вынуждены остановиться в пещере-хлеву, где рядом с домашними животными и родился Господь. Новорожденного младенца славил целый сонм ангелов. Ему пришли поклониться мудрецы с Востока – волхвы. Они принесли в дар золото, смирну, ладан и рассказали изумленным родным, что ночью получили известие о рождении Мессии, а путь к нему указала засиявшая звезда. Рождение Иисуса Христа На восьмой день родители совершили обряд обрезания, дав сыну имя Иисус, на 40-й – жертвоприношения за родившегося первенца-мальчика в храме Иерусалима, где его благословил благочестивый Праведный Симеон. Встреча человечества в его лице с Мессией стала праздноваться как Сретение Господне.

Услышав о загадочном младенце, порочный и жестокий правитель Ирод I, опасаясь потерять престол, повелел истребить в городе всех детей мужского пола до 2 лет, надеясь, что среди них окажется Иисус. Но святое семейство, предупрежденное ангелом, успело вывезти его в Египет. Дева Мария с младенцем Иисусом Как свидетельствуют апокрифы, после смерти царя Иосиф и Мария с сыном странствовали по Галилее. И всюду за ними тянулась слава о совершенных мальчиком чудесах: исцелениях страждущих, усмирениях диких зверей. Как человек он рос в трудах, помогал отцу в плотницком деле. Когда ему исполнилось 12 лет, на Песах родные посетили вместе с ним Иерусалимский храм. В беседе с книжниками подросток удивлял их глубокими знаниями законов природы и нравственности.

Служение

В 30-летнем возрасте Иисус пришел к Иордану, чтобы креститься. В ходе обряда его осенил Дух Святой, засвидетельствовав благоволение Отца Небесного. С этого момента, ставшего праздником Богоявления, Христос был признан Мессией. Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Затем он отправился в пустыню, где провел в молитве, посте и уединении 40 дней и готовился к исполнению своего предназначения по искуплению путем самопожертвования людских грехов. Там он сражался с Сатаной, отвергнув все его искушения.
Вернувшись из пустыни, Иисус занялся чтением проповедей, а также передачей своих знаний 12 апостолам. Он распространял учение о Царстве Божием, толковал ветхозаветные пророчества, побуждал к милосердию, покаянию, любви, к принятию его личности.
Для укрепления веры он также совершал невероятные деяния – чудеса. Первым из них стало претворение по просьбе матери на свадебном торжестве воды в вино. Впоследствии силой Бога он лечил безнадежно больных, включая несчастного прокаженного, излеченного одним прикосновением, воскрешал из мертвых, в частности, дочь Иаира в присутствии родителей и троих любимых учеников (Петра, Иакова и Иоанна), ходил по воде, остановил бурю на Галилейском море, накормил непостижимым образом пятью батонами хлеба 5 тысяч человек, обеспечил чудесный улов рыбы. Все его чудеса были проникнуты заботой и глубоким состраданием к людям. Иисус превращает воду в вино Господь наставлял людей, дополнив 10 основных законов Моисея своими Заповедями блаженства, Золотым правилом нравственности (об отношении к другим так, как каждый хотел бы, чтобы относились к нему), призывом не судить, не противиться злу и пр.
Популярность сына Божьего росла, хотя он и старался избегать человеческой славы. Однако деятельность его сопровождалась постоянными стычками с представителями иудейской властвующей и религиозной элиты. К примеру, он обличал фарисеев за их гордость, высокое мнение о собственной праведности, презрительное отношение к грешникам. Кроме этого, многие люди, изнывавшие под гнетом римского владычества, хотели от Иисуса улучшения земной жизни. Он же предлагал им спасение души, отказ от всего мирского, и они, больные злобой и непониманием, считали себя обманутыми. На бунт их всячески подстрекали иудейские первосвященники, называвшие Христа «лжепророком» и намеревавшиеся расправиться с ним.

Личная жизнь

Согласно последним изысканиям ученых, которые были подхвачены писателем Дэном Брауном, Иисус Христос был женат. На обнаруженном папирусном фрагменте с текстом упоминается о его супруге Марии. Большинство историков сходятся во мнении, что речь в нем идет о девушке Марии Магдалине, происходившей из Магдала, который находился на берегу Геннисаретского озера. Встреча Марии Магдалины и Иисуса Христа Если рассматривать неканоническое Евангелие от Филиппа, написанное в III в н.э., в его тексте указано, что Иисус и Мария состояли в «koinonos». Это слово можно перевести с древнегреческого как «партнер», а значит, в данном случае могла подразумеваться как духовная, так и телесная связь. Также в данном апокрифическом тексте указывалось, что Иисус «лобзал уста» Магдалины. Иисус Христос и Мария Магдалина После казни на Голгофе Мария стояла вместе с Богородицей у креста, она же рано утром пришла к гробу Иисуса, чтобы помазать миром (благовонным маслом) его тело. Однако ангел сообщил, что Христос воскрес. Она побежала рассказать о случившемся апостолу Петру, думая, что кто-то украл тело, но вернувшись, увидела Спасителя мира, объявившего ей, что он восходит к Отцу.

Смерть и воскресение

Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них:

  • торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле (символе мира), встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения – Синедриона – предать его за 30 монет;
  • в четверг пасхальная трапеза с апостолами (Тайная вечеря), где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия;
  • молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий;
  • арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя. Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве;
  • подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.

Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму. Распятие Иисуса Христа Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале.
На 3 день после гибели Сын Божий воскрес. Он являлся Марии Магдалине и апостолам, беседовал с ними, поручив распространение его идей. На 40-й день на виду апостолов он вознесся на небо. Воскрешение Иисуса Христа

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. Иису́с Иису́сы
Р. Иису́са Иису́сов
Д. Иису́су Иису́сам
В. Иису́са Иису́сов
Тв. Иису́сом Иису́сами
Пр. Иису́се Иису́сах
Зв. Иису́се

И·и-су́с (дореформ. Іисусъ)

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). Имя собственное.

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:
    noicon (файл)

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. мужское имя ◆ Иисус Христос — Господь и Спаситель для всех народов!

СинонимыПравить

  1. Хесус, Иешуа

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. имя

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Происходит от ивр. ישוע‎ «Иешу́а», в свою очередь являющегося усечением имени ивр. יהושע‎ «Йехошу́а» (состоит из двух корней — «Йехова» и «спасение») . Русск. Исус, Иисус — через др.-русск., ст.-слав. Исѹсъ, Иисѹсъ, из греч. Ιησούς. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *