Почему иуда искариот?

В прошлой публикации этого журнала я вскользь упомянул об отрывке из 1-ого послания к Коринфянам 15, согласно которому воскрешенный Иисус явился двенадцати.

Для многих это было непривычно, ибо в соответствии с традиционной точкой зрения, Иуда умер до распятия Христа и поэтому, следуя традиции, в Слове Божием должно было быть указано слово «одиннадцать» вместо «двенадцати». В прошлой публикации этого журнала, принимая во внимание то, что мой анализ был не очень детальным, я дал обещание, что вернусь к более подробному исследованию этой темы в следующем номере.

В начале данного исследования подтверждается, что «двенадцать» в вышеупомянутом абзаце – это известные двенадцать апостолов, включая Иуду. Мы продолжаем исследование анализом Евангелий, которые повествуют о явлении Христа после Воскресения вечером в «первый день недели». Несмотря на то, что это явление не имеет отношения к явлению перед двенадцатью, очень важно рассмотреть и его, так как, позже мы поймем, что Иуда присутствовал там во время произошедших событий. Кроме того, рассмотрение этого явления необходимо для понимания Евангелий, посвященных явлению перед двенадцатью. Далее, в исследовании говорится о традиционном взгляде на данную проблему и приводится отрывок из Евангелия от Матфея 27:3-5, который поддерживает этот взгляд. Завершением статьи станет исследование другого отрывка, который поможет нам более точно определить время смерти Иуды.

1. «Двенадцать» из 1-ого послания к Коринфянам 15:5

Согласно отрывку из 1-ого послания к Коринфянам 15, воскрешенный Иисус явился пред двенадцатью. Чтобы уравновесить данный отрывок и традиционную точку зрения, согласно которой Иуда умер до распятия Христова, было предложено считать, что двенадцать здесь – это одиннадцать апостолов и Матфей, заменяющий Иуду в книге Деяния апостолов 1:26. Однако такое предположение не нашло подтверждения ни в Слове Божием, повествующем о временах, когда Матфей был одним из двенадцати, ни в отрывках из Евангелия, относящихся к явлениям Христа после воскресения. Но давайте используем более аналитический подход к анализу данного явления.

Очевидно, что не может произойти явных изменений в определенной группе людей, ежели нет изменений в ее составе. Подлинный состав группы из «двенадцати» апостолов представлен в Евангелии от Матфея 10:1-4, также как и в Евангелии от Марка 3:14-18 и в Евангелии от Луки 6:13-16. Евангелие от Луки 6, к примеру, повествует:

Евангелие от Луки 6:13-16
«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».

Из данного отрывка понятно, что в подлинный состав двенадцати входил Иуда Искариот. Так, когда мы читаем «двенадцать», мы должны понимать, что данный термин используется для определенной группы людей, состоящей из двенадцати человек, исключая случай, когда состав группы меняется. В последнем случае упоминаются события до того, как было изменено количество «двенадцати», то есть группа из двенадцати человек, а в других случаях, повествующих о событиях после изменений, значение слова соответственно меняется. В нашем случае, событие, о котором Слово Божие говорит в 1-м послании к Коринфянам 15:5 – это Воскресение Христово и его последующее явление. Следовательно, должен последовать простой вопрос: каков был состав группы двенадцати во время Воскресения? Был ли Матфий причислен к одиннадцати в это время? Точное время и события, повлекшие присоединение Матфия к группе оставшихся одиннадцати апостолов, представлены в книге Деяний апостолов 1:15-26. Из этой книги мы видим, что между вознесением и Днем Пятидесятницы, Петр внес предложение заместить Иуду кем-то иным. И было два кандидата: первым был «Иосиф, называемый Варсавою», а вторым был Матфий. Как был свершен выбор, и кто был выбран, описано в книге Деяний апостолов 1:24-26.

Деяния апостолов 1:24-26
«И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда , чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфею, И он СОПРИЧИСЛЕН к одиннадцати Апостолам».

Теперь, только в этот момент Матфий был сопричислен к одиннадцати, следовательно, это означает, что он не мог он быть сопричислен ранее1. Поэтому, каждый раз, когда мы видим слово «двенадцать», относящиеся к событиям, произошедшим до времени, описываемом в книге Деяний апостолов 1:26, мы понимаем, что речь идет о двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду. С другой стороны, когда это слово относится к событиям, произошедшим после включения Матфия в состав двенадцати, имеется в виду новый состав группы, который исключает Иуду и включает Матфия. Имея это в виду, нам не составит труда понять, кем являются двенадцать в 1-м послании к Коринфянам 15. Соответствующий отрывок относится к событиям до того, как «Матфий был сопричислен к одиннадцати Апостолам». Следовательно, в это время Матфий не был еще одним из двенадцати, и выражение «к двенадцати» из 1-ого послания к Коринфянам 15 относится к обычным двенадцати из Евангелия от Луки 6:13, включая Иуду2.

Дальнейшее упоминание о присутствии Иуды после Воскресения Христова имеет место в упоминаниях Евангелия о появлении Иисуса после Воскресения.

2. Явление вечером в «первый день недели»

Данное упоминание описано в трех из четырех Евангелий. Для получения полной картины необходимо аккуратно рассмотреть каждое из этих Евангелий. Давайте начнем с Евангелия от Иоанна.

2.1 Свидетельство Евангелия от Иоанна

Свидетельство Евангелия от Иоанна этому появлению представлено в Евангелии от Иоанна 20:19:

Евангелие от Иоанна 20:19
«В тот же первый день недели вечером, когда двери , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!»

Не смотря на то, что этот стих точно не говорит, кто из апостолов присутствовал при появлении, стих 24 той же главы рассказывает о том, кто не присутствовал:

Евангелие от Иоанна 20:24
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус».

Из данного отрывка становится ясным, что во время явления Христова, произошедшего в «первый день недели вечером» (т.е вечером дня, который мы зовем «пасхальное воскресенье») Фомы точно не было. Эта информация имеет большое значение для правильного понимания соответствующих отрывков из Евангелия от Марка и Евангелия от Луки, и мы должны иметь это в виду.

2.2 Свидетельство Евангелия от Луки

Изучив свидетельство Евангелия от Иоанна, давайте обратимся к Евангелию от Луки, повествующем о том же появлении. Четыре Евангелия дополняют друг друга и вместе формируют полную картину происходящего. Мы должны рассмотреть все доступные Евангелия, чтобы убедиться, что все они описывают одно и то же событие. Одной из наиболее часто повторяющихся причин, приводящих к ошибкам в толковании Слова Божиего, что существенно для Евангелия, – путаница похожих вещей и принятие их за идентичные. Действительно, совсем не обязательно, что если два отрывка похожи (об исцелении слепого человека, к примеру), они должны быть отнесены к одному событию. Относятся они к одному и тому же или нет, нужно определить после тщательного исследования контекста в соответствующем Евангелии.

Возвращаясь к нашей теме, свидетельство Евангелия от Луки, относящееся к появлению Христа после Воскресения в «первый день недели вечером», представлено в главе 24. В стихе 1 говорится о «первом дне недели». Затем стих 13 говорит нам: «В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ двое из них3 шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус». Где-то во время этого путешествия Иисус присоединился к ним, а стихи 15-31 дают описание чудесных отношений, которые зародились у них, и как под конец «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (стих 31). Ученики приехали в Эммаус «к вечеру» как сказано в стихе 29. Узнав Иисуса, два ученика, «встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними». Помня о том, что Эммаус находился не более чем в 9 километрах от Иерусалима, и что они приехали в Эммаус ближе к вечеру, но не совсем вечером, мы можем заключить, что к тому времени, когда они приехали в Иерусалим, был уже вечер, вечер «первого дня недели». То, что произошло этим вечером, описано в стихах 33-36:

Евангелие от Луки 24:33-36
«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе ОДИННАДЦАТЬ и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Поскольку это явление произошло вечером в первый день недели, оно идентично тому, о котором сказано в Евангелии от Иоанна. Так, события, описываемые в Евангелии от Иоанна и Евангелии от Луки не только похожи, НО ТАКЖЕ И идентичны. Однако, в то время как Евангелие от Иоанна повествует о том, что Фомы не было там, не упоминая о том, кто же был там, Евангелие от Луки добавляет, что присутствовали «ОДИННАДЦАТЬ и бывшие с ними». Многие годы я читал этот отрывок и думал, что причина, по которой написано в тексте об одиннадцати в том, что Иуда уже умер, как учит традиция. Тем не менее, запись в Евангелии от Иоанна показывает очень ясно, что апостол, который отсутствовал при появлении, был не Иуда, А ФОМА. В свою очередь, это означает, что Иуда присутствовал на появлении и видел воскресшего Христа. Это также подтверждает 1-e послание к Коринфянам 15, согласно которому Иуда был жив после Воскресения Христова.

2.3 Свидетельство Евангелия от Марка

Свидетельство Евангелия от Марка упоминает о явлении Христове после Воскресения, произошедшем вечером в «первый день недели», и подтверждает выводы, сделанные из Евангелия от Иоанна и Евангелия от Луки.

Евангелие от Марка 16:9-13
«Воскреснув рано в первый недели, явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, —не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение».

Эти «два из них» – два ученика, шедшие по пути в Эммаус. Фраза «в ином образе» показывает изменчивость воскресшего тела Христова.

Евангелие от Марка 16:14
«Наконец, явился самим ОДИННАДЦАТИ, возлежавшим , и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

Этот отрывок, относящийся к явлению Христову вечером в первый день недели4, снова говорит об ОДИННАДЦАТИ. Зная о том, что отсутствовал один Фома, ясно, что Иуда был там.

Из всего вышесказанного ясно, что Иуда был жив и видел воскресшего Иисуса. Итак, вовсе не странно, что 1-e послание к Коринфянам говорит о явлении перед двенадцатью. Даже если 1-e послание к Коринфянам 15 не говорит ничего о появлении перед двенадцатью, исследование Евангелий доказывает, что Иуда был все еще жив после Воскресения.

3. Явление перед двенадцатью

После всего этого, читатель может задать вопрос: где сказано о появлении перед двенадцатью? Хотя нет необходимости писать о каждом появлении после Воскресения Христова, которые пересчитывает Слово Божие в 1-м послании к Коринфянам 15, появление двенадцати также описано в одном из Евангелий, в частности в Евангелии от Иоанна.

Евангелие от Иоанна 20:24
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус».

Это «с ними» относятся к ученикам, присутствующим во время явления, которое произошло вечером в первый день недели , когда отсутствовал Фома. Согласно другим отрывкам из Евангелий, мы видим, что, кроме Фомы, все остальные одиннадцать учеников были там.

Евангелие от Иоанна 20:25-26
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!»

Кто были ученики, присутствующие при этом появлении? Одиннадцать и еще Фома, т.е. «двенадцать». Очевидно, это то же появление, о котором сказано в Слове Божием в 1-м послании к Коринфянам.

Найдя в вышеупомянутом подтверждение того, что это были «двенадцать» и что Иуда был там, когда это произошло, мы продолжим исследование отрывка, непонимание которого стало причиной появления традиционного взгляда, заключающегося в том, что Иуда умер до распятия Христа.

4. Евангелие от Матфея 27:3-5

Отрывок, который традиционно используется для того, чтобы поддержать идею о смерти Иуды до распятия, читаем в Евангелии от Матфея 27, начиная со стиха 1:

Евангелие от Матфея 27:1-8, 11
«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та ‘землею крови’ до сего дня….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель…»

Мы слишком часто читаем этот отрывок, руководствуясь предвзятым мнением, что связь, объединяющая вышеупомянутые события, – время, т.е. мы предполагаем, что сначала произошло первое, потом второе, третье и т.д. Однако временная связь – только один из способов, посредством которых мы можем связать различные события. На самом деле, обычно, когда мы описываем что-то очень важное, вместо того, чтобы постоянно ссылаться на менее значимые события, мы описываем их кратко, открывая скобки. Таким образом, мы избегаем отвлечения внимания от того действующего лица, которое мы считаем главным персонажем события или истории нашего повествования. Именно это произошло в нашем отрывке. Главной темой Евангелия от Матфея 27 является не Иуда и его история, а Иисус Христос и его страсти. Именно это стремится выделить Слово Божие, описывая произошедшее в определенных временных рамках. В результате, кроме истории человека, на которой сконцентрировало внимание Слово Божие, т.е. на Иисусе Христе, истории других людей или событий приобретают краткие формы, описываемые в скобках. Именно это произошло и с историей об Иуде. Стихи 1 и 2 рассказывают, что Иисус был доставлен к правителю. Затем стих 3 открывает скобки, повествуя о том, что случилось с Иудой. Эти скобки продолжаются до 5 стиха. Так, мы узнаем, что Иуда, увидев, что Иисуса осудили, раскаявшись, принес тридцать сребреников. Но когда главный священник и первосвященники не приняли их, он бросил их и ушел. В конце концов он совершил самоубийство. Хотя эти события описаны в хронологической последовательности по отношению к тому, что случилось с Иудой , они описаны не во взаимосвязи с событиями, произошедшими с Иисусом. Это отступление объясняет, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА это произошло, а сказано, ЧТО случилось.

Это более очевидно из стихов 6-10, которые включают другие отступления, которые повествуют нам о том, что случилось с тридцатью сребрениками. Так, мы видим, что главный священник взял эти тридцать сребреников, и после совещания с остальными купил на них землю горшечника, для погребения странников. Очевидно, чтобы купить землю, они посовещались и пошли на рынок, где нашли человека, который хотел продать землю, осмотрели землю, дабы понять, то ли это, что им нужно, посовещались, смогут ли они позволить себе приобрести землю, согласились с ценой и, наконец, заключили договор. Люди, имеющие представление о времени, необходимом для того, чтобы только найти необходимую собственность, знают, что это требует нескольких дней, недель, а иногда и месяцы. Если бы мы прочитали отрывок, предшествующий отрывку об Иуде в связи с временными рамками, то мы бы заключили, что, в то время, как Иисус был представлен правителю (стихи 1-2), Иуда вернул деньги и повесился, священники взяли деньги, посмотрели землю, достигли соглашения и подписали договор5. Все это просто не могло произойти, пока Иисус стоял перед правителем, и особых подвижек в его деле не было6. Кроме того, такая интерпретация противоречила бы всему, что написано в других Евангелиях и в 1-м послании к Коринфянам, где предполагается, что Иуда был жив после Воскресения.

Однако дело обстоит не так. Главной темой, описываемой в Слове Божием в Евангелии от Матфея 27, является Иисус Христос и его страсти. Так, об остальных событиях должно повествоваться кратко в скобках. Стихи 1-2 рассказывают о том, что Иисус был приведен к правителю. Затем, стихи 3-5 кратко повествуют о том, что случилось с Иудой. Там не сказано, КОГДА Иуда совершил самоубийство, но сказано, ЧТО он сделал. Затем новые скобки открываются в стихах 6-10, которые дают краткую характеристику того, как были использованы тридцать сребреников. Снова мы видим, что главное – не в том, КОГДА это произошло, а ЧТО произошло. Затем, стих 11 возвращает нас к тому, на чем остановилось повествование в стихе 2, т.е. на деле Иисуса, начатом Пилатом. Вводный характер стихов 3-10 и тот факт, что описание здесь не дается во временной последовательности относительно главной темы главы – страсти Иисуса, становится очевидным уже хотя бы после прочтения отрывка Евангелия, пропуская стихи 3-10:

Евангелие от Матфея 27:1-2, 11
«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю….. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь».

Очевидно, что, пропуская стихи 3-10, мы не теряем понимания главной темы отрывка, и именно это было целью Бога, когда Он описывал эти события кратко в скобках.

Подводя итог, Евангелие от Матфея фокусирует внимание не на том, когда Иуда повесился, а на том, что он сделал. Чтобы узнать, КОГДА он это сделал, необходимо изучить, что говорят об этом другие Евангелия. Исходя из собранных на этом этапе материалов, мы с точностью можем сказать, что Иуда видел воскресшего Христа, и что он был жив по крайней мере еще восемь дней (Евангелие от Иоанна 20:26) после первого явления Христа перед одиннадцатью. С другой стороны, в своей речи, произнесенной когда-то между Вознесением и Днем Пятидесятницы (Деяния апостолов 1:15-22) Петр сказал о том, что Иуда был мертв. Это означает, что Иуда повесился между восьмью днями после Воскресения и днем, когда вещал Петр.

5. В чем разница, умер Иуда до или после распятия?

Тем, кто задастся этим вопросом, следует сказать, что здесь мы не просто пытаемся найти точное время смерти Иуды. Один этот факт не имеет большого значения, ЕСЛИ у нас нет сомнений относительно точности Слова Божиего. Конечно, у меня не возникло бы сомнений по поводу того, что Иуда умер до распятия, ЕСЛИ бы в Слове было так сказано. Напротив, у меня возникли бы сомнения, если бы в одном месте в Слове, согласно традиции, было написано, что он умер до распятия, а в другом сказано, что он был жив после Воскресения. В таком случае это исследование было бы не просто исследованием вопроса, когда умер Иуда, а исследованием точности Слова Божиего. Поэтому время, когда умер Иуда, все-таки важно, очень важно: разница между точным Словом Божиим, коим и является Библия, и словом, где есть место ошибкам согласно традиции, являющимся только похожим на Библию.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Примечания

1. Греческое слово, переведенное как «сопричислен» в данном отрывке – глагол «сугкатапсепхизо». Этот глагол состоит из слов «солнце», означающем «вместе с», «ката», обычного греческого префикса с множеством значений (список слов из Нового Завета, где употребляется этот префикс, см. J. Strong: «The Exhaustive Concordance of the Bible», номера 2596-2736) и глагола «псепхизо». Последний глагол, отвечающий за значение слова » сугкатапсепхизо», употреблен в Евангелии От Луки 14:28, где мы читаем: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит («псепхизо») издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее». Он также употребляется в книге Откровений 13:18, где мы читаем снова: «Кто имеет ум, тот сочти («псепхизо») число зверя». Итак, очевидно, что «сугкатапсепхизо» означает » быть причисленным к «, «числится» или «считаться» и обозначает прибавление чего-либо/кого-либо к определенной группе (см. также E.W. Bullinger: «A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament», Zondervan Publishing House, Grand Rapids, Michigan, 1975, стр. 540).

2. Это не означает, что Матфий не видел Воскресения Христова. В действительности, в своем предложении, данном в книге Деяний апостолов 1:15-23, Петр говорит: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». (Деяния апостолов 1:21-22). Предложили Матфия (Деяния апостолов 1:23), что означало – он выполнил все необходимые условия. То, что, за исключением двенадцати остальных, видевших воскрешенного Христа, освещено апостолами (см. Евангелие от Луки 24:33-36) и 1-м посланием к Коринфянам 15:6, глаголющем о «пятистах братиях». Дело не в том, был ли Матфий очевидцем Воскресения, хотя он несомненно был. Главный вопрос заключается в том, был ли он сопричислен к одиннадцати во время Воскресения. Как мы видим, не был.

3. Эти ученики не принадлежали к группе двенадцати.

4. Хотя в стихе точно не говорится, что это был первый день недели вечера, изучение события показывает, что это был первый день, когда была создана группа одиннадцати. Согласно другим Евангелиям, первое событие произошло в первый день недели вечера, что позволяет заключить, что это то же самое событие, которое описано в Евангелии от Иоанна и Евангелие от Луки.

5. О финальной части соглашения см. книгу Иеремия 32:6-15.

6. В стихе 11, после описываемых событий, дело Иисуса было на той же стадии, что и в стихе 2, т.е. Иисус стоял перед правителем.

Скорее всего, принцы есть у всех. Они шастают везде, на всех улицах можно увидеть хоть какого-нибудь принца. И если ты — девушка, желательно — сирота, бездомная или гонимая обществом, то стоит только заговорить с ним — и вот вы уже едете на бал, оставляя злых мачех и бессердечных королев с носом. Но, видно, такое случается везде, кроме Иерусалима. Или все принцы обитали в другом конце города. По крайней мере, на улице юной Сары не было ни одного, даже самого завалящего. Это самая Сара была миловидной белокурой девушкой пятнадцати лет, которая начиталась всякой романтики и все ждала своего Принца-на-белом-коне. Но на белых, а также вороных, серых, пятнистых и даже на рыжих конях если кто и был, то далеко не прекрасные сыны заморских правителей. Кроме тех, кто на белых конях, был еще другие — те, которые сбежали из своего королевства и стали бродягами и очень романтичными разбойниками. Но даже таких не было в округе! Последний тип принцев — превращенные в животных. Но целовать каждую лягушку Саре не хотелось, тем более, что так обычно расколдовываются никому не нужные принцессы. И вот однажды девушка сидела у окна, читала очередной слезоточивый рассказ и через каждый абзац посматривала в окно и страдальчески вздыхала. Так как ее дом стоял на холме да и притом был самым высоким в округе, то вид представлял собой плоские крыши, сверху напоминающие ступени, и горы цвета песка вдали. День был достаточно жарким, и поэтому на улице не было ни души. Дочитав первую главу, несчастная Сара вновь глянула в окно и томно вздохнула, ожидая вот-вот увидеть белого — а лучше серебряного — коня и принца в золотых доспехах. Но, видно, принцам тоже было жарко сегодня, и они не показывались. Девушка только решила продолжить читать, как вдруг на одну из крыш взлетело нечто и понеслось, изредка еще и подпрыгивая. Улицу заполняли солдаты, бросающие в бегущего что-то, по логике — камни, но тот ловко уклонялся. Сара сразу же позабыла о всяких там принцах и начала наблюдать за бегущим. Правда, до тех пор, пока в глаз ей не попал непонятно от чего отразившийся блик. Девушка отодвинулась от окна, закрыла глаза — буквально на несколько секунд! — а когда распахнула вновь, то перед ней, будто по волшебному вжуху, возник некто. Причем если другие некто, которые попадались Саре до этого, выглядели вполне обычно и без всяких загадок, то этот был совсем уж странным. Начать нужно с того, что коричневая грязная челка закрывала половину лица этого товарища, доходя ему до кончика вздернутого носа. И еще представить настолько грязного и потного человека можно, только побывав там, где жара под сорок и несколько дней не было дождей. Лицо его имело серо-красный цвет, короткая туника (возможно, белая, но это не точно) и что-то ободранное до колен (которое когда-то было штанами) тоже были серыми. Незнакомец не имел ни какой-никакой шляпы, ни обуви. Зато через его плечо был перекинут походный мешок — конечно же, грязный до невозможности — со стертым ремешком. Этому человеку на вид было лет восемнадцать, он был высоким и тощим, но с неожиданно круглым лицом. — Спрячь! — незнакомец вдруг повалился на колени и протянул к Саре сложенные в мольбе и театрально дрожащие руки. — За мной погоня! На самом-то деле юноше совсем не было страшно, просто он хорошо знал, что девушки такого типа — вздыхающие, сидящие у окна и заваливающие комнаты слезоточивыми романами — обычно ведутся на пафосные и эмоциональные жесты. А Сара поверила. Ведь подумайте — грязный, оборванный, убегающий от солдат и умоляющий спрятать незнакомец! Это же настоящий Принц-В-Изгнании! — Скорее, залезай под кровать! — девушка махнула рукой, указывая на что-то незаправленное и заваленное книгами, будто оно было самым незаметным предметом в этой забитой романами и косметикой комнате. «Принц» только успел юркнуть под кровать, как в окно заглянули солдаты, но поняли, что никого, кроме девушки, в комнате нет, и побежали дальше. — Вылезай, о прекрасный незнакомец! — выдохнула Сара, влюбленно глядя на выбирающегося из-за коробок и пыли человека. — Спасибо, принцесса! — со странной — но, к счастью, не замеченной девушкой — иронией поблагодарил тот. Затем, пытаясь вспомнить хоть какие-нибудь хорошие манеры, шаркнул ногой и быстро поклонился. — Назови свое имя, принц! Если не секрет! — и в голосе, и во взгляде, и во влюбленной позе девушки угадывались радость и абсолютная вера. — Конечно, не секрет! — человек усмехнулся и, откашлявшись, представился: — Иуда. Принц Иуда. А ваше имя, прекрасная спасительница? — Сара, мое имя Сара! — восхищенно заголосила та. — Какой же город должен гордиться таким сыном? «Принц» запнулся. Он мог назвать любой город, но все тамошние принцы были давно известны. И никого из них, как назло, не звали Иудой! — Из города… Кариот! — на самом-то деле, если и был какой-нибудь город Кариот, то никакого принца у них не было. — Где он находится? — Саре не терпелось узнать все. Вопросы становились все труднее! — Ооооой… — протянул Иуда, пытаясь придумать месторасположение несуществующего города. — Очень, очень далеко… — закатив глаза (хотя из-за челки это не было заметно) он продолжил: — За пустынями, за морями, за лесами и за полями раскинулась страна Русь, и столицей ее является великий город Кариот. Я — единственный наследник тамошнего кесаря Александра Македонского, но злая мачеха Клеопатра невзлюбила меня, и мне пришлось бежать из родной страны в поисках счастья. Но королева отправила своих коварных слуг, чтобы поймать и убить меня! Сара ахнула, осознав, какая опасность грозит ее возлюбленному. — Так что же делать?! Иуда хихикнул про себя, дивясь дурости девушки и — особенно! — своей везучести. Но вслух он печально и пафосно сказал: — Похоже, что ничего, прекрасная дева! Вечно странствовать мне по земле! — «Сын кесаря», вздохнув, посмотрел в окно, будто вспоминая далекую родину, а на самом деле — проверяя, нет ли солдат. Нет, не должно все заканчиваться так грустно! Сара должна быть рядом со своим принцем! — Ты не будешь один! — девушка схватила юношу за руку и даже попыталась поцеловать, но тот не дал ей это сделать. — Не надо. Я весь в пыли. В этот момент послышался топот. Кто-то шел в комнату Сары, и их было много! От этого звука Иуда похолодел и вот теперь испугался уже по-настоящему. — Кто т-там? — на всякий случай «принц» подвинулся ближе к окну. Сара выглянула за дверь и не без тревоги сообщила: — Солдаты. С ними какая-то старая дама. Юноша хотел сначала завопить, затем выпрыгнуть в окно, потом — все это сразу. Но ограничился тем, что упал на колени и прошептал, сложив руки на груди: — Спрячь еще раз, умоляю! Она нашла меня, горе мне! — последняя фраза получилась даже слишком эмоционально. Иуда еле сдерживался, чтобы не заорать древнеизраильским матом. Но принцы обычно такого не делают. — Кто?! — ахала, создавая еще большую суету, Сара. — Мачеха моя, мачеха! — выл юноша. — Прячсяяяяяаааааа!!! — крик девушки перетек в визг раненой собаки. Но на самой высокой ноте дверь широко распарнулась. Вооруженные обитыми железом палками солдаты окружали старуху в платье двадцатилетней ветреной девушки. Единственное, чего сейчас хотел принц-невезунчик, так это слиться с окружающей средой — мимикрировать, так сказать — или же вовсе испариться. Но, к сожалению, ничего такого не произошло. Старая карга задрожала всем телом, указала длинным кривым пальцем на Иуду и препротивнейшим визгливым голосом завопила: — Это он! Хватайте его! Это он, он — вор! — Вор?! — переспросила Сара, смотря то на «принца», то на «Клеопатру», то на ее «слуг». — Так значит, он не принц?! — Принц, принц! — визжала, брызжа слюной, старуха. — Принц воров он!!! Нет, вы посмотрите! Стащил деньги у женщины, да еще и принцем себя величает!!! И вот тут пелена обмана спала с глаз Сары. Она увидела, что ее «принц» на самом деле — оборванец, обманщик и воришка. — Так ты не принц! Ты обманывал, обманывал меня! — чуть ли не в истерике закричала девушка. — Ты… — До свиданья! — Иуда, мило улыбаясь, выпрыгнул в окно. Решил не дожидаться конца этих воплей и воя. Солдаты, старуха и Сара обалдело наблюдали, как он приземлился на одну из крыш, спрыгнул с нее и был таков. Вместе с мешком, на дне которого позвенькивали монетки. А юноша выбежал из города и, удостоверившись, что погони нет, лег на горячий песок под одиноко торчащим деревом без листьев. Посмотрел сначала на безоблачное небо, затем — на город. Пролежав так несколько минут и окончательно пришкварившись к песку, он сказал, будто проверяя, как звучит только что придуманное прозвище: — Искариот. Иуда Искариот. Небо, пустыня, дерево и город приняли это имя. А может быть, и не приняли. По крайней мере, они ничего не сказали. Нужно было вновь отправляться в путь, туда, где дрожал и маячил следующий город.

К Иисусу и странствующим с ним апостолам прибивается человек по имени Иуда из города Кариота. Об этом бродяге идет дурная слава, что он вор, мошенник, преступник. Что бедная жена его, брошенная в нищете, вынуждена скитаться по домам выпрашивая подаяний. Иуда безобразен с виду, он отталкивает от себя всех, но Иисус обращается с ним ласково, чем вызывает в апостолах еще больший гнев.

Язык у Иуды без костей, а сердце без жалости. Всех он презирает, не верит в честность и добродетель. По словам Иуды, каждый человек в чем-то да повинен, а тот, кто утверждает иначе — лжет. Своим отцом он называет козла или самого Дьявола, однако к Иисусу, Иуда относится с большой нежностью. Ближе всех они сходятся с Фомой, тот заинтересован поведением и образом мыслей Иуды.

Чтобы показать свое доверие к Иуде, Иисус поручает ему отвечать за деньги, которые подают апостолам. Иуда поносит тех, кто приходит глазеть на Иисуса, утверждая, что они ничего не поймут и переврут его слова. Однажды Фома тайком наведывается в покинутый ими поселок и убеждается, что так оно и есть. В другой раз иуда хитростью спасает Иисуса и апостолов от гнева толпы.

Как-то на отдыхе апостолы бросают тяжелые камни, похваляясь силой. Петр получает звание самого могучего, но Иуда побеждает его.

Фома уличает Иуду в краже общественных денег. Тот признается, что отдал их продажной девице за две ночи, проведенные с нею. Иисус говорит, что Иуда может брать столько, сколько ему потребно.

Иоанн и Петр спорят о том, кому из них быть одесную с Иисусом в Царствии Небесном. Иуда берется их рассудить, каждому суля первенство, но уверен, что рядом с Христом будет он сам.

Задумав предать Иисуса на смерть он убеждает первосвященника Анну поймать и судить его. Тот сначала отказывается, но потом сулит Иуде за предательство сумму в тридцать серебряных монет. Иуда возмущен таким ничтожным гонораром, однако в конце концов соглашается.

Совершив предательство, Иуда изо всех сил старается угодить Иисусу, сделать радостным отпущенное ему время. Он сам убеждает других апостолов, что они должны беречь учителя, приносит им оружие.

В Гефсиманском саду, когда появляется стража, апостолы не знают, что им делать. Безропотно смотрят они на то, как уводят прочь их учителя, не делая попытки его спасти. На следующий день Петр отрекается от него. Все безропотно принимают случившееся, несмотря на злость Иуды.

После распятия, Иуда приходит к апостолам и гневно поносит их трусами. Он предлагает им последовать за учителем, никто не решается на это. Тогда он сам вешается на дереве за городом. Тело его выбрасывают в глубокий ров.

Непривычная трактовка образа и поступков Иуды в рассказе Леонида Андреева раскрывает тему двойственности любви. В поступках Иуды отображено его подлинное отношение к Христу, готовность следовать его учению, преданность, тогда как добродетельная привязанность апостолов оказывается лицемерной и нерешительной.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

  • Ангелочек
  • Баргамот и Гараська
  • Большой шлем
  • Валя
  • Гостинец
  • Жизнь Василия Фивейского
  • Жизнь Человека
  • Иуда Искариот
  • Красный смех
  • Кусака
  • Петька на даче
  • Рассказ о семи повешенных
  • Роза мира

Иуда Искариот. Картинка к рассказу

  • Краткое содержание Гофман Житейские воззрения Кота Мурра

    Маэстро Абрагам – опытный алхимик, умеет настраивать рояль, заведует фейерверками и иллюзиями, органный мастер, он был принят при дворе князем. Князь при этом был очень интересной личностью

  • Краткое содержание Летят мои кони Васильева

    Автор повести рассказывает про свое детство и юность, которые бесследно прошли, оставив за собой – только воспоминания, такие прелестные, и такие невинные.

  • Краткое содержание Свирский Рыжик

    Произведение начинается с того момента, когда рано утром женщина по имени Аксинья Зазуля обнаружила у порога своего дома нищенку, которая умирала при родах. Женщина приняла у нее младенца, но роженицу спасти не удалось

  • Краткое содержание Прометей прикованный Эсхил

    Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

  • Краткое содержание Шекспир Гамлет

    Недалеко от дворца Эльсинора, резиденции королей Дании, солдаты заприметили привидение скончавшегося недавно короля. Выясняется, что призрак – отец главного героя произведения, принца Гамлета

Повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Основной темой произведения стала «психология предательства». Андреев использовал в книге евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя – Иисуса Христа, но истолковывает мотивы Иуды Искариота по-своему. Автор пытается оправдать действия Иуды, понять его внутренние противоречия и психологию, пытается доказать, что в предательстве Иуды было больше любви к Христу, чем у всех остальных его учеников.

Предлагаем вам читать онлайн краткое содержание «Иуды Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника.

Главные герои

Иуда из Кариота – рыжий, уродливый, мерзостный человек, ненавидимый всеми учениками Христа. Вор, лжец и интриган.

Иисус Христос (Назорей) – бродячий философ-проповедник, за которым следуют ученики-апостолы. Сын Божий.

Апостолы – среди апостолов Андреев упоминает Петра, Иоанна, Фому, наделяя их очень человеческими качествами: они гневаются, брезгуют, осуждают, ненавидят, обижают.

Другие персонажи

Анна – первосвященник, к которому идет Иуда с предложением осудить Христа.

Каиафа – первосвященник, зять Анны, член Синедриона.

Глава I

Иисуса Христа множество раз предупреждали, что Иуда из Кариота был человеком дурной славы и потому его следовало остерегаться.

«Он ссорит нас постоянно!», – жаловались Иисусу ученики, недоумевая, отчего им претит общество Иуды.

Ни Петр, ни Фома, ни Иоанн не могут вспомнить, как и когда появился Иуда рядом с ними, как примкнул к спутникам Христа, как стал называться одним из его учеников.

Глава II

Постепенно к Иуде привыкли. Иисус поручил ему денежный ящик и, одновременно с этим на плечи Иуды легли все остальные хозяйственные заботы. Иуда покупал необходимую одежду и провиант, раздавал деньги нищим.

Дурная слава Иуды следует за ним. Из-за того, что люди видели Иуду вместе с Христом, жители селения обвинили Иисуса и его апостолов в краже козленка. В другом же селении и вовсе люди собрались побить проповедников камнями, но Иуда вступился за Христа и своих товарищей, выбежав вперед к толпе и крича, что Иисус не одержим бесом, как могли подумать люди, слушая его речи, а обыкновенный мошенник, как и сам Иуда, что проповедует Христос ради денег. И толпа отступила, решив, что эти пришельцы недостойны умереть от руки честного.

Да только ни Иисус, ни его ученики не оценили поступка Иуды. Учитель удалился из селения в гневе, а его ученики, следовавшие за Христом на почтительном расстоянии, проклинали Искариота. Ну, разве они не глупцы, раз не оценили стараний Иуды, раз не поблагодарили его за то, что спас их жизни?

Глава III

Однажды ученики решили развлечься и принялись мериться силой. Они поднимали камни и бросали их вниз со скалы, соревнуясь, кто поднимет камень тяжелее. Иуда поднял самый большой и тяжелый валун. Он торжествовал: вот теперь-то все увидят и оценят его силу, теперь-то все точно поймут, что он лучший из всех учеников. Петр однако не желал Иуде победы, потому решил вознести молитву: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!» Услыхав такую молитву Иисус грустно ответил: «А кто поможет Искариоту?»

Глава IV

Не единожды Христос защищал Иуду. Однажды Иуда утаил от всех несколько монет, будучи хранителем денежного ящика, и его деяние открылось. Апостолы негодовали! Они привели вора к Иисусу, обличая его. Христос, выслушав обвинения своих учеников, ответил им, что никто не смеет считать, сколько денег присвоил себе Иуда, потому что он такой же брат вам, как и все остальные, и подобные действия обижают его! После этого Иуда заметно повеселел. Его радовало не столько примирение с апостолами, сколько то, что Иисус выделил его из толпы.

Глава V

Приближается праздник Пасхи, а значит, и приближаются скорбные последние дни жизни Христа. Иуда отправляется к первосвященнику Анне, предлагая ему осудить Иисуса из Назарета. Анна, будучи осведомленным о репутации Иуды, прогоняет его прочь. Так повторяется несколько дней подряд, но Иуда проявляет упорство и тогда Анна с презрением предлагает предателю деньги за жизнь Иисуса – тридцать серебренников. Искариота очень возмутила столь низкая цена! «Тридцать серебренников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу!» Анна отвечает, что, в таком случае, Иуда не получит вообще ничего и Искариот соглашается с ценой, подумав, что среди учеников или жителей Иерусалима наверняка найдется кто-нибудь, кто оценит жизнь Христа еще меньшей суммой.

Глава VI

В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, ибо никто не смеет помешает его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду и имя его останется в веках.

Глава VII

Не веря своим глазам, Иуда идет за Иисусом, когда его схватили римские воины. Он видит, как бьют Христа, как его осуждают, как ведут к месту казни – на Голгофу.

Глава VIII

Иуда не замечает ни наступившей ночи, ни восходящего солнца. Сбывается его мечта, но одновременно с этим – и его кошмар. Никто из учеников не защищает учителя с оружием, хотя Иуда украл два меча у римских солдат и принес их апостолам, никто из них не кричит «Осанна» учителю. Один Иуда остался с Иисусом до самого конца. Даже Петр и тот отрекался от Христа трижды, говорил, что знать не знает Иисуса. Один Иуда остался верен Христу. Только он один!

Глава IX

После смерти Иисуса, Иуда идет в Синедрион и бросает в лицо первосвященникам обвинение: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Он говорит Анне и остальному Синедриону, что они убили безгрешного, что Иуда, на самом деле, предал не Иисуса, а их, первосвященников, отныне они обречены на вечный позор. В этот день Иуда и сам становится пророком. Он говорит то, что не смеют сказать все остальные ученики. «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?»

Иуда идет на гору один и затягивает петлю на своей шее. Он один последует за Христом до конца как его самый преданный ученик.

А по миру тем временем ширится весть о предателе Иуде.

Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» имеет мало общего с библейской историей Иуды. Критика называла автора и реалистом, и неореалистом, и фантастическим реалистом, и авангардистом, и декадентом, но время все расставило по своим местам: так творчество Андреева оказало огромное влияние на русский символизм и орнаментальную прозу, а также явилось предтечей немецкого экспрессионизма.

Мы рекомендуем после ознакомления с пересказом «Иуды Искариота» прочесть повесть полностью.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    «Иуда Искариот» Леонида Андреева – это:

    • новелла
    • повесть
    • рассказ
    • роман

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг пересказа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *