Почему люди страдают?

Ольга Сакун — Град Ватикан

«Страдание присутствует в мире для того, чтобы высвободить любовь, чтобы пробудить дела любви к ближнему, чтобы преобразовать всю человеческую цивилизацию в ʺцивилизацию любвиʺ», — пишет святой Папа Иоанн Павел II в апостольском послании «Salvifici doloris», подписанном 11 февраля 1984 года. Таким образом, Папа Войтыла говорит о том, «для чего» присутствует страдание, но он также отмечает, что любой ответ на вопрос «почему» будет неверным или недостаточным. Вспомним многократно сказанные Папой Франциском слова о том, что страдания необъяснимы: Святейший Отец повторяет их каждый раз при посещении тяжелобольных, особенно детей, при встречах с людьми, подвергающимися тяжким физическим и моральным испытаниям.

«Страждущий человек, — утверждает Папа Иоанн Павел II в «Salvifici doloris», — остаётся неразгаданной тайной». Но «Христос позволяет нам войти в эту тайну и раскрыть смысл страданий», отвечая с Креста на Голгофе. Однако иногда необходимо ждать «очень долго, чтобы этот ответ стал заметным». «Христос не объясняет абстрактно смысл страданий, но прежде всего говорит: ‘Следуй за Мной! Приди!’ Своими страданиями прими участие в деле спасения мира, осуществляемом Моими страданиями, Моим Крестом. Когда человек берёт в руки свой крест, соединяясь духовно с Крестом Христовым, то перед ним открывается спасительный смысл страданий… И тогда человек обретает в своих страданиях внутренний мир и даже духовную радость».

В книге «Память и идентичность», опубликованной незадолго до кончины, святой Папа Войтыла возвращается к теме страданий: «Страдая за всех нас, Христос придал новый смысл страданию, ввел его в новое измерение, в новый порядок: в порядок любви. Верно то, что страдание входит в человеческую историю вместе с первородным грехом… Но страсти Христовы на Кресте наделили радикально новым смыслом страдания, преобразив их изнутри. Он ввел в человеческую историю, которая является историей греха, страдание без вины, перенесенное исключительно из любви. Именно это страдание открывает двери надежде на освобождение, на окончательное устранение жала, терзающего человечество. Именно это страдание сжигает и уничтожает зло пламенем любви и даже из греха извлекает многообразное цветение добра».
Святой Папа Иоанн Павел II приходит к выводу, что ответ заключается в любви: «Иисус Христос, будучи невиновным, берет на Себя бремя страданий всех людей», побеждая тем самым виновника зла — Сатану. Крест Христов стал обильным источником живой воды, и достичь его может каждый. Таким образом, «страдать означает открываться спасительным силам Бога, дарованным человечеству во Христе».
Источником радости, — подчёркивает Папа, — становится «преодоление чувства бесполезности страдания», которое «не только сжигает человека изнутри, но и может сделать его обузой для других… Открытие спасительного смысла страданий в единстве с Христом преображает это удручающее чувство».
Боль, пережитая с Иисусом, действительно нужна для спасения братьев и сестёр.
По словам Папы Войтылы, «когда тело погружается в тяжёлую болезнь и лишается дееспособности, когда человек практически не способен действовать и жить, то больше всего проявляются его внутренняя зрелость и духовное величие, преподавая здоровым людям трогательный урок».
В энциклике «Lumen Fidei» Папа Франциск также затрагивает тему страдания. Он пишет: «Вера – не тот свет, который рассеивает всю тьму, а светильник, направляющий в ночи наши шаги, и его достаточно для пути. Страдающему человеку Бог не дает все объясняющих аргументов, но предлагает Свой ответ в форме сопутствующего присутствия, истории добра, соединяющейся с любой историей страдания, чтобы его осветил поток света. Во Христе Сам Бог пожелал разделить с нами этот путь и предложить нам Свой взгляд, чтобы мы видели на нем свет. Христос – Тот, Кто, преодолев скорбь, стал ʺначальником и совершителем верыʺ (Евр 12, 2)».

Истории святых свидетельствуют о том, что страдание может стать способом возрастания в любви к Богу и ближнему. Кроме того, страдание побуждает человека к обращению, помогая взглянуть внутрь себя и преодолеть привязанность к греху, подобно сыну из притчи о милосердном отце. Страдание, которое мы видим вокруг, порождает сострадание, смягчая даже самые окаменелые сердца. Бог даёт Свой ответ через распятого Христа, призывая нас присоединиться к Его делу спасения мира, ради обращения грешников, ради восполнения в нашей плоти искупительного деяния Иисуса. Тайна страдания неразрывно связана с тайной спасения.

Так называемые просоциальные люди больше подвержены депрессии, чем эгоисты.
Мы привыкли думать, что доброжелательность, надёжность и справедливость – верный путь к счастливой жизни. Но что, если мы ошибаемся? Что, если хорошие люди всегда в проигрыше? Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behavior, показало, что люди, для которых важно экономическое равенство и справедливость, предрасположены к депрессии. В то же время те, кто предпочитают забирать всё себе, часто более счастливы.
Модель «общественных ценностных ориентиров» делит людей по типу реакции на экономическое неравенство на три категории: 60% людей – просоциалы, которые предпочитают, чтобы ресурсы были равномерно распределены между всеми; 30% – индивидуалисты, в первую очередь обеспокоенные максимизацией своей выгоды. Примерно 10% – конкурентный тип: для них важнее всего иметь больше других.
В 2010 году доктор Масахико Харуно опубликовал статью в журналеNature Neuroscience, в которой высказал предположеие, что первичные структуры мозга (например, миндалевидное тело), лежат в основе просоциальной ориентации человека. Его исследовательская группа обнаружила, что, сталкиваясь с экономическим неравенством, просоциальные люди испытывают сильное возбуждение миндалевидного тела, эволюционно древней части мозга, связанной с непроизвольным чувством стресса.

В эксперименте, где испытуемый получает меньше денег, чем остальные участники, у испытуемых-просоциалов активировались миндалевидные тела. Если просоциал в эксперименте получал больше денег, чем другие участники, его миндалевидное тело активировалось, что вызывало у него чувство стресса или вины. У индивидуалистов возбуждение миндалевидного тела имело место лишь тогда, когда испытуемые были жертвами неравенства. Миндалевидные тела индивидуалистов были относительно спокойны, когда они по несправедливости получали больше денег, чем другой человек. У обеих групп миндалевидные тела были чувствительны к ситуациям, когда человек становился жертвой, но только просоциальные люди оказались восприимчивы к экономическому неравенству, которое обогащало их: миндалевидное тело сообщало им чувство вины.
В новом исследовании, опубликованном в ноябрьском номере Nature Human Behavior, группа доктора Харуно решила разобраться в вопросе, как этот «просоциальный» шаблон мозговой активности коррелирует с продолжительными клиническими симптомами депрессии. Они изучили мозг просоциалов и индивидуалистов, используя функциональную магнитно-резонансную томографию, технологию, которая позволяет нейробиологам видеть, какие зоны мозга активируются во время разных ситуаций.
Как и предполагалось, у просоциалов наблюдалась высокая активность миндалевидных тел в ситуациях, где деньги распределили неравномерно. Так происходило вне зависимости от того, кто получал больше денег: просоциальные люди или другие участники исследования. Дополнительным открытием в этом исследовании стало то, что гиппокамп – другая часть мозга, вовлечённая в механизмы неосознанных стрессовых реакций, – также показал разную активность у просоциальных людей и индивидуалистов.
Чтобы увидеть, действительно ли эти шаблоны мозговой активности связаны с депрессией, исследователи использовали обыкновенную шкалу депрессии Бека. Участники опроса в течение двух недель измеряли по шкале Бека симптомы клинической депрессии. Группа Харуно обнаружила, что наличие просоциального шаблона мозговой активности соотносится с большей депрессивностью. Спустя год эти результаты подтвердились. Психиатры давно догадывались, что определённые качества личности, включая высокий уровень эмпатии и склонность испытывать чувство вины, связаны с прогрессирующей депрессией. Исследование показало, что такая чувствительность может лежать в самых глубоких, древних, автоматических областях мозга.
Значит ли это, что все у просоциалов нет надежды на счастье? Доктор Маурицио Делгадо, нейробиолог из Ратгерского университета в США, считает, что нет. Хотя у обычного просоциального человека миндалевидное тело чувствительно (как и гиппокамп), существует множество мозговых центров более высокого порядка, вовлечённых в процесс депрессии; среди них – префронтальная кора, отвечающая за регуляцию непроизвольных чувств, говорит Делгадо. И он, и авторы исследования обращают внимание на то, что с помощью психотерапии, в том числе когнитивно-поведенческой терапии, просоциальные люди могут научиться контролировать себя, когда сталкиваются с неравенством. Чем больше они используют префронтальную кору для сопротивления стрессу, порождаемому миндалевидным телом, тем меньше для них опасность впасть в депрессию.
Важно отметить, что возраст участников исследования варьировался от восемнадцати до двадцати одного года. Учёные показали, что до возраста в районе двадцати шести префронтальная кора ещё не вполне зрелая. Исследование доктора Харуно продолжается, выясняя, применимы ли полученные выводы к людям старшего возраста с окончательно развитой префронтальной корой. Есть надежда, что зрелая префронтальная кора защищает людей среднего и пожилого возраста от депрессии, обусловленной неравенством.
В целом, для просоциальных людей выводы несколько удручающие, однако здесь можно увидеть и перспективы. Сталкиваясь с экономическим неравенством, просоциалы склонны испытывать вину и стресс, и кажется, будто они зависят от некоторых глубочайших, наиболее древних структур мозга. Тем не менее, тренировка мозговых процессов более высокого уровня, например, процессов в префронтальной коре, может научить просоциальных людей контролировать свои эмоции и сопротивляться депрессии. Через психотерапию можно обрести всё сразу: природная чувствительность к неравенству сделает нас добрыми, а способность держать негативные эмоции в узде – устойчивыми к депрессии. Многим просоциальным людям потребуется гораздо больше усилий, чтобы бороться с депрессией, но я — как и многие другие просоциалы — буду болеть за них.
Текст: Джек Турбан .
Перевод с английского: Варвара Пикулева.

Богиня Страдания, Мать Бесконечных Плачей, Королева Бездонного Горя

«Реку я вам: Горе и Страдание поглотят всех отроков земли…»

Джувагла, Чемпион Тристарис.

Описание

Тристарис — тёмная богиня страдания. Она – последняя из главных сил Хаоса, и была создана из духа безнадёжности и отчаяния, которое обрело форму в эфире Хаоса в результате широко распространенного разрушения и террора, вызванные другими богами Хаоса. Тристарис является как огромная женщина с посеревшей кожей, изможденным, истощенным телом и длинными, стальными когтями. Черты её лица худые и острые, а волосы белые и тонкие. Тристарис не имеет глаз, и её глазницы постоянно переполнены слезами черной, густой жидкости, которая бежит по ее щекам и тонкой шее. Богиня закутана в черный саван плакальщицы и украшена изящным, хотя и болезненными драгоценностями из слоновой кости и оникса. Богиня бродит в бесконечных пустошах своего личного измерения в Хаосе, напевая жуткую, никогда не заканчивающуюся песню горя и страдания. Её песня рассказывает обо всех трагедиях, которые когда-либо происходили среди смертных земли, и сказано, что все, кто услышит песню, обречены провести остаток своей жизни в вечной безысходности.

Почитание

Богине поклоняются и почитается только теми, кто чувствует, что вся надежда на мир окончательно потеряна. Её фанатики находят облегчение в боли, когда орут о признании несчастий, которые пришли в этот мир; и принуждают других думать как они. Её чемпионы являются самыми рьяными из её служителей. Они полностью убеждены, что мир обречён, и с этим ничего нельзя поделать. Чтобы приблизить вечные муки мира, чемпионы Тристарис убивают и проклинают тех, кто выступает против Богов Хаоса и противостоят всеобщему падению, который они чувствуют как надвигающуюся гибель мира и неизбежный рок судьбы. Её чемпионы вознаграждаются за распространение идеи о беспомощности против конца мира, и страданий которые пронизывают повседневную жизнь её последователей.

Знак Тристарис

Неспособность чувствовать радость или удовольствие, только бесконечные страдания богини чувствуются чемпионами Королевы Бездонного Горя.

Символ и Число

Число Тристарис — четыре; после четырех элементных бедствий, которые служат, чтобы напомнить, что мир находится на пороге обреченности. Это — огонь, наводнение, землетрясение и шторм. Ее символ — половина лица, с плачущим оком.

Друзья и Враги

У Тристарис нет никаких истинных союзников или врагов среди других Богов Хаоса. Её последователи любят заманивать даже других культистов в лоно страдании богини; поскольку это — окончательная ирония, ведь те, кто разрушает мир, приходят к печальному осознанию того, что они делают.

Магия

Тристарис позволяет своим последователям использовать любые виды магии, к которому они способны; хотя сама богиня никогда не дарует им заклинания.

Критика

Последователи Тристарис неспособны к чувству радости в чём-либо кроме распространения и утверждения их собственного вечного страдания. В реальности им не запрещено делать что либо, хотя все они понимают, что им не изменить прямой и трудный путь своего проклятия.

Вопрос: Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?
Ответ: Одной из самых сложный частей христианской жизни является тот факт, что став последователями Христа, мы не получаем иммунитета от испытаний и бедствий. Почему добрый и любящий Господь позволяет нам проходить через такие испытания, как смерть ребенка, болезнь или травмы нас самих или наших близких, финансовые трудности, беспокойства и страх? Ведь если Он любит нас, то должен оберегать от всего этого. В конце концов, разве для Него любить – не означает делать нашу жизнь как можно более легкой и комфортабельной? Вообще-то, нет. Библия четко учит, что Бог любит тех, кто является Его детьми и Он для них «все обращает во благо» (Римлянам 8:28; тут и далее – современный перевод Российского Библейского общества). Поэтому это должно значить, что испытания и бедствия, которые Он допускает в нашей жизни, являются частью этого обетования – что все будет обращено во благо. Таким образом, верующий должен видеть божественную цель во всех испытаниях и бедствиях.
Как и во всем остальном, Божья высшая цель относительно нас заключается в том, чтобы мы все больше и больше походили на Его Сына (Римлянам 8:29). Это – цель каждого христианина, и все в жизни, включая испытания и бедствия, предназначены, чтобы помочь нам в достижении этой цели. Это является частью процесса освящения, отделения для Божьих целей и подготовки к жизни в Его славе. Как испытания помогают в этом, объясняется в 1 Петра 1:6-7: «Так радуйтесь этому, даже если теперь и приходится, совсем ненадолго, погоревать от разных испытаний. Ведь и золото испытывают огнем, хотя огонь может его и разрушить, а ваша вера драгоценнее золота, и истинность ее должна быть испытана и доказана, чтобы получить похвалу, славу и честь в День, когда явит себя Иисус Христос». Вера истинного верующего будет подтверждена испытаниями, чтоб иметь уверенность, что она реальна.
Испытания развивают благочестивый характер, а это позволяет нам сказать вместе с Павлом: «Мы гордимся и страданиями, потому что знаем: из страданий рождается стойкость, из стойкости – твердость, из твердости – надежда. А надежда не подведет, потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца – через Святого Духа, данного нам» (Римлянам 5:3-5). Иисус Христос дал нам прекрасный пример. «Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что еще тогда, когда мы были грешниками, Христос умер за нас!» (Римлянам 5:8). Эти стихи открывают аспекты Его высшей цели относительно испытаний и бедствий как Иисуса Христа, так и нас самих. Стойкость утверждает нашу веру. «Все могу благодаря Тому, кто дает мне силы» (Филиппийцам 4:13).
В то же время, нам не следует искать оправдания трудностям, которые мы переживаем в результате своих ошибок. «Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик» (1 Петра 4:15). Бог простит наши грехи, потому что вечное наказание за них было уплачено жертвой Христа на кресте. Тем не менее, нам все равно придется страдать от естественных последствий своих грехов и неверных решений в этой жизни. Но Бог использует даже эти страдания, чтобы готовить нас для Своих целей и нашего блага.
Испытания и трудности имеют и цель, и награду. «Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков… Счастлив человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит» (Иакова 1:2-4, 12).
Через все жизненные испытания мы приближаемся к победе. «Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 15:57). Хотя мы ведем духовную борьбу, сатана не имеет силы над верующим во Христа. Бог дал нам Свое Слово, чтобы вести нас, Своего Святого Духа, чтобы давать нам силы, и привилегию обращаться к Нему где угодно, в любое время, и молиться о всем, что нас беспокоит. Он также гарантировал нам, что «не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1 Коринфянам 10:13). English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *