Почему много икон божьей матери?

О Пресвятой Богородице, матери Иисуса Христа, так или иначе слышали все. В русской православной традиции Святая Дева всегда особо почиталась верующими людьми. К ее заступничеству зачастую в истории прибегали и люди неверующие, и чудесным образом получали просимое. Но почему в Христианстве так много икон, изображающих Богородицу? Разве нельзя молиться перед одним образом, без разных названий, вроде «Владимирская», «Казанская», «Троеручица»…?

Кто такая Пресвятая Богородица?

После грехопадения первых людей, Адама и Евы, человечество жило в ожидании Мессии, Спасителя. Он должен был искупить людскую цивилизацию от рабства греха. Согласно пророчествам, будущий Искупитель мог появиться от чистой и непорочной, способной на подвиг любви и самоотречения девушки.

Понадобились тысячелетия, прежде чем достойная рождения Богочеловека Иисуса Христа появилась на свет. Родителями избранницы величайшей миссии стали праведные Иоаким и Анна, жители ветхозаветного Израиля.

В три года Марию отдали на воспитание в храм. Ей являлся Архангел Гавриил, сообщая о предстоящей девушке великой миссии.

Чудесным образом, в результате непорочного зачатия, Мария родила Иисуса Христа и стала Богородицей.

Вместе со своим супругом, праведным Иосифом, она воспитывала и оберегала Сына, пока Он не возмужал, и даже присутствовала при крестной смерти Господа. Как Иисус Христос, Богородица воскресла и вознеслась на Небо.

Что такое икона?

В Православной Церкви иконой называется священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Икона является одним из средств познания Бога, помогает сосредоточить внимание на молитве во время богослужения, общего или домашнего. Иконами считаются изображения, выполненные на твердой поверхности, как правило, липовой доске, покрытой левкасом, на которых запечатлены также надписи и знаки.

Догмат об иконопочитании был закреплен на VII Вселенском соборе Православной Церкви в 787 году.

Согласно решению 367 епископов, изображение образов Бога и святых необходимы человеку для воспоминания о первообразе – самом изображенном на иконе святом или событии. «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» – гласит постановление святых отцов.

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы— 28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Какие бывают иконы Богородицы?

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта. На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская» — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Казанская икона Божией Матери

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

икона Богородицы «Всецарица”

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Боголюбская икона Божией Матери

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации.

В церковном календаре Русской Православной Церкви упоминается более 260 чтимых и чудотворных образов Божьей Матери. Всего наша христианская традиция знает почти 900 изображений Богородицы.

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

О сохранение семьи, благополучных родах и защитниках Отечества

Владимирская икона Божией Матери

Самой древней русской иконой, сохранившихся до наших дней, является «Владимирская». Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали трапезу Иисус Христос, Пресвятая Мария и Иосиф Обручник.

На Русь список иконы был передан в XII веке из Византии, а в 1395 году для защиты Москвы от войск Тамерлана святой образ был перевезен в столицу из Владимира. Силы неприятеля отступили, а икона с тех пор стала именоваться «Владимирской». Впоследствии Богородица не раз спасала москвичей от нападения татаро-монгольских войск.

Перед иконой Божьей Матери «Владимирская» молятся с просьбами о помощи в принятии решения, примирения людей, беременности, сохранении семьи, благополучии детей, вразумлении врагов и о защитниках Родины. Образ Богородицы вспоминается Церковью в специально установленные дни: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Об избавлении от пьянства и наркомании

Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша”

По преданию в 1878 году отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страдавший недугом пьянства и потерей из-за это способности ходить, увидел сон. Ему явился старец-схимник и направил несчастного в Серпуховский монастырь.

Старец во сне настаивал на службе молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», но в монастыре, как оказалось, о подобном образе никто не знал. В результате поисков в ризнице храме была обнаружена икона Богородицы, с обратной стороны которой была нанесена надпись «Неупиваемая чаша».

С тех пор перед иконой и ее списками молятся об исцелении себя или своих близких от недуга пьянства и других греховных зависимостей. Кроме того, перед этим образом верующие просят помощи в благополучии детей, вразумлении потерявших нравственный облик родственников и продаже/покупке недвижимости. День памяти иконы – 5 мая.

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком

Икона «Всех скорбящих радость»

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями, а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга

«Иверская” икона Божией Матери

В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».

В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.

Успешно сдать экзамены и решить проблему

Икона Божией Матери «Прибавление ума”

У иконы «Прибавление ума» уже много лет верующие в России традиционно молятся перед началом учебного года и в его конце, как правило, перед сдачей экзаменов, в том числе вступительных испытаний.По преданию образ был написан мастером времен XVII века, пытавшимся разобраться в смысле никоновской реформе. Ему явилась Богородица и заповедала написать Ее образ в таком виде, в котором Она предстала перед иконописцем. Так появилась икона «Прибавление ума».

К этому образу верующие обращаются с просьбой даровать высшую мудрость, а также получить помощь в учении, сдаче экзаменов. Родственники страдающих слабоумием и психическими расстройствами людей. В разрешении вопросов и проблем, требующих неординарного решения, люди также прибегают к молитвам перед иконой «Прибавление ума». День памяти образа – 28 августа.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.

Икона Покров Пресвятой Богородицы

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Следующий важный вопрос, касающийся понимания сущности художественного образа, – вопрос о его свойствах. Художественный образ характеризуется множеством свойств. Это и особенности пространственно-временной организации, и различные варианты языкового оформления, и свойство валентности (т. е. способности вступать в контакт с иными знаками), и т. д. Мы еще будем говорить об этом в разделе «Композиция», сейчас обратим внимание лишь на самые фундаментальные свойства художественного образа как особого знака.

Самым важным, фундаментальным свойством художественного образа является его внутренняя противоречивость, парадоксальность. Л. С. Выготский не случайно замечал, что подлинное произведение искусства построено на принципе невозможности. Принцип парадокса заложен в самой структуре художественного образа (вспомним формулу В. Шершеневича: 2 х 2 = 5). Какой бы сложности образ мы ни рассматривали (от уровня слова до сложных образований типа «образ России»), мы везде увидим эту важнейшую особенность. Проще всего отметить ее в поэтических словесных образах, где парадоксальность видна невооруженным глазом. Вспомним, например, концовку стихотворения А. Блока «Осень поздняя…» (иногда в обиходе его называют «Русалка»). Стихотворение об умирающей русалке заканчивается совершенно невероятным образным рядом:

Бездыханный покой очарован,

Несказанная боль улеглась.

И над миром, холодом скован,

Пролился звонко-синий час.

Этот удивительный льющийся звонко-синий час Блока, который у одних вызывает восхищение, у других – недоумение и даже издевку, как раз и является живым воплощением принципа невозможности. Блоку удалось сказать что-то очень важное о тайне жизни и смерти ценой нарушения всех привычных границ значений и сочетаний слов.

В наиболее радикальном виде принцип парадокса реализуется в стилистической поэтической фигуре оксюморон. Оксюморон – это прямое столкновение взаимоисключающих понятий, в результате которого рождаются новые смыслы. Таковы, например, названия знаменитой пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп» или романа Ю. Бондарева «Горячий снег». К оксюморону тяготеет название поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», и т. д. Во многих случаях оксюморонность мышления того или иного писателя столь сильна, что становится характерной чертой его стиля. Например, огромное число оксюморонных образов мы находим у Блока, а Анну Ахматову один из критиков (Б. Эйхенбаум) и вовсе назвал «воплощенным оксюмороном»: «Героиня Ахматовой, объединяющая собой всю цепь событий, сцен и ощущений, есть воплощенный «оксюморон»».

Итак, поэтическое слово наиболее чувствительно к свойству парадоксальности. Однако оно проявляется и на всех других уровнях организации образной системы. Принцип парадокса может обнаружить себя, например, в игре грамматических форм. Таково знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил…». Здесь нет изысканной словесной образности. Гипнотическая сила пушкинских строк заключается, в частности, в парадоксальном несовпадении форм времени, когда живое чувство выражено глаголами прошедшего времени. Потенциальные возможности этой грамматической образности в свое время прекрасно показал Р. О. Якобсон.

Принцип парадокса ощущается и на уровне образов-характеров. Прекрасный пример тому – Отелло, который, будучи (в трагедии Шекспира) нисколько не ревнивым, а беспомощно-доверчивым, стал восприниматься едва ли не символом ревнивца. Об этом и других парадоксах известных образов-характеров в свое время прекрасно написал в «Психологии искусства» Л. С. Вы­гот­ский. К данной книге мы и отсылаем заинтересованных читателей.

Таким образом, парадоксальность является неотъемлемой частью художественности. Совершенно бессмысленно упрекать поэта в нелогичности, в нарушении принципа жизнеподобия. Делать это – значит не понимать самих основ художественного мышления. Другой вопрос, как и зачем реализован этот принцип. Порой за вычурностью и подчеркнутой оксюморонностью ничего не стоит, это просто лукавый прием, стремление создать видимость глубины на ровном месте. Но логика искусства не несет ответственности за неудачи бездарных экспериментаторов.

Кроме принципа парадоксальности, принято говорить еще о нескольких свойствах художественного образа, условно называемых «единствами». Целостность образа достигается тем, что в нем гармонизируется группа парадоксальных единств.

1. Единство общего и конкретного. Такое понимание восходит к «эстетике» Г. Гегеля, который понимал художественный образ как воплощение общей идеи в индивидуальном. Проще говоря, художник не мыслит абстракциями, его образы конкретны (например, знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи), но в этой конкретности он стремится угадать что-то общезначимое. В литературе это проще всего проиллюстрировать многозначностью местоимения «Я» в поэзии. Поэт пишет о себе, но всегда не только о себе, иначе бы читатели не находили в его стихах близких себе дум и настроений. Т. И. Сильман справедливо заметила, что в любовной лирике, например, местоимение «ты» встречается гораздо чаще имени реально адресата. (вспомним хотя бы «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина). Происходит это потому, что местоимение обладает как раз единством общего и конкретного. Каждый читатель, читая «Я» и «ТЫ», ассоциативно переносит ситуацию на свою жизнь. Реальное имя возлюбленной поэта сделало бы образ избыточно конкретным, что мешало бы воздействию.

С единством общего и конкретного тесно связана проблема типического в литературе. Под типическим обычно понимают отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего. Исторически в филологии интерес к типическому обострился после фундаментальных работ французского исследователя ХIХ века И. Тэна, стремившегося в любом произведении увидеть приметы нации, социально-психологической среды (моральной температуры общества – в терминологии Тэна) и особенностей культуры эпохи. Один из русских приверженцев идей Тэна, А. А. Шахов, в связи с этим писал: «Миросозерцание данного периода воплощается в известные общественные типы, господствующие и преобладающие в обществе в этот период. Задача поэта – воспроизвести эти типы в своем произведении; задача историка литературы – указать на связь этих типов с их породившею историческою обстановкою…». Ясно, что при таком понимании задач науки типическому отводилась решающая роль. Категория типического обрела особое значение в эпоху реализма и сыграла заметную роль в методологии советского литературоведения. Идеология этого периода науки строилась на том, что реализм – высшее достижение мировой культуры. Сущность же реализма понималась в духе известного определения Ф. Энгельса, данного им в письме М. Гаркнесс: » <…> правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Разумеется, при таких исходных предпосылках роль категории типического в научном аппарате советской эпохи была огромна.

В то же время следует признать, что термин «типическое» имеет довольно свободное значение и в разные годы употреблялся в разных смыслах. На первый план выступали то социально-классовые характеристики (например, типы помещиков у Гоголя), то национальные (Татьяна Ларина как тип русской женщины), то нравственно-эстетические (Мастер в романе М. Булгакова как тип художника).

С одной стороны, в связи с этим можно говорить о разных основаниях типизации, с другой – о том, что сам термин «литературный тип» не имеет универсального значения. Этот термин действительно работает во многих художественных системах писателей-реалистов, например, Н. В. Гоголя, однако в последние годы интерес к литературным типам находится на периферии науки о литературе. Возможно, здесь сыграло роль и то обстоятельство, что термин «типическое», часто употребляемый неточно и некорректно, отчасти скомпрометировал себя. Например, даже у серьезных теоретиков нет единства мнений по вопросу о том, какая ступень является эстетически более высокой: тип или характер? Одни считают, что литературный тип – высшее проявление характера, другие полагают, что характер – высшее проявление типического. В ряде случаев эти термины понимаются и вовсе как антонимы.

В целом же отношение современной науки к проблеме типического достаточно осторожное. Один из наиболее авторитетных современных русских теоретиков литературы В. Е. Хализев не случайно напоминает: «Художественная словесность способна постигать реальность и в тех случаях, когда она не имеет дела с характерами и типами».

В то же время хочется предостеречь от излишнего скептицизма. Понятие типического и анализ литературных типов вполне корректны, а по отношению к некоторым авторам необходимы. Скажем, понять Гоголя или Салтыкова-Щедрина без категории типического невозможно. Другое дело, что анализ литературных типов – лишь один из вариантов прочтения художественного текста, иногда корректный, а иногда нет.

2. Единство эмоционального и рационального (чувства и разума). То, что художественный образ рожден и чувством, и разумом, кажется достаточно понятным. Однако в ряде случаев может показаться, что рациональная, разумная составляющая художественного образа практически не выявляется, что в произведении искусства (например, в музыке и поэзии) безраздельно господствует чувство. Этот несколько наивный взгляд характерен для молодых филологов.

В реальности же рациональная составляющая заложена в знаковой природе искусства. Вспомним, что художественный образ – это особый знак, обретающий добавочное значение для данной системы. А если так, то любой художник работает со знаковой системой, которая изначально является продуктом рациональной деятельности.

Поэт пользуется словами, но ведь слова – это уже результат разумного отношения к миру. Марина Цветаева как-то заметила, что вечная проблема поэта заключается в том, что он вынужден словами, то есть смыслами, изображать стон. Это очень точное замечание, и оно хорошо демонстрирует сложность и внутреннее напряжение отношений чувства и разума в художественном образе.

Другое дело, что в разные эпохи в разных традициях акценты могли смещаться то в одну, то в другую сторону. Скажем, эстетика классицизма требовала, чтобы художественный образ прямо согласовался с разумом. К. А. Гельвеций писал в своем знаменитом трактате «О человеке»: «Фальшивый сам по себе образ не будет мне нравиться. Если художник нарисует на морской глади цветник из роз, то это сочетание двух не связанных в природе образов будет мне неприятно. Мое воображение не представляет себе, на чем держатся корни этих роз; я не понимаю, какая сила поддерживает их стебель».

Нам легко представить, сколь невинно было то нарушение, которое Гельвеций считал уже недопустимым. Что такое «розы на море» по сравнению с работами позднего Пикассо или с «Предчувствием гражданской войны» С. Дали!

Это означает как раз то, что сместились акценты в оппозиции «разум – чувство», требования к рацио стали менее жесткими, но сама эта оппозиция сохраняется в любом искусстве.

3. Единство субъективного и объективного. Сложности с пониманием этого свойства образа обычно связаны с тем, что начинающий филолог довольно смутно представляет себе принцип субъектно-объектных отношений, для него это абстракция. На деле же все гораздо проще. Субъектно-объектные отношения включаются тогда, когда кто-то делает что-то. Например, человек рубит дрова. Человек (кто-то) в данном случае будет субъектом действия, дрова (что-то) – объектом его действий. Объектом может быть и другой человек, важно, чтобы на него было направлено действие. Скажем, в связке «учитель-ученик» учитель будет субъектом (он учит), а ученик – объектом обучения (его учат).

Если мы говорим о художественном произведении, то оно является специфической формой отражения мира. Значит, субъектом будет тот, кто отражает (автор), объектом – то, на что направлен взгляд автора (фрагмент мира). Если, например, художник рисует портрет женщины, то он окажется субъектом творческого отражения, а его модель – объектом.

В реальности субъектно-объектные отношения носят гораздо более сложный характер, но сейчас нас интересует сам принцип. Итак, если мы говорим о единстве субъективного и объективного, мы имеем в виду, что в художественном образе запечатлены, с одной стороны, черты автора, с другой – черты реального (объективного) мира. Проще всего проиллюстрировать это следующим примером. Если, скажем, мы попросим нескольких художников нарисовать портрет одного и того же человека, то на всех этих портретах модель будет узнаваема (проявился объект), но у каждого художника будет свой портрет (проявился субъект).

Таким образом, любое художественное произведение, с одной стороны, принадлежит автору и хранит черты его личности, с другой – как бы ему и не принадлежит, сохраняя черты независимого от автора объективного мира.

В высокохудожественных образах все эти противоречия гармонизированы, образ кажется органичным и существующим как бы сам по себе. Возникает характерная иллюзия, что Гамлета или Андрея Болконского никто и не «придумывал», они родились сами. У менее талантливых художников гармония образа может нарушиться, и тогда «швы» единств станут заметны невооруженным глазом. Например, в откровенно подражательных стихах мы сразу чувствуем нежелательное присутствие «иного субъекта», то есть в образах не хватает субъективной самодостаточности. Проще говоря, автору нечего сказать, его мир вторичен. Если художественный текст слишком рационален, он кажется сухим и неинтересным, если слишком эмоционален – покажется наивным и сентиментальным.

Как любил повторять Гегель, народы боготворят меру, и именно чувство меры отличает подлинного мастера.

Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа // http://www.akhmatova.org/articles/eikhenbaum.htm

Безусловность этого единства в свое время попытался оспорить М. Б. Храпченко, однако в целом сомнения этого авторитетного филолога ситуации не изменили. См.: Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1982. С. 10–30.

Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л., 1977. С. 37–38.

Шахов А. А. Гете и его время. СПб., 1891. С. 6.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т. 37. С. 35.

См. напр.: Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. М., 1984. С. 81–82.

См. напр.: Федотов О. И. Основы теории литературы. Ч. 1. М., 2003. С. 107.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. С. 39.

Гельвеций К. А. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. М., 1974. С. 404.

Обычно я пораньше с работы ухожу, а в тот вечер задержалась — надо было в лавочке церковной порядок навести, книги новые по полкам расставить, свечи разложить. Батюшка наш, который обычно дольше всех в храме остается, так и он уже ушел. Сторож Иваныч уже ключами прогремел по коридору — пошел проверять, все ли закрыто. А я все сидела.

Да мне и торопиться домой не хотелось — началась осень, дети мои уехали учиться, в доме стало непривычно тихо. Тут, в храме, тоже было тихо, но не так, по-другому. Тут тишина, да не пустота, все время присутствие Духа Святого чувствуешь, от этого легко и радостно на душе.

Разбирала я книги новые и иконы, которые сегодня только привезли, каждую рассматривала внимательно, бережно, с любовью — святость такая от каждого предмета исходит, что иначе и не получится с ним обращаться. А как подумаю о том, сколько они тепла людям принесут, сколько света откроют — так хорошо мне от этого.

Свечей много сегодня привезли, так это и не мудрено: завтра же праздник — Сретение иконы Владимирской Божией Матери. Для всей страны нашей христианской этот день праздничный, так как в память о чудесном заступничестве Пречистой Богородицы за землю нашу Русскую он установлен.

А для нашего храма — так и совсем особый день. Ведь образ этот чудесный Владимирский — наша икона храмовая, в ее честь церковь наша освящена.

Так, значит, завтра с утра со всей округи люди собираться будут — на службу праздничную да на поклон иконе святой.

Так я за делами своими да за мыслями о предстоящем праздновании и не заметила, как время пролетело. Пора бы уже было и домой собираться. Только решила лавочку закрывать, как слышу — шаги чьи-то. Да несмело так кто-то идет, точно не Иваныч.

Выглянула, вижу — женщина стоит, моих лет, да так растерянно озирается, как будто не знает, куда ей идти и что делать.

— Помочь чем-то, матушка? — спрашиваю ее.

— Помогите, пожалуйста, — отвечает. — Скажите, как мне правильно о человеке помолиться?

— Вы обедню заказать хотите? Так это только на завтрашнюю службу уже. Записочку напишите да мне оставьте, я утром батюшке и передам. Вам листочек какой дать, о чем просите — о здравии раба Божия или о упокоении души его?

— Да я и сама не знаю уже… — и тут она разрыдалась.

Я ее в лавочку к себе завела, усадила, водицы святой выпить дала, успокоила, как могла. Да и попросила рассказать — в чем беда ее. Тут, в доме Господнем, не может быть такого, чтобы человек без помощи да без утешения ушел. Она мне историю свою и поведала.

— Сына летом в армию забрали, да месяц назад в какую-то горячую точку кинули. И все, с тех пор никаких вестей от него. Ни писем, ничего. Я уж и через военную часть узнавать что-то пыталась, так там мне отвечают — секретная информация… Ни где он, не знаю, ни — жив ли вообще. Сердце мое материнское изболелось все — один он у меня.

Подруга меня надоумила — сходи, говорит, в храм, помолись, свечку поставь, авось и переменится что-то к лучшему. Да мы ж в какое время росли — молиться не учил никто, как свечку правильно поставить, куда, кому — и того не знаем. И тянется душа в церковь, покоя ищет, а все неловко как-то.

А сегодня вот шла с работы — вижу, окошко светится тут, ноги сами меня сюда и принесли.

— Правильно принесли, — говорю. — Пойдемте, покажу вам, кого нужно о помощи просить да о заступничестве.

И повела я ее прямиком к иконе нашей чудесной храмовой. А свет уже погасили, так я лампадку около образа затеплила. И свет ее неяркий так мягко лики чудесные озарил, что как живые на нас с иконы Мать с Младенцем глянули.

Каждый день я Владимирскую Богородицу вижу, а все наглядеться не могу — нежность такая от этой иконы исходит, такая любовь трепетная…

У женщины-то (Светлана ее звали) снова слезы потекли, да уже не рыдала она так горько, как давеча, а плакала тихо, тронутая величием любви Материнской и скорбью Пречистой о судьбе сына своего.

— Вот, — говорю Светлане, — кто нам, женщинам, во всякой беде утешение и поддержка. Вот кого мы просим о помощи и в делах наших житейских, и в скорбях женских, да если с детками нашими что не так — кто лучше Ее наше горе поймет? Кто у престола Всевышнего благодати для нас вымолит лучше, чем Мать его Пресвятая?

А для вас икона эта вдвойне свята — ведь это список с чудотворного образа Владимирской Богородицы — самой почитаемой у нас в России иконы. Почему? Да потому, что Матерь Божия с давних времен Русь покровом своим святым осенила. Защитница земли нашей она от всех врагов, покровительница сыновей наших, на войну ушедших.

Вот ее и попросите душу материнскую успокоить, сына сберечь, да чтобы весточка от него пришла.

— А как мне молиться? — спрашивает.

— А вот как сердце материнское подсказывает, так и молитесь. Заступница наша услышит и поймет все. А я сейчас вам книжечку принесу с молитвами Богородице. Там как раз есть и те, что перед этой иконой читать положено.

Да, видно, неспроста я в этот вечер так задержалась — не иначе как Богородица сама меня в храме оставила, чтобы я к ней еще одну душу страждущую привела.

Светлана молилась у иконы, сначала сама, мысленно, со слезами, потом читала молитвенное слово да успокаивалась постепенно.

Когда мы с ней в лавочку вернулись, ее уже не узнать было. Еще полчаса назад смотреть на женщину страшно было — глаза потухли, и такая тоска в них, что самой плакать хотелось. А сейчас — грусть на лице, да светлая, ушли отчаяние и страх, видно, что в душе у нее покой и надежда поселились. А иначе и быть не могло — Пречистая Матерь Божия никогда без ответа просьбу не оставит, всегда утешение пошлет и помощь.

Показала я Светлане книги об образе этом святом Владимирском да иконки небольшие. Купила она себе такую да образок на шею.

— А вот эту, — говорю и маленькую икону, тонкую, как открытка, ей даю, — сыну своему отправьте. Вот на какой адрес последний раз писали, туда и отправьте. Чувствует сердце мое — все хорошо будет.

— А ничего, что она такая… бумажная?

— Да и что с того? Наша икона храмовая, у которой вот вы молились сейчас, тоже ведь не оригинал — список это с древнейшей святыни русской, чудотворной Владимирской Богородицы. Святость ее от этого не умаляется. И в каждой иконке маленькой, и в каждом образке — благодать Ее. Вот приходите завтра на службу — празднование Сретения Владимирской иконы как раз будет, батюшка проповедь прочтет, все вам расскажет. А потом, захотите — и еще с ним побеседуете, он всегда рад об образе нашем чудесном рассказать. А записочку-то вы хотели написать — вот и напишите, о здравии. Молитесь Пречистой да верьте — и все хорошо будет. На следующий день столько людей в храм пришло, что я, за делами, о вчерашней встрече, честно говоря, и позабыла. Светлана сама подошла ко мне после службы празд ничной.

— Понравилась, — говорю, — проповедь?

— Да, — отвечает. — А ведь я и не задумывалась, сколько рядом вот такого, о чем и знать не знаешь. А ведь это — вера наша и история… Спасибо вам, что путь мне указали, так спокойно мне стало. Утром письмо сыну отправила с иконой Владимирской. Буду теперь молиться да ответа ждать.

— Ну вот, теперь дорожку знаете — приходите. Двери у нас всегда открыты.

После этого каждый день мы со Светланой здоровались — она по вечерам после работы стала к нам заходить. Свечку поставит, перед иконой помолится да приложится к образу чудесному… Так чуть больше двух недель прошло.

Я, как обычно, рано в церковь пришла, чтобы уже к началу службы все приготовить в лавочке, а был какой-то будний день — вторник или среда. И вдруг вижу — Светлана. Да светится вся просто.

Ну, я уж догадалась:

— Письмо?

— Да, — отвечает. — Слава Господу и Матушке-Заступнице, письмо от сына пришло. Все хорошо у него, жив-здоров, переводят их служить поближе к дому, так что я даже ездить к нему смогу.

— А икона святая нашла его?

— А как же! Вот, тоже пишет: «Спасибо, мама. Я никогда раньше не понимал, почему люди верят, а сейчас вот смотрю на образ, что ты мне прислала, — и понимаю. Так тепло мне, когда он рядом. Как будто ты меня обнимаешь». Вот ведь как, и у мальчишки моего душа дрогнула, приедет в отпуск — обязательно сюда приведу.

А я с самого начала не сомневалась, что все хорошо будет — веками Пресвятая Богородица Владимирская в скорбях и бедах народу русскому помогала, и землю нашу оберегала, и для каждого просительницей перед Всевышним выступала. И как в древние времена было, так и сейчас есть — никого она без утешения не оставит.

И захотелось мне еще раз услышать о святом пути образа чудотворного, да о тех знамениях, что от него являлись, да о чудесах, по молитвам у него творимым. И попросила я батюшку нашего все поподробней мне рассказать — а я уж записывала за ним, чтобы все историю чудесной иконы Владимирской Божией Матери в одно собрать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *