Почему мусульманам нельзя есть свинину?

Где находится центр земли, почему мусульмане не едят свинину и кому можно приходить в мечеть, а кому нельзя? Сегодня юная журналистка Вера Карпенко снова приехала в гости с Рустаму хазрату, имаму сургутской мечети.

Вера: А почему мусульмане не едят свинину?

Рустам хазрат: Свинину не едят, потому что в священном Коране Всевышний Бог запрещает мусульманам есть свинину – мясо. Я думаю, не только в исламе, даже в христианстве, если я не ошибаюсь, в Старом Завете Всевышний Бог также запрещает христианам есть свинину. Конечно, в каждом запрете, если Бог что-то нам запрещает, то это не просто так, в этом есть для нас благо. Как вы знаете, с каждым годом, с каждым веком развивается и сейчас научно доказано – если нам Всевышний Бог много веков назад запрещает в священной книге есть свинину, то сегодня медицина не рекомендует есть свинину, потому что там много бактерий, вредных вещей. То, что вредно для нас, естественно, Всевышний Бог это нам запрещает.

В.: Что обозначает полумесяц в исламе?

Р. х.: Как вы знаете, полумесяц установлен на куполах мечети, также носят мусульмане, но вообще полумесяц, можно сказать, не часть ислама. Во времена пророка Мухаммеда этого не было, во флагах этого не было, даже если взять оригинальные священные книги, это Коран, есть четыре оригинала священного Корана, даже на них нет полумесяца.

Откуда взялось… Есть история. Был Осман, это основатель Османского государства, сын Эртогрула. Он однажды во сне увидел, как полумесяц простирался по всей земле. Он проснулся, был удивлен и сделал полумесяц символом своего государства. Он действительно был символом Османской империи. И когда ее границы расширялись, в этих землях, естественно, были церкви и строились мечети. Чтобы отличить мечеть от церкви, они начали на куполах устанавливать полумесяцы. Но в целом полумесяц – это не часть ислама, это для того, чтобы идентифицировать, что этот человек является мусульманином, чтобы отличить мечеть от церкви.

В.: А что это у Вас за шапочка на голове?

Р. х.: Это называется тюбетейка, которую мы носим, вообще ее надевают во время молитвы. Каждый мусульманин во время молитвы должен надевать головной убор. Это руководство пришло от нашего пророка Мухаммеда, мир ему. При совершении молитвы он часто надевал чалму, это дошло до наших дней. Мы, когда проводим молитвы, просветительские уроки, надеваем головной убор.

В.: Как часто надо ходить в мечеть?

Р. х.: Как я уже говорил, мечеть – это дом Всевышнего, где мусульмане поклоняются Богу, поминают его, читают священный Коран, делают другие добрые деяния. Также мусульманам Всевышний Бог повелел в день пять раз молиться. Мусульманам желательно пять раз в день молиться Богу именно в мечети, кто, допустим, пятикратный намаз в мечети, то есть коллективный, то Всевышний Бог его награждает многократно. Там нет определенного времени, человек может помимо пятикратного намаза также прийти. Помимо намаза, читать Коран, поминать Бога, читать литературу, изучать, потому что мечеть – это первый класс для любого мусульманина. Все мы начинали именно с мечети – учились читать Коран, совершать обряды, поэтому желающий человек в любое время может ходить, изучать, читать, поминать Всевышнего Бога.

В.: С какого возраста надо приходить в мечеть?

Р. х.: У нас такого ограничения нет, именно с семи или с восьми. По желанию. Если кто желает, хоть в каком возрасте, семь или восемь лет, если есть желание, пожалуйста, могут прийти, поучаствовать в мероприятиях, в молитвах. У нас проводятся также уроки, прям при мечети есть медресе – у нас также приходят дети пятилетние, шестилетние. Они молятся вместе с нами, изучают основы ислама, изучают священный Коран.

В.: Христианам можно ходить в мечеть?

Р. х.: Христианам ходить в мечеть позволено, то есть разрешается, с точки зрения ислама не запрещено. Не только христианам, и иудеям можно. У кого есть желание, может прийти. Мечеть – это место Всевышнего. Желающий человек может прийти, посетить, посмотреть. Даже во времена пророка Мухаммеда, когда он был еще жив, однажды к нему с Эфиопии приехали представители христиан, чтобы посетить его. Они приехали в Медину. И когда пророк Мухаммед, мир ему, увидел, что они пришли, чтобы навестить его, он прям встал с места, это было в мечети, снял свой чабан, постелил для них, посадил. Проявил уважение к представителям христиан. Когда пришло время молитвы, он освободил для этих людей мечеть, и представители христианства, священнослужители, прям в мечети совершали молитву, поклонялись Богу.

В.: А какие у мусульман святые места, где они?

Р. х.: Святые места для мусульман – это Иерусалим, Медина, где похоронен наш святой пророк Мухаммед, мир ему, также это Мекка. Мекка – это главное святое место, можно сказать, для мусульман, где находится кааба. Кааба – это место, которое обходят мусульмане во время паломничества. Вообще Кааба, с научной точки зрения, является центром земли. Когда Всевышний Бог сотворил землю, небеса, он сюда направил ангелов и возложил на каждого определенную обязанность. И тогда они обратились к Всевышнему и сказали: «О, Всевышний, когда мы были на небесах (на небесах, там был трон, и около трона, оказывается, был свет Всевышнего, они все время обходили этот свет и как-то духовно заряжались – прим. Р. х.). А теперь ты ниспослал нас на землю, как теперь нам быть, как мы теперь будем обходить этот твой свет»? И тогда Всевышний Бог указал ангелам именно Мекку, где находится эта Кааба, это, как я уже говорил, с научной точки зрения является центром земли, также Кааба совпадает с троном Всевышнего. Исходя из этого, когда Всевышний Бог ниспослал пророков, для всех Мекка являлась святым местом. Некоторые, когда чувствовали, что приближается смерть, уходили туда, там умирали, и их там хоронили.

Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры

Вопрос: В чем мудрость запрета употребления свинины?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, Всевышний говорит (смысл): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Аль-Ахзаб», аят 36).

В другом аяте Господь говорит (смысл): «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, им подобает говорить: «Слушаем и повинуемся!» Именно они и спасутся» (сура «Ан-Нур», аят 51).

Во-вторых, Творец в Коране говорит (смысл): «Аллах запретил вам употреблять мертвечину, кровь, свинину и любое животное, заколотое не именем Господа» (сура «Аль-Бакара», аят 173).

إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ المَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللهِ

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Аллах разрешил чистое и запретил скверное» (сура «Аль-Араф», аят 157)

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

В ещё одном аяте Господь говорит (смысл): «Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной, а также недозволенное , заколотых не ради Аллаха»» (сура «Аль-Анам», аят 145)

Заключение:

Верующий обязан отвечать на веление Всевышнего и нашего господина Посланника Божьего ﷺ только словами «слушаемся и повинуемся». И нет разницы, знает он причину повеления или не знает, ведает о его мудрости или не ведает.

Мусульманину не разрешено отвергать решение Шариата, а так же колебаться в исполнении велений Творца и велений Его Посланника ﷺ, когда он не ведает о мудрости и цели этих повелений. Ибо, если он покорится велению только лишь тогда, когда узнает о его причине, конечной цели или мудрости – он не будет называться верующим.

Нет никаких сомнений в том, что свинья грязное и скверное животное, живущее в грязи, и которого брезгает здравомыслящий человек.

Медицина установила, что свинина содержит в большом количестве очень вредные для человеческого организма бактерии. Кто желает подробнее узнать об этом, пусть обращается к специалистам-медикам, чтобы таким образом укрепить свою веру (иман), убедившись в правильности запрета свинины. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Мусульмане живут в самых разных частях планеты и контактируют с различными культурами. Это происходит не только в процессе общения, но и через другие коммуникационные каналы – чтение литературы, посещение архитектурных памятников или ознакомление с кухней какой-то страны и народа. В последнем случае нельзя исключать того, что правоверные могут нечаянно попробовать что-то запретное в рамках ислама, но распространённое на другой территории как традиционная пища.

О запрете мусульманам употреблять свинину известно даже людям, далёким от ислама. В Священном Коране сказано:

«Скажи: …запрещена вам… свинина…» (6:145)

Мусульмане не могут идти против очевидного запрета, выраженного при этом в столь явной форме. Между тем, призыв не есть мясо, жир и органы этого животного основывается как на общей традиции, характерной для авраамических религий, так и на медицинских аспектах. (Подробнее с ними можно ознакомиться – прим. Islam.Global).

Чтобы не умереть – можно

Тем не менее, даже несмотря на столь явное табу, Шариат дозволяет отступиться от этого правила в случае очевидной угрозы для человека смерти от голода. Такие ситуации носят исключительный характер, а потому рассматривать их пристально не будем (тем более смысл такого разрешения очевиден – необходимо воспользоваться возможностью выжить в случае явной угрозы кончины, т.к. жизнь дана нам в качестве аманата Всевышним, и мы должны себя беречь). Гораздо более часто происходит непреднамеренное потребление в пищу мяса свиньи или продуктов, содержащих её компоненты.

По ошибке

Начнём с главного – употребление свинины без намерения сделать это, а по ошибке, не является грехом. В суре «Аль-Азхаб» Творец говорит следующее:

«Не является греховной ситуация, когда вы что-то неправильное совершили по ошибке. Если только подобного намерения у вас не было в голове» (33:5)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) в одном из своих изречений также заявил: «Аллах простил моей умме ошибки, забывчивость и то, что пришлось сделать под принуждением» (Ибн Маджа).

Тем не менее, несмотря на наличие столь гуманных прояснений в мусульманских первоисточниках, это не значит, что верующие должны быть невнимательными к тому, что они едят, в особенности, в странах, где последователи ислама составляют меньшинство. Как раз-таки наоборот – внимание должно быть особенно обострённым в вопросах питания.

Если вы вдруг съели что-то со свининой, то необходимо очиститься от этой нечистоты. Некоторые богословы советуют промыть рот семь раз водой, один из которых – с примесью земли. Такой выход из ситуации предлагается исходя из аналогии с собакой, которая вдруг облизала человека. Но более традиционным в этом плане является подход, согласно которому ополоснуть рот достаточно один раз (и уж тем более без смешивания воды с землёй).

Что касается прикосновения к свинье, то в этом случае принципиально вопрос о том, сколько раз мыть часть тела, которого коснулось животное, не стоит. Достаточно того, чтобы в этом месте не оставалось остатков грязи (нечистот свиньи, её слюней, пота и так далее).

Но что делать, если приходится, к примеру, надевать перчатки из свиной кожи?

У богословов есть по этому вопросу общий принцип. Если то, что считается нечистотой, при соприкосновении с ним не оставляет на теле человека какие-либо влажные следы, то нет смысла заниматься очищением этого места и уж тем более обновлять тахарат (брать заново малое омовение). При наличии сомнений, что перчатки из свиной кожи вдруг оставят после себя влажные следы, следует помыть руки единожды.

Таким образом, за ошибочно съеденную свинину мусульманам грех не записывается. Однако к своему рациону питания нам надлежит обращать самое пристальное внимание.

О том, что мусульмане не едят свинину, знают прекрасно даже те, кто с исламом практически никак и никогда не сталкивался. При этом достаточно часто задаются вопросы со стороны самих мусульман о том, почему же в принципе свиньи были созданы Всевышним, если на их мясо возложен тотальный, непробиваемый запрет.

Людям, которые не исповедуют ислам, образ жизни мусульманина может показаться чрезвычайно аскетичным. Нельзя пить спиртное, развращаться с дамами/кавалерами, с которыми не состоишь в браке, необходимо обязательно держать пост, предполагающий полный запрет на употребление пищи и воды в светлое время суток, следует внимательно следить за своим рационом питания и многое другое. Фактически взрослый человек, который решил исповедовать ислам, должен сделать гигантское преобразование в собственном образе жизни, чтобы стать настоящим правоверным. Некоторые люди не только понимают, но и полностью воспринимают необходимость подобной трансформации, тогда как другие задают множество вопросов, пытаясь найти щёлочку для послаблений.

Одним из таких моментов выступает тема запрета свинины. Ведь, казалось бы, что плохого в мясе, которое подают в едва ли не всех заведениях общепита (кроме халяльных, конечно) и которое можно найти в любом магазине в большинстве стран мира. Это же, в конце концов, не вино или водка, под действием которых человек способен вытворять самые постыдные поступки, иногда заканчивающиеся настоящей трагедией!

Секунду… Давайте избавимся от эмоций и рассмотрим проблему под более правильным углом.

Что говорит Коран про свинину

Всевышний Аллах являет собой Абсолютную Мудрость, смысл Которой людям понять иногда не удаётся на протяжении всей жизни. Даже вещи и явления, кажущиеся нам понятными, после смерти – в момент Великого Суда – могут раскрыться под совершенно новым светом. К разряду таких тем относится и запрет свинины. Да, человек, съевший кусок хамона или ветчины, не будет приставать к окружающим, не потеряет рассудок и не станет бросаться на людей, демонстрируя собственную неадекватность. Но запрет как таковой есть, и его нужно соблюдать. Ведь недаром Господь миров говорит об этом следующее:

«Для мусульманина и мусульманки отсутствует выбор в отношении того, что уже было избрано Всевышним или Его посланником. Те люди, кто посмеет ослушаться, впадают в глубокое заблуждение» (33:36)

В этой связи аргументы, которые ссылаются на то, что видимого негативного эффекта от употребления свинины нет, не работают. Если в Коране сказано, что нельзя, значит тому так и быть. Но и в данном случае есть место для прощения со стороны Аллаха. Подтверждение этому тезису содержится в суре «Аль-Ан’ам»:

«Произнеси: «Из того, насчёт чего сказано в переданном мне откровении, под запретом находится мертвечина, свинина, пролитая кровь, а также мясо тех животных, которые были зарезаны не подобающим образом». Те же, кто оказался под принуждением нарушить этот запрет, имеют возможность быть прощёнными, ведь Аллах – Всепрощающий и Обладатель безграничного милосердия» (6:145)

Этот аят важен тем, что он позволяет мусульманам есть свинину только в случае крайней необходимости (например, когда есть угроза смерти от голода и нет другой еды, кроме мяса свиньи).

О чём говорит наука

Таков, скажем так, религиозный взгляд на запрет свинины. Но что известно об этом мясе современной науке? Как бы это странно ни звучало, но и она тоже советует людям воздержаться от свинины. Учёные выяснили, что мясо свиньи выступает причиной трихинеллёза (болезнь, которая сопровождается лихорадкой, отёком лица, а в крайних формах – дисфункцией внутренних органов, а также центральной нервной системы). Кроме того, свинина служит переносчиком бактерии иерсиния энтероколитика, которая вызывает диарею, псевдоаппендицит и артрит. Также в свинине содержится гораздо больше токсинов, чем в других видах мяса. Не стоит забывать и то, что время переваривания свинины в организме человека считается одним из самых долгих – не менее пяти с половиной часов.

Не только мусульмане

В вопросе запрета свинины важно не упускать из виду ещё один момент, который служит сближением ислама с другими авраамическими религиями. Хоть мусульмане и иудеи в настоящее время сталкиваются на основе политических разногласий, в плане религиозно-моральных установлений они имеют общее, что может стать важной составляющей для бесконфликтного сосуществования. Хотелось бы, чтобы было всё именно так.

Согласно иудейским правилам, свинина также не разрешена в пищу. Такой же нормы придерживаются некоторые группы христиан. В книге Левит Ветхого Завета о запрете этого мяса говорится открытым текстом: «и свинья… нечиста она для вас» (стих 7).

В общем, запрет на употребление свинины, признанной харамом в исламе, имеет под собой много аргументов, сомневаться в истинности которых не приходится. А то, что эти животные присутствуют как биологический вид, связано с выполнением ими в жизнедеятельности нашей планеты какой-то функции, предопределённой Создателем. Согласитесь, ведь собак, кошек, крыс и другие Божьи создания человек тоже не ест, но ведь они существуют. И выполняют свою роль в цепи живых организмов, поддерживая биобаланс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *