Почему при молитве?

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

Игумен Лука (Степанов):

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.

Надо обратиться к опыту святых

Иеромонах Иларион (Резниченко):

– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.

Творите молитву Иисусову

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах

– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.

Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.

Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.

Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».

Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам

Протоиерей Максим Козлов:

– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.

А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.

По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.

Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев:

Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову

– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения

Священник Валерий Духанин:

– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?

Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.

Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.

Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет

Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.

Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.

Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.

Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись

Священник Александр Сатомский:

– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!

Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве

Диакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик:

Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас

– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.

Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Если в по­след­нее вре­мя вы чув­ству­е­те, что не мо­же­те со­сре­до­то­чить­ся на чте­нии, вы не оди­но­ки. Из-за об­щей уста­ло­сти и тре­во­ги мы не все­гда в со­сто­я­нии сле­дить за сю­же­том и вос­при­ни­мать слож­ную ин­фор­ма­цию. Од­на­ко хо­ро­шая кни­га дает нам на­мно­го боль­ше пси­хо­ло­ги­че­ско­го спо­кой­ствия, чем но­во­сти в ин­тер­не­те. Пе­ре­ска­зы­ва­ем ма­те­ри­ал The New York Times и де­лим­ся сво­и­ми лай­фх­а­ка­ми, как вер­нуть при­выч­ку чи­тать мно­го, вни­ма­тель­но и ре­гу­ляр­но.

Най­ди­те пра­виль­ную кни­гу

Что­бы с удо­воль­стви­ем чи­тать кни­гу, нуж­но най­ти то, что вам нра­вит­ся, или то, что со­от­вет­ству­ет ва­шей цели. Спро­си­те себя:

  • Я хочу чи­тать ради удо­воль­ствия или зна­ний?
  • Че­рез чте­ние я пы­та­юсь уйти от тре­во­ги и па­ни­ки окру­жа­ю­ще­го мира? (Это есте­ствен­ное же­ла­ние, к ко­то­ро­му бы­ва­ет по­лез­но при­слу­шать­ся)
  • Ин­те­рес­но ли мне про­чи­тать бест­сел­лер, о ко­то­ром я слы­шал все по­след­ние ме­ся­цы?

За­дав себе эти во­про­сы, вы смо­же­те луч­ше оце­нить свои же­ла­ния и най­ти имен­но то, что под­хо­дит под си­ту­а­цию и на­стро­е­ние.

Со­ставь­те план

Необя­за­тель­но рас­пи­сы­вать гра­фик, хотя неко­то­рым это мо­жет по­мочь. По­ста­рай­тесь вы­де­лить цель или лич­ное обе­ща­ние, ко­то­рое смо­жет мо­ти­ви­ро­вать вас каж­дый день. Од­на­ко помни­те, что кни­гу необя­за­тель­но за­кан­чи­вать, если она ка­жет­ся вам неин­те­рес­ной.

Чи­тай­те глуб­же

Что­бы чи­тать вни­ма­тель­нее и глуб­же, нуж­но дать себе вре­мя и не спе­шить. Мы ча­сто ста­ра­ем­ся ис­кать со­ве­ты и лай­фх­а­ки по тому, как чи­тать быст­рее. Воз­мож­но, ско­рость дей­стви­тель­но важ­на для ака­де­ми­че­ской ли­те­ра­ту­ры, но для чте­ния в удо­воль­ствие раз­ре­ши­те себе идти в сво­ем тем­пе. Что де­лать, если вы за­ме­ча­е­те, что от­вле­ка­е­тесь:

  • вер­ни­тесь к мо­мен­ту, с ко­то­ро­го пе­ре­ста­ли сле­дить за хо­дом сю­же­та, пе­ре­чи­тай­те его;
  • дер­жи­те ря­дом сло­варь (или от­крой­те вклад­ку с он­лайн-сло­ва­рем), если чи­та­е­те кни­гу с непро­стой лек­си­кой или на ино­стран­ном язы­ке;
  • пе­ре­чи­ты­вай­те кни­гу с на­ча­ла с боль­шим вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит;
  • чи­тай­те с ка­ран­да­шом и мар­ке­ром в ру­ках, а так­же ис­поль­зуй­те за­клад­ки-сти­ке­ры — на них мож­но вы­де­лять важ­ные идеи из кни­ги, что­бы было про­ще их вспо­ми­нать.

Под­хо­ди­те к чте­нию кри­ти­че­ски

Ста­рай­тесь по­смот­реть на то, что вы чи­та­е­те, с раз­ных сто­рон. Что вам нра­вит­ся, а что — нет? По­че­му? Ко­гда вы оце­ни­ва­е­те сла­бые и силь­ные сто­ро­ны тек­ста, по­сле про­чте­ния он на­мно­го луч­ше со­хра­нит­ся у вас в па­мя­ти. По­про­буй­те опре­де­лить, со­глас­ны вы с мне­ни­ем ав­то­ра или нет, нра­вит­ся ли вам тех­ни­ки по­вест­во­ва­ния в кни­ге. Если не мо­же­те при­ду­мать во­про­сы, най­ди­те их в ин­тер­не­те — на­при­мер, по­ищи­те во­про­сы, ко­то­рые пред­ла­га­ют об­су­дить в книж­ных клу­бах.

Чи­тай­те в ком­па­нии

Ча­сто чте­ние вос­при­ни­ма­ет­ся как то, что мы де­ла­ем в оди­но­че­стве. Од­на­ко по­сле про­чте­ния хо­ро­ше­го (или не очень) тек­ста прак­ти­че­ски всем хо­чет­ся по­де­лить­ся сво­и­ми эмо­ци­я­ми и мыс­ля­ми. Вы мо­же­те:

  • всту­пить в книж­ный клуб (или ос­но­вать его с дру­зья­ми) — на­при­мер, если вы чи­та­е­те на ан­глий­ском, то об­ра­ти­те вни­ма­ние на про­ек­ты Риз Уи­зер­спун, Эммы Уот­сон или Опры Уин­фри;
  • об­су­дить кни­гу в соц­се­тях с людь­ми, ко­то­рые ее тоже чи­та­ли.

Не за­бы­вай­те о кни­ге по­сле про­чте­ния

Опыт про­чте­ния кни­ги не дол­жен за­кан­чи­вать­ся по­сле того, как вы пе­ре­вер­ну­ли по­след­нюю стра­ни­цу. Пе­ри­о­ди­че­ски воз­вра­щай­тесь к сво­им за­мет­кам, пе­ре­чи­ты­вай­те мо­мен­ты, ко­то­рые вам по­нра­ви­лись или не по­нра­ви­лись. Воз­мож­но, ваше мне­ние кар­ди­наль­но из­ме­нит­ся даже че­рез ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Нач­ни­те ве­сти чи­та­тель­ский днев­ник или блог — это по­мо­жет фик­си­ро­вать ваши мыс­ли.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении — борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы «не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

0 секунд Подсказка

Курс скорочтения онлайн
избранные упражнения

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов . Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа — например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение — к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время . Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите письма автору книги. Составление отзыва требует составление мнение о тексте, а это значит, что после написания отклика, вы будете знать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Подумайте, что не всегда обязательно читать . Иногда, можно задать вопрос в интернете . И еще, можно попробовать обойти вопрос стороной. Как говорится, умный в гору не пойдет — умный гору обойдет..

Разорванный текст Перемешанные буквы в словах
воспринимайте текст блоками
Вращающийся текст
Чтение без гласных Чтение без пропусков между слов

Метод «ТЕННИСНОГО ШАРИКА»

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. («Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!», «Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!» и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению — метод «теннисного шарика».

Метод «теннисного шарика» построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры — очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца — это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко — это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод «теннисного шарика».

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод «теннисного шарика» (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод «теннисного шарика» позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики — не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

  • Скорочтение техника
  • Техника чтения по диагонали
  • Таблицы Шульта
  • Как самому освоить быстрое чтение и запоминание
  • Как пользоваться таблицами Шульте
  • Михайлов скорочтение

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *