Почему ребенок кривляется?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Порой родители замечают за своим ребенком неприятную привычку передразнивать окружающих, корчить рожи, кривляться, паясничать. У кого-то ребенок ведет себя так только на публике, а у кого-то — только в присутствии родных и близких. В чем кроются причины такого поведения? Как быть, если уговоры и наказание не помогают?

Почему дети кривляются?

Причин того, почему ребенок ведет себя вызывающе и постоянно кривляется, может быть несколько. Психологи утверждают, что чаще всего такое поведение вызвано повышенной потребностью ребенка к самоутверждению. Когда дети хотят стать центром группы, когда им нравится, что все смотрят на них, они пытаются привлечь к себе внимание такими вот способами.

Ребенок хочет, чтобы окружающие его заметили, но при этом чувствует, что у него не хватает каких-то качеств и умений, которые есть у его ровесников, и единственным способом хоть как-то заявить о себе становится кривляние.

Также паясничание может быть показателем неуверенности в себе. Очень часто маску шута надевают на себя те дети, которых ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.

Потребность привлечь к себе внимание остро ощущают дети, имеющие младшего брата или сестренку. С появлением второго ребенка все родительское внимание обращается именно на него, а старший как бы уходит на второй план, что, естественно, его обижает. Он не видит другого способа выйти из сложившейся ситуации и его кривляние можно сравнить с призывом о помощи: «Мама, ну обрати же на меня, наконец, внимание!».

Иногда шутовскую роль берут на себя дети, наоборот избалованные родительским вниманием. Если ребенка постоянно опекали, сдували с него пылинки и долгое время не позволяли ему проявлять самостоятельность, к возрасту 5-7 лет он не осознает своей общественной роли, поскольку привыкает к тому, что он в семье всегда остается малышом, которому все можно. Такой ребенок просто воспринимает сложившуюся ситуацию как свое предназначение, вживается в роль и не понимает, что можно вести себя как-то по-другому.

Советы родителям

Чтобы вредная привычка не переросла в черту характера, дайте ребенку возможность почувствовать уверенность в собственных силах. Для этого нужно помочь малышу стать самостоятельным. Позвольте ему проявлять самостоятельность и замечайте каждое его действие. Ребенок сам заправил постель, сложил свои игрушки, помог убрать посуду со стола, нарисовал красивый рисунок — все это достойно вашего внимания, помните об этом. Не забывайте хвалить его, отмечать его успехи, так как заслуженная похвала никогда не пойдет ему во вред.

Помогите своему чаду реализовать себя в каком-то интересном деле, которое может быть по достоинству оценено в коллективе. Это может быть спорт, танцы, коллекционирование чего-либо, игра на музыкальном инструменте, любое необычное умение и даже просто широкий кругозор, например, знание интересных фактов о динозаврах или планетах солнечной системы. Вы должны дать понять своему ребенку, что он многое умеет и делает это хорошо. Ваша похвала, одобрение, поддержка и любовь помогут ему справиться с неуверенностью в себе.

Помимо работы над укреплением детской уверенности в себе, важно научиться не замечать кривляние.

Если ребенок паясничает и ведет себя как клоун, ни в коем случае не акцентируйте на этом внимания. Помните о том, что главная цель такого поведения – жажда отклика, а ругань и наказание – это тоже отклик, и в данной ситуации такая реакция не поможет.

Лучше намекните малышу, что кривляние – это просто признак ребячества и бессмысленное занятие. Скажите ребенку, что вы ждете, когда он закончит клоунаду, чтобы вместо этого вместе с ним заняться чем-нибудь интересным или полезным.

Попробуйте показать ребенку, как глупо он выглядит со стороны, когда паясничает. Для этого можно поиграть с ним в игру: поставьте перед малышом зеркало и попросите его изобразить кого-то из знакомых или героя мультфильма, которого он пародирует. Также можно попросить членов семьи нарисовать карикатуру на кривляку, чтобы он понял, как некрасиво он выглядит в их глазах, когда так себя ведет. Важно при этом обращать внимание на положительные качества ребенка, а не просто заставлять его перестать паясничать. Гораздо действеннее будет фраза «Мне нравится, что ты добрый, справедливый, умный. Но мне не нравится, что ты кривляешься», чем раздраженное «Прекрати кривляться немедленно!».

Постепенно ребенок раскроет свой потенциал и поймет, что привлекать к себе внимание намного интереснее и легче чем-то действительно стоящим и полезным, а не бессмысленной пародией на окружающих.

Виктория Котлярова

Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь… Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель. Пройти тест

Дети очень любят «строить рожицы», а взрослые умиляются или раздражаются, не думая о том, почему ребенок кривляется. При этом малыш постоянно меняет маски на своем лице. То у него простодушное ангельское выражение лица, то недовольный и насупленный взгляд, то он всем своим видом выражает удивление.

Ребенок своей мимикой в той или иной степени манипулирует взрослыми. Не каждый родитель решит наказать сынишку, у которого читает на лице раскаяние. Но манипуляции – не единственная причина, по которой дети любят строить рожицы. Они могут делать это просто ради удовольствия и познания мира. Ведь интересно на что способны их нос и рот и щечки! Но что делать, когда кривляние переходит все границы? Как поступить родителям?

До какого возраста кривляние считается нормой

У кривляния есть свои причины. Ребенок будет продолжать кривляться в нескольких случаях.

  1. Малыш неуверен в себе и ему трудно общаться со сверстниками. Неуверенность характерна не только для детей, но и для взрослых людей. Нам часто кажется, что окружающие люди чем-то нас превосходят, а мы не обладаем качествами, необходимыми в жизни. Особенно трудно ребенку, который пошел в школу, но еще не «вписался» в нее. Вот почему многие дети начинают кривляться. Они стараются обратить на себя внимание, выделиться хоть чем-то, а заодно подавить свой страх.
  1. Ребенок получает мало внимания от взрослых. Для ребенка очень важно, чтобы мама и папа были рядом, видели его успехи, занимались и играли с ним. Если родители не обращают внимания – нужно что-то сделать, чтобы обратили. Так считает малыш. Кривляние-одна из возможностей его привлечь. Даже когда родители слишком заняты, они обязательно отвлекутся, чтобы сделать своему чаду замечание. Поэтому кривляние постепенно входит в привычку, от которой детям трудно избавиться.
  1. Старшие брат или сестра ревнуют к младшим. Причина примерно та же, что в предыдущем случае – желание получить внимание. Только здесь папа и мама, по мнению старшего ребенка, должны оторваться от младшего. Ему непонятно, почему теперь он оказывается «на задворках», ведь раньше все было по-другому.

  1. Ребенок очень эмоционален или желает заниматься творчеством. Кривляние может быть следствием «обучения» отпрыска сдерживанию эмоций. Вот малыш уже не катается по полу с криком, а просто недовольно надувает губы. Он не прыгает по дивану, визжа от восторга, зато на его лице появляется улыбка до ушей, как у клоуна. Со временем можно научить его улыбаться даже тогда, когда он испытывает прямо противоположные эмоции. Но ребенок, как только может сопротивляется и желает выражать эмоции где и когда хочет и как хочет. Также у него, возможно, есть задатки будущего артиста, и он начинает их проявлять, корча рожицы.
  1. Кривляка не желает становиться старше. Если он кривляется в 4-5 лет – это можно воспринимать как нормальное явление. Но когда кривлянием занимается семи-восьмилетка, это свидетельствует о затянувшемся детстве. Он ведет себя как малыш, потому что родители к нему так относятся, не дают повзрослеть, лишают самостоятельности.

Ребенок чувствует себя маленьким, если к нему относятся как к малышу и ведет себя соответственно. Если кривлянье маленьких детей еще способно умилить, то рожи десятилетки вызывают, в лучшем случае, раздражение. Но ребенок уже не может остановиться кривляние входит в его привычку.

Что делать, если ребенок кривляется

С самого начала не следует поощрять кривляние вашего отпрыска, даже когда оно вам кажется умилительны. И для начала помогите разобраться ему с собственным лицом. Ведь оно для него тоже загадка.

Во-первых, следите за собственным фейсом. Помните, что ребенок – ваше зеркало. И он с удовольствием будет «зеркалить» все, что увидит. Мама часто улыбается, улыбка не будет сходить с детского лица. Мама хмурится и ходит с недовольным лицом, то же самое станет делать малыш.

Поэтому больше улыбайтесь и шутите, играйте в веселые игры со своим ребенком. Совместные занятия и веселый смех будут полезны не только для него, но и для вас. Улыбка и смех — мощные антидепрессанты, которые не заменят никакие лекарства.

Во-вторых, помогите вашему сыну или дочери распознавать и называть эмоции. Существуют разные версии методики активного слушания. Одна из них описана, например, Юлией Гиппенрейтер и нравится многим родителям, которые ее применили.

Вот как она действует. Подведите расстроенного ребенка к зеркалу, пусть он на себя посмотрит. Если он плачет из-за того, что вы не пошли на прогулку, можно сказать примерно следующее «Посмотри, у тебя такое грустное лицо! Но мы это быстро поправим. Давай-ка начнем с тобой играть в прятки. Это же твоя любимая игра. И лицо у тебя станет каким?» Пусть ребенок сам назовет каким будет его лицо: веселым, улыбающимся… Вы тоже называйте не только отрицательные эмоции, но и положительные: «Ты весь светишься от радости!», «Ты просто сияешь!».

Но не надо слишком усердствовать, называя любое мимическое движение. Ребенок в три года уже понимает, что другие люди тоже способны чувствовать. Поэтому можно тренироваться переводить эмоции в слова, наблюдая за прохожими на улице, смотря фильмы и мультики. Чтобы вы знали, до 70% информации о людях нам открывает их мимика. Со временем ребенок станет уступать место в транспорте, видя, что у человека уставший вид. Или не побоится делать укол, если заметит какое веселое и доброе лицо у медицинской сестры.

В-третьих, превратите малыша в маленького актера. Ставьте домашние спектакли, делайте инсценировки песен. Театр не только позволяет приобрести уверенность себе, но дает возможность ребенку выражать эмоции и кривляться в свое удовольствие. Поговорите с малышом о том, где кривляться уместно, а где нет. Если увидите, что он строит рожи незнакомой бабушке, не кричите на него и не оскорбляйте, просто напомните о вашей беседе.

Как справиться с кривлякой

Кривляки могут вывести из себя кого угодно, тем более, родителей. Но для начала неплохо бы понять, почему малыш так любит строить рожицы. А уже, выяснив причину, принимать меры. Что можно сделать, чтобы направить поведение ребенка в нужное русло?

  1. Увеличить время общения с ребенком. Это эффективный способ, если ему недостает внимания. Сейчас вам кажется, что важнее деньги, работа, карьера. Но часы, проведенные с вашим малышом, бесценны. Пройдет каких-нибудь 4-5 лет, и время будет безвозвратно упущено. Вы можете потерять доверие малыша, а он начнет строить свою жизнь не по лучшему сценарию.
  1. Воспитывать в ребенке веру в себя. Не нужно постоянно напоминать ребенку, что он неумеха, еще маленький, только и способен все портить. Давайте ему больше поручений, с которыми в состоянии справиться. Хвалите, даже если у него не все получается.
  1. Перестать реагировать на кривляния. Если вы постоянно одергиваете ребенка, делаете ему замечания, он воспринимает вашу реакцию как подкрепляющую и продолжает безобразия. Поэтому старайтесь никак не реагировать, даже не улыбаться, когда он скорчит очередную смешную рожицу.
  1. Дать понять, что кривляния можно компенсировать чем-то положительным. Нужно, чтобы малыш понял, что корчить рожицы глупо и некрасиво. Вы должны доказать, что очень цените многие его качества, ног вот кривляние вам совсем не нравится. Гораздо больше вас привлекают, например, его поделки из пластилина или рисунки.
  2. Приобщить к творчеству. Если вы заметили, что ваш ребенок творческая личность и кривляние проистекает из его желания творить – дайте ему такую возможность. Водите в театральный кружок, кружок рисования. Пусть он там проявляет свое творчество и учиться постигать прекрасное.

Как вести себя родителям с кривлякой

Но все же как вести себя в конкретных ситуациях, когда кажется, что терпение вот-вот лопнет, и хочется закричать на ребенка или устроить ему хорошую головомойку.

.Постарайтесь полностью сосредоточится на том, что делаете и «забить» на кривляния. Ребенок продолжит кривляться, если только получит реакцию от вас. Смотрите телевизор, готовьте обед или вяжите свитер так, как будто ничего вокруг не происходит.

Скорчите примерно такую же рожу. Пусть ребенок посмотрит на себя со стороны. Возможно, малыш удивится или рассмеется в ответ. Но это только сначала. Несколько неприятных и злых рож с картинок или их мультфильмов в вашем изображении отобьют у него охоту гримасничать. Он поймет, что в ответ на кривляния ничего кроме злых рож не дождется. Можно попросить старших детей или других членов семьи нарисовать карикатуру на кривляния.

Когда вы видите, что ребенок не оставляет свое занятие, намекните, что вы ждете, когда он прекратит кривляться, чтобы вместе заняться чем-то интересным, например, игрой в домино или чтением сказок.

Общаясь с ребенком, побольше говорите ему тёплых слов, о том какой он добрый, умный и замечательный. Сообщите о том, как вы его любите, но вам совсем не нравятся его кривляния.

Со временем ребенок поймет, что может привлечь к себе внимание, когда занимается чем-то нужным и полезным.

Когда вы видите, что ваш ребенок слишком много кривляется, постарайтесь выяснить причину и действуйте, исходя из нее. Он требует больше внимания – постарайтесь его уделить. Не уверен в себе — воспитывайте уверенность. У него творческий потенциал – развивайте его в театральной студии. Но сами старайтесь меньше реагировать на кривляния и убедить ребенка в том, что это глупо и некрасиво.

Пять типичных примеров непослушания

Демонстрация опасного поведения. Каждый родитель сталкивается с тем, что ребенок, несмотря на предупреждения, пытается перебежать дорогу, берет в руки острые предметы или совершает иные поступки, угрожающие его здоровью, а порой и жизни. Разумеется, такое поведение вызывает у родителей отрицательные эмоции.

Ребенок поступает так отнюдь не из желания досадить взрослым. Дело в том, что у 3–4-летних детей наряду с высокой активностью и жаждой познания мира недостаточно жизненного опыта, чтобы осознавать всю опасность таких поступков. А значит, ругать их бесполезно: малыши попросту не поймут, в чем именно они провинились и почему, например, нельзя трогать горячие или острые предметы. Но и подробных объяснений ребенок в силу своего возраста еще не понимает. Что же делать?

Психологи советуют использовать какое-либо запрещающее слово, на которое ребенок должен реагировать рефлекторно, моментально прекращая нежелательные действия. Пусть вас не отталкивает мысль о том, что в опасных ситуациях вам придется воздействовать на ребенка при помощи рефлексов. Когда малышу угрожает опасность, нет времени на объяснения: в первую очередь необходимо остановить опасное поведение и предотвратить его возможные последствия.

Таким словесным «тормозом» может стать, например, слово «опасно» или «стоп». Маленький ребенок должен реагировать на него автоматически, а почему именно для него опасно то или иное действие, родители могут ему подробно объяснить в спокойной обстановке. Тогда малыш будет не только правильно реагировать на запрещающее слово, но и постепенно научится понимать, в чем состоит конкретная опасность.

При этом взрослым важно контролировать свои эмоции и не показывать свой испуг, страх или переживания. Бывает, что ребенок сознательно провоцирует взрослых на эмоциональный всплеск, так что не стоит идти у него на поводу. Достаточно спокойно, но твердо сказать: «Перестань, это опасно».

Протест. Как правило, он проявляется у малышей в 3-4 года. Что бы ни говорили ребенку взрослые, о чем бы ни попросили, на все требования и просьбы он реагирует с точностью до наоборот: отказывается одеваться, мыть руки, есть, ложиться спать.

Часто детские протесты сопровождаются криком, слезами, истерикой. Подобное поведение раздражает родителей, и они также срываются на крик. В результате обстановка в семье становится нервной и напряженной.

Если ребенок протестует против родительских требований, проанализируйте их. Требование требованию рознь. Если, например, малыш хочет надеть в садик не синюю рубашку, а красную, – это не принципиальный вопрос: предоставьте ему самому решить, что надевать. Для вас это мелочь, а для него – возможность проявить самостоятельность и почувствовать себя взрослым. Но даже в случае, когда ваша просьба логична, а ребенок поступает наоборот, позвольте ему принять заведомо неверное решение (разумеется, если оно не принесет ему вреда). Пусть он лично убедится, что выбрал неверный путь, ведь отрицательный опыт – это тоже опыт.

Если же протест сопровождается криком и истерикой, родителям нужно вести себя как можно спокойнее, чтобы погасить негативные эмоции ребенка. Обнимите его, успокойте ласковыми словами, переключите его внимание на другой объект. Обычно дети дошкольного возраста переключаются довольно быстро.

Но иногда дети, что называется, работают на публику: устраивают истерики демонстративно в расчете на то, что кто-то из присутствующих их пожалеет и пойдет на уступки. В этом случае лучше оставить ребенка одного, присматривая за ним на расстоянии. Поняв, что «зрителей» нет, он быстро успокоится.

Плохое поведение в общественных местах. Нередко на улице, в магазине, развлекательном комплексе или общественном транспорте можно наблюдать следующую картину: дошкольник бегает, кричит, толкается, мешая окружающим. Те, в свою очередь, выражают недовольство, а родителям приходится краснеть за свое неугомонное чадо.

В этом случае все претензии – к родителям, не научившим ребенка правилам поведения. Но в момент, когда он бегает, кричит, толкается, рассуждать об этом поздно. Прекратить нежелательные действия можно следующим образом. Остановите его и спокойно скажите: «Ты такой большой, а ведешь себя, как маленький». Дети, независимо от возраста, очень хотят поскорее стать взрослыми, поэтому для них это веский аргумент. А затем, когда ребенок успокоится, объясните ему, почему его действия мешают находящимся рядом людям.

Например, громкий разговор в кинотеатре мешает остальным зрителям смотреть фильм, а из-за беготни с мороженым в руках можно испачкать окружающим одежду.

Такие объяснения, пусть даже повторенные неоднократно, постепенно научат ребенка правильному поведению в общественных местах.

Но плохое поведение легче предупредить. Поэтому перед поездкой в общественном транспорте, походом в театр (кинотеатр), музей, на выставку поговорите с ребенком о том, как следует себя вести. Возьмите с него честное слово, что он будет соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах.

Игнорирование родителей. Любую просьбу или замечание взрослых ребенок оставляет без внимания.

Игнорирование родительских требований может происходить по двум причинам: либо ребенок настолько занят собственными мыслями или игрой, что просто не слышит, о чем ему говорят, либо таким образом он демонстрирует протест.

В первом случае нужно просто позвать ребенка по имени, чтобы привлечь его внимание, и повторить свою просьбу.

Во втором случае психологи советуют обратиться к сыну или дочке с вопросом, на который они однозначно ответят. Завязав диалог, можно добиться временного примирения.

В любом случае стоит узнать у своего ребенка о причинах игнорирования с его стороны. В этом помогут беседы: разговаривайте о том, что интересует ребенка, и выясняйте, что его тревожит, почему он так ведет себя с самыми родными людьми.

Требование немедленно удовлетворить просьбу, сопровождающееся истерикой. Обычно этот вид непослушания характерен для малышей, требующих купить понравившуюся игрушку или лакомство. С возрастом такое поведение проходит.

Капризы и истерики малыша с требованием немедленно купить ту или иную вещь легко прекратить отвлечением на другое действие. Например, выйти из магазина и обратить его внимание на окружающие предметы: яркий плакат, птичек на дереве или необычный автомобиль на дороге. Напомним, что малыши быстро переключают внимание на другие объекты и забывают о своем недавнем категоричном требовании.

А вот с детьми постарше нужно договариваться. Спросите ребенка, для чего ему необходима эта вещь, и если его аргументы будут вескими, пообещайте купить ее в подарок к празднику или дню рождения. Но в этом случае непременно выполните свое обещание, чтобы не терять детское доверие.

Ну и конечно же, во всех перечисленных случаях родители должны подавать ребенку личный пример. Бесполезно объяснять ребенку, как нужно вести себя в общественном месте, если мама толкает пассажиров, пробираясь к выходу из автобуса, устраивает скандал в магазине или разговаривает по телефону в кинотеатре.

В целом для того, чтобы свести к минимуму моменты непослушания, необходимо установить с ребенком теплые отношения, основанные на доверии и взаимопонимании.

Даже если вам кажется, что детские проблемы – это и не проблемы вовсе, старайтесь вникнуть в то, что волнует вашего ребенка. То, что вам кажется незначительным или смешным, для него серьезно и важно. Часто причины детского непослушания – это не сиюминутный каприз, а результат недостаточного внимания со стороны взрослых. А значит, чем больше внимания вы будете уделять общению с ребенком, тем меньше у него будет поводов для истерик, протестов и плохого поведения.

Светлана Жаркова

Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь… Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель. Пройти тест

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра
Май, 2007

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Советы зрителям

Что же делать, если ребенок все время кривляется? Неужели разрешить? Пока оптимальный вариант — это помочь малышу разобраться с собственным лицом, мышцы которого тоже можно и нужно тренировать — об этом говорят в один голос логопеды, неврологи, психологи и косметологи.

Во-первых, понаблюдайте за собственным отражением: осваивать мимическую гимнастику ребенок начинает, копируя родителей. Иногда малыш хмурится и опускает уголки губ не потому, что опечален, а потому, что отзеркаливает вечно озабоченное лицо мамы. Улыбайтесь чаще, смейтесь вместе с малышом. Польза улыбки как мощного антидепрессанта научно доказана. Шутите чаще, даже если юмор — не ваш конек. Малыши обожают незамысловатые репризы с изображением животных, пищанием и многократным паданием со стула.

Второе — научить малыша называть чувства словами. Вы сделаете бесценный подарок ему и себе тоже, ведь, чтобы подобрать названия для разных эмоциональных состояний, возможно, нужна будет самоподготовка. Начать разговор поможет слегка модифицированная версия методики активного слушания, которая описана, например, в книгах Ю. Гиппенрейтер и заслужившая высокую оценку современных мам и даже бабушек. Например, шмыгающему носом, выпятившему нижнюю губу и опустившему голову малышу вы говорите. «Ты расстроен потому, что мы не можем пойти гулять. Посмотри, какое грустное у тебя лицо. А сейчас мы поиграем в твое любимое домино, и ты развеселишься. И лицо будет… какое?» Эту игру лучше проводить у зеркала. Иногда она становится отличным вариантом тайм-аута, и не только для детей! Только не забывайте, что внимания заслуживают не только печаль, гнев, обида и другие так называемые «негативные» эмоции. Для хорошего настроения тоже можно не жалеть слов. «Ух ты, ты просто сияешь от радости! Значит, ты доволен, что я пригласила Сашу и его маму в гости? Чем же ты хочешь вместе с ним заняться?»

Конечно, не стоит обозначать специальным термином каждое мимическое движение ребенка. И вообще — не зацикливайтесь на его и ваших эмоциях. В два-три года ребенок уже способен понять, что у других людей тоже есть чувства. Тренироваться в переводе эмоций на язык слов можно с помощью картинок, мультиков, фильмов и просто наблюдая за разными людьми на прогулке, в детском саду, в поликлинике. Возможно, вскоре ребенок сам сможет заметить, что у медсестры доброе лицо, и будет меньше бояться прививки или захочет уступить место в трамвае человеку, у которого усталый вид. Умение видеть окружающих людей, разбираться в их состоянии — важное социальное качество. Кстати, мимика и сигналы тела дают нам 70% информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *