Почему звонят колокола?

Не музыка, а благозвучие

С колокольни открывается прекрасный вид на город. Здесь, на высоте 18 метров, и есть «рабочее место» звонаря. В его распоряжении 10 колоколов. Самый большой — внушительных размеров, весит в сто пудов (1600 килограммов).

— Это благовестник, — рассказывает Юлия Минченко. — Его мерный звон задает ритм подзвонной группе, которая выводит мелодию. Самые маленькие — зазвонные. Колокола — самые древние музыкальные инструменты, они не могут создать гамму. С помощью десяти колоколов можно исполнить благозвучие: радостный трезвон, печальный перебор, солидный благовест, извещающий о начале молитвы.

Мастер управляет колоколами с помощью специальных тросов, которые собраны в пучки. Язык благовестника привязан к педали. Так что у звонаря работают и руки, и ноги.

— Звонить в колокола — это тяжелый физический труд. Очень важно чувствовать ритм, — поясняет Юлия.

Хозяйка поднимается еще на метр выше — на помост. Надевает наушники: звонарям важно беречь слух. Изящные руки берут трос. Первыми начинают маленькие колокола, вскоре к ним подключается вторая группа. Благовестник «заводится» ногой с помощью педали. Из окон колокольни по городу разливается радостный звон. На лице Юлии спокойная и нежная улыбка. Несколько минут — и звуки плавно затихают. Большой колокол умолкает последним: вибрация металла прекращается спустя несколько минут после удара.

— По церковному уставу колокольный звон должен сопровождать все богослужения в храме, а это несколько раз в день. Поскольку храм находится в центре города и, возможно, громкие звуки мешают жителям, мы звоним только в праздничные и выходные дни. Колокола же не только зовут прихожан на службу, но и заставляют задуматься о духовном, — рассуждает Юлия. — Колокольный звон очищает мысли и душу. Он заряжает хорошей энергетикой, дарит наслаждение. Когда нахожусь здесь, обо всем плохом забываю.

Целебная сила

Ученые уже не раз доказывали, что звуки колоколов помогают бороться с болезнями и омолаживают организм. Стаж у Юлии Минченко немаленький — больше двадцати лет, но в свои сорок она выглядит лет на десять моложе. Ни сильный ветер, гуляющий на высоте, ни трехтонный вес «музыкальных инструментов» не останавливает женщину. Даже когда носила под сердцем малыша, от работы не отказалась. Теперь ее сын-дошкольник не только не пугается перезвона, но и сам ждет, когда мама разрешит позвонить.

— Работа звонаря помогает поддерживать хорошую физическую форму, это как фитнес, — улыбается женщина. — Но все же главное — духовное равновесие.

Справка «ВГ»

Юлия Минченко родилась в Минске. Первые ее пробы прошли в воскресной школе Спасо-Ефросиньевского женского монастыря. Тогда решила, что научится колокольному звону и будет возрождать старинное ремесло. Начальные уроки преподнес талантливый педагог Александр Малиновский, который помогал обустраивать колокольню в монастыре. А когда в 2000 году Александр Николаевич открыл в Минске школу звонарей, Юлия была в числе первых учениц. После работала в храмах в России. В Гродно Юлия работала в капелле. В 2004 году поступила на факультет искусств ГрГУ имени Янки Купалы. В 2009 году при Свято-Покровском кафедральном соборе открыли курсы звонарей. Юлия Минченко возглавила эту школу. На курсы принимают всех желающих, с одним условием — нужно верить в Бога.

Единственная в Гродненской епархии женщина-звонарь в мае этого года принимала участие в VII Международном фестивале колокольного звона в Супрасле (Польша). Среди 23 звонарей из Польши, Беларуси, России и Германии заняла второе место в категории «Мастер».

К осени 1917 года в России разразилась небывалая разруха и истощение государственных ресурсов. Продукция промышленного сектора по отношению к 1916 г . сократилась на 36,5 %. К социально-экономическому кризису прибавился и политический — вызванный Первой мировой войной.

Таким образом, накопившиеся многообразные конфликты требовали скорейшего разрешения. Свершившаяся в ночь на 25 октября 1917 г . революция в Петрограде, возглавленная большевиками, была ответом на многие острые вопросы в России. Штурм Зимнего дворца закончился низложением Временного правительства. Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти советов различных уровней.

Вскоре революционные события перекинулись на национальные окраины, в том числе и в Казахстан. Началось установление советской власти в крае, которое завершилось к весне 1918 года. В основной массе аулов и сел Казахстана процесс установления советской власти продолжался вплоть до начала Гражданской войны.

Октябрьская революция была встречена лидерами партии <Алаш>настороженно, так как они сомневались в осуществлении советским правительством ряда вопросов по национальному развитию народов России. Поэтому считали, что Учредительное собрание является реальным шансом на обретение Казахстаном суверенитета на законном основании.

Большим событием в общественно-политической жизни казахской степи стали I и II Общеказахские съезды . На II -м съезде, прошедшем в декабре 1917 г . в Оренбурге, стояли следующие вопросы: образование казахских областей с названием их <Алаш>, национального совета; образование; народный суд; продовольственный вопрос. Съезд принял два важнейших решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. Также был разработан план создания казахской милиции. Предусматривалось ее определенное количество на каждую область, обучение и снабжение по уездам. Обеспечение милиции оружием должно было осуществляться центральной администрацией на средства, полученные через налогообложение.

Для управления автономией был образован временный народный Совет или Алаш-Орда (правительство Алашской автономии), в котором из 25 мест 10 предоставлялись русским и представителям других народов края. К сожалению, Советское правительство не признало автономию Алаш. В начале 1920 года Алаш-Орда перестала существовать, так как в марте месяце было принято решение о ее ликвидации.

Установление советской власти, непримиримость большевиков и их политических противников привели весной 1918 года к гражданскому противодействию — Гражданской войне. В ноябре 1918 года против советской власти выступил атаман оренбургского казачества А. Дутов.

Очагом сопротивления советской власти стало и Семиречье, где в ноябре 1917 года казачий Войсковой совет, разогнав Советы, установил свой режим власти.

Главной ударной силой противника советской власти стал мятеж Чехословацкого корпуса военнопленных, произошедший в мае 1918 года. Они захватили огромную территорию почти от Челябинска до Владивостока.

В разгроме белогвардейских войск активное участие принимали Актюбинский фронт, освободивший в 1919 году Оренбург, Уральск, Орск, и Семиреченский фронт, остановивший продвижение белогвардейцев на юг Казахстана и в Среднюю Азию (известная история Черкасской обороны).

В годы Гражданской войны число жертв как <белого>, так и <красного>террора были огромные: от рук колчаковского режима погибло более 20 тыс. человек, во время правления Дутова — около 900 человек. По данным деникинской комиссии по расследованию деяний большевиков, в 1918-1919 гг. жертв <красного>террора насчитывалось 1 млн. 700 тыс. человек. Основной причиной поражения антибольшевистской коалиции была ее неоднородность. Каждая сторона преследовала свои цели, прямо противоположные целям других союзников.

После победы Красной армии в Гражданской войне на территории Казахстана стала восстанавливаться советская власть. 10 июля 1919 года декретом СНК РСФСР был образован Революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем. В состав его вошли С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, А. Джангильдин, С. Мендешев, Б. Каратаев и другие.

Главная задача Казревкома заключалась в подготовке автономии края. 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет <Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической Республики>. 4-12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахстана, торжественно провозгласивший образование Казахской АССР как республики Советов рабочих, трудового казахского народа, крестьянских, казачьих, красноармейских депутатов, входившей автономной единицей в РСФСР. Был избран ЦИК во главе с С. Мендешевым и СНК во главе с В. Радус-Зенковичем. Столицей был провозглашен город Оренбург. В 1925 году Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР в составе РСФСР.

Она не только работает звонарем в церкви Николы в Котельниках, но и каждое воскресенье дает здесь бесплатные уроки всем желающим.

Мы взбираемся по узкой лестнице на колокольню, и в двух ее просветах глазам предстает чудесный вид на Москва-реку. С другой стороны взгляд упирается в бесчисленные окна и уступы высотки на Котельнической набережной. А самый большой колокол – как будто в обрамлении купола самого храма, построенного в 1822 г. по проекту архитектора Осипа Бовэ по заказу семьи Строгановых. Сейчас храм является Чешским и Словацким подворьем в Москве, сюда на праздники приезжает митрополит Чехии Христофор, а настоятель – отец Алексей выполняет дипломатическую миссию от Церкви в Чехии и Словакии.

Интересно

Звук колокола успокаивает, умиротворяет. Сейчас очень распространены «эоловы арфы» – подвешенные на нитях металлические стерженьки различной длины, которые издают при касании приятный мелодичный звук. Своим нежным звуком они гармонизируют атмосферу в доме, очищая и питая ее энергией.
Группа исследователей под руководством Ф. Я. Шипунова выдвинула гипотезу, что колокола – это генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, которые разрушают болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи и другие. Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при его звоне вирусы превращаются в кристаллические структуры и не несут уже никакой заразы.

Вначале кажется, что повторить то, что показывает Людмила Александровна, просто невозможно. А потом потихоньку осваиваешься, руки начинают «слышать» привязанные к колоколам веревки и складывать какое-то подобие музыки. И, когда это происходит, душу охватывает неописуемый восторг, ни с чем не сравнимая радость!

Однако Людмила Карабут считает, что дело не только в эстетическом удовольствии. Она уверена: колокольный звон лечит и «принимать» его надо так же, как лекарство, – без нарушения режима. Подтверждением служит ее собственная история.

– После инфаркта долгое время не могла прийти в себя, – рассказывает она. – Не было ни сил, ни желаний. Но однажды попала на уроки колокольного звона в храм Христа Спасителя. Два года отзанималась, и уже два года здесь. И чувствую себя нормально! Нет, сердце, конечно, иногда побаливает, но, с тем, что было, – не сравнить. Зато, когда пропускаю занятия, – становлюсь сама не своя.

Кстати

Колоколотерапия, хотя такого термина и не существует, обладает магическим действием, не только пробуждая душу и возвышая ее, но и воздействуя на человека на физическом уровне. Во всех религиях колокол – это божественный голос, проповедующий истину. У мусульман и индусов его звуки считаются отзвуками биения Божьего сердца, а в Китае звуки колокола – голос космической гармонии. Колокольный звон во многих религиях считается призывом к молитве, а в Тибете к послушанию и подчинению наставлениям Будды. Колокольчик – обязательный атрибут буддийского алтаря, он символизирует высшую мудрость.

Дочь Людмилы Александровны – талантливая молодая скрипачка Анастасия Ведякова – это быстро заметила и отцу объяснила: таково мамино лекарство! А сама Людмила Александровна уверена: возможности волнотерапии еще до конца явно не изучены. Она осваивает их практически на ощупь, замечая, что, если человек звонит правильно и ритмично, это идет на пользу здоровью. А если неровно, хаотично, то лучше даже не браться, получается только во вред организму.

Самое интересное, что по профессии Людмила Карабут – архитектор, по ее проекту построено несколько храмов. А на наш вопрос, неужели и впрямь ее занятия бесплатные (а желающих иногда бывает несколько десятков в день!) удивленно вскидывает глаза:

– Ну что вы! Я ж артековка!

Важно

Доказано, что органы в человеческом теле настроены на определенные тона, и весь организм, как камертон, резонирует с окружающим звуковым полем. Так, низкие звуки стабилизируют психику, а высокие, наоборот, вносят дисгармонию.

14.07.2010 18:15

В Новосибирском Храме Михаила Архангела прошел выпуск школы звонарей. Около года 15 учеников, влюбленных в звучание колоколов, осваивали звонарское мастерство. Надо заметить, что это одно из самых удивительных искусств в мире.

Даже человек неверующий часто испытывал трепет, слыша перезвон колоколов. По ком звонит колокол, о чем он звонит и кто заставляет его петь? Поднимаясь на колокольню, понимаешь, что это одна из самых необычных профессий в мире. Достаточно сказать, что, например, в Европе давно «звонят» механически. Местные храмы, даже православные, лишены необходимости содержать звонарей, поскольку весь процесс извлечения «божественных» звуков давно автоматизирован.

И лишь в немногих странах, в числе которых Россия и Индия, профессия звонаря не канула в лету.

Удивительно и то, что русская традиция литья колоколов очень специфична, сочетание пропорций, толщины металла в разных частях колоколов особенное, и это определяет особенное, какое-то «вековое» звучание колокола. Современные колокола, в частности, европейские, более мелодичны, на них можно исполнять даже сложные музыкальные композиции. Русский колокол более «басист» и звук его монументален, глубок, архаичен.

Профессия звонаря непростая и достаточно опасная: люди могут оглохнуть, и от этого недуга нередко не спасают и современные плотные наушники. «Это послушничество, – говорит юный серьезный звонарь Никита Евтушенко. – Звонить обязательно нужно с душой… Человек, который звонит в колокола, должен это делать во Славу Божию, а не для того, чтобы показать свое искусство».

Заметим, что школы звонарей очень популярны в России. При Храме Михаила Архангела школа действует более 10 лет, и каждый год из ее стен выходят новые мастера колокольного звона. Их возраст и социальное положение очень различны: от школьников до 60-летних дедушек, от юных девушек до солидных директоров крупных предприятий. Но у них больше общего, чем может показаться.

Фото и видео автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *