Под монастырь

ОПЫТ ОДУХОТВОРЕННОГО ТРУДА

Трудничество — это особый вид паломничества, когда человек не только молится, но и работает в монастыре наравне с насельниками во славу Божию. Трудом во святых обителях приносят покаяние, вымаливают просимое, благодарят Бога.

О трудничестве рассказывает игумения Введенского женского монастыря г.Иваново игумения Мария (Перепеча):

Ваш свободный выбор

Обычно паломники приезжают в обитель на два-три дня, чтобы вместе с монашествующими помолиться на богослужении, исповедоваться и причаститься. Если кто-то остается в монастыре дольше, то, по правилам Святых Отцов, ему дают послушание.

Но заставлять при этом никого нельзя. На Афоне, например, когда паломник приезжает на остров ему сразу говорят, что есть возможность помочь монахам в храме или по хозяйству. Скажут только один раз и больше никто напоминать не будет. А у нас в монастырях иногда «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская. Трудничество – дело сугубо добровольное.

До того, как стать монахиней, мне довелось побывать трудницей в различных монастырях. В Пюхтицкой обители несла послушание в гладильной. В Жировицкой — трудилась на кухне. Да и в других монастырях доставалась непростая работа: мыла посуду, чугуны, полы, ночью дежурила на вахте. Но чаще всего убирала в храме — чистила подсвечники, ковры вытряхивала. Физически, бывало, устанешь, но на душе так легко, так радостно и благодатно.

Саму возможность поработать в святой обители человек должен воспринимать как Божию милость. Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа вроде бы одна и та же, но пользу для души не сравнить.

Сначала молитва

Помощь монастырям, особенно женским, — дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова о том, как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным.
.
Как-то к нам приехал священник из Белоруссии, и я его попросила помочь нам на сенокосе. Он с радостью согласился, а позже, когда вернулся с сенокоса, подошел ко мне и рассказал историю: «Как-то ездил я по святым местам и остановился в одном женском монастыре. Настроение было молитвенное, не хотелось выходить из храма. Вдруг ко мне подошли сестры и попросили помочь им в хозяйственных работах. Тогда я им отказал, но от этого на душе стало настолько тяжело, что теперь я никогда не отказываюсь, если меня просят потрудиться».

Некоторые трудники, наоборот, говорят, что они из-за своей занятости не успевают молиться, перед причастием Правило почитать. Обязательно нужно молиться. Прежде всего молитва, а уже потом труд.

Монахи обязаны посещать все службы. Трудники молятся на Литургии, но по желанию могут приходить и на полунощницу. Я всем послушания даю так, чтобы их можно было выполнить после службы. Очень редко приходится нарушать это правило ради какой-то неотложной работы, но потом весь день на душе бывает тяжело.
Как правило, все послушания в монастырях даются по силам и по личным склонностям трудников. У одних есть желание помочь на сенокосе, у других – ухаживать за больными и немощными.

По благословению духовника

Многие трудники приезжают в монастырь на время своего отпуска, чтобы оторваться от городской суеты, поработать на свежем воздухе, поэтому трудничество, хоть и с натяжкой, но все же можно можно назвать отдыхом, который подразумевает смену деятельности.

Но здесь возникает вопрос: а не против ли такого отпуска домашние? Нужно так объяснить свое желание жене или мужу, чтобы не вызвать у них недовольства. Господу наши ссоры не угодны. Как же тогда «Отче наш» читать? Как причащаться? Ведь в ссоре нельзя! Я считаю, что трудником можно ехать в монастырь только по благословению духовника. Не такому благословению, как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все за и против, а уж потом строить планы на отпуск.

Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой и осуществляется под руководством священноначалия.

Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через различные обстоятельства жизни.

НА ПОЛЯХ:

Нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога… И где же и возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует! (Прп. Серафим Саровский)

Изложить это по горячим следам у меня не получилось. Но вот теперь хочется рассказать о моем «трудничестве» на оптинские праздники 5-10 июля этого года.
Я ехала в Оптину, очень соскучившись, на праздники. Удивительное время: сначала Владимирская, потом Рождество Иоанна Предтечи, служба в Скиту, потом память преподобного Никона Оптинского, Тихвинская, память старца Амвросия… Все, кто бывал на оптинских службах, поймут, что значит предвкушать эту радость, что значит лететь туда, где ты ощущаешь себя в раю…
Только увидев издалека колокольню и купола оптинских храмов, я подумала, что время идет ужасно медленно, хотелось поскорее, минуя козельский автовокзал, оказаться у стен дорогой обители. Но пришлось изрядно подождать, поскольку водитель маршрутки, единственной пассажиркой которого была я, долго пересчитывал выручку и ожидал других пассажиров. Не дождавшись никого в итоге (что бывает редко), он нехотя захлопнул дверцу, и мы поехали.
Надо сказать, что я заранее договорилась с матушкой-распорядительницей гостевых домиков, где часто бывала, что приеду на шесть дней и помогу по хозяйству. Разнообразный ассортимент послушаний уже был в моем опыте, и я очень радовалась, что в этот раз не только побуду на службах, но и почти «по-настоящему» проведу время в святом месте.
Я приехала к матушке и по всему поняла, что меня ждали. Едва успев положить сумки, я услышала, что теперь они спокойны, приехал человек, которому можно доверить землянику… В радости, я не обратила на это особенного внимания, но заметила огромный двенадцатикилограммовый таз со слегка подвявшей земляникой, стоявший во главе стола на кухне. Таз был прозрачный, с рисками, где совершенно точно просматривалось, что там именно двенадцать килограммов, и обмануться невозможно!
Полная бодрого желания помочь, я тут же села на улице перед тремя тазами: в том самом – земляника, в другой надо было бросать «хвостики» с веточками от нее, в третий – очищенную ягоду. Конечно, все мои мысли были в обители! Скоро служба, удивительная, ни с чем несравнимая оптинская служба. Завтра Владимирская! Служба во Владимирском храме – я была на ней неоднократно – под величественный колокольный звон все собираются в маленьком необыкновенном храме, как в корабле спасения. И мы все вместе, как будто над временем: Старцы, Новомученики, братия и паломники – все собрались прославить Царицу Небесную! Через окошко видна часовня тех, кто своей любовью и мученической кровью привлек не одну душу к оптинской святыне, здесь их дом, и они собирают здесь чад своих! Что испытывает сердце, отсчитывая минуты до этой встречи!..
В этих размышлениях я чистила землянику, замечая попутно, что работа эта весьма ювелирная и ужасно медленная – за два часа я едва приблизилась к риске «800». Звонили ко всенощной… Услышав звон, я взглянула на матушку в надежде, что сейчас меня отпустят в храм. «А, сегодня Владимирская! Да, престольный праздник. Ну ладно, разберешься с земляникой, тогда, может, завтра пойдешь», – сказала мне матушка…
Сказать, что я расстроилась – это ничего не сказать! Этот огромный таз, который встал между мной и Оптиной вдалеке, первые полтора часа не давал мне покоя. Кстати сказать, от такой «мелкой» работы мгновенно устали пальцы, а через четыре часа земляника уже стала кружиться у меня в глазах. А драгоценный таз свидетельствовал, что у меня уже осталось не 12 кг, а 9.600!!! Этак я, подумалось, вообще не попаду на службу ни сегодня, ни завтра!
В несколько подавленном состоянии я слушала, как звонили перед шестопсалмием, потом перед Евангелием… Тут ко мне подсел человек, назвавшийся Петей. Он был не из трудников, а из наемных рабочих (живших здесь же и скорее из «сочувствующих», чем церковных людей) и с живым интересом наблюдал за моей работой. В одну минуту перейдя на «ты», он сказал, что помог бы мне с этой земляникой, да не умеет, а потом, глядя в глаза, спросил: «А ты чего сюда приехала?!» ))) Я, в испачканной земляникой юбке, с потухшим взглядом, стала говорить что-то общее о паломничестве, потом спросила Петю, водятся ли здесь в лесах кабаны или какая-нибудь другая живность? «Да ты что, какие кабаны?! Они сейчас там, где като-ошка!!», – сказал Петя. Стало повеселее. Я рассказала Пете, как хотела на службу, а меня усадили за землянику, и он пошел к матушке просить, чтобы НАС отпустили на службу. Было уже около девяти часов, когда вдруг матушка сказала, что можно пойти «помазаться». Эта перспектива придала мне сил, и мы с Петей побежали в храм. По дороге он настоятельно требовал, чтобы мы для быстроты прошли через Никольские врата по братской территории, и когда я отказывалась, сказал, что у него там «знакомство»…
И все-таки я попала в храм!!! Читали первый час, но какая радость была услышать хотя бы чтение тропаря «Днесь светло красуется славнейший град Москва…»! Мы, благодаря Пете, даже помазались (матушка же сказала – идти «помазаться», и тут я ясно поняла, что незначительных слов в жизни нет!). Уходя с территории монастыря, я подумала, что с земляникой при большом желании можно справиться за четыре часа; это придало мне сил и окрылило надеждой на завтрашнюю службу.
Вернувшись домой после первого часа, я обнаружила, что кто-то неаккуратно смешал часть очищенной земляники с оторванными хвостиками. Конечно, это детишки из Беларуси, тут же с удовольствием наблюдавшие мое замешательство… Мне явственно вспомнились радости собственного детства…
Около двенадцати часов ночи стахановским методом земляника была перебрана, и я пошла к матушке доложить, что работа выполнена. «Молодец!» – сказала матушка. – «Теперь иди помоги там наверху девочкам перестилать постели!» Я пошла… Оказалось, что постелей, нуждающихся в обновлении, там 25 единиц, а завтра утром приедут люди…
Словом, в тот день я свалилась с ног часа в два ночи, но перед этим познакомилась с такой же, как и я, бодрой трудницей, женщиной лет пятидесяти, которая тоже мечтала о храме и мыла чаны от рыбы во время всенощной. Мы подружились. Ночью, в завершение моих труднических переживаний, в комнатку влетел огромный жук-навозник и задумчиво бился об стекло, норовя сесть мне на голову…
Но утром светлая моя мечта исполнилась – нас пустили на раннюю! В тот день я готовилась к Причастию и уже хотела попросить час для вычитки правила, но матушка, окинув меня взором, сказала: «Собирайся! Сейчас поедем…». Куда, собственно, мы собирались ехать, я узнала только в машине. В другой гостевой домик!! Он только-только отстроился изнутри, а завтра – опять паломники, и надо убрать и приготовить все до их приезда… Когда мы с Еленой (так звали мою знакомую трудницу) и матушкой вступили в «домик» из двух этажей с десятью комнатами, то увидели, что внутри все покрыто бетонной крошкой и строительной пылью: окна, стены, лестницы, подоконники… Нужно было помыть все это до стерильности и застелить постели. Здесь фишка была в том, что веника не предполагалось, ввиду его временного отсутствия. Зато в наличии был совок и две тряпки, а из окна так близко видна Оптина… «А как же служба…» — взмолилась я, уже понимая, что приехала-то на послушание, и надо терпеть. «Ну, это как управитесь!» – сказала матушка и, пожелав нам «сто ангелов в помощь», удалилась. Мы оглядели домик и засмеялись. Часы показывали половину третьего, т.е. до службы оставалось два с половиной часа… И вновь – чудо. Ни одно слово не остается праздным! Сто ангелов нам помогли совершенно явно, потому как осилить эту работу до службы было совершенно немыслимо.
В половине шестого мы уже были на службе. Я чувствовала, что это и есть – послушание, вот такое, без прикрас, монастырское, и это уже радовало, но сил не было совершенно…
Утром была чудная служба в Скиту, исповедь и Причастие. Здесь так явно ощущались святые хозяева этого места – благословенные оптинские старцы и скитоначальники. И стоя на «балкончике» среди вьющегося винограда и цветущей петунии, я просила их помочь мне с послушанием.
После Причастия всю усталость как рукой сняло, было радостно (и вдобавок мне сказали, что отпустят на службу преп. Никона!). В тот вечер пошел свирепый дождь с дымом, и, весьма кстати забыв дома зонт, я еще какое-то время была в Казанском храме, рассматривая фрески. Слева от входа, у свечного ящика, заметила фреску «тьма кромешная», на которой предусмотрительно расположился выключатель. )))
Следующие дни прошли до обидного быстро. Послушание вместо службы уже так не тяготило. Когда в один из дней мне дали задание помыть подошвы на обуви трудников, я вдруг поняла, ЧТО такое послушание, мне вспомнилось, как Господь мыл ноги ученикам, и что это заповедано христианам. Но где, как исполнить это без перелома себя, без просьбы матушки?! Вот такое откровение… И не даром говорится – выполни за святое послушание…
Не могу описать радость от дня памяти преподобного Амвросия, который «увенчал» мое «трудничество»! Там надо просто быть и видеть своими глазами…
Пусть мой долгий рассказ не испугает тех, кто еще не пробовал свои силы на послушаниях – такой «загруз» бывает редко и обычно приурочен к большим праздникам. Это мне, как сказал батюшка в день моего приезда, ПОВЕЗЛО!!!
Ника

Содержание

02.05.2007

Приветствие у входа

Сон до обеда и безделье в шезлонге? Об этом можно забыть. Регулярные молитвы и труд! Все больше немцев отправляются в отпуск не к морю, а в монастырь.

36-летняя Эльке Бартельхаймер, химик-лаборант по специальности, в монастырь не стремилась. Она просто искала спокойное и тихое место для очередного отпуска. Идею подала одна из подруг, рассказавшая о капуцинском монастыре в Штюлингене (Stühlingen). Его двери открыты для мирян, которые могут вплотную познакомиться с жизнь общины, став ее гостями на несколько дней или недель.

Гости, но не «наблюдатели»

Сбор урожая на монастырском винограднике

Неделя, которую Эльке затем провела в Шварцвальде, где расположен монастырь, стала для необычным отпуском. Гости живут в монастыре по его внутреннему ритму и распорядку. Вдоволь выспаться или праздно валяться в шезлонге — об этом можно и не мечтать. Вместо этих хрестоматийных атрибутов «настоящего» отдыха — регулярные молитвы, а также работа в саду, прачечной или на кухне. Гости должны участвовать в жизни общины, а не просто наслаждаться тишиной и покоем, наблюдая за происходящим со стороны. Ожидать, что их будут здесь ублажать, не стоит.

«Семейная» жизнь

Брат Маркус давно привык к монастырской жизни. Он пришел в Штюлинген 20 лет назад. Сейчас братия состоит из шести монахов-капуцинов и трех сестер Ордена Францисканцев. «Монастырская община — это моя семья, хотя я и не мог выбирать ее членов по своему усмотрению», — говорит брат Маркус.

В этом монастыре Св. Хильдегард тоже можно провести отпуск

В монастырской жизни его особо привлекает четкий ритм, который, как он считает, благоприятно влияет на человека. «Если звонит колокол, то пришло время молитвы», — отмечает он. До прихода в монастырь брат Маркус работал садовником, но здесь у него другие обязанности — он отвечает за гостей.

Новое — хорошо забытое старое

Монастыри, принимающие постояльцев, в Германии не диковинка. Более того, это является давней их традиционной задачей — одной из приоритетных для общины. Что изменилось в последнее время, так это число гостей. Все больше и больше людей проявляют интерес к монастырям с их четкими правилами и распорядком, хотят приобщиться к духовно-религиозной жизни. Люди замечают, что жизнь не ограничивается возможностями и перспективами, которые дает им современное общество, отмечает брат Маркус. Они, по его мнению, хотят взять тайм-аут и скрыться от повседневного стресса и спешки.

Отпуск в монастыре проводят люди разного возраста, профессий, социальных групп. Типичного гостя не существует. Эльке Бартельхаймер встретила здесь предпринимателя, студентку философии и даже политика. Для нее лично отпуск в монастыре оказался именно тем, что искала, делится она с корреспондентом евангелического информационного агентства epd: «Я нашла тишину и покой, и через неделю вернулась домой отдохнувшей и уравновешенной». (мн)

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Посмотреть все на карте яндекса.
  • Монастыри Московской области Адреса монастырей Московской области

    Александро-Невский женский монастырь

    Московская область, Талдомский район, с. Маклаково.
    Проезд на общественном транспорте: с Савеловского вокзала до станции «Талдом».
    На автомобиле: по Дмитровскому шоссе.

    Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь


    Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево.
    Бобренев мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Хорошово» (110 км), далее автобусом № 43, или пешком 3 км. по асфальтированной дороге.
    На автомобиле: по Новорязанскому шоссе до г. Коломны, перед Коломной на 99 км по указателю на Рязань, Челябинск, далее по объездной дороге до указателя «Бобренев монастырь», поворот направо, 3 км до монастыря.
    Фотоальбом Бобренева монастыря.
    Рассказ о поездке в Коломну.
    Посмотреть на карте яндекса:

    Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь


    Московская область, г. Коломна, ул. Голутвинская, 2
    Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Коломна».
    Автобусом пригородного сообщения от станции метро «Выхино» до г. Коломна.

    На автомобиле: по Новорязанскому шоссе.
    Фотоальбом Старо-Голутвина монастыря.
    Рассказ о поездке в Коломну.
    Посмотреть на карте яндекса:

    Борисоглебский Аносин женский монастырь


    Московская область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода
    Борисоглебский Аносин монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Нахабино», далее автобус № 22 до остановки «Аносино» (14 км).
    Фотоальбом Борисоглебского Аносина монастыря.
    Рассказ о поездке в Истру и Аносино.

    Борисоглебский Дмитровский мужской монастырь


    Московская область, г.Дмитров, ул. Минина, 4
    Борисоглебский Дмитровский мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Савеловского вокзала до станции «Дмитров», далее пешком или на маршрутном такси до Борисоглебского монастыря.
    На автомобиле: по Дмитровскому шоссе до г.Дмитров, далее — по главной улице города до Борисоглебского монастыря.
    Фотоальбом Борисоглебского Дмитровского монастыря.
    Рассказ о поездке в Дмитров.

    Владычный Введенский женский монастырь

    Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
    Владычный женский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобус № 4 или маршрутное такси № 71 с надписью «Октябрьская» до конечной остановки.
    Автобусом междугородного сообщения – отправляется от станции метро «Южная» и прибывает на вокзал в г. Серпухове.
    На автомобиле: по Симферопольскому шоссе.
    Фотоальбом Владычнего монастыря.
    Рассказ о поездке в Серпухов.

    Вознесенская Давидова пустынь, мужской монастырь


    142322, Московская область, Чеховский район, поселок Новый Быт
    Вознесенская Давидова пустынь:
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Чехов», далее автобус № 36 до поселка Новый Быт.
    От станции метро «Южная» автобусом до поселка Новый Быт.
    На автомобиле: по Симферопольскому шоссе (М2) до пересечения с А108, левый поворот на Каширу, далее левый поворот по указателю на пустынь.
    Фотоальбом Давидовой пустыни.
    Рассказ о поездке в Новый Быт.

    Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь


    Московская область, г. Истра
    Ново-Иерусалимский мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Истра», далее пешком (2 км) или на автобусе.
    На автобусе № 372 из Москвы от метро Тушино до Истры (остановка «Почта») — время в пути 1 час.
    На автомобиле: по Волоколамскому шоссе мимо Красногорска, Нахабино, Дедовска, Снегири (комплекс воинской славы — музей военной техники под открытым небом), затем через город Истра. Шоссе проходит как раз мимо монастыря.
    По Новорижскому шоссе до первого поворота на Истру, деле на Волоколамское шоссе за 7 км до Истры, далее по Волоколамскому шоссе через Истру.
    Фотоальбом Ново-Иерусалимского монастыря.
    Возрождение Ново-Иерусалимского монастыря.
    Рассказ о поездке в Истру.

    Высоцкий Богородицкий мужской монастырь


    Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, 110
    Высоцкий мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее авобусы № 3, 8, 20 или маршрутное такси до остановки «Высоцкий монастырь» или автобус № 3 от станции «Ока».
    От станции метро «Южная» автобус № 458 до железнодорожной станции «Серпухов», далее автобусы № 3, 8, 20 или маршрутное такси до остановки «Высоцкий монастырь».
    На автомобиле: по Симферопольскому шоссе.
    Фотоальбом Высоцкого монастыря.
    Рассказ о поездке в Серпухов.

    Гефсиманско-Черниговский скит

    Московская область, г.Сергиев Посад, Гефсиманские пруды, д.1
    Гефсиманско-Черниговский скит:
    Проезд на общественном транспорте: от ж/д станции «Сергиев Посад» на автобусе № 38 до остановки «Черниговский скит» или маршрутным такси до пос.Ферма, далее 5-7 минут пешком.
    Рассказ о поездке в Сергиев Посад в 2010 году.

    Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

    Московская область, Волоколамский район, с. Теряево
    Иосифо-Волоцкий мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Чисмена», далее автобусы № 23, 80 до конечной остановки «Теряево».
    Или с Рижского вокзала до станции «Волоколамск», далее автобусом или пешком 6 км до города, затем автобус на Клин до остановки «Теряево».
    На автомобиле: по Ленинградскому или Волоколамскому шоссе.
    По Волоколамскому шоссе: ехать до поселка Чисмена. Здесь повернуть направо по указателю «Теряево. Иосифо-Волоколамский монастырь». Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря.
    Проехать село Теряево насквозь и обогнуть монастырский пруд.
    Фотоальбом Иосифо-Волоцкого монастыря.
    Рассказ о поездке в Волоколамск и Теряево.

    Казанский Колычевский женский монастырь

    140343, Московская область, Егорьевский район, д. Колычево, ул. З. Самсоновой, д. 31
    Владычный женский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: автобусом из Москвы: № 325 «Москва-Егорьевск» от станции метро «Выхино» до автостанции города Егорьевска, далее автобусом № 21 «Троица» до остановки «Колычево»;
    электричкой из Москвы: с Казанского вокзала до станции «Егорьевск», далее автобусом № 21 «Троица» до остановки «Колычево».
    Рассказ о поездке в Казанский Колычевский женский монастырь.

    Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь

    Московская область, Домодедовский район, пос. Лукино
    Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала на электропоезде до станции «Домодедово», маршрутное такси № 871 до монастыря; от станции метро «Домодедовская» автобусом, следующим в аэропорт до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком.
    Рассказ о поездке в Видное и Лукино.

    Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

    Московская область, г. Можайск, ул. Герасимова, д.1.
    Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала электропоездом до станции «Можайск» или междугородним автобусом от станции метро «Белорусская кольцевая» (Грузинский пер., д. 3) до автовокзала г. Можайска. Далее автобусом до остановки «Река Москва» (3 км).
    На автомобиле: по Минскому шоссе.
    История Можайского Лужецкого монастыря — с официального сайта монастыря.
    Рассказ о поездке в Можайск в Лужецкий Ферапонтов монастырь.

    Николо-Берлюковская пустынь

    Московская область, Ногинский район, деревня Авдотьино.
    Николо-Берлюковская пустынь:
    Проезд на общественном транспорте: на автобусе из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино.
    На электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.
    На автомобиле: по Щелковскому шоссе 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.

    Николо-Пешношский монастырь

    Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой.
    Николо-Пешношский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Савеловского вокзала электричкой или от м.Алтуфьево автобусом № 401 до г.Дмитров, далее автобусом или маршруткой № 36 следующими через Куликово, до ост. поселок Луговой.
    На автомобиле: по Дмитровскому шоссе (А104), руководствуясь указателями на Дубну. Внимание: перед мостом через канал им.Москвы уходим в правый ряд по указателю «Дубна». Канал переезжать не надо. Доезжаем до пересечения Дмитровского шоссе с Московским Большим Бетонным Кольцом (А108), на перекрестке — круговое движение, рядом с перекрестком — ориентир, обелиск героям войны, танк Т-34. Поворачиваем налево, по указателю на Клин Поворот на Московское Большое Бетонное Кольцо (А108).Ориентир на пересечении дорог — обелиск героям войны, танк Т-34. Движемся 11 км. по Московскому Большому Бетонному Кольцу (А108), руководствуясь указателями на Клин. Проехав Н.Синьково, поворачиваем направо по указателю «Насадкино» (на этом месте указатель «Пешношский монастырь»). Через 7 км., проехав Давыдково, поворачиваем налево по указателю на монастырь и по главной дороге через с.Куликово доезжаем до Николо-Пешношского монастыря (поселок Луговой).
    Фотоальбом Николо-Пешношского монастыря.
    Рассказ о поездке в Дмитров и Луговой.

    Николо-Радовицкий мужской монастырь

    140321, Московская область, Егорьевский район, с.Радовицы, ул.Щукина, д.1-а
    Николо-Радовицкий мужской монастырь:
    Как проехать к Николо-Радовицкому мужскому монастырю — о станции метро «Выхино» автобусом №325 Егорьевск-Москва, или электричкой с Казанского вокзала до Егорьевска, далее автобусом № 25 или № 26 Егорьевск-Радовицы.

    Николо-Угрешский мужской монастырь

    Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1
    Николо-Угрешский мужской монастырь:
    Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю — на общественном транспорте: от м.»Кузьминки» автобус № 470 или от м.»Люблино» автобус № 305 до конечной остановки «Площадь Святителя Николая».
    Или с Казанского вокзала до станции «Люберцы-1»; далее автобусом № 20, 21.
    Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю на автомобиле: поворот с МКАД на г. Дзержинский, далее по указателям на Николо-Угрешский монастырь.
    Фотоальбом: апрель 2009 г. август 2009 г.
    Рассказ о поездке в Дзержинский.

    Покровско-Васильевский мужской монастырь

    Московская область, г. Павловский Посад, пос. Максима Горького, 19
    Покровско-Васильевский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Павловский Посад».
    Автобусом № 386 от ст. метро «Измайловский парк»

    На автомобиле: по Горьковскому шоссе.

    Покровский Хотьковский женский монастырь

    Московская область, г. Хотьково, ул. Кооперативная, Покровский монастырь.
    Проезд на общественном транспорте: с Ярославского вокзала до станции «Хотьково», далее пешком.
    На автомобиле: по Ярославскому шоссе.
    Книга Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
    Рассказ о поездке в Хотьково в 2010 году.

    Саввино-Сторожевский мужской монастырь

    Московская область, г. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь.
    Саввино-Сторожевский монастырь:
    Обращаю внимание — никакого другого почтового адреса у монастыря нет — даже на официальном сайте www.savvastor.ru. Монастырь находится на окраине Звенигорода, и найти его можно, только руководствуясь схемой проезда — например,
    Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    Автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
    На автомобиле: по Минскому или Новорижскому шоссе.
    Фотоальбом Саввино-Сторожевского монастыря. Рассказ о поездке в Звенигород.

    Свято-Екатерининский мужской монастырь

    Московская область, Ленинский район, г. Видное, Петровский проезд, монастырь.
    Свято-Екатерининский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Расторгуево». Далее на автобусе № 2, 359, 59 – две остановки до «Школы милиции».
    От ст.метро Домодедовская на автобусе № 471 и 364 до станции «Расторгуево», далее на автобусе № 2, 379, 59 до «Школы милиции»
    Фотоальбом Свято-Екатерининского монастыря.
    Рассказ о поездке в Видное.

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
    Свято-Троицкая Сергиева Лавра:
    Проезд на общественном транспорте: от Ярославского вокзала г. Москвы до станции Сергиев Посад пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирево. Среднее время в пути 1 ч. 25 мин.
    В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можно добраться пешком (идти от Москвы) по улице Сергиевской или Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).
    Автобусом: маршрут № 388 (экспресс) от станции метро ВДНХ. От метро (выход к ВВЦ) нужно перейти по диагональной дорожке на 2-й Поперечный проезд.
    Автобусы отправляются из Москвы — с 6.50 до 22.40, из Сергиева Посада — с 5.10 до 21.00. Интервал движения — 15–20 минут.
    На автомобиле: по Ярославскому шоссе (дорога М8) до Сергиева Посада.
    Фотоальбом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
    Рассказ о поездке в Сергиев Посад в 2009 году.
    Рассказ о поездке в Сергиев Посад в 2010 году.

    Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

    Московская область, Ступинский район, пос. Белопесоцкий.
    Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Акри», далее автобусом до остановки «Монастырь».

    Свято–Троицкий Мариинский женский монастырь

    140300, Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 2
    Рассказ о поездке в Свято–Троицкий Мариинский женский монастырь.

    Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

    Московская область, г. Коломна, ул. Лазарева, 9-11А
    Ново-Голутвин женский монастырь: http://novogolutvin.ru/
    Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Коломна». Автобусом пригородного сообщения от станции метро «Выхино» до г. Коломна.
    На автомобиле: по Новорязанскому шоссе.
    Фотоальбом Ново-Голутвина монастыря.
    Рассказ о поездке в Коломну.
    Посмотреть на карте яндекса:

    Серафимо-Знаменский женский скит

    Московская область, Домодедовский район, с. Битягово
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Домодедово», далее автобус № 23 до с. Битягово или автобусы № 31, 32, 58 до с. Заборье, потом пешком 2,5 км (не доходя до с. Битягово 500 м).
    Рассказ о поездке в Серафимо-Знаменский скит

    Спасо-Бородинский женский монастырь

    Московская область, Можайский район, пос. Семеновское.
    Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Бородино», далее пешком 2,5 км.
    На автомобиле: по Минскому шоссе.
    Спасо-Бородинский женский монастырь:
    Рассказ о поездке в Семеновское в Спасо-Бородинский монастырь.

    Спасо-Влахернский женский монастырь

    Московская область, Дмитровский район, пос.Деденево.
    На автомобиле: по Дмитровскому шоссе до пос. Деденево.
    Фотоальбом Спасо-Влахернского монастыря.
    Рассказ о поездке в Дмитров и Деденево.

    Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь

    Московская область, г. Куровское, ул. Лесная.
    Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Куровское».
    На автомобиле: по Горьковскому шоссе.
    Рассказ о поездке в Куровское в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, женский монастырь

    143340, Московская область, Наро-Фоминский район, д. Кузнецово, монастырь Зосимова Пустынь.
    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь:
    Проезд на общественном транспорте: с Киевского вокзала до станции «Бекасово» — центральной Окружной ж. д., электропоезд на Кресты, далее пешком 2 км.
    На автомобиле: по Киевскому шоссе, до поворота налево на Яковлевское, повернуть налево (из Москвы). В Яковлевском перед воинским мемориалом повернуть направо и далее через населённые пункты Кузнецово, Руднево. В Руднево сразу после храма повернуть направо. Далее около 4 км. по лесной дороге.
    Фотоальбом Зосимовой пустыни.
    Рассказ о поездке в Звенигород и Зосимову пустынь.

    Успенский Брусенский женский монастырь

    Московская область, г. Коломна, ул. Брусенский переулок, д. 3 б
    Успенский Брусенский женский монастырь:
    Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Коломна».
    Автобусом пригородного сообщения от станции метро «Выхино» до г. Коломна.
    На автомобиле: по Новорязанскому шоссе.
    Фотоальбом Брусенского монастыря.
    Рассказ о поездке в Коломну.
    Посмотреть на карте яндекса:

    Успенский Колоцкий женский монастырь

    Московская область, Можайский район, с. Колоцкое.
    Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала до станции «Колочь» (129 км), далее пешком 5 км, или с Белорусского вокзала до станции «Уваровка», далее пешком до поворота на Бородино — 4 км, или до станции «Можайск», далее автобусы № 23, 27, 316 до остановки «Колоцкое».
    На автомобиле: по Минскому шоссе.
    Краткая история Успенского Колоцкого женского монастыря. Колоцкое.
    Рассказ о поездке в Колоцкое в Успенский Колоцкий монастырь.
    В начало

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *