Подавать милостыню

18.1. Что такое милостыня?

– Милостыня – это движимое христианской любовью к ближнему стремление принести ему благо, помочь ему в трудной ситуации. Она может быть не только вещественной (деньги, одежды, продукты питания), но и духовной (сострадание, добрый совет, утешение).

Для христианина милостыня – неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и борьбой с грехами. Верующий подает нищему то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Господа.

18.2. Что главное в милостыне?

– Важность милостыни измеряется не размером подания, а сердечным расположением подающего. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия.

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:6–7).

«Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» (Сир. 40:17).

18.3. Всем ли просящим надо подавать милостыню?

– В Священном Писании сказано: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним» (Тов. 4:7–11).

Поэтому подавать милостыню – важная обязанность каждого православного христианина, предписанная в Священном Писании. «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (Притч. 3:27). Милостыня – акт вещественного или духовного милосердия.

Но подавать милостыню следует с рассудительностью. Некоторые пастыри советуют, что лучше помогать тем, о ком точно известно, что они нуждаются. Например, инвалидам, многодетным и неполным семьям. Нерассудительно поданная милостыня может принести вред тому, кому ее подали. Например: средства на выпивку, наркотики, сигареты принесут вред людям, страдающими этими недугами.

18.4. Можно ли подавать милостыню при выходе из храма?

– Милостыню можно подавать и при входе в храм, и при выходе из него, это не имеет никакого значения, главное – сердечный отклик на нужду просящего: «Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего»
(Сир. 4:1–4).

Сегодня тех, кто просит подаяние на улице, гораздо меньше, чем, например, лет десять-пятнадцать назад, но их до сих пор можно встретить у ворот храма или на вокзалах. И часто, проходя мимо, мы спрашиваем себя: помочь или не обращать внимание, ведь все равно деньги, скорее всего, пойдут «на бутылку»? На вопросы читателей «Центра» и портала IZHLIFE о милостыне и милосердии в целом отвечает священник Георгий Харин, настоятель ижевского храма Святого Георгия.

Помочь, не навредив

– Разумеется, милосердие – одна из главных христианских добродетелей, и каждый верующий обязан помогать ближнему, – говорит отец Георгий. – Господь заповедовал нам творить милостыню, в Евангелие он говорит об этом прямо: «Просящему тебя дай». Но это не означает, что раздавать деньги нужно бездумно, всем подряд. Наоборот – сказано, что милостыня должна запотеть в руке. То есть мы должны хорошо подумать, прежде чем подавать. Ведь перед вами может сидеть не бедный старик, которому действительно не хватает на хлеб, а «профессиональный нищий» или тот, кто на ваши деньги купит водки, вернется домой и в пьяной агрессии поколотит жену или ребенка. Так ваша помощь обернется злом.

Помогать можно не только деньгами. Помочь можно одеждой, продуктами, делом, а если есть возможность, позвонить влиятельному знакомому, например. Даже доброе слово – это уже огромная помощь для того, кто попал в беду. Георгий Харин, священник, настоятель храма Георгия Победоносца

Есть несколько правил, которыми можно руководствоваться, помогая ближним.

  • Нищий просит на хлеб? Ну, так купите ему этот самый хлеб.

– Я обычно так и делаю, – рассказывает отец Георгий. – Зову с собой в магазин, а если деньги просят «на лекарства», то предлагаю пойти в аптеку, где я оплачу нужные медикаменты. Многие после такого, конечно, сразу исчезают. Да, купить продукты часто сложнее, чем просто подать десять рублей. Но это будет настоящая помощь. Когда же вам просто нужно успокоить свою совесть, подавайте кому угодно – хоть нищим у храма, хоть «профессиональным» попрошайкам. Правда, назвать это настоящим милосердием сложно: скорее, это своего рода сделка с самим собой. Если же вы подали такому нищему бескорыстно, от чистого сердца, с искренним желанием помочь, порадуйтесь и ни о чем не жалейте.

Фото: архив редакции

  • Помогайте тем, кто действительно нуждается, но не просит о помощи.

– Люди, которым действительно не хватает на жизнь, по моим наблюдениям, просить милостыню не пойдут – они в принципе не способны что-то выпрашивать у других, особенно на себя. Лучше находить таких людей через знакомых, через благотворительные фонды, через СМИ. И помогать им адресно, именно тем, в чем они нуждаются – деньгами, продуктами, лекарствами, – советует священник.

  • Не уверены, что ваши деньги пойдут на благое дело, помогайте крупным благотворительным организациям, которым доверяете.

Так, преподобный Амвросий Оптинский, говоря о милостыне, советовал между помощью конкретному нищему и пожертвованием приюту выбирать второе, потому что приют может поддержать не одного человека, а сразу многих.

  • Выстраивайте иерархию помощи.

Подумайте, кому вы будете помогать в первую очередь. Не стоит жертвовать деньги даже на самые благие цели, если у вас самих большие долги по кредитам или за ЖКХ. На первом месте должна быть ваша семья, ваши близкие.

  • Оказывайте только посильную помощь.

Этот совет перекликается с предыдущим. Преподобный Варсонофий Великий говорил: «Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит». Это значит, что отдавать последнее не стоит, ведь можно помочь ближнему и другими способами: подарить ненужную тебе одежду, бытовую технику или мебель, помочь с уборкой, посидеть с ребенком. Даже доброе слово – это уже помощь.

– У нашего прихода есть подшефное учреждение, где содержатся подростки, совершившие те или иные правонарушения, – рассказывает отец Георгий. – В финансовом отношении они ни в чем не нуждаются, так как их содержит государство. Однако им можно помочь по-другому: прийти, пообщаться, просто почитать им сказку. Многие из этих детей росли без родителей, для них такая простая вещь, как сказка вслух, – невиданное удовольствие. А вам это ничего не будет стоить. И ведь это тоже – милостыня, проявление милосердия.

Жертвуйте с умом: не отдавайте последнее и помогайте тем, кто действительно нуждается

Как Церковь помогает людям?

– Церкви помощь людям предписана и Священным Писанием, и уставом приходской деятельности, – объясняет отец Георгий. – Эта помощь может носить личный характер, когда конкретный священник помогает обратившемуся в храм человеку – не важно, деньгами, продуктами, одеждой или как-то еще. Но есть и организованная помощь, через церковные учреждения. Так, в каждой епархии есть отделы социального служения, которые занимаются этой работой целенаправленно. Пример – ижевский центр помощи бездомным «Теплый кров». Церковь содержит дома-приюты – для молодых мам, для зависимых, для пожилых людей, для детей. Кроме того, помощь нуждающимся оказывают прихожане каждого храма – собирают деньги, подарки, устраивают вечера для детей, стариков, малоимущих.

К сожалению, за помощью в Церковь часто обращаются мошенники. На улицах сегодня стало меньше попрошаек, но это не значит, что просят меньше. Просто способы изменились, стали более изощренными. Георгий Харин, священник, настоятель храма Георгия Победоносца

– В последнее время, например, мошенники обзванивают священников, приходы, приходские советы и просят денег. Обычно такой звонок раздается вечером, около восьми. На заднем плане в трубке плачет малыш, а мужчина или женщина со слезами в голосе говорят, что завтра у ребенка операция, на которую не хватает условно 24 тысячи. Спрашивают: что нам делать? Я спокойно говорю: давайте вы мне напишете или расскажете подробно, что за больница, кто врач, я поговорю с ним, узнаю, что можно сделать. И звонящие тут же бросают трубку. Поэтому те, кто собирает на улице себе на выпивку, – еще самые безобидные из всей этой компании.

Новый храм: вы можете помочь

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: Славянское шоссе, 0/13.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально значимых проектов «Источник».

Подробнее об истории православия, его таинствах и самых острых вопросах религии читайте на сайте IZHLIFE (16+) в разделе «Разговоры о вере».

Задать вопрос священнику вы можете по телефону в редакции 8 (3412) 94-50-05 или по почте ellende@mail.ru

Разговоры о вере: как относиться к старости и старикам

Разговоры о вере: на какие средства живут православные храмы, и куда идут пожертвования верующих

МАРИЯ
менеджер по коммерческой недвижимости

– Когда прохожу мимо просящих, у меня возникает двоякое чувство. С одной стороны, жалость и догадки: что же случилось с человеком, что заставило его пойти на такой отчаянный шаг? С другой стороны, раздражение (но это чувство, скорее, возникает в Европе). Вот сидит на тротуарной плитке совершенно нормальный, здоровый человек и трясет своим стаканом из-под кофе прямо перед носом. И больше он никак не пытается заработать. То ли дело афроамериканцы – ходят вокруг Эйфелевой башни и продают ее миниатюры, но работают же!

НИКИТА
программист

– Милостыню я перестал давать уже давно. Причиной тому не высокомерие или презрение, а банальное понимание: скорее всего, мои деньги пойдут не на «билет до дома» или хлеб, а на выпивку. При этом я порой делаю исключения, когда вижу, что человеку действительно нужна помощь. Но в таком случае не даю денег, а иду с вместе с ним и действительно покупаю ему хлеб или нужное лекарство, о котором тот говорит. Мошенники на этом этапе почти всегда отваливаются.

ТАТЬЯНА
мать в декретном отпуске

– К таким людям я отношусь нейтрально. Иногда даю денежку, иногда нет. Ситуации в жизни бывают разные, и, возможно, у просящих просто нет другого выхода, нежели сидеть с протянутой рукой в переходе. Но бывают и такие случаи, когда явно пьющие лица просят на алкоголь или люди с маленьким ребенком на руках, для которых это бизнес… Такие вызывают отвращение (прикрыть бы лавочку). Почему я должна жертвовать деньги ради того, чтобы на шее у женщины висела очередная золотая цепочка? Лучше куплю своему ребенку что-нибудь. Жалко только маленьких спящих деток, которых используют в корыстных целях… И почему все пропускают этот факт мимо глаз – непонятно!

А если обобщить, то у каждого свой образ жизни и свои ценности. Понять бы только, действительно ли нужна милостыня тому, кто ее просит. Вот бы над каждым просящим горела лампочка «нуждается» или «врет». Все стало бы гораздо проще.

НАТАЛЬЯ
бухгалтер

– К тем, кто просит милостыню, я отношусь крайне скептически. Если кто-то просит ее на улице у церкви или в переходах, не подаю. Искренне не понимаю, зачем там все эти люди стоят. Нужны деньги – пойди и заработай! А если не можешь (нужны деньги на лечение, например), обратись в специализированные фонды, в благотворительные организации.

Не хочу мыслить стереотипно, но я больше верю в то, что попрошайки – это «мафия» со своими правилами и законами, где нет ничего святого. Трудно верить, что это действительно нуждающиеся в помощи люди. Особенно раздражает, если попрошайничают очень навязчиво и, как правило, на выпивку. Ну, и случаи внезапного исцеления больных, просящих милостыню, тоже отбивают всякое желание подавать. Таких людей я обхожу стороной.

АНДРЕЙ
председатель правления ФК «Молодечно»

– Практически всегда подаю милостыню. Как правило, это небольшая сумма – от 10 копеек до рубля. Думаю, если человек нашел в себе моральные силы выйти на улицу и признать себя нуждающимся, то общество должно его поддержать. И мне абсолютно не важно, куда он тратит эти деньги. От небольшой суммы я не обеднею, но, возможно, она спасет человеку жизнь.

АЛЕСЯ
экспедитор

– Бабулек мне жалко, детей жалко, но есть люди, у которых в жизни не произошло ничего такого, что сломило бы их и заставило опуститься на самое дно. Это слабые люди, и жалость им наша не нужна – они ее просто не заслуживают. Они питаются именно этой жалостью и продолжают жить все так же.

ЛЮДМИЛА
инженер-энергетик

– Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. Попрошайки одновременно вызывают и жалость, и негодование. Основная часть людей, которые просят милостыню на улицах, ведет аморальный образ жизни, и, естественно, это вызывает отрицательные эмоции. В первую очередь потому, что эти люди потеряны для общества – они живут одним-единственным моментом (даже не днем), они зависимы. Они глубоко больны и сами этого не признают.

Конечно, они вызывают жалость, причем не только к своему нынешнему состоянию, но и к родным для них людям. Невольно задумываешься о смысле жизни. Ведь у них он какой-то свой, совершенно неуловимый для меня, а может, его и нет вовсе…

НАДЕЖДА
менеджер рекламного агентства

– В силу оптимизма и целеустремленности я думаю, что в жизни не так много безвыходных ситуаций, которые могут привести к попрошайничеству.

Абсолютно негативно отношусь к пьяницам, просящим милостыню, к беременным курящим «мадамам» и «я-ж-матерям», собирающим деньги якобы на лечение ребенка (возможно, даже несуществующего). Другое дело – инвалиды и старые беспомощные бабули, дедули. Увы, транслируемая со всех сторон социальная политика нашей Синеокой скорее «отсиживается в кустах», чем помогает им.

Соответствующую идею озвучил настоятель храма святителя Митрофана Воронежского в Москве, протоиерей Дмитрий Смирнов в эфире православного телеканала «Союз». Когда речь зашла о деньгах и их сохранении, он назвал сребролюбие идолопоклонством. И когда ему заявили, что многие россияне не отказались бы иметь сохранения, особенно после того, как потеряли работу, священник предложил им просить милостыню.

«А можно и милостыньку попросить. Не 800 долларов до следующего месяца, а горстку крупы. Человек снизойдет и скажет: сейчас я тебе вынесу», – предложил Смирнов.

По его словам, финансовые проблемы россиян, потерявших работу и оставшихся без сбережений надуманные – это «бесы страшные картинки рисуют».

Читайте также В Киево-Печерской лавре – еще 2 случая коронавируса: там умер монах из Почаева

Он, к слову, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской православной церкви.

Другие скандальные высказывания протоиерея Дмитрия Смирнова

  • Он предложил российским атеистам совершить самоубийство, ведь их жизнь бессодержательная.
  • Заявил, что девочкам нет смысла ходить в школу. Мол, пусть они лучше сидят дома и учатся ухаживать за детьми. По словам протоиерея, девушки в школе могут научиться только завидовать, оскорблять других и хамить учителям.
  • Назвал женщин в гражданском браке «бесплатными проститутками». По мнению священника, в гражданском браке женщина просто «бесплатно предоставляет услуги» и настоящими женами их никто не считает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *