Подражательные игры

«Петушок»

Воспитатель. Ребята, давайте все превратимся в петушков и пойдем, погуляем.

Дети принимают позу петушка (голова прямо, грудь вперед, руки чуть назад ладошками вверх, идут высоко поднимая ноги.)

Воспитатель. Вышел петушок со двора погулять … и забрел в лес, а навстречу ему мишка. Как медведь ходит и рычит? (Дети показывают.) «Не пугай меня медведь! » — сказал ему петушок и пошел дальше… Идет, а навстречу ему зайка. Покажите, как зайка скачет. (Дети показывают.) «А я тебя, зайка не боюсь! » — сказал петушок и продолжил путь. … Шел он, шел и пришел к себе во двор, нашел зернышки и стал клевать их…. Наелся петушок, радостно захлопал крыльями … и закричал… (дети все изображают) .

Эту игру можно усложнять, добавляя в рассказ других персонажей: волка, лису, лягушку на болоте, цаплю на одной ноге и т. п. и использовать для среднего и старшего дошкольного возраста.

«Озорные котята» №34

Воспитатель. Ребята, давайте превратимся в озорных котят (дети присели на корточки и «заснули») .

Озорной котенок спал в кресле, но вот он проснулся, потянулся и стал точить свои коготки…. Он, то выпускал их, то снова убирал. Надоело непоседливому котенку точить коготки, спрыгнул он с кресла и побежал…. Бежал, бежал котенок, увидел клубочек и стал с ним играть. Сначала он его катал, а потом стал подбрасывать…. Наигравшись в клубочек, котенок снова стал точить коготки…. Вскоре, устав играть, котенок снова уснул… .

Дети под музыку, слушая рассказ, имитируют движения котенка (точат коготки о мебель, играют с мячом, потягиваются) .

«Цветок» №40

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в цветы (дети присели на корточки, положили голову и руки на колени и закрыли глаза) .

Из земли появился маленький росток. Он рос медленно, неспеша, словно тянулся к солнцу, и вот появился бутон. Цветок раскрыл один лепесток (движение правой руки снизу в сторону, затем раскрыл другой лепесток (движение левой руки снизу в сторону, потянулись к солнцу еще два лепестка (движение обеих рук снизу вверх) и цветок раскрылся. Подул слабый теплый ветерок и цветок закачался от легкого дуновения. Мимо пролетала пчела и с радостью села на цветок.

(Дети имитируют жужжание пчелы, показывая «маленькие крылышки», и присаживаются на корточки.)

со сложными нарушениями в развитии

«Ласковые травинки»

Цель игры: развитие эмпатии, толерантности, сплочение детей, накопление позитивных эмоций в процессе взаимодействия, удовлетворение потребности каждого в признании нужности, ценности и важности в глазах окружающих.

Ход игры: дети встают в круг, соприкасаясь плечами. Выбирается «рыбка», она плавает вокруг круга и пытается вплыть внутрь. Дети вместе с психологом начинают играть.

Выросли на дне реки
Тонкие травинки,

Дети медленно встают,
поднимая сомкнутые руки вверх.

Тихо шевелит вода
Листики — пластинки.

Качаются, покачивая поднятыми
руками вправо- влево.

Мимо травки под водой
Рыбка проплывает.>

«Рыбка» плавает вокруг,
Пытаясь проникнуть в круг.

Хочет в круг она попасть,
А травка не пускает.

«Травинки» смыкаются теснее,
не дают «рыбке» заплыть в круг.

Рыбка легким плавничком
Травку приласкает

«Рыбка» ласково трогает ребенка,
гладит его по спинке.

Расступается трава,
В круг свой приглашает.

Дети дают «рыбке» проход.
«Рыбка» вплывает внутрь круга.

Дети со словами: «Мы тебя любим, мы тебя знаем, в наш дружный круг мы тебя принимаем», — легонько касаются «рыбки», гладят ее по спинке, плечам головке. Затем роль рыбки передается тому, кого коснулась «рыбка». Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли «рыбок» и «травинок». Затем обсуждается, кому какая роль понравилась больше и почему.

«Котенок»

Цель игры: развитие эмпатии, повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры: дети садятся на пол в круг, на колени. Передними рассыпаны мягкие клубочки (помпоны) по количеству играющих. Вместе с психологом дети говорят и действуют.

Мы котеночка нашли
И с земли подняли.

Каждый выбирает себе клубок.
Кладут клубок на колени.

Нежно трогали его,
Гладили, ласкали…

Осторожно трогают пальчиком,
Гладят, пальцем, ладошкой.

Положили на ладонь,
А другой прикрыли…

Кладут на ладошку.
Накрывают котенка

Тихим голосом ему
Так мы говорили:»

Дышат в ладошки.

Ты поспи, хороший мой,
Ты не бойся, я с тобой.»

Наклоняются к ладошкам,
тихонько шепчут.

Котик спит спокойным сном,
Его в корзинку отнесем.

Опускают сложенные ладошки.
Встают и несут «котенка».

Осторожненько положим,
Сон его не потревожим.

Кладут осторожно в корзинку.
Отступают на шаг.

Отойдем тихонько мы,
Не нарушим тишины.

Отступают медленно назад,
Садятся на ковер.

Сидя произносят: «Т-с-с-с» и сидят без движения. Игра заканчивается тогда, когда кто-то из детей пошевелится.

«Раз, два, три»

Цель: развитие внимания, сообразительности, наработка умения ориентироваться в пространстве относительно себя.

Ход игры: дети стоят в шеренгу по одному. Вместе с психологом говорят и выполняют движения. После того, как дети достаточно усвоят правила игры, встают в круг или в произвольном порядке. Каждый ребенок должен найти свой вариант ответа.

Раз, два, три, раз, два три,

Хлопают справа и слева от себя.

Ты вокруг посмотри …

Поворачивают корпус вправо-влево.

Покрутись, повертись,

Крутятся вокруг себя.

А теперь остановись.

Останавливаются.

И направо покажи,

Крутятся вокруг себя.Показывают руками вправо.>

Что увидишь, расскажи.

Каждый рассказывает, что видит.

Имитационные и хороводные игры

«Озорной воробей»

Цель: отработка умения управлять своим и движениями, развитие сосредоточения.

Ход игры:

Воробей по лужице

Шлепают руками по бокам,

Прыгает и кружится.

Крутятся вокруг себя.

Крылья звонко хлопают,

Хлопают руками по бокам.

Лапки быстро топают,

Топают ногами по очереди.

Брызги в стороны летят,

Пальцы веером, руки подняты вверх.

Воробьишку веселят.

Крутят головой из стороны в сторону.

«Я хочу с тобой дружить»

Цель: способствовать проявлению приязни, дружелюбия, объединению детей, проявлению активности, самопринятию.

Взрослый говорит детям о том, что он хочет научить их игре с клубочком. Он берет клубок цветных ниток и обматывает кончик вокруг пальца со словами:

В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю,
А кому его отдам —
Мы сейчас узнаем …

Психолог обматывает палец

Буду так я говорить:
Я хочу с тобой дружить!

и передает клубок ребенку

/имя/… клубок возьмет,
Пальчик обмотает.
А кому его отдаст,
Мы сейчас узнаем.

Ребенок обматывает нитку вокруг пальца.

Буду так я говорить:
Я хочу с тобой дружить!

Ребенок произносит слова
и передает клубок другому ребенку

Игра продолжается до тех пор, пока клубок не вернется ко взрослому (он должен обойти всех детей).

Взрослый предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточку, чтобы почувствовать друг друга, понять, что все играющие тесно связаны и дружны.

Игру лучше проводить с новыми детьми в период адаптации.

«Капризки — упряллки»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, разрядка агрессивных импульсов, расслабление.

Ход игры: ребенок вместе с психологом говорит и действует, имея мягкую темную подушку.

Капризки-упрямки на свете живут,
И детям хорошим житья не дают.
Только откроет ребенок свой рот —
Капризка сейчас же туда заползет.
И сразу ребенка того не узнать,
Он начинает скакать и кричать.
Не слышит он взрослых,
Не слышит ребят,
Не слышит того, что ему говорят.
Но, если подушку он эту возьмет,
Ее поколотит, ее потрясет,
Еще кулаками ее он побьет,
Капризка-упрямка сейчас же уйдет.
Подушку ребенок к ушку прижмет,
Подержит… не слышно капризок?
И вот — он снова спокоен и весел теперь.
Капризки-упрямки ушли в эту дверь.

Кривляется, как хочет.
Гладит себя, улыбается.
Открывает рот.
Закрывает рот, прислушивается.
Кривляется.
Прыгает, вопит.
Топает ногами, мотает головой,
закрывает уши руками.
Продолжает «сходить с ума».
Берет подушку.
Колотит подушку, трясет ее.
Бьет по подушке кулаками.
Разводит руками.
Прижимает подушку к уху.
Держит подушку и слушает.
Садится на стул.
Делает руками прощальный жест.

«Нехочуха»

Цель: разрядка агрессивных импульсов, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Ход игры: Взрослый предлагает поиграть, начиная выполнять движения со словами:

Дети повторяют все движения за взрослым. Место для игры каждый выбирает сам. Игра прекращается, если переходит в баловство и кривлянье.

Взрослый говорит: » Это была игра. Мы немножко пошалили, а теперь снова станем обычными детьми и займемся другими делами (вариант дальнейшей деятельности определяется взрослым заранее). Игру лучше начинать с небольшой подгруппой детей, чтобы контролировать ситуацию.

«Кулачки»

Цель: дать почувствовать разницу между напряжением и расслаблением (неприятно, тяжело — приятно, легко), учить контролировать свои движения, ослабление мышечных зажимов, снятие напряжения, усталости.

Ход игры: Взрослый начинает игру, предлагая детям повторять движения за ним:

Руку мы в кулак сожмем,
И к себе ее прижмем.
И другую мы сожмем,
И к себе ее прижмем.
Будем злиться и ворчать,
Кулаки сильней сжимать!

Сжимает одну руку в кулак.
Прижимает сжатый кулак к груди.
Сжимает крепко второй кулак.
Прижимает сжатый кулак к груди.
Хмурятся, произнося «бу — бу — бу»!
Продолжают ворчать, кулаки сжаты.

Взрослый спрашивает детей, приятно ли им так держать кулаки. Выслушивает ответы и продолжает игру.

Ваши пальчики устали,
Кулаки сжимать не стали.
Злость совсем уже прошла,
Отдых детям принесла.

Медленно разжимают кулаки.
Встряхивают ладони, шевелят пальцами..
.Кладут руки свободно на колени.

Взрослый спрашивает, как они чувствовали себя с крепко сжатыми кулаками и что чувствуют теперь, когда напряженье ушло.

При желании игру можно повторить для закрепления ощущений напряжения и расслабления.

«Пчелка на лугу»

Цель: активизация позитивных эмоций, развитие эмпатии, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Ход игры:

Взрослый предлагает вспомнить лето и поиграть, повторяя вместе с ним:

«Дождевая тучка»

Цель: накопление позитивных эмоций, развитие эмпатии, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Ход игры:

Взрослый берет листы газет или другой ненужной бумаги и предлагает детям порвать их на мелкие кусочки. Дети рвут и прислушиваются к звуку рвущейся бумаги, пытаются определить, на что этот звук похож. Когда бумага порвана и около каждого ребенка образовалась кучка, взрослый начинает игру:

Тучка по небу летела,На ребят она глядела,
Тучка капель набрала,
И ребяток полила.

Берет свои кусочки и подбрасывает вверх
Посыпает детей.

Тучка, тучка, нас полей,Лейся, дождик, веселей.

Продолжает осыпать детей «дождем».

Дети присоединяются и посыпаются кусочками бумаги (на себя, на других детей, на взрослого). Взрослый продолжает:

Тучки малые летят,
Всех дождем полить хотят!
Дождик, лей, дождик, лей!
Дождик, капель не жалей!

«Поливаются» пока есть капли.

Взрослый продолжает:

Дождик нас повеселил,
Лужу мокрую налил.
Солнце, солнце, поспеши,
Нашу лужу просуши!

Все вместе собирают кусочки бумаги.

Когда капли собраны, взрослый говорит:

Улетает тучка, тучка — летучка.
Прилетай ты к нам опять,
Будем мы еще играть!

Игру лучше проводить с подгруппой детей, чтобы вовремя заметить снижение интереса к происходящему и завершить игру.

«Отдыхалка»

Цель: наработка опыта управления своим телом, развитие эмпатии, чувства юмора.

Ход игры:

Мы не прыгаем, не скачем,
Отдыхаем мы иначе:
Вот тихонько кот ползет,
А медведь наоборот:
Вперевалку мишка ходит,
Много шума производит!
Зайка столбиком стоит,
Во все стороны глядит.
Воздух нюхает лисица:
Чем тут можно поживиться?
Белка носится по веткам,
Шишки собирает деткам.
Волк с утра сидит в засаде,
На полянку молча глядя …
Может, заинька придет
Ко мне в лапы попадет!
Тут сорока пролетала,
Всем про волка рассказала!

Отрицательный жест пальцем.
Ползут на четвереньках вперед.
Переваливаются с ноги на ногу.
Идут вперед с громким топотом.
Замирают, прижав руки к груди.
Вертят головой в разные стороны.
Вытягивают шеи, шумно вдыхают.
Водят носом в разные стороны, вверх-вниз.
Бегают в разных направлениях.
Имитируют сбор шишек руками.
Приседают на корточки.
Ладони по очереди козырьком к голове.
Оглядывается вокруг.
Обнимают сами себя за бока.
Машут руками, как крыльями.
Машут перед собой ладошками.

«Веселая зарядка»

Цель: стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие чувства юмора.

Ход игры:

Спят собачки, спят щеночки,
Мамы спят, сынки и дочки …
Утром солнышко встает,
Спать им долго не дает.
Просыпаются собаки —
Тихие и забияки.
Надо когти поточить,
Хвостик надо разбудить,
Спину выгнуть, словно кот.
А потом — наоборот.
За ушами почесать,
Друг от друга не отстать.
Моем носик, зубы точим …
Поиграть мы любим очень!

Сворачиваются клубочком,
подложив руки под щеку.
Ладони веером вверх.
Качают ими вправо — влево.
Потягиваются, встав на носочки.
Глазки вниз, потом бокс кулаками.
Скребут пальцами по ковру.
На четвереньках виляют попами.
Выгибают вверх «круглую» спину.
Прогибают спину вниз.
«Чешут» руками за ушками себе,
потом друг другу.
Трут носы, щелкают зубами.
Хлопают в ладоши.

Екатеринбург

2018

Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №25 имени В.Г. Феофанова. Екатеринбург, 2017. — 36 с.

Составитель: Суздальцева Олеся Сергеевна, учитель начальных классов.

В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

– в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  • какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • какие умственные операции развиваются;
  • какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

Дидактические игры, применяемые на уроках

письма и развития речи

Цели: развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

Игра «Чудесное превращение слов»

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!

Игра «Два колодца»

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.

м

к

л

к

б

к

с

к

р

к

б

к

л

к

ж

к

Игра » Что перепутал художник»

МАК

РОЗА

МИШКА

КИТ

МУКА

Игра «Спрятавшееся слово»

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ

ТОЧКА

УТОЧКА

СТОЛ

СТОЛБ

ЕЛЬ

ЩЕЛЬ

ЛЕВ

ЗУБР

ДОЧКА

УДОЧКА

ЗУБ

КЛЕЩ

ЛЕЩ

Игра «Впиши слова в пирамидку»

Вписать слова, используя рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.

Б

Б

Б

Б

Игра «Перекрестки» ( отгадай загадки )

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

1

О

О

2

О

О

3

О

4

О

О

5

О

О

Игра «Угадай последнее слово и запиши»

Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

  1. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

  1. Я от досады чуть не плачу –

Не решается….. (задача).

Игра «Цепочка из слов»

Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.

К

И

Т

к

о

т

к

о

м

С

О

М

К

О

Ш

К

А

м

о

ш

к

а

М

Ы

Ш

К

А

Л

У

К

с

у

к

С

О

М

Игра «Собери слово»

Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

Игра «Занимательные слова»

Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Дидактические игры, используемые на уроках математики

Игра «Математический бег по числовому ряду»

Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =

4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 =

Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.

— С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

— Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

— Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

Игра «Было – стало»

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Игра «Диспетчер и контролёры»

Цель. Ознакомление с составом числа 10.

Оснащение. На доске схематически изображается аэропорт и самолеты. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 самолету из аэропорта (перемещает по 1 самолету). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько самолетов отправили и сколько их остаётся после отправления каждой машины.

Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся самолетов, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

В результате делается вывод о составе числа 10.

Игра «Волшебная яблоня»

Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок. Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.

На доске висит изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.

2 + □ = 5 4 + 2 = □ □ – 3 = 6 и т. п.

Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

Игра «Восстанови путь Карлсона»

Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.

Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.

Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.

Игра «Незадачливый математик»

Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: «Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер — и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Игра «Вырастим сад»

Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.

Игра «Что перепутал Незнайка?»

Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.

Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.

Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.

Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.

Игра «Составь поезд»

Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.

Оснащение. Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.

На рисунках вагонов в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов. Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети, читают слово, получившееся из букв на вагоне.

Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4), с буквой «А» —

(6 – 4), с буквой «Г» — (7 – 4), с буквой «О» — (8 – 4), с буквой «Н»

(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

Игра «Ну, погоди!»

Цель: повторение порядкового счета; развитие внимания, логического мышления.

— Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.

Игра «Треугольники»

Цель: развитие вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира

Игра «Я на уроке в первый раз»

Цель: Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.

Оборудование. Кукла в ученической форме.

Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.

Игра «Что нам нужно для учебы»

Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.

Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).

Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.

Игра «Собери картинку»

Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.

План игры:

  1. Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
  2. Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
  3. Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
  4. Подвести итог игры.

Игра «Осень»

Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.

Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».

Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.

Игра «Птицы»

Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.

Оборудование. Картинки из серии «Птицы».

Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.

Игра «Помоги домашним (диким) животным»

Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.

Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.

Игра «Покорми животных»

Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.

Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.

Игра «Загадки Мудрого портфеля»

Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.

Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.

Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.

Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Русский ученый, профессор Александр Прохоров, получил грант Министерства обороны США. Сумма — $3,7 млн, деньги выделены на видеоигру, которая отучит американских солдат курить. Срок разработки — до 2011 года. Прототип у профессора Прохорова уже готов — это его третий проект, он работает с играми уже 8 лет. Мы созвонились и узнали, какие видеоигры нужны Америке, сколько курят в альтернативных школах и зачем в военных частях появятся цветные холодильники.

В Escape with Your Life можно индивидуализировать персонажа. Школьникам это очень важно, но для обучающих игр подобного рода это инновация.

Обучающие игры — у вас в Америке это нормально воспринимается? В России «обучающая игра» — это что-то третьесортное, выпущенное в придачу к блокбастеру. Издатели часто так делают — продают какой-нибудь хит, а в нагрузку к нему впаривают десяток Petz 19, которые никто и брать-то не будет, но выпустить надо.

Мы начинали в 2001-м и сами не знали, как это будет восприниматься. Была задача — сделать интерактивную обучающую программу для детей. Перевернуть все с ног на голову, соединить игру с профилактикой — того же курения. В 2001-м это была даже не игра, а программа с игровыми компонентами. Но это был прорыв. Мы смогли сделать одновременно и информирующий, и хорошо принимаемый инструмент.

Я научный сотрудник в Онкологическом центре М. Д. Андерсона (один из лучших и старейших медицинских центров в стране, находится в Хьюстоне.— Прим. «Игромании»). Переехал сюда в 1991-м — не потому, что в Союзе было так плохо, а здесь так хорошо, — я не иммигрант. Меня пригласили поработать, и проекты так пошли, что обратно просто не отпустили. И я остался, потому что тут мог делать маленькие революции — хотя бы в сфере edutainment (производное от слов «обучение» и «развлечение»). Когда я работал в Центре профилактической медицины в России, таких возможностей не было.

Здесь первая же наша программа позволила почти в три раза уменьшить количество курильщиков среди детей и подростков. Этого никакими лекциями не достичь. Что у вас, что у нас — приди в школу, начни рассказывать о вреде курения, дети сделают кислые лица: «Мы и так об этом все знаем, чего пришел, что мы, черных легких не видели?»

Действительно. И на пачках ведь пишут «Минздрав предупреждает…».

Да, поэтому предупреждать не было смысла, рекламу все смотрят. Мы решили испробовать программу на самой проблемной аудитории — на учениках альтернативных школ (это аналог российских классов коррекции). Там очень напряженная обстановка. Не могу сказать, что тюремная, но это очень непростые школы. Там молодежь проходит через металлодетекторы, все одеты в униформу, чуть ли не каждый — на учете в полицейском участке… Если ты в альтернативной школе поведешь себя неадекватно, то дальше только в тюрьму. Некоторых это заставляет сдерживаться, иногда кто-то даже возвращается в обычные школы. Но в целом контингент еще тот.

Дети, как вы понимаете, не самые bright… да, не слишком быстро схватывают, и мы решили, что если игра сработает там, то в обычных школах сработает и подавно.

В такой школе, наверное, курит любой ученик?

В том-то все и дело! Когда ты приходишь в обычный класс и пытаешься набрать группу курильщиков, дети обычно не говорят, что курят, боятся, что родители узнают. А этим бояться уже нечего — их родители знают много чего и похуже. Это было для меня сюрпризом: стоило в альтернативном классе спросить, кто курит, как четверть учеников сразу поднимали руку.

В результате мы провели шестимесячное исследование. У нас было 239 учеников, и больше половины — 53% — бросили. Тогда у нас не было возможности проверить их ответы, но врать — в их-то положении! — им было абсолютно бессмысленно.

Чем вы их так напугали?

Их не напугаешь. У школьников нет каких-то серьезных поводов бросить курить — здоровье-то еще лошадиное. Говори им про рак в старшем возрасте, про мертворожденных детей, пугай статистическими данными — для них все это скучно. «Рак в старшем возрасте» — это для них через сто лет.

Хирургия? Круто, давай еще

Геймплей Escape with Your Life отдаленно напоминает Doom — бегаешь по коридорам, открываешь двери и ищешь ключи.

Подростковая масса неоднородна. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок получил только ту информацию, которая ему интересна. Кто-то, например, играет в баскетбол — высоко прыгает, а дыхалки не хватает. «Это табак, — скажем мы. — С сигаретами никогда не стать знаменитым спортсменом». А у кого-то недавно родственник умер от рака легких — этому школьнику стоит рассказать про то, что выдыхаемый дым обжигает слизистые и т.д.

Игра для школьников называется Escape with Your Life («Выберись отсюда живым»), это флэш-аркада продолжительностью 40-45 минут, но дети всегда просят сыграть еще разок.

Школьник сам создает героя, сообщая игре свой возраст, пол, этническую принадлежность. Когда персонаж готов, мы спрашиваем, курит человек или нет. Если он говорит, что курит, мы спрашиваем, хочет ли он бросить. Он обычно говорит, что не хочет, и тогда мы его отправляем в путешествие по клинике.

Игра основана на мотивации. Мы не говорим: «Ага, куришь? Бросай через неделю!» Мы, напротив, говорим, что курить — это нормально. Многие курят и не могут или не хотят бросить — и это тоже нормально.

Вот наш герой появляется в клинике — открывает глаза, видит докторов, бродит по бесконечным коридорам, попадает в лифт… Кнопки лифта подписаны — приемный покой, рентгенология, крыша, посадочная площадка для вертолета… Популярнее всего 16-й этаж — хирургия. Там можно заглянуть в операционную и посмотреть видеозапись настоящей операции, во время которой у пациента удаляют часть легкого, пораженного раком. Мы не очень верили, что это пройдет, — я думал, детям будет страшно, противно, они не станут смотреть. Но они бодрячком: «Очень хорошо, — говорят. — Интересно. Давай еще».

Как-то не верится, что простыми видеороликами можно заставить кого-то бросить курить.

Есть расхожее мнение, что знание не изменяет поведение. Но все зависит от глубины знания. Те дети, что строят кислые мины, когда говоришь с ними о табакокурении, понятия не имеют, почему курить вредно. Спрашиваешь: «Курить плохо?» Отвечают: «Да-а, плохо». А когда спросишь, чем плохо, они не могут объяснить.

А наша игра дает полную картину с иллюстрацией, и не просто с фотографиями, как на пачках сигарет, а с видео. Более того, у нас там говорят живые люди — не нудные дяди в халатах, а их сверстники и знаменитости — Тони Хоук, например (мы с ним знакомы). Для детишек из сельских районов у нас есть Джефф Багвелл, очень известный бейсболист. Он рассказывает, почему не надо жевать табак, — в Америке это еще одна большая проблема. И игра действует! Эффект такой, как если бы Аршавин сказал: «С сигаретами я никогда бы не стал хорошим футболистом, потому что…»

Escape with Your Life до сих пор популярна?

Да, и не только она. Escape with Your Life — это наша первая полномасштабная видеоигра. А до нее была еще программа с игровыми компонентами, флэш-игра ASPIRE (A Smoking Prevention InteRactive Experience, ).

Здесь ASPIRE поддерживают школы и медицинские учреждения — более 200 организаций в 16 штатах. Из России она тоже доступна. Она состоит из трех частей — сначала дети отвечают на вопросы о табакокурении, потом играют, сталкиваются с разными людьми в разных жизненных ситуациях, а потом вновь проходят тест. В первом тесте правильных ответов немного. Но в игре им рассказывают, как делаются сигареты, как табачные компании манипулируют общественным мнением, сколько людей умирает от табака. В конце игры они куда более подкованы, и, если отвечают правильно на 70% вопросов и больше, мы вручаем им сертификат. Его можно напечатать и повесить на стенку — школьников это мотивирует.

А графически Escape with Your Life похожа на top-down-экшены родом из 90-х: ракурсом камеры, моделью перемещения, обстановкой.

Они вообще очень серьезно относятся к нашей игре. Некоторые даже спрашивают, почему табак до сих пор легален. А я и сам не знаю. 7 млн человек в мире в год умирает от употребления различных химических веществ. Из этих семи миллионов 26% умирает от алкоголя, 3% — от нелегальных наркотиков. Оставшиеся (почти 5 млн человек в год!) умирают от табака. А если посмотреть на социальную рекламу, то везде кричат про нелегальный оборот наркотиков, а про табак молчат. И табачные компании этим только пользуются. Послушайте их, они говорят, что наркотики — зло, а табак, в общем-то, легальный продукт. Как, кстати, в России с курением? Когда я уезжал, кругом были пузатые дядьки в трениках, которые дымили «Беломорканал».

И сейчас дымят. В ресторан не зайти.

Родительский контроль

Некоторые объекты в игре интерактивны: при щелчке на несчастного серо-зеленого пациента на операционном столе выскочит видеоролик.

Я и сам курил раньше, но как начал играми заниматься, так бросил. Неудобно перед детьми — они же чувствуют запах. Спрашивают: «Что вы нас заставляете бросать, а от вас табаком несет?»

И в России, я слышал, многие врачи работают под спонсорством табачных компаний?

Судя по тому, что в стране происходит, наверняка работают. А родители не возмущаются, что из-за ваших игр дети подолгу сидят у компьютера?

Наши игры короткие… Но вообще у нас тут целая эпидемия в сфере общественного здоровья — подростки привыкают к играм как к никотину. Они проводят за монитором безумное количество часов без всякого родительского контроля. Не знаю, как у вас с родительским контролем, но у нас ситуация очень тяжелая. Компьютер заменяет няньку.

Я вам гарантирую, у нас ситуация еще хуже, чем в Америке, потому что подавляющее большинство родителей в России просто не умеют пользоваться компьютером.

Я говорю даже не о том, что родитель должен знать, что там его ребенок делает с компьютером. Достаточно, чтобы ребенку говорили: сегодня сидишь за компьютером два часа, а дальше я его выключаю. Этого нет, и в результате у детей образуется страшная зависимость. Они сидят по ночам, в школе наутро им ничего не хочется, кроме как поспать, ни о какой учебе речи не идет, они вялые, раздраженные.

И вы как-то с этим боретесь?

Я лично со своим ребенком борьбу проиграл. У меня есть дочь, ей 23 года, и она без компьютера не мыслит своего существования. Все компьютеры, что у нас есть в доме, она оккупировала — а я что могу сделать?

Она, конечно, окончила дизайнерский колледж и получает деньги за иллюстрации, верстку веб-сайтов. Но из-за этой своей работы она проводит какое-то нездоровое количество часов за монитором.

Люди стараются, конечно, покупать новые компьютеры, большие мониторы, но что толку, ведь ты неподвижно сидишь весь день, горбишься, глаза смотрят в одну точку. А нетбуки с экранчиками по 8-9 дюймов? Да, их очень удобно носить с собой, но они же гробят и глаза, и все на свете.

ASPIRE — довольно длинная флэш-игра с десятками видеороликов. Курильщики показываются в разных жизненных ситуациях, но всегда в одном амплуа — желтозубый дистрофичный вонючий импотент. Многим этого достаточно.

Цветные холодильники

И при этом Минобороны США решило вбухать $3,7 млн на видеоигру, которая отучит солдат курить? Им больше деньги девать некуда? Может, лучше на восстановительное лечение отдать?

Им виднее, куда деньги вбухивать, а куда нет. На наш грант было 40 (!) претендентов из различных университетов США. Каждый участник предоставил подробнейшее описание своего научного проекта с бюджетом и обоснованием. Проекты затрагивали самые разные темы. Группа независимых экспертов, нанятая Пентагоном, изучила эти проекты и выбрала один — наш — как наиболее перспективный.

Способов бросить курить много. Можно сделать публичное заявление, как Шарль де Голль: «Я, президент Франции генерал де Голль, с завтрашнего дня бросаю курить».

Вы забываете, что армейские курильщики через год-два вернутся на гражданку и будут продолжать портить здоровье себе, своим близким и окружающим. Они должны знать, что курение — это не только доказанная причина хронических болезней и рака легких, но и, например, импотенции у мужчин и бесплодия у женщин.

Сигареты становятся дороже с каждым годом, и мало кто осознает, что, отказавшись от курения, можно через несколько лет позволить себе крутой телевизор или даже машину. Бросая курить, молодой человек перестает платить «дань» табачным корпорациям и значительно повышает качество своей жизни.

Солдатам вы тоже предложите по клинике бегать? Ведь в армии служат двадцатилетние дылды. Уж их-то не переубедить, что они чего-то не знают про табак. И аргументов у них полно: армия — это стресс, пошел служить не от хорошей жизни… И тут приходит какой-то мужик с игрушкой и начинает им на мозги капать: «Давай бросай курить, бросай». С какой стати? Курильщиков в штрафбат отправлять будут?

В армии давно обратили внимание на проблему табакокурения. На военной базе в Техасе есть медцентр, где солдатам помогают бросить курить, бесплатно дают нужные препараты, жвачки, пластыри — бросай не хочу. Многие и не хотят — со стрессом, как вы говорите, борются. А некоторые пытаются бросить и не могут. Привыкают к сигарете. В сухопутной армии курит 46% мужчин и 25% женщин — это больше, чем на флоте или в военно-воздушных силах. На то есть множество причин — не только стресс, например, но и более низкий уровень образования.

С помощью игр мы дадим людям понять, что без табака они будут физически здоровее, а процесс службы будет проходить легче. Кто последний прибегает в кроссе? Курильщик, и над ним хихикают потом. Кто хуже рассчитывает траекторию полета снаряда? Курильщик. Вы же знаете, что находящаяся в сигарете окись углерода связывается с гемоглобином очень быстро, значительно быстрее, чем кислород. В результате часть крови практически выключается из процесса переноса кислорода к тканям, а значит, и мозгу кислорода достается меньше.

Мы хотим донести одну-единственную мысль: если они бросят курить, они просто будут лучшими солдатами. Это не слова — они сами это заметят. Что может игра? Она не может вас изменить, но может подсказать, найти проблему. Люди, которые бросали много раз, уже не верят, что у них получится. А мы проанализируем все предыдущие попытки и покажем, как найти выход. Это некое мягкое убеждение.

То есть это та же аркада, что и Escape with Your Life, только выполнена в виде теста?

Да, по сути это квест с разветвленным сюжетом — в зависимости от того, какой ответ дает солдат, его перенаправляет в ту или иную локацию. Получается последовательность игровых ситуаций, которые полезны именно этому конкретному человеку.

Может, он и не хочет бросать курить, но игра его заинтересует уже потому, что это игра. Если дать ему брошюру, он выкинет ее не открывая — брошюр в армии полно. А игр нет, поэтому к автомату потянутся. Игра рассчитана на 30 минут, и в зависимости от того, как вы относитесь к курению, сыграть надо будет 3-4 раза.

И выглядеть этот автомат будет как терминал оплаты или даже… как холодильник?

Мы специально выбрали для него такую форму. У нас ведь очень распространены игровые автоматы: когда человек видит такой холодильник с джойстиком, у него в голове что-то щелкает, и он идет играть.

А вы не думаете, что для солдат такой холодильник — это прошлый век? Школьников он, может, и смог бы заманить яркими красками, но взрослых людей… Что они, современных игр не видели?

Ну конечно, проект для солдат будет выглядеть совсем не так, как игра для школьников. Я же понимаю, что технологии быстро устаревают и надо гнаться за прогрессом. У нас будет новый движок, новая графика. Еще игра для школьников была от третьего лица, а эту мы будем делать от первого.

И на это уйдет $3,7 млн? NASA на эти деньги собиралась делать полноценную онлайновую игру про исследование космоса.

Нет, сама игра стоит гораздо меньше. Мы не раздуваем штат — 6 дизайнеров, я сам набрасываю интерфейс, персонажей, музыку записываю дома. Еще нам ребята из студии Radiant Creative здорово помогают. А супердвижок ни к чему.

Больших денег стоит отследить, правда ли солдат бросил курить. Нам не нужен сиюминутный результат — нам надо, чтобы человек не взялся за сигарету ни через месяц, ни через два. Ведь самая большая проблема не в том, что люди не бросают курить. Бросают. Но потом начинают снова. Мы будем наблюдать за солдатами в течение года — измерять содержание окиси углерода в выдыхаемом воздухе, например. И если получим доказательства, основанные на научных данных, то игра и дальше пойдет — по всем армейским частям США. Меня очень вдохновил опыт с альтернативными школами.

Что в компьютерном мире происходит

Вы сами играете на компьютере?

Я играю на PSP — у меня полно всяких стрелялок и гонялок. Правда, играю не оттого, что мне очень интересно, а чтобы выяснить, что вообще в компьютерном мире происходит. Недавно мы ввели таблицы достижений — и школьники стали больше времени проводить за Escape with Your Life. Дух соперничества нам на руку — им кажется, что они играют, чтобы столько-то очков набрать и на строчку выше подняться, а на самом деле они учатся.

И как вам современные игры?

Большинство игр, которые я вижу в Америке, по натуре своей деструктивны. Чтобы выиграть, ты должен что-то разрушить. Игр, где для победы нужно что-то создать, что-то открыть, произвести, почти не делают. Попадается одна-две, но они загнаны в дальний угол прилавка всякими Vice City, где мат-перемат, морды друг другу бьют…

Я пытаюсь проводить мысль, что надо конструктивные игры создавать, где можно что-то созидать, вместо того чтобы разрушать. Я вот знаю, что у вас отличная база разработчиков игр, вы потрясающие проекты выпускаете, да? Но сюда опять-таки только деструктивные игры доходят…

Терминал с Escape With Your Life выполнен в виде игрового автомата не случайно: он сразу привлекает внимание и его трудно разбить.

Вы это серьезно? Мы, напротив, считаем, что Америка в смысле игр впереди планеты всей. А о нашей игровой индустрии, пожалуй, лучше ничего не говорить. За все время после развала Союза у нас было дай бог две достойных игры, которые хорошо продались на Западе. Остальное — всякие малобюджетные игры, придуманные в основном для того, чтобы вытянуть из инвестора деньги.

А у вас не найдется команды, которая заинтересуется Escape with Your Life? Мне было бы очень, очень интересно сотрудничать с российскими специалистами. Правда, программу нужно не только перевести, но и локализовать… Например, у нас очень много героев-афроамериканцев, для России нужно больше белых моделек сделать. Ну и привести российскую статистику, конечно. Кому интересны американские данные? В 70-х нам всегда приводили в пример, как что устроено в Америке, — это очень раздражало.

И сейчас приводят. У вас же экономика стабильней, все государство устроено не в пример лучше нашего.

Это вы так думаете. А мы тут совсем не рады, кого наш штат в 2001-м преподнес стране в виде президента. Надеемся, Обама все исправит. Пусть сотрудничества будет больше, подозрительности меньше. Я вот смотрю телевизор (у меня ловит пять российских каналов) — и мне грустно. Тут люди мало что понимают про Россию, в России мало что понимают про Америку.

Даже в разработке игр мы от вас отличаемся: приходится учитывать, что некоторые читать не могут. В России, конечно, такой проблемы нет, но тут мы вынуждены встраивать какую-то голосовую помощь — а куда деваться, если с чтением проблемы? Это не потому, что в школах так плохо учат, просто очень много детей мигрантов из Латинской Америки. Та же проблема в Германии — они не знают, что делать с мигрантами-турками. А ведь именно среди мигрантов курение процветает — в гетто это норма.

Для мигрантов игры делают?

Скорее всего, да. В США сейчас появляется целое направление — люди создают игры для астматиков, для ожоговых центров — они помогают переключить внимание пациента.

У нас в центре, я уже говорил, создается свой разработческий блок — будем портировать наши игры на смартфоны, на iPhone. Просто щелкаете в App Store кнопку Download — и скачиваете. Я думаю, они будут бесплатными, потому что тот, кто больше всего нуждается в нашей игре, чаще всего не может ее купить.

И если уж разговор зашел о деньгах… На мой взгляд, игровая индустрия не слишком прибыльна. В хорошую игру надо инвестировать огромные деньги, и нет гарантии, что они вернутся. Тот же Vice City, может, и поймал кураж, но я знаю много других игр, которые стоили миллионы, но даже не окупились.

Наши инициативы упираются в одно: чтобы игра пользовалась коммерческим успехом, нужно, чтобы она содержала деструктивные элементы. Созидательной игрой много денег не сделаешь (и The Sims не исключение — сколько там деструктива!).

Я знаю, была игра, которая помогала детям бороться с лишним весом. Она называлась EyeToy: Kinetic. Стоила $50, я купил — просто посмотреть, как она работает. Там самые разные упражнения, от обычной зарядки до йоги, мне очень понравилось. Но она не пошла. Хорошо хоть, что Wii Fit идет.

Я понимаю, что сейчас разрабатывать игры, пропагандирующие здоровый образ жизни, — верный путь к банкротству. Конкурировать с обычными стрелялками и гонялками нам пока еще сложно, и шансы на коммерческий успех у наших игр пока что малы. Но это не безнадежное направление — новые игры о курении и других поведенческих факторах риска мы будем делать на самом современном уровне.

И есть одно исключение. Если в министерстве обороны увидят, что ваша игра помогает людям, — например, бросить курить и не курить всю оставшуюся жизнь, — они ее и профинансируют, и распространят, и прорекламируют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *