Подвижническая деятельность

  • Об основах православного подвижничества иеромонах Софроний (Сахаров)
  • О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем В.А. Кожевников

***

Подви́жничество — форма аскетической деятельности христианина, характеризуемая особо строгим, взыскательным отношением (подвижника) к себе как к христианину, направленная на духовное совершенствование, стяжание благодати Духа Святого, собретение Царства Божьего.

По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое».

По слову свт. Феофана Затворника, предстоящий христианину подвиг есть борение человека с собою, самопротивление и самопринуждение. Христианин должен пытаться противостоять действиям падшего человеческого естества с его греховными страстями, принуждать себя к исполнению евангельских добродетелей. В то же время победа над падшим естеством и действующими в нем страстями зависит не от одного человека. Она становится возможной только при помощи Божественной благодати, обновляющей и исцеляющей падшее человеческое естество, дающей человеку духовные наслаждения, безмерно превосходящие действие страстей.

Божественная благодать формирует нового человека, живущего в Боге. Вселение Бога в человека называется Царством Божьим, которое и есть цель подвижничества. «Бог особенным образом вселяется в человека, видимо преисполняет его, соединяется и общается с ним, что и составляет цель всего подвижничества и всех трудов со стороны человека, и всего домостроительства спасения от лица Божия, и всего, что бывает с каждым человеком в жизни настоящей от рождения до гроба» (св. Феофан Затворник).

Христианское подвижничество осуществляется силами тела и души. Поэтому подвиги христианина обычно разделяются на два рода: телесные и душевные. Последние также называемые умными или сердечными по причине задействования в них ума и сердца как основных сил души. В аскетической литературе подвиги именуются телесным и душевным деланием.

Следуя свт. Феофану Затворнику, к телесным подвигам относятся воздержание и пост, определенная мера сна и бдения, телесная чистота, хранение уст (языка), телесная бодрость, сочетаемая с трудом и рукоделием, хранение телесных чувств (слуха, и глаз) и др.

К душевным подвигам относятся чтение и слышание слова Божия, писаний святых отцов и житий святых Божиих, вопрошание опытнейших духовных наставников и жизнь по их руководству, покорность воле Божией в судьбе своей жизни, присутствие на церковных службах, молитва, хранение ума и сердца и др. Душевное делание подвижника является важнейшим деланием, поскольку именно в душе человека гнездятся страсти, происходит борьба со страстными помыслами. Св. Варсонофий Великий говорит: «если внутреннее делание с Богом, то есть, осененное Божественною благодатию, не поможет человеку: то тщетно подвизается он наружным, то есть, телесным подвигом. «Св. Исаак Сирин учит: «не имеющий душевного делания, лишен духовных дарований». В тоже время, само душевное делание неосуществимо без своего подспорья в виде телесных подвигов.

Наивысшим и наиважнейшим душевным подвигом свв. отцами признана непрестанная молитва – молитва Иисусова. Именно к ней по преимуществу прилагается определение умного делания. Душевный подвиг с помощью Божьей переходит, в свое время, в духовный подвиг: «Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатию» (свт. Игнатий Брянчанинов).

***

См. НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, АСКЕТИЗМ, СИНЕРГИЯ, ПОДВИЖНИК

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 128

А.С.Алексишин

Аспирант СибГАУ, г.Красноярск, РФ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье доказывается, что подвижническая деятельность существенно отличается от спонсорства, благотворительности и пожертвования целью деятельности. Сущность подвижничества заключается в достижении общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно.

Ключевые слова

Подвижничество, подвижник, деятельность, подвиг, созидание, устойчивое развитие общества.

В средствах массовой информации наиболее часто отмечается о таких явлениях как спонсорство, благотворительность, пожертвование и т.п., на фоне которых понятие подвижничества отождествляется с ними, иногда утрачивая свое определение. Тем не менее, спонсор отличается от подвижника тем, что спонсор считает помощь частью бизнес — стратегии с целью получения рекламы и прибыли, в то время как подвижник осуществляет свою деятельность по велению сердца, возможно на протяжении всей жизни. По этой причине результаты подвижнической деятельности не могут быть краткосрочными, мгновенными, а, как правило, раскрываются на протяжении достаточно длительного периода. Подвижники чаще всего находятся в стороне от «народного обожания», которое формируется сегодня по актуальному принципу «спрос рождает предложение». Подвижничество является образом жизни, а потому, в отличие от спонсорской деятельности не нуждается в пиаре и рекламе. Вопреки рыночным идеалам имена подвижников увековечены в истории развития страны. В одном из своих интервью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики — потянут за собой весь народ» .

Очевидно, произошло слово «подвижник» от слов «подвиг», «движение». Известный советский языковед, литературовед В.В. Виноградов в труде «История слов» пишет: «Очень интересно изменение значений слова подвиг, которое вошло в древнерусский литературный язык из старославянского. Книжно-славянское происхождение слова подвиг является его смысловым строем и его структурно-морфологическими, словообразовательными, родственными связями (подвизаться, ср. др.-р. подвизалище; подвижник, сподвижник, подвижнический, подвижничество) Правда, способ образования самого слова подвиг от глагола по-двигать— подви(г)-нуть не чужд и живой народной русской речи» . В данном отношении важно, что слова «подвиг» и «подвижничество» возникли именно в русской речь, соответственно, и обозначали они только те явления и действия людей, которые свойственны русскому народу. Интересно, например, в английском языке «подвижник» означает «the ascetic». Однако, в русском языке аскетизм и подвижничество не одно и то же. Аскетизм как явление имеет наибольшую актуальность и распространенность в религии. Целью аскетической деятельности является обретении Царства Божьего через стяжание благодати Духа Святого, а подвижничество выступает как особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божьего. Тем не менее в русской речи и в христианской морали подвижничество раскрывается более широко — как ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование.

Слово «подвиг» в первоначальном значении раскрывается в смысле целенаправленного усилия, стремления к достижению цели. Однако, существенное значение имеет то, какая ставится цель. Достижение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

цели в интересах одной личности, возможно, при определенных условиях, выступает как подвиг, но оно отлично от деятельности подвижнической. Игумент Агафангел (Белых) говорит: «Иногда подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков» . Действительно, целью подвижничества является достижение общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно, при чем это может быть как один, великий поступок, так и весь образ жизни личности. При этом важно, что подвижники, не афишируя свою деятельность, продолжают ее на благо всего общества. Как говорит в одном из своих интервью Протоиерей Александр Ильяшенко, «таких тихих подвижников — миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» — просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах. Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание . Как видно, подвижники действуют не ради самого подвига, особой роли, своего высокого предназначения, а руководствуясь высшей целью, стремятся не привлекать внимания окружающих к своей деятельности.

В современном понимании подвижничество выступает как вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Подвижник — это человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. Очевидно, что деятельность подвижников направлена, прежде всего, на благо всего общества. Принимая тяжелый труд, зачастую в неблагоприятных климатических, географических, социальных и др. условиях, перенося многие лишения и тяготы жизни, человек совершает подвиг. При этом подвижничество — это не только героизм, мужество, но и творчество, заключающееся в создании как созидании.

Земский деятель Д.Н. Шипов пишет: «Общественный прогресс всегда выражается в освобождении от влияния идей, которые человечество переросло в своем духовном развитии, и в возрастающем сознании долга заботиться не столько о своем личном благополучии, сколько стремиться к обеспечению блага общего. Царство истины, добра и высшей правды — конечная цель мира, заключающая в себе смысл мирового прогресса и его разумное основание» . В данном отношении, совершенство личности проявляется в её служении обществу, подвижничестве на почве добродетели и высшей правды. Деятельность человечества в целях обеспечения общего блага предстает как созидательная деятельность, детерминирующая общественный прогресс. При чем, при созидательной деятельности создают не то что хочется, а то, что необходимо. В этом и заключается самоотверженность, в отличие от эгоистических целей, когда человек направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей своего эго.

Подвижничество является тектологически организованной практикой, которая основана на стремлении личности к совершенному выполнению собственного долга. Поскольку эта деятельность детерминируется стремлением к организации, упорядочивания, ощущения себя как части не просто общества, а всего мира, постольку эта деятельность выступает в качестве антиэнтропийного процесса. Деятельность, которая направлена на совершенство самого человека и на созидание общества в целом является подвижнической, направленной на гармонизацию человека и общества. Подвижники, реализовывая свою деятельность во всех сферах жизни общества, направляют общественный прогресс к гармоничному развитию общества. Особенно в современных условиях возникает потребность всего общества в подвижниках. В этом отношении Протоиерей Александр Ильяшенко выражает актуальную мысль: «Ведь,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас» . Для эффективного, устойчивого развития общества, и в значительной мере, духовной сферы общественной жизни востребована роль общественного идеала, направленного на укрепление патриотических основ. Для этого необходимы образы героев, которые почитаются во все времена и выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности для всех людей. Важно, что такой образ героя не может быть произвольно выдуман и насаждаться в общество, а должен быть сформирован объективно. Так, издавна на Руси подвижничество было в почете, а подвижники, например, св. Серапион Владимирский, св. Сергий Радонежский и другие причислены к лику святых.

Таким образом, отечественное подвижничество представляется собой уникальное явление, приобретающее наибольшую актуальность в период происходящих событий в истории нашего общества. Список использованной литературы:

1. Виноградов В. В. История слов. М.: Толк. 1994.

2. Подвижники христианства // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2tpzwPyHo

3. Подвижники христианства // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2xj 5xJbDu

4. Там же

5. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН). 2007.

© Алексишин А.С., 2016

УДК 1Ф

Д. А.Маринычев

кандидат философских наук, город Нижний Новгород, Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию гносеологической парадигмы виртуального образа в информационной среде современного социума. Раскрывается роль виртуальной информации в познавательном отношении.

Ключевые слова

Виртуальная информация, мышление, образ, познавательное отношение, эвристика.

В современной философской науке складываются технические приемы исследования виртуальной информации. Возрастает роль эвристических приемов в изучении коммуникативных процессов. Виртуальный образ воссоздает нормативную данность порождающей информационной реальности. Н.А. Носов пишет: «Виртуальный образ — психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики, и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует». Технические средства когнитивного моделирования выявляют контуры виртуальных образов в информационном пространстве (например, создание компьютерных моделей). Б.И. Беспалов отмечает: «Понятие «образ предмета» и «слово предмета», а также дополнительные к ним

5 окт. 2018 г.

В День учителя столичные парламентарии пожелали педагогам крепкого здоровья, благополучия и усердных учеников, а также выразили признательность ветеранам педагогического труда, которые внесли огромный вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной образовательной школы.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«Уважаемые работники сферы образования! Сердечно поздравляю вас с Днем учителя!

Вы посвятили свою жизнь важной миссии – учить и воспитывать детей. В этот знаковый для всего педагогического сообщества день мы выражаем уважение и признательность московским учителям за созидательный труд, терпение и бескорыстную преданность своей профессии.

Столичная система образования по праву считается лучшей в стране, и в этом огромная заслуга наших учителей и всех работников сферы образования Москвы. Именно педагоги пробуждают в своих учениках стремление к знаниям, формируют нравственные ориентиры, помогают раскрывать таланты. Благодаря полученному «багажу» умений и навыков молодые москвичи уверенно реализуют себя во взрослой жизни, добиваясь высоких профессиональных результатов.

Особые слова признательности хочу выразить ветеранам педагогического труда, которые стали примером для молодых учителей, внесли огромный вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной образовательной школы.

От всей души желаю вам, дорогие учителя, крепкого здоровья, благополучия, новых достижений, дальнейших успехов и усердных учеников!»

Заместитель Председателя Московской городской Думы Андрей Метельский, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«День учителя в нашей стране стал по-настоящему всенародным праздником, ведь все мы когда-то были учениками. Наши педагоги и наставники учили нас преодолевать трудности, стремиться к знаниям, думать о будущем и верить в собственные силы.

Вы поддерживали нас во всех начинаниях, давали мудрые советы, являлись для нас главным примером преданности своему делу и внимательного отношения к людям. Свою искреннюю благодарность к вам мы проносим через всю жизнь.

Дорогие учителя! Низкий поклон вам за подвижнический труд, энтузиазм, терпение, мудрость и беззаветную любовь к детям. Желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия, благодарных и старательных учеников. Тепла и уюта вам и вашим семьям!»

Председатель комиссии МГД по образованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Антон Молев:

«Уважаемые коллеги, от всей души поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем учителя! Личный педагогический опыт позволяет мне в полной мере осознавать ваши заслуги в развитии общества, а также с уверенностью заявлять, что именно в образовательных организациях закладывается фундамент мировоззрения подрастающего поколения. Сегодня школа – это динамично развивающийся организм, она стала технологичной и открытой. Учителям, также как ученикам, приходится постоянно учиться.

Благодаря вашим знаниям, труду, целеустремленности московское образование занимает ведущие позиции и является конкурентоспособным на мировом уровне. Искренне желаю вам новых целей и свершений, творческой активности и долголетия!»

Руководитель фракции «Родина» в Мосгордуме Андрей Шибаев:

«Дорогие учителя! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем учителя!

Труд учителя очень сложен и многогранен. Ваши знания, умения и опыт помогают учащимся раскрывать свои таланты и в дальнейшем эффективно применять полученные навыки во взрослой жизни. Именно вы закладываете основы будущего нашей страны. От вас зависит духовность и образованность подрастающего поколения.

Профессия педагога требует не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и мужества. Вы прививаете учащимся стремление ко всему новому, развиваете в них самостоятельность, формируете активную жизненную позицию, стараясь воспитать настоящего человека, достойного гражданина и патриота своей страны.

От всей души желаю вам, дорогие учителя, доброго здоровья, благополучия и профессиональных достижений, а также новых побед и творческих успехов вашим ученикам! Всего вам самого доброго!»

Председатель комиссии МГД по науке и промышленности, заместитель руководителя фракции «КПРФ» Леонид Зюганов:

«Этот праздник – замечательный повод выразить глубокую признательность нашим учителям, вспомнить первых наставников, которые своим примером учили нас быть добрыми, справедливыми и человечными.

Уважаемые учителя, работники сферы образования и ветераны педагогического труда! Примите самые теплые и сердечные поздравления с вашим профессиональным праздником – Днем учителя! Вы посвятили себя очень важнейшему делу – образованию подрастающего поколения. Вы вкладываете свои знания, жизненный опыт, мудрость, чувства в своих учеников, а значит, и в будущее нашей страны.

Новое время предъявляет новые требования. Сегодня, когда особенно остро стоят вопросы конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения, разработки прорывных проектов, многое зависит от дальнейшего развития системы образования.

Все грандиозные проекты по социально-экономическому развитию так и останутся незаконченными, если мы не сможем воспитать наших детей образованными, трудолюбивыми профессионалами.

Дорогие учителя! Своей самоотверженностью, неустанным трудом и постоянным творческим поиском вы закладываете основы завтрашнего дня.

Спасибо вам за ваш талант, верность профессии и искреннюю любовь к детям!

В первую очередь хочется пожелать вам терпения и мудрости, а также крепкого здоровья и больших творческих удач! Пусть ваши ученики будут талантливы и сообразительны, а ваши близкие всегда окружают вас своей теплотой и вниманием!»

Председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

Заместитель председателя комиссии МГД по образованию Ольга Ярославская, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

«Дорогие учителя, дорогие мои коллеги! От всей души поздравляю вас с нашим праздником – с Днем учителя! На свете много замечательных профессий, но учитель, конечно, одна из самых удивительных. Учитель – это призвание и высокая миссия, которую в ежедневном формате необходимо выполнять на пять с плюсом. Учитель – это состояние души и любовь к детям, у которой нет и не может быть перерывов, прогулов и пропусков.

Каждый день мы становимся свидетелями маленьких чудес: дети взрослеют, обретают новые знания и преображаются как личности. Пусть ни усталость, ни трудности, порой возникающие на пути, никогда не смогут заглушить ощущение счастья от сопричастности к этим уникальным процессам. Желаю вам крепкого здоровья, сил и терпения, успехов в работе и гармонии в личной жизни!»

Заместитель председателя комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Татьяна Ломакина, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

Член комиссии МГД по образованию Надежда Перфилова, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

Депутат Московской городской Думы Ольга Шарапова, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

Депутат Московской городской Думы Лариса Картавцева, постоянное депутатское объединение «Моя Москва»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *