Покайтесь ибо приблизилось

Евангелие от Матфея, 8 зач., IV, 12–17

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Когда празднуем мы один из величайших праздников наших — Крещение Господне или Богоявление, — то встает перед нами недоуменный вопрос: зачем пришел на Иордан, зачем крестился Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын Божий, воспринявший плоть человеческую ради спасения нас, окаянных грешников.

Этот недоуменный вопрос возникает только у нас, а ни у кого из толпы народа, стоявшей на берегу Иордана и созерцавшей крещение Господа Иисуса, он не мог возникнуть, так как никто еще не знал Его как Единого Безгрешного, как истинного Сына Божия.

Что же, скажем ли, что не нужно было Ему креститься от Иоанна? Нет, не скажем: не посмеем сказать, ибо Сам Господь Иисус сказал Своему Предтече, что им надлежит исполнить всякую правду, и крещением Своим засвидетельствовал Господь Иисус Христос великую важность, великую правду покаяния. Самую проповедь Свою Он начал словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Он пришел открыть нам путь в Царство Небесное, в которое нет доступа никому, не омывшему скверну души своей горячими слезами покаяния. Только очищенное покаянием сердце человеческое может воспринять величайшее слово Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Вся великая проповедь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна имела главной своей целью призыв к покаянию, которым уготовал он Господу путь Его.

А без глубокого покаяния невозможно начать трудный путь в Царство Небесное, указанный нам Господом Иисусом Христом. И другое величайшее Божие дело совершилось в этот преславный день Крещения Господня. Когда выходил Предвечный Сын Божий из воды Иордана, на главу Его спустился с небес в виде голубя Дух Святой. И услышал народ, стоявший на берегу Иордана, возгремевший с небес глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Это было никогда прежде не виданное и не слыханное явление миру человеческому Триединого Бога. Это было свидетельство о Богочеловеке Иисусе Христе, как бы представление Его миру от самого Бога. И, несмотря на это столь чудесное свидетельство о Сыне Божием, преклонился пред Ним и уверовал в Него далеко не весь народ Израильский. <…> Слышите, слышите, братия и сестры мои, что не только Отец наш Небесный и Дух Святой свидетельствовали о Господе Иисусе Христе как о Предвечном Сыне Божием, но и величайших из рожденных женами со всей доступной человеку силой свидетельствует о том же.

Неужели не достаточно для нас этого свидетельства Самого Бога, этого Божественного представления Его миру как Возлюбленного Сына Божия? Неужели не достаточно и свидетельства о Нем как Сыне Божием величайшего из всех когда-либо рожденных женами? Неужели не достаточно этих величайший свидетельств о Христе как Сыне Божием, ежегодно повторяемых в великий день Богоявления?

О, как страшусь я того, чтобы хотя один из вас, Богом данная паства моя, не потерял горячей веры в Спасителя нашего и не ушел бы в число тех несчастных, которые уже много веков и доныне повсюду вторично распинают Христа.

Да не случится этого самого страшного ни с кем из вас.

Да будете сынами Царства Христова, глубоко утвержденными в истинном учении Его.

Аминь.

Теги: Крещение Господне покаяние

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос выходит в мир на общественное служение. Он начинает проповедовать миру Свое учение. Но с чего начинает Он Свою проповедь, с каких слов. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – говорит Господь.
Когда человек пробуждается к покаянию и начинает ощущать в себе любовь Божию, то и любовь к ближнему зарождается в нем. Он уже не гордится, не считает себя большим других и всем желает добра.
Покаяние открывает человеку подлинное состояние его души. Душа жаждет очищения и находит его в исповеди, в исповедовании грехов своих. Исповедь для человека как Голгофа, как распятие. В исповеди открывается чистота человеческого сердца.
Один отшельник, проживавший на Святой горе, среди скал, где ничего нет, спустился вниз в монастырь на исповедь. И когда духовник спросил его, в чем он хочет исповедоваться, он ответил: «У меня на душе большой грех. Я храню в кувшине сухарики, а мышь приходит и ест их. Я очень на нее сетую». Потом помолчал и добавил: «Эта мышь действительно приносит мне вред, но сержусь я на нее больше, чем она мне вредит».
Покаяние – это основа христианской жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в Церкви, как общности верующих людей, приводит нас к покаянию. Это и богослужение и молитвы, и чтение Евангелия и пение Псалтири.
А искренне ли мы желаем покаяния? Покаяния как перемены, покаяния как преображения, покаяния как отвращения от греховной жизни. И готовы ли мы претерпевать нелегкие искушения ради этого.
Преподобный Арсений Великий некогда в миру занимал высокий пост, был вторым человеком в окружении императора. Потом решил переменить свою жизнь и удалиться в пустыню. Отцы – пустынножители решили испытать его смирение и готовность к подвигам. Во время трапезы они ему, как собаке, бросили кусок хлеба на пол. Мы можем только догадываться, каково было его внутреннее состояние в тот момент. Но внешне преподобный Арсений не смутился, встал на четвереньки и взял хлеб зубами, как собака. Это конечно великий пример из жития Великого святого.
Изучая жития святых подвижников, мы видим, что только через покаяние, через преодоления, которые всегда нам кажутся превыше наших сил, через осознание своей немощи, недостоинства пред Господом и ближними, можно приблизиться к Богу.
Однажды мы, будучи призваны Господом, с великой ревностью начинаем свое восхождение. Но по прошествии некоторого времени внимание наше рассеивается, ревность ослабевает. Мы вновь начинаем осуждать других, забывая о том, что сказано в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». Забываем, что есть только один Судия – Господь, и что только Его Суд праведен.
Как-то к монаху, уже немало искушенному в подвигах, подошел другой. И поведал ему о некотором нерадивом брате. Монах внимательно выслушал пришедшего, а потом немного помолчал и, тяжело выдохнув, еле слышно произнес: «Горе ему».
А после этого ему было видение: крест, на кресте распятый Господь и множество ангелов окружавших Его. Монах тоже хотел подойти к кресту, но Господь, увидя его, сказал: «Уберите от меня этого монаха, недостойного называться монахом. Он раньше суда Моего осудил брата своего». С него сорвали мантию и выкинули прочь. Он очнулся.
Так Господь вразумил монаха. Монах понял, что, произнеся только два слова: «Горе ему», потерял благодать Божию. Забыл о грехах своих, а брата осудил. Поэтому нам непрестанно нужно иметь при себе покаянное чувство.
Мы часто слышим эти слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Евангелие не говорит: «Веселитесь, радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но «Покайтесь!». Покайтесь, пока есть еще время. Каждому из нас Господь дает время на покаяние и возможность изменить свою жизнь к лучшему.
А всегда ли мы помним об этом?
В последние часы земной жизни преподобного Сисоя Великого лицо его стало настолько светлым, что невозможно было на него смотреть. Отцы и братия, которые окружали его, спросили: «Отче, неужели и ты боишься смерти?». А он ответил им: «Не знаю, положил ли я начало своему покаянию». И это говорил человек, имевший святость на земле!
Осуждая других, забывая о недостоинстве своем, даже впадая в тяжкие грехи и теряя покаянное чувство, мы, тем не менее, всегда надеется на милость Божию, надеется войти в Царство Небесное.
Разбойник, распятый со Христом, только и произнес: «Достойное по делам моим приемлю». Он понимал, что наказан за злые дела. Если бы и мы так всегда осознавали себя, и говорили бы: «Господи, достойное по делам моим приемлю»!
Если бы мы действительно это всегда осознавали, если бы мы постоянно пребывали в покаянном чувстве, то у нас не было бы осуждения, ропота и обид на других. Мы понимали бы тогда, что все испытания, которые дает нам Господь – это не строгие наказания за грехи, а проявление Величайшей Милости Божией. Этими испытаниями Он ограждает нас от более тяжких грехов и с любовью препровождает в Царствие Небесное.
Учитель покаяния – Иоанн Креститель – говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния». Каждый плод имеет корень. Чтобы принести плод покаяния, нужно иметь само покаяние. Духовный плод питается корнями покаяния.
Когда человек размышляя о жизни, читая духовную литературу и Евангелие опирается только на разум, не имея при этом внутреннего покаяния, то результаты его трудов не очень велики.
Наша земная жизнь непродолжительна. И безрассудно надеяться на завтрашнее покаяние. Придет наш час и мы предстанем на суд Божий… А покаяние необходимо нам сегодня, сейчас.
Так покаемся же, братья и сестры, ибо приблизилось Царство Небесное!
Труды Валаамской братии

Проповедь Иисуса началась с призыва к покаянию. Первыми словами, которые Он, согласно Матфею, произнес в Капернауме, были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Марк, не уточняя название города, в котором началась проповедь Иисуса, повествует о том, как пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:14–15).

Мы уже обращали внимание на то, что Иисус начинает Свою проповедь со слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи. У Марка эти слова несколько расширены: в частности, добавлен термин «Евангелие». Но призыв к покаянию — общий для Иисуса и Иоанна Крестителя — звучит в версиях обоих евангелистов. Что означает этот призыв?

Буквальное значение греческого глагола μετανοεῖτε, употребленного евангелистами, — «измените ум», «измените образ мыслей». Иоанн Креститель вкладывал в этот термин (точнее, в его арамейский эквивалент) вполне конкретный смысл: люди должны изменить свой образ мыслей перед приближением Мессии, с приходом Которого связывается наступление эры Царства Небесного. Изменить надлежит не только образ мыслей, но и образ жизни: воины не должны никого обижать, мытари не должны брать больше положенного. Крещение покаяния, которое практиковал Иоанн, было крещением во отпущение грехов, и оно совершалось после того, как приходившие к нему исповедовали свои грехи.

В устах Иисуса призыв к покаянию должен был иметь тот же самый смысл: это тоже призыв к перемене образа мыслей и образа жизни. Однако если в проповеди Иоанна преобладала тема суда и воздаяния, то лейтмотивом проповеди Иисуса становится тема милосердия Божия и спасения человека. Покаяние и у того, и у другого проповедника связывается с приближением Царства Небесного. Но если Иоанн находится в ожидании, если для него наступление Царства Небесного связано с грядущим Мессией, то Иисус и есть Тот Самый Мессия, Который приносит людям Царство Небесное.

Поэтому в Его устах слова Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) приобретают совершенно иную тональность: они являются возвещением не того, что необходимо ожидать и к чему надо готовиться, но того, что уже наступило. В этом смысле и слово «приблизилось» (ήγγικεν) у Иисуса приобретает иное значение по сравнению с тем, в каком оно употреблялось Иоанном. В другом месте (Мф. 12:28; Лк. 11:20) Иисус прямо говорит о том, что Царствие Божие уже наступило (ἔφθασεν ἐφ’ ὑμας — в синодальном переводе «достигло до вас»).

Отметим, что выражение «Царствие Небесное» встречается тридцать два раза в Евангелии от Матфея, главным образом в прямой речи Иисуса. У других евангелистов это выражение отсутствует: Марк, Лука и Иоанн употребляют словосочетание «Царствие Божие». Выражения синонимичны: первое является типичным семитизмом; можно предположить, что Матфей дословно воспроизводит слова Иисуса, тогда как другие евангелисты дают их смысловой перевод. Можно также предположить, что Сам Иисус употреблял оба выражения в качестве синонимов («Царствие Божие» встречается также и у Матфея).

Какой смысл вкладывает Иисус в представление о Царствии Небесном? Является ли это Царство настоящим или будущим? Относится ли к земному бытию человека или к его загробной жизни?

В новозаветной науке конца XIX — первой половины ХХ века тема Царства Божия получила разнообразное толкование1 См.: Perrin N. The Kingdom of God and the Teaching of Jesus. P. 13–157.. Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие — это Сам Иисус: через Него «Абсолют, совершенно Другой, вошел в пространство и время», «история сделалась орудием вечности, Абсолют облекся плотью и кровью»2 Dodd C. Н. The Parables of the Kingdom. P. 81, 147..

Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное — настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей. Царство Небесное — это вечность, наложенная на время, но не слившаяся с ним.

Раскрывая значение понятия «Царство Небесное», Иисус никогда не дает его исчерпывающего определения. Он лишь вбрасывает в умы слушателей идеи или образы, которые могут приблизить их к осознанию смысла этого понятия. Он сравнивает Царство Небесное с человеком, посеявшим семена на своем поле; с горчичным зерном; с закваской, положенной в тесто; с жемчужиной, ради приобретения которой купец продает все свое имущество; с неводом, закинутым в море и вычерпывающем рыб всякого рода (Мф. 13:24, 31, 33, 45– 47). На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Иисус отвечает: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:20–21).

Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог:

Можно сказать еще проще: говоря о Царстве Божием, Иисус возвещает Бога, причем Бога Живого, Такого Бога, Который оказывается в состоянии конкретно действовать в мире и в истории и Который действует в настоящий момент… И в этом смысле весть Иисуса весьма проста и абсолютно теоцентрична. Особенность этой вести, ее новизна заключается в том, что Он говорит: Бог действует здесь и сейчас, то есть в этот час Он являет Себя в истории невиданным доселе образом, как ее Господин, как Живой Бог3 Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. С. 69..

Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета — это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.

Радикальная новизна вести Иисуса о Царстве Небесном заключается в том, что Он Сам это Царство спускает с небес на землю. И не только Царство: Самого Бога Он низводит с небес на землю, открывая людям доселе невидимый и неведомый, сокровенный и недоступный лик Божий. Царство Небесное становится не только реальностью будущего, но и новым измерением в жизни людей здесь и теперь, на земле и во времени. Это то измерение, которое апостол Павел назовет жизнью вечной во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Не просто жизнь в Боге, но именно жизнь во Христе Иисусе — вечная не потому, что начнется для людей после смерти: она начинается уже здесь — с того момента, когда человек уверует в Иисуса и станет Его учеником, — и продолжается в вечности.

Проповедуя Царство Божие, Иисус проповедует Самого Себя. Будучи Сам Богом и Сыном Божиим, Он через Себя открывает человеку путь к Богу Отцу. Именно в этом в конечном итоге заключается главное содержание Его проповеди о Царстве Небесном. Это Царство неотделимо от личности Иисуса, от Его дела, Его проповеди и Его свидетельства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *