Покров, что это?

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых любимых нашим народом праздников.

Нам трудно это себе даже представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Хотя зародился он не в России.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришёл на Русь из Византии. Этот праздник принадлежит к числу великих, но не двунадесятых праздников. Он посвящён событию, которое произошло 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Память об этом событии бережно хранится православным народом на протяжении веков. Чудо, случившееся во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Её защиту и Её Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей великой многострадальной России.

❧ Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Лёгкая, стройная, будто невесомая, — такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли — самый миниатюрный и в то же время самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21 метра.

История праздника Покров Пресвятой Богородицы

В те дни Константинополь был осаждён язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам — поругание, христианам — жестокие казни и рабство. Во время воскресного всенощного бдения храм был переполнен молящимися, потому что одна надежда оставалась у отчаявшихся людей — надежда на помощь Божию. Горячо молились они Царице Небесной, со слезами и покаянием; и в четвёртом часу ночи святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний увидели идущую по воздуху Богородицу, окружённую ангелами и святыми в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Преклонив колена и оросив слезами лицо, Пресвятая Дева начала молить Господа, чтобы защитил Он всех людей, призывающих имя Его святое и надеющихся на Его помощь, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. И отступил враг от ворот Константинополя молитвами и заступничеством Богородицы.

На Руси праздник в честь Покрова Божией Матери был установлен святым князем Андреем Боголюбским в начале XII века, и по его же приказанию в 1165 году был построен поражающий своей простотой и красотой храм Покрова на Нерли. Вот уже почти девять веков в этот великий праздник мы вспоминаем удивительные события, произошедшие в Константинополе. Но не только над молящимися Влахернского храма распростёрся Державный Покров Матери Божией: над всем христианским миром в дни горя и испытаний сияет ярче солнечных лучей Её Покров и дарует утешение, укрепление, спасение. Какие бы тяжёлые бедствия ни выпадали на нашу долю, надо помнить, что Пресвятая Богородица молится за нас, раскинут над нами невидимый Её Покров.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле любим и почитаем русским народом. К этому празднику русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот на пастбища уже не выгоняли, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб. Девушки, мечтающие о замужестве, считали для себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, поставить свечи перед иконою Богородицы. Этот день надо было провести очень весело, потому что «если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь». На Покров обычно выпадает первый снег. Он покрывает всё окружающее и этим самым невольно наводит на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы заканчивалось в деревнях время хороводов и начинались посиделки. Это когда длинными осенними и зимними вечерами девушки пряли пряжу, вышивали, ткали и вязали под пение народных песен. В этот день — первый праздник холода — конопатили избы и пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища не выдувало тепло. На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди ходят в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. А как же веселье? Где повеселиться? Первый снег, упав на ещё не промёрзшую землю, тут же начинает таять. Самое время для зимних забав. Смело на улицу — лепить снеговиков и играть в снежки! А если в этих мероприятиях участвует вся семья, то это просто здорово!

Рекомендуем посмотреть:

Даты школьного календаря

Роль праздников в воспитании детей

Детям о празднике Всемирный день Красного Креста

Народный календарь на 14 октября

Этот город образовался из села того же названия, расположенного на небольшой речке Шитка. В древности на месте Покрова существовал мужской монастырь, первое упоминание о котором относит к 1506 году. В Писцовых книга Переславля-Залесского (1628-1631 годах) монастырь отмечен под названием Антоннева пустынь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и с приделом Святого Сименона.

«… в слободе показано 3 дома церковного причта, 4 двора сложных людей, 7 дворов детенышей с 20 человек, 17 дворов бобыльских, людей в них 34 человека и 6 дворов пустых… В 1639 году в той под монастырской слободке был 51 двор, с которых по окладной книге Большого Дворца шло оброку 32 рубля 24 алт. С деньгой. В моровое поветрие (1654 год) многие померли, в 1672 году погорели, и 1673 году было на лицо 34 двора, в 1677 году 12 дворов крестьянских и 24 бобыльских, в них 106 человек…»

В исходе XVII столетия Антоннева пустынь прекратила свое существование, и ее каменная церковь, построенная до 1679 года, была обращена в приходскую. Но в 1708-1710 годах на острове Вяцкого озера возник новый монастырь — Островско-Введенская пустынь, где сейчас, после долгого небытия во время советской власти, возродился монастырь, но уже женский.

Село Покров находилось на большой Московско-Владимирской дороге, примерно на полпути между старой и новой столицами Русского государства. Это и обусловило его развитие прежде всего как торгового, перевалочного пункта, где заканчивался конный пробег, где ночевали, кормили лошадей, запасались необходимым в пути. Радищев, Багратион, Пушкин, Герцен и многие другие знаменитые и просто путешествующие останавливались в Покрове, в его многочисленных заезжих и постоялых дворах. Издавна село славилось ямщиками, кузнецами, обслуживающими путников. Сама царица Екатерина II, по преданию, оценила работу местных кузнецов, подарив им луга у реки Киржач, до сих пор именуемые царскими.

Славилась Покровская округа гончарами да ткачами, рыболовами да охотниками, серебренных, золотых дел мастерами, а особо плотниками, прозванными аргунами по-старинному названию волости, куда входило село, и которые «не только избы строили, но и царские палаты украшали».

В 1768 году здесь побывал академик Императорской академии Паллас, который называет Покров большим государственным селом. Он так описывает этот край: «… В сем малом расстоянии находятся много деревень, и земля везде, не смотря на песчаную почву, наполнена пашнями. Но здесь сеют по большей части овес, лен и гречу, которую и при малом утучнении хорошо урожаются на тощей почве, и сей товар продают…».

В книге «Городские поселения в Российской империи» о Покрове написано следующие: «1778 сентября 1. Повелено образовать Владимирское наместничество…, составив сие наместничество из четырнадцати уездов, в том числе Покровского, в следствии чего село Покров ведомства Коллегии экономии переименовать городом. При издании штата Владимирской губернии… Покров оставлен уездным городом сей губернии».

Герб города Покрова утвержден 16 августа 1781 года. Изображении его: в верхней части щита герб губернского города, а в нижней части — в синем поле две из облак руки, держащие золотой Покров, означающие имя сего города.

С этого же времени город стал застраиваться уже по плану, сформированному в 1788 и в 1826 годах. Разумная и четкая планировка соблюдается городскими властями и в наши дни.

Для заведования городским хозяйством и делами общественными и судебными в Покрове устроены:

  • Государственная Дума;

  • Магистрат;

  • Сиротский суд;

  • Словесный суд;

  • Квартирная комиссия;

  • Городское депутатское собрание.

  • Население города: мужского пола — 1255, женского — 1611. По исчислению, произведенному при городской съемке, городу Покрову принадлежало земли 955 десятин 156 сажень; в том числе находится внутри городской черты 92 десятин 1185 сажень; вне городской черты 448 десятин 377 сажень; в шести особых пустошах 414 десятин 994 сажень.

    По переписи 1897 года жителей 2925 (1369 мужчин и 1556 женщин), одна православная Церковь, городское мужское 2-классное училище, церковно-приходская школа. Больница, аптека, богадельня при церкви на 12 человек. Книжная лавка, лавка, библиотека, общественное Собрание. В 1894 году городских доходов получено 19459 рублей, в том числе на учебную часть 3251 рубль (более пятой части всех расходов!). Огороды, производящие главным образом капусту, картофель и огурцы. Фабрик и заводов семь с производством на 15184 рублей. Две сберегательные кассы.

    В начале XX века «маленький город Покров, заключающий… не более 4000 жителей, является, однако, административным центром большого и богатого по фабричной промышленности уезда (добавим: второго в России после Шуйского, с площадью 3962,5 кв. версты), лежащего при том в самом центре Европейской России, в ста верстах от Москвы…; богатейшее Земство, высоко поставленное в уезде дело народного образования, органы народного здравия народного хозяйства… Малый сам по себе, Покров велик, как глава уезда, как узел, в котором сходятся нити, направляющие развитие благосостояние многолюдной области», — писал в своей книге директор Покровских гимназий А. В. Захаров, который оставил о себе в городе светлую память замечательного педагога, демократа, просветителя. В конце XIX, в начале XX века открылись гимназии в Орехово-Зуеве, Киржаче, Покрове, в уезде 60 земских училищ, 9 начальных училищ министерства народного посвящения, 30 церковно-приходских школ, 20 школ грамоты. В уезде 65 приходов, при чем некоторые из них имеют по два и более храмов, в деревнях много часовен.

    В 1897 году в уезде 155536 жителей. Хлебопашество, огородничество продолжают быть развитыми в уезде. Пчеловодов около 500. один из лучших пчеловодов в России Петр Митин. Лошадей в уезде 16253, рогатого скота 30328 голов (то есть на каждые 5 человек по корове), овец 30328, свиней 2475, коз 5. Земледелие не составляло главного заработка населения. Хлебопашеством занимались, в большинстве случаев, остающиеся в деревнях женское население, тогда как мужчины почти поголовно уходили на отхожие промыслы.

    При хорошо развитом сельском хозяйстве, уезд отличался своей мощной промышленностью. Бумажно-ткацкие, шёлковые, суконные, гончарные, фарфорово-фаянсовые, медно-латунные, железоделательные, стеклянно хрустальные, кирпичные и множество других заводов и фабрик, всего около 150 крупных предприятий и большое количество мелких кустарных производств в уезде.

    После революции процветающий уезд упраздняют, соединяют и разъединяют, укрупняют и разукрупняют. Число жителей в Покрове уменьшилось к середине ХХ века до трёх тысяч. Революции, войны, репрессии, обрушившиеся на Россию, перепахали веками накопленные традиции, быт, уклад, трудовые отношения и хозяйство в округе. В Покрове два промышленных предприятия: Пищевой комбинат и инвалидная артель «Чулочник», ставшая потом фабрикой «Искра». Город в основном одноэтажный. По-прежнему украшают его лишь здания дореволюционной постройки: административное екатерининских времён, бывшее Земство, Казначейство, две гимназии, больница и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Величественный Троицкий собор, кладбище, где захоронены герои Бородина, варварски были разрушены при советской власти.

    Оживилась городская жизнь с появлением в Покрове единственного в стране Всесоюзного, ныне Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии в паре с заводом биопрепаратов. В связи с этим появилась мощная база стройиндустрии — трест «Покровсельстрой». Местный краевед, художник, поэт, В.В.Ястребов пишет о Покрове:

    «Город строителей, город учёных.

    В славном ряду небольших городов»

    Покров заметно вырос, появились два микрорайона с пятиэтажными домами, население увеличилось. Люди приезжали в него по своей воли: в 60-е годы ЦК приказал цыганам жить оседло, и они появились в городе; до двух тысяч условно освобождённых оседали здесь ежегодно; кроме этого в городе находился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, тюрьма с туберкулёзными рецидивистами, Спец ПТУ для малолетних преступниц.

    В этих условиях город выжил. Глава города В.М. Рогов, дружно избранный покровчанами уже на третий срок, считает, что городок наш отмечен незатухающей Божьей искрой…

    В наше непростое время в городе «не упало» не одно предприятие. АО «Фонд милиции РОСМ», ООО «Ранова-Покрова», АО «Элесан», АО «Баской и К'» , единственное во Владимирской области иностранное предприятие шоколадная фабрика «Штольверк-Рус», а всего 200 предприятий малого и среднего бизнеса на 18 тысяч населения дают работу покровчанам, позволяют городу не только выживать, а получать задел для дальнейшего развития. У строителей пошел процесс реанимации: строят два жилых микрорайона для работников РАО «Газпром». В городе строится дом ЖСК, автостанция, рынок, который, может быть , вернет городу былую славу ярмарочного центра Построены теплые автобусные остановки, совмещенные с уютными торговыми павильонами, спортзал, введены в действия гастроэнтерологический и диагностический корпуса больницы И,самое важное сейчас: в городе есть тепло, свет, газ, вода

    Четвертая тысяча квартир переводится на пользование природным газом. На городском бюджете находятся областной детский дом, три общеобразовательные школы, школа-сад, больница, детские сады, учреждения культуры. В городе без задержек бюджетники получают зарплату, дотации выплаты на детей, власть по силе возможности помогает инвалидам, малообеспеченным, дети в школах получают бесплатное питание.

    Даже в трудные годы Покров бью культурным центром всей округи. В городе устраиваются яркие светские, православные праздники, работают Детская школы искусств, Дом детского и юношеского творчества, Дом культуры, две библиотеки, детский клуб «Орленок», музей, стадион.

    Живет в Покрове семья талантливых — иконописцев Осипенко» из древнего рода князей Углицких. Их руками написаны тысячи икон, а более чем 40 городах и селах России, выставки их икон устраивались в Москве более 10-ти раз.

    В городе работают общественные организации ветеранов войны я груда, инвалидов, общество «Зеленый мир». При Покровской церкви — воскресная школа, создается библиотека

    Покров — единственный в районе город-донор. Но проблем с этим не убавляется. В 1997 г. из доходов города по решению районного Совета изъято более 8-ми миллиардов рублей, и город оказался в затруднительном положении. Получается: чем лучше работают предприятия в городе, тем меньше остается в бюджете. Понятно, всем не легко: району, области, стране. Но и в городе бед хватает : плохие мостовые, дороги, страшно переполненные школы, экологические проблемы в связи с недостроенными очистными сооружениями, малой зеленой зоной, чадящей «Владимиркой», которую необходимо отвести от города и д. т.

    Органы местного самоуправления, общественность города считает, что выход из этого положения одни: настоящее самоуправление, действующей Устав муниципального образования, позволяющие городу жить и развиваться.

    Испокон веков труженики великие, воины, защитники народные жили в крае покровском. Это А.В. Суворов, А.С. Грибоедов, Воронцовы, Поливановы, Голицыны, Прозоровские, декабристы Трубецкой, Басаргин, братья Калошины, благотворителя и меценаты Зимины, Морозовы, Карповы, просветители Сабашниковы, трудились здесь историк Ключевский , художник Левитан. Покровчане гордятся своими земляками, сражавшимися и на Куликовом поле, с польско-шведскими и французскими захватчиками. Во время Великой Отечественной войны 20 тысяч ушли на фронт, более половины из них не вернулись. Покровский край (ныне Петушинский район) вырастил семь героев Советского Союза.

    Как в капле воды отразилась история Отечества в судьбе нашего малого города, и пусть этот город продолжает охранять Покров Божьей Матери, как это было уже 220 лет И пусть подвигнет; он нас на доброту, труд, творчество во благо родного города, родной Владимирщины, России.

    Статья написана в 1998 году директором покровского краеведческого музея.

    Колосовой Лидией Борисовной

    14 октября все православные верующие отмечают праздник Покров. Несмотря на то, что этот праздник даже не является двунадесятым, он, тем не менее, очень значимый и любимый в народе. Как и многие другие праздники, посвященные Царице Небесной. Ведь именно с ней русский народ с древних времен связывал надежды на спасение в таких критических ситуациях, когда казалось, что надеяться уже не на что. Как к последней надежде к ней обращались с молитвой о помощи, когда земля русская нуждалась в защите от врагов. И о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами. Именно о такой безнадежной, казалось бы, ситуации повествует та история, которой посвящен праздник Покров.

    Почему праздник так называется

    Полное название праздника – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. События, которым он посвящен, произошли в Константинополе в 866 году. По преданию, в те времена к городу подступили войска варваров, пришедшие по морю на кораблях. Набеги врагов, будь то сарацины или иные племена, чаще всего заканчивались кровавой резней. Поэтому жители византийской столицы приготовились к смерти. В отчаянии они собрались в стенах храмов, взывая в молитвах о помощи и заступничестве.

    И вот в четвертом часу ночи в битком набитом молящимися людьми Влахернском храме произошло чудо. Бывшему там юродивому, который впоследствии остался в истории как преподобный Андрей Константинопольский, явилась идущая, словно по воздуху, Богородица, озаренная небесным светом. Она сошла с небес в храм и некоторое время молилась вместе со всеми людьми, а потом сняла с головы омофор – свой головной покров – и как бы распространила его над всем стоящим народом. Царицу Небесную видел не только юродивый, но и священники, служившие в храме. Но ни один из них не решился сказать о том вслух. Каждый думал, что это ему привиделось.

    Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

    На море в эту ночь начался шторм, и корабли варваров были разметаны далеко по морю, а горожане спасены от неминуемой гибели. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор стал символом чудесного избавления от врагов.

    Главные уроки Покрова

    Как отметить Покров Пресвятой Богородицы и в какие главные уроки он несет современным людям, рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков.

    – Отец Георгий, почему именно в русской церкви это особо почитаемый праздник?

    Священник Георгий Кочетков: Действительно, этот праздник больше знают как русскую традицию, правда, очень древнюю, начатую со времен великого князя Андрея Боголюбского, с середины XII века. Впрочем, что греха таить, с тем и установленную, чтобы возвеличить русскую землю и противопоставить ее другим, что вряд ли было угодно Богу.

    Интересно, что в сердце народа смысл этого праздника все-таки был истолкован по-христиански. Он говорит нам о том, что Церковь гасит вражду и несет народам примирение.

    «Хвалящийся хвались Господом», – учит нас слово Божье, – а не своими историческими, культурными, национальными или художественными достижениями.

    – Почему в народе этот праздник связан с традицией дружеского застолья, уютными вечерами в кругу друзей?

    Г. К.: В народной среде Покров Божьей Матери связывали и с окончанием летней страды, свадьбами, первым снегом, и, конечно, с общением, началом вечерних зимних посиделок и беседок по домам, приемом гостей, угощением.

    В христианской традиции сам образ Богородицы – это прежде всего образ Церкви, и как прибежища, и как дома земного и небесного, где человек Богу родной, а не чужой, а значит и люди не чужие друг другу. Если ты с Богом живешь, то над тобой есть покров Божий, но ты и сам уже можешь как бы распространить этот покров на других людей, защитить их, позаботиться о них.

    – Какие самые важные смыслы несет нам этот праздник?

    Г. К.: Можно вспомнить о том, какой драгоценной, лучезарной Жемчужницей оказалась сама Божья Матерь для Христа. Так же и мы оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви. Любви, которая всегда нисходит на нас свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий дар.

    Фото: Абрамов Денис/ТАСС

    Покров Божьей Матери и есть символ нашей ответной любви к Богу. Мы не всегда достойно отвечаем на дар Божьей любви к нам. Нашу любовь можно разрушить и отменить, если мы не воинствуем против зла, против греха, если мы не воинствуем за Христа так, как должен воинствовать христианин все той же силой любви. Может быть, из-за исконного двоеверия на нашей земле, из-за того, что языческие и нехристианские влияния слишком часто оказывались очень сильны во всем народе, из стремления преодолеть эту раздвоенность наша земля и наша церковь так усердно и возвеличивают Божью Матерь и праздник Покрова.

    Сейчас, особенно после векового разорения церкви и разрушения веры в народе, «покров» над собой люди скорее видят в экономической стабильности, достижениях современной науки, военной мощи государства, благополучной семье – в том, что для человека на самом деле периферийно и менее определяет и его жизнь, и жизнь народа, чем способность к вере, надежде и любви.

    И праздник Покрова Пресвятой Богородицы в самой своей глубине дает нам еще одну возможность открыть свое сердце для этих святых качеств.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *