Покровская церковь гатчина

Покровский собор Гатчины не имеет древней истории, уходящей корнями в седые века, однако он является своеобразным продолжением cудеб храмов Вохоновского Мариинского монастыря, стоявшего в 25 километрах от императорской резиденции, и его самостоятельной ветви — Пятогорской Богородицкой обители. Изначально Покровский собор являлся её подворьем. Ещё в середине 90-х годов ХIХ века руководство Санкт-Петербургской епархии задумало придать Пятогорской Богородицкой женской обители отдельный статус. Это произошло в 1899 году, после чего новоиспечённый монастырь существовал ещё тридцать лет. Развитие обители включало создание подворья, и здесь неоценимую помощь оказал благодетель будущего Покровского собора, купец 3-й гильдии Козьма Карпович Карпов, переселившийся в Гатчину вместе с семьёй в 1872 году. Одна из достопримечательностей нынешнего Покровского собора — мемориальная доска, посвящённая чете Карповых с памятной надписью: «Здесь покоится прах рабов Божиих Козьмы и Ирины — основателей сей обители и сего храма». Эти слова перенесены с остатков первоначальной мраморной доски, найденных в 2001 году в ходе работ по очистке старых склепов, некогда устроенных в притворе Покровской церкви.

Карпов происходил из крестьян Ложголовской волости Псковской губернии. Приехав в Гатчину вместе с женой Ириной Афанасьевной, купец очень скоро стал в городе своим человеком. У него имелись неплохие сбережения и предпринимательская смекалка, он держал бакалейный магазин напротив рыночной площади, и в скором времени Козьма Карпович смог приобрести в самом центре города участок размером в два гектара. На них стояла недвижимость: деревянный дом с мезонином и парой флигелей, а в придачу хозяйственные постройки. Это ещё больше упрочило положение купца в деловом мире Гатчины. У Карпова хранилась православная икона, которую он чтил превыше других и привёз с собой в Гатчину. Это был светлый образ, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Когда-то он чудесным образом уцелел во время сильного пожара, случившемся на родине купца, и тот почитал икону как чудотворную. Будучи человеком сметливым и разносторонним, Козьма Карпович видел, что на пороге ХХ столетия Россия стремительно менялась, утрачивая былую религиозность, поддаваясь, особенно на примере городской молодёжи, революционной агитации, идеям атеизма и духовному нигилизму. В Гатчине, близкой к столице и тамошним новым политическим веяниям, также сильны были подобные настроения, и купец не имевший наследников, решил даровать имущество святой обители. Всё хорошенько обдумав, супруги Карповы передали в 1896 году свою усадьбу с земельным участком Пятогорскому Богородицкому монастырю — обустраивать здесь подворье. Не откладывая дела в долгий ящик, Карпов повстречался с игуменией Апполонией, активно ведущей в округе монастырское строительство. Её стараниями был организован приют для девочек, предоставлявший им воспитание, начальное образование и навыки полезных женских ремёсел; работали богадельня для престарелых сестёр и лечебница, после этого разговора и бюрократических проволочек, на этом участки земли начались строительные работы.

Двухпрестольная церковь была заложена 24 июля того же года при участии священника Василия Левитского, настоятеля Покровской церкви в Мариенбурге (историческом районе Гатчины). На переоборудование здания затратили около двух недель, и уже 6-7 августа Назарий Кириллов, тогдашний епископ Гдовский, освятил приделы новоиспечённого храма. Один был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй — во имя святого благоверного князя Александра Невского, в память о недано почившем в бозе российском императоре Александре III. Это подворье на углу тогдашних улиц Госпитальной и Елизаветинской и стало предтечей нынешнего Покровского собора Гатчины. Его первой святыней стала икона Покрова Пресвятой Богородицы, дарованная храму Козьмой Карповым. Новое подворье следовало обустраивать и обживать. С этой целью сюда из Пятогорской святой обители прибыли на постоянное место жительства 30 сестёр-монахинь. Для них в храме организовали ремесленные мастерские — башмачную, швейную и золотошвейную. Шитьё золотом исстари считалось занятием, в котором монахини были традиционно искусны. Тогда же на подворье появилась и мастерская иконописи. Вместе с монахинями на подворье поселилась и чета Карповых. Козьма и Ирина жили в отдельной комнате, ничем не напоминавшей о роскоши их бывалой усадьбы. Пожертвовав своё состояние и считая себя отныне простыми мирянами, они питались вместе с монахинями в монастырской трапезной. На закате своих дней они не нуждались ни в чём мирском. Постепенно монастырское подворье становилось центром духовного и культурного притяжения многих жителей округи. В отличие от досужих представлений о святых обителях как уголках тихого и застойного бытия, изолированного от людского глаза, здесь кипела жизнь, в храм стремились люди, и епархиальное руководство приняло решение перестроить здание в камне под большой и вместительный городской собор. Господь отметил сие благое дело Своим знаком: участвуя в городской благотворительной лотерее, супруги Карповы выиграли довольно значительную сумму — 90 тысяч рублей, и они по доброму совету решили употребить их на благое дело, а именно — постройку в Гатчине большого каменного храма. Поскольку Гатчина на тот момент была местным центром благочиния и, безусловно, нуждалась в храме соответствующего статуса, все обычные в таких случаях согласования от вышестоящих церковных инстанций были получены быстро, и уже 23 июня 1905 года было выправлено разрешение на постройку в подворье каменной трёхпрестольной церкви.

Архитекторный проект будущего собора разрабытывали петербургские зодчие Леонид Михайлович Харламов и Александр Александрович Барышников, служивший путейским инженером. Проектная документация была подготовлена в самые краткие сроки несмотря на то, что архитекторы рассматривали различные места под будущий храма и при этом неоднократно видоизменяли предполагавшийся облик всего собора. Для урегулирования всех необходимых вопросов и проблем было решено создать строительную комиссию, и первыми в неё вошли, конечно же, главный благотворитель и казначей всего предприятия всё тот же Карпов вместе с супругой, архитектор Харламов и ряд местных уважаемых купцов и горожан. Председательствовала игумения монастыря Аполлония. Архивные документы тех лет свидетельствуют, что работы в гатчинском Покровском храме, первый камень которого освятил Иоанн Кронштадтский в день закладки 3 июня 1907 года, велись всем миром: многие горожане желали участвовать в постройке лично, другие же помогали деньгами. Наиболее состоятельные гатчинцы обеспечивали рабочих строительными материалами, везли на площадку доски, щебёнку, песок. В канун Первой мировой войны (1914) основной объём строительных работ завершился. Его смета составила порядка 200 тысяч рублей при первоначальной оценке затрат в 96 000 рублей.

Церемония торжественного освящения главного придела новой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы провёл епископ Нарвский Геннадий 8 октября 1914 года. На следующий день благочинный монастырей, архимандрит Макарий Воскресенский освятил южный придел храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а северный придел был освящён им во имя святителя Николая Чудотворца двумя месяцами позднее. Впереди ожидал ещё непочатый край работ по достройке здания, внутри находиться было ещё опасно, однако его будущие интерьеры уже начали расписывать трудолюбивые и неустрашимые монахини. Документы тех лет свидетельствуют, что осенью 1918 года в Покровской церкви был освящён небольшой придел — четвёртый. Он располагался в подвале здания — самом безопасном по тем тревожным временам месте для любого православного храма! — и был наречён во имя святого Иоанна Крестителя и мученицы Лидии. К тому времени население подворья составляли лишь 5 монахинь и 16 послушниц. В 1915 году было разобрано на дрова старое, первоначальное здание церкви. Годом ранее это строго предписало Гатчинское дворцовое управление, невзирая на хлопоты игумении Аполлонии и всей строительной комиссии во главе с Карповым. Они даже обратились в столичную духовную консисторию с просьбой сохранить старый храм или хотя бы иконостас. Карпов хотел отвезти его в Нарву, а позже отдать в дар Илецко-Николаевскому женскому подворью одноимённого монастыря Оренбургской епархии. Однако, отдельным указом было предписано хранить иконостас в церкви Гатчинского подворья, по мере необходимости пуская на топливо для печения просфир и отопления здания в зинее время. Ныне на месте старой церкви обустроена приходская церковная лавка Покровского собора. Покровский храм города Гатчины так и не был завершён из-за войны и последовавших революций. Неоштукатуренный, за исключением колокольни, снаружи и не украшенный должным образом внутри, он так и простоял до наших дней, словно горькое подтверждение двух старых истин: нет ничего более постоянного, чем временное, и — спасибо ещё, что живой!

После Октябрьской революции над Покровским собором, как и другими церквями Гатчины, нависла смертельная угроза: быть разрушенными «до основанья» как атрибутам «мира насилья». Такая вот странная логика: созидать на словах, разрушая на деле! В 1918 году скончались супруги Карповы, главные благодетели Покровского храма. Последние свои годы они жили при монастыре, подворьем которого оставался Покровский собор, в маленькой комнатке. Козьма был похоронен в притворе храма, а его супруга — во дворе храмового комплекса. В эти годы здесь служил священник Иоанн Смолин, являвшийся создателем известного в кругу гатчинских верующих «иоанновского» кружка, духовным лидером которого стала знаменитая в городе монахиня Мария Гатчинская, впоследствии возведённая РПЦ в ранг святых. История сохранила имена первых настоятелей храма. В их числе были священники Алексий Александрович Благовещенский (1897-1910) и протоиерей Севастьян Николаевич Воскресенский (1911-1938). Власти постепенно прибирали к рукам как монастырь, так и Покровскую церковь. В 1929 году Покровское подворье было закрыто, при этом 18 монахинь по-прежнему жили тут «по прежним правилам», лишь перестав носить монашеские облачения. Они продолжали обслуживать храм бывшего подворья под руководством матушки Тавифы — игумения Феофания к тому времени уже была выслана из Гатчины. В 1930-е годы гонения на монастырь продолжились. Почти все его гатчинские сёстры были арестованы 18 февраля 1932 года, поскольку «пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки». Монахини были высланы на поселение в Казахстан и другие, по меткому определению писателя Михаила Шолохова в романе тех лет «Поднятая целина», «холодные края».

По поводу дальнейшей судьбы здания Покровского храма новые гатчинские чиновники долго ломали голову, тасуя варианты и рассматривая самые разные проекты. Одним из привычных в таких случаях вариантов было устройство в храме кинотеатра, и был даже составлен проектный эскиз. Однако прагматика и шаблонность бюрократического мышления возобладали и на сей раз: 11 мая 1939 года богослужения в церкви были запрещены, а у здания появился новый хозяин — «Гатчинторг», который нуждался в складских помещениях и уже давно облюбовал себе Покровский собор. После войны в Покровском соборе по-прежнему размещался склад, при этом власти подумывали организовать в его здании постоянно действующий культурно-выставочный центр, однако их планы не сбылись. 1990 год стал датой долгожданного возвращения храма его верным прихожанам. Работы предстояло непочатый край: помещения были переоборудованы, захламлены и совершенно не готовы для проведения богослужений. Прихожане ещё помнят, как было опасно ходить внутри, а прямо во время служб порой отваливались большие куски внутренней обшивки помещений. Пыль вставала сплошной пеленой, и богомольцы ничего не видели буквально на расстоянии протянутой руки! Но усилия многих людей не прошли даром: храм хорошел на глазах.

После того как Покровский собор возвратился в лоно Церкви, его настоятелем в 1994 году был назначен протоиерей Михаил Юримский. Под его руководством прихожанами и другими верующими Гатчины полуразрушенное здание церкви было быстро восстановлено, и сегодня этот храм по праву является негасимым очагом православия в городе, одним из ведущих духовных центров Санкт-Петербургской епархии, её радостью и гордостью.

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №343, ООО «Де Агостини», 2019

Гатчинский Покровский собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Покровский собор в Гатчине, вид со стороны Приоратского парка

Крупнейший в Ленинградской области храм — собор Покрова Пресвятой Богородицы — строился в Гатчине с 1895 по 1914 годы. Авторы при создании православной церкви стремились воплотить в жизнь идею о воскрешении исконно русского стиля. Однако проект еще не раз менялся архитектором Л. Харламовым и инженером А. Барышкиным, в итоге они успели реализовать лишь малую часть замыслов.

Покровский собор был возведен на месте деревянного двухэтажного дома, входящего в комплекс женского монастыря в Гатчине. Со временем временную церковь упразднили, а современный храм получил три предела — во имя Александра Невского, Николая Чудотворца, Покрова.

Отделка Покровского собора в Гатчине так и не была доведена до конца из-за вспыхнувшей Первой мировой войны и Октябрьской революции. Поэтому долгие годы фасад величественного здания оставался кирпичным, только в 2011 году его оштукатурили. До этого же красные стены соседствовали с белоснежной колокольней и синими куполами.

В 1930-е храм был отдан под склад, а богослужения в нем возобновились лишь в 1991 году. В 1996 в подвальном помещении Покровского собора был устроен нижний храм во имя Иоанна Кронштадтского.

Адрес: ул. Красная, д.1., г.Гатчина

Каждый, кто приезжает в Гатчину за впечатлениями и историей, непременно посещает её исторический район Мариенбург. История, действительно, словно дышит здесь и поныне. Особенно остро это ощущается в так называемой Егерской слободе, где сохранились рубленые дома местного деревянного зодчества. Их начали строить после того, как в середине ХIХ столетия император Александр II пожелал перенести центр придворной охоты из Петергофа в Гатчину, на хозяйственные территории бывшего фарфорового завода и Кирасирского полка. Сохранившиеся в Егерской слободе и поныне деревянные дома строились начиная с 1857 года в соответствии с общим планом слободы, представленным архитектором Дворцового ведомства Георгом Гроссом. Заблудиться в этом комплексе из 60 построек было сложно: повсюду висели вывески: «Главный доезжачий», «Старший стремянный», «Ловчий его величества»…

Сохранились и по сей день надписи на фундаментах 1906 года — им датируется время последнего ремонта охотничьего городка. Помимо егерей в слободе обитало множество их четвероногоих подопечных. Коль скоро здесь часто бывали представители царствующей фамилии с гостями, то слободе требовалась своя церковь. Находящийся в непосредственной близости от железнодорожной платформы «Мариенбург», эклектичный храм Покрова Пресвятой Богородицы строился по проекту известного академика Давида Ивановича Гримма, ученика знаменитого зодчего Александра Брюллова, старшего брата Карла Брюллова и архитектора И. А. Стефаница. Сам государь Александр III изволил заложить первый кирпич в основание фундамента будущего храма 25 мая 1886 года. Спустя два года повелел расширить уже почти готовое здание, что и было сделано к весне следующего года. Через месяц после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у станции Борки близ Харькова, которое всколыхнуло всю Россию, состоялось освящение храма в Мариенбурге в Высочайшем присутствии.

20 ноября 1888 года церковь была торжественно освящена в присутствии императора Александра III духовником Их Императорских Величеств протопресвитером Иоанном Янышевым. На освящение церкви тогда собрался весь цвет придворной знати, сановные любители охоты и всё императорское семейство. Покровская церковь в Мариенбурге служила приходским храмом придворных егерей Императорской Охоты. Весьма впечатлял храмовый иконостас, выполненный в три яруса из дуба и украшенный резьбой. Он был изготовлен на петербургской мебельной и столярной фабрике Е. Шрадера. 24 образа для иконостаса написал на цинке талантливый московский иконописец Н. Софонов, которые и были установлены к освящению храма. Роспись интерьера сделал в византийском стиле живописец П. Фишер. Сам император также сделал подарок — бронзовое паникадило, доставленное из Гатчинского дворца. Сейчас купола этого храма выкрашены в голубой бирюзовый цвет, тогда как, при открытии Покровского храма они были золотыми.

15 марта 1918 года церковь в Мариенбурге, до этого состоявшая в придворном ведомстве, была передана епархии. Покровская церковь была закрыта по постановлению ВЦИКа от 2 марта 1933 года, после чего полностью разграблена, а кое-что, уничтожено. Её здание передали военному аэродрому и разместили в ней склад авиационных бомб. В годы немецкой оккупации, по просьбам жителей оккупированной Гатчины, немецкое командование открыло Покровский храм для верующих в 1942-м году. В нём соорудили временный иконостас, а иконы и утварь из разных мест собрали верующие. Здесь, в годы немецкой оккупации, вели службы священники Иоанн Пиркин и Василий Апраксин. В августе 1951 года временный фанерный иконостас заменили на новый, переданный в храм из церкви Санкт-Петербургской Духовной семинарии, который украшает интерьер Покровского храма по сей день. После проведённого в храме ремонта церковь в Мариенбурге вновь была торжественно освящена 14 января 1952 года благочинным Пригородного округа протоиереем Александром Мошинским. В 1957 году вокруг храма была сделана новая ограда, а в 1959 году на прихрамовой территории был выстроен деревянный церковный дом. Храм при советской власти больше не закрывался.

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №343, ООО «Де Агостини», 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *