Покровские пещеры Оренбургской области

Людям ваша красота не нужна, люди идут помолиться, а не полюбоваться!!!! Им помощь нужна! А организаторы нагло делают деньги и с каждым годом ( мы были с гостями 20 августа 2016 года) цена за вход в пещеру растёт, я даже не взяла ребёнка- знаю, что оставлю приличную сумму. Опишу сам процесс посещения- одев платки, спустились вниз, где расположена церковная лавка, какая духота нас тут же окружила! Кислорода минимум! Папе, у которого и возраст пожилой и сердце больное после посещения пещер, кстати, пришлось покупать лекарство, чтобы хоть как то поддержать здоровье, то есть пожилым людям в тёплое время года, когда наплыв посетителей- крайне не рекомендую посещать! О карете скорой помощи , о кондиционерах организаторы даже и не подумали! Зачем им тратиться? Им нужны деньги на другое, а если человеку станет плохо- это его проблема! Далее- заплатив за экскурсию, за свечу, мы мокрые, практически с кислородным голоданием, спустились вниз (здесь дышалось не намного легче, свежего воздуха, как и прежде не хаватоло- свечи у всех тухли то и дело) цепочкой за экскурсоводом, которая бежала вперёд, не волнуясь, слышит ли её кто, нет ли? Ей же главное- протараторить своё и убежать, что и случилось- она оставила нашу группу в самом большом помещении , где собственно и закончилась экскурсия — помолиться. На вопрос «А как же мы вернёмся?» , сказала- «ничего страшного- по стеночке, по стеночке, мимо гробика( а кто его видел, когда шли в темноте с потухшими свечами, ориентируясь на голоса впереди?). Немного растерянные, испуганные кромешной тьмой, свечи по прежнему не хотели гооеть, наша группа двинулась обратно ( слава Богу, среди некоторых оказались те, что были здесь не раз, на них вся надежда и была!) стали карабкаться обратно, внизу под ногами вязкая субстанция, стены мокрые, потолки низкие, я едва успевала вытаскивать ноги и волочиться, едва не ползти за голосами впереди ( о молитвах напрочь забыла, одна мысль- выйти бы , не задохнуться бы.) Бедные мои семидесятилетние родители- как они все это выдержали? Как неудобно было перед гостями, которым мы до этого расхвалили святые пещеры!!! Да, ещё, что нас, выползающих, практически бездыханных ждало на выходе ( который и вход в пещеры)- наша убежавшая экскурсовод уже вела следующую группу !!! Может кому- то и доводилось проходитьразминуться с цепочкой людей по проходику, предназначенного для одного худенького монаха ? — мне нет !!!! Бедолагам с нашей группы пришлось вытянуться по стойке » смирно » и приставным шагом, вытирая мокрые от конденсата стены, продвигаться к выходу мимо прижатых к противоположной стене по стойке (сами знаете какой) бедолаг из другой группы!!!! Если бы не безобразная организация, не финансовая заинтересованность служителей храма, не желание, играть на вере людей, на их последней может быть Надежде на лучшее- впечатление от посещения данного места было бы другое, так — уже второй день хожу в шоке, в полном разочаровании. Очень жаль, что всё вокруг нас постепенно обрастает сплошной коммерцией, даже религиозные места…..

Оренбургская область

Природа и география

Водные ресурсы

Леса, горы и пески

Святые пещеры в селе Покровка Новосергиевского района

В России существует множество святынь, появившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются Святые пещеры Свято-Николаевского монастыря . Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, находящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Захарию Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить обитель.

В 1886 году казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Захарий Карцев поселился на горе Монашке близ села Покровка Новосергиевского района, вырыл небольшую пещеру с келией и жил там два года в строгом посте и молитвах. Потом Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного подвига и спасения.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Со временем пещеры ушли далеко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. Появились и наземные постройки: молебный дом, каменный храм, странноприимный дом, приют для мальчиков. Был устроен пруд, посажен фруктовый сад и запущен кирпичный завод. В 1923 году начались гонения на монастырское братство. Монахов расстреляли. Все монастырские постройки разрушили, а вход в пещеры — засыпали.

В 2002 году стараниями настоятеля Покровского храма пещеры Свято-Никольского монастыря были найдены. С тех пор Святые пещеры стали местом паломничества верующих и туристов.

Категория: Святые места, автор admin , 12352 просмотров, 0 комментариев

У села Покровка Новосергиевского района есть Монахова гора, до недавнего времени, мало кто знал почему она так называется. Давным давно здесь был подземный монастырь. И вход в него, вновь обретен был только в июне 2002 года. Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» в последнее десятилетия начал обустраиваться. Под горой находится почитаемый Никольский источник. Святой источник хорошо обустроен. Около него построена закрытая купальня с купелью.

История Святых пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Впоследствии он постригается в монахи с именем Зосима.

. Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
— Иди в Покровку, благоустраивай родник!

Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему — спасать душу. Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.

40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом «Н.М.», что значит — Никольский монастырь.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода. Монастырь развивается и принимает в число братии новых послушников.

С 1912 г. в монастыре уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.

Но революция внесла свои коррективы в жизнь монашеской общины.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Братия, опечаленная уходом своего пастыря, пережила тяжелые времена. Советская власть сделала все возможное, чтобы разрушить общину. Последний настоятель о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге 10 сентября 1937 г. Предположительно 1939 г. Монастырь был окончательно закрыт. Храмы были разрушены или употреблены для хозяйственных нужд, пещеры завалены. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты в 1939 г.

В наше время началось активное восстановление монастыря. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. В это же время Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня. Вода в источнике холодная, 4 градуса.

Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:

Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. «Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим. » Поднялась, прошла несколько метров — и удивилась: «А у меня горло-то совсем не болит!»

А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:

— У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование — врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма «Живая вода». Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь — и не напьешься. Как вот в подземелье воздух — не надышишься.

Координаты: 51°59’47.5″N 53°53’41.2″E

Автор фото Merkulov Vladimir, Александр Денежкин

Покровские «Святые пещеры» – точка на духовной карте России

В рамках реализации проекта «Социальный туризм для пожилых и инвалидов» сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) в Оренбургском районе 11 августа организовали для жителей Сергиевки и Архангеловки паломническую поездку. Её участники отправились в Новосергиевский район, в Никольский женский монастырь «Святые пещеры».

Как Захарий стал Зосимой

История Святых пещер началась в 1896 году, когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озёрной Орского уезда. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освящённого и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере, постился и молился. Потянулись к нему люди, искавшие духовного спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться всё прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обратился к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. Земли были пожертвованы, и на них возводились новые строения.

26 сентября 1909 года был Захарий пострижен в монахи с новым именем – Зосима. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено 256 метров пещерного хода: узкий, шириной 70 сантиметров коридор, вырытый на глубине четыре-шесть метров, вёл в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Молятся и благодарят

В наши дни монастырь найти легко: издали виднеется он на продуваемом ветрами холме, а под ним раскинулось село Покровка. С виду кажется, что весь этот комплекс – декорация к историческому фильму. Но нет, всё действующее: трапезная, молельня, крестильня.

Матушка Ирина, наш проводник, рассказала немного и о материале для строительства храма. В годы гонений монастырь был иным, прежний разобрали буквально по кирпичику. Все наземные постройки монастыря монахи строили из кирпича собственного кирпичного завода. Кирпич был прочный благодаря уникальной рецептуре на основе яиц и мёда. В советские годы, разрушив монастырь, из того кирпича в Покровке построили магазин, клуб, и эти здания до сих пор стоят в селе.

Сегодня сюда приезжают сотни паломников не только из близлежащих областей – со всей России. Люди молятся, просят помощи или просто благодарят Бога. Каждый находит свои слова и свою причину сюда приехать.

Так как же нашли вход?

В 1993 году были первые попытки отыскать вход в Святые пещеры. Поиски продолжались почти десять лет, и в 2002 году вход был найден.

Теперь на территорию монастыря мы проходим через Надвратную колокольню, здесь и сейчас возводятся новые строения – всё восстанавливается на пожертвования прихожан. Вход в Святые пещеры находится в храме Рождества Иоанна Предтечи. Сам он новый, на мой взгляд, тесноватый, но скрывает жемчужину – ту уникальную подземную святыню, преклонить колени в которой и помолиться о наболевшем сюда едут люди. Да, чтобы осветить себе путь, нужно приобрести свечи в иконной лавке. Моя юбка-шорты хоть и длиною ниже колена, смутила матушку Ирину, и мне предложили, как и многим другим, облачиться поверх в юбку с запахом.

Внутри пещер очень тесно и очень интересно. По-детски любопытно и капельку страшно. Были среди нас те, кто идти побоялся, но минут через десять, поборов страх, всё-таки вошли. Это был один из редких случаев, когда я порадовалась своему небольшому росту – своды крайне низкие. Зато дышалось в пещере из песчаника легко, с потолка свисали кристаллики льда, а изо рта шёл пар – морозненько! Вокруг иконы, камень, всё таинственно, и ты прижимаешься к стеночке, на минуту прикрываешь глаза и пытаешься представить, каким невероятным образом можно было продолбить киркой эти почти 300 подземных метров без света, наощупь?! Тамара Беклер из Архангеловки отметила:

– Диву даёшься. У монахов не было специальных инструментов, лишь лопата да кирка, копали они до позднего вечера, а после не отдыхали, а молились. Смогли бы мы так же? Кстати, да – пещеры узкие и выкопаны по типу Киево-Печерских. Почему? Зосима посещал Киево-Печерскую лавру.

Выйдя из пещерного храма, мы поднялись на гору, к поклонному кресту. Отсюда открылся чудесный вид на лес. Последнее, куда мы зашли, – родник с купальней. Раиса Перепёлкина в белой ночной рубашке, окунаясь в воду с головой, выглядела облачком. А после купели была сияющей и бодрой. Говорят, здесь необычайно полезная и вкусная вода с высоким содержанием серебра. Все 35 наших пенсионеров, как один, признали водицу сладкой и приятной.

Многие сергиевцы и архангеловцы, посетив монастырь, рассказали, что, войдя в пещеры, ощутили невероятное состояние духа. Все участники экскурсии благодарят за возможность посещения святого места добрым работникам КЦСОН.

Посетила и сфотографировала
святые места Евгения УЛИТИНА

Село Покровка на трассе Оренбург – Самара

Зимой 1896 года оренбургский казак Захарий Карцев увидел удивительный сон. Голос над зеленым холмом произнес: «Над горою свет, под горой – родник!»

Проснувшись, казак вспомнил это место – близ нынешнего села Покровка Новосергиевского района. Захарий тогда взял заступ, лопату, краюху хлеба и кувшин кваса и отправился под гору – строить подземный монастырь, обитель, которую и поныне считают одной из величайших святынь Южного Урала.

По зову Господа

Покровка – небольшое село, раскинувшееся у шумной трассы Оренбург – Самара. При въезде в глаза бросаются яркие указатели с надписью «Святые пещеры». Следуя по ним, легко добраться до той самой горы, на которую указал Господь подвижнику Захарию. Сегодня здесь возводится большой храмовый комплекс – сияющий на солнце купол главной колокольни видно за много километров. Впрочем, главная местная святыня скрыта в недрах горы.

По зимнему времени попасть на экскурсию можно с десяти утра, и экскурсовод – жительница Покровки Ксения Якубова с охотой рассказывает удивительную историю этого необычного места. В 1896 году 36-летний записной казак Карцев после ночного видения откопал у подножия горы родник, а затем в мягкой песчаниковой породе оборудовал себе небольшую келью. Отшельником жил он в посте и молитвах, и вскоре молва о необычном казаке разлетелась по округе. К нему потянулись другие верующие, а воды родника стали считаться целебными. Богомольцы углубили келью Захария, вели хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило.

26 сентября 1909 года Захарий был пострижен в монахи с новым именем – Зосима. К тому времени трудами приходящих крестьян и братии пройдено было около 256 м пещерного хода: коридор, вырытый на глубине 4 – 6 м, вел в подземную церковь и кельи, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец – схимонах Нил. По легенде, он предсказал скорый закат Российской империи, тяжкие испытания для казачества и многолетнее забвение этого святого места. Но в утешение богомольцам и служивым добавил, что свет веры православной еще озарит пещеры Зосимы и поруганного священства.

Так оно и случилось.

Подземелье схимонаха

После захватывающего рассказа Ксении мы зажгли свечи и отправились внутрь. Пещеры узкие, но неудобств это не доставляет – внутри не нужно идти, согнувшись в три погибели. Одной свечи вполне хватает осветить дорогу. Экскурсовод говорит, что многие из приходящих сюда – люди глубоко верующие, любопытных, желающих только поглазеть – немного. Ксения тем временем показывает нам следы от кирки на стене из песчаника. По легенде, они были сделаны монахами-первопроходцами и помнят руки самого Зосимы и Нила.

Кельи, где годами жили отшельники, совсем крошечные, обычному среднему человеку и ноги не вытянуть. Какой силой духа должны были обладать эти люди, отказавшиеся от всего мирского ради веры!

Также, по словам экскурсовода, в далекие 1800-е здесь почти не было света. В пещере горели только лампадки, свечи зажигались лишь на рождественские и пасхальные службы. Монахи ходили с иконами, которые висели у них на перевязи, чтобы руки всегда были свободны для крестного знамения.

Бывают в этом святом месте и необычные гости. Так, Ксении запомнился визит пятидесяти филиппинских студентов. Они приехали учиться в Оренбург по обмену, и руководство организовало им посещение Покровских пещер. Через переводчика ребятам удалось разъяснить, что находятся они в святом месте. И молодые люди начали по-своему молиться, делится воспоминаниями наш экскурсовод.

Люди приходят разные, бывают и такие, которые выделяются своим поведением, и на них невольно обращаешь внимание. Ксения объясняет, что скепсис человеческий виден. Три года назад, например, в одной из групп был парень, который в конце экскурсии выдал фразу: где тут самое святое место, куда я могу прикоснуться, чтобы все грехи мне списали? Экскурсовод спросила парня, сколько ему лет. Мужчина назвал свой возраст – тридцать два года. И тогда Ксения объяснила, что невозможно тридцать два года грешить и за секунду, прикоснувшись к святому месту, очистить себя от всех грехов. Мужчина призадумался. Эта история имела продолжение.

– Уже на протяжении трех лет наш «грешник» приезжает, – улыбается Ксения. – Ходит, внимательно слушает и думает о своем. И уж больше не шутит над набожностью паломников…

Обретенная святыня

После переворота 1917 года начались гонения на церковь, докатились они и до Покровки. В 1922 году в возрасте 63 лет умер основатель – игумен Зосима. Через три года монастырь закрыли: церковь, которая стояла над входом в пещеры, разобрали, а сам вход позже взорвали и засыпали обломками породы. Оставшимся монахам предложили поступить на работу, организовав рабочую артель, но при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати. Желающих, впрочем, не нашлось. Судьба сподвижников по вере игумена Зосимы до сих пор туманна, точных данных нет. Кто-то говорит, что всех их расстреляли, другие уверены, что верующим удалось спастись, но ни один потом так и не вернулся в Оренбуржье.

Как бы то ни было, но на десятилетия пещеры оказались закрытыми, а после Великой Отечественной войны о них забыли совсем. Первые попытки их найти и откопать вход начались в 1993 году, но безуспешно. Лопатами и даже экскаватором изрыли всю гору – результат нулевой. Считалось даже, что никаких пещер тут и нет вовсе, мол, церковная легенда. Но, как и казаку Захарию, место раскопок привиделось во сне местному священнику Анатолию Чернецову. Наутро он указал экскаватору, где копать, и первый же ковш вынес на поверхность землю с кирпичами. Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи. Но еще более удивительным было состояние пещер. Вошедшие в них люди увидели лишь небольшое количество пыли. Можно было подумать, что монахи только вчера покинули галереи. Ни намека на затхлость и тяжелый воздух – удивительным образом, даже будучи закрытыми, пещеры хорошо вентилировались.

Сегодня покровские святыни – одно из ключевых мест паломничества в регионе. Облагорожен и родник Зосимы, ведется строительство храмового комплекса. Сбылось пророчество схимонаха Нила – свет православия вновь освещает святые подземелья. И вместе с ним – всю верующую Русь.

Одно из мест паломничества православных верующих — село Покровка Оренбургской области и Святые Пещеры рядом с ним. Считается, что местный родник обладает целебными свойствами. Посмотрим, что из себя представляют эти объекты.

01. Селу Покровка уже 215 лет. Название неоригинальное. Связано с праздником РПЦ Покров Пресвятой Богородицы. Эта Покровка находится в Новосергиевском районе Оренбургской области, почти на трассе Самара-Оренбург. До Оренбурга около 85 километров.

02. Покровка расположена на реке Самаре и насчитывает около 3000 жителей.

07. Люблю такие дома.

08. Ещё одно здание из кирпича. В 1907-12 годах был построен Новоникольский мужской монастырь с кирпичным заводом и фруктовым садом.

14. Наконец-то появляются так называемые Святые Пещеры. В 1896 году здесь поселился один казак и начал вести жизнь в посте и молитвах. За ним потянулись и другие монахи. Под землёй были вырыты пещеры — келии, и в них монахи молились. Даже небольшая церковь там есть. Подробнее читайте и смотрите подземные снимки, например, здесь. У меня нет встроенной вспышки, поэтому под землёй снимков не делал. Кстати, настойчиво требуют покупать свечки для подсветки хода, мол, фонарики на телефоне — это не труЪ. Что, конечно, полная глупость. Экскурсия стоит что-то около 150-200 рублей, начинается бодро, но поток информации быстро иссякает. Чувствуется деловая прижимистость РПЦ.

15. Все наземные строения новодельные. Какие-то вовсе в стадии строительства.

16. Вид на село Покровка.

18. После кровавой революции 1917 года на церковь в СССР пошли гонения. Постройки Святых Пещер коммунисты разрушили, вход засыпали, тополиную аллею от села вырубили, источник засыпали щебнем. В 1939 году жизнь тут прекратилась.

19. Вход в Пещеры начали искать в 1993 году, а нашли в 2002-м. В середине 2000-х годов началось благоустройство территории и строительство новых построек. Как говорят, сюда едут паломники со многих регионов России. На стене у входа в пещеры висят фотографии с приезда нынешнего патриарха. Это забавно, с учётом того, что данный патриарх вот буквально только что наградил церковной наградой лидера партии КПРФ — продолжателей дела тех, кто собственно все Пещеры и разрушил, устраивал гонения на церковь.

20. Купель с источником воды.

21. Температура 4 градуса. Считается, что если верить и окунуться, то болезни исчезнут. Лично я не проверял.

22. И ещё немного Покровки.

27. Вот такой весёлый дом. Впереди — другие записи об Оренбуржье. Stay tuned! 😉

Напомню, что я готов провести фотосъёмку интересных спортивных мероприятий, соревнований и тренировок, а также неспортивных событий/репортажей. С меня фото, рассказ и всяческий пиар, с вас — всё остальное;) Подробности здесь.

Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопок ниже:

Вы можете подписаться на мои страницы в социальных сетях:

Ко дню празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — 27 сентября — Фильм Аркадия Мамонтова КРЕСТ.
Автор сценария: Аркадий Мамонтов. Режиссер: Ирина Прокудина. 2015

Крест является символом и основой христианской веры. В глубинке России, в Ярославской области, находится монастырь, где хранится одна из святынь православной Руси — так называемый Годеновский Крест.
Показать полностью… История этого Креста уникальна. В 15 веке, за 30 лет до падения Константинополя, среди болот и лесов необъяснимым образом появился крест византийской работы.

О многострадальной истории христианства, Креста, о том, как из символа позорной казни он превратился в символ веры и спасения, рассказывают известные священники и ученые-историки в фильме Аркадия Мамонтова «Крест».

О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, РАССКАЗЫВАЕТ игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня.

Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест.

Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников.

ЗНАМЕНИЕ ДЕРЖАВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РУСИ

Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии.

Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем Церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году.

Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, – необходимые условия державного строительства. Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. А незадолго перед этим – Цареградская икона Божией Матери: она, как и Животворящий Крест, становится одним из символов того, что Русь – преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.

XXI ВЕК: ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ

70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, мы взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано наше подворье.

К Кресту тогда вела едва заметная тропка. Что же мы видим сегодня? После десятков лет забвения Крест почитается народом так, что это можно сравнить с почитанием преподобных Матронушки и Серафима.

Сердцем русского человека востребован Крест. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и мы видим, что это люди неслучайные. Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается.

РЕСТАВРАЦИЯ

В богоборческие времена Крест претерпел не только забвение, но и пострадал от кощунственных надругательств. Его реставрация происходила в 2002–2003 годах, причем по нашей просьбе Крест не выносился из действующего храма, где, как обычно, совершались богослужения. Работы проводили реставраторы высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. И теперь мы свидетельствуем: Крест действительно спасен.

ЧУДОТВОРНЫЙ КРЕСТ

Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно, о чем мы имеем множество свидетельств.

«КРЕСТНЫЙ ХОД» ГОДЕНОВСКОГО КРЕСТА

Люди стали просить копию святыни для своих храмов, и уже 12 таких копий установлены в разных епархиях и регионах нашей необъятной страны. Первая из них была принесена в Севастополь. Это произошло 13 декабря 2013 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда в Киеве уже бушевал «Майдан».

Крымчане горячо молились о мире на своей родине. Через несколько месяцев святая земля Крыма бескровно вернулась в лоно Русского Дома. Еще одна копия принесена в Вологду, где сегодня присутствует в храме преподобного Димитрия Прилуцкого, основателя нашего монастыря.

Следующая копия была принесена в Луганскую епархию. Образ Спасителя на Луганской копии получился с темным ликом. Но чудесным образом через год лик просветлел и, несмотря на боевые действия, которые происходили на Луганской земле, в обители не взорвалась ни одна бомба и не прозвучал ни один выстрел. С глубоким почтением перед святыней молился Блаженнейший Митрополит Онуфрий во время своего посещения обители.

Копия Креста была преподнесена митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Когда копию освященного Креста обнесли крестным ходом вокруг нашего храма, собравшиеся с изумлением увидели на небе чудесное знамение: над головами проплыл составленный из темных облаков восьмиконечный крест, который сменился солнцем и круговой радугой. Сегодня этот Крест пребывает в Храме-на-крови города Екатеринбурга.

С 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 копия Годеновского Креста находилась на МКС, экипаж космонавтов – Юрий Маленченко, Тип Копра, Тим Пик.

Покровские пещеры новосергиевский район

Адрес: 461200, п Новосергиевка, ул. Краснопартизанская, д. 20

Дата образования — 1934 г.
Площадь территории — 4,5 тыс. кв. км.

Население — 34,1 тыс. чел.
Природные ресурсы, полезные ископаемые: Загорско-Лебяжинское и Землянское месторождение нефти, Старобелогорское месторождение мела, Мустаевское и Покровское месторождение кирпичных глин, Новосергиевское месторождение песчанно-гравийной смеси.

Новосергиевский район образован в 1934 году. Район расположен на западе центральной зоны Оренбургской области, занимая субширотные отрезки долин рек Киндельки, Самары и ее правых притоков – Кувай, Большой и Малый Уран, Ток. Площадь территории 4,5 тысячи кв. километров.
Район вытянут с севера на юг на 112 км, пересекая возвышенность Общий Сырт. В рельефе района выделяются холмисто-увалистые междуречья Большого Урана. На левобережье Самары развиты широкие придолинные равнины. Высшие отметки рельефа отмечены на горе Царский Дар – 223 м и к северу от села Мрясово – 338 м над уровнем моря.
Район занимает выгодное экономико-географическое положение: с запада на восток его пересекает главная железнодорожная магистраль области Москва – Самара – Оренбург — Ташкент, а также автомагистраль федерального значения Самара – Оренбург.

Экономика. В структуре экономики района более 100 предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, дорожного строительства, торговли и бытового обслуживания, около 200 объектов социальной сферы.

Основу сельскохозяйственного производства составляют зерновое хозяйство и животноводство. Новосергиевский элеватор по производственным мощностям входит в пятерку подобных крупнейших предприятий России.
На территории района сельскохозяйственным производством занято 12 крупных и средних предприятий, 16 малых предприятий, 103 КФХ и 13539 личных подворий.

Общая посевная площадь составляет 422,3 тыс. га, в том числе сельхозугодий 408,5 тыс. га. Посевная площадь района – 185,1 тыс. га.

Производством животноводческой продукции в районе занимается 17 сельхозпредприятий и 78 КФХ и ИП. На 01.01.2020 года в хозяйствах района (сельхозпредприятия, КФХ, ЛПХ) содержится крупного рогатого скота 26,6 тыс. гол.

Стабильно работающие предприятия: СПК имени Калинина, СПК «Барабановское» ООО «Отрада», ИП «Туров В.Н.», ИП «Кечин А.Г.» и другие.

На территории района Достопримечательностями района являются Покровские Святые пещеры, которые известны далеко за пределами Оренбургской области, а также 23 памятника природы, среди которых Платовская лесная дача – особо ценный лесной массив, Старобелогорские меловые холмы и дубрава Корш-Урман, Ключевские Красные Камни, Атамановский родник и др. В районе есть известные места, связанные с пребыванием А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Калинина, А.Фадеева.

Святые пещеры в с.Покровка — это уникальное место не только для Урала, но и для России. Оно красиво и прекрасно. «Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 г. в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм был освящен через 5 лет (14 октября 1848 г.) благочинным протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокол и купола с крестами и устроили в нем школьный спортивный зал. Уже в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 г. освящен. В нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *