Покровский монастырь в суздале

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.
О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.
Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.
Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.
При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».
Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.
Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.
Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.
После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.
Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».
Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.
Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.
Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.
В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы «Покровская», были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.
Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей — 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.

Покровский монастырь в Суздале (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Покровский монастырь в Суздале

В Суздале много религиозных достопримечательностей, но Покровский монастырь заслуживает того, чтобы его посетить. Обитель, возведенная в 14 веке, до сих пор хранит в себе много тайн и загадок. Начнем с того, что это был не обычный монастырь, а место пожизненной ссылки для женщин из высшего общества. Так, Покровский монастырь стал настоящим острогом для многих известных на Руси княгинь и цариц. Причем, несчастных женщин ссылали сюда не за какие-то тяжелые деяния, а попросту чтобы избавиться. Для вынужденных монахинь здесь были выстроены деревянные кельи, а поскольку их судьба была предрешена, то в монастыре существовал и подземный склеп для погребения несчастных.

Монашеская жизнь в суздальской обители возродилась не так давно, а именно в 1992 году. До этого в Покровском монастыре располагался… гостиничный комплекс с баром и концертным залом.

Но если отойти от грустных исторических фактов, то сейчас Покровский монастырь — это, конечно, не место ссылки, а традиционная действующая женская обитель. Притом очень красивая. Главное сооружение монастырского ансамбля — белоснежный трехглавый Покровский собор, к которому относится не менее статная колокольня. Тут же находятся Святые врата, трапезная палата, хозяйственные постройки и так называемая приказная изба. В последней, кстати, можно лицезреть карцер, где порой содержались попавшие в монастырь женщины.

Стоит упомянуть, что монашеская жизнь в суздальской обители возродилась не так давно, а именно в 1992 году. До этого в Покровском монастыре располагался… гостиничный комплекс с баром и концертным залом.

Сейчас для посещения туристов открыты собор и другие объекты Покровского монастыря за исключением келий служительниц. Обитель открыта для паломников и туристов каждый день с 10.00 до 18.00, кроме среды, четверга и последней пятницы месяца.

Для организации экскурсии по Покровскому монастырю нужно оставить предварительную заявку в экскурсионном бюро обители.

Адрес: Суздаль, ул. Покровская, 43

Основанный в 1364 году Покровский монастырь не сохранил ничего от этой начальной поры. Все, что мы увидим в нем, создано в основном в первой половине XVI века и позднее. Чтобы яснее понять смысл его памятников, следует вспомнить об одной человеческой трагедии, послужившей причиной быстрой и богатой обстройки монастыря. Московский государь Василий III задумал неслыханное нарушение церковных правил. Заботясь о продолжении своей династии, он решил развестись со своей женой Соломонией из боярского рода Сабуровых, которую обвиняли в бесплодности, постричь ее в монахини и жениться вторично. Намерения Василия III волновали и феодалов, строивших на его бездетности свои планы в отношении московского престола. Вокруг этого дела шли очень неблагоприятные для Василия III разговоры и слухи. Противоречивые и полные злободневной остроты источники, сохранившие сведения об этой темной истории царского быта, говорят о Соломонии как о цветущей, энергичной и умной женщине. Она упорно сопротивлялась планам Василия III. Однако Василий был непреклонен в своем решении, которое он вынашивал с 1510—1518 годов, посылая щедрые дары высшим церковным авторитетам в Царьград и на Афон, чтобы добиться согласия церкви на развод и второй брак. В эти годы он дает пожалования Покровскому монастырю и богато его обстраивает.

Посвящение новых храмов Покрову, Благовещению и Зачатию св. Анны ясно говорит о связи этих построек с делом Соломонии. Так, еще задолго до роковой развязки над несчастной женщиной нависала черная тень монастырских стен. Видимо, уже тогда Василий наметил новую жену — прибывшую в Москву в 1507 году молодую красавицу — польскую панну Елену Глинскую. Дело, однако, затянулось, пока наконец московский митрополит Даниил, лукавый и беспринципный политикан, не санкционировал развода, обоснованного грязным «следственным делом» о «неплодии» Соломонии. В 1525 году Соломония была пострижена в Московском Рождественском монастыре. Рассказывали, что она билась, срывая монашеский куколь, кричала о совершаемом насилии и вероломстве мужа, так что участник этого дела ближний боярин и приспешник Василия III Иван Шигоня-Поджогин ударил ее плетью. Василий женился на Елене Глинской. Невольная монахиня «старица София» была сослана в дальний Покровский монастырь, который был давно готов скрыть ее в своих стенах. Народ откликнулся на эту мрачную историю печальной песней: «Уж что это у нас в Москве приуныло, Заунывно в большой колокол звонили? Уж как царь на царицу прогневился, Он ссылает царицу с очей дале, Как в тот ли во город во Суздаль, Как в тот ли монастырь во Покровский…» Ранее, осматривая собор Ризположенского монастыря, мы говорили о возможности его постройки боярином Иваном Шигоней. Он, видимо, «замаливал» свое участие в преступном деле пострига Соломонии сооружением храма в соседнем с Покровским монастыре… Но этим дело не кончилось. До Москвы дошли слухи, что Соломония-София в монастыре стала матерью сына, которого назвала Георгием. Было срочно наряжено следствие. Ребенку грозила смерть. Легенда уверяет, что Соломония спасла его, отдав сына верным людям и пустив слух, что ребенок умер, инсценировала его «погребение». Это народное предание, казавшееся занятной выдумкой, нашло неожиданное археологическое подтверждение. При ликвидации в 1934 году усыпальницы в подклете Покровского собора рядом с гробницей Соломонии было обнаружено маленькое белокаменное надгробие XVI века, под которым в небольшой деревянной колоде, обмазанной внутри известью, лежал истлевший сверток тряпья, — видимо, искусно подделанная кукла, одетая в дорогую шелковую рубашечку и спеленутая шитым жемчугом свивальником… Такова темная страница в истории «быта русских царей и цариц», связанная с памятниками Покровского монастыря… Ею, по понятным причинам, интересовался и наследник Василия III, сын Елены Глинской, Иван Грозный, затребовавший к себе архивные материалы следственного дела о «неплодии» Соломонии, впоследствии исчезнувшие. Покровская «обитель» играла не раз и позднее мрачную роль женской духовной тюрьмы. Здесь постригались почти исключительно представительницы знатных царских и боярских родов, они умирали в монастыре и погребались в усыпальнице под собором и около него. Здесь были гробницы Нагих, Горбатых, Шуйских и других. В монастырь стекались богатейшие вклады, росли его земельные владения.

К XVIII веку монастырь имел 7427 крепостных. Сама могила Соломонии стала источником дохода: в бурной обстановке городских и крестьянских восстаний XVII столетия церковь стремилась поддержать свой авторитет созданием новых «святынь» и реликвий. В 1650 году патриарх Иосиф признал Соломонию святой, и ее гробница стала «источать чудеса», привлекавшие темный люд и обогащавшие монастырскую казну. Ограда Покровского монастыря была частично каменной уже в XVI веке, но существующая состоит из частей XVII и XVIII веков. Древние участки ограды сохранили обычную для настоящих оборонительных стен конструкцию: с внутренней стороны устроены глухие арки, являющиеся опорой для деревянного боевого хода вдоль стены; выше идет кирпичный парапет с узкими бойницами. Участок такой конструкции восстановлен в 1957 году А.Д.Варгановым в юго-западном углу ограды. Сохранившиеся в северной половине монастыря старые шатровые башни XVII века очень суровы, почти лишены какого-либо убора; боевой роли они не играли и были, в сущности, чисто архитектурными, декоративными элементами ограды. Однако любопытно, что за ними, внутри монастыря, лежит вторая линия стен, выделяющая особый внутренний дворик. Башни XVIII века наряднее: их восьмигранные столпы расчленены на ярусы горизонтальными тягами: в верхнем ярусе — ниши узких окон, производящие впечатление аркатурно-колончатого пояса. В этом, может быть, сказалось желание зодчего подражать богатому убранству главной башни Спасо-Евфимиева монастыря. Возможно, что башни XVIII века первоначально завершались деревянными шатрами, что связывало их со старыми шатровыми башнями. В южной стене ограды был главный вход в монастырь через Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные, как и другие здания монастыря, около 1518 года по заказу Василия III. Это один из лучших и своеобразных памятников суздальской архитектуры XVI века (реставрирован в 1958 г. А.Д. Варгановым). Большая арка проезда несколько сдвинута к востоку. В смежной стене помещена лестница, ведущая наверх. В центре возвышается маленькая надвратная церковка, крытая сомкнутым сводом. Ее трехчастные фасады, завершенные закомарами, с главой, поднятой на ярусе кокошников, возвышаются над кровлями окружающих ее с трех сторон узеньких папертей, открывающихся наружу своими арками. В восточных частях галереи помещаются приделы-молельни, оформленные в виде крошечных церковок, каждая со своими кокошниками и со своей главкой. Нечто игрушечное есть в этом интимном храмике, предназначавшемся, видимо, для частных служб, на которых присутствовало два-три человека. Трехглавие надвратной церкви вновь напоминает о древнем трехглавии кремлевского собора. Любопытно, что алтарные апсиды, столь существенный элемент культового здания, благодаря миниатюрности храма почти не выделены внутри, а снаружи они лишь намечены. Главный, южный фасад Святых ворот снизу доверху убран поясками поребрика, обрамленного валиками и ширинками различной величины. Они расположены с прихотливой свободой, словно зодчий не выкладывал их из кирпича, а резал из дерева. Эта примечательная особенность убранства здания сообщает его облику задушевную простоту и непосредственность. Входивший в ворота видел все главные здания монастыря, располагавшиеся одно за другим в середине двора, ограниченного по сторонам рядами келий. Уже в XVI веке часть келий была каменной. Каменными были и некоторые монастырские служебные здания — пивоварня, погреб, ледник. В юго-западном углу монастыря сохранилось реставрированное в 1957 году А.Д.Варгановым кирпичное здание начала XVII века, носившее название «судной» или «приказной» палаты, под которой находится подземная тюрьма. Подобное же частично реставрированное гражданское сооружение можно видеть в северо-западной части монастыря.

Центральным зданием монастырского ансамбля является Покровский собор. Еще недавно он выглядел иначе, чем теперь. Позднейшее время меняло его облик. Чтобы собор занял подобающее место в усложнившейся панораме Суздаля, его короткие главы надстроили дополнительными барабанами с вытянутыми луковицами новых легких глав; устройство четырехскатной кровли закрыло основания древних глав; затем последовала закладка арочных проемов галереи, пристройка новых крылец с легкими, украшенными изразцами столбами: все это сильно исказило постройку 1510—1518 годов. Ее реставрация в 1962 году И.А.Столетовым вернула памятнику его первоначальный облик. Это большой четырехстолпный храм с тремя мощными апсидами, поднятый на высоком подклетном этаже, в котором помещалась усыпальница знатных монахинь. В ее юго-западном почетном углу стояла гробница Соломонии. Фасад усыпальницы совершенно лишен декоративной обработки, лишь проемы небольших окон темнеют на его белой плоскости. С северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестничные всходы, угловые арки которых опираются на мощные круглые столбы. Сквозь открытую аркаду галереи (илл. 89) хорошо видны пышные порталы собора, а над ее кровлями вздымается массив храмового куба, расчлененный плоскими лопатками и украшенный аркатурно-колончатым поясом, напоминавшим убранство древнего Рождественского собора кремля. Видимо, тем же «образцом» XIII века навеяна асимметричная композиция торжественного трехглавого верха. Особенно внушительна средняя глава, поднятая на могучем цилиндрическом постаменте с большими кокошниками. Своим величием и строгостью собор резко контрастирует с интимностью и нарядностью надвратной Благовещенской церкви. Это не только главный храм царского монастыря, духовной тюрьмы для знатных женщин. Это прежде всего их усыпальница, величественный мавзолей. Отсюда подчеркнутая скупость его убранства, обнаженность его стен и тяжесть глав, словно вытесанных из огромных глыб камня. Столь же суров интерьер собора с его могучими столбами и широкими сводами, словно сжавшими и уплотнившими неподвижный воздух. Реставрационные работы раскрыли любопытные подробности внутренней архитектуры собора. Его пол был вымощен черными керамическими плитками, стены не имели росписи. Внизу стен были сделаны небольшие нишки — «печуры», предназначенные для складывания молитвенных принадлежностей монахинь: у каждой было свое, строго определенное место в храме. Какие-то опасения заставили подготовить собор к обороне, о чем говорят открытые реставраторами бойницы под окнами в восточной части храма. Видимо, строитель монастыря Василий III предполагал возможность каких-то тревожных обстоятельств и готовил монастырь Соломонии к вооруженному сопротивлению.

Против юго-западного угла собора стоит шатровая колокольня, связанная в XVIII веке переходом с соборной папертью. Это очень важный в истории древнерусского зодчества памятник. Его нижняя двухъярусная часть с широкими угловыми лопатками с полуколонками, простыми арочными окнами и щелевидными, похожими на бойницы оконцами очень пластична и мощна. Она старше верхней и относится к 1515 году. Этот широкий восьмигранный столп в нижней части был также использован как усыпальница, а в верхней помещалась еще более «игрушечная», чем над воротами, церковка. Вышележащий восьмерик с ярусом звона и несколько тяжеловесным шатром надстроен в XVII веке и отличается по своим деталям от нижней части. Однако лестница внутри ее стены идет выше, и первоначально столп, видимо, также завершался ярусом звона и, может быть, был одним из древнейших образцов каменного шатрового храма «под звоном». На нем висели три больших колокола и три колокола «зазвонных». В северо-восточной фасадной грани второго яруса устроена ниша для помещения отдельного небольшого колокола, подвешенного на деревянном брусе. Возможно, что это и был один из «зазвонных» колоколов, которым за веревку, прямо с земли, подавался сигнал для начала звона. К северу от собора находится Зачатьевская трапезная церковь (памятник реставрирован в 1958 г. Е.А. Архиповым), построенная взамен деревянной в 1551 году. Она, как и собор, также сильно изменила свой первоначальный облик. Ее основу образует расположенный во втором этаже обширный квадратный двухсветный зал трапезной одностолпной палаты. С востока к ней примыкала сдвинутая к югу, меньшая по площади, прямоугольная часть собственно трапезной церкви (существующая апсида пристроена в XVII веке). С запада с залом соседствует симметричное восточному помещение келарской палатки. Таким образом, здание обращалось во внутренний двор монастыря своим продолговатым фасадом. Видимо, вдоль него и шел первоначальный лестничный вход в палату. В подклетном этаже была хлебопекарня, поварня и другие, уже служебные, помещения. Трапезная отличается от других зданий монастыря необычным для русского зодчества идущим по карнизу поясом из зубчатых красных на белом фоне ромбов, а также особой техникой кладки стен и сводов из мелкого кирпича. Подобные пояса известны в ряде памятников Польши. Весьма вероятно, что строителем трапезной церкви был какой-либо польский зодчий, приглашенный при посредстве Елены Глинской или ее зарубежной родни. Это вновь бросает косвенный свет на причастность семьи Глинских к подготовке заточения Соломонии.

К юго-западному углу трапезной в XVI веке пристроена звонница (часозвоня), редкая по своим формам. Ее высокий нижний четверик переходит не в восьмерик, как было бы обычно, но в неправильный шестигранник. Над ним идет меньший шестерик с полуколонками на углах, розетками и ширинками на гранях, плоскими арками звона и коротким шатром. Об этой постройке монастырская опись XVI века говорит: «а у трапезы колокол а в нево в великое говейно часят, да часы с перечасьем». Шестигранная форма башни известна в деревянном крепостном зодчестве, откуда она. видимо, и заимствована мастером, Грубоватая техника кладки звонницы из крупного кирпича очень близка кладке надвратной Благовещенской церкви. Весьма вероятно, что строителями обоих зданий были местные суздальские зодчие, может быть, недавние плотники, учившиеся кирпичной стройке и внесшие в свои сооружения дух и навыки деревянной архитектуры. Таким образом, над созданием архитектурного ансамбля монастыря XVI века работало несколько мастеров или строительных артелей. Одними построен собор, другими — трапезная церковь, третьими — надвратный храм и часозвоня при трапезной.

По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»

Основание Свято-Покровского монастыря относят к 1364 году, когда князь Суздальский и Нижегородский Андрей Константинович, чудом избегнувший опасности во время одного из походов, основал монастырь в благодарность богоматери за свое спасение. Первые строения были деревянными, и только спустя более двух столетий монастырь становится белокаменным.

Своему развитию Покровский монастырь (Свято-Покровский женский епархиальный монастырь) обязан князю Василию III, который в 16 веке передает монастырю большие суммы, при поддержке которых были возведены Покровский собор, Святые ворота, колокольня, сохранившиеся до наших дней.

Такая щедрость Василия III, позволившая нам лицезреть уникальные исторические строения в первозданном виде, обусловлена трагической историей, связанной с его первой женой Соломонией Сабуровой. В 1525 году Василий III обвинил Соломонию в бесплодии (за 20 лет брака у них не было детей), насильно постриг в монахини и сослал в Покровский монастырь.

В те времена развод был немыслимым делом, и чтобы получить разрешение у духовных властей, Василий II и выделял немалые средства на развитие Покровского монастыря.

Позднее выяснилось, что обвинения в бесплодии были напрасны — спустя несколько месяцев после пострига Соломония родила мальчика, но под страхом козней новой жены Василия III Елены Глинской (матери будущего царя Ивана Грозного) вынуждена была сымитировать гибель царевича. По легенде Соломония отправила сына крымскому хану, и тот впоследствии прославился как разбойник Кудеяра.

После своей смерти Соломония, после пострига – София, была канонизирована церковью и стала Преподобной Софией Суздальской. Именно благодаря ей Покровский монастырь стал местом паломничества, а сама Преподобная София Суздальская – покровительницей города Суздаль.

Покровский монастырь стал вынужденным заточением для многих русских женщин, знатного происхождения, которых ссылали сюда в периоды опалы. Это и супруга Василия Шуйского царица Мария Петровна, Евдокия Лопухина, жена Петра I, подстриженная под именем Елены. Здесь находили они и свое последнее пристанище. В усыпальнице под собором погребены представители родов Шуйских, Черкасских, Нагих, Суздальских и других известных фамилий.

Вынужденное присутствие в монастыре опальных пострижениц, захоронения знатных людей всегда привлекали в монастырь богатые дары, благодаря которым Покровский монастырь отстраивался и развивался.

Современная каменная ограда Покровского монастыря строилась на протяжении трех веков. Первые строения относятся к 16 веку и имеют конструкцию, присущую оборонительным укреплениям – внутренняя часть ограды имеет глухие арки, которые должны были быть опорой деревянным оборонительным сооружениям. Шатровые башни, находящиеся в северной части ограды монастыря, были возведены в 17 века и, хотя и имеют строгий и даже суровый облик, никогда не предназначались для оборонительных целей, а имеют чисто декоративный характер.

Построенные в 18 веке башни напротив выглядят более нарядно и по своей архитектуре похожи на Спасо-Евфимиев монастырь. В южной части ограды расположены Святые ворота, построенные по заказу Василия III в 1518 году и служившие входом в Покровский монастырь. Над воротами располагается Благовещенская церковь, считающаяся одним из самых выдающихся строений архитектуры древнего Суздаля.

Главным же элементом Покровского монастырского комплекса является Покровский собор, возводившийся с 1510 по 1514 гг. За столетия храм много раз перестраивался, и только в середине 20 века ему был возвращен первоначальный вид. Величественный трехглавый храм на четырех столбах с тремя большими апсидами в противовес нарядной Благовещенской церкви представляет собой строгое и скупое на декоративные элементы строение. Но ведь и назначение его невеселое – Покровский собор является своего рода мавзолеем знатных отшельниц, не по своей воле оказавшимися его постоянными обитательницами.

Шатровая колокольня, соединенная с папертью собора переходом, представляет собой не менее значимый памятник суздальской архитектуры. Нижняя часть колокольни выполняла роль усыпальницы, в верхней же располагалась церковка, еще более миниатюрная, чем над Святыми воротами. В колокольне располагались шесть колоколов, три из которых были большими, а три – зазвонными.

Зачатьевская трапезная церковь, расположенная к северу от Покровского собора, первоначально была построена из дерева, но по приказу Ивана Грозного после смерти его дочери Анны была перестроена в каменную. Современный вид приобрела после реставрации в 1958 году.

Трапезная, примыкающая к Зачатьевской церкви, отличается от русской архитектуры, и по виду и способу кладки напоминает Польский стиль. В 16 веке к трапезной была пристроена звонца, являющаяся собой редкой красоты и вида строение.

Над ансамблем Покровского монастыря трудились матера разных поколений, вкусов и веяний времен.

После революции Покровский монастырь, как и вся церковь, переживал глубочайший упадок. Монастырь был разорен, и на его территории функционировала биохимическая лаборатория. В 60 гг. 20 века в Суздале начинает развиваться туризм, и вместо келий строятся туристические домики. В 1992 году Покровский монастырь получает право на второе рождение и поныне является действующим женским монастырем.

В Покровский монастырь приезжают не только туристы со всего мира, но и верующие, поклоняющиеся нетленным мощам Софьи Суздальской и молящие ей о своих детях.

Для полноценнного отдыха после осмотра достопримечательностей Суздаля предлагаем вам воспользоваться услугами нашей гостиницы Suzdal Inn или провести время в гостевом доме «За вишнями».

Видео: Покровский монастырь в Суздале

История Покровского монастыря

Согласно сказаниям, когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю. Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет. Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь. Все постройки были выполнены из дерева и в дальнейшем неоднократно переделывались.

Жизнь в монастыре оживилась, когда в XV веке неподалеку от его стен проложили дорогу на Москву. Нынешний архитектурный ансамбль сложился в XVI столетии. Этот период связан с драматическими событиями в семье царя Василия III, который решился пойти на неслыханное нарушение церковных правил и развестись с супругой Соломонией Сабуровой, обвиняя ее в бесплодии. Выбранная из 500 невест представительница древнего боярского рода за 20 лет брака не родила детей, за что была сослана в стены Покровской обители.

В 1551 году Зачатьевская церковь на территории храмового комплекса была перестроена в камне. Работы финансировались Иваном Грозным, решившим почтить таким образом память дочери Анны. В XVII веке сюда же были пристроены апсида и поварня, продолжено возведение ограды, заложенной еще в XVI веке.

В 1923 году в связи с приходом к власти большевиков богатства Покровского монастыря были раскрадены, а сам храмовый комплекс – закрыт. В 1933-1936 годах на территории обители работала секретная лаборатория тюремного типа, которую в народе называли «шарашкой». Здесь над разработкой биологического оружия трудились опальные ученые. Уже в 1934 году объект передали Институту биохимии РККА. В 1935 году заключенные здесь микробиологи Б. Я. Эльберт и Н. А. Нагайский создали первую эффективную сыворотку против туляремии.

В период 1950-1960-х годов Покровский монастырь подвергся капитальной реставрации, вернувшей ему облик XVI века, и превратился в музей. Но уже в 1970-1980-е обитель переделали под гостиничный комплекс, выстроив отдельные деревянные домики для постояльцев. В зданиях монастыря открыли ресторан и бар, а главный храм переоборудовали под концертный зал.

Духовная жизнь возродилась в обители только в 1992 году. Последние постройки перешли в собственность храмового комплекса недавно в качестве подарка от частного лица. 11 деревянных изб длительное время использовались для сдачи туристам («Гостиница Покровская»), но в 2008 году были переделаны под кельи монахинь и приют для девочек.

Сегодня все постройки Покровского монастыря охраняются ЮНЕСКО. Интересно, что пруд, который находится с правой стороны от входа в обитель, получил известность благодаря фильму «Женитьба Бальзаминова».

Соломония Сабурова – первая узница Покровского монастыря

Наиболее громкой историей, связанной с Покровским монастырем в Суздале, стало заключение здесь Соломонии Сабуровой. Этот инцидент положил начало жестокой традиции ссылки в обитель неугодных жен и дочерей, волей судьбы оказавшихся вовлеченными в политические интриги.

Вознамерившись жениться на литовской княгине Елене Глинской, Василий III начал финансировать монастырь, подготавливая место для пожизненного заключения первой супруги. На его деньги деревянный собор и Святые врата перестроили в камне, возвели ограду и кельи, не сохранившиеся до наших дней. Согласно сказаниям, царица сопротивлялась решению мужа и даже растоптала ногами поднесенный ей монашеский куколь, воскликнув, что Бог не оставит такую несправедливость без возмездия.

В 1505 году Соломонию Сабурову разместили в Покровском монастыре под именем инокини Софии. Это решение вызвало возмущение патриархов, осудивших поступок царя. Уладить ситуацию Василий III сумел только интригами и крупными пожертвованиями. Так, по его воле митрополит Варлаам был лишен сана, что стало беспрецедентным событием в истории Руси.

Иерусалимский патриарх Марк заявил, что несправедливость правителя будет отомщена – в новом браке родится «злое чадо», превосходящее по жестокости предыдущих правителей. Можно говорить, что предсказание сбылось, поскольку через 4 года Елена Глинская стала матерью Ивана IV, получившего прозвище Грозный.

Считается, что на момент заключения Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Опасаясь за жизнь царевича, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками, которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.

В пользу данной версии говорят результаты археологических исследований А. Д. Варганова. В 1935 году ученый вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом. Не исключено, что с помощью фальшивых похорон царица хотела доказать свою возможность иметь детей и пристыдить жестокого мужа, но эта тайна так и осталась нераскрытой. Экспозиция, посвященная данной теме, представлена в Суздальском кремле.

Соломония была похоронена здесь же. Рака с ее мощами установлена в Покровском храме справа от входа. В 1650 году царица была канонизирована и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей, излечении от бесплодия. Благодаря этому в Покровский монастырь ежегодно приезжают сотни верующих, что обеспечивает процветание обители на протяжении веков. Говорят, что сам Иван Грозный специально приезжал в Суздаль, дабы возложить на гроб Сабуровой пелену, пошитую его женой Анастасией.

В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители, в их числе: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая (жены Владимира Старицкого) и многие другие. Имена и места упокоения можно увидеть в большом склепе, устроенном в подвальном помещении главного храма.

Основные святыни Покровского монастыря

  • Мощи Софии Суздальской.
  • Икона целителя Пантелеймона.
  • Лик святых Петра и Февронии.
  • Икона Луки Крымского.
  • Лик Николая Чудотворца.
  • Икона Матроны Московской.

Большинство святынь содержит частицы мощей праведников.

Главные элементы храмового комплекса

Свято-Покровский женский монастырь производит впечатление чистого, светлого, благостного места. В архитектуре белокаменного комплекса нашли свое место как древнерусские, так и западноевропейские элементы.

Покровский собор

Покровский собор – это основное здание монастыря, построенное в период 1510-1514 годов на месте более древней деревянной церкви. Массивная постройка, соответствующая архитектурным канонам того времени, является центром храмового комплекса. Четырехстолпный собор возведен на высоком цокольном этаже и окружен двухэтажной галереей. С северо-запада и юго-запада оборудовано два широких крыльца с крытыми лестницами.

С восточной стороны пристроена алтарная часть на три апсиды, которые разделены гладкими колоннами со сложным резным рисунком. Дополнительным украшением являются высокие узкие окна, визуально вытягивающие сооружение. Стены церкви обнесены килевидными сводами, а три основных барабана украшены шлемовидными позолоченными полусферами. Дополнительной декоративной деталью являются глубокие порталы с яркими резными дыньками.

Изначально интерьер собора был аскетичен: белые стены, черный керамический пол. Этот эффектный контраст дополнялся иконами и художественным шитьем местных монахинь. В нижней части стен предусмотрены ниши «печуры», в которых ранее хранили церковную утварь, литературу, прочие необходимые для службы предметы. Наиболее ценные экспонаты Покровского монастыря сегодня размещены в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга. В подвальном помещении постройки находится усыпальница, открытая для посещения туристами и паломниками.

Собор много раз перестраивался, менялись его внутреннее и внешнее убранство, но в ходе реставрации 1962 года под руководством И. А. Столетова зданию придали облик, максимально приближенный к образцу XVI столетия. Украшена церковь в стиле Рождественского храма Суздальского кремля.

Шатровая колокольня

С северо-запада Покровский собор соединен галереей с Шатровой колокольней. Она была построена в 1515 году, но от здания того периода осталась только нижняя часть. Это была высокая восьмиугольная церковь с колоколом и престолом Происхождения честных древ, украшенная кирпичным сводом.

В XVII веке башня получила арочный ярус и острый вытянутый шатер с тремя рядами слуховых окон (люкарн). В этом же столетии основной собор и колокольню соединили галереей закрытого типа на арочном подножии. Окна коридора украшены роскошными наличниками и рустованными пилястрами. В звоннице сохранился старинный колокол, который храму пожаловал дворянин Демид Черемисин в 1589 году.

Святые ворота с надвратной церковью

Святые ворота с надвратной церковью были возведены в 1515 году. Они одновременно выполняли роль храма и мощного оборонительного укрепления. Общая композиция напоминает основной собор: между двумя арками для транспорта и пешеходов устроен массивный четверик, в верхней части которого разместилась небольшая церковь. Оба придела увенчаны блестящими золотыми куполами, а центральная башенка украшена узкими окнами и опирается на двойной ряд килевидных сводов.

Фасад декорирован мелким узором, который похож на искусную резьбу по дереву. Данный элемент архитектурной композиции многократно перестраивался, но первоначальный вид обрел только после реставрации 1958 года под руководством А. Д. Варганова. Церковь обращена в сторону «Стромынки» – дороги на Москву.

Зачатьевская церковь

Ранее на этом месте находился деревянный храм, освященный в честь зачатия дочери Ивана Грозного, но после 1551 года и смерти девочки его заменили каменным сооружением. Интересно, что Покровский монастырь получил право беспошлинного ввоза камня для возведения этой части комплекса. Крупное здание с одной главой стилистически выделяется на фоне окружающей архитектуры.

Церковь имеет необычный декор в виде красных ромбов, а стены и купол выполнены из мелкого кирпича в польской технике. Некоторые исследователи считают, что архитектором был иностранный мастер, приглашенный Еленой Глинской.

Основой сооружения является трапезная, разместившаяся на втором этаже. Главным украшением стали впечатляющие внутренние своды, опирающиеся на единственный столп. Шестигранная колокольня достроена с юго-запада, а собственно церковь располагается с востока и обозначена миниатюрным куполом. Нижний этаж и прилегающие здания отведены под пекарню, ледник, прочие подсобные помещения. Отреставрированная поварня XVII века является уникальным образцом русской архитектуры.

Судная изба (приказная палата)

Канцелярское здание было возведено в XVII веке, а сегодня переделано в музей с историческими интерьерами. В северной комнате располагался монастырский архив, центральное помещение занимала канцелярия, а южная часть была отведена для дознаний провинившихся крестьян и монахинь. Главой приказной палаты являлся дьяк, заведующий хозяйством святыни. В подвале здания находится каменный карцер 2х4 метра, где содержались узницы.

Башни и ограда

Каменная ограда с башнями представляет собой отдельное произведение искусства. В северной части монастырского комплекса сохранился фрагмент стен XVII века. Башни с округлыми куполами, разделенные на ярусы, образуют изолированный двор. Возможно, ранее они имели шатровые верхушки и выглядели наряднее. Первая капитальная реставрация ограды прошла только в XX веке.

Туристам

Вход на территорию Покровского монастыря бесплатный, проводятся экскурсии на пожертвования. Для посещения святыни желательно оставить заявку на официальном сайте обители. К осмотру открыта большая часть территории, кроме хозяйственных построек и келий служительниц.

Экскурсии проводятся с 10.00 до 17.00 во все дни, за исключением среды, четверга и последней пятницы месяца. Паломники могут посещать святыню с 7.00 до конца вечерней службы. Остаться до утра в монастыре не получится – ни туристов, ни паломников на ночлег не размещают.

На территории Свято-Покровского женского монастыря работает церковная лавка, где можно приобрести иконы, свечи, духовную и историческую литературу, нательные крестики и другие освященные сувениры. Здесь же вы сможете заказать молебен, поминовение на Литургии, панихиду, сорокоуст. По субботам и воскресеньям для гостей открыта трапезная, где предложат отведать блюда, полностью соответствующие монастырскому уставу.

Как добраться

Адрес Покровского монастыря: город Суздаль, улица Покровская, 43-76.

Из Москвы до Суздаля легко доехать прямым автобусом или рейсом до Иваново с последующей пересадкой. Местный автовокзал расположен за городом, поэтому до монастыря необходимо добираться на общественном транспорте, такси или пешком. Ближайшая к обители автобусная остановка – «Поселок Сельцо», откуда придется немного пройтись, ориентируясь на белоснежные храмы.

Путешественники на автомобиле должны ехать по трассе М-7 в сторону Владимира, затем свернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю. Также с Курского вокзала в Москве отправляются поезда. Есть прямые рейсы до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *