Церковь Николая Чудотворца в Елабуге (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Церковь Николая Чудотворца в центральной части Елабуги расположена в живописном месте на набережной реки Тойма. Современный вид храм получил в 19 веке, хотя на этом месте гораздо раньше находилась небольшая деревянная церковь. Деревянный храм был сооружен еще в середине 17 века, а в 18 столетии был заменен каменной церковью. Неподалеку соорудили еще одну церковь, тоже деревянную, но к началу 19 века оба сооружения обветшали настолько, что решено было построить совершенно новое здание на месте двух старых.
Изначально строительные работы велись на средства прихожан, получилось соорудить небольшую церковь с одним престолом. Позже, в 1848 г., знаменитый в Елабуге купец Алексей Стахеев, который сделал немало для города, выделил на перестройку и расширение церкви больше средств и нанял инженера Олехновича. После перестройки храм получил еще два престола и плюс один этаж сверху — это тот современный его вид, который мы наблюдаем сегодня.
Современный вид храм Николая Чудотворца получил в 19 веке, хотя на этом месте гораздо раньше находилась небольшая деревянная церковь.
Архитектурная композиция храма довольно необычна, его нижняя часть со стороны очень напоминает гражданское строение, так как здесь отсутствует апсида — особый выступ снаружи здания для внутреннего алтаря. Алтарь церкви — прямоугольный, это не слишком характерно для культовых строений середины 19 века. Купол у храма один, его видно издалека. Рядом также возвышается колокольня, а к храму пристроена небольшая трапезная. Сегодня церковь являет собой охраняющийся государством памятник архитектуры в стиле русского классицизма.
После перестройки церкви в середине 19 века многие именитые граждане Елабуги выделяли средства на ее роскошное убранство. В росписи ее внутренних помещений принимал участие даже Василий Верещагин — знаменитый русский художник, при этом большая часть его работы сохранилась по сей день и доступна для осмотра, а также живописец Первунин. С момента постройки каменной церкви еще в 18 веке здесь находилась чудодейственная икона Св. Николая, к которой стекались паломники со всего региона и с которой ежегодно совершались крестные ходы.
Церковь не получала официального жалования, но безбедно существовала за счет процентов с накопленного за молебны капитала — это было редкостью на то время.
Во времена советской власти храм был закрыт. Но его не разрушили и не разобрали на кирпичи, как множество церквей в то время. Здесь располагались учебные аудитории НКВД, библиотека и другие учреждения. Ремонтные работы в храме ведутся и сейчас, но по выходным совершаются богослужения — они были возобновлены с 2009 г.
Практическая информация
Добраться до церкви Николая Чудотворца несложно — она расположена в центральной части города на улице Набережной, на территории Суворовского училища. Удобнее всего посещать собор в составе обзорной экскурсии по городу или во время богослужения. Вход на территорию свободный.
Адрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Набережная, 58.
Собор действуетПрестолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Трех Святителей, Пророка ИлииГод постройки: 1806—1820Архитектурный стиль: Ампир, Классицизм, БароккоАдрес: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Большая Покровская, д. 42Телефон: +7 855 577‑58-55, +7 855 577‑56-67Адрес в Интернете: pokrov-sobor.ucoz.ru Духовенство: иерей Симеон Лепихин, настоятель; протоиерей Георгий Бельский, иеромонах Феодор (Деревнин), диакон Сергий Саутин
Основание Покровской церкви в Елабуге во второй половине XVI века предания связывают с именем царя Ивана IV. Одно из преданий гласит, что царь после покорения Казани отправился по Каме в Соликамск, но из-за болезни был вынужден остановиться в устье реки Тоймы. По выздоровлении, желая ознаменовать место своего временного пребывания, Иван Васильевич приказал заложить там церковь в честь Покрова Божией Матери.
Другое предание гласит, что первым настоятелем церкви в селе Трехсвятском был священник походной церкви государя Зотик, которому царь подарил икону Трех Святителей, благодаря которой русское поселение получило название Трехсвятское. Икона Трех Святителей с надписью «От царя Ивана IV Васильевича. XVI век» до начала XX века хранилась в Покровской церкви.
Рядом с деревянной церковью был построен придел в честь пророка Божия Илии. Священник Петр Кулыгинский со слов своего отца, протоиерея Никиты Кулыгинского, служившего в этой деревянной церкви в течение пяти лет, описал ее устройство. Деревянная церковь была довольно большой и высокой. Она имела девять глав, большое крыльцо с навесом и два ряда окон, закрытых железными решетками. Внутри храма около стен и даже посередине были установлены лавки.
Время и пожары не щадили церковь, и в 1813 году ее решили заменить каменным храмом. В то время в Елабуге было широко развито производство кирпича. Чтобы храм был крепким, строительство велось только летом.
В 1820 году на пожертвования прихожан начали строить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в честь пророка Божия Илии и Трех Святителей. В 1884 году звонницу заменили трехъярусной колокольней.
Храм с элементами ампира, позднего барокко и раннего классицизма представляет историческую и архитектурную ценность. Царские врата в 1862 году расписывали выдающиеся художники Карл Гун и Василий Верещагин, приглашенные Стахеевым.
В левом приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, подаренная Иваном IV. В 1913 году ее проверил и описал чиновник из Петербурга.
В числе прихожан Покровской церкви было много состоятельных елабужских купцов, поэтому ее убранство роскошнее убранства Спасского собора Елабуги. Одной из достопримечательностей храма являлись литые серебряные и позолоченные царские врата, изготовленные на пожертвования местных купцов. Иконостас тянулся до самого купола, а отделка алтаря привлекала внимание посетителей.
Штат Покровской церкви состоял из двух священников. В 1776—1810 годах здесь служил Степан Алексеев (1751—?), не имевший духовного образования. В 1802—1831 годах — выпускник Вятской духовной семинарии Никита Иванович Кулыгинский (1776—1831). С 1831-го по 1853-й в Покровской церкви служил сын Никиты Ивановича — Петр Никитич Купыгинский (1798—1855), известный краевед, осветивший на страницах «Вятских губернских ведомостей» многие страницы истории города. В 1880—1912 годах настоятелем прихода был протоиерей Петр Павлович Бехтерев.
В 1930 году Советская власть закрыла Спасский собор, и кафедра елабужского викарного епископа была перенесена в Покровскую церковь, получившую статус собора. В 1940-м Покровский собор, являвшийся единственным действующим городским храмом, тоже закрыли. Власти поначалу использовали храм в качестве складского помещения, а затем забросили, из-за чего здание начало разрушаться.
В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, настоятелем собора Покрова Пресвятой Богородицы стал протоиерей Сергий Лепихин. Храм был открыт в том же году.
Восстанавливать Покровскую церковь строителям помогали прихожане преклонного возраста. После ремонта горисполком дал разрешение на совершение первого богослужения в храме. Оно состоялось 2 октября 1988 года. Божественную литургию возглавил секретарь Казанской епархии архимандрит Анастасий (Меткин). Следующее богослужение прошло 14 октября, в день престольного праздника. Храм был переполнен: после Литургии и молебна ко кресту подошли более трех тысяч человек.
В 1990 году приход Покровского собора организовал в Елабуге I Фестиваль колокольного звона. В преддверии этого события на колокольню Покровского храма установили старинный двухметровый колокол массой 5 тонн. Отлитый в Елабуге в середине XIX века, он 150 лет пролежал на дне реки Кама.
К 1000-летию Елабуги Покровский собор вновь отремонтировали. Строители заменили кровли купола храма и шпиля колокольни и привели в порядок фасад. Кроме того, были установлены новые кресты на куполе, колокольне и над входом в храм.
С 1988 года при Покровском соборе действуют воскресная школа и библиотека. Духовенство и работники храма работают с архивами, занимаются исследованиями, восстанавливая забытые страницы истории православной Елабуги. При храме действует молодежное движение «Аксиос». Многие годы община Покровского храма занимается благотворительной и социальной деятельностью, оказывая помощь нуждающимся категориям населения. Так, духовенство Покровского собора курирует детский дом, приют, дом престарелых и городские больницы. Храм организует благотворительные обеды и занимается раздачей продуктов и вещей малоимущим елабужанам.
В 2011 году в приходе Покровского собора было создано общество сестер милосердия в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, целью которого является помощь пациентам Елабужской центральной районной больницы.
Теги: Елабуга храмы Покрова Пресвятой Богородицы храмы Елабужского благочиния Елабужское благочиние
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Статус: действующий
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Трех Святителей, Илии Пророка
Архитектурные стили: Ампир, Барокко, Классицизм
Год постройки: между 1806 и 1820
Адрес: 423600, РТ, г. Елабуга, ул. Б. Покровская, д. 42
Тел.: (85557) 7-58-55
Координаты:55.752653, 52.071072
Настоятель: иерей Симеон Лепихин
Клирики: иеромононах Феодор (Деревнин), диакон Сергий Саутин
История:
Основание Покровской церкви г.Елабуги во второй половине XVI века предание связывает с именем царя ИоаннаIV Васильевича Грозного. В одном из них говорится, что царь Иоанн IVпосле покорения Казани отправился по р. Каме в Соликамск. Но из-за болезни вынужден был остановиться в устье р. Тоймы, на том месте, где стоит теперь Елабуга. По выздоровлении, желая ознаменовать место своего временного пребывания, Иоанн Васильевич приказал заложить тут церковь в честь Покрова Божией Матери.
В документах XVII столетия Покровская церковь называется «ружною», т.е. такою церковью, притч которой пользовался обязательным с прихожан хлебным сбором, называемым «ругою». Кроме обязательного сбора «руги» с прихожан, причт Покровской церкви пользовался еще 23 десятинами земли, как о том говорится в писцовой Казанской книге 1648 года, найденной в Главном Московском Архиве Министерства Юстиции летом 1900 года. Вот что говорится в этой книге 1648 года о земле, принадлежащей Покровской церкви: «Тогож Трехсвятского села церкви Покрова Пресвятыя Богородицы пашенныя земли за оврагом большим и за ключом прежнего отводу четыре длинника, шесть поперечников без трети, и того 23 десятины без трети в три поля, а в одно поле имеется семь десятин с полудесятиною и пол-пол трети, а в дву по томуж».Другое предание гласит, что Царь Иоанн Васильевич Грозный, узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге.Первым настоятелем этой церкви был священник походной церкви Государя Зотик, которому царь подарил икону Трех Святителей. Русское поселение оттого и получило название Трехсвятское. Икона Трех Святителей с надписью «От Царя Ивана IV Васильевича. XVI век» до начала XX века хранилась в Покровской церкви. Это была самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском.
Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. Священник Петр Кулыгинский, со слов своего отца, протоиерея Никиты Кулыгинского, служившего при этой деревянной церкви в течение 5 лет, оставил нам описание ее устройства. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано девять глав, обитых белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были лавки. На сборной книге, выданной для постройки церкви елабужским Духовным Правлением в 1776 г., имеется следующая надпись: «Сборная книга, выданная из Елабужского Духовного Правления Казанского уезда Зюрейской дороги Елабужского заказа дворцовой Елабужской волости села Елабуги Покровской церкви церковному старосте тогож села дворцовому крестьянину Алексею Васильеву сыну Рудознаеву для записи сборных доброхотных дателей прибыльных… в 1776 г».
Церковь имеет высокую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. Пол каменный, плиточный, своды массивные, тяжеловесные. Царские врата расписывали два выдающихся академика — художника, которые были приглашены Стахеевым в 1862 году. Это Карл Гун и Василий Петрович Верещагин. В левом приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, по преданию пожертвованная царем Иваном Грозным. Она была проверена и описана в 1913 году чиновником из Петербурга. Иконостас тянулся до самого купола. Огромные окна в решетках. Роскошный по богатству и отделке алтарь привлекал внимание посетителей. Особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями. Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе.С годами церковь с приделом ветшала и даже горела, и в 1813 году на пожертвования прихожан вместо обширной деревянной Покровской церкви начали строить каменную — третью по счету со времени основания Покровской церкви. В это время в Елабуге было широко развито кирпичное производство. Глины было достаточно, и кирпич был хорошего качества. Чтобы постройка была более качественной, строительство проводилось только летом. В 1820 году постройка каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Илии Пророка и Трех Святителей была окончена. В 1884 г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.
Рядом с церковью на месте алтаря прежнего деревянного храма была построена каменная часовня Илии Пророка. Вокруг церкви находилось старое кладбище.
В штате Покровской церкви было обычно два священника. К началу XX века прихожанами Покровской церкви являлись 4 тысячи елабужан.
По декрету 1918 года об отделении Церкви от государства, за 1918-1919 гг. у Церкви были изъяты: все денежные капиталы, все земли, все здания, включая сюда и храмы, большинство свечных заводов, аренд, лабазов, складских помещений и т.д. Храмы и молитвенные дома декрет признал собственностью не общества верующих, а всего «народа» (?). Осенью 1918-го начали «работу» особые комиссии по ликвидации церквей. Закрытие монастыря было санкционировано на заседании Президиума Елабужского РИКа 17 сентября 1930 г. На нем же было утверждено постановление Елабужского горсовета от 17 мая 1929 г. о закрытии Троицкой кладбищенской церкви и Спасского собора. Президиумом ТатЦИКа 23 сентября 1930 г. было обращено внимание на слом монастырской, Троицкой церквей и колокольни собора без санкции ТатЦИКа. Однако это серьёзное нарушение было оставлено без последствий: закрытие и уничтожение Монастырской и Троицкой церквей было санкционировано, а со сносом всего собора РИКу было предложено воздержаться до предоставления исчерпывающего материала по ходатайству верующих . В июне 1936 г. религиозная община Никольской церкви г. Елабуги провела собрание, где было принято решение о слиянии с общиной Покровского прихода, а в июле данное постановление утверждено Казанским Епархиальным Управлением. Хотя желание прихожан и было выдано за добровольное, по некоторым данным закрытие церкви уже до этого оформлялось в Горсовете. Постановлением Президиума ТатЦИКа от 29 июля 1936 г. Никольский храм передавался Елабужскому полку НКВД .Совместное существование Покровского и Никольского приходов было недолгим. 16 апреля 1940 г. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил представление Президиума Верховного Совета ТАССР о закрытии Покровской церкви. Управление по делам искусств при СНК РСФСР предписало осторожное использование этого памятника архитектуры XIX в. с сохранением внешних оформлений фасадов (разрешалось лишь снятие главка с крестом).
На деле о сохранности и ремонте храмов власти не заботились; фактически храмы были превращены в складские помещения. Покровскую церковь занимала текстильная фабрика, где хранила 200 тонн ваты; в Спасском соборе еще в 30-х гг. был продовольственный склад Заготзерна. Впоследствии в некогда самый величественный собор Прикамья стали на автомашинах завозить доски и бревна, которые бросали прямо на плиточный пол. Иконостас был изрублен и продан на дрова. Некоторое время в соборе располагался склад автомобильных шин. После ликвидации складов церкви оказались попросту заброшенными, пришли в негодность.
Во время войны 1941-1945 гг., по причине резко обострившегося религиозного чувства, советская власть вынуждена была пойти на уступки. Верующим было вновь разрешено открывать молитвенные дома и храмы (в основном, в сельской местности). С 1944 г. по 1966 г. в разные организации было подано до 50 заявлений об открытии церкви в Елабуге. Причину такой активности верующего населения уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по ТАССР И. Михалев видел в сильном влиянии «заштатного духовенства и особенно монахинь из местного монастыря… Лишенные паразитического существования в результате закрытия монастыря и церкви они все время организуют собрания верующих на частных квартирах и получают за это значительный доход…».
В 1947 г. уполномоченный СДРПЦ по ТАССР Ф. Горбачев признал наиболее доступной для открытия Никольскую церковь, использующуюся под продовольственный и хозяйственный склад МВД. Однако никаких мер со стороны властей по открытию церкви в Елабуге предпринято не было.
В сентябре 1955 г. на имя уполномоченного СДРПЦ поступило заявление гр-на р.п. Бондюга Клюкина В.Н., под которым подписались 100 елабужан. Из него видно, что наиболее активные верующие жители Елабуги собирались для богослужений в частном доме, который не мог вместить всех желающих. Решением Совета Министров ТАССР от 17 февраля 1956 г. на основании постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1955 г. это ходатайство было также отклонено. В 60-х годах по стране вновь началось массовое закрытие храмов.
Прошения об открытии прихода в Елабуге продолжали поступать и в последующие годы. Так весной 1966 г. под заявлением гр-н Тимофеевой С.Я., Григорьева Г.П. и др. поставили подписи 270 человек за открытие одного из храмов Елабуги. Тем не менее, уполномоченный СДРПЦ И. Михалев рекомендовал Совмину ТАССР отказать в ходатайстве по причине занятости всех церквей.
В 1989 году храм возвращен Православной Церкви и является действующим.
К празднованию 1000-летия города Елабуги, которое состоялось в августе 2007 год, были проведены большие восстановительные работы Покровского собора. Был произведен ремонт фасада, заменена кровля купола храма и шпиля колокольни. Также были изготовлены и установлены кресты под позолоту на куполе, колокольне и над входом в храм.
Основные работы по Покровскому собору, были выполнены к августу 2007 года. Был оштукатурен фасад собора, заменены кровля и все оконные рамы, заменена система отопления, изготовлена ограда для фасада собора. Приходской совет, по возможности, оказывал помощь в восстановительных работах.
Однако из-за нехватки денежных средств некоторые работы, ранее включенные в запланированный перечень, не были выполнены. По прежнему приход Покровского собора остро нуждается в строительстве хозблоков, пристроя к воскресной школе и благоустройстве территории. Хотелось бы открыть существующие подземные ходы, но все упирается в отсутствие финансирования. По расчетам УСГ Елабуги для завершения всего объема запланированных работ на данное время необходимо 10 млн. рублей.