Полиелей, что это такое?

  • Полиелей Богословско-литургический словарь
  • Полиелей проф. М.Н. Скабалланович
  • Полиелей архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Знаки Типикона
  • Фотоальбом: «Всенощное бдение»

***

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».

Основания для таких сроков:

  1. полиелей, занимая более времени, чем Непорочны, поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следовательно, бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже;
  2. полиелей отменяется 20 декабря — 14 января от стечения в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы;
  3. в Великий пост полиелей отменяется по скорбности этого периода.

Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Промыслителя (134, 7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134,15—18).

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134,5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17—20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое вы­ражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.
В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.»
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ.
Полиелеем называется самая торжественная часть Утрени. Утреня — это Богослужение, которое совершается утром,либо вечером вместе с Вечерней (в расписании Богослужений тогда пишется: Вечерня. Утреня, либо также вечером, но как часть Всенощного Бдения, например, накануне какого-либо большого праздника или воскресенья, либо утром (тогда в расписании Богослужений пишут: Утреня. Часы. Литургия).
В состав Утрени полиелей входит не всегда. Есть обычные будничные Утрени (без полиелея), а есть службы полиелейные. Это определяется Богослужебным Уставом.
Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из Псалмов 134 и135: «Хвалите имя Господне…» и оканчивается чтением Евангелия.
Слово «полиелей» означает «обилие масла» («поли» — много, «елей» — масло), так перед началом полиелея возжигали все масляные лампады (в настоящее время возжигаются все светильники, а на подсвечниках — свечи).
По прочтении Евангелия все молящиеся подходят к праздничной иконе, прикладываются к ней и помазываются освященным елеем (маслом). Этот елей является символом Божией милости, Божьего благословения, жизни и радости. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит как бы внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости праздника, нашей сопричастности Церкви.
Некоторые называют помазание на Утрени Миропомазанием. Это неправильно. Миропомазание — это Таинство, совершаемое при Святом Крещении (сначала происходит Крещение, а потом — Миропомазание).
К помазанию святым елеем могут приступать все верующие христиане, а также тот, кто еще не принял Святого Крещения, но испытывает желание посещать храм и обращаться к Богу.

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня — служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.
Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется «полиелейной». Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется «славословной». И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие

В начале Утрени, если она совершается не в составе Всенощного бдения, читаются два псалма с тропарями и затем следует сокращенная сугубая ектения с молитвой о всех православных христианах. И затем служащий священник произносит возглас: «Слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице…». Если служится Всенощная, то этот возглас дается в самом ее начале, а не перед Утреней.

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».
Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.
Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»

После шестопсалмия следует великая ектения («Миром Господу помолимся») и затем славословие Господу: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». Пение «Бог Господь и явися нам» перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: «Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его», «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им», «Не умру, но жив буду и повем дела Господня», «Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия», также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста — это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших — из псалтири. «Аллилуия» означает «хвалите Господа», «Господь грядет».

Тропари

За пением «Бог Господь» или «Аллилуия» следует пение тропарей. После «Бог Господь» поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После «Аллилуия» в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста — тропари в честь Святой Троицы — «троичны», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и «Бог Господь», и «Аллилуия» поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.
Приведем устав пения тропарей на «Бог Господь» для самых распространенных случаев:

  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем «Слава и ныне» — Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем «Слава:» тропарь второму святому. «И ныне» — Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. «Слава:» тропарь святому. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на «И ныне» поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.
Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, «богатство их содержания, — как пишет митрополит Вениамин (Федченков), — было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания». 1
Устав чтения Псалтири на богослужении
После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо «Бог Господь» пелось «Аллилуия», а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен — это краткое песнопение, по форме — тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…») и называемое «полиелей» (от греческого «полиелеос», что в переводе на русский язык значит «многомилостивое»). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов «Яко в век милость Его». В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью.

Особенность воскресной службы — «Непорочны», тропари «Ангельский собор»:

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.
В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма — «Непорочны». (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии в путь…») Непорочны — это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.
Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися…» Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы — это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в «Ирмологии».
Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися…»

Ипакои, седальны, степенны антифоны

После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú — это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.
За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти…»)

Прокимен и Евангелие

Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим…» В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды.

50-й псалом

На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения «Воскресение Христово видевше…» (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.
Затем на полиелейной утрене поется еще «Слава… Молитвами святого (или в праздник Богородицы — молитвами Богородицы, в воскресный день — молитвами апостолов), Милостиве, очисти множество согрешений наших», «И ныне… Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших», «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», затем «Стихира по 50-м псалме», а в воскресный день: «Воскрес Иисус от гроба якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В недели приготовительные к Великому посту и в недели Великого поста после 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Затем диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», после которой поется 12 раз «Господи, помилуй».

Канóн

Канóн в переводе с греческого это слово значит «правило, норма, образец». В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон — это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс («связь» — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.
1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).
5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»(Ис.26,9-19).
6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).

8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3,51-88).
9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.
После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.
После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
В завершение песней канона поется катавáсия («схожу вниз», «схождение» — греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще «Достойно есть».
После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Светúльны (эксапостилáрии)

Ексапостиларий буквально с греческого значит «посылаемый». Это тропарь, который на утрени поется после канона. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют «светильном», потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет». На воскресной Утрени чтение светильнов предваряется возглашением «Свят Господь Бог наш».

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются «стихиры на хвалитех». И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.
Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.
Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви…», Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст

Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. На полном отпусте обычно поминаются почитаемые святые, а также те святые, которые празднуютсчя в настоящий день. Или поминается празднуемое событие. После полного отпуста поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Хабаровск православный → Журнал → Символическое значение и богослужебные особенности полиелея Иерей Василий Писцов

20.06.2010

Значение церковного богослужения в жизни каждого православного христианина чрезвычайно велико. Богослужение учит верующих, духовно воспитывает их, давая богатейшую духовную пищу, как для ума, так и для сердца.

Годичный круг нашего богослужения излагает в живых образах и поучениях почти всю библейскую историю, как ветхозаветную, так и новозаветную. В храме за богослужением раскрывается поражающее душу благоговением догматическое учение Церкви и преподаются очищающие и возвышающие сердце нравственные уроки подлинной христианской жизни. Живые образы и примеры Святых угодников Божиих, память которых прославляется святою Церковью ежедневно, являются примерами истинного благочестия.

Церковное богослужение представляет собою подлинное «училище благочестия». «Воистину храм есть земное небо», — говорит величайший пастырь святой о. Иоанн Кронштадтский, — «ибо где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небес»1. Кто внимательно слушает богослужение, кто сознательно участвует в нем своим умом и сердцем, тот не может не почувствовать всю силу призыва Церкви к святости, которая является идеалом христианской жизни.

Каждое богослужение Церкви развивается постепенно и однажды достигает времени, когда молитвенное и духовное напряжение всех предстоящих людей возрастает до самой высокой степени. Если во время божественной литургии таким моментом, без сомнения, является евхаристический канон и время преложения Святых Даров, то во время всенощного бдения – это время пения полиелея. Святые отцы Церкви и многие церковные писатели не раз обращали свое внимание к объяснению смысла как всенощного бдения в целом, так и полиелея, в частности. Это наиболее торжественный момент вечернего богослужения, которой требует того, чтобы всякий человек, стоящий в храме, ясно осознавал его смысл и глубокое символическое значение. Поэтому целью данного сочинения является стремление выяснить, каким образом построен полиелей, каковы его богослужебные особенности и каково его смысловое содержание.

Так как всенощное бдение отправляется пред великими праздниками, оно наполнено богослужебными текстами в честь праздника. «Действие всенощного бдения на подвижника», – пишет Свт. Игнатий Брянчининов, – «заключается в том, что проведший в молитве значительную часть ночи с должным благоговением и вниманием ощущает на следующий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию»2.
В литературе, посвященной богослужебному уставу Русской Православной Церкви, нет единого мнения о том, что входит в состав полиелея на всенощном бдении. Так, например, комментарий на всенощное бдение в книге «Всенощное бдение. Литургия» содержит следующее замечание: «Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите Имя Господне…» – и заканчивается чтением Евангелия»3. Протоиерей С. И. Красноцветов, отвечая на вопрос «в чем состоит полиелей?», включает в его состав все события службы от начала пения полиелейных псалмов до начала пения канона4. Е. Н. Никулина в книге «Литургика. Богослужебный Устав и гимнография» выделяет лишь две части полиелея: пение полиелейных псалмов и по великим праздникам пение величания5. Подобное мнение можно встретить и в книге архиепископа Вениамина (Краснопевкова) «Новая скрижаль»6.

Такой неоднородный состав мнений по вопросу о составе полиелея обуславливается тем, что его устав представляет собой литургическое творчество сравнительно позднего происхождения, следовательно, с течением времени происходило постепенное оформление его в процессе церковной богослужебной жизни.

Наиболее авторитетным мнением в вопросе о составе полиелея представляется взгляд известного профессора Киевской Духовной Академии, литургиста Михаила Скабаллановича. В своем «Толковом Типиконе» он относит окончание полиелея к пению ипакои. Относя пение степенных уже к другой отдельной части утрени.7

17 глава Типикона предписывает петь полиелей во все воскресения от отдания Воздвижения (22 сентября) до предпразднства Рождества Христова (20 декабря) и от отда­ния Богоявления (14 января) до Недели сырной.8 Исторические основания для таких сроков заключаются в том, что полиелей, занимая большое количество времени поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже. Полиелей отменяется от 20 декабря до 14 января из-за скопления в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торже­ственный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы. В Великий же пост полиелей отменяется из-за скорбности и покаянного содержания служб этого периода.

Значение слова «полиелей» лучше всего выясняет внутреннее смысловое содержание этого момента всенощного бдения. «Полиелей» происходит от двух сочетания греческих слов: «πολύς» — многий и «ε̉́λεος» — милость, или «ε̉λαία» — олива, маслина9. Таким образом, «слово это обозначает или многомилостивое, потому что во втором из этих псалмов много раз повторяется слово «милость»; или же намекает о большом количестве елея, потому что во время этих псалмов возжигаются везде по храму свечи и елей»10.

Полиелей начинают пением 134-го и 135-го псалмов: «Хвалите имя Господне…». Царские врата отверзаются, свечи пред иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, зажигаются снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135. Смысловое содержание этих песнопений, имеющих ветхозаветное происхождение, состоит в приглашении Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135, 5—9) и Промыслителя (134,7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от еги­петского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134, 15—18).11

В настоящее время в Русской Православной Церкви принята практика сокращенного пения данных псалмов, которая включает в себя наиболее важные по смыслу четыре стиха: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия!»12.

В ветхозаветном употреблении, которое во многом было воспринято новозаветным богослужением, данные псалмы были громогласным воззванием хора к людям хвалить Господа. Об этом говорит Свт. Афанасий Велилий: «И сей псалом сказуется только еще руководствуемым, и повелевает им : «хвалите Господа»; потому что слово «аллилу» толкуется: «хвалите», а слово «иа» — Господь»13. Поэтому и в наше время данная торжественная песнь звучит в храме подобно гимну, который призывает всех верных чад Церкви воздать хвалу Богу за неисчислимые Божии милости.

Содержание данных песнопений, несмотря на их давнее происхождение, не потеряло своей актуальности на протяжении всей истории христианства, обретя высокий духовно-нравственный смысл. Указывая на это, Св. Симеон Солунский говорит, что полиелейные псалмы есть «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фара­она и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклети­ана, Максимилиана-богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»14.

Во время пения полиелейных псалмов священник с диаконом совершают каждение. Отворенные царские врата символизируют момент евангельской истории, когда ангел отвалил камень от гроба Господня, откуда всем людям воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и совершенства. Хождение священника и диакона по церкви с кадилом заключает в себе особо глубокое символичное значение. Это напоминает предстоящим людям подвиг жен-мироносиц, ходивших к гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.15

В это время в храме возжигаются все светильники и свечи. Это связано с тем, что все последование утрени, в особенности полиелей, связаны с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Во всех Восточных Церквах», — пишет блаженный Иероним Стридонский, — «когда следует читать Евангелие, возжи­гаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости… чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о ко­тором читаем в Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105)»16.
Под воскресные дни после пения хвалитных псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари по Непорочных, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Они поются с самым характерным 12-м стихом 118 псалма, прославляющим Господа и выражающим главную мысль: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием (т. е. заповедям) Твоим». Настоящие тропари и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», что присоединяется к двум послед­ним тропарям, «аллилуиа 3, слава Тебе Боже, — 3».17

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после пения хвалитных псалмов священнослужители выходят на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом тропари по Непорочных не поются. На воскресном Всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить Всенощное бдение или утреню с полиелеем.

«После того потока хвалы и радости, какой представляют собою Непо­рочны с их тропарями, и особенно полиелей, является потребность в проси­тельной молитве, освежающей и внимание, так долго занятое хвалебными песнями. Малая ектения по полиелее или Непорочных и отвечает этой цели».18 Малая ектения, являясь сильно сокращенным вариантом, ектении великой содержит прошения, которые содержат молитву о главных потребностях человека, стремящегося к спасению: благодатном заступничестве, спасении и помиловании собственной души Всемогущим Богом. Особый интерес представляет возглас по окончании этой ектений: «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое, От­ца…», который обраща­ет ум молящихся на отрадную мысль о Царстве славы. От этого возгласа так и веет радостью, и он так приноровлен к данному случаю, что более нигде на службах не употребля­ется, за исключением пасхальной и великосубботней утрени.

Полиелей, представляя собой цельную богослужебную структуру, завершается чтением ипакои или седальна. Это окончание, с другой стороны, составляет введение уже к следующему за ним святоотеческому чтению Евангелия. «В воскресенья, с которыми соединяются особые воспо­минания, взамен этого бывает «чтение праздника.» Здешнее чтение, будучи необходимым для отдыха певцов и слушателей перерывом в том потоке песней, который, начинаясь с полиелея, простирается до Евангелия, состав­ляет обычное для псалтырного пения заключение».19

Православное богослужение имеет великую возрождающую силу для души всякого человека, и в этом его ничем не заменимое значение. Вглядываясь в глубокий внутренний смысл и молитвенную наполненность церковных служб Православной Церкви невозможно не восхитится тем, насколько стройно, упорядочено и прекрасно соотносятся и взаимодействуют между собой все части богослужения. Являясь кульминацией всенощного богослужения, полиелей, таким образом, представляет собой некоторою границу в вечернем богослужении, после которого оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе.


Церковь, Богословие

Код для вставки в блоги

Это богослужение многими понимается не до конца. А кто-то и вовсе считает его необязательным. В книге «Всенощное бдение» отец Михаил Браверман пошагово рассказывает о смысле этой службы, показывая её важность и историческое значение, иллюстрируя рассказ собственными рисунками. Сегодня мы приводим главу из этой книги, в которой раскрывается смысл Утрени.

Утреня

В Древней Церкви утреня соверша­лась в те часы, в которые Христос родился и воскрес. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рожде­ства, а теперь ими начинается утреня.

Шестопсалмие

Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где по­следней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту на­дежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника череду­ются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник, симво­лизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по чис­лу часов ночи) молитв.

Священник перед царскими вратами

Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился. Зажигаются светильники, возно­сится великая ектения, и диакон возглашает пророче­ские стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иеруса­лим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произно­сит пророческие стихи из 117-го псалма.

За пророчествами Ветхого Завета следуют пес­нопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.

В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пе­ния, молитвы и слушания Писания.

В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утре­ни: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.

На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я ка­физмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти. Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чте­ния завершаются церковными молитвословиями. Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.

После кафизм положены малая ектиния и се­дален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.

Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из сти­хов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Госпо­да. Аллилуия».

Выход на полиелей

Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духо­венство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Да­маскина, воскресные тропари.

Начиная с Недели о блудном сыне (подготови­тельной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — истори­ческое событие, символизирующее пленение чело­века грехом.

Каждение на полиелее

Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные по­мыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, раз­бивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.

От центра храма, где на аналое находится ико­на празднуемого события, Воскресения или празд­ника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощно­го бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.

После очередной малой ектении следует древ­нейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.

Чтение Евангелия на утрене

Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное по­ложение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»

Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Еван­гелия. В двунадесятые праздники священник зачи­тывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат один­надцать зачал о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это вре­мя диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует при­сутствие воскресшего Христа среди нас.

С ликованием о воскресшем Христе соединяет­ся печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично по­ется) 50-й псалом.

Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что че­рез Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божье­го милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священ­ника: «Милостью и щедро­тами Единородного Твоего Сына».

Явление Евангелия на утрене

Затем начинается ка­нон: хор поет ирмос, пред­шествующий каждой песне, и катавасию, заверша­ющую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен). Ирмосы со­относятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчи­цы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8). Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Заха­рии, связанная с рождением сына — Иоанна Крести­теля, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.

Воскресный канон обычно состоит из соедине­ния сразу нескольких канонов: Воскресного, Кресто­воскресного, Богородичного и канона святому.

Восьмая песнь отличается тем, что каждый тро­парь в ней начинается словом «благословите», и по­тому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Госпо­да». Тему благословения продолжает припев следу­ющей далее катавасии: «Хвалим, благословим, по­клоняемся Господеви».

После восьмой песни следует прославление Бо­городицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алта­ря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славней­шую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.

Диакон перед иконой Богородицы

Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».

Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диа­кон возглашает стихи.

За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвен­ным осмыслением.

Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Го­спода с Небес, хвалите Его в вышних!»

На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются цар­ские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Если богослужение совершалось ночью, то дан­ному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещаю­щим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Хор поет великое славословие. Его открыва­ют те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рожде­стве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­вецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кла­няем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Славословие, начавшееся с ан­гельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопа­лимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.

Ектения

Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Суще­го Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.

После этого служат первый час, уже не имею­щий такого торжественного характера, как вечерня и утреня. После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».

Отпуст

Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.

И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».

«ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ»

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитвенное участие во всенощном бдении долж­но подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.

Фото Сергея Вострикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *