Положение о деятельности воскресной школы

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Московская городская епархия
Центральное и Южное Викариатство
Центральное благочиние

Принято
решением общего педагогического совета
02 октября 2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ПРЕСНЕ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Москва
2016

I. Общие положения.

Цель: единение учащихся с Богом через воцерковление; духовно – нравственное воспитание.

Задачи:
— пробудить желание жить со Христом в Его Церкви;
— формировать гармонично развитую, нравственную личность через преподнесение христианского идеала нравственного совершенства и указание христианского пути восстановления гармонии в человеке;
— дать первоначальные понятия о вере, о Боге и Православной Церкви;
— укрепить духовные силы учащихся;
— воспитать активную духовно-нравственную позицию в деле социального служения;
— развивать дарования учащихся;
— воспитывать христианские чувства и волю;
— формировать православное сознание и навыки православного поведения человека в современном обществе;
— повысить педагогическую компетенцию родителей в области православного воспитания детей;
— воспитать любовь к своей Родине, стремление изучать её историю, сохранять и развивать национальные культурно-исторические традиции.

5. Тип: воскресная школа.

II. Правила поступления и завершения обучения в воскресной школе.
Поступление:

1. В воскресную школу принимаются дети от 4 до 17 лет православного вероисповедания, имеющие желание к воцерковлению и изучению православных дисциплин;
2. При наличии у поступающего соответствующих знаний и уровня подготовки (например, при переходе из другой воскресной школы), по результатам собеседования, он может быть зачислен сразу в среднюю или старшую группы);
3. Обучение в воскресной школе бесплатное;
4. Для зачисления ребенка в воскресную школу родителям необходимо:
— написать на имя настоятеля храма заявление о зачислении в школу;
— пройти собеседование вместе с ребенком у директора школы;
5. Родители или иные законные представители детей, которые обучаются воскресной школе в обязательном порядке знакомятся с содержанием настоящего Положения перед началом каждого учебного года.
Отчисление:
1. Ученик может быть отчислен из воскресной школы за систематическое не достойное христианина поведение на занятиях или в храме;
2. Отчисление возможно по личному заявлению (с объяснением причины) родителей ребенка или его законных представителей;
3. Право отчисления ученика из воскресной школы не зависимо от причины принадлежит только настоятелю храма.

Завершение обучения:
1. По окончании каждого учебного года учащиеся пишут контрольные работы по изучаемым дисциплинам (в младшей группе проводится итоговое занятие в игровой форме).
2. Учащиеся старшей группы, достигшие 17-18 лет заканчивают обучение в воскресной школе и посещают вероучительные курсы для взрослых при храме. На занятиях изучаются тексты Нового и Ветхого Заветов, рассматриваются основы Православного богослужения, обсуждаются вопросы христианской этики, такие, как понятие греха, значение покаяния в духовной жизни христианина, семья и семейные отношения в христианском понимании и др.

III. Организация работы воскресной школы.

1. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви, Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Устав центра духовно-нравственного воспитания, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами Московской епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея).
2. Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.
3. Духовник школы — осуществляет духовное руководство учащихся и преподавателей.
4. Директор воскресной школы с благословения настоятеля и духовника школы организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.
5. Ответственность за организацию учебного процесса в воскресной школе возложена на директора воскресной школы. Директор воскресной школы подотчетен настоятелю храма в отношении всех вопросов, касающихся работы воскресной школы. Преподаватели воскресной школы подотчетны директору воскресной школы в отношении всех вопросов, касающихся их работы в воскресной школе.
6. Преподаватели осуществляют преподавательскую и воспитательную деятельность. Преподавателем может быть православный человек, имеющий педагогическое и/или богословское образование.
7. Педагогический совет — состоит из директора, духовника и всех преподавателей; является совещательным органом. Решения педагогического совета могут быть изменены или отменены решением настоятеля храма.
8. Настоящее Положение является основным документом, регламентирующим деятельность воскресной школы. Оно утверждается решением педагогического совета воскресной школы. Новые редакции Положения могут утверждаться решением педагогического совета.

IV. Режим деятельности воскресной школы.

1. Учебный год начинается в первое воскресение октября.
2. Учебный год заканчивается в последнее воскресение мая.
3. Учебный год в воскресной школе начинается и заканчивается Молебном.
4. Каникулы с 01июня по первое воскресение октября.
5. В дни каникул могут проводиться дополнительные занятия и экскурсии.
6. Учебным днем является воскресенье.
7. Занятия проводятся по группам и/или индивидуально (факультативы).
8. Продолжительность урока зависит от преподаваемого предмета и возраста учащихся.
9. Возможна организация походов на природу, паломнических поездок, экскурсий, а также отдыха в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях.
10. Родительские собрания проводятся 2 раза в год:
за неделю до начала обучения;
за неделю до конца года.

V. Организация учебного процесса.

1. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:
а) дошкольная — младшая группа (набор детей в возрасте 4-7 лет);
б) начальная — средняя группа (набор детей в возрасте 8-11 лет);
в) основная — старшая группа (набор детей в возрасте 12-17 лет);

2. Учебный план составляется на весь период обучения. В него входят следующие предметы, составляющие базовый курс:
— Закон Божий (храмоведение, Священная история Ветхого и Нового Завета, Литургика, катехизис, церковная история, основы христианской нравственности, изучение молитв);
— Церковно-славянский язык;
— Основы церковно-хорового пения;
Учащиеся школы, помимо основных вероучительных предметов, посещают дополнительные занятия: «Рисование и художественный труд», «Стрельба из лука».
3. Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и В учебном процессе используются программы, соответствующие требованиям Положения и Стандарта и одобренные Отделом Религиозного Образования и Катехизации Московского Патриархата.
В воскресной школе может быть организована работа факультативов, мастер-классов.
4. В учебном процессе используются программы, соответствующие требованиям Положения и Стандарта и одобренные Отделом Религиозного Образования и Катехизации Московского Патриархата.
5. Оценка знаний учащихся – на усмотрение преподавателя.
6. В течение года предусматривается участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, проводимых Отделом Религиозного Образования и Катехизации Московского Патриархата.
7. В конце учебного года проводятся контрольные работы в форме тестов, сочинений, самостоятельных работ по изучаемому предмету. По итогам года лучшие учащиеся поощряются похвальными листами, подарками.
8. По окончании обучения учащиеся получают свидетельство об окончании воскресной школы.

VI. Организация воспитательного процесса.

1. Приветствуется присутствие учащихся воскресной школы на Воскресных Богослужениях (субботу на Всенощном Бдении и в воскресенье на Литургии), а так же в православные праздники и в День Ангела.
2. По возможности учащиеся воскресной школы, дети и их родители должны регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
3. По благословению Настоятеля учащиеся Воскресной школы несут послушание в алтаре, поют в детском хоре во время Богослужений в храме.
4. Преподаватели вправе осуществлять работу с родителями детей, посещающих воскресную школу, по их желанию: разъяснять содержание учебно-воспитательного процесса в воскресной школе, проводить беседы по вопросам домашнего религиозного воспитания детей, отвечать на вопросы.
5. Для учащихся школы устраиваются праздничные утренники на Рождество Христово и на Пасху, организуются экскурсии и паломнические поездки.

6. Учащиеся школы и родители учеников принимают участие в социальном служении Церкви: помогают в организации праздников для детей, благотворительных ярмарок, несут послушания в храме.

VII. Участники учебно-воспитательного процесса.

1. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.
2. Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются настоящим Положением и Уставом воскресной школы.
3. Учащиеся воскресной школы имеют право на:
а) обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;
б) бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;
в) условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.
4. Воспитанники воскресной школы должны:
а) следовать требованиям Положения и Устава воскресной школы, исполнять распоряжения, указания настоятеля, духовника, директора, преподавателей и воспитателей воскресной школы;
б) добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;
в) вести себя дисциплинированно в храме и на занятиях;
г) бережно относиться к имуществу воскресной школы;
д) уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;
е) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

5. По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами.
6. По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.
7. Родители (законные представители) учащихся имеют право на:
а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;
б) участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;
в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;
г) пользование библиотечным фондом воскресной школы.
8. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
а) соблюдать настоящее Положение;
б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу воскресной школы;
в) быть вежливыми с сотрудниками воскресной школы;
г) при посещении воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.
9. Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.
10. Сотрудники воскресной школы имеют право на:
а) участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;
б) повышение своего профессионального уровня.
12. Педагогические работники обязаны:
а) участвовать в жизни прихода;
б) соответствовать образу православного христианина;
в) соблюдать настоящее Положение;
г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями;
д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;
е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.
11. Родительский комитет воскресной школы — осуществляет организационную помощь администрации воскресной школы и ежегодно избирается на общем родительском собрании.
В компетенцию родительского комитета входит оказание помощи администрации и педсовету в организации учебно-воспитательного процесса и его материально-технического обеспечения.
Утвержденный состав преподавателей и родительского комитета
на 2016/2017 учебный год:
1. Духовник ВШ – протоиерей Дионисий Лобов;
2. Директор ВШ – Корнева Екатерина Сергеевна;
3. Заместитель директора – Веселова Оксана Александровна;

4. Педагоги:
Науменко Ксения Сергеевна (Закон Божий – ст. группа, церковно-славянский язык),
Иконникова Мария Юрьевна (Закон Божий),
Корнева Екатерина Сергеевна (Введение в Закон Божий),
Миронова Екатерина Раймондовна ( ИЗО, художественный труд мл. группа),
Смирнова Анна Владимировна (ИЗО, художественный труд ср. и ст. группы),
Веселова Оксана Александровна (Основы церковно-хорового пения);
Шишов Сергей Борисович (Стрельба из лука).
5. Родительский комитет – Трифонова Надежда Львовна,
Солдатова Елена Николаевна,
Дъяконова Ольга Александровна,
Чернов Максим Владимирович.

VIII. Финансирование.

1. Обучение в воскресной школе является бесплатным, но родители учащихся могут вносить добровольные пожертвования на содержание школы.
2. Воскресная школа существует на средства Прихода и добровольные пожертвования родителей, прихожан и всех желающих.

При храме Всех Святых на Соколе действует Воскресная школа для детей в возрасте от 5 лет. По возрастам дети распределяются по группам: дошкольная ступень (5-6 лет), начальная ступень (7-9 лет), основная ступень (от 10 лет). Так же действует Дискуссионный клуб для подростков (с 12 лет), Детский церковный хор, мальчики посещают занятия по пономарскому служению. Занятия проходят по воскресеньям.

Двери Воскресной школы открыты для всех желающих с начала сентября по конец мая.

Расписание занятий:

Воскресенье

«Радуга» (4-5 лет)

9.00 -9.30 – Введение в Закон Божий
9.35-10.00 – Художественно-музыкальное творчество

«Ноев Ковчег» (5-6 лет)

11.30 – 12.00– Введение в Закон Божий
12.05 – 12.30 – Художественно-музыкальное творчество

Начальная ступень (7-9лет) (Основной класс)

11.30 – 12.00 – Закон Божий
12.05 – 12.35 – Художественное творчество
12. 40 – 13.10 – Хоровое пение

Основная ступень (от 10 лет) (Основной класс)

13.20 – 13.50 – Хоровое пение
13.50- 14.05 – чаепитие
14.10 – 14.50 – Священное Писание
14.55 – 15.35 – История Христианской церкви/подготовка к
праздникам

Дискуссионный клуб (от 13 лет)

12:30–13:30 – Основы религиоведения. Введение в Предание Церкви

Главной целью Воскресной школы является воцерковление детей, юношества и взрослых, приходящих в нее. Воскресная школа – первая помощница для введения детей в жизнь церкви, приобретения навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысления мира и жизни человека. И, конечно, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитию их дарований, воспитанию христианских чувств и воли.

Наши педагоги воспитывают учащихся в духе Евангельских заповедей с надеждой, что Закон Божий станет законом их дальнейшей жизни. Для достижения этой цели мы не только проводим различные уроки по предметам, рекомендованным Стандартом учебно-воспитательной деятельности РПЦ, но и участвуем в жизни нашего прихода, выступаем с концертами для прихожан и жителей района Сокол, посещаем различные выставки, бываем в паломнических поездках в монастырях Москвы и Подмосковья.

Занятия для детей проводятся по воскресеньям. Дети делятся по возрасту и уровню подготовки.

Воспитанники дошкольной ступени (5-6 лет) изучают Введение в Закон Божий и художественно-музыкальное творчество. Занятия проводятся в игровой форме в отдельном подготовленном именно для такого возраста помещении.

Воспитанники начальной ступени (7-9 лет) изучают Закон Божий, художественное творчество и хоровое пение.

Для учащихся основной ступени (от 10 лет) разработана более обширная программа: хоровое пение, Священное Писание Нового Завета, Основы христианской нравственности и изостудия.

При Воскресной школе существует Детский церковный хор. Успешно освоившие программу обучения участвуют богослужении.

Мальчики посещают занятия по пономарскому служению, которые ведёт духовник школы о. Павел. По благословению они помогают батюшке во время Литургии.

УДК 371 Н 626

Е. А. НИКИТСКАЯ

ПРАВОСЛАВНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В настоящей статье представлены общие результаты исследования православной воскресной школы как воспитательной организации. В статье указываются признаки Православной Церкви, характеризующие ее как социальный институт, говорится об особенностях религиозного (православного) воспитания. Статья содержит информацию о наиболее эффективных направлениях воспитательно-образовательной деятельности современных воскресных школ, а также о проблемах и социально-педагогических условиях совершенствования функционирования воскресных школ.

Ключевые слова: воскресная школа, Православная Церковь, религиозное воспитание, воспитательная организация, воспитательно-образовательная деятельность.

Одной из характеристик современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес к изучению новых социально-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности. К таковым можно отнести возрождаемое сегодня религиозное воспитание, реализуемое в том числе такой воспитательной организации как воскресная школа.

В последние годы в педагогике проведен ряд исследований, посвященных изучению тех или иных аспектов феномена воскресной школы. Так, О.Л. Янушкявичене исследует воскресные школы в контексте духовного воспитания; Ю.Т. Антипенко анализирует опыт работы воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественных светской и церковной образовательных традиций; Л.А. Марченко изучает формирование духовной культуры подростков в воскресной школе; М.В. Попинова проводит исторический анализ развития воскресных школ конца XIX — начала XX веков. Однако весьма затруднительно встретить исследования, в которых православная воскресная школа рассматривалась бы как самостоятельная воспитательная организация.

Очевидно, что изучение православной воскресной школы как воспитательной организации невозможно без рассмотрения Православной Церкви как социального института, а также без раскрытия особенностей религиозного (православного) воспитания. Так, теоретический анализ исследований феномена Церкви в различных областях человекознания позволяет дать институциональную характеристику Церкви, в основу ко-

торой полагается раскрытие ряда объективных признаков, свойственных любому социальному институту, а именно: формальность/неформальность; наличие определенного круга задач; наличие символических культурных признаков; наличие утилитарных культурных черт; исполнение специфических и общих с другими институтами функций; наличие прав и обязанностей. Выделив и проанализировав эти параметры применительно к Православной Церкви, в ходе проведенного нами исследования стало возможным показать Православную Церковь как реально функционирующий социальный институт, обладающий рядом отличительных особенностей. При этом важное место в раскрытии проблематики Церкви как социального института и в целом как фактора социализации человека имеет изучение вопроса о специфике религиозного воспитания. Это становится более ясным, если иметь в виду, что воспитательная функция является одной из главных в перечне тех функций, которые Православная Церковь исполняет как социальный институт.

Религиозное воспитание, осуществляемое в религиозных организациях, можно рассматривать как относительно контролируемую часть социализации человека в рамках конкретной религии (её нравственных принципов и ценностей). В ходе проведенного нами исследования представилось необходимым на основе изученного материала рассмотреть особенности религиозного воспитания в Русской Православной Церкви. Это стало возможным в результате раскрытия категорий

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Е.А. Никитская, 2009

Православная воскресная школа как воспитательная организация

цели, содержание, средства и методы применительно к православному воспитанию.

Исследование показало, что одной из форм осуществления религиозного воспитания и достижения его целей является организация педагогической работы воскресных школ как воспитательных организаций, функционирующих в рамках церковно-приходской деятельности. В связи с этим в проведенном нами исследовании предпринята попытка исторического анализа условий их возникновения. Начавшие организовываться во второй половине XIX века воскресные школы явились принципиально новым педагогическим фактом для России. Положительно оцениваясь специалистами с точки зрения социального предназначения в целом, воскресные школы того времени имели ряд практических недостатков, на которые указывали педагоги, что, в общем, не умаляет их реальный вклад как в построение практики религиозного воспитания, так и обогащения педагогического опыта в целом. Можно сказать, что вторая половина XIX — начало XX вв. для России, кроме прочего, является периодом активизации педагогической деятельности как на государственном, так и на локальном уровнях. Активность касалась и церковной педагогической деятельности. В этот период Церковь выдвинула несколько видных мыслителей и педагогов, для которых вопросы соотношения светского и религиозного обучения и воспитания в образовательных заведениях были одними из приоритетных, причем многие из этих имен широко стало упоминаться в работах по истории отечественной педагогики лишь в самые последние годы (митрополит Макарий (Невский), протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский, священник Павел Флоренский и др.).

Известно, что после 1917 года принципы воскресного обучения были использованы в школах по ликвидации безграмотности, затем эти школы были заменены «ликпунктами», а в дальнейшем получили продолжение в качестве рабочих и сельских школ (1943 г.). Что касается церковных воскресных школ, то они на длительный период прекращают свое существование, в связи с чем и в педагогической литературе стало невозможным (за редким исключением — например, некоторые труды русского мыслителя, педагога-психолога

В.В.Зеньковского, находившегося после революции за рубежом), найти сколь-нибудь заметных работ по вопросам функционирования воскрес-

ных школ. Все это позволяет констатировать, что в послереволюционное время не только развитие, но и самое существование воскресных школ как института религиозного образования и воспитания в нашей стране по понятным государственно-идеологическим причинам стало невозможным. Религиозное воспитание и образование на долгие десятилетия отбросились, по сути, в небытие: была утрачена материальная база, отобраны здания, ликвидированы учебные пособия, разогнаны или репрессированы кадры церковных преподавателей.

Более или менее реальная возможность возродить традицию церковно-приходских воскресных школ появилась лишь к началу 90-х годов XX века вместе с расширением демократических свобод и прав личности, развернувшимся на фоне деидеологизации государственной политики. Отметим здесь, что понятия «Церковно-приходская школа» и «Воскресная школа» имели, как показывает исторический анализ, существенные различия. Так, церковно-приходская школа, обретая различные содержательные формы в течение отечественной истории, оставалась по смыслу неизменной — это самый распространенный в России институт начального образования (религиозного и общего), организовывающийся при приходе того или иного храма неизменно под руководством священнослужителя (см.подробнее: Миропольский С.И. Очерк истории церков-но-приходской школы. — М: ПСТГУ, 2006). Воскресная же школа явилась во второй половине XIX века новой, по отношению к церковно-приходским школам, формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества, появившейся с целью снижения в стране уровня неграмотности, в т.ч. и религиозной. Воскресные школы не всегда были церковно-приход-скими, (были еще общественными и частными), равно как и церковно-приходские школы были не только воскресными, но и ежедневными. В наши дни понятия «Церковно-приходская школа» и «Воскресная школа» часто отождествляются, что не вполне верно с исторической точки зрения, но, по сути верно, в плане сегодняшнего положения дел — воскресная школа образуется исключительно приходом того или иного храма в основном с вероучительной целью и как правило располагается на церковной территории (см. подробнее: Склярова Т.В. Православное воспитание в

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

контексте социализации. — М: ПСТГУ, 2006. —

С. 74). В связи с этим правильным (полным) названием этого института религиозного образования и воспитания в наши дни принято считать следующее: «Церковно-приходская воскресная школа» и эта формулировка используется во всех официальных документах Русской Православной Церкви. Впрочем, в ряде источников можно встретить и тот (церковно-приходская школа), и другой (воскресная школа) варианты.

В осуществленном нами исследовании были выявлены виды современных воскресных школ: воскресные школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские воскресные школы. В ходе изучения и анализа построения педагогической деятельности в этих школах было обнаружено, что зачастую базовой ее составляющей являлась система христианского образования второй половины XIX века. Вместе с тем, с учетом современных реалий, руководители и педагоги воскресных школ стремятся использовать адекватные времени формы и направления педагогической деятельности в зависимости от возрастного и социального контингента учащихся. Так, на основе данных, полученных в ходе исследования педагогической деятельности ряда современных воскресных школ г. Москвы и других епархий Русской Православной Церкви, стало возможным представить и проанализировать наиболее эффективные с точки зрения педагогического целепо-лагания и привлекательности для воспитанников направления воспитательно-образовательной деятельности воскресных школ. Таковыми явились катехизическое (просветительское) направление, социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное направления. Первое (катехизическое) направление, будучи реализуемым в соответствии с одной из главных задач Православной Церкви как социального института, преследует главную цель — воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности. Позитивными результатами этого направления деятельности можно считать приобретение воспитанниками базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды и ценности, по существу сравнивать и быть способным компетентно ориентироваться в современных религиозных течениях. Изучение специфики социального служения воспитанников вос-

кресных школ позволило определить, что религиозно-педагогическая и социальная помощь, оказываемая учащимися соответствующим категориям населения, для самих учащихся имеет большое воспитательное значение, поскольку способствует взращиванию в себе необходимых христианских качеств. Это естественным образом следует из характера социального служения, в наибольшей мере отвечающего самому духу христианской веры. Изучение культурно-образовательного направления педагогической деятельности воскресных школ во всем многообразии его проявлений дало возможность определить, что творческая деятельность — одна из очень жизненных и важных сторон воспитательной работы в воскресной школе. Изучение же военно-спортивной составляющей педагогической деятельности современных воскресных школ показало, что это направление является особенно востребованным подростками и старшеклассниками, в частности ориентированными на несение воинской службы, а также на положительное морально-волевое и качественное физическое развитие, всегда востребованное и в повседневной жизни.

Изучение конкретных воскресных школ и в целом воскресной школы как феномена педагогической практики позволяет констатировать, что современная церковно-приходская воскресная школа, входя в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является самостоятельным воспитательнообразовательным учреждением Русской Православной Церкви, имеющим главным целевым предназначением начальную форму духовнонравственного воспитания и православного религиозного образования. Воскресные школы с большим или меньшим успехом открывают воспитанникам возможности получения систематических духовно-религиозных знаний и умений, необходимых для нравственного и общесоциального становления своей личности.

Вместе с тем, наряду с очевидными положительными педагогическими эффектами, обнаруживающимися при реализации обозначенных приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности, современные воскресные школы испытывают и ряд проблем, с которыми сталкиваются (или сталкивались в большей мере на стадии становления) практически все изученные нами в ходе исследования воскресные

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Формирование готовности подростков к социальному самоопределению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школы. На основании анализа опыта функционирования различных по степени успешности современных воскресных школ, результатов анкетирования, результатов включенного наблюдения, а также экспертных оценок стало возможным выявить ряд проблем социально-педагоги-ческого характера, препятствующих эффективному развитию педагогической деятельности в воскресных школах: кадровую, контингентную, организационную, материально-техническую.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволили охарактеризовать современную православную воскресную школу как феномен педагогической действительности, представить ее как воспитательную организацию через раскрытие ее социально-педагогических возможностей, а также, выявить возможные способы повышения эффективности педагогической деятельности в воскресных школах, основываясь на анализе опыта воспитательно-образовательной деятельности ряда воскресных школ Московской и других епархий Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, изучение проблематики воскресной школы как воспитательной организации не может не иметь широкой перспективы, при этом вполне очевидно, что обозначенные проблемы функционирования, а также выведенные из анализа этих проблем социально-педагогичес-кие условия повышения эффективности педагогической деятельности современных воскресных школ, не могут быть исчерпаны теми, что предложены в настоящем исследовании. В ходе изу-

чения возможностей реализации этих условий мы неоднократно сталкивались с рядом иных особенностей, и в связи с этим, трудностей функционирования данного вида воспитательных организаций, к которым можно отнести, например, вопросы взаимодействия со светскими воспитательно-образовательными организациями, вопросы дальнейшего устройства воспитанников воскресных школ, проблематики юношеского и молодежного контингента, особенностей организации педагогического взаимодействия с воспитанниками воскресных школ в каникулярные, в частности, летние периоды и прочее, требующее отдельного и в немалой мере лонгитюдного исследования. Также требует специального научного осмысления разработка социально-педагогических рекомендаций участникам воспитательно-обра-зовательного процесса, связанных с региональными и этноконфессиональными особенностями локализации воскресных школ. Обозначенные проблемы могут лечь в предметную основу дальнейших исследований специфики воскресной школы как воспитательной организации. Однако уже сейчас можно сказать: современная воскресная школа способна решать (и, как показало исследование, в целом ряде случаев положительно решает) сложные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, что, в конечном счете, позволяет рассматривать воскресную школу как воспитательную организацию, а построение педагогического процесса в ней в качестве самостоятельного предмета интенсивного педагогического анализа.

УДК 377 Г 147

И.Р. ГАЙНУТДИНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Формирование готовности подростков к социальному самоопределению — одна из актуальных проблем современной педагогики. Наше исследование посвящено изучению вопросов формирования готовности учащихся к социализации роли педагогического влияния на этот процесс.

В современной общественной ситуации необходимым является воспитание субъектных качеств личности, одним из которых является ее

готовность к социальному самоопределению. Наше исследование посвящено изучению проблемы формирования готовности подростков к

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *