Положить жизнь за други своя

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам — и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».

11 февраля 2017 года сотрудники отдела массовой работы библиотеки им. А. Т. Твардовского провели литературный час «Русский солдат правдой богат», приуроченный ко Дню памяти воинов-интернационалистов.

15 февраля 1989 года из Афганистана была выведена последняя колонна советских войск.

В этой официально необъявленной войне пали порядка 15000 советских офицеров и солдат и более 100000 афганцев. Десятки тысяч стали инвалидами.
Афганская война уже стала историей. Но для многих людей она остается частью прожитой жизни. И неважно как общество относится к этой войне — судить всегда легче, чем понять. Те, кто воевал в Афганистане, молодые солдаты и офицеры, многим из которых тогда было чуть больше двадцати, искренне исполняли свой долг перед Родиной, погибали под пулями и взрывались на минах, получали награды и хоронили друзей.

В ходе мероприятия было рассказано о страшной и жестокой войне в Афганистане, как мужественно и профессионально выполняли свой долг наши солдаты, как в сложнейших условиях проявляли мужество, стойкость, благородство, сохраняли верность военной присяге и долгу. Особый акцент был сделан на роман Виктора Николаева «Живый в помощи». Эта книга повествует о русском воине, который прошел через афганский ад.

В дополнение к сказанному были показаны видеоролики о людях, чьи жизни оборвались в пламени Афганистана. С большим интересом ребята рассматривали книжную выставку «Долг. Честь. Мужество».
Вечная память всем, не пришедшим с войны.

С момента развала СССР в 1991 году ни одна из бывших республик Советского Союза так и не зажила счастливо. Более того, в некоторых из них дело дошло до вооруженных конфликтов, то и дело полыхали гражданские войны. Не обошла эта беда и нашего ближайшего соседа — Украину. Добровольцы из России, которые не могли равнодушно смотреть на то, что происходит там, бросились на помощь братскому народу. Многие и сейчас служат в Луганской и Донецкой Народных Республиках. Там до сих пор получают ранения и гибнут как военнослужащие, так мирные граждане. Точно так же в областях Украины, не охваченных войной, которую развязали пришедшие к власти путём переворота силы, не все смогли принять режим и идеологию, навязанные фашиствующими молодчиками.

Эти люди встали на защиту мирного населения Донбасса и тех ценностей, которые святы для всех русских людей. Многие, получив ранения и не имея возможности продолжить воевать, перебрались в Россию, получили гражданство и ассимилировались в обществе, что оказалось делом несложным, так как это такие же русские люди.

Одним из таких бывших защитников мирного населения и «русского мира» является проживающий в Челябинске Филипп Венедиктов. Получив гражданство РФ после войны на Донбассе, он влился в мирную жизнь, женился, работает и занимается активной общественной деятельностью. Проживая в Магнитогорске, занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи (преподавал в ВСПК «Штурм» на базе ДОСААФ, вёл занятия по сборке-разборке автомата для старшеклассников в школах). После переезда в Челябинск также ведет жизнь человека с активной гражданской позицией. Насколько мы знаем, сегодня Филипп Венедиктов занимается помощью добровольцам по всей стране, попавшим в различные сложные жизненные ситуации.

Одна из последний громких историй про добровольцев, героем которой стал гражданин Казахстана Евгений Щербак, развивалась в Челябинске при непосредственном участии Филиппа Венедиктова. За Женю шла долгая борьба. Он несколько месяцев находился в челябинском центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) и, несмотря на многочисленные попытки помочь ему остаться на территории РФ, в результате все-таки оказался в Казахстане.

Ситуация Щербака — показательная, и последние недели в Интернете, на самых разных площадках, идет активное обсуждение случившегося с ним, причем распространяется немало недостоверной информации, которая в том числе затрагивает силовиков Челябинской области.

В интервью агентства «Урал-пресс-информ» с Филиппом Венедиктовым — сведения «из первых рук», так как именно он как человек, принимавший непосредственное участие в «операции» по спасению Евгения Щербака, знает точно, как все происходило на самом деле и почему закончилось так, как закончилось.

— Филипп, расскажите, как Евгений Щербак оказался в Челябинской области. С какими барьерами вы столкнулись, пытаясь помочь ему остаться в России. Кто вместе с вами помогал Евгению?

— Об Евгении Щербаке я узнал от своего друга Германа Владимирова — директора музея Боевого братства в Санкт-Петербурге. Он помогал Жене в Питере в 2018 и 2019 годах, где тот дважды задерживался правоохранительными органами. Дело было осложнено тем, что Щербак до своего приезда в город Бакал Челябинской области имел неоплаченный штраф и решение Выборского суда о его самостоятельной депортации из РФ, которое нарушил и не обжаловал в установленные сроки. Это одна из объективных причин, ставших основанием для его выдворения. Со стороны южноуральских силовиков и чиновников я не наблюдал никаких барьеров, наоборот все старались вникнуть в ситуацию. В решении Жениного вопроса участвовали лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, депутаты КПРФ, активисты РКРП, центральный аппарат МОО «Союз Добровольцев Донбасса», представителем которой я являюсь, активно работая в этом направлении с Марией Коледой.

— Дело Евгения Щербака вызвало резонанс в обществе. Как Вы считаете, почему?

— Отношение к добровольцам, принимавшим участие в войне на Украине, у людей разное, это зависит в том числе от политических взглядов, ведь у нас в стране в противовес патриотическим силам есть либеральные. Но всё-таки основная масса населения РФ понимает и поддерживает людей, защищавших русских, правду. Есть люди, которые необъективно подают информацию, раздувая тему о том, что Россия якобы «сдаёт своих», это у патриотически настроенного населения вызывает негодование.

— Откуда «растут ноги» у слухов?

— Бывает по-разному. Одни просто ловят на этом «хайп», другие в силу своей неосведомлённости подают информацию искажённой. Не исключено, что кто-то таким образом пытается дискредитировать действующую власть.

— Как можно переломить ситуацию, какие силы задействовать, чтобы поставить дело спасения добровольцев «на поток»?

— Эти механизмы уже есть. Так, правительством РФ уже приняты законы о льготном получении гражданства.

— Филипп, а не виноваты ли подчас сами защитники в том, что с ними происходит?

— Да, конечно, в основном такие случаи происходят из-за бездействия самих добровольцев. Но, бывает, что человек становится заложником ситуации. Например, во время боевых действий сгорели документы, а боец с ранением проходил лечение в РФ. В случаях, когда добровольца задерживают по запросу Интерпола как иностранного гражданина, нужно разбираться в каждой ситуации индивидуально. Если доброволец преследуется за участие в боевых действиях на Донбассе — это одно, а если за совершение уголовного преступления на своей Родине, — совсем другое. Быть воином-доровольцем — не значит иметь право нарушать закон и не отвечать за свои поступки. Наоборот, я считаю, что это обязывает соответствовать высокому званию защитника Отечества, быть дисциплинированным, ответственным, достойным гражданином.

— У вас это получилось?

— Я к этому стремлюсь.

— Знаю, что у вас были большие планы по военно-патриотическому направлению: организация и участие в праздничных концертах, полевые сборы…

— К сожалению, многие планы нарушил коронавирус. Например, он «отменил» концерт Юлии Чичериной 11 апреля для ветеранов боевых действий, организацией которого я занимался по просьбе Германа Владимирова. Верю, что эпидемия скоро отступит и я смогу и дальше активно участвовать в жизни ветеранского движения и вообще в жизни Челябинска и области, в том числе продолжу петь со сцены патриотические песни. Я не профессионал, пение — это мое хобби: пою душой. Что касается сборов, с 29 по 31 мая вместе с председателем сообщества патриотических организаций «Урал» Андреем Муравьевым мы собираемся провести их для молодежи допризывного возраста и организаций правоохранительной направленности на базе специального учебного центра «Полигон».

Также после отмены режима самоизоляции планируем организовать торжественное захоронение в городе Асбесте Свердловской области останков героического уральца — участника Великой Отечественной войны Александра Маркова, найденные ашинскими поисковиками из отряда «Русич» на территории Крыма (в районе села Батального), при обороне которого он погиб в 1942-м году. «Русичи» совместно с СВПО «Урал», «Обществом содействия Флоту» и «Союзом добровольцев Донбасса» займутся доставкой и захоронением останков советского бойца в Асбесте.

Торжественная передача останков красноармейца состоялась в марте этого года в селе Батальное, где вышеуказанные организации за свои средства (и при финансовой поддержке «Справедливой России») установили памятник «Воинам-уральцам, погибшим при освобождении Крыма».

— Замечательные планы. А чем занимаетесь сейчас, пока лютует коронавирус?

— В настоящее время я помогаю нескольким добровольцам, которых собираются депортировать. Также дистанционно собираю информацию по погибшим героям-добровольцам из Челябинска, чтобы увековечить память об их подвигах и отдать дань уважения их родным. Недавно записался волонтером для предотвращения распространения коронавирусной инфекции министерства социальных отношений Челябинской области. Жду звонка.

— В начале своего пути, насколько я знаю, вы больше действовали как одиночка. Сейчас ситуация изменилась?

— Сегодня я действую как представитель МОО «Союз Добровольцев Донбасса». Когда переехал в Челябинск, сделал всё, чтобы собрать ребят, принимавших участие в конфликте на Донбассе, вместе, объединить их, сплотить в мирной жизни. Благодаря своим обширным знакомствам и связям имею возможность напрямую обратиться в совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, к депутатам Госдумы, высокопоставленным силовикам и известным общественникам. Большую помощь в решении юридических вопросов мне оказывает объединение «Братство Вольных Адвокатов» (БраВА). Являюсь сторонником того, что все патриоты должны объединить свои силы для достижения одной цели — процветания нашей Родины.

— Филипп, как вы видите развитие общественного движения помощи добровольцам в Челябинской области и России в целом?

— Первый и главный вопрос — это признание добровольцев на государственном уровне защитниками Отечества. Данный статус гарантирует их социальную защищённость, что благоприятно скажется на их психологическом состоянии. Замечу, что моя деятельность не ограничивается одним лишь военно-патриотическим направлением. Я — доброволец и не могу оставаться равнодушным, видя несправедливость и страдания людей. Недаром девиз «Союза Добровольцев Донбасса» звучит так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». «Други» для меня — это весь народ России.

— Видите ли вы себя в дальнейшем в политической жизни Челябинской области и страны?

— Раньше я считал, что это не моё, но сейчас понимаю, что в качестве политика могу реально менять жизнь людей к лучшему, ведь политика является механизмом влияния на процессы, происходящие в обществе. Поэтому я стал всерьез задумываться над данным вопросом, тем более что лично знаком с некоторыми российскими политиками, имею свои политические предпочтения и кое-какие намётки на ближайшее будущее. Уже подал заявление на вступление в партию «Справедливая Россия».

Ин.15:1. Я есмь истинная виноградная лоза,…

Аз есмь лоза истинная,…

превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово – «истинный» (ἀληθινός). Или иначе: «лоза истинная», т.е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения.

Ин.15:1. …а Отец Мой – виноградарь.

…и Отец Мой делатель есть,

заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это – превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними Иисус Христос приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает.

Ин.15:2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;…

Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю;…

Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня.

Ин.15:2. …и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

…и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет.

Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря:

Ин.15:3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам.

Вы очищены уже словом Моего учения. Обрати внимание на то, что Иисус Христос, будучи виноградной лозой, вместе с тем есть и делатель виноградника, потому что это делание общее у Бога Отца и Сына, как и многие другие. А чтобы ученики вследствие большего страха не отпали от веры и не потеряли связи с виноградной лозой, Иисус Христос укрепляет ослабевшие их души и связывает с Собою, говоря:

Ин.15:4. Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Будите во Мне, и Аз в вас.

Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды.

Ин.15:4. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете,

так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною.

Ин.15:5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;

Аз есмь лоза, вы рождие: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног;…

Иисус Христос объясняет теперь притчу, и обрати внимание, что Он говорит: «иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног». Часто пребывает кто-либо во Христе, соединяясь с Ним посредством веры, но Христос не пребывает в нем, отвращается от него, потому что он проводит недостойную жизнь. Такой человек приносит плоды, но весьма малые, совершив одно какое-либо или два добрых дела. И в виноградниках мы видим такие ветви, которые не особенно радуют виноградаря, принося какие-либо жалкие кисточки.

Ин.15:5. …ибо без Меня не можете делать ничего.

…яко без Мене не можете творити ничесоже,

подобно ветвям, которые не заимствуют силы от корня. Сказав прежде: вы не можете приносить плода, если не пребудете во Мне, теперь Иисус Христос предсказывает и опасность для того, кто не пребудет в Нем.

Ин.15:6. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь,…

Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга,…

как бесплодная ветвь.

Ин.15:6. …и засохнет;…

…и изсышет;…

И потеряет влагу благодати, которую он имел от корня.

Ин.15:6. …а такие ветви собирают…

…и собирают ю…

И соберут такого рода ветви Ангелы во время Страшного Суда.

Ин.15:6. …и бросают в огонь,…

…и во огнь влагают,…

и бросят в огонь геенны.

Ин.15:6. …и они сгорают.

…и сгарает,

будут гореть, но не сгорать. Иисус Христос под непребывающими в Нем разумеет здесь не только отлученных или отделившихся от Него, но и тех, которые некрепко соединены с Ним.

Ин.15:7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам.

Конечно, тот, кто живет по заповедям Божиим, не попросит ничего недостойного. Смотри, что пребывание слов Иисуса Христа в учениках, или соблюдение, исполнение их, значит здесь то же, что пребывание Самого Иисуса Христа в учениках.

Ин.15:8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода…

О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите,…

«Прославися» здесь поставлено вместо: «прославится»; «да плод мног сотворите» сказано вместо: «аще сотворите». Таких идиоматизмов много в Священном Писании.

Ин.15:8. …и будете Моими учениками.

…и будете Мои ученицы,

сделаетесь совершенными. Значит тот, кто приносит много плода, делается совершенным учеником Иисуса Христа. Итак, Иисус Христос сказал, что Отец прославляется, или радуется многоплодности и совершенству учеников, желая побудить их к такому делу, которое действительно угодно Богу.

Ин.15:9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;…

Якоже возлюби Мя Отец, и Аз волюбих вас;…

Как Отец возлюбил Меня за то, что Я исполняю волю Его, так и Я возлюбил вас за то, что вы исполняете волю Мою. Выше у нас уже было пояснено, что слово – «якоже» и другие подобные, когда употребляются в отношении к Богу Отцу и к Сыну, или к Святому Духу, означают равенство, а когда они употребляются в отношении к Богу и к человеку, то указывают только на подобие, и притом не вполне совершенное.

Ин.15:9. …пребудьте в любви Моей.

…будите в любви Моей.

Опять Иисус Христос указывает на средство теснее соединиться с Ним.

Ин.15:10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви.

Но почему же Ты умираешь, как беспомощный человек? Потому что этого желает и Отец и Я для спасения людей, потому что самое это дело Я считаю славой для Себя. Как Я, возлюбленный Отцом Своим, умираю за вас, так и вы, возлюбленные Мною, умрете, однако, за Меня. Это – смерть по любви, а не вследствие беспомощности или слабости.

Ин.15:11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет…

Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет…

Эти утешительные слова Я сказал вам, опечаленным Моею смертью, для того, чтобы радость о Мне, которою вы радовались до наступления этих печальных событий, не изчезала, но пребывала в вас, так как вы знаете, что Я не оставлю вас сиротами, но опять приду к вам.

Ин.15:11. …и радость ваша будет совершенна.

…и радость ваша исполнится,

и чтобы радость ваша о Мне исполнилась, именно так, как вы ожидали в начале этой радости, надеясь жить со Мною.

Ин.15:12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы,

чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Часто Иисус Христос повторяет это, желая неизгладимыми буквами запечатлеть в сердцах учеников любовь. Обрати внимание также на удивительную связь мыслей. Выше было показано, что пребывание во Христе происходит из любви к Нему, а любовь к Нему – из соблюдения заповедей Его; заповедь же Его состоит в том, чтобы мы любили друг друга; следовательно, любить друг друга значит то же, что пребывать во Христе, что любить Бога; отсюда также следует, что любовь к Богу и любовь друг к другу имеют между собою тесную связь. Словами – «якоже Аз возлюбих вы» Иисус Христос показал, что Он добровольно умирает из любви к ним.

Ин.15:13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя,

больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них для того, чтобы быть Его друзьями.

Ин.15:14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам.

Вот беспримерное человеколюбие! Едва ли кто-либо из нас сделает когда-либо честного раба своим другом, а Иисус Христос мало того, что делает это, но делает его даже братом: «возвестите, – говорит Он, – братии Моей, да идут в Галилею» (Мф.28:10), – усыновляет его Отцу и делает его сонаследником Царства Небесного.

Ин.15:15. Я уже не называю вас рабами,…

Не ктому вас глаголю рабы,…

Но когда же Иисус Христос назвал их рабами? Когда, раскрывая учение о силе Своего Божества, Он сказал: «вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете, есмь бо» (Ин.13:13).

Ин.15:15. …ибо раб не знает, что делает господин его;…

…яко раб не весть, что творит господь его;…

что он делает тайно.

Ин.15:15. …но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

…вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам.

Я сказал вам как друзьям все, что только вы могли вместить, все, что только вам можно было слышать. А всякий, конечно, другу, а не рабу поверяет свои тайны. Сказав прежде: «вы друзи Мои есте (ἐστε), аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Ин.15:14), Иисус Христос показал, что ученики еще не друзья Ему, а только будут ими тогда, когда исполнят заповеди Его; каким же образом Он говорит теперь: «вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам?» Слово «есте» поставлено вместо «пребываете», и место это нужно понимать так: будучи уже Моими друзьями, вы и пребудете такими, если будете исполнять то, что Я заповедую вам. Затем Иисус Христос высказывает и другое доказательство того, что ученики – друзья Его.

Ин.15:16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…

Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас…

В такой отрицательной форме Иисус Христос выразил ту мысль, что – Я избрал вас друзьями, Я прибег к вашей дружбе.

Ин.15:16. …и поставил вас,…

…и положих вас,…

и насадил вас в любви Моей, в вере в Меня.

Ин.15:16. …чтобы вы шли…

…да вы идете…,

чтобы вы, возрастая, все более и более распространяли свою деятельность.

Ин.15:16. …и приносили плод,

…и плод принесете,…

так, как уже выше было об этом сказано. Или под плодом можно разуметь здесь духовные дарования, или множество людей, которые спасутся, благодаря усердию учеников.

Ин.15:16. …и чтобы плод ваш пребывал,…

…и плод ваш пребудет,…

и чтобы плод ваш не погибал, не прекращался.

Ин.15:16. …дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

…да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам.

Ин.15:17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Сия заповедаю вам, да любите друг друга.

Я говорю вам это, т.е. что Я умираю за вас, что Я прибег к вашей любви – не с тем, чтобы порицать вас, но чтобы побудить вас к взаимной любви между собой. А так как ученики были смущены той мыслью, что их ненавидят уже все иудеи, то Иисус Христос далее утешает их и в этом отношении.

Ин.15:18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде.

Под миром разумеет здесь Иисус Христос враждебных Ему иудеев. Пусть будет, говорит Он, утешением для вас то, что прежде вас возненавидели Меня; радуйтесь тому, что вместе со Мною и вас ненавидят злые. Затем Иисус Христос высказывает и другое утешение ученикам, именно – что злые любили бы их, если бы они сами были из числа злых.

Ин.15:19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое;…

Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы;…

подобное, так как подобное подобному радуется.

Ин.15:19. …а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

…якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир.

Итак, то, что злые ненавидят вас, служит доказательством вашей добродетели, подобно тому как служило бы доказательством вашей злобы то, если бы вас любили такие люди. Ободрив несколько упавший дух учеников, Иисус Христос опять утешает их в том, что должно случиться с Ним Самим.

Ин.15:20. Помните слово, которое Я сказал вам:…

Поминайте слово, еже Аз Рех вам:…

А что это за слово, слушай далее:

Ин.15:20. …раб не больше господина своего.

…несть раб болий господа своего.

Эти слова Иисус Христос несколько прежде сказал ученикам, и не один раз, а несколько. Итак, Он говорит: вы не лучше Меня.

Ин.15:20. Если Меня гнали, будут гнать и вас;…

Аще Мене изгнаша, и вас изженут;…

Это следует из того, что вы Мои ученики. Поэтому, с радостью переносите равное с Учителем и следуйте по стопам Моим.

Ин.15:20. …если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

…аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут.

И не падайте духом, если вас будут преследовать и отвергать учение ваше. Что делали по отношению ко Мне, то же будут делать и в отношении к вам, и «довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его» (Мф.10:25).

Ин.15:21. Но все то сделают вам за имя Мое,…

Но сия вся творят вам за имя Мое,…

т.е. преследуют вас и не исполняют ваших слов. Поэтому, если вы любите Меня, то, конечно, будете радоваться тому, что вы терпите все это за Меня, как Я – за вас; притом же, вы страдаете за Владыку, а Я за рабов. Далее присоединяет и другое утешение.

Ин.15:21. …потому что не знают Пославшего Меня.

…яко не ведят Пославшаго Мя,

так как они отвергают Пославшего Меня, т.е. оскорбляют и Бога Отца. Радуйтесь же, когда вас оскорбляют вместе с Нами. Затем Иисус Христос говорит, что иудеи не могут иметь никакого извинения в том, что они с намерением поступают худо и причиняют все эти оскорбления.

Ин.15:22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели; ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем.

Если бы Я не учил иудеев, то конечно, они не имели бы греха в том, что преследуют и оскорбляют и Меня, и вас как Моих, как будто Я не говорю им Кто Я, и не доказываю этого Священным Писанием.

Ин.15:23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.:

Ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит.

Иисус Христос объясняет и показывает все величие греха иудеев, говоря, что оскорбление Сына есть оскорбление и Отца. Сказав о Своем учении, далее говорит Он о чудесах Своих.

Ин.15:24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха;…

Аще дел не бых сотворил в них, ихже ин никтоже сотвори, греха не Быша имели;…

И действительно, сами же они свидетельствовали о делах Иисуса Христа, говоря: «николиже явися тако во Израили» (Мф.9:33).

Ин.15:24. …а теперь и видели,…

…ныне же и видеша,…

такие дела Мои…

Ин.15:24. …и возненавидели и Меня и Отца Моего.:

…и возненавидеша Мене и Отца Моего.

Ин.15:25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. (Пс.68:5)

Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне.

И здесь выражение с союзом ἵνα (да) означает не причину, а только указывает на то, что должно случиться, именно – что должно исполниться это изречение закона. Законом здесь называется книга псалмов, в которой написано: «и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне» (Пс.108:3). Значит, иудеи ненавидели Иисуса Христа напрасно, без всякого основания, по своему только лукавству. Но апостолы могли сказать Иисусу Христу: если иудеи Тебя преследовали и не исполнили Твоих слов; если им не принесло никакой пользы то, что они слышали такое учение и видели такие чудеса; если они возненавидели Тебя и Отца Твоего; если они подобным же образом будут поступать и с нами, то зачем же Ты посылаешь нас к таким людям? Поэтому Иисус Христос утешает их, говоря, что им будет содействовать Дух Святой.

Ин.15:26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;…

Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне;…

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божии. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

Ин.15:27. …а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.:

…и вы же свидетелствуете, яко искони со Мною есте.

И вы сами, говорит Иисус Христос ученикам, достоверные свидетели Моего учения, Моих чудес и Моей Божественной силы, потому что вы находитесь со Мною от начала Моей проповеди и совершения Мною чудес, и конечно, многих вы приведете к вере, потому что не все же одинаково лукавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *