Польский храм

Митрополит Савва
Metropolita Sawa

7-й Митрополит Варшавский и всея Польши

c 31 мая 1998 года
Избрание 12 мая 1998 года
Интронизация 31 мая 1998 года
Церковь Польская православная церковь
Предшественник Митрополит Василий

2-й Православный полевой ординарий Войска Польского

16 мая 1994 года — 31 мая 1998 года
Церковь Польская православная церковь
Преемник Архиепископ Мирон
Учёная степень доктор богословия
Имя при рождении Михал Грыцуняк
Оригинал имени при рождении Michał Hrycuniak
Рождение 15 апреля 1938 (80 лет)

  • Śniatycze, Lublin Voivodeship, Польская Республика
Принятие священного сана 1964 год
Принятие монашества 1966 год
Епископская хиротония 25 ноября 1979 года
Награды
Митрополит Савва на Викискладе

Подпись митрополита Саввы. 2001

Митрополит Савва (польск. Metropolita Sawa, в миру Михал Грыцуняк, польск. Michał Hrycuniak; 15 апреля 1938, Снятыче) — епископ Польской православной церкви, профессор теологии, бригадный генерал. Митрополит Варшавский и всея Польши с 31 мая 1998 года.

Биография

Родился в Снятыче в Замойском повяте в православной семье Владимира Грыцуняка и Натальи, урождённой Винник. Когда будущему митрополиту был год, его родители перешли в католичество от своего имени и несовершеннолетнего сына, в приходе в Дубе. Произошло это в период, когда на православных жителей указанного прихода оказывалось сильное давление, чтобы они переходили в католицизм. Однако большая часть этих переходов оказалась формальными и недолговечными.

Осиротел в возрасте двух лет, потеряв отца, с тех пор его воспитывали мать и бабушка. Когда во время Второй мировой войны в его родном месте была открыта церковь святого Иоанна Крестителя, которая была закрыта в межвоенный период, Наталья Грыцуняк и её сын начали в неё ходить. Вместе с матерью он избежал выселения, которому подлежало в 1944—1946 годах украинское население, быть может, благодаря поступлению его дяди в армию. Первоначально учился в начальной школе в своем родном Снятыче, а затем в Хожуве. Там отучился два года в средней школе, после чего решил получить образование в православной семинарии.

C патриархом Иерусалимским Феофилом III. 2010 год

В 1957 году окончил Варшавскую Православную духовную семинарию. Как студент он был иподиаконом митрополита Варшавского и всей Польши Макария. В 1961 году окончил Варшавскую христианскую богословскую академию со степенью магистра богословия, защитил дипломную работу, посвящённую третьему миссионерскому путешествию апостола Павла.

В 1961—1979 годах преподавал в Варшавской Православной духовной семинарии. C 1974 года вступил на должность ректора этого учебного заведения. С 1962 года и по настоящее время преподаёт в Христианской Богословской Академии.

27 сентября 1964 году архиепископом Георгием (Коренистовым) был рукоположён в сан диакона.

В 1966 году на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде получил степень доктора богословия.

6 февраля того же года в сербском монастыре Раковица принял монашеский постриг с именем Савва в честь святителя Саввы Сербского и на следующий день, 7 февраля, был рукоположён во иеромонаха.

C 1966 по 1970 год занимал должность директора канцелярии митрополита Варшавского и всея Польши Василия.

В 1970 году был возведён в сан архимандрита и становится наместником Яблочинского Свято-Онуфринского монастыря.

В 1974—1979 годы занимал должность ректора Высшей Православной Духовной Семинарии, расположенной в этом монастыре.

С 1977 года — руководитель православного отделения Академии христианской теологии в Варшаве.

В 1978 году — получил степень доктора православного догматического богословия и звание доцента и назначен заведующим кафедрой догматического и нравственного богословия в ХБА.

25 ноября 1979 года рукоположён во епископа и назначен на Лодзинско-Познаньскую кафедру.

С 1981 года переведен на Белостокско-Гданьскую кафедру.

С 1984 по 1990 год занимал должность ректора Христианской Богословской Академии.

18 апреля 1987 году возведён в сан архиепископа.

В 1990 году получил звание профессора богословия.

С 16 мая 1994 года — Православный ординарий Войска Польского.

С 1996 года — бригадный генерал.

12 мая 1998 года избран предстоятелем Польской православной церкви, 31 мая в Варшавском кафедральном соборе святой Марии Магдалины состоялась интронизация нового предстоятеля Польской православной церкви.

С 16 по 19 сентября 2012 года по приглашению предстоятеля Польской православной церкви Польшу с официальным визитом посетил Патриарх Кирилл, который встречался не только с представителями православной церкви, но и с представителями католического большинства. Кульминацией визита стало подписание с главой польских католиков архиепископом Юзефом Михаликом совместного Послания народам России и Польши о примирении.

Награды

Государственные награды

  • Командор ордена Возрождения Польши
  • Офицер ордена Возрождения Польши
  • Золотой крест Заслуги
  • Орден Палестинской автономии
  • Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъём авторитета православия в мире, и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 2008) — за выдающийся вклад в утверждение добрососедских отношений между Украиной и Республикой Польши, многолетнюю плодотворную церковную деятельность

Церковные награды

  • Орден святой Марии Магдалены (Польская православная церковь)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ, 1998 год)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени с лентой (РПЦ, 2007 год) — за вклад в укрепление братских связей между Русской и Польской православными церквами
  • Орден Славы и Чести I степени (РПЦ, 2013 год)
  • Орден Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (Белорусский экзархат Московского Патриархата, 2002 год)
  • Большой крест ордена святого апостола Павла (Элладская православная церковь)
  • Орден святого Саввы 1 степени (Сербская православная церковь)
  • Орден Святого Иннокентия 1 степени (Американская православная церковь)
  • Орден Креста Гроба Господня 1 степени (Иерусалимская православная церковь)
  • Орден Святого царя Константина (Сербская Православная Церковь, 2013 год)
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени (РПЦ, 2018 год)

Почётные учёные степени

  • Почётный доктор семинарии святого Владимира (США, 2000 год)
  • Почётный доктор Белостокского университета (Польша, 2001 год)
  • Почётный член Минской духовной академии (Белоруссия, 13 июня 2001 года)
  • Почётный доктор университета Салоников (Греция, 2002 год)
  • Почётный доктор богословия Киевской духовной академии (Украина, 30 мая 2008 года)

Иные награды

  • Лауреат премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» (2007 год) — за личный вклад в возрождение православия в Польше и преодолению религиозных расколов в обществе

Примечания

  1. M. Krzysztofiński, K. Sychowicz, W kręgu «Bizancjum», «Aparat represji w Polsce Ludowej (1944—1989)», nr 1, 2008, s.96-100
  2. Grzesiak K.: Diecezja lubelska wobec prawosławia w latach 1918—1939. Wydawnictwo Archidiecezjalne GAUDIUM, 2010, s. 448. ISBN 9788375480030
  3. Grzesiak K.: Diecezja lubelska wobec prawosławia w latach 1918—1939. Wydawnictwo Archidiecezjalne GAUDIUM, 2010, s. 92. ISBN 9788375480030.
  4. W służbie Bogu i ludziom. Księga Jubileuszowa Metropolity Warszawskiego i całej Polski Sawy. Warszawa: Warszawska Metropolia Prawosławna, 2008, s. 11. ISBN 978-83-60311-14-1.
  5. A. Matreńczyk, Z metropolitą Sawą o życiu i Cerkwi, «Przegląd Prawosławny», nr 8 (338), sierpień 2013.
  6. A. Matreńczyk, Z metropolitą Sawą o życiu i Cerkwi, «Przegląd Prawosławny», nr 8 (338), sierpień 2013
  7. A. Matreńczyk, Z metropolitą Sawą o życiu i Cerkwi, «Przegląd Prawosławny», nr 8 (338), sierpień 2013.
  8. A. Matreńczyk, Z metropolitą Sawą o życiu i Cerkwi, «Przegląd Prawosławny», nr 8 (338), sierpień 2013.
  9. Za wszystko dziękuję Bogu i Wam, «Przegląd Prawosławny», nr 1 (295), styczeń 2010, ss.2–3
  10. W służbie Bogu i ludziom. Księga Jubileuszowa Metropolity Warszawskiego i całej Polski Sawy. Warszawa: Warszawska Metropolia Prawosławna, 2008, s. 11. ISBN 978-83-60311-14-1.
  11. Милена Фаустова, интервью с экспертом, Чрезвычайным и Полномочным Послом России Валентином Богомазовым. Патриарх в Польше: шаг в сторону Ватикана?, радио Голос России (16 августа 2012, 10:05). Проверено 2 мая 2014.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Metropolita Sawa (польск.)
  13. Указ Президента Украины № 405/2013 «О награждении орденом князя Ярослава Мудрого»
  14. Указ Президента Украины № 424/2008 «О награждении орденом князя Ярослава Мудрого» (укр.)
  15. Визит нового Предстоятеля Польской православной церкви
  16. Предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Савва награждён орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
  17. Святейший Патриарх вручил награды Русской Церкви Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве и клирикам Польской Православной Церкви
  18. Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей
  19. 1 2 Две радуги — Журнал «Ступени» № 3(8), 2002 год
  20. Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Литургию в городе, где родился св. Константин Великий
  21. Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Предстоятелем Польской Православной Церкви
  22. В Киевской духовной академии прошла церемония вручения звания почётного доктора богословия Предстоятелю Польской Православной Церкви
  23. Патриарх Алексий II наградил митрополита Варшавского и главу Газпрома

Ссылки

  • Биография на сайте РПЦ
  • Прошлое архиепископа Саввы. Нынешний предстоятель Польской Православной Церкви был тайным осведомителем Службы безопасности МВД республики. русский перевод статьи в «Rzeczpospolita» от 13 января 2009.

В 1152 г. Юрий Долгорукий основал новый княжеский город Юрьев-Польский (т.е. стоящим в полях) на еще необжитом месте, назвав его своим именем. Местоположение города было выгодным: к северу его окружали притоки Нерли, около города несла свои воды в Клязьму река Колокша. Здесь, прежде всего, была построена крепость и в ней белокаменная княжеская церковь Георгия.

В 1212 г. Юрьев стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III – Святославу. В 1234 г. внук Юрия Долгорукого возвел здесь новый Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной дедом. Собор был богато украшен резьбой и славился своей красотой даже через столетия. К сожалению, собор обрушился в середине XV в. и был «собран изнова» известным московским зодчим В.Д. Ермолиным в 1471 г., вероятно, с большими изменениями. В дальнейшем он претерпевал неоднократные переделки, и лишь в советские времена были снесены обстройки (колокольня, ризница, теплый придел), уродовавшие это прекрасное здание.

Изначально это был небольшой одноглавый четырехстолпный собор. Здание было очень стройным и живописным. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно было для белокаменного зодчества конца XII-начала XIII в. Тяжеловесность современного храма – это результат его восстановления Ермолиным. Как показали раскопки, здесь в небольшом приделе у северной стены была усыпальница Святослава Всеволодовича (с 1991 г. его мощи хранятся в Свято-Покровском храме Юрьев-Польского).

Судя по оформлению уцелевшей с XIII в. северной стене, вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, в отличие даже от изысканно украшенного владимирского Дмитриевского собора. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и чудищ было очень сложным технически. Сначала на строительной площадке на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения. Затем они вводились в кладку стены. И лишь по уже готовой стене делалась резьба коврового узора, который оплетал все горельефы и архитектурные детали. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности и была возможна только на основании предварительного детального проекта размещения резных камней. Расчет показывает, что над резным убором храма работало две артели: одна (не менее 12 мастеров) резала горельефные фигуры, другая (до 20 человек) выполняла растительный орнамент. При этом за единством оформления декора просматривалась индивидуальная манера владимиро-суздальских мастеров.

Красота скульптурного убранства Георгиевского собора пленила В.Д. Ермолина, когда он восстанавливал храм после разрушения. Поэтому он сохранил все целые камни с рельефами и постарался подобрать их по сюжетам, насколько это было возможно. Вообще наличие сложных сюжетных композиций в украшении фасадов (например, Деисус, Богоматерь Оранта, «Распятие», «Вознесение», «Троица», «Преображение», «Семь спящих отроков эфесских», «Три отрока в пещи огненной», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского» и другие) тоже отличало Георгиевский собор от своих владимирских предшественников. Но роднил их все же лейтмотив величия и богохранимости Владимирской державы потомков Мономаха.

К сожалению, знаменитый резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском сегодня находится в состоянии, требующем серьезной реставрации для сохранения уникального памятника. Однако по ряду причин ранее он не попал в число особо охраняемых объектов, в отличие от Золотых Ворот, Успенского и Дмитриевского соборов, храма Покрова на Нерли и других древних памятников Владимирской области. Лишь в 2015 г. Министерством культуры РФ была произведена историко-культурная экспертиза, по результатам которой был подготовлен проект распоряжения об отнесении Георгиевского собора к особо ценным объектам культурного наследия. При положительном заключении Правительства РФ, можно будет рассчитывать на представление Георгиевского собора Юрьев-Польского для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святыня собора:

  • крест, высеченный святым благоверным князем Святославом Всеволодовичем, сыном Всеволода III Большое Гнездо и зятем преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

В. Королькова

Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор

Польская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Епархии Польской Православной Церкви по состоянию на 2007 г. Работа пользователя Albertus

Епархии

  1. Варшавская
  2. Белостокская
  3. Вроцлавская
  4. Лодзинская
  5. Люблинская
  6. Перемышльская
  • За рубежом:
  • Рио-де-Жанейрская
    • Экстерриториальные:
  • Войска Польского
  • Исторический очерк

    Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке — Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

    За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

    Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

    В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована «широкая поместная автономия.» В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

    В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

    По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

    После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

    Предстоятели

    Статистика

    Учебные заведения

    • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
    • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
    • Варшавская духовная семинария
    • Иконописная школа
    • Псаломщицко-регентская школа

    Церковно-общественные организации

    • Братство православной молодежи (с 1980)
    • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
    • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

    Ставропигии

    • Яблочинский Онуфриевский монастырь (мужской, с 1999)

    Литература

    Использованные материалы

    По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013,

    «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви,

    Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

    Первая оценка по «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви, ; вторая — по заметке Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

    При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

    Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., «Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., «Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

    Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

    Urban, по Wynot, 337, n. 10.

    Wynot, 330.

    Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *