Помощь матерям

Телефон доверия «Горячая линия» 747-13-40 для детей, подростков и их законных представителей начал свою работу в Санкт-Петербурге в 2011 году. Он предназначен для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической и информационно-справочной помощи. Работа на телефоне доверия также включает оперативное реагирование с подключением профильных организаций.

На телефоне доверия работают квалифицированные психологи, которые придерживаются таких принципов, как конфиденциальность, анонимность, уважительность и гуманность.

У каждого из нас бывают в жизни ситуации, с которыми трудно справиться самому. Ссоры, конфликты, одиночество, сильные чувства, сложности с принятием решений, тяжелые для нас потери, горе… и тогда самым важным оказывается моральная поддержка. Но не всегда рядом находится человек, которому можно довериться. Близкие могут не понять, друзья далеко, к чужим людям обратиться неловко… именно в такие моменты лучшей помощью может стать телефон доверия.

Телефон доверия работает анонимно, то есть Вы не знаете и не видите консультанта, и он не знает и не видит Вас. Это снимает неловкость и стеснение, которое мешает некоторым людям обратиться к психологу за очной беседой. Иногда бывает трудно решиться открыться чужому человеку и попросить помощи, а здесь просто надо снять трубку и набрать номер. И можно быть уверенным, что тебя выслушают, примут и поймут.

По телефону доверия вы получаете помощь в момент обращения. Это удобно, потому что позвонить можно из дома, с улицы, не надо никуда ехать, записываться на другой день. Что особенно важно в тех острых ситуациях, когда сил ждать у Вас просто нет, когда нужно поговорить с кем-то прямо сейчас, именно в эту минуту поделиться своими чувствами и получить поддержку.

По телефону доверия вы получаете квалифицированную психологическую помощь. Некоторые люди не обращаются к психологу и стараются обсуждать свои проблемы с друзьями. Но друзья могут дать совет только исходя из своего личного опыта, а по телефону доверия Вы общаетесь со специально подготовленным психологом, который имеет большую базу данных и в случае необходимости сможет подсказать, куда лучше обратиться в той или иной ситуации.

Опытные психологи по телефону анонимно, бесплатно помогут Вам разобраться в Ваших чувствах, увидеть новые стороны ситуации. И тогда Вам будет легче найти выход из самых трудных обстоятельств…

Анонимно, бесплатно, каждый день 747-13-40.

Также вы можете воспользоваться единым общероссийским телефоном доверия для детей, подростков и их родителей:

и другими телефонами доверия: 004, 576-10-10

Первый в России телефон доверия для мам сразу начал работать в авральном режиме

До сих пор было известно лишь о телефонах доверия для подростков, жертв насилия, наркоманов, суицидников и других «трудных» и «пограничных» категорий граждан. Считалось, что у мам все хорошо. Опыт проекта «Помощь уставшим мамам» показывает: возможность рассказать о своих проблемах, получить поддержку женщине-матери порой нужна не меньше, чем потенциально суицидальному подростку.

«Мы ожидали, что в декабре горячая линия будет работать в тестовом режиме, а из-за праздников и вовсе станет маловостребованой, а получили настоящий шквал звонков», — рассказывает психолог Мария Будылина, выступившая, совместно с проектом «Аист на крыше», с инициативой создания нового телефона доверия.

«Подумаешь, устала!»

Автор проекта горячей линии «Помощь усталым мамам» Мария Будылина

Культура поддержки мам у нас только начинает формироваться, все еще можно услышать «вот раньше сколько рожали и ничего, воспитывали всех патриотами». Или сомнение – неужели нельзя обсудить свои проблемы с кем-то близким?

«Факт обращения к психологу, как правило, означает, что все доступные ему средства человек испробовал и они не подействовали», — говорит Мария Будылина. Кроме того, многие мамы стесняются признаваться в своих переживаниях подругам и домашним, боясь предстать «плохой мамой». Они даже звонить на линию стараются тогда, когда дома нет никого.

«Иногда полезно на свою ситуацию взглянуть глазами не близкого или хорошо тебя знающего, а другого человека», — уточняет Ирина Алькова, психолог-консультант проекта.

Переживания, особенно такие как «усталость», или связанные с отсутствием времени на себя, часто обесценивают, особенно поколение бабушек. А ведь усталость – понятие многослойное, за ней стоит, когда начинаешь разбираться, множество причин: непонимание, неуважение, одиночество, эмоциональное насилие под видом помощи (нередкое у бабушек), требование быть «на уровне», «не хуже других» и унижение, скрытое или явное, если не получается.

«Предельно усталой себя может чувствовать и молодая «упакованная» мама с одним здоровым и покладистым ребенком. Это зависит от ситуации, личности мамы», — рассказывает Ирина Алькова.

«Самая распространенная жалоба – на вечный «день сурка», который преследует всех, кто находится в декрете.

Нехватка понимания и поддержки, желание, чтобы просто выслушали, посочувствовали –наиболее частые запросы от звонящих», — говорит психолог горячей линии Ирина Вислобокова.

«Я не хочу жить и хочу, чтоб ребенок исчез»

Психолог Ирина Вислобокова

Эти страшные слова говорят раз в жизни в сердцах сами себе многие мамы. Такое домашним, пожалуй, не скажешь: бабушка схватится за голову, муж испугается, близкая подруга – и та вряд ли поймет. Психологи считают, что сами эти слова, как правило, не доказывают то, что женщина готова совершить непоправимое.

«Это, скорее, симптом депрессии: когда ты не хочешь жить, но кончать с собой не собираешься. Одно дело слова, а другое – намерение. Наоборот, чем честнее мама будет признаваться себе в любом своем состоянии, а не со страхом заталкивать его внутрь, тем легче ей станет и тем эффективней пойдет работа с психологом. Когда даешь возможность мамочке выговориться, позволяешь увидеть себя реальную, а не придуманную, в финале беседы обязательно услышишь: «нет, все-таки ребенок у меня замечательный”», — успокаивает Мария Будылина.

Но, конечно, проводить профилактику острых состояний у мам необходимо, и без поддержки семьи тут не справиться. В некоторых ситуациях стоит играть не опережение, заранее информируя переживающую маму о том, какие пути решения проблем у нее есть. По мнению сотрудников горячей линии помощи, такой телефон должен быть в доме, где есть новорожденный ребенок. Пусть он не нужен прямо сейчас, но если станет необходимо, мама будет знать, где ей получить помощь.

Научить просить о помощи

Рабочая встреча участников проекта «Помощь усталым мама». Слева — Сергей Касаткин, главный редактор «Аиста на крыше»

Скептики интересуются — неужели меньше чем за час можно помочь незнакомой женщине с трудной проблемой? Станет ли ей легче, и как это понять? В чем цель работы такой горячей линии и как оценить ее эффективность?

Отведенные на первичное обращение 60 минут – это полноценная консультация у психолога не выходя из дома, за которую не надо платить.

Первая и самая важная задача горячей линии: научить женщину просить помощи и делать это прямо, а не истерично, косвенно, непонятно для окружающих.

Объяснить ей, что говорить о своих негативных чувствах, просить о помощи, когда трудно – нормально и правильно.

«За время консультации мама получает поддержку и обратную связь. У нее уходит напряжение, тревога, она понимает – ее слышат, верят и готовы помочь. Даже по голосу «слышно», что маме легче, — говорит Ирина Вислобокова. – А дальше можно переходить к более детальному рассмотрению ее проблемы».

По мнению Марии Будылиной, в работе горячей линии важно «работа на ресурс». Мало выслушать уставшую мамочку – надо подсказать ей, к кому дальше обратиться.

Как объяснить родственникам, что вы не «дурака валяете», как поговорить с ними, чтобы они вам поверили, вас услышали. Как принять их помощь, не чувствуя себя при этом «мамой-троечницей».

— Очень часто бывает, что домашние на самом деле готовы помогать, но мама — по тем или иным причинам – не хочет их просить. Как мне одна мама сказала – она год назад поругалась со свекровью, и теперь ей не звонит, о помощи не просит, а просто сидит и тихо умирает с ребенком. И таких ситуаций очень много.

Еще пример: в мою смену позвонила мама и сказала, что ребенок плачет третий день, почти не спит и не ест. Я уточнила возраст, и стало понятно – скорее всего, лезут зубы, а значит, никакие шутки-прибаутки на малыша не подействуют, пока зуб не прорежется. А мамочка совсем уже теряет голову: «Не могу я с ним, в ушах звенит, хочу оставить его и уйти на улицу».

Я уговариваю подождать мужа с работы, а потом уже выйти и немного отключиться. Так и сидели час с ней на телефоне, пока она мужа из окна не увидела. И полегчало ей за разговором, и супруга пошла встречать более спокойная.

Сначала был волонтерский проект

Петербурженка Мария Будылина – человек, про которого можно сказать «один в поле воин». Мысль создать горячую линию для переживающих мам пришла, когда она работала в одной из женских консультаций Санкт-Петербурга. Реальные истории женщин говорили: мамам очень, нет, ОЧЕНЬ нужна помощь. И не только тем, у кого нет мужа или бабушек-дедушек. Всем.

«Какое-то время я сидела на доабортных консультациях – сейчас по закону женщине, решившей сделать аборт, необходимо посетить психолога. И чаще всего аргументом против было вовсе не отсутствие денег, жилой площади и всего, о чем принято думать. Эти женщины говорили: мне не с кем будет оставить детей, если я займусь младенцем, — рассказывает Мария.

– Еще одна категория женщин – переживающие послеродовую депрессию.

Эти женщины очень хотели поговорить о своих проблемах, но далеко не всегда имели возможность просто дойти до психолога.

Мария Будылина стала искать выход: кто-то же должен предоставить те самые «запасные руки», которые перехватят коляску на пару часов, пока женщина приводит чувства в порядок и «делает ребенку хорошую маму». Обратилась в собес, но там ей отказали, сославшись на то, что помогают только пенсионерам и инвалидам, а сидеть с чьими-то младенцами – не в их компетенции.

Так родилась идея волонтеров, которые придут к уставшей мамочке домой, чтобы поиграть с ребенком, пока она убирается, готовит, принимает ванную, или отпустят ее в поликлинику решить проблемы с собственным здоровьем. В начале 2017 года Будылина кинула клич в социальной сети «ВКонтакте», собрались желающие помогать безвозмездно. «Это люди, которых я знаю лично или те, кого знают лично мои друзья», — говорит Мария. Информация о волонтерской помощи мамам распространилась по Санкт-Петербургу, люди стали обращаться.

«Первыми начали писать волонтеры, и уже за пару дней набралась сотня писем.

Интересно, что среди первых волонтеров были и молодые, и те, у кого уже есть дети и даже внуки. В основном, конечно, женщины. Есть и те, у кого дети выросли, а понимание ситуации, сочувствие, желание помогать – имеется. Есть и психологи, которые хотят лучше понять природу эмоций диады мать-дитя. И даже совсем молодые девушки, которые только готовятся к материнству.

А мамы поначалу стеснялись, и только тогда, когда я сделала отдельный пост о том, что вовсе не обязательно сразу оставлять малыша наедине с волонтером, что он может просто немного разгрузить маму, чтобы она приготовила ужин, приняла душ, позанималась со старшим ребенком уроками, — пошел вал писем и звонков от мам», — рассказывает Мария.

Психологов на всех не хватит

Ирина Алькова, психолог-консультант проекта и психолог горячей линии Ирина Вислобокова

Разрабатывая волонтерскую помощь, Мария Будылина не забывала и о том, что мамам часто нужна не только помощь рук, но и слова – помощь психологическая. Освободить руки и дать хотя бы несколько часов свободного времени – это хорошо, но порой не решает основной проблемы. Параллельно с подбором волонтеров Мария искала психологов, которые были бы готовы консультировать на общественных началах.

Велась запись, но вскоре выяснилось, что спрос превышает предложение: нуждающихся в помощи мам куда больше, чем профессионалов, готовых отдать свое время безвозмездно.

Тогда Мария создала группу «Помощь уставшим мамам». Сегодня в ней более пяти тысяч участников. Здесь публикуются статьи, даются полезные ссылки, со временем стала появляться информация о волонтерских проектах в помощь мамам и работе горячей линии. Потихоньку стали поступать благотворительные взносы, отчеты о расходовании этих средств публикуются на все той же страничке «ВКонтакте».

Стыковкой волонтеров и мам Мария занимается лично, старается подбирать помощников по районам, занимается подбором и собеседованием новых кадров, проводит тренинги, помогает в оформлении медкнижек – ведь работать добровольным помощникам предстоит с детьми, и они должны быть абсолютно здоровы.

Уже через полгода Марии начали поступать предложения о создании филиалов волонтерской сети в других крупных городах.

— Но я не решилась взять на себя такую ответственность – заниматься конкретной волонтерской помощью мамам в других городах. В Петербурге каждого волонтера я отбираю и собеседую лично, провожу тестирование, общаюсь с ним как психолог. В других городах такой возможности нет, — говорит Мария.

Именно эта невозможность и привела к идее открыть горячую линию, куда со своими проблемами может обратиться мама из любого уголка России. Инициативу финасово поддержала общественная организация «Аист на крыше». Причем цель ставится шире: помочь мамам принять свое материнство в минуты решения об аборте и избежать этого шага. В начале декабря 2017 года проект начал свою работу.

Мария Будылина сама проводит тренинги и еженедельную супервизию с психологами, а порой и сама садится на телефон, чтобы быть в курсе того, что на линии происходит.

От Владивостока до Калининграда

Работает шесть профессиональных психологов старше 26 лет, некоторые из них прошли переподготовку на перинатальных психологов.

Пока линия не многоканальная: позвонив, можно услышать частые гудки, если в настоящее время консультант занят. Разговор длится максимум 30 минут, потом система автоматически отключает абонента, но мама имеет возможность перезвонить и пообщаться еще 30 минут. Разговоры не записываются, клиентам гарантирована полная анонимность.

Контингент звонящих – разнообразный. В среднем это женщина 30+, с одним или двумя детьми, чаще погодками. Но поступают звонки и от матерей-одиночек, и от многодетных мам, и от мам особых детей (в среднем это примерно четверть от общего потока).

Звонят и совсем молодые мамочки с новорожденными, и зрелые женщины, которые не справляются с детьми-подростками. «Есть даже приемные родители, хотя на них мы поначалу совсем не рассчитывали — я была уверена, что у них есть своя поддержка. Но, видимо, в регионах не готовы отдельно работать с этой проблемой, нет сообществ, которые могли бы поддержать», — добавляет Мария.

Фото предоставлены проектом «Помощь уставшим мамам»

Телефон горячей линии «Помощь уставшим мамам» 8-800-222-05-45. Звонки бесплатные

В Украине с 1 июня к Международному дню защиты детей Национальная детская «горячая» линия вводит короткий номер, который используется в 26 европейских странах для консультирование детей по телефону.

Об этом во время круглого стола в Укринформе во вторник заявила президент общественной организации «Ла Страда-Украина» Екатерина Левченко, сообщает корреспондент агентства.

«С 1 июня 2017 года, с Международного дня защиты детей, Национальная детская «горячая» линия функционирует на базе ОО «Ла Страда-Украина», вводит консультации по европейскому номеру 116111. Таким образом, Украина стала еще одним европейским государством, присоединившимся к единой системе детского телефонного консультирования с единым европейским номером 116111″, — сказала Левченко.

Директор Департамента связи Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, Иван Хохотва в свою очередь проинформировал, что номер 116111 было выделено решением Нацкомиссии №131 от 14 марта 2017 года для организации в сетях мобильной связи.

«По состоянию на это время технические сети таких операторов, как «Киевстар» и «Life», могут оказывать поддержку этому номеру, осуществлять данную услугу. На днях ожидаем соответствующие документы от «Vodafone» и 3Mob», — добавил Хохотва.

В то же время, по словам Левченко, старый номер детской горячей линии — 0800500225 — также будет функционировать для тех, кто захочет обратиться за соответствующей консультацией со стационарного телефона.

«Просто этот новый короткий номер призван улучшить доступ детей к линии, чтобы они смогли обращаться по этиму номеру и делиться своими проблемами и сложностями», — резюмировала президент ОО «Ла Страда — Украина».

116111 — это гармонизированный европейский номер, введенный в 26 странах мира для услуг с особым общественным значением, а именно — исключительно для консультирование детей по телефону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *