Содержание
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ
Давайте попробуем дать определение, что такое здоровье. На первый взгляд всё кажется очевидным, но эта очевидность обманчива. Даже самый здоровый и сильный человек не может сказать, что обладает абсолютно нерушимым здоровьем и никогда не будет ни болеть, ни стареть.
Абсолютным здоровьем обладали наши прародители — Адам и Ева. Только в их отношении мы можем дать определение здоровья в полном смысле слова: «Здоровое тело — это естественная гармоничность жизнедеятельности организма, а здоровый дух — состояние человека в неповрежденной образности и подобии Богу» (Силуянова И. В. Антропология болезни).
После грехопадения Адама и Евы ни один из их потомков не обладает и не может обладать абсолютным здоровьем тела и души, поскольку подчиняется духовным и физическим законам этого мира, также подверженного тлению.
Итак,в строгом смысле слова ни об одном современном человеке нельзя сказать, что он здоров. Можно говорить лишь о том, каждый человек более или менее здоров, или, что он более или менее болен. Поясним эту мысль:
a) Не существует абсолютных критериев здоровья. Каждый человек уникален. Сами нормы здоровья со временем меняются по причине «субъективности человеческих критериев и прогрессирующего развития современной диагностики» (Силуянова И. В. Антропология болезни).
b) Болезни в явной или скрытой форме присутствуют в каждом человеке, даже если в настоящий момент он чувствует себя здоровым. И. В. Силуянова в книге «Антропология болезни» пишет: «Генетическая диагностика выявляет, что практически здоровый человек может быть носителем патологии, которая способна развиться в любой момент его жизни и жизни его детей».
c) Любое здоровье, даже самое крепкое, является временным. Рано или поздно любой человек стареет и умирает.
Повторимся, можно говорить лишь об относительном здоровье. Жан-Клод Ларше определяет его как «состояние неустойчивого баланса жизненных сил и сил, им противодействующих, где преобладание первых над последними весьма условно» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения).
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ
Конечно, телесное здоровье является более предпочтительным, чем болезнь, которая воспринимается как зло и следствие грехопадения. Здоровый человек обладает большими возможностями проявлять любовь к Богу и ближним, и его здоровое тело должно помогать душе идти к главной цели — обожению. Поэтому совершенно оправданными являются молитвы о здоровье и пожелание человеку здоровья и многолетия.
Однако эта ценность также является относительной: телесное здоровье не обладает самодостаточной ценностью само по себе, в отрыве от здоровья духовного. Здоровье тела не является показателем здоровья души. Обладая внешне здоровым телом, внутренне человек может быть болен. Поэтому архимандрит Иоанн (Крестьянкин) увещевает родителей: «Если Вы не будете своих чад причащать, то они при отличном состоянии здоровья будут живыми мертвецами» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство причащения).
Более того, телесное здоровье может приносить духовный вред. Как часто мы видим, что «здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).
Если болезнь — это устроение Господа и с этим надо смирится и благодарить, то лечить болезнь с медицинской точки зрения (лекарствами, операция и т.п.) — это неправильно?
По замыслу Божию, человек предназначен для вечной жизни, для Царства Небесного, средствами достижения которого и спасения может быть как здоровье, так и болезни. Давайте теперь поговорим непосредственно о значении болезней в духовной жизни.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДУШИ
Болезни при правильном их переживании могут стать средством очищения и спасения души, о чем свидетельствует Священное Писание: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в одном из своих писем говорит о том, что «полюбил страдание, так удивительно очищающее душу» (Лука Войно-Ясенецкий, свт. Я полюбил страдание). Игумен Никон (Воробьев) также подчеркивает это исключительное значение болезней и скорбей в деле спасения современных людей: «О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Ему вторит и Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), говоря, что «только скорби и ходатайствуют о нашем спасении».
Пользу болезней для здоровья души можно показать на примере того, как они помогают исполнять заповеди блаженства (Мф. 5:3-11).
Блаженны нищие духом (Мф. 5:3). Болезнь является «экзаменом на духовную зрелость» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Скорби) — она ставит человека в сложные и непривычные обстоятельства, в которых он может увидеть себя с новой стороны, лучше узнать свои грехи и страсти, свою духовную нищету. Познание своей телесной и духовной слабости производит спасительное смирение: о том же пишет епископ Вениамин (Милов): «Скорби глубоко смиряют человеческую гордыню и выбивают у человека опоры себялюбия и надмения».
Блаженны плачущие (Мф. 5:4). Под плачем в данном случае святые отцы-экзегеты обычно понимают покаянный плач о своих грехах, который зачастую бывает вызван в человеке именно болезнью. Покаяние в таком случае выступает в двух качествах: «покаяние словом» как искреннее раскаяние в содеянном и «покаяние делом» — терпеливо переносимая болезнь (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинства Церкви).
Блаженные кроткие (Мф. 5:5). Болезнь утишает страсть гнева и приводит человека в состояние кротости, поскольку, во-первых, у больного зачастую не остается сил на гнев, а во-вторых, он ищет помощи и внимания ближних и старается отплатить им ласковым обращением, понимая, что гневливость может отпугнуть их заботу.
Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6). Жажда правды в данном случае часто трактуется святыми отцами как жажда праведности (Иларион Алфеев, митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II. Нагорная проповедь). Неверующему, невоцерковленному, или пораженному страстями человеку болезнь дает возможность и повод обратиться к Богу. Возможность заключается в том, что у больного, который перестает работать, появляется больше свободного времени; человек преимущественно находится в однообразной больничной или домашней обстановке и лишается «впечатлений мирской жизни с ее шумом и сутолокой, отвлекающей от углубления в тайники духа» (Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело). А поводом к обращению является нужда больного искать помощи, но, «как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Спасение). Также жажду правды можно понимать как жажду справедливости. Больной сталкивается с тем, как несправедливо ведут себя немилосердные люди по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и вообще друг ко другу, и испытывает жажду справедливости. Это побуждает его, во-первых, самому быть милостивым. Во-вторых, он понимает, что найти справедливость в полноте можно только в Царстве Божием, и начинает сильнее стремиться к Богу и Его вечной правде.
Блаженны милостивые (Мф. 5:7). Милосердие, которое выражается в благотворительности и уходе за больными, может оздоровить душу того, кто его оказывает, потому что оно «есть горькое лекарство для исцеления нашей черствости, нечувствительности к чужому горю, возможность обретения способности сострадать и любить» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человекас христианской точки зрения). Милосердие указано Господом в качестве одного из способов служения Ему: Был болен и вы посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне (Мф. 25:40). Оно уподобляет человека Богу: Будьтемилосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36).
Блаженны чистые сердцем (Мф. 5:8). Болезненная слабость тела очищает сердце человека, поскольку ограничивает его деятельность, не позволяет действовать по страсти, и таким образом страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4:1). Например, страдающего чревоугодием человека поражает болезнь желудка, и он вынужден ограничивать объем и разнообразие блюд, что может помочь ему справиться со своим пристрастием к вкусной и обильной пище.
Блаженны миротворцы (Мф. 5:9). Миротворческое значение болезни состоит в том, что она не допускает человеку совершать тех грехов, которые отравляли его отношения с другими людьми. Она напоминает о близости смерти, которое побуждает человека очистить свое прошлое, в том числе примириться с ближними. Игумен Никон (Воробьев) советует находящемуся в болезни: «Помирись и со всеми людьми, помирись так, чтобы люди почувствовали твое сокрушение — и сердцем, а не языком простили тебе, и сама всем прости» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).
Блаженны изгнанные за правду (Мф. 5:10) и блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:11). Правду в данном случае нужно понимать как праведность, а болезнь как своеобразное «гонение», происходящее от естественных причин или от бесов и попускаемое праведнику для пользы его души. Болезни умножают в праведнике веру, поскольку в них особенно проявляется действие Божественной благодати, дарующей терпение и исцеление.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12). Все перечисленное выше служит наградой больному в этой жизни и является залогом вечного спасения: «Страдания смягчают вину греха, уравновешивают в какой-то мере вину, по закону возмездия и справедливости. Страдающих в этом мире ожидает более благоприятная участь в будущем веке, чем живущих легкой жизнью. Об этом говорит Сам Господь в притче о богатом и Лазаре (см. Лк. 16:19-31)» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2).
МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА, ЧТОБЫ ИСЦЕЛИТЬСЯ
Это долг наш молитвенный. Из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы особо чтим тех, через кого этот дар жизни получили. Но в этот день мы поминаем не только родителей и близких родственников, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных. По слову Господа Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.
Болезнь, переживаемая в Боге, с терпением и благодарением Ему, может служить лестницей, возводящей человека к святости. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Святые отцы болезни, терпеливо переносимые, уподобляют мученичеству, а мученикам венцы светлые уготованы и вечная радость» (Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем). Об этом же свидетельствует архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Сколько Божиих людей провело всю жизнь свою в болезнях и в застенках, и благодарили Бога. И душа их не только не потерпела ущерба, но засияла светлее злата и возросла до таких высот духовности, что стали они, эти Добровольные страдальцы, святыми» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинства Церкви).
ТЕРПЕЛИВОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ
Говоря о пользе для души правильно переживаемой болезни, стоит особенно выделить добродетель терпения. Терпеливо переносимая болезнь является спасительным несением креста по заповеди Господа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).
Преподобный Никодим Святогорец различает вольное и невольное терпение болезней (см. книгу «Невидимая брань»). Вольное терпение подразумевает веру в то, что все скорби посылаются по воле Божией, а также добровольную покорность Его воле, что позволяет больному пребывать в душевном покое. Такое мирное душевное состояние благотворно влияет и на телесное здоровье. Невольное терпение означает, что больной настолько сильно желает выздоровления, что это желание приводит его в «состояние нетерпеливости» и мешает мирному состоянию души.
Человек, терпеливо переживающий болезнь, получает помощь от Бога: «Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет, кто принимает наказание, как послушный ребенок от родителей своих. Господь поддерживает его, точно за руку ведет — ведет по пути спасения» (Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается). Эта помощь не всегда означает ослабление болезни или полное исцеление. Человек, если это полезнее для его души, может через терпение и молитву получить от Бога более ценную духовную помощь — духовные силы далее терпеть продолжительную болезнь и «радость духовную, превозмогающую все болезни телесные и все скорби мира сего преходящего» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Вскоре сердце терпеливого начинает благодарить Бога.
И. В. Силуянова выделяет несколько аспектов терпеливого перенесения болезней как христианского подвига: «Во-первых, подвиг интеллектуальный, то есть разумное постижение подлинного устроения человека и благоустроенности мира. Во-вторых, подвиг нравственный, в котором человек сознательно принимает и соглашается терпеливо и смиренно переносить страдания. В-третьих, подвиг духовный — молитвенный, благодарственный. Душа, предавшаяся воле Божией, в молитве переносит всякую болезнь легче».
Игумен Никон (Воробьев) призывает больного не роптать, считать себя достойным болезни по своим грехам и просить милости Божией, говоря: «Достойное по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. Эту молитву игумен Никон заимствует у святителя Игнатия Брянчанинова, см.: Игнатий Брянчанинов, свт. Письма к разным лицам. Том 6. Письмо 42)
Тому, кто находится в неизлечимой болезни, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует «терпеливо нести свою болезнь, …подлечиваться и только». А святитель Афанасий (Сахаров) предлагает находящимся в болезни утешиться словами Христа: «В мире будете скорбеть, но дерзайте, я победил мир (см. Ин. 16:33)» (Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем).
Несмотря на положительное значение болезней для души, терпеливое отношение к ним и благодарность Богу, здоровый человек не должен желать наступления болезней и каким-либо образом способствовать их возникновению, поскольку в этом содержится «дерзость» и «самонадеянная гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. Глава 56. Чаша Христова).
Конечно, недуг может нанести человеку и душевный вред, если в болезни он приходит в нетерпение, унывает, озлобляется, ропщет на Бога. В таком случае не нужно думать что Бог «нарочно» попустил болезнь, чтобы человек впал в грехи и был за них осужден. Человек, в каких бы обстоятельствах он ни находился, грешит или совершает добродетель по собственному произволению, о чем свидетельствует апостол Иаков: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13-14). В таком случае можно предположить, что болезнь была попущена человеку для исправления его жизни, однако он собственным выбором отверг руководство Бога и продолжил грешить; возможно, если бы не было этой болезни, человек впал бы в еще более тяжкие грехи.
ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С БОЛЕЗНЬЮ
Деятельность больного бывает ограничена предписаниями врачей и священника, состоянием его душевных и телесных сил, в том числе в связи с возрастом. Христианин призван принимать эти ограничения с благодарностью и смирением, как посылаемые Богом для спасения его души, и действовать в соответствии с ними.
Тот, кто не принимает своей немощи и связанных с этим ограничений, не следует предписаниям врачей, трудится из последних сил — противится воле Божией. Подобное нетерпение может служить причиной гибели души.
Пример архимандрита Иоанна (Крестьянкина) показывает, что в связи с возрастом и болезнью он смиренно прекратил посещение церковных служб и прием посетителей. В этих обстоятельствах он нашел положительный для его души смысл — у него появилось больше времени для уединенной молитвы.
Кроме того, болезненное состояние может накладывать ограничения на принятие монашеского пострига и вступление в брак, поскольку то и другое требует «много сил: и физических, и нравственных, и духовных» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Семейная жизнь).
Таким образом, мы рассмотрели значение болезней для духовной жизни человека. А в следующей статье расскажем о том, что говорят об исцелении души и тела святые отцы.
Продолжение темы разговораУТЕШЕНИЕ В БОЛЕЗНЯХ, СЛУЧАЮЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. «НЕ ПАДАЙ ДУХОМ, БОГ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЕТ РЯДОМ С ТОБОЙ И НИКОГДА ТЕБЯ НЕ ОСТАВИТ».
Алексей Мигальников,
студент 4 курса МОСКОВСКОЙ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Духовное Выравнивание обладает силой убедить людей в космической любви, которую изливает на них Небесный Отец, чтобы разбудить и укрепить их стремление к Богу. Поскольку любовь не имеет формы, Он использует «чудеса» как свидетельство своей любви. Результаты, которые оставило и до сих пор оставляет Духовное Выравнивание у людей, поистине впечатляют.
«Я беспрерывно улыбался и даже смеялся, пытаясь привыкнуть к тому, как теперь движется моё новое тело. У меня было такое ощущение, как будто мне дали новое тело.»
«Я был у Вас в Берне на лечебном сеансе. Я могу сказать лишь одно: свершилось чудо. С самого моего детства у меня постоянно были проблемы со спиной — сколиоз, болезнь Шейермана, одна нога была длиннее другой. Что я только ни делал. Однако такого ощущения, какое не покидает меня со вчерашнего дня, у меня не было никогда. Мне кажется, меня выпустили из тюрьмы на волю. Впервые в жизни (насколько я себя помню) я чувствую себя в своём теле свободно и комфортно. Это феноменально. Огромное спасибо».
Болезнь начинается, когда человек перестает понимать свой организм. Чтобы вылечиться, необходимо сначала понять себя.
Понимать язык лекарств и болезней и, более того, связать эти два языка «законом подобия», благодаря которому мы имеем твердую почву под ногами при выборе лечения. Комплекс симптомов, характеризующий заболевание, указывает нам лекарство для излечения.
Однако, понимание этого языка не приходит само собой, ему надо учиться — притом учиться и врачу, и больному.
Когда понимаешь, что ничто не заменит собственные усилия, появляется и терпение, и усидчивость, необходимые для подбора нужного лекарства.Осознание этого побудило отказаться от предубеждения против самолечения.Самолечение дополняет лечение у врача. Для излечения необходимо равноправие врача и больного.
Необходимо «вдохнуть» в человека веру в собственные силы, чтобы он доверял собственным знаниям, суждениям, ощущениям и совести не меньше, чем официально принятым и другим чужим мнениям.
Болея, человек должен иметь мужество прислушаться к собственному организму и суметь выразить свои ощущения. И тогда болезнь не станет неотвратимой судьбой, на произвол которой отдан беспомощный человек, а будет воспринята как нарушение физиологического процесса, в исправлении которого сознательно участвует сам заболевший человек.
Со времен Гиппократа здоровье понимали как равновесие жизненных сил/соков, а болезнь — как преобладание одной из сил/соков -алькмаион. «Если один из них выступает самостоятельно, он становится заметным и причиняет человеку страдания» (Гиппократ).
Когда человек заболевает, он чувствует, что что-то не так, не в порядке, не ладится, чего-то не хватает. «Задача врача состоит в том, чтобы восстановить нарушенное равновесие, сделать больного человека здоровым» (С. Ганеман).
Человек, только тогда когда мыслит самостоятельно, сможет вступить в плодотворный и исцеляющий диалог с природой. Тот, кто враждебно относится к симптомам, кто их отвергает, отрицает, пересиливает и вытесняет -тот глух ко всему, о чем они говорят, и никогда не добьется исцеления.
Внутреннее состояние отличается от внешних проявлений: величайшая трудность состоит в том, что внутренняя организация, индивидуальная для каждого организма и определяемая на-понимае болезни и лечения.
Кто относится к действительности как к целому, тот понимает свою задачу. Внутреннее состояние отличается от внешних проявлений: величайшая трудность состоит в том, что внутренняя организация, индивидуальная для каждого организма и определяемая наследственностью, лишь слабо намечена, в то время как внешние признаки, формируемые средой, сразу бросаются в глаза. И когда приходится выбирать между ними, то идут по наиболее легкому пути, взяв за основу внешние проявления, которые всегда на виду.
Внутреннее состояние определено только до настоящего момента. «Я думаю, что любая жизнь состоит из непрерывной цепи мгновений, где каждое из последующих предопределено предыдущим» (Ортега). От того, какое решение принимает человек сейчас, зависит его будущее.
В решающий момент, когда организм балансирует на грани нормы и патологии, человек чаще всего не знает, что ему делать. Стараясь вернуть внутреннюю гармонию, он либо выбирает наилегчайший, сразу бросающийся в глаза путь, подавляя и загоняя внутрь появившиеся первые, еще не очень сильные, симптомы аллопатическими лекарственными средствами, либо легкомысленно их игнорирует, стараясь сохранить душевное спокойствие.В результате возникающая в организме дисгармония усиливается и возникает состояние, которое Ганеман назвал «расстроенной жизненной силой» . Когда природа не может молча справиться с этим разладом (самоизлечение), она подает сигналы индивидуальному сознанию — появляются различные симптомы.Человек с установкой на излечение улавливает в симптомах то, что его может исцелить, и при помощи подобных или соответствующих признаков у лекарства находит исцеляющее его средство. Shnilia similibus curantur (подобное излечивается подобным) — излечивающее лекарство следует узнавать и применять исходя из сходства симптомов (закон подобия). Истинное лекарство устраняет все симптомы, имеющиеся у больного в данный момент (относительное излечение).
Кто относится к действительности как к целому, тот понимает свою задачу. Внутреннее состояние отличается от внешних проявлений: величайшая трудность состоит в том, что внутренняя организация, индивидуальная для каждого организма и определяемая наследственностью, лишь слабо намечена, в то время как внешние признаки, формируемые средой, сразу бросаются в глаза. И когда приходится выбирать между ними, то идут по наиболее легкому пути, взяв за основу внешние проявления, которые всегда на виду. Внутреннее состояние определено только до настоящего момента.
«Я думаю, что любая жизнь состоит из непрерывной цепи мгновений, где каждое из последующих предопределено предыдущим» (Ортега).
От того, какое решение принимает человек сейчас, зависит его будущее.В решающий момент, когда организм балансирует на грани нормы и патологии, человек чаще всего не знает, что ему делать. Стараясь вернуть внутреннюю гармонию, он либо выбирает наилегчайший, сразу бросающийся в глаза путь, подавляя и загоняя внутрь появившиеся первые, еще не очень сильные, симптомы аллопатическими лекарственными средствами, либо легкомысленно их игнорирует, стараясь сохранить душевное спокойствие.В результате возникающая в организме дисгармония усиливается и возникает состояние, которое Ганеман назвал «расстроенной жизненной силой» . Когда природа не может молча справиться с этим разладом (самоизлечение), она подает сигналы индивидуальному сознанию — появляются различные симптомы.
Человек с установкой на излечение улавливает в симптомах то, что его может исцелить, и при помощи подобных или соответствующих признаков у лекарства находит исцеляющее его средство. Shnilia similibus curantur (подобное излечивается подобным) — излечивающее лекарство следует узнавать и применять исходя из сходства симптомов (закон подобия). Истинное лекарство устраняет все симптомы, имеющиеся у больного в данный момент (относительное излечение).
Тот, кто не относится к действительности как к целостности, не может понять свою задачу. Не видя целостности, все внимание обращает на частности: кто их ищет — тот найдет, а они найдут его. Так и делят действительность на то, что радует глаз, — хорошее, и на то, что мешает, — злое. «Основатели медицины верили, что все сильнодействующее, все, что сильнее человеческой природы, приносит вред, и старались его устранить» (Гиппократ).
Стоило только взять принцип разъединения за основу, как дальше все пошло своим ходом. Внутренняя сила организма и внешняя сила лекарства стали враждебны друг другу: каждая борется за свои позиции, пытаясь уничтожить другую. На этот принцип, царящий в современном мире, ориентируется и аллопатическая медицина: Contrania contraniis curantur (противоположное излечивается противоположным) — все, что не укладывается в рамки «нормы», насильственно приводится в «норму» или уничтожается.В соответствии с этим принципом «контра — анти — против» при жаре врачи традиционной медицины назначают жаропонижающие средства, при инфекции — антибиотики, при спазмах — спазмолитические средства и т. д. Все неприятные ощущения подавляются. Тем самым человек все дальше и дальше удаляется от состояния естественной внутренней гармонии. Взаимодействие внутренних сил организма блокируется. Мало того, создаются препятствия для установления в будущем естественного равновесия в организме, все больше перестраивая его на равновесие, поддерживаемое искусственно, насильственным путем. Происходит нечто пагубное — создаются условия для развития хронических заболеваний.
Сначала понемногу и незаметно, а затем быстрее человек все больше удаляется от здорового состояния. Разлад все больше прогрессирует и заканчивается разрушением организма, если только лечение не останавливает его и не обращает вспять. Пока выведенная из равновесия жизненная сила обращается к сознанию, сигнализируя о нездоровье появлением разнообразных симптомов, пока человек способен ее услышать и понять, излечение возможно. В противном случае, по моему мнению, можно только с помощью технических средств искусственно создать и поддержать равновесие, что становится с каждым часом делать все трудней и трудней.
Даже при хронической болезни имеющиеся симптомы указывают на излечивающее лекарство, и я не думаю, что хроническое заболевание следует лечить по иной схеме. Но правильное представление формирует правильное обучение, от которого зависит, правильно ли врач воспринимает и анализирует имеющиеся симптомы, подбирая соответствующее лекарство.
При хроническом заболевании среди всех имеющихся симптомов основополагающее значение имеют симптомы, связанные с психическим состоянием.
История болезни
Однажды, когда я замещал врача, находившегося в отпуске, меня пригласили к мужчине среднего возраста. По всем правилам аллопатической медицины его лечили пенициллином, так как он пять недель назад перенес воспаление легких. На второй день у него спала температура. Все объективные данные при обследовании через три-четыре недели были в порядке, но пациент чувствовал себя «просто нездоровым»Он жаловался на потливость, быструю утомляемость, отсутствие аппетита, бессонницу, слабость, апатию. По указанию врача он вышел на работу, но через восемь дней снова слег с высокой температурой и кровавой мокротой. Я констатировал такое же, как и предыдущее, воспаление легких и, так как я заменял коллегу, хотел также назначить пенициллин. Но случайно я немного раньше в этом же доме лечил гомеопатически мужчину того же возраста от «такой же» болезни. Мой пациент температурил семь дней, а через четырнадцать дней вышел здоровым на работу. Больной, к которому меня теперь вызвали, требовал, чтобы его лечили «точно так же». Я объяснил, что тогда ему придется выдержать семь дней высокой температуры. Он был согласен. События развивались, как и предполагалось, — через семь дней температура спала и появился аппетит, а еще через четырнадцать дней пациент сам пошел на работу, без всякого нажима со стороны врача, потому что теперь он чувствовал себя здоровым и субъективно.
Часто при гомеопатическом методе лечения больному вначале приходится пережить неприятные ощущения, обусловленные болезнью (высокая температура, кашель, боли, слабость, учащенное сердцебиение и т. д.). Однако я не думаю, что пациент окажется в выигрыше, если их устранить, — в этом случае упускается самое главное — излечение.
Самой древней, надежной и знающей меру врачевательницей является природа. Она создавала и развивала жизнь на протяжении многих миллионов лет, прежде чем ее поздний отпрыск — homo sapiens («человек разумный») — придумал и изготовил свою природоведческую технику. Она задолго до появления правил обязательного медицинского страхования (имеется в виду западно-германский закон «Об обязательном медицинском страховании») сделала свое лечение экономным и не превышающим меру необходимого.
Естественная, природная регулирующая функция является основой медицинского искусства. «В медицинской науке все врачи должны придерживаться естественного пути исцеления» (Гиппократ). Мы не должны заменять или подавлять саморегулирующую функцию организма, медицина должна ее дополнять. Не следует приписывать действие защитных сил организма по восстановлению здоровья нашему искусству, это ненаучно.
Сначала природа лечит в тишине и одиночестве. Сознание информируется о нарушениях только тогда, когда оно должно принять участие в процессе излечения. Все представители естественного метода лечения от Гиппократа до Ганемана едины в том, что к знакам (симптомам), которые подает природа, надо прислушиваться с величайшим вниманием, тщательно их изучать, учиться правильно их понимать и руководствоваться их указаниями. Это и является величайшей врачебной мудростью.
К «благоговению перед жизнью» (А. Швейцер) относится стремление избежать насилия в отношении природы. «Насилием здесь ничего не сделаешь» (Парацельс). «Чего природа не хочет открыть сознанию, к тому вынудить ее невозможно» (Гете). «На насильственные вопросы даются жалкие ответы» (Йог. фон Мюллер).
Основное отношение к природе — это отношение между матерью и ребенком. Ребенок воспринимает все точно, быстро и эффективно, принимает это как само собой разумеющееся и следует указаниям без церемоний. Обычно ребенку требуется столько времени для выздоровления, сколько взрослому требуется, чтобы заметить свою болезнь.
Взрослые «слышат» природу намного хуже. «Понимание природы само собой к взрослым не приходит, им надо все объяснить» (Экзюпери). У них голова забита планами, намерениями и различными предприятиями. Чем дальше они уходят от природы (и Слона), тем труднее они ее постигают. «Они не понимают, даже если услышали, — они как глухие» (Гераклит). Кроме того, людей учат, что надо быть твердыми, не хныкать и не бежать к доктору из-за всякого пустяка.
Тот, кто не верит, что в решающий момент природа проинформирует его своевременно, точно и в необходимом объеме, окажется в этот момент невнимательным к ее голосу.