Понтий пилат и Иисус

День: 24 марта
Положение во Гроб

Иисус Христос на суде у Пилата. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского).

Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны — римского правителя (игемона или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат. По случаю праздника Пасхи, Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории, то-есть в доме главного судьи, претора. Перед преторией была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон, а по-еврейски гаввафаа.

Рано утром, в ту же пятницу, первосвященники и начальники иудейские привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхой входом в дом язычника. Пилат вышел к ним на лифостротон и, увидев членов синедриона, спросил их: «в чем вы обвиняете этого Человека?» Они отвечали: «если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал им: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите». Они же сказали ему: «нам не позволено предавать смерти никого». И начали обвинять Спасителя, говоря: «Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем». Пилат спросил Иисуса Христа: «Ты Царь Иудейский?» Иисус Христос ответил: «ты говоришь» (что значит: «да, Я Царь»). Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал. Пилат сказал Ему: «Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений». Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился. После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус Христос сказал ему: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?) «Разве я иудей?» — ответил Пилат, — «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?» Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне царство Мое не отсюда». «Итак Ты Царь?» спросил Пилат. Иисус Христос ответил: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса». Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян. Пилат сказал Ему: «что есть истина?» И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: «я не нахожу никакой вины в этом Человеке». Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Пилат, услышав о Галилее, спросил: «разве Он Галилеянин?» И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме, Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг: от Матф., гл. 27, 2, 11-14; от Марка, гл. 15, 1-5; от Луки, гл. 15, 1-7; от Иоанна, гл. 18, 28-38.

П: Имя?
И: Иисус. А ваше?
П: Понтий Пилат.
И: Очень приятно.
П: Ты так считаешь?
И: А вы нет?
П: Ты еврей, Иисус?
И: А почему вы спрашиваете?
П: А почему ты отвечаешь вопросом на вопрос?
И: Вы антисемит?
П: А почему тебя это беспокоит?
И: Нет, почему ВАС это беспокоит?
П: А кто тебе сказал, что меня это беспокоит?
И: А зачем вы спрашиваете?
П: А я должен тебе давать объяснения что, почему и у кого я спрашиваю?
И: А я должен давать ответы на вопросы неясного содержания неизвестно кому?
П: То есть ты сомневаешься в моих полномочиях задавать тебе вопросы? Ты не веришь что я Понтий Пилат, прокуратор Иудеи?
И: А какие у вас доказательства?
П: А я должен тебе это доказывать?
И: А почему нет?
П: А почему да?
И: А почему нет?
П: Иуду знаешь?
И: А должен?
П: Ты можешь ответить на вопрос?
И: А вы?
П: Это ты вёл проповеди и предсказывал смену власти?
И: Это вам кто сказал?
П: А это относится к делу?
И: А у вас ко мне какое-то дело?
П: Тебе не кажется, что ты переходишь всякие границы?
И: Вы так думаете?
П: Это ты ходил по воде, аки по суху и исцелял тяжело больных?
И: А если головой подумать?
П: Это ты называл себя сыном Божьим?
И: Что вы хотите чтобы я ответил?
П: А правду сказать не судьба?
И: А я похож на сумашедшего?
П: А если я велю тебя казнить? На кресте распну?
И: А за что?
П: А разве недостаточно всего вышеперечисленного?
И: А может всё-таки потому, что я еврей?
П: А ты таки еврей?
И: А разве не сын Божий?
П: Это можно считать признанием?
И: А разве не вы cами это сказали 11-ю строчками выше?
П: А разве я не твои слова повторил?
И: А вы разве слышали?
П: А если ты это говорил не при мне?
И: А как бы вы тогда это слышали?
П: Ты думаешь у меня нет осведомителей?
И: А вы уверены в их осведомлённости?
П: А может всё-таки сразу на крест?
И: А может вы всё-таки антисемит?
П: А ты таки еврей?
И: Где я это сказал?
П: Ты мне надоел! Казнить его немедленно!
И: Вы таки антисемит.
П: Ты таки еврей.
(Lurkmore)

Рано утром в пятницу иудеи повели Иисуса к римскому правителю иудейской земли – Пилату Понтийскому. В дом к нему они не вошли – боялись оскверниться, стали у крыльца. Это было в пятницу утром, а вечером они должны были праздновать Пасху, и в такой день войти в дом язычника считалось грехом. Пилат, узнав, что к его дому идет большая шумная толпа иудеев и ведет связанного Христа, вышел и спросил, в чем они обвиняют этого человека. «Если бы Он не был злодеем, мы бы не привели Его к тебе», – ответили они. «Но если Он злой человек, возьмите и судите Его по вашему закону», – сказал Пилат. «Нам никого не позволено наказывать смертью. А Его следует казнить. Он обманывает народ, призывает не платить кесарю (римскому государю) подати, называет Себя Христом, Царем», – сказали иудеи. Пилат спросил Господа, правда ли, что Он – иудейский Царь. «Правда. Я Царь», – ответил Иисус. Правитель увел Христа в дом и уже наедине спросил, неужели перед ним в самом деле иудейский Царь. «Ты это от себя говоришь или другие тебе обо Мне наговорили?» – поинтересовался Учитель. «Разве я иудей? Это Твой народ и первосвященники передали мне Тебя. Что же Ты сделал?» – обратился к Нему Пилат. Тут Иисус сказал, что Он Небесный Царь, а не земной, что Он родился для того, чтобы научить людей истине, правде.

Видя, что Христос ни в чем не виноват, Пилат вышел к первосвященникам и объявил им, что никакой вины за Этим Человеком он не нашел. Иудеи стали кричать, что Иисус виноват, но Он молчал. «Что же Ты ничего не отвечаешь? – обратился к Нему Пилат. – Видишь, как они на Тебя наговаривают». Но Христос не оправдывался, и Понтий Пилат удивился этому.

У Ирода

В это время на праздник Пасхи в Иерусалим приехал правитель Галилеи (другой области израильской страны) Ирод. Это не тот Ирод, который хотел убить Иисуса, когда Он был Младенцем, и казнил вифлеемских младенцев. Тот Ирод давно умер. Когда Пилат узнал, что Христа называют галилеянином, то послал Его к Ироду. Пилату хотелось устраниться от этого дела. Пусть лучше Ирод, с которым Пилат был в ссоре, разбирается, как знает, с этими иудеями, которые так кричат и требуют смерти невинного Христа.

Когда к Ироду привели Иисуса, правитель попросил Его сделать какое-нибудь чудо. Но Господь творил чудеса не для чьего-то удовольствия и не на показ, поэтому даже разговаривать с Иродом отказался. Ирод, увидев, что Христос ни в чем не виноват, только посмеялся над Ним, велел надеть белую одежду и отослать назад к Пилату, с которым с этого времени примирился.

У Пилата

Когда Иисуса Христа опять привели к Пилату, тот сказал первосвященникам, что не верит в справедливость их обвинений и не видит, в чем виноват Этот Человек. Ирод тоже не нашел ничего такого, за что Христа следовало бы убить. Поэтому Пилат решил все же наказать Иисуса, а затем отпустить Его.

У евреев в то время существовал обычай прощать и отпускать на свободу в праздник Пасхи какого-нибудь иудея, посаженного в тюрьму. Поэтому Пилат предложил народу, исполняя обычай, отпустить на свободу Царя иудейского Иисуса, называемого Христом.

И что же?! Иудеи, наученные первосвященниками, кричали: «Не Его, а Варавву!» А этот Варавва был разбойником, грабителем и убийцей.

«Что же мне делать с Иисусом?» – спрашивал Пилат иудеев.

«Распять! Распять Его!» – кричали те. «Что же плохого Он сделал? – спросил Пилат. – Я ничего не нашел такого, за что Его следовало бы предать смерти. Я накажу Его, но все-таки отпущу».

Однако иудеи еще громче стали требовать распять Христа.

Тогда Пилат велел бить Иисуса. Воины увели Его во двор, надели на Него багряницу (красную одежду), сплели венок из терния (из кустарника, на ветках которого есть большие и острые, как иглы, колючки), возложили этот венок Ему на голову, дали в правую руку палку и, становясь перед Ним на колени, издевались над Господом, кланялись и с насмешкой говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», били по щекам, тростью по голове и плевали Ему в лицо.

Пилат опять вышел к иудеям и сказал: «Я выведу Его к вам, чтобы вы видели, что не вижу за Ним никакой вины». Вывели избитого, израненного, всего в крови Иисуса. Пилат думал, что иудеи сжалятся, увидев Его в таком состоянии. Указывая на Христа, он сказал: «Это – человек! Неужели вам не жалко Его? Он так скромен, что молчит и даже не оправдывается».

Но страдания Иисуса не тронули злых сердец первосвященников и служителей. Они еще громче закричали: «Распять! Распять Его!»

«За что я распну Его? – спросил Пилат. – Сами убивайте, а я считаю Его невиновным».

Иудеи не унимались. Они кричали, что по их закону Он должен умереть, так как называл Себя Сыном Божьим.

Пилат испугался. Кто же все-таки Этот Человек? Царь? Сын Божий? Правитель ушел в дом и опять спросил Христа, откуда Он, может быть, Он Бог? Иисус не отвечал. Пилат обиделся: «Ты мне не отвечаешь? Разве Ты не знаешь, что я могу распять Тебя и могу отпустить?» «Нет! Ты надо Мной не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе свыше!» – промолвил Христос.

С этого времени Пилат хотел отпустить Его. Но иудеи стали пугать и самого Пилата: «Если ты отпустишь Иисуса, значит, не любишь кесаря (своего государя). Всякий, кто называет себя царем, противник государю. И Этот Иисус, Который называет Себя Царем, его враг».

Пилату все-таки хотелось освободить Христа. Он вывел Его на крыльцо, у которого стояли иудеи, и сказал им: «Смотрите, вот Царь ваш!» (Посмотрите на Этого Человека: похож ли Он на Царя?) Но они снова стали требовать распятия Иисуса. Пилат обратился к иудеям: «Неужели распять вашего Царя?» «Нет у нас другого царя, кроме кесаря (римского царя)», – ответили ему первосвященники.

Пилат, видя, что ничто не помогает, а народ шумит еще больше, взял воды и умыл перед народом руки: «Я не виноват в смерти Этого Праведника. Вы отвечаете за это перед Богом». На это народ стал кричать: «Кровь Его на нас и на детях наших!» Они согласны были, чтобы Бог наказал их самих и детей их, если они напрасно убивают Этого Человека.

И вот, желая угодить народу, Пилат отпустил на свободу разбойника Варавву, а безгрешного Иисуса осудил на распятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *